Конспект урока по ахматовой в 9 классе

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок - эвристический семинар.

Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств ИКТ в предметном обучении.

Оборудование:

2.Раздаточный дидактический материал – карточки-задания для работы в группах.

Образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэзией гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Развивающие: развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данными произведениями.

Воспитательные: воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Слайд № 1(автор цифрового образовательного ресурса)

-Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

- Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

Ответ: Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.

Откройте тетради и запишите тему урока.

Слайд № 2 (фото, портреты Ахматовой)

Учащиеся записывают тему в тетради.

Слайды № 3, 4

История семьи Горенко. Псевдоним.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

Начало творчества, первый поэтический сборник.

Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.

25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец. " в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.

Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вяч. Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм. " В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе.

Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знаком ство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию". Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".

"Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "романлирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание — в рассечении пластов", — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве.

После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".

С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих — в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).

История любви Н.Гумилёва и А.Ахматовой нашла отражение в стихах. Учащиеся (юноша и девушка) читают наизусть стихи.

Вольдемар Шилейко ( слайд 13)

Николай Николаевич Пунин (слайд 14)

В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям.

Слайд 16. Дело Н.Гумилёва.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.

Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе.

Слайды18,19 (читает стихотворение А. А. Ахматова),20

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы.

1946 год, новые испытания.

Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них - И.Бродский - стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься.

Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.

5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи.

Слайд 24(Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…)

Памятник во дворе Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме .

V . Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.

Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради).

VI . Подведение итогов урока.

Оценка работы учащихся на уроке.

VII . Домашнее задание.

Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

ТЕСТ
к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой

Задание 1

К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

Задание 2

Анна Андреевна Ахматова - это псевдоним. Какова фамилия поэта:

Задание 3

Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:

Задание 4

В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:

Сохранить трагическую национальную память.

Быть голосом совести своего народа, его веры, его правды.

Быть глашатаем, главарем своего времени.

Задание 5

Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

Задание 6

Лирическая героиня А. Ахматовой:

Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.

Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

Задание 7

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

Как поэт, понявший и принявший революцию.

Задание 8

Задание 9

Вопросы олимпиады.

1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?

1) Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Сужается какой-то тайный круг,
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

5 ноября 1936

2) Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы - Один ответ:
- Откуда мне сие"?
Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.

14 августа 1918

2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.

1) Сжала руки под темной вуалью.
- Отчего ты сегодня бледна?
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

2) Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
- Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли..

3) . Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.

3. Кто из поэтов так говорил о себе?

1) Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

2) Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.

3) О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

4. О чем повествует А.Ахматова в этих стихах:

И женщина какая-то моё
Единственное место заняла,
Моё законнейшее имя носит,
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, все, что можно?

5. Что произошло за Днепром в деревянной церкви 25 апреля 1910 года?

6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на башне Вячеслава Иванова?

7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?

9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?

10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта полумонахиней - полублудницей и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?

12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?

14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?

15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?

Ф.Ш. Шаймарданова, учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче, г. Нижнекамск.

- сформировать представление об особенностях любовной лирики

- развивать устную и письменную речь учащихся, навыки аналитического мышления, память.

- воспитывать чувство прекрасного через анализ поэтического произведения.

Оборудование. Портрет А. Ахматовой, выставка книг, мультимидейная презентация.

Основные понятия: аллитерация, градация, инверсия.

Первое стихотворение она написала в одиннадцатилетнем возрасте.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Я ответила: «милый, милый!

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

II. Совершенствование умений и навыков.

а) Выразительное чтение учащимися стихотворений А.Ахматовой:

б) Слово учителя:

Эта любовная лирика Ахматовой передает переживания женского сердца. Как это делается, мы узнаем путем лингвистического анализа стихотворения.

в) Чтение наизусть стихотворения :

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

г) Беседа с учащимися по анализу стихотворения:

1. Что можно сказать о психологическом состоянии лирической героини?

2. В чем она ищет поддержки?

3. Но лирическая героиня сильна и мужественна. Как же она обретает мир в душе?

4. Где можно найти покой?

- в природе, в вере (« и молиться богу), в мудрости.

5. А что такое мудрость?

6. Кем чувствует себя героиня?

7. В чем видит лирическая героиня смысл жизни?

8. Каково жизненное кредо героини?

9. К чему стремится героиня?

10. Какие звуки успокаивают героиню?

11. Таким образом, прием аллитерации помогает понять мир, в котором живёт героиня. Вспомним, что такое аллитерация (запись на доске и в тетради)

- повторение согласных звуков (примеры из текста)

12. Обратим внимание на особенности построения стихотворения

- написано пятистопным ямбом;

13. О чем же тревожится лирическая героиня?

- стихотворение заканчивается словами:

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Но несмотря на это, она ждет этого стука в дверь, вслушиваясь в ночную тишину, вглядываясь в далекий огонек. Таким образом, все стихотворение направлено на мудрое умение жизни без него, потому что жизнь с ним порождает тревогу и грусть.

Анна Ахматова очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, которые если не напишешь, то умрешь. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс отчаяния, пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку.

Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее нежную душу: две страшные войны, две революции, годы сталинских репрессий, расстрел мужа Николая Гумилева в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре (по официальной версии), арест сына Л.Н. Гумилева. На ее хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, ее душа оказалась стойкой, высоконравственной.

Мир благодарен этому имени.

IV. Домашнее задание. Сделать лингвистический анализ одного стихотворения А. Ахматовой (по выбору).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества. Познакомиться с жизненным и творческих путем.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста;

Воспитывающие: воспитывать интерес к поэзии.

Планируемые результаты:

предметные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста

личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

метапредметные: умение ставить и формулировать цель учебной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Техническое обеспечение урока: портреты, фотографии А.А.Ахматовой

Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний урок хочется начать с таких слов:

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут. (Игорь Тальков)

А как вы понимаете, кто такой поэт?

Ребята, прочитайте, что у вас получилось? Есть желающие поделиться с нами своим вариантом ответа? (Несколько вариантов озвучиваем и обсуждаем).

Кого из представителей этой литературы вы запомнили? Назовите тех, с творчеством кого мы уже познакомились.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Марины Цветаевой, также вы рассказывали стихотворение те, которые вам больше всего понравились. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим жизнь и творчество А.А.Ахматовой.

(Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой).

Почему ты выбрала именно это стихотворение?

Спасибо за ответ.

2. Целеполагание и мотивация.

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца…

Обратите внимание на портрет поэтессы.

Что можно сказать об этой женщине, глядя на нее в первый раз? (серьезное лицо, задумчивое, мечтательное).

А может быть, Анна Андреевна Ахматова имела на это право? Чтобы ответить на этот вопрос, перелистаем страницы жизни и творчества поэта Анны Андреевны Ахматовой.

3. Изучение темы.

Ахматова – это литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

Пришло из ниоткуда,

К любой беде липучее,

Так сказала Анна Андреевна о своей фамилии.

Итак, кто желает начать свой рассказ о жизни Анны Андреевны?

( Чтение учащимися биографии в учебнике. Показ презентации. )

Доклады учащихся, будут сопровождаться фотографиями с презентации.

Хотелось бы обратить внимание на начало творческой деятельности.

Каким был первый сборник стихотворений?

Какими были следующие сборники?

Основные темы ахматовской лирики (запишем в тетрадь).

Основные темы:

- гражданская лирика (тема родной земли);

Лирику А. А.Ахматовой многие литературоведы называют любовной, ибо главной темой - всегда была любовь, но любовь у А. Ахматовой имеет очень глубокий и проникновенный смысл, множество оттенков – это и любовь – страдание, любовь – разочарование, любовь – боль, любовь – отчаяние, это и гражданская позиция и многое другое.

Откроем стр. 141

Пояснение слова: молитва- 1. У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к богу, к святым. 2. Моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чем-нибудь к Богу, к святым.

- Какому значению относится слова молитва (название стихотворения)?

- О чем просит лирическая героиня стихотворения?

Чтение стихотворения (3-4 человека), добиваясь выразительности.

Анализ (учителя)

Тема: Чудная молитва – помощь каждому.

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Размер: трехстопный ямб

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную - легко; теснится грусть - бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа - это описание состояния души лирического героя, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья - рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

- Какая женщина предстает перед вами в этих стихотворениях?

Учащиеся читают это стихотворение вслух выразительно.

Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений.

Откроем стр. 142

Анализ (учителя)

Стихотворение из четвёртой книги Ахматовой "Подорожник",
построенной в виде цикла-романа, сюжет которого начинается
с отъезда героя.
Стихотворение обращено к Б. В. Анрепу .
Борис Васильевич был самой сильной любовью Ахматовой.
Познакомились они в середине 1910-х годов.
Роман оказался страстным, но недолгим.
После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию,
уехав в Великобританию.
Анна Андреевна адресовала оставившему её возлюбленному
около тридцати стихотворений.
Одно из них-"Сразу стало тихо в доме…"
Ст-е имеет не характерную для этого периода творчества
Ахматовой форму фрагмента; в том числе - и фрагмента
сюжета ("не нашелся тайный перстень. "),
полностью раскрытого в "Сказке о черном кольце",
написанной в те же дни июля 1917 г.
Основная тема:
Одиночество. Потеря возлюбленного.
(Без него и дом стал не мил и бесприютен.
Без него нет веселья, нет заботы, беспросветно черны вечера.
Нет ласкового жениха – умерла "нежной пленницею песня".)
Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк)
Размер: четырёхстопный хорей
Стопа двухсложная с ударением на первом слоге.
Рифмовка-перекрестная
рифмы-доме-мак-дрёме-мрак;
ворота-тих-забота-жених;
перстень-дней-песня-моей
Средства художественной изобразительности:
эпитеты: вечер черен, вечер тих; тайный перстень;
ранний мрак
метафора: нежной пленницею песня
олицетворение - песня умерла

Ахматова, настойчиво спрашивающая у кукушки, сколько лет предстоит ей прожить, испытывает смутное чувство беспокойства. Она не может понять, откуда ей стоит ждать очередного удара судьбы.

5.Заключение

6.Итоги урока, рефлексия

Итак, мы с вами перелистали страницы жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какой же образ А.А.Ахматовой останется у вас в памяти?

- Как бы вы ответили на вопросы, которые были поставлены в начале урока: можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом? Если да, то в чем ее величие? Чем особенна лирика Ахматовой?

Итоговое слово учителя:

Запомните ее величественный образ и ее поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга — читателя:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с вами до конца.

7.Домашнее задание: проанализировать одно понравившееся стихотворение А.А.Ахматовой. (стр.141-144)

Учитель. Скажите, пожалуйста, вам знакома песня, которая сейчас звучит?

Учитель. Я подскажу вам, что это песня композитора Давида Тухманова, нашего современника. А как вы думаете, кто мог бы быть автором этих слов?

Ученики. (Делают разные предположения)

Учитель. Эти слова принадлежат Анне Андреевне Горенко. Её литературный псевдоним Анна Ахматова. Вам знакомо это имя?

Ученики. Да, это русская поэтесса.

Учитель Верно. Я только хотела добавить, что за 50 лет поэтического труда она приобрела всеобщее признание. Её стихи переведены на все основные языки мира, она у все основные языки мира.нко. За 50 лет поэтического труда она приобрела всеобщее признание ,удостоена звания почетно профессора литературы Оксфордского университета и является лауреатом литературной премии “Этна Таормина”. “Анна всея Руси” назвала её современница поэтесса Марина Цветаева. Замечательные слова.

Итак, тема нашего урока “Слово о поэте”. А.Ахматова. А эпиграфом урока я выбрала слова из одного стихотворения поэтессы:

Я - голос ваш, жар вашего дыхания.
Я – отраженье вашего лица.

А почему именно эти слова, мы поразмышляем в заключительной части урока. нам с вами сегодня предстоит познакомиться с некоторыми замечательными стихотворениями А.Ахматовой и попытаться понять, в чём же особенность лирики женщины - поэтессы, женщины ХХ века, что отличает её лирическую героиню. Это вопрос, на который мы должны ответить, на который мы должны будем ответить сегодня на уроке, вслушиваясь в голос поэтессы, вчитываясь в строки ее стихов.

Для этого я приготовила вам задание: Прочитать стихотворение и, пользуясь небольшой подсказкой в виде высказывания о творчестве поэтессы литературных критиков, поэтов, выбрать ту черту её лирики, которая, на ваш взгляд, характерна для этого стихотворения.

Работа в группах. 5 минут.

Учитель. Итак, я прочту сейчас стихотворение, которое было предложено первой группе. Оно называется “Песня последней встречи”. (Чтение стихотворения).

(Звучит “Осенняя песня” Чайковского. На слайдах репродукции картин И. Левитана “Осень. Усадьба” и “Осенний день. Сокольники.”)

Учитель. Вы обратили внимание, как я проиллюстрировала это стихотворение? Как вы думаете, почему я остановила свой выбор на полотнах Исаака Левитана, который, к стати, был современником Ахматовой?

Учащиеся. И картины, и стихотворение грустные.

Учитель. Совершенно верно, то есть вы обратили внимание на настроение. И музыка, которая звучала, тоже грустная. Это Рахманинов. Ну что ж, думаю, я вам подсказала. А теперь я предоставляю слово ребятам из первой группы. Какую черту ахматовской лирики вы отметили?

(Учащиеся говорят и называют психологизм)

Учитель. Правильно. Вы совершенно точно отметили эту особенность. Давайте запишем в тетрадь. И я попрошу вас быть внимательными и понаблюдать, встретится ли эта черта в других стихах поэтессы, которые прозвучат сегодня на уроке.

О такой же последней встрече другое стихотворение Ахматовой. Наиболее яркое и точное впечатление производят стихи в авторском исполнении. Послушайте, как читала его сама поэтесса.

Учитель. Вторая группа готова поделиться с нами своими наблюдениями? Пожалуйста.

(Учащиеся отвечают, возможно, затрудняться назвать разговорную манеру)

Учитель. Записали. Особая разговорная манера. А в предыдущем стихотворении эта черта есть?

Ученики. Есть. (Подтверждают текстом)

Учитель. Да. Значит, мы можем говорить о том, что эта черта присуща лирике Ахматовой. Следующее стихотворение, о котором мы поговорим, это “Сероглазый король”. Думаю, оно вам тоже понравится. Я бы хотела, чтобы его прочитал кто-то из вашей группы. Пожалуйста.

(Учащиеся читают стихотворение)

Учитель. Ребята, а вас не удивляет иллюстрация, которую я подобрала к этому стихотворении? Ведь, казалось бы в содержании картины Э. Блейра-Лейтона, английского художника- неоромантика, нет ничего общего с сюжетом “Сероглазого короля”?

Учащиеся. И в картине, и в стихотворении есть сюжет. Можно предположить, что происходило с героями до того, как мы с ними познакомились.

Учитель. Спасибо. А значит, какую черту лирики Анны Ахматовой мы увидели?

(Учащиеся называют сюжетность и новеллистичность)

Учитель. Очень хорошо.

(Звчуит песня “Ой, там у саду” в исполнении Кубанского казачьего хора)

Учитель. Знаете ли вы какие-нибудь грустные песни?

Ученики. Конечно, в которых говорится о чьей-то тяжёлой доле, горе, предчувствии беды и т.д.

Учитель. А вам знакома песня. Которая звучит сейчас?

Учитель. Сейчас она звучит в исполнении кубанского казачьего хора. И стихотворение, с которым знакомились ребята из четвёртой группы, тоже очень грустное и красивое. Как вы думаете, а это стихотворение можно было бы положить на народную мелодию? Почему?

Учитель. Действительно. Так какую особенность имел в виду О. Мандельштам?

А в других стихотворениях вы заметили эту черту?

Учитель. А это стихотворение мне бы очень хотелось прочитать для вас самой. Написано оно в 1913 году во Флоренции, где Анна Андреевна в это время находилась со своим мужем, поэтом Николаем Гумилёвым. И обращено, вероятно, к нему. А музыку, которую вы слышите, очень любила Ахматова. Это ария из Бахианы №5 Этнора Вилла-Лобоса, бразильского композитора, современника поэтессы. Думаю, их произведения очень роднит сила выражения чувств и искренность. (Чтение стихотворения).

Беседа после прослушивания стихотворения

Скажите, похоже ли это стихотворение на исповедь?

Скажите, пожалуйста, что такое исповедь?

Что это слово обозначает буквально? Какой здесь корень?

(оно произошло из старославянского языка от глагола “поведати”, то есть рассказать.)

А какая здесь приставка? Что она обозначает?

(ис- изнутри, наружу).

Значит, исповедь, буквально “поведать о том, что внутри”.

Где обычно исповедуются? Можно ли на исповеди солгать?

Перед кем исповедуется героиня?

Как вы думаете, кто ещё может быть её исповедником? Ведь это стихотворение, и опубликовано оно было при жизни поэтессы?

Учитель. Конечно, мы с вами. Вот так, исповедуясь, Анна Ахматова и “научила женщин говорить”. Это уже женщина современная, женщина ХХ века, с новой психологией, не боящаяся выражать свои чувства. Значит, о какой особенности её поэзии идёт речь?

Учитель. Совершенно верно.

Учитель. А теперь давайте подведём итог. Какие же черты отличают “женскую поэзию” Анны Андреевной Ахматовой?

Учитель. Конечно, можно было бы выделить и другие особенности лирики Ахматовой. Но и те выводы, которые мы с вами сделали, позволяют судить о том, насколько новой и, я бы сказала, неожиданной была для современников лирика этой женщины-поэта. И теперь мне бы хотелось услышать ваше “слово” .Какой вы увидели Ахматову-поэта?

Ученики. Смелой, чувственной, сильной, гордой, откровенной, искренней.

Учитель. Действительно, она учила мужчин выслушивать не лепет влюблённой, а жаркие, гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, щедрыми и жертвенными. А эти качества важны во все времена. И , наверное, главное то, что её личные переживания, мысли, чувства, слова перекликаются с нашими ощущениями, с нашим настроением.

И теперь, после наших размышлений, я думаю, вам будет более понятен эпиграф нашего урока. Почему именно эти слова : "Я — голос ваш, жар вашего дыханья, //Я — отраженье вашего лица"?

Ученики. Да, её стихи о понятных нам чувствах, переживаниях, написаны очень простым доступным языком. И говорит она о том, что всегда волновало и будет волновать людей.

Учитель. Домашнее задание:

1.Написать сочинение-миниатюру Анна Ахматова. Слово о поэте, подобрав к нему свой эпиграф.


Долгую жизнь прожила Анна Ахматова, пережила и рано пришедшую к ней всероссийскую известность, и затянувшуюся на несколько десятилетий резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать, и подлинно мировую славу, которая вернулась к ней на склоне лет. Литературный псевдоним Анна Андреевна Горенко взяла себе, по ее собственным словам, в честь своей прабабушки, татарской княжны Ахматовой.

Родилась она близ Одессы, в семье инженера-механика в отставке. Уже через год семья перебралась в Царское Село. С ним и с Петербургом будет связано самое заветное в жизни. Писать начала в 11 лет. Училась всегда неохотно, после Киевской гимназии поступила на юридический факультет Высших женских курсов, проучилась там лишь 2 года, потом на Высших историко-литературных курсах Раева, куда поступила, переехав в Петербург. К этому времени определилось ее жизненное призвание – ею навсегда овладела поэзия.. В 1910году она становится женой Николая Гумилева, уже известного русского поэта. Скоро и ему стало ясно, что в русской поэзии зазвучал новый, талантливый и чистый голос.

На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина(1964г) и звание почётного доктора Оксфордского университета (1965г).

В чем видит Ахматова природу творчества? Прочитайте стихотворение и выполните задание к нему.

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знал и, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене.

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Какие особенности этого стихотворения вы заметили? (о чем оно?)_______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите ключевые слова и выражения, через которые можно проследить развитие авторской идеи. Какова она?______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем творчество является для поэта?_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подготовьте выразительное чтение стиха.


-80%

Читайте также: