Как отличить звонкие согласные от глухих 2 класс школа россии конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.
Цели урока: - формировать представление о парных звонких и глухих
согласных звуках;
- ввести алгоритм проверки и написания слов с парными
звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце
слова;
- научить использовать приобретенные знания и умения при самостоятельной деятельности

Планируемый результат:
1) Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- формировать творческие способности учащихся, любовь к своему краю, к малой Родине.
2) Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
- различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
- распознавать парные согласные и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания при первичном закреплении.
б) регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
в) коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3) Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;
- оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
- видеть и проверять слова с парными согласными.

1.Мотивация к деятельности
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок
Все красиво встали, подровнялись. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Мы начинаем работу. Тихонько присели девочки, мальчики.
Привлечение внимания - звук метели
Сейчас я зачитаю вам стихотворные строки известного русского поэта, который очень любил свою Родину.
А вам предлагаю побыть художниками и после прослушивания дать словесное описание картины, которую вы себе нарисовали.

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

- Почему воробушки как детки сиротливые прижались у окна?(Холодно, мороз)
- Посмотрите на доску, какие слова зашифрованы? (мороз, узор, рисует)
роз-мо, зор- у, су-ет-ри
-Можно ли объединить эти слова по смыслу? (да)
- Что у нас получится? (предложение)
- Сколько слов в этом предложении? (три)
- Как мы будем записывать предложение? (с большой буквы)
- О чем идет речь в предложении?(о морозе)
Давайте запишем это предложение в тетрадь
(Диктую) Мороз рисует узор.

1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2) Всё перетрут терпение и … (труд).
3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
10. Рефлексия
Д/З будет творческого характера. Вам нужно придумать загадку о своем крае или о предмете, который прозвучал сегодня в словарном диктанте. Каждый сможет себя проявить.
Спасибо за урок.

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.

Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 - 40.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 - 47.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.

В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.

Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.

Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.

Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.


Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б - П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука - мягкий и твёрдый согласный звук.

С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.

А как думаете вы?

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Выдели красным цветом буквы.

Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.

Черничный пирог, шерстяной свитер.

Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.

Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.

Задание. Подчеркни слова.

Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.

КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ

Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.

Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык.

УМК: Школа России

Тема: Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Планируемые результаты:

- развивать умение различать звонкие и глухие согласные разными способами;

Метапредметные:

- развивать умение удерживать учебную задачу на протяжении всего урока;

- составлять план и последовательность действий при выполнении заданий;

- излагать своё мнение в устной форме и аргументировать свою точку зрения.

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками при групповой работе; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать навыки самооценки.

Познавательные УУД:

- учить работать с разными формами информации (схема, таблица);

- развивать умение анализировать, обобщать и классифицировать по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение формулировать свои затруднения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- развивать умение слушать другого и высказывать своё мнение; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1) Орг. момент (2 мин.)

Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!

А для урока всё готово? Учебник, ручка и тетрадь?

Ну что ж, тогда, ребята, начинается урок!

2) Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока, актуализация знаний (4 мин)

- На нашем уроке нам будут сегодня помогать разные сказочные герои, а чем мы будем вместе с ними сегодня заниматься, вы узнаете из сказки. Слушайте внимательно, по ходу сказки я буду останавливаться, и задавать вам вопросы.

- Ребята, а какие звуки называются согласными?

Одни были весёлые, умные, но их почти никто не слышал, потому что они всегда разговаривали шёпотом.

— Как, вы, думаете какие это звуки? (глухие)

Было им обидно за то, что их плохо слышат и скучно. И решили глухие звуки найти себе таких друзей, которые разговаривают громко и звонко.

— Какие это могут быть звуки? (звонкие)

- Некоторые звуки оказались сильно друг на друга похожи, их дружба была очень крепкой. Они даже ходить начали всё время парами. И их любимой забавой было подменять друг дружку в некоторых словах, чтобы путать людей.

- Про какие это согласные?

Формулирование цели и темы урока (2 мин)

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? ( Звонкие и глухие согласные звуки) (вывешиваю на доску)

-Итак, какую цель перед собой поставим на этом уроке? (повторить знания о звонких и глухих согласных звуках) (вывешиваю на доску)

- А что именно нам нужно вспомнить и повторить, чтобы помочь жителям Звуколандии? Что произошло в сказке после урагана? (забыли, чем отличаются друг от друга). Значит, что нам нужно вспомнить? И о чём попросила королева?(помочь объяснить)Значит нам нужен способ,верно?

- вспомнить, чем отличаются звонкие согласные от глухих;

- вспомнить способ, как их отличить;

- А потренироваться отличать звонкие от глухих нужно, чтобы мы сами вдруг не забыли, какой из согласных звуков звонкий, а какой глухой?

- потренироваться отличать звонкие согласные звуки от глухих.(вывешиваю на доску задачи)

3) Обобщение и систематизация знаний (4 мин)

- Как я и обещала, вам будут помогать сказочные герои, и первой к нам пришла на помощь очень добрая девочка с голубыми волосами. Кто догадался о ком идёт речь?(Мальвина)

- И начать она предлагает нашу работу по теме урока с таблице в учебнике Откройте с.16, рассмотрите таблицу. Что собрано в этой таблице?(все согласные звуки) Какие согласные записаны сверху?(звонкие) Снизу?(глухие)

- А по этой таблице можно сказать, какие ещё бывают звуки, кроме того, что зв. и гл.?(твердые и мягкие)

- Влияет как-то твёрдость-мягкость на звонкость-глухость?(нет)

- Чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? (если возникает затруднение, обращаю их к схеме, если сразу кто-то ответил, то хвалю и показываю схему Мальвины, чтобы все это вспомнили)

- Она составила вот такую схему: согласные: звонкие (с голосом и шумом), глухие (с шумом).

- Кто вспомнил по этой схеме, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих?

- Хорошо, ребята, чем отличаются звонкие от глухих мы вспомнили, какая следующая задача стоит перед нами? (вспомнить или выяснить способ, как отличить эти звуки)

- Помните, каким способом вы учились отличать звонкие от глухих? (если предложили вариант с закрыванием ушей, сразу его проверяем, а потом к нам на помощь приходит Мальвина, которая тоже придумала способ почувствовать отличие звонких от глухих согласных звуков и предлагает нам его проверить. Если дети сразу же затрудняются ответить, то Мальвина приходит сразу.)

Объясняю опыт с ладошкой к горлу; с закрытыми ушами. Проверяем на нескольких звуках тот и другой способ. Оцениваем с помощью знаков у кого сработали эти способы.

-Ну что ж, ребята, выяснили мы, как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Значит и со второй задачей справились. Тогда я, думаю можно отправлять Мальвину в Звуколандию рассказать скорее обо всём.

Физкультминутка (1 мин)

4) Применение знаний и умений, контроль их усвоения ( 5 мин)

Задания на умение отличать звонкие согласные звуки от глухих

- А к нам на урок прибыл следующий сказочный персонаж(включаю фразу).Чьё это выражение? (кота Леопольда) Он тоже уже разобрался с тем, чем отличаются звонкие согласные от глухих, и приготовил для вас задание. А поскольку он ценит в окружающих умение дружить и работать сообща, то он хочет не только проверить, как вы умеете отличать звонкие от глухих, но и посмотреть, как вы умеете работать в группах. Разделимся на 4 группы. Давайте вспомним правила групповой работы. Посмотрите на его задание(выписать слова, где только звонкие, только глухие, и звонкие и глухие, парные по зв.-гл.). А чтобы вам легче было выполнять это задание, вы получает план действий, на который можете опираться( план раздаю)1)читаем слово, 2)определяем у каждого согласного звука глухой он или звонкий, 3)если слово нам подходит, записываем его, если нет, читаем следующее) Хорошо, приступаем!

- Молодцы! Со всеми заданиями кота Леопольда справились! Какую ещё одну задачу урока помог нам выполнить кот Леопольд? (потренироваться)

Задания на актуализацию и проверку знаний о парных по звонкости-глухости

- Хорошо, ребята! Мы уже много, чего вспомнили про звонкие и глухие, потренировались их отличать, но кое над чем ещё не поработали. Что я имею в виду, вы поймёте, если отгадаете загадку, которую принёс следующий сказочный герой. А кто этот герой вы легко догадаетесь по музыке.

Итак, его загадка на доске:

Мы звуки хитрые, согласные,

Блуждаем по словам,

Друг дружку заменяем,

Слова правильно писать мешаем.

- Кто догадался, о каких звуках идёт речь? (парные по звонкости-глухости)(если не догадались, можно дать подсказку, что эти звуки очень дружны и похожи по произношению друг на друга)

- Молодцы! А раз эти звуки такие хитрые, и мы можем ошибиться в написании слов, в которых они друг друга подменяют, нужно ли нам хорошо знать все пары согласных по звонкости-глухости? Давайте тогда их повторим: на доске буквы, называем звуки, которые они обозначают, ищем пару, прикрепляем рядом. (2 мин)

- Сколько пар у нас получилось? А оставшиеся буквы на какие группы можно разделить? (буквы, обозначающие только звонкие и буквы, обозначающие только глухие)

- Хорошо! Ребята, Буратино заметил, что русский язык-очень интересный! В нём есть слова, которые отличаются только одним согласным звуком, парным по звонкости-глухости, а смысл у них совершенно разный. Буратино про такие слова придумал шарады и предлагает нам их отгадать. (Шарада-это загадка, в которой по описанию частей слова нужно понять, что это за слово.) (1 мин)

Проверяем. Оцениваем выполнение с помощью знаков. Если кто-то допустил ошибки, спрашиваю у них, что им нужно будет дома ещё раз повторить.(2 мин)

5. Итог урока ( 1 мин)

- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Покажите знаком, кто считает, что достиг поставленной цели. Хорошо, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? И какими способами мы можем это проверить?

Рефлексия (2 мин)

- А сейчас я порошу вас выбрать любое высказывание, записанное на доске, и продолжить его!

Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; составлять пары согласных по звонкости-глухости; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфограммы.

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдет —

Каждый след его поймет. (Карандаш.)

То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь.)

У тебя своя кроватка,

Где ты выспался в тиши.

А в . дремлют сладко

Ручки и карандаши. (Пенал.)

А придет домой — растянется. (Топор.)

— Какое слово лишнее? (Топор.)

— Что общего у оставшихся слов? (Это школьные принадлежности.)

— Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)

— В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)

2. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.

— Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

III. Самоопределение к деятельности

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод — плот.)

— Сделаем звуко-буквенный анализ слова плод. (В этом слове один слог, он ударный. Звук [П] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой “пэ”. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой “эль”. Звук [О] гласный, ударный. Звук [Т] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой Д.)

— Запишите несоответствие: [Т] Д.

Мы записали пару согласных по звонкости-глухости. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими парными согласными.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие согласные.

— Сколько всего парных согласных по звон кости-глухости в русском языке?

(Выполняется с комментированием.)

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

VI. Закрепление изученного материала

(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик читает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.)

(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звукобуквенного разбора.)

1. Соедини линией слова с парными согласными по звонкости-глухости в начале слова.


2. Допиши пару: [Б] - [. ], [Д] - [. ], [3] - [. ], [В] - [. ].

(Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью “светофора”.

Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)

VIII. Подведение итогов урока

— Как называются согласные, с которыми мы познакомились на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

Придумать три пары слов с парными согласными, записать на отдельных листочках.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: