День заповедников и национальных парков конспект занятия
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия
подготовительная группа
Воспитатель: Редреева Н.И
Цель : Формирование представления о заповедных местах , национальных парках России .
• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике , для чего они создаются;
• закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных, занесенных в нее, учить узнавать и различать их по внешнему виду;
• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи :
Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)
Воспитатель : Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это?
Дети : Солнце, воздух, вода, ягоды, и т. д.
Воспитатель : Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё.
Воспитатель : А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
Воспитатель : Заповедники и национальные парки — это место , где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые.
Воспитатель : Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.
Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.
Только в лес мы вошли, (Ходьба)
Появились комары. (Хлопают в ладоши)
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем (раскачиваются)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки к верху поднимаем,
Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)
Да, идти нам нелегко.
Дальше по лесу идем –
Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)
Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,
Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)
К водоему подойдем
И беседу заведем.
4. Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в нашей Оренбургской области находится заповедник (Ответы детей) . Просмотр презентации.
Территория заповедника характеризуется высоким биологическим разнообразием. Флора заповедника и его окрестностей (охранная зона) насчитывает 1350 видов высших сосудистых растений, относящихся к 110 семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено около 800 видов высших сосудистых растений, что составляет 48,7 % флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180 видов лишайников и 58 видов грибов-макромицетов.
Среди представителей флоры заповедника много видов , относящихся к категории редких и исчезающих видов. Из общего числа растений, произрастающих на территории заповедника , 23 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации. Из 148 видов покрытосеменных растений, занесённых в региональную Красную книгу (Постановление правительства Оренбургской области, 2014, 68 видов встречаются на территории заповедника .
Немало видов является ценными пищевыми, лекарственными и декоративными растениями : эфедра двухколосковая, хмель обыкновенный, чистотел большой, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, крапива, кровохлёбка лекарственная, шиповник коричный и собачий, вишня степная и др.
Общими для всех участков заповедника являются 21 вид млекопитающих. Среди них — малый суслик, степной сурок, обыкновенная полёвка, степная мышовка, степная пищуха, заяц-русак, волк, обыкновенная лисица, корсак, барсук, ласка, степной хорь, сибирская косуля.
Дети : В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось.
Воспитатель : А, почему она называется Красной книгой?
Дети : Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей : растения и животные в беде, помогите им, что их надо особенно бережно охранять и добыча их любыми способами запрещается.
Воспитатель : Мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.
5. Воспитатель : Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (Ответы детей) .
Воспитатель : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы :
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
6. Воспитатель : Все верно. Ребята, где мы же с вами сегодня побывали? (Ответы детей) .
Воспитатель : Для чего люди создают заповедники и национальные парки ? (Ответы детей) .
Воспитатель : Какие правила надо соблюдать в заповеднике и национальном парке ? (Ответы детей)
Воспитатель : Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей) .
Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках России.
• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются;
• закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных, занесенных в нее, учить узнавать и различать их по внешнему виду;
• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.
Ход НОД:
Если денег накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Воспитатель: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это?
Дети: Солнце, воздух, вода, ягоды, и т. д.
Воспитатель: Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё.
Воспитатель: А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
Воспитатель: Заповедники и национальные парки — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые.
Воспитатель: Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.
Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.
Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)
Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)
Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)
Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове
В виде рог лося)
Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)
Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)
4. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в нашей Оренбургской области находится заповедник (Ответы детей). Просмотр презентации.
Территория заповедника характеризуется высоким биологическим разнообразием. Флора заповедника и его окрестностей (охранная зона) насчитывает 1350 видов высших сосудистых растений, относящихся к 110 семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено около 800 видов высших сосудистых растений, что составляет 48,7 % флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180 видов лишайников и 58 видов грибов-макромицетов.
Среди представителей флоры заповедника много видов, относящихся к категории редких и исчезающих видов. Из общего числа растений, произрастающих на территории заповедника, 23 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации. Из 148 видов покрытосеменных растений, занесённых в региональную Красную книгу (Постановление правительства Оренбургской области, 2014, 68 видов встречаются на территории заповедника.
Немало видов является ценными пищевыми, лекарственными и декоративными растениями: эфедра двухколосковая, хмель обыкновенный, чистотел большой, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, крапива, кровохлёбка лекарственная, шиповник коричный и собачий, вишня степная и др.
Общими для всех участков заповедника являются 21 вид млекопитающих. Среди них — малый суслик, степной сурок, обыкновенная полёвка, степная мышовка, степная пищуха, заяц-русак, волк, обыкновенная лисица, корсак, барсук, ласка, степной хорь, сибирская косуля.
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось.
Воспитатель: А, почему она называется Красной книгой?
Дети: Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им, что их надо особенно бережно охранять и добыча их любыми способами запрещается.
Воспитатель: Мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.
5. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
6. Воспитатель: Все верно. Ребята, где мы же с вами сегодня побывали? (Ответы детей).
Воспитатель: Для чего люди создают заповедники и национальные парки? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать в заповеднике и национальном парке? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!
Сегодня мы с вами поговорим о заповедниках и национальных парках нашего края.
Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое заповедник?
(Ответы детей) Заповедник, это место в котором живут птицы и звери, они живут на воле. В Заповедниках часто встречаются редкие животные и птицы, занесенные в Красну книгу. В Заповедниках нельзя строить ни дома, ни дороги. Только ученые, могут приходить в Заповедник, чтобы изучать животных и растения. Другим людям заходить в Заповедник нельзя!
Воспитатель: Правильно.
А, кто знает, что такое национальные парки?
(Ответы детей). Национальные парки активно посещают люди, там проходят дороги, живут люди.
Воспитатель: Молодцы! А чем отличаются Заповедники и национальные парки?
(Ответы детей) Национальные парки тоже охраняются, но в них можно гулять, а в Заповедниках нельзя.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
На территории нашей страны много Заповедников и национальных парков. Для птиц и зверей – это дом родной, люди приходят сюда как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Подскажите мне – какие правила поведения в природе вы знаете?
(Ответы детей) нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
В парках есть экологические тропы, по которым можно гулять. Ребята, давайте погуляем в парке вместе со мной.
Если в лес пришел гулять, (дети идут друг за другом по кругу)
Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, разводят руки в стороны)
Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)
Только чур-не забывай;
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, (руки прижаты к груди, дрожат)
Убегут с лесной пушки. (бег на месте)
Здесь не нужно всех ловить, (при перечислений действий, которые нельзя делать, загибают пальцы на руке)
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. (руки прижимают к сердцу)
Здесь хозяин- дуб и лось. (руки разводят в стороны)
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги. (низкий земной поклон)
Воспитатель: Природа для человека большое богатство! А почему я сказала, что природа это богатство?
(Ответы детей) Источник пищи, строительных материалов, лекарств.
Воспитатель: Но при плохом отношении людей богатство может закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие?
Воспитатель: Правильно.
И все эти редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством. (показ красной книги)
Воспитатель: А, кто-нибудь знает, что такое красная книга и почему она так называется?
Воспитатель: Этот цвет – запрещающий. Красный цвет – цвет тревоги, опасности. Он говорит нам всем, что нельзя губить природу своей планеты, нужно ее беречь. Книга названа красной, чтобы привлечь внимание людей к природе.
Воспитатель: Ребята, в столице нашей Родины тоже есть Заповедник.
А какой город является столицей нашей страны?
(Ответы детей) Москва.
(Потому, что в нём живут лоси.)
(Изображение лося)
В парке растет много деревьев, давайте их назовем: ели, липы, дубы, клены, сосны
В реках и озерах обитают ондатры и бобры.
Живут в заповеднике и пушные зверьки – норка, горностай, куница, черный хорек.
В лесопарке живет много птиц: ястребы, орлы, беркуты. По ночам над лесом кружатся летучие мыши, и их враги – совы.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?
С каким национальным парком мы сегодня познакомились? (Лосиный остров)
Назовите обитателей парка лосиный остров? Педагог задает наводящие вопросы.
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
Скачет по лесу весь день,
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
Воспитатель: Молодцы ребята, за то, что вы были сегодня такими внимательными, активными, отвечали на вопросы, играли.
Ежегодно 11 января в нашей стране отмечается День заповедников и национальных парков. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории — сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.
2. Командам предлагаются карточки с видами охраняемых территорий: Национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы, ботанический сад, дендрологический парк, памятник Всемирного наследия. Зачитывается краткое описание территории, после чего, команды должны определить и выбрать нужную карточку с названием.
Заповедники. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. Там нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Заказники. Там охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что там всегда рады посетителям. Отдыхать, можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но есть и такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.
Памятник природы. Отдельные уникальные природные объекты, нуждающиеся в особой охране государством. может охраняться водопад, метеоритный кратер, пещера или, например, редкое дерево.
Ботанический сад. Это в первую очередь, научное учреждение, в котором проводятся исследования в области ботаники и садоводства. В них имеются лаборатории, библиотеки и гербарии.
Дендрологический парк. Сад, в котором собраны различные, как правило редкие виды деревьев; они выращиваются как для научных исследований, так для и украшений.
Памятник Всемирного наследия. Культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества – архитектурные комплексы, природные заповедники, уникальные ландшафты.
Читайте также: