Выбор направления и темы научного исследования конспект

Обновлено: 03.07.2024

Проблемы, возникающие в процессе формулирования темы научного исследования. Изучение методики планирования научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов, вычисление отклонения и дисперсии.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.03.2018
Размер файла 23,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Лысьвенский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Факультет профессионального образования

Контрольная работа

Выполнил: студент группы ППД-14-1бзЛФ

Проверил преподаватель Мухаева З.А.

Содержание

1. Формулирование темы научного исследования

2. Планирование научной работы

3. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов

Список использованных источников

Выполнение любого научного исследования начинается с выбора направления, проблемы, темы научного исследования и постановки научных вопросов, что является очень ответственной задачей. При этом важно уметь отличать псевдопроблемы (проблемы ошибочные, ложные) от научных проблем. Наибольшее количество псевдопроблем возникает из-за недостаточной информированности научных работников, что приводит к разработке проблем уже решенных и получению известных науке результатов.

Однако иногда при разработке наиболее актуальной проблемы приходится идти на ее дублирование с целью привлечения к ее решению разных научных коллективов на конкурсной основе.

В процессе изучения состояния и результатов уже проведенных исследований могут возникнуть идеи комплексного использования нескольких научных направлений для решения поставленных задач.

Целью контрольной работы является изучение необходимых факторов при выборе направления научного исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить проблемы возникающие в процессе формулирования темы научного исследования;

- изучить методику планирования научно-исследовательской работы;

- проанализировать теоретико-экспериментальные исследования и критерии формулирования выводов.

1. Формулирование темы научного исследования

Подготовительным этапом научно-исследовательской работы является выбор темы научного исследования. Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. тема научный работа вывод

Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и вопросы. Комплексная проблема включает в себя несколько проблем.

Научная проблема - это совокупность сложных теоретических или практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной.

Проблема состоит из ряда тем. Тема - это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект.

Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными. Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.

При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании - разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д.

Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками данной и смежной специальности.

Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов.

Первый этап - формулирование проблем. На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос - проблему - и определяют в общих чертах ожидаемый результат.

Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы. Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования.

На третьем этапе устанавливают актуальность проблемы, т.е. ценность ее на данном этапе для науки и техники. Для этого по каждой теме выставляют несколько возражений и на основе анализа, методом исследовательского приближения, исключают возражения в пользу реальности данной темы. После такой "чистки" окончательно составляют структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы, вопросы.

При выборе важно уметь отличать псевдопроблемы от научных проблем. Псевдопроблемы (ложные, мнимые), какую бы не имели внешнюю форму, в основе своей имеют антинаучный характер.

После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник (или коллектив), как правило, самостоятельно приступает к выбору темы научного исследования. По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование. Тема должна быть актуальной, т.е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет. Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой эффект.

Тема должна решать новую научную задачу. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т.е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших проблем в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований.

Тема должна быть эффективной и должна иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать эффект. Это одно из важнейших требований.

На стадии выбора темы исследования ожидаемый эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы).

При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др.

2. Планирование научной работы

Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для ее рациональной организации. Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на год на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками. Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам. Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о научно-исследовательской работе студентов. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы. В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.

Рабочая программа - это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного. Методологический раздел включает:

1) формулировку проблемы или темы;

2) определение объекта и предмета исследования;

3) определение цели и постановку задач исследования;

4) интерпретацию основных понятий;

5) формулировку рабочих гипотез.

Формулировка проблемы (темы) - это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Под социальной проблемой понимают противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. Научная (гносеологическая) проблема - это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций.

Определение объекта и предмета исследования является важным методологическим этапом научной научно-исследовательской работы. Объект исследования - это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена формированию механизма кредитно-денежного регулирования, то объектом исследования являются процессы трансформации системы кредитно-денежного регулирования в определенных условиях, а предметом - механизм кредитно-денежного регулирования экономики.

Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.

Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.

Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

Формулировка гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез.

Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные. Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана - уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало. Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования. Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана - определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте. В процедурной части программы обосновывается выбор методов исследования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования.

3. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов

Основой совместного анализа теоретических и экспериментальных исследований является сопоставление выдвинутой рабочей гипотезы с опытными данными наблюдений.

Теоретические и экспериментальные данные сравнивают методом сопоставления соответствующих графиков. Критериями сопоставления могут быть минимальные, средние и максимальные отклонения экспериментальных результатов от данных, установленных расчетом на основе теоретических зависимостей. Возможно также вычисление среднеквадратического отклонения и дисперсии. Однако наиболее достоверными следует считать критерии адекватности (соответствия) теоретических зависимостей экспериментальным.

В результате теоретико-экспериментального анализа могут возникнуть три случая:

1) установлено полное или достаточно хорошее совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок с результатами опыта. При этом дополнительно группируют полученный материал исследований таким образом, чтобы из него вытекали основные положения разработанной ранее рабочей гипотезы, в результате чего последняя превращается в доказанное теоретическое положение, в теорию;

2) экспериментальные данные лишь частично подтверждают положение рабочей гипотезы и в той или иной ее части противоречат ей. В этом случае рабочую гипотезу изменяют и перерабатывают так, чтобы она наиболее полно соответствовала результатам эксперимента. Чаще всего производят дополнительные корректировочные эксперименты с целью подтвердить изменения рабочей гипотезы, после чего она также превращается в теорию;

3) рабочая гипотеза не подтверждается экспериментом. Тогда ее критически анализируют и полностью пересматривают. Затем проводят новые экспериментальные исследования с учетом новой рабочей гипотезы. Отрицательные результаты научной работы, как правило, не являются бросовыми, они во многих случаях помогают выработать правильные представления об объектах, явлениях и процессах.

После выполненного анализа принимают окончательное решение, которое формулируют как заключение, выводы или предложения. Эта часть работы требует высокой квалификации, поскольку необходимо кратко, четко, научно выделить то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований. Обычно по одной теме не рекомендуется составлять много выводов (не более 5--10). Если же помимо основных выводов, отвечающих поставленной цели исследования, можно сделать еще и другие, то их формулируют отдельно, чтобы не затемнить конкретного ответа на основную задачу темы.

Заключение

В результате подготовительного этапа исследований студент должен уметь выбрать научное направление исследования, сформулировать и обосновать его тему, отобрать и проанализировать необходимую информацию, сформулировать цель и задачи, разработать теоретические предпосылки, разработать план исследования. Решению всех этих задач и посвящена данная работа.

В работе даны теоретические и практические рекомендации для выполнения подготовительного периода при выборе направления научного исследования. Рассмотрены методические разработки по формулированию темы, целей и задач научного исследования, а так же формулирование заключений, выводов и предложений, методология выполнения исследования.

Поставленный в начале работы задачи по изучению проблем возникающих в процессе формулирования темы научного исследования, изучению методики планирования научно-исследовательской работы, анализу теоретико-экспериментального исследования и критерии формулирования выводов - выполнены, цель достигнута.

Список использованных источников

1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности - М.: Финансы и статистика, 2003. - 269 с.

2. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учебное практическое пособие. - РДЛ, 2001. - 240 с.

3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для ВУЗов . - ЮНИТИ - 1999, 317 с.

4. Сабитова Р. Г. Основы научных исследований. - М.: ДГУ Владивосток, 2005 г.

Подобные документы

Принципы и направления планирования научно-исследовательской деятельности. Порядок выбора и закрепления темы научного исследования, определение его основных целей и решаемых задач. Информационное обеспечение научной работы студента современного вуза.

презентация [1,0 M], добавлен 19.03.2013

Программный (подготовительный) этап научного исследования: выбор темы, разработка программы, обоснование проблемы, определение целей и задач, выдвижение гипотезы, составление плана. Сбор и анализ документальной научной информации. Апробация исследования.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 24.02.2015

Общие методологические подходы к проведению научного исследования, их классификация в зависимости от уровня познания. Накопление научных фактов, логическая схема хода научного исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса.

контрольная работа [23,2 K], добавлен 27.01.2011

Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. Ориентирование при постановке проблемы. Формулирование цели и задач исследования. Выбор метода исследования. Проведение эксперимента и обработка данных. Создание текста работы и ее защита.

курсовая работа [106,3 K], добавлен 08.12.2010

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) как одна из важнейших форм учебного процесса. Значимость научного исследования в становлении профессиональной компетентности будущего специалиста. Методика и тематика НИРС с новыми видами удобрений.

дипломная работа [84,6 K], добавлен 21.09.2012

Основные задачи научной работы студентов. Методы организации, проведения научно-исследовательской работы. Компоненты, на которых основывается актуальность темы педагогического исследования в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 16.06.2011

Содержание основных компонентов подготовительного этапа педагогического исследования: выявление проблемы, обоснование ее актуальности и выбор необходимой темы. Подробное описание научного аппарата, включающего объект, предмет, цель и задачи, гипотезу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель: способствовать развитию умения видеть проблемы для исследования, выбор вида и темы исследования, познакомить с правилами и приемами выбора темы, обоснование актуальности.

ТСЗ (проверка ранее изученного).

2-3. прикладной проект

4-5. исследовательский проект

6-7. информационный проект

9-10-11. индивидуальные и групповые проекты

12-13-14-15. эмпирические, теоретические и фантастические исследования

ТСЗ (новые понятия).

2-3. научная проблема

4-5. тема исследования

6-7. выполнимая тема

«Великая проблема подобна драгоценному камню.

- Как вы думаете, что имел в виду автор этих строк?

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему?

Чтение текста и работа с ним.

Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.

Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

В чем сущность проблемы?

Почему Д.Бернал утверждал, что труднее найти проблему, чем ее разрешить?

Опишите главное качество исследователя.

Интересующие проблемы.

- Подумайте, какие проблемы вас интересуют на данный момент?

- Запишите 3-5 проблем, которые могли бы стать основой для исследования.

Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Продолжение неоконченного рассказа от имени разных персонажей.

Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

- Завершите рассказ, исходя из разных точек зрения, представив, что вы:

водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге;

прохожий, спешащий на работу;

гуляющая молодая парочка;

лисичка или зайчик в лесу.

- Что имел в виду мыслитель? (раздаются высказывания мыслителей)

- Представьте, что вы на какое-то время стали неодушевленным предметом. Опишите один день своей новой жизни.

Карточки с названиями предметов:

стол в классной комнате

камешек на дороге

пуговица на кофте

При устном коллективном обсуждении поощрить самые интересные, изобретательные, оригинальные ответы.

Зачитывается окончание рассказа или раздаются карточки с оконцовками рассказов.

Подумайте, а потом расскажите о том, что было в начале и почему все закончилось именно так.

Оценивается в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Позволить иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы можно с помощью широко известных заданий.

Вам предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Необходимо найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Тема исследования или проекта.

Чтение текста и работа по нему (выписка тезисов).

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.

Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

Какая проблема интересует меня больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь: математикой или поэзией, астрономией или историей, биологией или психологией и др.?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам я получаю самые высокие оценки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите родителей, поговорите с одноклассниками. Может быть, кто-то и подскажет интересную идею.

Сформулируйте и запишите выбранную тему исследования.

Правила выбора темы исследования:

Тема должна быть интересна исследователю, должна увлекать его.

Выбор темы обусловлен какими-то рамками: тематическими, временными, ситуативными.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способности найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления).

тема должна быть соразмерна предполагаемому объему работы. Если работа по заинтересовавшей вас теме в нужный объем не вмещается, можно сузить тему, а то, что осталось, рассмотреть в другой раз.

объем газетной или журнальной статьи обычно не превышает 10-12 машинописных страниц;

микроисследование предполагает небольшой объем работы – 5-6 страниц;

исследовательская работа на научно-практическую конференцию учащихся – 25-30 страниц;

курсовая работа в вузе – 25-50 страниц;

дипломная работа – до 100 страниц;

кандидатская диссертация в большинстве наук не должна превышать 150 страниц.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (объем исследований должен быть такой, чтобы возможно было завершить его за 1-2 года).

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база. Невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это мешает развитию творческого мышления.

Проблема может быть стара как мир, но способы и пути разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Тема может быть предложена учителем.

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.

Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

Какая проблема интересует меня больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь: математикой или поэзией, астрономией или историей, биологией или психологией и др.?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам я получаю самые высокие оценки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите родителей, поговорите с одноклассниками. Может быть, кто-то и подскажет интересную идею.

Сформулируйте и запишите выбранную тему исследования.

Правила выбора темы исследования:

Тема должна быть интересна исследователю, должна увлекать его.

Выбор темы обусловлен какими-то рамками: тематическими, временными, ситуативными.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способности найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления).

тема должна быть соразмерна предполагаемому объему работы. Если работа по заинтересовавшей вас теме в нужный объем не вмещается, можно сузить тему, а то, что осталось, рассмотреть в другой раз.

объем газетной или журнальной статьи обычно не превышает 10-12 машинописных страниц;

микроисследование предполагает небольшой объем работы – 5-6 страниц;

исследовательская работа на научно-практическую конференцию учащихся – 25-30 страниц;

курсовая работа в вузе – 25-50 страниц;

дипломная работа – до 100 страниц;

кандидатская диссертация в большинстве наук не должна превышать 150 страниц.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (объем исследований должен быть такой, чтобы возможно было завершить его за 1-2 года).

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база. Невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это мешает развитию творческого мышления.

Проблема может быть стара как мир, но способы и пути разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Тема может быть предложена учителем.

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему?

Чтение текста и работа с ним.

Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.

Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

А что значит найти проблему?

Чтение текста и работа с ним.

Проблема выступает как нечто неизвестное в науке. Это мост от неизвестного к известному, конкретное знание о незнании.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.

Поэтому формулировка проблемы – дело чрезвычайно сложное.

Д. Бернал не без основания утверждал, что в стратегии научного исследования гораздо труднее найти проблему, чем ее разрешить, т.к. для того, чтобы найти проблему требуется творческое мышление, а для того, чтобы разрешить ее – только умение.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его определенном этапе.

Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

Аннотация: Данная лекция посвящена вопросам выбора темы исследовательской работы, составления рабочего плана исследования, работы с литературными источниками, систематизации и хранения научной информации.

3.1 Выбор темы исследования

Выбор темы исследования зависит от типа будущего исследования: фундаментального или прикладного (см. рис. 3.1).

Виды научных исследований

В научной литературе указанные виды исследований определяются следующим образом:

" Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии.

Большая часть исследовательских работ , выполняемых в процессе подготовки по направлению "Бизнес-информатика" , имеет прикладной характер и решает практические задачи.

Первоочередная задача при выборе темы исследовательской работы состоит в определении направления исследования, объекта и предмета исследования.

Укрупненное направление исследований рекомендуется выбирать согласно собственными научными интересами и областью будущей профессиональной деятельности, которая в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 "Бизнес-информатика" охватывает:

  • проектирование архитектуры предприятия;
  • стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
  • организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
  • аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.

Отметим, что выбор направления исследования взаимосвязан с выбором кафедры, на которой будет выполняться будущее исследование.

Существенную помощь при выборе направления исследований и конкретизации тематики оказывает изучение научной литературы и специальных периодических изданий в области информатики, информационных технологий, экономики, менеджмента: аналитических обзоров, статей в журналах и других периодических изданиях, материалов, представленных на сайтах ИТ-компаний, материалов отраслевых и специализированных конференций, тезисов выступлений. Рекомендуется сначала изучить специальную научную литературу, потом периодические издания. Изучение литературы начинают с информационного поиска соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг. На основании изученных источников определяется сфера научных интересов. Вопросы работы с литературой рассмотрены в разделе 3.3.

Рекомендуется также ознакомиться с ранее выполненными студенческими работами.

Примеры тематики по отдельным направлениям исследований для курсовых работ , выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций, выполняемых в НИУ-ВШЭ по направлению подготовки "Бизнес-информатика" , приведены в приложениях 1, 2, 3, 4.

Тематика рефератов определяется в программах учебных дисциплин.

Если студент работает по профилю обучения, направление исследования желательно связывать с решением задач по месту работы.

В таблице 3.1 представлены рекомендуемые приемы и источники информации, которые могут помочь студенту в выборе направления и темы исследовательской работы.

Сайты кафедр вуза. Например:

Архивы студенческих работ по кафедрам, электронные базы студенческих работ. Например:

1. Информационный поиск и ознакомление с результатами:

  • исследований, выполненных на стыке дисциплин информатики, ИТ, экономики, менеджмента;
  • российских и зарубежных научных трудов в области информатики, ИТ, экономики, менеджмента;
  • материалов специализированных и отраслевых конференций;
  • материалов сайтов ИТ-компаний, аналитических и консалтинговых компаний.

2. Анализ материалов и выявление малоизученных вопросов

Каталоги, сайты компаний, журналы. Подробный список источников приведен в приложении 5. Например:

1. Поиск информации об ИТ-инновациях.

2. Оценка теоретической и методологической базы ИТ-инноваций.

3. Определение потребности в развитии методологической базы или разработке практических рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса.

  • Аналитическая компания ITResearch специализируется на исследованиях актуального состояния, конъюнктуры и тенденций развития российского рынка IT и AV
  • Исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий

Выявление потребности в:

  • оценке возможности употребления известных теоретических подходов и специальных методов, используемых в смежных областях, к своей проблематике;
  • разработке соответствующих рекомендаций по применению

Проектная документация и отчеты по проектам. Например:

Отметим, что при выборе направления исследований и определении темы желательно использовать имеющиеся накопленные материалы и практический опыт решения определенных проблем (при наличии таковых). Рекомендуемая взаимосвязь исследовательских работ , выполняемых в учебном процессе, подробно рассмотрена в "Образовательная программа по направлению подготовки "Бизнес-информатика"" .

Пример согласования тематики и использования материалов выполненных работ приведен на рис. 3.2.

Задачи:

1. Формирование знаний о проекте, структуре проекта;

2. Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в ходе практической деятельности;

3. Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

4. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.

ВложениеРазмер
vybor_temy_issledovaniya.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по теме:

1. Формирование знаний о проекте, структуре проекта;

  1. Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в ходе практической деятельности;
  2. Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  3. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.

1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть на заседании лаборатории юных исследователей.

Ребята, здесь вы оказались неслучайно. В таких заседаниях мы приглашаем принять участие только самых достойных, тех, кто добился больших успехов в науке и стремится к более высоким вершинам.

Чтобы нам было интересно работать вместе, предлагаю вам познакомиться.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем заседании?

2. Основная часть

Итак, что же такое проект? СЛАЙД 2

(ПРОЕКТ - словарная работа) СЛАЙД 3

Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. То есть, это воплощение задуманного.

Итак, что же сегодня станет воплощением?

Ребята, где вы проводите большую часть своего времени?

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам, мечтает о будущем.

Ребята, а нравится ли вам ваша школа? Хотели бы вы что-то изменить в ней? А как вы думаете, сможем ли мы сделать это самостоятельно?

Будет ли интересен наш проект другим детям? Если да, то, чем?

Какой будет следующая задача нашей работы? СЛАЙД 5

  1. Собрать материал по выбранной теме: узнать, как выглядят школы в разных странах;
  1. Выяснить предпочтения о школе будущего;
  2. Разработать образную модель (рисунок) школы будущего;
  3. Подготовка презентацию и защиты проекта.

Схема создания проекта наверняка вам знакома. Предлагаю вам двигаться дальше.

Давайте посмотрим, как выглядят школы в различных странах мира.

Что ж, ребята, передохнули, а теперь с хорошим настроением

продолжим наше заседание.

А чтобы выяснить предпочтения относительно вашей собственной модели школы будущего предлагаю вам подумать и записать свои мысли о школе, выразить свои желания по её улучшению.

  • мне нравится моя школа тем, что .
  • по-моему в школьных кабинетах.
  • на пришкольном участке моей школы.
  • мой любимый школьный уголок - это.
  • в своей школе я хотел (-а) бы изменить.

А я предлагаю вам поделиться своими переживаниями о школе, в которой вы учитесь (стадион, оформление пришкольного участка, дендрарий, компьютерная техника, большая столовая, кинотеатр, бассейн, фонтан и др.). Теперь мы знаем, какая она, школа будущего. Что же теперь?

Рисование модели школы будущего. Анализ полученных результатов. Презентация. Выставка.

3. Итог. Ребята давайте подведем итоги нашего заседания, и ответим на вопросы: что удалось сегодня на заседании, что не удалось, почему?

В научно-исследовательской работе различают научное направление, проблемы и темы.

Научное направление – это сфера исследований научного коллектива, посвященных решению крупных фундаментальных теоретически экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, темы и вопросы.

Проблема – это сложная научная задача. Она охватывает значительную область исследования и должна иметь перспективное значение.

Проблема состоит из ряда тем:

Тема – это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах, под которыми понимают более мелкие научные задачи. При разработке темы либо вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании: - разработать конструкцию, новый материал, технологию и т.д. Решение проблемы ставит более общую задачу, например: - решить комплекс научных задач, сделать открытие.

Выбор постановки проблемы или темы является весьма сложной и ответственной задачей и включает в себя ряд этапов:

формулирование проблемы;

разработка структуры проблемы (выделяют темы, подтемы и вопросы);

установление актуальности проблемы, т.е. ее ценности для науки и техники.

После обоснования проблемы и установления ее структуры приступают к выбору темы научного исследования. К теме предъявляют ряд требований: - актуальность, новизна, экономическая эффективность и значимость.

Критерием для установления актуальности чаще всего служит экономическая эффективность. На стадии выбора темы экономический эффект может быть определен только ориентировочно. Для теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Характеристикой темы является осуществимость или внедряемость, поэтому, формулируя тему [2, 34].

Целью научного исследования является достоверное и всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке научных принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство полезных для человека результатов. В каждом научном исследовании выделяется объект и предмет исследования.

Примеры целей:

- Определение характеристик явлений, не изученных ранее;

- Выявление взаимосвязи неких явлений;

- Изучение развития явлений;

- Описание нового явлений;

- Обобщение, выявление общих закономерностей;

- Создание классификаций.

Цель подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что крайне важно сделать, чтобы цель была достигнута.

Формулировка цели и задач может начинаться со слов:

- разработать и т. п.

Задачи исследования в научной работе бывают проранжированыв следующем виде.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.

Третья касается базовых возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Задач в исследовательской работе не должно быть много.

Объект научного исследования – это материальная идеальная природная или искусственная система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, качества, различные ее свойства и т.д.

Читайте также: