Конспект урока шукшин любавины

Обновлено: 16.05.2024

Цели: познакомить с творчеством Шукшина; показать нравственные идеалы писателя; работать над развитием устной речи учащихся; совершенствовать навыки анализа текста.

Оборудование: мультимедийная презентация в формате Power Point (см. приложение 1).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. (слайд № 1)

Сегодня на уроке мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам. Также мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество, несомненно, зовёт к спору, к обсуждению и в наши дни. На нашем уроке прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи.

(Ученица читает стихотворение): (слайд № 2)

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
(Кондаков)

Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”, отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.

А он родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.

(слайд № 3) В 1943, военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником, на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.

С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось.

В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.

После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

(слайд № 4) Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”: “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.

Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.

(слайд № 5) Из воспоминаний Шукшина: “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе.”

“Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.

Председатель комиссии иронически спросил:

– А где он сейчас живёт?

В комиссии все затихли.

Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей”.

(слайд № 6) Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Цухиева “Два Фёдора” (1959). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину” (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм “Живёт такой парень” (1964). Последняя – “Калина красная” (1973). Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964).

(слайд № 8) Я хочу прочитать стихи Леонида Попова. Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В. Шукшина:

Поздно: учиться “петь – танцевать”,
Шаркать подошвой по жаркому кругу.
Стыдно: поклоны впрок раздавать,
Пылко влюбляться в столичную вьюгу.
Верить пожатью казённой руки,
Честью платить за натужную милость,
Время: свои подытожить долги,
благо достаточно их накопилось.
Время: припомнить былые грехи,
Чтоб понапрасну душа не гордилась.
Время: вчитаться в чужие стихи,
Чтоб от своих голова не кружилась.
Время: последнюю выгрести медь,
Но до копейки за всё расплатиться
И до рассвета успеть умереть,
Чтоб на рассвете свободным родиться!

II. Проблема города и деревни в творчестве Шукшина.

(слайд № 9) А сейчас мы поговорим о тех проблемах, которые писатель ставит перед читателями.

Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно. Вы согласны с этим мнением?

Главное для Шукшина – не где человек живёт, а как он живёт и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.

Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева: “До каких пор мы сами будем помогать хамству..Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах..”

В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.

Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой”.

(слайд № 10) В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной
Вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ…
Когда мы взошли,
На тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".

(слайд № 11) Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живёт такой парень”, “Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнавала себя в его героях и полюбила Шукшина.

Шукшин всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о матери.

III. Смотрим сцену свидания Егора Прокудина с матерью (“Калина красная”), комментируем её.

Отмечаем, что играет мать Егора не профессиональная актриса, а простая деревенская женщина.

– Почему режиссёр принял такое решение – утвердить на роль матери непрофессиональную актрису?

- Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни, да? (Мне кажется, что В. Ш. хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на ото порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок нужно совершить. И Егор это понял.)

(слайд № 11, продолжение) При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.

Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом –
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!
Посмотрите! Вот он без страховки идёт!
Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон – всё равно не спасти!
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.
Он смеялся над славою бренной,
но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шёл под барабанную дробь!
Посмотрите! Вот он без страховки идёт!
Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон – всё равно не спасти!
Но – замрите! Ему остаётся пройти
Не больше четверти пути.

IV. А теперь мы поговорим о своеобразном подходе Шукшина к проблеме положительного героя.

(слайд № 12) Вы заметили, что у него нет положительного героя? А нужен ли он?

Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”. В. Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе.

Остановимся на рассказе “Энергичные люди”. Каких героев показывает нам автор? Почему он их так называет? По какому принципу строятся их отношения? (“Ты – мне, я – тебе”).

(слайд № 13) Я хочу прочесть стихотворение, относящееся к нашему спору и к жизненной позиции Шукшина.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)

V. Из рабочих записей Шукшина.

(слайд № 14) “Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.

“Добрый, добрый. Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

“Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

“Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.

VI. Заключительное слово учителя.

(слайд № 15) Нет с нами больше писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Домашнее задание: прочитать рассказы В.Шукшина, которые будут анализироваться на следующем уроке (на выбор учителя)

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста.

Привитие интереса к его творчеству, же лание заинтересовать его творчеством

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты Шу кшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных

В.М. Шукшина, выставка книг. Уголок деревенской избы. Цветные ка рандаши, плотная

бумага, музыка, отрывок из кинофильма "Калина красная"

Василий Макарович Шу кшин вспыхн у л на горизонте культуры ослепительн о ч истой,

яркой звездой, прямо - таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и

драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист,

умеющий в самой обыденной интонации сказа ть такую необходимую правду о простом

человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шу кшину было

(На фоне му зыки у читель читает стихотворение "Разметалось…")

Учитель: Сегодня у нас необычный у рок. Урок - презентация творчес тва знаменитого

писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.

Очень хочу, чтобы вы заинтересова лись творчеством этого разносторонне одарённого

человека и не ушли с сегодняшнего у рока равнодушными.

(Ученик в роли Дяди Ермолая, рассказывает биографию писателя и о своё м герое дяде

Ученик: Здравствуйте, я дядя Ермолай, герой одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Я

хочу рассказать о своём авторе. Ученик: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля

селе Сростки. Фамилия его происходит от слова "шукша", ч то значит "волокна,

остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было три года, когда отец его. Макар,

был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Вас илием и

малюткой - дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А

в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на

чужой двор, пристроилась к стогу сена и кто - то проколол ей брю хо вилами. Погибла

корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в

"Город напугал меня. Очень много людей, все куда - то спешат. И никто друг друга не

знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высок у ю каланчу - решил

стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще -

шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил

стать. жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии

всякого добра здесь гораздо легче своровать арбу з, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я

тогда не знал. " Дядя Ермолай: Семья возвращается в деревню. Пятнадцатилетним

подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бу хгалтера,

потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни

заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне

писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические

рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы

Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и

грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949

году его призвали в армию, но из - за болезни - язвы желудка - освободили от сл у жбы

досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в

школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем:

Воспоминания:"Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального

образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благода рн о смотрели

на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне у давалось рассказать им что -

нибудь важное и интересное. Я любил их в такие мину ты, я делал хорошее, настоящее

дело. " Дядя Ермолай: А затем, получив материнское благословение и деньги,

вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - у читься дальше. Прием в

Литературный институт, ку да он хотел п осту пать, был уже закончен, к том у же не было

опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный

государственный институт кинематографии), где и учится потом в класс е известного

кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость

ставить живые жанровые сценки, этюды, послу жила толчком, который помог стать

Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал

Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе,

соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный,

грустный рассказ о русском мужике. Его ге рои - шоферы, сторожа, колхозники,

паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила. Сюжет рассказа обо

мне прост. Двое ребят работали со мной в одной бригаде, надвигалась гроза, пришлось

вернуться на бригадный стан. И вечером я послал Ваську и Гришк у покара у лить ток. Но

они в жуткую грозовую ночь до тока не дошли, сбились с пу ти и переночевали в первой

попавшей скирде. А мне сказали, что были на току . А я сам был на току, но их там не

видел. Но не признались и всё. Но много - много лет спустя один из них пришёл на

кладбище и поминал родных, потяну л и меня: простого, вечного труженика, доброго,

честного, как и все мои односельчане. Вот такой рассказ. Причём автор так и не пояснил,

почему я отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них? Он очень

надеялся на чуткость ду шевн у ю читателя и был убежден, что незачем навязывать людям

свои нравственные оценки происходящего, если эти оценки следу ют из х у дожественного

смысла рассказа, повести, киносценария. Вот такой он мой автор.

Учитель : Во всех этих рассказах проглядывает человеческая душа с ее повседневными

- О чём хотел напомнить читателю В. М. Шу кшин рассказом "Дядя Ермолай"?

Учитель : А сейчас посмотрите инсценировку рассказа "Сельские жители" и подумайте над

Учитель: В. М. Оставил после себя много рассказов, повестей. Тем атика их разнообразна.

(Краткая аннотация некоторых книг подготовленными учениками)

Ученик; В своих произведениях Шукшин - х у дожни к всматривалс я в человека с надеждой

открыть в нём не только движение ду ши к истине, но такие силы и волю к борьбе за себя.

руки) написана в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобожда ется от тюрьмы вор - рецидивист

Егор Прокудин по кличку Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе

Бойкаловй, с которой познакомился по письмам . Люба живёт в тех местах, откуда родом

сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие, сочу вствие, нравственн у ю

поддержку, которые попали на благодатную почву и сам ое главное - вовремя. Но в свою

очередь доверие и понимание пробуждае т в Егоре глубокое чувство личной вины за то,

что когда - то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вст у па ет

в новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здес ь. А когда они

понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести

год до его смерти. В главной роли снялся сам Ва силий Макарович.

Учитель: Давайте посмотрим эпизод из этого фильма и подумайте над вопросом :

( просмотр эпизода "Егор Проскудин во время разговора с бе рёзками")

Учитель: В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. Он у м ер

на съёмках фильма “Они сражались за родину ”, не выдержало сердце.

(Ученик читает стихотворение Н. Вознесенского “Хоронила Москва Шу к шина”)

развитие навыков умения аргументировать собственную точку зрения.

Эпиграф:

Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко подобрее быть. Мы один раз, так уж случилось, живём на земле. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы говорим о Василии Макаровиче Шукшине, удивительно талантливом и разносторонне одарённом человеке – актёре, прозаике, киносценаристе, режиссёре..

Я надеюсь, что каждый из вас унесёт с этого урока частичку его души и не растеряет её, а приумножит на своём жизненном пути.

А каков был жизненный и творческий путь В.М. Шукшина?

2. Презентация, слайды 1-7.

3. Слово учителя.

Вам было дано опережающее задание – подготовить мини – проекты, анализируя рассказы В.М.Шукшина. Рассказы разные, но цель исследования у всех была одна: рассмотреть особенность характеров героев рассказа. В итоге у нас должно сложиться целостное представление о шукшинском характере.

4. Защита проекта:

Цель исследования: выяснить, что в герое необычно, странно, чудаковато?

Рассказ построен как история путешествия Чудика к брату и, как всегда у Шукшина, наполнен диалогами, речью героев. Случайно встреченные в пути люди, несчастный в своей семье брат Дмитрий, его злобная, амбициозная жена Софья Ивановна, сам главный герой - каждый персонаж рассказа говорит по-своему, за неповторимым голосом открывается характер.

«Зашел в продовольственный магазин, пристроился в очередь. Купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать. Глянул на пол, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто её не видит. Чудик даже задрожал о радости, глаза загорелись. Второпях, чтобы его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.

- Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело.

На него оглянулись.

- У нас, например, такими бумажками не швыряются.

Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки нет.

Решили положить бумажку на видное место на прилавке.

- Сейчас прибежит кто-нибудь, - сказала продавщица.

Почему он не вернулся за деньгами? Ему стыдно – вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. А ведь происходит это в городе, где его никто не знает. Таким образом, в характере Чудика мы обнаруживаем стыдливость, совестливость – это одна из его основных черт.

Это искренность чувств героя, он говорит то, что думает.

В отношениях с соседом в самолете раскрывается такая черта Чудика, как сочувствие, желание помочь: «Лысый искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать.

- Эта? – радостно воскликнул он и подал читателю. У того даже лысина побагровела.

- Почему надо обязательно руками хватать! – закричал он шепеляво.

- Где я её кипятить буду? Где?!

Этого Чудик тоже не знал.

Таким образом, необычными, странными выглядят в Чудике такие положительные черты характера, как совестливость, бескорыстие, щедрость, простота, наивность, честность. Человек с такими качествами встречается нечасто, и его можно считать героем времени. Но захочется ли кому-то быть похожим на Чудика? Нет. А ведь положительным является герой, который является образцом для подражания. Значит, в этом рассказе нет положительного героя.

Вопрос к докладчику:

Есть ли место Чудикам в современной жизни?

5. Защита проекта.

Гипотеза: Глеб Капустин не принадлежит к числу любимых писателем персонажей.

Любимыми героями Шукшина являются светлые мечтатели и фантазеры, озорные и чудаковатые. Но, видимо, писателю было важно показать и такой человеческий тип. Шукшин не уходил от противоречий и жестких проявлений современной ему жизни.

Таким образом, Глеб Капустин – вздорный, озлобленный, завистливый мужик, не сумевший получить хорошее образование, профессию. Нетрудно понять, что Шукшину не нравятся такие люди. Глеба, конечно, нельзя отнести к положительным героям, более того, в его характере содержатся черты, которые не принимает в людях В.Шукшин: самодовольство, озлобленность, хамство, зависть.

Вопрос к докладчику:

Встречались ли вам люди, похожие на Глеба?

6. Защита третьего проекта.

Главными героями рассказа являются Иван Дегтярев и его тесть Наум Кречетов. Иван не любил тестя, а Наум терпел Ивана, жалея дочь.

По дороге в лес на лошадь Ивана нападают волки и раздирают её. Наум, пытаясь спасти свою жизнь, уезжает, бросая Ивана в опасности, хотя в санях у него лежит два топора. Даже бросить топор Ивану он сам не догадался. Как ведет себя Иван? Он пытается хоть что-то предпринять, отбиться, спастись самому и спасти лошадь.

Таким образом, Иван пытается доказать: в любой ситуации надо оставаться человеком, не предавать, не трусить, не дрожать за свою жизнь.

Я считаю, что название имеет два значения: во-первых, это рассказ о нападении волков, а во-вторых, это рассказ о волчьей натуре Наума Кречетова, который к жизни относится как хищник, нет в нем человечности, да и в минуту опасности он поступает как волк – они отбежали назад от Ивана, и он тоже бежит.

Вопрос к докладчику.

Перечислите черты характера, свойственные Ивану Дегтяреву.

-Какое у вас сложилось мнение о героях рассказов? (они неравнодушные, не хотят мириться с несправедливостью, беспокойные, добрые и т. д)

-Что бы вы хотели изменить в главных героях?

-Что бы вы хотели им посоветовать?

- Чему пытался нас научить В.М.Шукшин своими рассказами?

- Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам относился отрицательно. Вы согласны с этим мнением?

Слайд 9: читаем, подводя итог: главное для В.М.Шукшина – не где человек живет, а как он живет и какой это человек.

Слайд12: в рассказах Шукшина нет положительного героя. А нужен ли он?

Слайд15: Шукшин – будущим поколениям.

8. Заключительное слово учителя.

Нет ничего лучше и прекраснее в мире, как простое человеческое тепло и доброта.

3. Формирование интереса к художественному слову в русской литературе.

4. Формирование гражданского сознания, любви уважения к ценностям отечественной культуры.

5.Формирование умений логически рассуждать, четко и кратко излагать свои мысли.

6. Развитие у школьников умений формулировать проблемы,поднятые автором текста, предлагать пути их решения.

7. Развитие речевых и аналитических навыков в процессе анализа художественного текста.

на доске – фото В.М. Шукшина, часть кабинета оборудована под деревенскую избу: стол с самоваром, печь, на полу – домотканые половики.

Здравствуйте! Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения Евгения Евтушенко:

В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,

но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,

черняшкою той, без которой немыслим народ.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители- крестьяне. В 1933 году отца арестовали. Незадолго до своей смерти Василий Макарович увидел имя отца в списках расстрелянных. Отцу Шукшина на момент расстрела исполнилось 22 года. Мать, оставшаяся одна с двумя детьми, вышла замуж вторично. Отчим оказался добрым и любящим человеком. Однако счастье матери были недолгим, через несколько лет началась Великая Отечественная война, а в 1942 году второй муж погиб. Василий окончил сельскую семилетку. Работал в колхозе, но через 3 года ушел из деревни. Работал в Калуге, Владимире, на стройках Средней Азии, Подмосковья – разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком. Когда Шукшина призвали на воинскую службу, он оказался на Черноморском флоте. Все свободное время он посвящал чтению, поскольку именно на флоте решил стать писателем и актером . Служба окончилась досрочно –Шукшин заболел и был списан на берег. Врачи запретили заниматься тяжелой физической работой, поэтому Василий Макарович стал преподавать в вечерней школе рабочей молодежи русский язык и литературу, некоторое время был ее директором.

За работу в кино Василий Макарович стал лауреатом Ленинской премии, самой престижной в СССР награды для творческой интеллигенции.

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила Москва мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Он свою удивленную смерть

Предсказал всенародно в картине.

Слово учителя:

Нет с нами писателя, актера, режиссера Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют нас задуматься о себе, о жизни, о духовных ценностях, нравственных устоях.

Творчество писателя корнями в его истоках. Шукшинские истоки – чернозем Алтая. Сам Алтай - природный храм, в котором Вася Шукшин жил среди преданий, среди людей и тех простых бабущек, что сохранили и традиции, и веру. Крестьянская, деревенская проза – из истоков народной культуры, которая по сути своей культура православная.

Есть вечно новая Евангельская притча о возвращении блудного сына в родительский дом. Она проходит через всю русскую литературу. Это духовное возрождение к вершинам нравственности заблудшего сына, часто опустившегося до крайней точки и осознавшего, что единственное его спасение в возвращении к корням, к отчему дому.

Егору Прокудину уже 40 лет, а просвета в жизни нет. Душа восстает против этого образа жизни. Он не склонен быть жестоким человеком. Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Даже будучи вором, он сохранил в себе душевную теплоту.

(Кадры из фильма "Калина красная" (после посещения матери лежит на земле и раскаивается в своей беспутной жизни).

Обратимся к рассказам Шукшина.

Несмотря на простоту, краткость Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, нравственные проблемы поведения человека. Герои рассказов все разные по возрасту, по характеру, по образованию, по социальному положению, но каждый из них – личность.

Анализ рассказов по плану.

1. Главный герой рассказа.

2. Особенности портретной зарисовки.

3. Характер героя.

4. Особенности речи.

5. Отношение к людям, к жизни.

6. Внутренний мир героя.

1. Какие качества Генка не любит в людях?

2. Каким, по мнению Гены, должен быть верующий человек?

(Верующая душа, по мнению Генки, - это такая душа, которая обязательно живет в хилом теле, кроме того, человек верующий должен быть немного глуп. И жить просто и одиноко. А дядя Гриша еще и хитрый.. Как же это совместить?)

3. С какой целью идет Генка к дяде Грише?

(Будем обстоятельно ковырять душу)

4. Какова основная мысль рассказа?

Из его уст звучит главная мысль рассказа – зачем искать подтверждений чуду, если оно в огороде, где все растет из земли. И человек тоже из земли вышел и в землю уйдет.

Неизбежная при непонимании Гены драка до крови, как борьба веры с невежественным неверием примиряется самой жизнью. Нюра, крупная, здоровая и очень добрая дочь дяди Гриши разводит их.

1. Какую роль играла церковь в жизни деревни?

2. С какой целью решили снести церковь?

Цель казалось бы благая – кирпич на свинарник.

3. Каково отношение жителей к этой затее?

Николай Шурыгин стал инициатором данной затеи. Он не нашел понимания ни у односельчан, ни в своей семье ("форменный бунт", мать говорит, что его проклянут). Николай хорохорится, а душу терзают сомнения. Недаром на ночь глядя он отправился в райцентр.

Автор поднимает тему духовных ценностей. "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".

Слово учителя:

Несмотря на простоту, краткость Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, нравственные проблемы поведения человека. Писателя волнуют чистые, искренние отношения между людьми, без лжи, предательства. А еще он указывает на качества, которые близки русскому человеку – совестливость, духовность.

Шукшинские рассказы – цельное сказание, о времени. О народе. В них воссоздана атмосфера духовных исканий.

Автор и его герои, не пассивные созерцатели, а борцы за правду, за духовные ценности.

Чтобы наше общество стало нравственным, культурным, нужно каждому человеку заняться "воспитанием своей души".

На доске высказывания:

Шукшин утверждает идеал высоконравственного человека. Идеал этот реален и достижим. Это любовь к Родине, верность народу, труд, украшающий жизнь

Василий Макарович Шукшин - это человек с образом которого и его творчеством в душе каждого русского человека звучат простые светлые слова Природа. Земля, Совесть, Душа, Россия, Правда. А еще – Любовь и Вера.

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Уверуй, что все было не зря наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюху табаку.

Читайте также: