День заповедников и национальных парков конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

подготовительная группа

Воспитатель: Редреева Н.И

Цель : Формирование представления о заповедных местах , национальных парках России .

• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике , для чего они создаются;

• закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных, занесенных в нее, учить узнавать и различать их по внешнему виду;

• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;

• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи :

Ты же видишь, мы свои! (С. Погорельский)

Воспитатель : Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека : ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это?

Дети : Солнце, воздух, вода, ягоды, и т. д.

Воспитатель : Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё.

Воспитатель : А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?

Воспитатель : Заповедники и национальные парки — это место , где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые.

Воспитатель : Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.

Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.

Только в лес мы вошли, (Ходьба)

Появились комары. (Хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идем –

Вдалеке там водоем (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы уже смелее,

Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

К водоему подойдем

И беседу заведем.

4. Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в нашей Оренбургской области находится заповедник (Ответы детей) . Просмотр презентации.

Территория заповедника характеризуется высоким биологическим разнообразием. Флора заповедника и его окрестностей (охранная зона) насчитывает 1350 видов высших сосудистых растений, относящихся к 110 семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено около 800 видов высших сосудистых растений, что составляет 48,7 % флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180 видов лишайников и 58 видов грибов-макромицетов.

Среди представителей флоры заповедника много видов , относящихся к категории редких и исчезающих видов. Из общего числа растений, произрастающих на территории заповедника , 23 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации. Из 148 видов покрытосеменных растений, занесённых в региональную Красную книгу (Постановление правительства Оренбургской области, 2014, 68 видов встречаются на территории заповедника .

Немало видов является ценными пищевыми, лекарственными и декоративными растениями : эфедра двухколосковая, хмель обыкновенный, чистотел большой, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, крапива, кровохлёбка лекарственная, шиповник коричный и собачий, вишня степная и др.

Общими для всех участков заповедника являются 21 вид млекопитающих. Среди них — малый суслик, степной сурок, обыкновенная полёвка, степная мышовка, степная пищуха, заяц-русак, волк, обыкновенная лисица, корсак, барсук, ласка, степной хорь, сибирская косуля.

Дети : В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось.

Воспитатель : А, почему она называется Красной книгой?

Дети : Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей : растения и животные в беде, помогите им, что их надо особенно бережно охранять и добыча их любыми способами запрещается.

Воспитатель : Мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.

5. Воспитатель : Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы :

1. Не ломать ветки деревьев.

2. Не топтать цветы, травы.

3. Не кричать, не включать громко музыку.

4. Не разорять птичьих гнезд.

5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.

6. Не разрушать грибницы.

7. Не ловить мальков и лягушек.

8. Не оставлять на природе мусор.

9. Не разжигать костров.

10. Не разорять муравейники.

6. Воспитатель : Все верно. Ребята, где мы же с вами сегодня побывали? (Ответы детей) .

Воспитатель : Для чего люди создают заповедники и национальные парки ? (Ответы детей) .

Воспитатель : Какие правила надо соблюдать в заповеднике и национальном парке ? (Ответы детей)

Воспитатель : Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей) .

Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках России.

• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются;

• закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных, занесенных в нее, учить узнавать и различать их по внешнему виду;

• формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;

• воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.

Ход НОД:

Если денег накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Воспитатель: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. Что же это?

Дети: Солнце, воздух, вода, ягоды, и т. д.

Воспитатель: Правильно, человек живет в природе, и она отдает человеку всё.

Воспитатель: А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?

Воспитатель: Заповедники и национальные парки — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые.

Воспитатель: Там работают ученые-биологи, лесники, лаборанты.

Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове

В виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

4. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в нашей Оренбургской области находится заповедник (Ответы детей). Просмотр презентации.

Территория заповедника характеризуется высоким биологическим разнообразием. Флора заповедника и его окрестностей (охранная зона) насчитывает 1350 видов высших сосудистых растений, относящихся к 110 семействам и 517 родам. Непосредственно на территории заповедника выявлено около 800 видов высших сосудистых растений, что составляет 48,7 % флористического богатства Оренбургской области, 53 вида мохообразных, 180 видов лишайников и 58 видов грибов-макромицетов.

Среди представителей флоры заповедника много видов, относящихся к категории редких и исчезающих видов. Из общего числа растений, произрастающих на территории заповедника, 23 вида занесены в Красную книгу Российской Федерации. Из 148 видов покрытосеменных растений, занесённых в региональную Красную книгу (Постановление правительства Оренбургской области, 2014, 68 видов встречаются на территории заповедника.

Немало видов является ценными пищевыми, лекарственными и декоративными растениями: эфедра двухколосковая, хмель обыкновенный, чистотел большой, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, крапива, кровохлёбка лекарственная, шиповник коричный и собачий, вишня степная и др.

Общими для всех участков заповедника являются 21 вид млекопитающих. Среди них — малый суслик, степной сурок, обыкновенная полёвка, степная мышовка, степная пищуха, заяц-русак, волк, обыкновенная лисица, корсак, барсук, ласка, степной хорь, сибирская косуля.

Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось.

Воспитатель: А, почему она называется Красной книгой?

Дети: Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им, что их надо особенно бережно охранять и добыча их любыми способами запрещается.

Воспитатель: Мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять ее красоту. Для этого надо беречь птиц, не убивать их. Не ломать деревья, кустарники. Не обижать животных.

5. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы:

1. Не ломать ветки деревьев.

2. Не топтать цветы, травы.

3. Не кричать, не включать громко музыку.

4. Не разорять птичьих гнезд.

5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.

6. Не разрушать грибницы.

7. Не ловить мальков и лягушек.

8. Не оставлять на природе мусор.

9. Не разжигать костров.

10. Не разорять муравейники.

6. Воспитатель: Все верно. Ребята, где мы же с вами сегодня побывали? (Ответы детей).

Воспитатель: Для чего люди создают заповедники и национальные парки? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие правила надо соблюдать в заповеднике и национальном парке? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).


Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу – будет интересно!

Сегодня мы с вами поговорим о заповедниках и национальных парках нашего края.

Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое заповедник?

(Ответы детей) Заповедник, это место в котором живут птицы и звери, они живут на воле. В Заповедниках часто встречаются редкие животные и птицы, занесенные в Красну книгу. В Заповедниках нельзя строить ни дома, ни дороги. Только ученые, могут приходить в Заповедник, чтобы изучать животных и растения. Другим людям заходить в Заповедник нельзя!

Воспитатель: Правильно.

А, кто знает, что такое национальные парки?

(Ответы детей). Национальные парки активно посещают люди, там проходят дороги, живут люди.

Воспитатель: Молодцы! А чем отличаются Заповедники и национальные парки?

(Ответы детей) Национальные парки тоже охраняются, но в них можно гулять, а в Заповедниках нельзя.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

На территории нашей страны много Заповедников и национальных парков. Для птиц и зверей – это дом родной, люди приходят сюда как гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Подскажите мне – какие правила поведения в природе вы знаете?

(Ответы детей) нельзя мусорить, разжигать костры, ломать деревья, засорять водоемы, пугать животных, разорять муравейники.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

В парках есть экологические тропы, по которым можно гулять. Ребята, давайте погуляем в парке вместе со мной.

Если в лес пришел гулять, (дети идут друг за другом по кругу)

Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, разводят руки в стороны)

Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)

Только чур-не забывай;

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, (руки прижаты к груди, дрожат)

Убегут с лесной пушки. (бег на месте)

Здесь не нужно всех ловить, (при перечислений действий, которые нельзя делать, загибают пальцы на руке)

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. (руки прижимают к сердцу)

Здесь хозяин- дуб и лось. (руки разводят в стороны)

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги. (низкий земной поклон)

Воспитатель: Природа для человека большое богатство! А почему я сказала, что природа это богатство?

(Ответы детей) Источник пищи, строительных материалов, лекарств.

Воспитатель: Но при плохом отношении людей богатство может закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных, растений. Что значит исчезающие?

Воспитатель: Правильно.

И все эти редкие животные и растения занесены в Красную книгу и охраняются государством. (показ красной книги)

Воспитатель: А, кто-нибудь знает, что такое красная книга и почему она так называется?

Воспитатель: Этот цвет – запрещающий. Красный цвет – цвет тревоги, опасности. Он говорит нам всем, что нельзя губить природу своей планеты, нужно ее беречь. Книга названа красной, чтобы привлечь внимание людей к природе.

Воспитатель: Ребята, в столице нашей Родины тоже есть Заповедник.

А какой город является столицей нашей страны?

(Ответы детей) Москва.

(Потому, что в нём живут лоси.)
(Изображение лося)

В парке растет много деревьев, давайте их назовем: ели, липы, дубы, клены, сосны

В реках и озерах обитают ондатры и бобры.

Живут в заповеднике и пушные зверьки – норка, горностай, куница, черный хорек.

В лесопарке живет много птиц: ястребы, орлы, беркуты. По ночам над лесом кружатся летучие мыши, и их враги – совы.

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?

С каким национальным парком мы сегодня познакомились? (Лосиный остров)

Назовите обитателей парка лосиный остров? Педагог задает наводящие вопросы.

Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами,

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

Скачет по лесу весь день,

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка)

Воспитатель: Молодцы ребята, за то, что вы были сегодня такими внимательными, активными, отвечали на вопросы, играли.


Ежегодно 11 января в нашей стране отмечается День заповедников и национальных парков. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории — сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира.

2. Командам предлагаются карточки с видами охраняемых территорий: Национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы, ботанический сад, дендрологический парк, памятник Всемирного наследия. Зачитывается краткое описание территории, после чего, команды должны определить и выбрать нужную карточку с названием.

Заповедники. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. Там нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Заказники. Там охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются тем, что там всегда рады посетителям. Отдыхать, можно наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но есть и такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.
Памятник природы. Отдельные уникальные природные объекты, нуждающиеся в особой охране государством. может охраняться водопад, метеоритный кратер, пещера или, например, редкое дерево.
Ботанический сад. Это в первую очередь, научное учреждение, в котором проводятся исследования в области ботаники и садоводства. В них имеются лаборатории, библиотеки и гербарии.
Дендрологический парк. Сад, в котором собраны различные, как правило редкие виды деревьев; они выращиваются как для научных исследований, так для и украшений.
Памятник Всемирного наследия. Культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества – архитектурные комплексы, природные заповедники, уникальные ландшафты.


Читайте также: