Конспект по географии 7 класс параграф 13 народы и религии мира коринская

Обновлено: 04.07.2024

Цели урока:
• Сформировать представление об этническом самосознании.
• Сформировать представление об отличительных признаках народов мира.
• Познакомить учащихся с мировыми и национальными религиями.
Оборудование: учебник, атлас, карта народов мира.
Основное содержание: народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Проверка домашнего задания:
1. Какое значение в жизни человека имеют географические карты?
2. Что такое картографические проекции? Какие проекции вы знаете?
3. Используя карты, приведите примеры различных способов картографического изображения.
4. Дайте характеристику карты атласа (по выбору) по плану:
а) название карты;
б) масштаб карты;
в) вид карты по содержанию и охвату территории;
г) какую информацию можно получить по карте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок географии по теме "Население мира: народы, религии, страны".

Цель: формирование у учащихся представлений о населении Земли .

Образовательная .

Развивающая.

Воспитательная.

Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: частично - поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Учащийся должен уметь :

- читать и анализировать тематические карты по данной теме;

- называть основные человеческие расы, места их проживания;

- выявлять признаки людей различных рас;

- анализировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды

Метапредметные

Учащийся должен уметь :

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

- организовывать свою познавательную деятельность, определять её цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, передачу и презентацию информации;

- умение самостоятельно заполнять маршрутный лист.

Личностные

- осознавать себя жителем планеты Земля;

- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общие решения;

- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цели своих действий и поступков, принимать решения.

Логика учебного процесса : мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.

Определяют по содержанию слайда и записывают тему урока и цель в маршрутных листах

Изучение новой темы.

– Совершим с вами виртуальную экскурсию по залам этнографического музея народов мира.

Учащиеся делятся на 3 экскурсионные группы (по количеству человеческих рас)

Зал №1.
Человеческие расы.

Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад. Население мира росло очень медленно. На это было много причин.

Вопрос . Назовите эти причины?

И только постепенно, с развитием общества, медицины и улучшения условий жизни, население мира стало увеличиваться.

Вопрос. Назовите численность населения Земли?

Ученики отвечают : Первобытные люди болели и не могли лечиться, им еще трудно было добывать себе пищу, они часто становились добычей хищных животных, не могли противостоять природным стихиям.

Ученики отвечают :

В настоящее время на планете проживает более 7 млрд. человек

Учащийся в своих маршрутных листах

записывают определения понятий и терминов

Объяснение учащихся

Все жители нашей планеты не похожи друг на друга по внешним признакам. Все мы такие разные, у нас разный цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда первобытные люди стали заселять различные участки планеты, жить там и приспосабливаться к природным условиям.

Рассказ учителя: Североамериканские индейцы, увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок-это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 7 классе на тему: "Народы, языки, религии мира". Цель урока: создать условия для формирования представления разнообразия народов, языков и религий мира.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Учитель Петрова Лилия Евгеньевна, 1 квалификационная категория.

Предмет: география

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: создать условия для формирования представления разнообразия народов, языков и религий мира.

Задачи: - познакомить уч-ся с численностью народов и языков. Картой народов. Мировыми религиями и числом людей, их исповедующих;

- развить умения читать картографические источники географической информации, делать выводы;

- развивать связь с науками: математикой, историей, краеведением, обществознанием;

- формировать толерантное отношение к религии других народов.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Учащиеся должны сформулировать тему урока, познакомиться с понятиями народ, языковая семья, мировая и национальная религии, продемонстрировать навыки работы с картой, поиска необходимой информации, проявить навыки самостоятельной работы по маршрутным листам.

- помочь структурировать опорные и новые понятия в систему знаний

Метапредметный (УУД):

- организовать деятельность учащихся по отработке навыков самоконтроля

- способствовать социализации и личностному самоопределению обучающихся

- развивать умения работать в группе

Межпредметные связи: история, математика, иностранный язык, обществознание, музыка, основы православной культуры.

Обеспечение урока: карты, атласы, контурные карты, раздаточный материал (маршрутные листы) мультимедиа-проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, творческое задание.

Организационный момент:

Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке географии. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель приветствует на нескольких языках:

Дети:Hello – Англ.

Ребята как вы думаете, почему мы с вами так поздоровались?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ребята, запишите тему урока в тетрадь.

Вы никогда не задумывались, ребята, почему люди такие разные, не понимают друг друга, говорят на разных языках?

А ведь на этот счет есть даже легенда.

Учитель рассказывает легенду о Вавилонской башне.

Как вы думаете действительно причина разнообразия народов, языков в этом? Давайте найдем ответ на это вопрос?

Дети находят ответ на данный вопрос. (Учебник стр.44)

Совершенно верно так появились различные народы и сформировались разные языки.

А что такое народ? (Работа с учебником)

Дети отвечают на вопрос: Народ – совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке.

Запишите в тетрадь. (Работа с тетрадью)

Возникает вопрос. Сколько народов на Земле?

Число языков и народов в истории человечества постоянно изменяется. Ученые считают, что сейчас на Земле около 5 тысяч народов и языков. В большинстве случаев название народа и языка совпадают. Однако число людей, говорящих на данном языке и народов, для которых он является родным, различно.

Чем отличается один народ от другого?

Дети отвечают: Каждый народ имеет свой язык, свою культуру и традиции. Народы отличаются также культурой – материальной (одежда, жилище, утварь, питание) и духовной (искусство, народные предания, представления о жизненных ценностях), особенностями поведения.

Совершенно верно. Но единство языка – это главный признак, отличающий один народ от другого.

Языки по своему сходству и происхождению объединяются в языковые семьи. Таких семей около 20. Самая крупная их них – индоевропейская, на ее языках говорит почти половина всего человечества.

Работа с атласом. Определите на карте в атласе какие народы относятся к индоевропейской семье?

Дети отвечают.

Рассмотрим столбчатую диаграмму.

Какой язык самый распространенный?

Сколько человек говорит на этом языке?

На втором месте и тд.?

Какой мы сделаем ВЫВОД?

Дети делают ВЫВОД: Несмотря на то, что языков огромное количество, 2/3 населения мира говорит на 12 языках.

Есть язык КЕРЕК на котором говорят 2 человека в России, Беренговский район, на Чукотском полуострове, в Африке на языке БИКИА говорит одна женщина, проживающая на границе с Камеруном и Нигерией.

Есть языки которые выходят из употребления и забываются, называют их мертыми: ЕГИПЕТСКИЙ, ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКИЙ, ГОТСКИЙ, ГАЛЬСКИЙ, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ и другие, их около 4 тысяч. Такой язык как ЛАТЫНЬ изучается до сих пор, хотя широко не используется.

Как вы думаете, почему изучают ЛАТЫНЬ?

Ответ детей.

Кроме различий по языку, народы различаются по численности. Численность большинства народов Земли невелика – менее 1 млн человек. При этом выделяются наиболее многочисленные народы: китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские и др. Численность их более 100 млн. человек.

Работа по карте у доски (показ на карте многочисленных народов)

Ребята давайте сравним две диаграммы ЯЗЫКИ и НАРОДЫ.

Обратите внимание: среди крупных народов нет англичан. А в диаграмме английский язык стоит на 2 месте. Почему, как думаете?

Ответ учащихся: Англичане и испанцы, завоевывали новые территории, и приносили туда свою культуру, язык.

Да, нередко на одном языке, например английском, говорят несколько народов. Англичане, американцы США, Австралийцы и др.

Но есть примеры, когда один народ говорит на нескольких языках, например швейцарцы, на французском, немецком, итальянском и т. д.

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

Работа по контурной карте.

Задание: Штриховкой нанесите распространение многочисленных народов на карте.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

С древних времен люди объясняли происходящее вокруг них действиями сверхъестественных существ – духов, демонов, богов. Так появились религиозные верования.

Религия – это вера в реальное существование сверхъестественного. Она влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда бывает даже причиной войн между народами. Приводит к переселению части верующих в другие страны.

С помощью религии люди пытались понять окружающий их мир, постичь смысл жизни. Роль религии огромна и по сей день.

На протяжении истории человечества в разных местах Земного шара сложилось множество религий.

Первобытные религии имели много общих черт. В них обожествлялась природа, люди верили в духов, поклонялись тотемам. Племена индейцев, австралийцев, пигмеев до сих пор являются приверженцами таких религиозных верований.

Около 95% всех верующих приходится на долю 12 наиболее распространенных религий.

Религии делятся на мировые и национальные.

Ребята, назовите мировые религии?

Назовите национальные?

Дети называют. Христианство, ислам и буддизм, их относят к категории мировых, национальные – индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм и др.

Работа в группах (Исследовательская работа)

У Вас на столах лежат маршрутные листы, и вы отправляетесь в теологическое исследование.

Прошу вас, используя карты атласов учебник, интернет ресурсы пройти задания маршрутного листа.

Ответ учащихся руководителей групп.

Итак, мы видим, что многие народы исповедуют различные религии.

Мы должны уважительно относится к различным народам, уважать их религию, обычаи, особенности и традиции.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.



В наше время существует 2 основных вида религии (монотеизм и многобожье (точное название в интернете). Многобожье присущьно малоразвитым госсударствам и поселениям (некоторые районы индии, африканские и южноамериканские племена, кореные народы Сибири).
Современный монотеизм ярко выражен в 3 мировых религиях - Христианство (самон многочисленое и влиятельное в культуре и истории совр. общества. Подрозделяеться на 3 основных ветви (Католицизм, Протестантизм - с его ответвлениями, и наше родное Православие. Численность - Более 2 млд. Основано на учении Иисуса Христа
Ислам (самая молодая и растущая религия мира. Появилась в 7 веке нашей эры на територии Саудовской Аравии, основана пророком Мухамедом. Численность - около 1.5 млд.
Буддизм - старейшая из 3 религий. Основана в Индии, богатым юношей, переосмысляшим взгляды на жизнь.
Распостронён на востоке.

Читайте также: