Как отличить звонкие согласные от глухих 2 класс школа россии конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Тема урока. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.
Цели урока: - формировать представление о парных звонких и глухих
согласных звуках;
- ввести алгоритм проверки и написания слов с парными
звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце
слова;
- научить использовать приобретенные знания и умения при самостоятельной деятельности
Планируемый результат:
1) Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- формировать творческие способности учащихся, любовь к своему краю, к малой Родине.
2) Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
- различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
- распознавать парные согласные и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания при первичном закреплении.
б) регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
в) коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
3) Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;
- оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
- видеть и проверять слова с парными согласными.
1.Мотивация к деятельности
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок
Все красиво встали, подровнялись. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Мы начинаем работу. Тихонько присели девочки, мальчики.
Привлечение внимания - звук метели
Сейчас я зачитаю вам стихотворные строки известного русского поэта, который очень любил свою Родину.
А вам предлагаю побыть художниками и после прослушивания дать словесное описание картины, которую вы себе нарисовали.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Почему воробушки как детки сиротливые прижались у окна?(Холодно, мороз)
- Посмотрите на доску, какие слова зашифрованы? (мороз, узор, рисует)
роз-мо, зор- у, су-ет-ри
-Можно ли объединить эти слова по смыслу? (да)
- Что у нас получится? (предложение)
- Сколько слов в этом предложении? (три)
- Как мы будем записывать предложение? (с большой буквы)
- О чем идет речь в предложении?(о морозе)
Давайте запишем это предложение в тетрадь
(Диктую) Мороз рисует узор.
1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2) Всё перетрут терпение и … (труд).
3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
10. Рефлексия
Д/З будет творческого характера. Вам нужно придумать загадку о своем крае или о предмете, который прозвучал сегодня в словарном диктанте. Каждый сможет себя проявить.
Спасибо за урок.
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.
Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16 – 19.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 - 40.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 46 - 47.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 36.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Мир наполнен разнообразными звуками. Звучат вода и солнце, звучит лес, тишина тоже звучит. И человек тоже живёт со звуками. Только звуки, издаваемые человеком, за многие тысячелетия выстроились в определённом порядке и стали словами.
В произношении многих звуков принимают участие голосовые связки. Все гласные звуки образуются только с участием голоса. Однако для произношения чуть больше половины согласных звуков нужен голос.
Из 36 согласных звуков русского языка, без голоса произносятся 16, а вот для того, чтобы услышать оставшиеся 22 звука, голосовые связки необходимы.
Значит, чтобы определить тип согласного звука – звонкий или глухой – достаточно узнать, участвуют ли голосовые связки в образовании этого звука. Но как распознать это? А нужно просто почувствовать, работают ваши голосовые связки или нет.
Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными.
Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б - П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука - мягкий и твёрдый согласный звук.
С первого класса вам знакомы глухие и звонкие, парные и непарные согласные звуки. Сегодня мы не просто вспомнили об этом. Мы увидели особенности работы речевого аппарата человека, из-за которых звуки получаются такими похожими и такими разными.
А как думаете вы?
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Выдели красным цветом буквы.
Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки.
Черничный пирог, шерстяной свитер.
Подсказка: Определите, какой согласный звук в слове звонкий, какой глухой.
Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.
Задание. Подчеркни слова.
Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие.
КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Подсказка: Определите, какие согласные звуки есть в слове. Если все согласные звуки в слове глухие, то подчеркни его.
Правильный ответ: КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ.
Предмет: русский язык.
УМК: Школа России
Тема: Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Планируемые результаты:
- развивать умение различать звонкие и глухие согласные разными способами;
Метапредметные:
- развивать умение удерживать учебную задачу на протяжении всего урока;
- составлять план и последовательность действий при выполнении заданий;
- излагать своё мнение в устной форме и аргументировать свою точку зрения.
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками при групповой работе; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развивать навыки самооценки.
Познавательные УУД:
- учить работать с разными формами информации (схема, таблица);
- развивать умение анализировать, обобщать и классифицировать по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение формулировать свои затруднения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- развивать умение слушать другого и высказывать своё мнение; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
1) Орг. момент (2 мин.)
Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
А для урока всё готово? Учебник, ручка и тетрадь?
Ну что ж, тогда, ребята, начинается урок!
2) Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока, актуализация знаний (4 мин)
- На нашем уроке нам будут сегодня помогать разные сказочные герои, а чем мы будем вместе с ними сегодня заниматься, вы узнаете из сказки. Слушайте внимательно, по ходу сказки я буду останавливаться, и задавать вам вопросы.
- Ребята, а какие звуки называются согласными?
Одни были весёлые, умные, но их почти никто не слышал, потому что они всегда разговаривали шёпотом.
— Как, вы, думаете какие это звуки? (глухие)
Было им обидно за то, что их плохо слышат и скучно. И решили глухие звуки найти себе таких друзей, которые разговаривают громко и звонко.
— Какие это могут быть звуки? (звонкие)
- Некоторые звуки оказались сильно друг на друга похожи, их дружба была очень крепкой. Они даже ходить начали всё время парами. И их любимой забавой было подменять друг дружку в некоторых словах, чтобы путать людей.
- Про какие это согласные?
Формулирование цели и темы урока (2 мин)
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? ( Звонкие и глухие согласные звуки) (вывешиваю на доску)
-Итак, какую цель перед собой поставим на этом уроке? (повторить знания о звонких и глухих согласных звуках) (вывешиваю на доску)
- А что именно нам нужно вспомнить и повторить, чтобы помочь жителям Звуколандии? Что произошло в сказке после урагана? (забыли, чем отличаются друг от друга). Значит, что нам нужно вспомнить? И о чём попросила королева?(помочь объяснить)Значит нам нужен способ,верно?
- вспомнить, чем отличаются звонкие согласные от глухих;
- вспомнить способ, как их отличить;
- А потренироваться отличать звонкие от глухих нужно, чтобы мы сами вдруг не забыли, какой из согласных звуков звонкий, а какой глухой?
- потренироваться отличать звонкие согласные звуки от глухих.(вывешиваю на доску задачи)
3) Обобщение и систематизация знаний (4 мин)
- Как я и обещала, вам будут помогать сказочные герои, и первой к нам пришла на помощь очень добрая девочка с голубыми волосами. Кто догадался о ком идёт речь?(Мальвина)
- И начать она предлагает нашу работу по теме урока с таблице в учебнике Откройте с.16, рассмотрите таблицу. Что собрано в этой таблице?(все согласные звуки) Какие согласные записаны сверху?(звонкие) Снизу?(глухие)
- А по этой таблице можно сказать, какие ещё бывают звуки, кроме того, что зв. и гл.?(твердые и мягкие)
- Влияет как-то твёрдость-мягкость на звонкость-глухость?(нет)
- Чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? (если возникает затруднение, обращаю их к схеме, если сразу кто-то ответил, то хвалю и показываю схему Мальвины, чтобы все это вспомнили)
- Она составила вот такую схему: согласные: звонкие (с голосом и шумом), глухие (с шумом).
- Кто вспомнил по этой схеме, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих?
- Хорошо, ребята, чем отличаются звонкие от глухих мы вспомнили, какая следующая задача стоит перед нами? (вспомнить или выяснить способ, как отличить эти звуки)
- Помните, каким способом вы учились отличать звонкие от глухих? (если предложили вариант с закрыванием ушей, сразу его проверяем, а потом к нам на помощь приходит Мальвина, которая тоже придумала способ почувствовать отличие звонких от глухих согласных звуков и предлагает нам его проверить. Если дети сразу же затрудняются ответить, то Мальвина приходит сразу.)
Объясняю опыт с ладошкой к горлу; с закрытыми ушами. Проверяем на нескольких звуках тот и другой способ. Оцениваем с помощью знаков у кого сработали эти способы.
-Ну что ж, ребята, выяснили мы, как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Значит и со второй задачей справились. Тогда я, думаю можно отправлять Мальвину в Звуколандию рассказать скорее обо всём.
Физкультминутка (1 мин)
4) Применение знаний и умений, контроль их усвоения ( 5 мин)
Задания на умение отличать звонкие согласные звуки от глухих
- А к нам на урок прибыл следующий сказочный персонаж(включаю фразу).Чьё это выражение? (кота Леопольда) Он тоже уже разобрался с тем, чем отличаются звонкие согласные от глухих, и приготовил для вас задание. А поскольку он ценит в окружающих умение дружить и работать сообща, то он хочет не только проверить, как вы умеете отличать звонкие от глухих, но и посмотреть, как вы умеете работать в группах. Разделимся на 4 группы. Давайте вспомним правила групповой работы. Посмотрите на его задание(выписать слова, где только звонкие, только глухие, и звонкие и глухие, парные по зв.-гл.). А чтобы вам легче было выполнять это задание, вы получает план действий, на который можете опираться( план раздаю)1)читаем слово, 2)определяем у каждого согласного звука глухой он или звонкий, 3)если слово нам подходит, записываем его, если нет, читаем следующее) Хорошо, приступаем!
- Молодцы! Со всеми заданиями кота Леопольда справились! Какую ещё одну задачу урока помог нам выполнить кот Леопольд? (потренироваться)
Задания на актуализацию и проверку знаний о парных по звонкости-глухости
- Хорошо, ребята! Мы уже много, чего вспомнили про звонкие и глухие, потренировались их отличать, но кое над чем ещё не поработали. Что я имею в виду, вы поймёте, если отгадаете загадку, которую принёс следующий сказочный герой. А кто этот герой вы легко догадаетесь по музыке.
Итак, его загадка на доске:
Мы звуки хитрые, согласные,
Блуждаем по словам,
Друг дружку заменяем,
Слова правильно писать мешаем.
- Кто догадался, о каких звуках идёт речь? (парные по звонкости-глухости)(если не догадались, можно дать подсказку, что эти звуки очень дружны и похожи по произношению друг на друга)
- Молодцы! А раз эти звуки такие хитрые, и мы можем ошибиться в написании слов, в которых они друг друга подменяют, нужно ли нам хорошо знать все пары согласных по звонкости-глухости? Давайте тогда их повторим: на доске буквы, называем звуки, которые они обозначают, ищем пару, прикрепляем рядом. (2 мин)
- Сколько пар у нас получилось? А оставшиеся буквы на какие группы можно разделить? (буквы, обозначающие только звонкие и буквы, обозначающие только глухие)
- Хорошо! Ребята, Буратино заметил, что русский язык-очень интересный! В нём есть слова, которые отличаются только одним согласным звуком, парным по звонкости-глухости, а смысл у них совершенно разный. Буратино про такие слова придумал шарады и предлагает нам их отгадать. (Шарада-это загадка, в которой по описанию частей слова нужно понять, что это за слово.) (1 мин)
Проверяем. Оцениваем выполнение с помощью знаков. Если кто-то допустил ошибки, спрашиваю у них, что им нужно будет дома ещё раз повторить.(2 мин)
5. Итог урока ( 1 мин)
- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Покажите знаком, кто считает, что достиг поставленной цели. Хорошо, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? И какими способами мы можем это проверить?
Рефлексия (2 мин)
- А сейчас я порошу вас выбрать любое высказывание, записанное на доске, и продолжить его!
Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать парные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; составлять пары согласных по звонкости-глухости; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфограммы.
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдет —
Каждый след его поймет. (Карандаш.)
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь.)
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в . дремлют сладко
Ручки и карандаши. (Пенал.)
А придет домой — растянется. (Топор.)
— Какое слово лишнее? (Топор.)
— Что общего у оставшихся слов? (Это школьные принадлежности.)
— Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)
— В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)
2. Орфографическая минутка
(На доске запись.)
лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.
— Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.
III. Самоопределение к деятельности
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (Плод — плот.)
— Сделаем звуко-буквенный анализ слова плод. (В этом слове один слог, он ударный. Звук [П] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой “пэ”. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой “эль”. Звук [О] гласный, ударный. Звук [Т] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой Д.)
— Запишите несоответствие: [Т] Д.
Мы записали пару согласных по звонкости-глухости. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими парными согласными.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие согласные.
— Сколько всего парных согласных по звон кости-глухости в русском языке?
(Выполняется с комментированием.)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
VI. Закрепление изученного материала
(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик читает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.)
(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звукобуквенного разбора.)
1. Соедини линией слова с парными согласными по звонкости-глухости в начале слова.
2. Допиши пару: [Б] - [. ], [Д] - [. ], [3] - [. ], [В] - [. ].
(Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью “светофора”.
Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)
VIII. Подведение итогов урока
— Как называются согласные, с которыми мы познакомились на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Где допустили ошибки?
Придумать три пары слов с парными согласными, записать на отдельных листочках.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Читайте также: