Среда обитания человека конспект по экологии

Обновлено: 05.07.2024

2. Естественная и искусственная среды обитания человека.

3. Социальная среда.

“Окружающая среда” - более широкое понятие. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания.

В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.

По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание второй, третьей сред, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране первой природы и усовершенствованию социальной среды.

Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя сводиться географической среде. Последняя охватывает лишь поверхности Земли (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания несводится к субстратной, вещественной основе. Она включает в себя и определенную систему общественных отношений, которые также образуют искусственную среду обитания человека.




Социальная среда - среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой. Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.

Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение (демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.

Тема 1. Среда обитания человека.

1. Окружающая человека среда и ее компоненты.

2. Естественная и искусственная среды обитания человека.

3. Социальная среда.

“Окружающая среда” - более широкое понятие. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека, а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания.

В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.

По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание второй, третьей сред, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране первой природы и усовершенствованию социальной среды.

Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя сводиться географической среде. Последняя охватывает лишь поверхности Земли (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания несводится к субстратной, вещественной основе. Она включает в себя и определенную систему общественных отношений, которые также образуют искусственную среду обитания человека.

Социальная среда - среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой. Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.

Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение (демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция №5 Среда обитания человека .

Окружающая человека среда и ее компоненты.

Естественная и искусственная среды обитания человека.

Окружающая человека среда и ее компоненты

В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.

По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание второй, третьей сред, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране первой природы и усовершенствованию социальной среды.

Естественная и искусственная среды обитания человека

Естественная природа охватывает гео- и биосферу, то есть ее материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, она представляет собой развивающуюся систему, и ее нельзя сводиться географической среде. Последняя охватывает лишь поверхности Земли (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека. Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда обитания несводится к субстратной, вещественной основе. Она включает в себя и определенную систему общественных отношений, которые также образуют искусственную среду обитания человека.

3. Социальная среда.

- социальная среда, в которой живет человек, его культурно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхождению связана с культурой, а не с природой. Социальная среда вырастает из биологической среды (сообщество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.

Таким образом, социальная среда жизни человека — это следующий уровень организации живой материи. С позиций самого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы качество жизни человечества, включая возможность его выживания, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение (демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосферы, а также исчерпание ее ресурсов.

1. сформировать представления об экологии и экологических факторах; научить приемам изготовления изделий из бросовых материалов.

2. привить любовь к родному краю и сформировать бережное, ответственное отношение к его природным богатствам, прививать навыки бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни, уметь работать в команде.

3. совершенствовать представления учащихся о воздействии факторов окружающей среды на организм человека, эстетический вкус, развивать умения работать в заданном темпе, высказывать свое мнение.

Методы и приемы развития интеллекта:

Инструменты и оборудование:

Оформление классной доски: тема и цель урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Проверим присутствующих на уроке, назначим дежурных.

Экология – наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах, которая исследует структуру и функционирование систем над организменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

Экологические факторы – свойства среды обитания , оказывающие какое – либо воздействие на организм . Любой организм в природе испытывает на себе воздействие самых разнообразных компонентов внешней среды. Любые свойства или компоненты окружающей среды, оказывающие влияние на организмы, называют экологическими факторами.

Окружающая среда с каждым годом становится все более загрязненной, экологическая обстановка в нашем районе, как и в целом во всем мире, ухудшается. Среди многочисленных факторов экологического загрязнения окружающей среды становится человек, который своими действия наносит вред природе.

Участвуя в работе нашей станции мы узнаем как много полезных веществ человек может из мусора превратить в полезные вещи, тем самым уменьшая загрязнения окружающей среды. Сегодня мы постараемся научиться изготавливать изделия из экологически чистых бросовых материалов – бытовых отходов.

А что по вашему, ребята, называется экологически чистым материалом?

Ответ учеников: материалы, которые в бытовых, домашних условиях не имеют запаха, негорючи, неядовиты.

Хорошо, вы правильно понимаете понятия экологии. Наш урок позволит вам развить фантазию, чувство эстетики. Мы научимся находить применение бросовым материалам, создавать изделия для оформления интерьера собственного дома, который будет радовать всех обитателей жилища своей простотой, оригинальностью и красотой.

Для этого вам предлагается набор материалов, которые являются уже ненужными для непосредственного потребления. Ваша задача: разбившись на группы, обосновать проблемы и сформулировать тему проекта, обсудить варианты, обосновать их, провести анализ возможных идей, выбрать оптимальную идею, экологически обосновать ее, разработать технологическую карту изготовления, вспомнить правила безопасности во время работы и изготовить выбранное изделие. При защите провести самооценку.

Требование к изделию: должно быть выполнено из бросового материала, допускается использование вспомогательных материалов, должно иметь практическое применение в условиях жилого помещения и жизнедеятельности человека.

Перед началом работы над проектом вы должны распределить обязанности. В каждой группе должен быть: руководитель, консультант, ответственный за технологическую карту, ответственный за вопросы организации работы и соблюдение правил техники безопасности.

Руководитель группы организует ход работы над проектом и защищает ее.

Консультант осуществляет связь с учителем по возникающим вопросам.

Ответственный за составление технологической карты определяет последовательность выполнения работы, подбирает материалы, инструмент, оформляет технологическую карту по предложенному трафарету.

Ответственный по вопросам организации работы и соблюдения правил техники безопасности следит за выполнением работы, согласно технологической карты и соблюдением правил ТБ.

Выполните работу и оцените результаты своей работы.

При работе над проектом помогайте друг другу, умейте выслушать друг друга, уважайте мнение других. Желаю вам удачи!

  1. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся организована в группах. Учащиеся работают над предложенным проектом.

Текущий инструктаж проводится при проведении обходов рабочих мест по направлениям:

- проверка организации рабочего места;

- контроль за соблюдением правил техники безопасности;

- контроль за ходом разработки проекта;

- консультирование учащихся по выбору темы проекта;

- консультирование учащихся при разработке технологической карты;

- контроль за ходом выполнения практической работы;

- консультирование по технологическим операциям.

4. Заключительный инструктаж.

Защита проектов учащихся.

Обобщение материала урока.

Разбор типичных ошибок и недочетов при выполнении практического задания.

Самооценка работ учащимися.

Уборка рабочих мест.

Результаты урока представлены в приложении (технологические карты и фотографии изделий).

Раздел ЕГЭ: 7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Она рассматривает особенности развития, размножения и выживания особей, структуру и динамику популяций и сообществ в зависимости от окружающей среды.

Среды обитания организмов

Условия существования — совокупность факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать.

Среда обитания (среда жизни) — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие. На нашей планете живые организмы освоили 4 среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

Среды обитания организмов

В процессе эволюции у организмов выработались различные приспособления к среде обитания — адаптации. Существует три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный путь, пассивный путь и избегание неблагоприятных воздействий. Адаптации можно разделить на биохимические, морфологические, физиологические, этологические и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Отдельные элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами. Выделяют следующие экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные .

Абиотические факторы — компоненты неживой природы. Биотические факторы — воздействие живых организмов друг на друга (взаимодействие между особями в популяциях и между популяциями в сообществах). Антропогенные факторы — деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др.).

Факторы среды имеют количественное выражение. По отношению к каждому фактору можно выделить зону оптимума (зону нормальной жизнедеятельности), зону пессимума (зону угнетения) и пределы выносливости организма. Оптимум — такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов максимальна. В зоне пессимума жизнедеятельность организмов угнетена. За пределами выносливости существование организма невозможно. Различают нижний и верхний предел выносливости.

экологические факторы

■ Абиотические факторы

  • Температура. Приспособления к колебаниям температуры: миграция — переселение в более благоприятные условия, анабиоз — состояние резкого угнетения жизненных процессов, когда видимые проявления жизни временно прекращаются (спячка — животные, споры — микроорганизмы, цисты — простейшие).
  • Свет. По отношению к свету различают растения: светолюбивые — растения открытых, постоянно освещаемых местообитаний; тенелюбивые (сциофиты) — растения затенённых местообитаний; теневыносливые (факультативные гелиофиты) — растения, произрастающие в условиях разной световой обеспеченности. Для животных свет играет информационную роль (таксисы). Фотопериодизм — реакция организма на длину дня (светлого времени суток).
  • Влага. По отношению к влаге растения делятся на: гидрофиты — водные растения (кувшинка, ряска, стрелолист); гигрофиты — растения влажных (избыточного увлажнения) местообитаний (аир, вахта); мезофиты — растения нормальных условий влажности (ландыш, валериана); ксерофиты — растения сухих местообитаний (саксаул, верблюжья колючка, кактус).

Правило Бергмана: теплокровные животные, обитающие в холодных климатических зонах, имеют большие размеры тела, чем их сородичи в более тёплых местообитаниях.

Правило Аллена: выступающие части (ушные раковины, клювы, хвосты, конечности) увеличиваются при продвижении к югу.

■ Биотические факторы

1) Взаимоотношения организмов разных видов

2) Взаимоотношения организмов одного вида

  • Внутривидовая конкуренция — соревнование между особями одного вида за ресурс, имеющийся в ограниченном количестве.
  • Кооперация — сотрудничество, стайный, стадный образ жизни многих животных позволяет им успешно защищаться от хищников, обеспечивать выживание детёнышей.

■ Антропогенные факторы

Воздействие деятельности человека:

  • Положительное воздействие (разумное преобразование природы: посадка лесов, создание искусственных водохранилищ и т. д.).
  • Отрицательное воздействие (загрязнение Мирового океана; парниковый эффект и т. д.>.

Способность живых организмов переносить количественные колебания действия экологического фактора в той или иной степени называется экологической валентностью (толерантностью , устойчивостью, пластичностью). Интервал значений экологического фактора между верхним и нижним пределами выносливости называется зоной толерантности. Виды с широкой зоной толерантности называются эврибионтными , с узкой — стенобионтными.

Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы выносливости вида, называется лимитирующим (ограничивающим) фактором. Такой фактор будет ограничивать распространение вида даже в том случае, если все остальные факторы будут благоприятными. Лимитирующие факторы определяют географический ареал вида.

экологические факторы комплекс

Читайте также: