Лицейская лирика пушкина конспект

Обновлено: 05.07.2024

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Обучение в Царскосельском лицее

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения. Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества. Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Гражданские мотивы в ранней лирике

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Дружба

Попав в Царскосельский лицей, Александр Пушкин получил нечто очень важное, а именно — настоящую дружбу, которую потом пронес через всю жизнь.

Это было очень важно для поэта, ведь от своих друзей он получил поддержку своего литературного таланта, чего ему не хватало дома.

Многие из лицеистов писали стихи, некоторые делали это значительно лучше Пушкина.

Но они никогда не смеялись над его стихами, а помогали ему развить талант.

Кстати, в присутствии таланта у молодого поэта никто из его друзей не сомневался.

Дружба и общность интересов настолько захватила поэта, что он множество стихов посвятил своим друзьям.

1. Пущину:

«Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

2. Дельвигу:

3. Кюхельбекеру:

4. Малиновскому:

Описание: Kiprensky_Pushkin.jpg

Лицей – период литературного ученичества. Пушкин использует и экспериментирует с тем, что уже есть в литературе, осваивает нечто новое, чтобы обрести себя. Универсализм Пушкина, его способность и желание творить в разных литературных родах проявляется уже в лицейскую пору.

В лицейском творчестве обычно выделяют два периода:

  • 1813-1815 – начальный период творчества. Характеризуется привязанностью к жанру дружеского послания.
  • 1816-начало 1817 – доминирование элегии.

Кто умер, кто влюблен,

Кого жена по морде

В котором огороде

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Капуста цвет дала

Но главное, что подхватывает у Батюшкова Пушкин, - культ творчества, уединенного труда, жизнь в мечте.

Где ландыш белоснежный

Сплелся с фиалкой нежной,

И быстрый ручеек,

В струях неся цветок,

Невидимый для взора,

Лепечет у забора.

Разрабатывая жанр элегии Пушкин следует за Жуковским. Смену жанровых предпочтений связывают с переломом в сознании поэта, с тем временем, когда он влюбляется в Бакунину. Поэт переходит к анализу своих душевных состояний, углубляется в себя, его лирика становится психологической.

Юношеская страсть к Бакуниной становится источником тех настроений, чувств, которые потребовали именно элегической формы. Девять элегий составляют этот цикл:

  • Опять я ваш, о юные друзья
  • Осеннее утро
  • Сну
  • Любовь одна веселье жизни хладной
  • Месяц
  • Элегия (счастлив, кто в страсти сам себе…)
  • Когда пробил последний счастью час
  • Друзьям (к чему веселые друзья)
  • Слово милой ( я Лилу слушал у клавира)

Любовь в этих элегиях – чувство сильное, но неразделенное. Герой разлучен с возлюбленной, потому погружён в воспоминания о ней. Любовь здесь – чувство идеальное, платоническое. Оно направлено не столько на конкретного человека, сколько на его внутренний образ. Такой, каким он предстает в воспоминаниях поэта. Состояние грусти, отчаяния от разлуки с возлюбленной усиливается благодаря использованию пейзажных реалий. В природе воцаряется осень, а вместе с ней одиночество, пустота. Герой оказывается один на один со своим чувством, и мучительное переживание расставания. Разлуки, страдание и становится основным лирическим переживанием.

Однако же, пройдя путь испытания чувством он снова возвращается на свой путь к друзьям, приобретя новый опыт:

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простерлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Уже в ранних элегиях Пушкин передает чувство как сочетание контрастов, борение противоположностей:

Любовь одна – веселье жизни хладной,

Любовь одна- веселие сердец.

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в увядшем сердце множит

Все горести несчастливой любви

И мрачное безумие тревожит.

Я слезы лью; мне слёзы утешенье,

И я молчу; не слышен ропот мой;

Моя душа, объятая тоской,

В ней горькое находит наслажденье.

О жизни сон! Лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое приведенье;

Мне дорого любви моей мученье-

Пускай умру, но пусть умру любя!

В стихотворении поэтизируется жизненное мгновение. Пушкин соединяет разные эмоции, разные ощущения в одном переживании. Душа лирического героя испытывает борение сильных чувств. Здесь и горести несчастной любви, разочарование и опустошение, им вызванные. Тревожное предощущение будущего. Контрастное восприятие времени: с одной стороны, Пушкин выражает ощущение краткости бытия, жизнь воспринимается лирическим героем как быстро пролетающее мгновение, с другой – он ощущает замедленный, тяжелый ход времени. Лирический герой говорит об увядшем, а, следовательно, не способном на сильный порыв сердце, и в то же время в финальном накале эмоций проявляет себя страстная душа.

В лицейских элегиях предстает возрождающийся человек, обогащенный опытом жизненных испытаний.

Но, следуя чьей-то манере, Пушкин быстро достигал ее вершин, начинал говорить по-своему:

А я, повеса вечно-праздный,

Потомок негров безобразный,

Взращенный в дикой простоте,

Любви не ведая страданий.

Я нравлюсь юной Красоте

Бесстыдным бешенством желаний.

Уже в ранней лирикеПушкину удается заговорить по-своему, обозначить свои повороты мысли. В Лицее он впервые сопрягает мысль о бессмертии в творчестве с идей духовной связи поколений:

Не весь я предан тленью;

С моей, быть может, тенью

Сын Феба молодой,

Мой правнук просвещенный,

И, мною вдохновенный,

на лире вздохнет.

Пушкин начал писать стихи довольно рано, и не всеми своими ранними работами он был доволен. Однако лицейская лирика Пушкина представляет большой интерес для исследователей, ведь именно в это время формируется поэтическая манера автора.

Лицейская лирика Пушкина

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения. Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества. Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Анализ лирики Пушкина

Обучение в Царскосельском лицее

Лицейская лирика пушкина стихи

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Первый триумф поэта

Лицейская лирика Пушкина кратко

Лицейская лирика Пушкина сочинение

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

Основные темы лирики Пушкина

Гражданские мотивы в ранней лирике

Перемены в лирике

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно - каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Лицейская лирика Пушкина: стихи (список)

Наиболее известные стихи Пушкина, написанные им в Царскосельском лицее:

Лицейская лирика

Выводы

Богатейший материал для исследования представляет собой лицейская лирика Пушкина. Кратко ее можно охарактеризовать как становление поэтической манеры писателя, в которой ярко проявился талант мастера всех жанров, а также умение работать со словом. Ведь уже в этих стихах виден гармоничный стиль, легкость и красота поэзии. Основные темы лирики Пушкина этого периода: поэзия, дружба, любовь.

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Обучение в Царскосельском лицее

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения. Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества. Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Гражданские мотивы в ранней лирике

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Дружба

Попав в Царскосельский лицей, Александр Пушкин получил нечто очень важное, а именно — настоящую дружбу, которую потом пронес через всю жизнь.

Это было очень важно для поэта, ведь от своих друзей он получил поддержку своего литературного таланта, чего ему не хватало дома.

Многие из лицеистов писали стихи, некоторые делали это значительно лучше Пушкина.

Но они никогда не смеялись над его стихами, а помогали ему развить талант.

Кстати, в присутствии таланта у молодого поэта никто из его друзей не сомневался.

Дружба и общность интересов настолько захватила поэта, что он множество стихов посвятил своим друзьям.

1. Пущину:

«Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

2. Дельвигу:

3. Кюхельбекеру:

4. Малиновскому:

Читайте также: