Вычитание вида 15 конспект урока 1 класс

Обновлено: 03.07.2024

Действие сложения - это обратное действие по отношению к действию вычитание.

Ключевые слова

Двузначные и однозначные числа; десятки и единицы; состав чисел в пределах 10, разрядный состав чисел.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл., В 2 ч. М.: Просвещение, 2017. – с. 85-86

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017

3. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 1 класс.

4. Для тех кто любит математику. 1кл. Моро, Волкова 2016 – с. 39-40.

5. Устный счет. Сборник упражнений. 1 класс. В 2-х частях - Самсонова Л.Ю. 2016 - с. 22

На уроке мы узнаем приемы вычитания из чисел 14, 15, 16

Научимся вычитать однозначные числа из чисел 14, 15, 16 с переходом через десяток с помощью знания состава чисел в пределах 10.

Сможем выбирать удобный способ вычитания – по частям или используя взаимосвязь сложения и вычитания, знание таблицы сложения.

Основное содержание урока

- Сколько рыбок утащил котенок сначала? (4 рыбки)

- Сколько рыбок утащил котёнок потом? (2 рыбки)

- Сколько всего рыбок забрал себе котёнок? (6 рыбок)

- Сколько рыбок осталось у Вити?(8 рыбок)

- Сколько рыбок утащил котенок сначала?

- Сколько рыбок утащил котёнок потом?

- Сколько всего рыбок забрал себе котёнок?

- Сколько рыбок осталось у Коли?

Как вы думаете, из каких чисел мы будем учиться вычитать?

На уроке мы узнаем, как можно вычитать из чисел 14, 15, 16 однозначные числа с переходом через десяток.

Возьмем 14 карандашей или палочек.

Изобразим, как на рыбалке котенок утаскивал рыбку у друзей.

Из 14 рыбок котик сначала утащил 4 рыбки. В числе 14 один десяток и четыре отдельных единицы.Отодвиньте 4 карандаша в сторону.

А потом еще 2 рыбки унес котик. Уберите еще 2 карандаша.

Сколько карандашей было сначала? (Четырнадцать)

Сколько карандашей мы всего забрали?

Как мы убирали? (Частями: шесть – четыре и два)

Вычитание вида 14 -□ можно показать на схеме.

Из 14 нам надо было вычесть 6. Сначала мы вычли 4, получили 10, осталось вычесть ещё 2. 10-2– это 8.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике

в 1 классе на тему:

Педагог: Шевчук А.А.

Тип урока: изучение нового материала

• систематизировать знания учащихся о составе чисел от 1 до 10;

• научить решать примеры на вычитание из 8, 9, основанные на знании состава чисел;

• совершенствовать умение решать простые задачи;

закрепить навык быстрого и стабильного счета в пределах 10;

• воспитывать интерес к математике, как учебному предмету;

• развивать внимание, логическое мышление;

• развивать умение видеть проблему, ставить перед собой цель и добиваться ее реализации

УУД, формируемые на уроке:

Предметные: учить выполнять вычисления вида 8 -□ , 9 -□, отработать ранее изученные приемы сложения и вычитания; готовить к знакомству с составными задачами.

Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течении всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме ( при выполнении заданий в рабочей тетради и на доске); Фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке; осуществлять под руководством учителя итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные – понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные – использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя;

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 8 - □, 9 - □, используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать свою работу и ее результат.

Цель: рассмотреть случаи вычитания вида 15-.

  • Составить таблицу вычитания для случаев вида 15 – . и провести работу, направленную на ее запоминание
  • Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать умение детей контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
  • Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
    работать в парах;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
    самостоятельно осуществлять поиск и выделять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;
  • составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
  • читать и анализировать тексты простых задач.
  • установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений; формирование умения выделять существенные признаки и свойства.
    активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
  • планировать способы взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • сотрудничать в поисках информации.
  • принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
  • принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
  • выполнять работу в паре, помогая друг другу;
  • участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе.
  • выполнять вычитание с переходом через десяток в случаях 15-. ;
  • составлять таблицы вычитания чисел для изученных случаев;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • применять знания и способы действий в измененных условиях;
  • контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Технологии, методы и приемы: системно - деятельностный метод, частично - поисковый, проблемный диалог, практическая работа.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний.

  • Интерактивная доска, раздаточный материал для индивидуальной работы (карточки с разноуровневыми заданиями), проектор, компьютеры - макбуки (задание в программе “Перволого”), флипчарт, математические веера, учебник-2 часть (УМК “Школа России” Математика в 2-х частях, Москва “Просвещение” 2013 г., под редакцией М.И. Моро), рисунки капелек (радостная и задумчивая).

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей. - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, нам на уроке нужно хорошее настроение. - Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Начнём урок математики. Запишите число в тетрадях.

2. Актуализация знаний. Устный счёт.


Решите цепочки в тетрадях и расставьте ответы в порядке уменьшения. Разноуровневые задания в тетради (карточки).

На доске учащиеся расставляют числа в порядке убывания: 15,14,12,11,9. Какое число лишнее? (Однозначное-9). Получают слово капля. Сегодня на уроке мы будем путешествовать с капелькой воды.

Она просит нас зашифровать 15. 15 это 7 и. 6 и. 8 и. 9 и . (Работа с веерами.)

Капелька приготовила задачу. Пчела Майя собрала в ведёрко 4 капли нектара. Она хочет отдать 2 капли своей подружке, но у неё 2 ведерка: на 1 каплю и на 3капли. Как отлить только 2 капли?


3. Новая тема.

Капелька приготовила игру с волшебным квадратом: заполните окошки, чтобы на каждой стороне получилось 15.

Учащиеся у доски предлагают 2 способа вычислений.

15-6=9 15-6=9
^ ^
6 и 9 5 и 1
15-7=8 15-7=8
^ ^
7 и 8 5 и 2
15-8=7 15-8=7
^ ^
7 и 8 5 и 3
15-9=6 15-9=6
^ ^
6и9 5 и 4

Чему мы с вами учились? (Вычитать из 15 однозначные числа).

Давайте составим таблицу вычитания из 15. (Практическая работа на компьютерах в парах в программе Перволого -3,0).

4. Закрепление. Работа по учебнику.

С.86 №4 (устно). Учащиеся объясняют другие способы вычислений. 15-6= 10+5-6= 10-6+5=9 и т.п.

5. Повторение. Решение задач (флипчарт)

Куда же отправилась капелька? Отгадайте загадку.

Из под снега побежал,
Заворчал и зажурчал,
Я кораблик смастерю,
И ему я подарю.


Сколько всего животных?

На сколько больше улиток, чем рачков?

Самостоятельная работа по вариантам.

  • 1 вариант - на сложение,
  • 2 вариант - на вычитание.

Прочитайте ответы. Взаимопроверка в парах.

Путешествие капельки продолжается.

6. Физминутка.

Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
3 наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

7. Закрепление и повторение изученного.

Перекаты, повороты
Мели и водовороты,
Размывая берега,
Мчится быстрая.

Река попросила нас узнать: сколько всего уток и лебедей на реке?


На реке плавало 11уток, а лебедей на 3 меньше, чем уток. Сколько всего уток и лебедей на реке?

Учащиеся находят главные слова для составления условия. Комментируют ход решения задачи.

8. Работа в парах в программе “Перволого”.

Наше путешествие подходит к концу. Узнайте. О чём нас просит капелька.?

Учащиеся подставляют ответы с буквами. Капелька просит беречь воду.

15-7= 11-9=2в
15-6= 12-9=3о
15-9= 13-9=4д
11-2= 11-10=1у
12-5=7г
13-8=5и
5и, 7г,6р, 8б, 9е, 2в,4д,1у, 3о

Почему воду нужно беречь?

9. Итог. Чему мы сегодня учились?

10. Рефлексия учебной деятельности. Кому было интересно на уроке, всё удавалось, поднимут голубую капельку с улыбкой. У кого были трудности - капелька задумчивая.

Нажмите, чтобы узнать подробности



Тема: Случаи вычитания: 15 –

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 15 с переходом через десяток; закрепления знаний состава чисел 11, 12, 13, 14; развития навыков устного счёта; воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание.


Планируемые результаты (предметные): знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 15 – с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные: имеют представление о причинах успехов в учёбе.

Сценарий урока

I . Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- На ваших партах лежат рисунки солнца и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.

Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы).
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II . Актуализация знаний

-Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в математическое путешествие . А на чём можно путешествовать? (поезд, пешком, самолёт, вертолёт, воздушный шар…). И так наше путешествие в страну чисел начинается!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

III. Каллиграфическая минутка.

-Посмотрите внимательно на прописанные элементы минутки чистописания. -Какое новое число можно составить из чисел первой строчки?

-Назовите все цифры, которые нам будут помогать на минутки чистописания красиво работать.

- Что это за число? (двузначное, нечетное)

10 5 10 5 10 5 10 5

15 15 15 15 15 15

IV . Самоопределение темы урока.

-Кто поможет сформулировать тему нашего урока?

-А какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке математики?


15 –

Знать состав числа 15


вида 15 –

Читайте также: