Конспект борьба с крестоносцами

Обновлено: 05.07.2024

В 1240-1242 годах возникла реальная опасность захвата Северо-Западной Руси ее западными католическими соседями — Ливонией, Швецией, Латвией и другими. Восточная и южная часть Руси были обескровлены монгольским нашествием и помощь оказать не могли, а, возможно, и не захотели бы вследствие сильной разобщенности русских княжеств. Тем не менее Новгород, Владимир и Псков достойно вышли из этой сложной ситуации и не допустили оккупации своих земель.

Начало конфликта

В XI веке с разрешения полоцкого князя Владимира на подконтрольные ему земли Ливонии прибыли католические священники с целью обратить в свою веру местных жителей — ливов. Вскоре этот регион оказался под властью Папы Римского.

В 1237 году в Ливонии (совр. Латвия и Эстония) сформировалось подразделение (ландмейстерство) немецкого Тевтонского ордена — духовно-рыцарского объединения, возникшего во время Третьего крестового похода (1190 г). Ливонский орден стал главной военной силой Ватикана на берегах восточной Балтики и формально обязывался соблюдать принципы и идеологию крестовых войн. Главными же противниками балтийских крестоносцев стали Литва и Русь.

Карта 1239—1245

Ливонский орден конфликтовал с Новгородом еще с 1210 года, когда напал на союзных русам эстов. С тех пор военные столкновения происходили регулярно, но чаще всего удача была на стороне рыцарей. В 1224 году ливонцы захватили Юрьев (Тарту), а его защитники — эсты и славяне были казнены.

Папа Григорий IX в 1229 году призвал правителей прибалтийских государств начать торговую блокаду Руси. Для немецких купцов Новгород был одним из главных торговых партнеров, поэтому папские воззвания они исполнять не стали. Другое дело — военно-духовные ордена, участникам которых очередной крестовый поход сулил спасение души и богатые трофеи.

Шведское вторжение и Невская битва

В июле 1240 года границу новгородских территорий перешли шведские военные отряды, в составе которых были также норвежцы и финно-угорские племена. Сопровождали войско католические священники.

Корабли шведов еще на подступах к берегу были обнаружены ижорским дозором, в Новгород был тут же послан гонец. Пока захватчики сооружали лагерь в устье Ижоры, притока Невы, новгородский князь Александр Ярославич быстро собрал небольшую дружину из княжеского отряда и знатных новгородцев и направился к Ижоре.

Рыцари-тевтонцы. Иллюстрация

Сражение состоялось 15 июля 1240 года. В Первой новгородской летописи описывается, как новгородцы сразу же нарушили строй шведов. К вечеру последние потерпели поражение, и утром переправились на противоположный берег.

Александр после этой битвы получил прозвище Невский. Однако это не помешало новгородцам зимой 1240/41 гг потребовать его отъезда во Владимир к отцу. Вероятнее всего, причиной стало властолюбие князя и его стремление к союзу с монголами, которые в дальнейшем благодаря политическим воззрениям Александра бескровно приобрели контроль над Новгородом. Впрочем, князь был талантливым полководцем и уже через год, когда войска Ливонского ордена подходили к Пскову, был приглашен для руководства армией.

Захват Пскова

Псковская знать хотела видеть Ярослава на престоле отца, что означало бы признание Пскова независимым от Новгорода княжеством. Однако это не устраивало новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского. Он прислал наместника, а сын Владимира Мстиславича сдался и бежал из города в Ливонию.

В борьбе за престол Ярослав обратился к Ливонии, которая, в свою очередь, рассчитывала взять под контроль княжество, используя родственные связи. Отношения Новгорода и Пскова обострились.

Ярослав уже пытался захватить Изборск в 1233 году, но тогда численность его отряда была недостаточна для успешных боевых действий. На этот раз родственники предоставили ему гораздо более внушительное войско.

16 сентября 1240 года рыцари захватили Изборск, разбили псковскую дружину и взяли Псков в осаду. Исход военной кампании решило предательство — подкупленный посадник Твердила открыл ворота и впустил ливонцев. Ярослав Владимирович получил псковский престол, но в городе остались два немецких наместника.

Реконструкция Ледового побоища

Поход на Новгород и Ледовое побоище

В 1241 году ливонцы приблизились к Новгороду на расстояние в три десятка километров. Перед этим они захватили земли племени водь и возвели там форпост — крепость Копорье на краю Ижорской возвышенности.

В это время Александр, теперь уже Невский, находился в отданном ему отцом Переяславле-Залесском. Несмотря на то что горожане выслали его из Новгорода, они же сами и призвали его обратно, когда ситуация стала критической. Александр согласился и вернулся в город.

На этот раз враг был слишком силен, и Александр попросил помощи у своего отца. Пока шла подмога, он штурмом взял Копорье, уничтожив большую часть его защитников. В марте 1242 года Александр вместе с братом Андреем, приведшим войско Владимирского княжества, взял Псков.

Ледовое побоище. Миниатюра Лицевого летописного свода, середина XVI века.

Рыцари отступили, Александр же последовал за ними во владения Ливонского ордена. Решающая битва состоялась на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Численность ливонского войска составляла примерно 10-12 тысяч, русского — около 15 тысяч.

В центре главных сил Александр поставил стрелковый отряд — именно он первым попал под удар и понес сильные потери. Однако затем рыцари были окружены с флангов и уничтожены. Остатки немецкого войска отступили.

Расхожая легенда и о том, что ливонцы проваливались под озерный лед и тонули остается недоказанной — рассказы об этом появляются в более поздних источниках. Подтверждающих эту версию археологических находок не найдено.

В 1242 году Тевтонский орден заключил мир с Новгородом. По его условиям княжеству были возвращены города Луга, земли летгалов и води. Таким образом, в то время как остальная Русь была ослаблена монгольским нашествием, Новгород и Владимир смогли защитить границы государства от западных врагов.

Цель: познакомить учащихся с ходом нашествия крестоносцев на Русь; показать героизм русского и других народов в борьбе с крестоносцами.

- познакомить с этапами нашествия крестоносцев на Русь, направлением ударов крестоносцев и решающими битвами с использованием карты;

- показать связь феодальной раздробленности и состояния обороноспособности Руси;

- познакомить учащихся личностью Александра Невского, дать оценку его деятельности;

- развивать навыки работы с исторической картой с опорой на легенду;

- воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с западными завоевателями;

Основные понятия и термины: крестовый поход, крестоносцы, ополченцы.

15 июля 1240 год – Невская битва

5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- К какой бедой пришлось встретиться Руси в начале 13 века?

- Сколько походов совершили монголо-татары на Русь и кто их возглавлял?

- Чем закончились эти походы?

- Почему монголо-татарам удалось покорить Русь в XIII веке?

- Каковы последствия покорения Руси монголо-татарами?

III. Изучение новой темы. 5 мин

В 13 веке Русь с Востока и с Запада была окружена врагами.

- Какой враг наступал на Русь с Востока?

Да, действительно, в 13 веке врагом с востока были монголо-татары. Но они были не единственными. На Западе существовал еще один опасный и коварный враг.

  1. Западные соседи Руси.
  2. Невская битва.
  3. Борьба с крестоносцами. Ледовое побоище.
  4. Александр Ярославович.

Мы узнаем, с каким врагом пришлось столкнуться Руси, чем грозило это нападение русскому государству. А так же будем продолжать учиться разбирать военное событие и давать характеристику исторической личности по алгоритму.

1. Западные соседи Руси. 5 мин

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

- Откройте учебник на стр.131

- Какую карту вы видите?

- Каким цветом обозначена западная граница русских княжеств?

- Какие народы были соседями Руси?

Эти племена жили родовым строем, у них только начали появляться зачатки государственности, занимались скотоводством и земледелием, были язычниками. Именно против этих народов была направлена агрессия немецких рыцарей-крестоносцев, представленных Орденом меченосцев. Этот Орден в результате кровопролитных войн овладел территориями прибалтийских племен (эстов, ливов и т. д.). Захват территорий сопровождался раздачей земель немецким феодалам и насильственным обращением населения в католичество. В 1237 г. Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом. Объединением орденов крестоносцы укрепили свое положение в Прибалтике и стали угрожать независимости русских земель.
Пик агрессии западных соседей приходится на середину XIII в., когда Русь уже испытала страшный удар монголо-татар. Рыцари решили воспользоваться ослаблением русских земель и осуществить территориальные захваты и иные преобразования. Формально эта агрессия осуществлялась под флагом крестовых походов и обращения населения в христианство, хотя население русских земель давно уже было крещено.

Вопросы и задания учащимся.

- Чем действия крестоносцев угрожали территории Руси? (Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к захвату русских территорий, что можно рассматривать как агрессию.)

- Как вы считаете, что было более опасным для Руси: власть крестоносцев или монголо-татарское иго? Ответ обосновать. (Вторжение рыцарей было очень опасно, т.к. занятые ими земли подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.)

Одновременно с крестоносцами на север Руси стали продвигаться шведы, которые ставили своей целью захват Новгородских земель.

2) Невская битва. 10 мин

- Я приготовила для вас рабочие листы, которые помогут нам в нашей работе. Посмотрите на них внимательно.

- Чего не хватает в таблице?

- По какому алгоритму мы изучаем войны?

В первой половине июля 1240 года русские пограничные дозоры заметили идущий по Неве флот. В тот же час в Новгород отправился гонец. Шведские суда остановились в месте впадения в Неву реки Ижоры.

Сначала шведы хотели захватить Ладогу, а потом Новгород. Новгородское вече обратилось за помощью к князю Александру Ярославичу. 19-летний князь спешно собрал ополчение и двинулся навстречу врагу.

- Что такое ополчение?

15 июля 1240 года построившись из походного в боевой порядок, русское войско внезапно ударило на врага из приречного леса. Вступление полков в сражение не было хаотичным наскоком. Александр в деталях знал расположение шведского лагеря и разработал четкий план действий. Его главная идея состояла в сочетании главного удара по находившейся на берегу рыцарской части шведского войска с отсечением остальных сил, оставшихся на кораблях. Следуя этому плану, главные силы русских - дружинная конница - ударили в центр шведского лагеря, туда, где располагалось его командование и лучшая часть крестоносного рыцарства. А ополчение уничтожало корабли шведов. В ходе боя, пешие и конные рати, соединившись, должны были сбросить врага в воду. Тогда-то и произошёл знаменитый поединок князя Александра с ярлом Биргером, предводителем шведских рыцарей. Ярл мчался с занесенным мечом, князь - с выставленным вперед копьем. Александр на полном скаку угодил шведу в переносье под забрало шлема, забрало откинулось и копье глубоко вонзилось в щеку ярла. Раненый рыцарь пал на руки оруженосцев. Новгородское ополчение уничтожило три корабля шведов. Разгромленные захватчики бежали с поля боя.

Поражение шведов в Невской битве остановило их натиск на русские земли.

- Каковы причины вторжения шведов на Новгородские земли? (Торговый путь, экономически развитая территория)

- Когда состоялась битва на Неве?

- Каковы основные итоги Невской битвы? (Русское войско одержало блестящую победу благодаря мужеству и храбрости русских воинов.)

- Подумайте, в чем ее основное значение? (На долгое время битва отбила у шведов желание овладеть устьем Невы, воевать с Русью).

- Давайте вспомним итог борьбы Руси с монголо-татарами. Какое настроение преобладало у русского народа?

- Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Изменила ли она настрой русских людей?

Значение победы над шведским крестовым рыцарством было велико ещё и тем, что это была первая победа русского оружия над врагом после Батыева нашествия на Русь. Простой люд увидел в этом предзнаменование возрождения былой мощи и единения родной земли.

- Чье имя мы запишем в последнюю графу таблицы?

- Оценил ли русский народ роль князя Александра Ярославича в этом сражении? Как?

Однако некоторое время спустя бояре, испугавшиеся популярности Александра Невского, потребовали от него покинуть Новгород, вернуться в Переяславль-Залесский. Александр уехал.

3) Борьба с крестоносцами. Ледовое побоище. 12 мин

- Александр Невский командовал русскими войсками еще в одной битве.

Рассказывать о ней буду я, а ваша задача – самостоятельно заполнить вторую часть таблицы.

В том же 1240 году на Русь двинулись немецкие рыцари-крестоносцы. Сначала они заняли пограничную крепость Изборск, а затем город Псков.

Опасность нависла над Новгородом.

Новгородское вече вновь призвало князя. Александр Ярославич забыл прежние обиды ради спасения Русской земли.

Собрав войско, зимой 1242 года он стремительным броском освободил Псков и двинулся на запад, навстречу основным силам неприятеля.

Решающее сражение между крестоносцами и русскими воинами, названное Ледовым побоищем, произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года.

Рыцари построились клином. Этот боевой порядок русские называли свиньёй . Рыцари расположились по бокам, а в центре — пешие воины. Таким клином рыцари обычно глубоко врезались в войско противника, внося панику и смятение, прорывались в тыл.

Александр, зная это, не счёл нужным особо укреплять центр. Там стояли пешие ополченцы, а сзади них повозки. Когда немецкий клин ударил в середину русского воинства, он натолкнулся на это заграждение и рассыпался. И тут с флангов ринулись на врага конники и зажали рыцарей в тиски. Завязалась жестокая битва.

Рыцари дрогнули и побежали. Хрупкий весенний лёд ломался, и рыцари в своих тяжёлых доспехах один за другим шли на дно.

Победа была полной. Орден был вынужден заключить с Новгородом мирный договор.

- Каковы причины нападения крестоносцев на Русь?

- Когда состоялась битва на льду Чудского озера?

- Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей).

- В чем значение этой победы?

- Чьё имя необходимо вписать в последнюю графу таблицы?

Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил тяжеловооружённого рыцарского войска эпохи Средневековья. Полководческое искусство Александра Невского признали и в Золотой Орде.

- Почему русские смогли победить рыцарей? (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского).

- В чем заключается полководческий талант Александра Невского?

( внезапность нападения, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям)

Более семи веков прошло как жил Александр Невский (1220-1263 гг.) Множество битв прогремело за это время на нашей земле, и не однажды, полководческий гений приходил на выручку своему народу. Но первым среди русских военачальников был и остается новгородский князь Александр Ярославич.

В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор “удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск”.

- Должен ли был Александр Невский выступить теперь против власти монголов? Мог ли он противостоять им? (В тех условиях политика сотрудничества Александра Ярославича с ордынской властью была весьма дальновидной, т.к. Русь не имела сил противостоять им, а это помогало избежать ненужного кровопролития и новых погромов.)

4) Александр Ярославич. 5 мин

- Кто является самым знаменитым политическим деятелем Руси в середине XIII века?

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности.

4. Какую память о себе оставил?

5. Какой вклад внес в развитие русских земель?

- Дайте характеристику Александру Ярославичу.

IV. Итог. Слово учителя. 3 мин

- Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Кто же был врагом Руси на Западе?

- Какие битвы мы рассмотрели?

- Кто возглавлял русское воинство?

- Какое значение имели победы русского народа в этих битвах? Какой вывод нужно записать в таблице?

( Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей. )

- Чему учились сегодня на уроке?

- Сможете ли вы применить этот алгоритм изучая другие войны?

V. Домашнее задание.

Параграф 19, вопросы устно. Составить кроссворд 10 слов. Дать характеристику Александру Невскому, как исторической личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)


Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории "Борьба Руси с западными завоевателями".


Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе".

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.


План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"

Конспект представлен в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр.

Урок истории в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ СОШ с.Вязовое

Урок истории

Учитель: Устинов С.А.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи: - сформировать представления о причинах нашествия крестоносцев на Русь;

- сформировать представления о ходе Невской битвы и Ледового побоища;

- сформировать представления о личности Александра Невского;

- формирование знаний, умений, навыков работы с текстом учебника, картой, документами;

2. Опрос домашнего задания.

- Какой враг пришел на Русь в XIII ?

- Почему в первой битве князья потерпели поражение?

- Где и когда произошло первое поражение русских войск от монголо-татар?

- Почему монголо-татары не решились пойти на Новгород?

- Когда произошел второй поход Батыя на Русь?

- Как называется сборщик налогов у монголов?

3. Объяснение нового материала

1. Начало рыцарских набегов

2. Невская битва

3. Ледовое побоище

Задание на урок

Почему Александр Невский сумел разбить рыцарей, но всех сил Руси не хватило для свержения монголо-татарского ига?

1) Начало рыцарских набегов

- история создания Ливонского ордена и причины их похода на Русь ( работа с атласами: найти территорию Ливонского ордена, Ригу, Новгород)

- Сравните вооружение немецких рыцарей и русских воинов. В чем их достоинства и недостатки?

2) Невская битва

- Нападение немецких и шведских рыцарей на новгородские владения.

- Ход Невской битвы (работа с картой и схемой битвы)

-Почему князя Александра прозвали Невским?

- Что дала Руси победа на Неве?

3) Ледовое побоище

- Новые набеги рыцарей

- Причины ухода Невского из Новгорода и его возвращение.

Когда у нас беда над головой,

То рады мы тому молиться,

Кто вздумает за нас вступиться;

Но только с плеч беда долой,

То избавителю от нас же худо.

Все взапуски его ценят.

И если он у нас не виноват,

- Можно ли применить данные слова к взаимоотношениям новгородцев и князя? К какому факту они применимы?

- Подготовка к битве и тактика нападения рыцарей

- Ход сражения, тактика Александра Невского (работа с картой и схемой битвы)

- Почему битва на Чудском озере получила название Ледового побоища?

4) Личность Александра Невского.

- Причины сотрудничества Невского с монголо-татарами.

- Мнение историков об Александре Невском, высказывания учащихся.

- Составление краткого отчета по событиям, изученным на уроке

Нашествие крестоносцев на Русь

Шведские и немецкие рыцари, новгородское ополчение

Стремление захватить новгородские земли, установить католическую веру

Новгородское княжество, Нева, Чудское озеро, Псков

Даты основных сражений

15 июля 1240г. – Невская битва

5 апреля 1242г. – Ледовое побоище

Князь Александр Невский, дружинники князя, шведский военачальник Биргер

Отбито нападение северо-западных соседей на Русь, отстояли свою территорию и веру

5. Подведение итогов.

- Можно ли оправдать действия Александра Невского в отношении Золотой Орды? Почему?

- Ответы учащихся на задание к уроку

- Значение личности князя и его побед для Руси

6. Связь с Великой Отечественной войной

- В самый тяжелый для нашего народа период Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского. Как вы думаете почему? Что этот факт говорит об отношении потомков к личности князя?

- Помните ли вы героев войны, героев-долгоруковцев, земляков, участников Великой Отечественной войны?

- Заключительное слово учителя по проблеме патриотизма, о героических страницах и героях нашей Родины, о необходимости сохранить память о великих людях и страницах нашей истории.

7. Запись домашнего задания, выставление оценок

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 048 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.12.2015 1321
  • DOCX 46.5 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Устинов Сергей Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

С начала XIII в. крестоносцы (главным образом немецкие) начали колонизацию и завоевание Прибалтики. В 1201 г. немцы и датчане основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев (Ливонский Орден).

К 1212 г. крестоносцы захватили земли современной Латвии и земли к завоеванию Эстонии. В это же время в Прибалтике обосновался Тевтонский Орден, но в 1236 г. потерпел поражение от литовцев. В 1238 г. был заключен союз немецких, датских и шведских крестоносцев против Руси.

Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась.

В 1240/1241 гг. Тевтонские рыцари усилили натиск на новгородские земли. Они захватили крепость Изборск, а затем с помощью изменников и Псков. В 1241 г. крестоносцы подошли непосредственно к Новгороду. В это время из – за ссоры с новгородскими боярами Александр Невский покинул Новгород. По просьбе веча Александр вернулся, отбил у немцев Псков и Изборск.

В конце марта 1242 г. Александр Невский получил от разведки известие, что на Русь готовится напасть объединенное войско крестоносцев во главе с самим магистром Тевтонского Ордена. Крестоносцы и русские встретились на западном берегу Чудского озера, у Вороньего камня.

Александр специально ослабил центр своего войска и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Немецкая пехота побеждала, рыцари сопротивлялись отчаянно, но так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные войны стали проваливаться в воду Чудского озера. Русские войны гнали крестоносцев 7 верст. Погибли тысячи рядовых крестоносцев, 400 знатных рыцарей, 47 знатных рыцарей были взяты в плен. Разгром крестоносцев был ужасающ. После битвы 5 апреля 1242 г., крестоносцы долго не решались тревожить русские рубежи.

В отличии от монголов, крестоносцы ставили несколько иные цели при завоевании русских земель.

Если ордынских ханов интересовала покорность и выплата даней, то крестоносцев интересовала земля Новгорода и Пскова, которую следовало захватить и русское население, которое следовало обратить в крепостных. Но самое главное, крестоносцы требовали от населения католической веры. В случае успеха крестоносцев, реальной была угроза не только потери национальной независимости Руси, но и потеря национальной религии – православия и национальной культуры.

Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории.

Тема № 6: Возвышение Москвы. Образование единого российского государства.

План темы:

1) Предпосылки объединения русских земель в единое государство.

2) Возвышение Московского княжества и превращение его в политический центр Северо – Восточной Руси (1276 – 1425 гг.).

3) Княжение Василия II Темного. Феодальная война в России (1425-1462 гг.)

4) Княжение Ивана III. Завершение объединения земель вокруг Москвы. Ликвидация зависимости от Орды.

Цель изучения: выявление причин возвышения Москвы. Уяснение неизбежности объединения русских земель и создания единого Российского государства. Ознакомление с личностями и периодами правления московских князей.

Студент, изучивший данную тему, должен:

1) знать основные причины возвышения Московского княжества;

2) понимать неизбежность объединения русских земель в единое Российское государство;

Читайте также: