Виды предложений план конспект

Обновлено: 07.07.2024

действия с целью, и при необ х о димо сти исправлять ошибки.

К ОММУНИКА ТИВНЫЕ – у мение выража ть свои мысли полно и то чно, участвов ать в диа логе,

общей беседе, совместной деятельно сти, догов арива ться с партнё рами о спо собах решения

по ставленной зада чи, прих о дить к общему решению

ЛИЧНОСТНЫЕ: о соз нание языка ка к о сновного сре дства челове че ск ого общения; у мени е

выск азыва ть собственные су ждения и дава ть им обоснования.

Средства обучения: презентация, карточки для самостоятельных работ, уче бник

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ученикам даются знания о том, что в русском языке существуют предложения, разные по цели высказывания.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность; совершенствовать

Дидактические:

- наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

- формирование элементарных лингвистических представлений.

Развивающие:

- развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

- воспитание навыка самостоятельности;

- формирование чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

магнитная доска и магниты;

набор слов для работы в парах;

карточки для индивидуальной работы;

рабочие листы для групп;

таблицы с предложениями и модели домиков для проведения игры.

Организационный момент.

-Сегодня у нас присутствуют на уроке гости. Давай поприветствуем их лучезарной улыбкой. Согласитесь, улыбка ничего не стоит, но много дает. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения, положительные эмоции и крепкие знания, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Минутка чистописания.

Сядьте все, ребята, ровно. Откройте тетради, возьмите в руки ручку.

- Запишите число, классная работа.

- Проведем минутку чистописания.

А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие

Запишите данные буквосочетания в тетрадь.

Соберите слово из буквосочетаний.

Что получилось? (Предложение).

-Придумайте предложение с этим словом.

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.

- Послушайте высказывания о предложении и ,если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение должно содержать в себе грамматическую основу.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

5. В конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения могут стоят точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.

- Сверьте, пожалуйста, свои ответы (на слайде).

- Молодцы! Вы справились с заданием. Значится, тогда можно продолжить.

- Прочитайте запись и скажите, какие ряды слов можно назвать предложением.

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

Запишите предложение в тетрадь, не забывая про определенные правила, а именно…?

С какой целью мы выполнили данную работу?

4. Постановка цели.

-Прочитайте слово, которое написано - Цель

- В народе говорят:

Говорить без цели - что рисовать на воде.

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.

-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?

Попробуйте сформулировать тему урока. (Виды предложений по цели высказывания).

Какие цели вы поставите перед собой?

- Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания.

Мы сегодня должны научиться, находить в тексте предложения разных видов , самостоятельно составлять такие предложения.

Я бы хотела обратить ваше внимание на сегодняшнюю дату (на слайде): Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные.

Что произошло 12 апреля 1961 года? В этот наш космонавт совершил первый в мире космический полет. Узнайте, пожалуйста, больше об этом событии и человеке.

Попробуйте назвать цель каждого из предложений (Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба)

6. Открытие новых знаний.

Работа в парах.

- Возьмите карточки. Разложите на столе на три группы - зачем, с какой целью мы говорим. (задачи общения)

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения- сообщить, повествовать? ( повествовательные)

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения- узнать, спросить? ( вопросительные)

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения- попросить, побудить к действию? ( побудительные)

7. Работа с текстом определения.

Проверим наши предположения. Прочитайте правило.

а) Чтение про себя.

Предложения по цели высказывания бывают…(повествовательные, вопросительные, побудительные). (составляется схема на доске)

8. Физминутка.

9. Работа в группах

Сейчас мы поработаем в группах.

Вам нужно будет распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения, выяснить основное назначение каждого вида предложений, определить, какие знаки препинаний ставятся в конце предложений, подобрать стихотворение, в котором преимущественно содержатся соответствующие предложений.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить защитить

(впечатлениями) выяснить (словом)

информировать разузнать проинструктировать

объяснить выспросить приказать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать воспретить

рапортовать разведать воздействовать

Работа по рядам согласно рабочим листам:

Ряд – повествовательные предложения, 2 ряд – побудительные, 3 ряд – вопросительные.

- Какое основное назначение повествовательных предложений?

- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

Какое основное назначение вопросительных предложений?

Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

3) Какое основное назначение вопросительных предложений?

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Чудесный сон.

Интересный мой рассказ.

Захожу я утром в класс.

Вижу- слон сидит за партой.

Лев стоит у стенда с картой.

Орфограмму учит кот.

Ему мыши смотрят в рот.

С умным видом смотрит в книжку.

Не соврал вам ни на грош,

Просто очень сон хорош.

У меня возник вопрос.

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!

О воспитании

Принесите мне напиться!

Ах, подвиньтесь, не мешайте!

А ещё поесть мне дайте!

Ну, скорей кладите спать!

Постелите вмиг кровать!

А потом читайте книжку

- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

10. Применение новых знаний на практике.

вопросительные повествовательные побудительные

Много дорожек прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

Самостоятельная работа. Упр. 392.

Выполняется по заданию. По вариантам.

- О какой волшебной полочке говорит автор?

-Почему он назвал её волшебной?

-Кто из вас, ребята, помогал птицам зимой?

12. Рефлексия.

У доски 1 человек (спиной). На слайде появляются слова (повествовательное предложение, предложение, вопросительный знак, побудительное предложение, точка) Ребята должны охарактеризовать слово, ученик должен его угадать.

Посмотрите, на экране даны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выберите для себя ту, которая вам наиболее подходит по окончании урока:

15. Д. з.упр. 393 + составить 3 предложения о нашем сегодняшнем уроке разные по цели высказывания.

- воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства.

Задачи урока через планируемые результаты:

- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

- Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

- Самостоятельно конструировать сложные предложения.

- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

- Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

- Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

улыбки подарим гостям,

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

Лингвистический диктант. (Слайд 1)

Раздел лингвистики, изучающий звуки речи – фонетика.

Раздел лингвистики, изучающий постановку ударения и правила произношения – орфоэпия.

Раздел лингвистики, изучающий правила обозначения звуков буквами – графика.

Раздел лингвистики, который изучает лексическое значение слова – лексика.

Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов- орфография.

Раздел лингвистики, изучающий нормы современного русского языка – культура речи.

Название какого раздела лингвистики мы можем добавить в наш лингвистический диктант? Синтаксис.

Проверка:

Фонетика, орфоэпия, графика, лексика, орфография, культура речи, синтаксис (Слайд 2)

Что обозначает последнее слово? (Синтаксис)

Назовите самую маленькую синтаксическую единицу.

Что же такое словосочетание?

Закрепление знаний о словосочетании

Ребята из другой школы, тоже пятиклассники, выполняя задание своего учителя, выписать из предложения Вчерашний снегопад засыпал в лесу звериные тропинки. (Слайд 3) все словосочетания, выписали следующее:

вчерашний снегопад, снегопад засыпал, засыпал в лесу, в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

Внимательно изучите запись и ответьте на вопрос: Правильно ребята выполнили задание или что-то забыли? (грамматическая основа, слово с предлогом не могут быть словосочетанием)

Какие ещё слова не являются словосочетанием. (однородные члены предложения)

(Слайд 4) Запишите словосочетания в тетрадь, разберите их с подробным объяснением.

вчерашний снегопад, засыпал в лесу, засыпал тропинки, звериные тропинки.

  1. Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ
  2. Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ
  3. Окончание, как в слове НА ЗАРЕ
  4. Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Ответ: предложение.

В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (Синтаксис).

Грамматическая сказка (Слайд 6)

А сейчас послушайте сказку:

Жили-были Король и Королева. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола.

О ком говорится в сказке? (О подлежащем и сказуемом)

Что такое подлежащее и сказуемое?

Словарная работа (Слайд 7)

В тексте сказки вам встретились незнакомые слова. Давайте познакомимся с их значением.

Камзол – старинная короткая мужская одежда, сшитая в талию, обычно без рукавов, впоследствии замененная жилетом.

Мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща. Королевская мантия.

Упражнение в нахождении грамматической основы предложения

Найдите грамматическую основу в предложении и выпишите её в тетрадь, составьте схему предложения..
На землю падают крупные снежинки. (Слайды 8, 9 )

Падают снежинки

Подготовка к изучению темы урока (Слайды 10)

Можно ли эту группу предложений назвать текстом? Почему?

Решите орфографические задачи.

Распределите предложения на две группы.

Снег покрыл землю, и наступила настоящая з..ма. Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Завывает в поле х..л..дный ветер, гуляет в..юга. Осень уступила.

Затруднение? (Слайд 11). Почему такое задание вызвало у вас затруднение? ( Не хватает знаний)

Коллективная работа

Тогда давайте порассуждаем. Посчитайте количество грамматических основ в каждом предложении. (Слайд 12)

Запись темы урока в тетрадь

Тема: Виды предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные предложения. (Слайд 13)

Постановка учебных задач урока. (Слайд 13)

1) Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте следующие опорные слова 1) познакомиться с . и . ;
2) учиться различать . и . ;
3) учиться ставить .

4) Правильно, ребята. Мы познакомимся с простыми и сложными предложениями; будем учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Физкультминутка.

(Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – опустить руки вниз.)

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, суффикс, предложение, обращение, буква, подлежащее, существительное, точка.

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала в учебнике, с. 129. (Слайд 14)

Беседа по вопросам (Слайд 15)

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются сложными?

Чем различаются бессоюзные и союзные сложные предложения.

Попробуйте по памяти перечислить союзы и специальные слова, которые используются для связи частей сложного предложения.

Выполнение тренировочных упражнений:

1) Что объединяет записанные на экране предложения? (Слайд 16)

Выпал снег.

Ребята радуются зимнему снегу.

2) Работа в парах: сложить из карточек предложения

Небо медленно заволокли тучи,

и снег повалил густыми хлопьями.

Утром снег перестал идти,

и земля оказалась вся под плотным белым покрывалом.

На улице трещит мороз,

а в доме жарко натоплена печь.

3) Проверка:

Какие предложения у вас получились? Прочитайте их.

Какие они по количеству грамматических основ в них.

Небо медленно заволокли тучи,

и снег повалил густыми хлопьями.

Утром снег перестал идти,

и земля оказалась вся под плотным белым покрывалом.

На улице трещит мороз,

а в доме жарко натоплена печь.

Запишите одно из них под диктовку на доске и в тетради, подчеркните грамматические основы.

Небо медленно заволокли тучи, и снег повалил густыми хлопьями.

4) Составить по картинке простое предложение. Записать его в тетрадь. (Слайд 17)

1) Снег сверкает и искрится.

2) Реку тронул первый лед.

3) На ветках деревьев лежит пушистый снег.

4) Природа застыла в ожидании морозов.

5) Заснеженные деревья отражаются в воде.

Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что понравилось на уроке?

Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?

Какой темой были объединены все предложения на сегодняшнем уроке?

Ребята, вы любите зиму? А за что?

Зима не только красивое и весёлое время года, но и суровое. Как вы думаете, почему? Кому приходится трудно зимой?

Домашнее задание: теоретический материал, с. 129, упр. № 287 (Слайд 18)

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

На столе лист бумаги с тремя полосками. Если вам понравился урок, вы довольны своим результатом, то раскрасьте первую полоску в красный цвет, если вы сомневаетесь в некоторых вопросах, то вторую полоску - в зелёный, если ничего не понятно, то последнюю полоску - в синий.


Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

3.Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

1 этап. Организационный.

Прозвенел уже звонок,

Будем тему изучать

И пятёрки получать!

Садитесь, открывайте тетради и записывайте число, классная работа

2 этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, вспомните наш предыдущий урок. Вспомните, как мы составляли предложение и с чем их сравнивали. С чем мы сравнивали предложение?

- Если бы у вас была сейчас возможность выйти в парк и сфотографировать осенний день, что бы вы сняли? (осенние листья, прогулку по парку, дорожку в листьях).

Прогулка по парку

Дорожка в красивых листьях

- Что это такое? (словосочетание)

- Что такое словосочетание?

- Достаточно ли словосочетания, чтобы описать какое-то событие, фрагмент действительности? (нет)

- А что для этого нужно? (предложение)

- Что такое предложение?

- Обратите внимание на этот цвет листвы.

-Кто из вас знает, как его правильно назвать? (багровый, багряный)

(багрянец, багр – в переводе с древнерусского языка – красный цвет, красная краска)

-Многие писатели и поэты в своих произведениях используют это слово.

Роняет лес багряный свой убор.

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день, как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

-Что я вам прочитала? (стихотворение)

- А если мы рассмотрим с точки зрения синтаксиса? (текст)

- Так что же такое текст?

- Из чего состоит текст? (из предложений)

Давайте еще раз обратимся к предложениям, которые мы уже читали. Какие знаки препинания стоят в конце этих предложений?

Ученик: Цели высказывания этих предложений:

Попросить о чём-либо

Учитель: Правильно, так как вы думаете, какова тема нашего урока?

3 этап. Целеполагание.

Ученик: Тема нашего урока – Виды предложений по цели высказывания.

Учитель: Верно, запишем число и тему в тетрадь. А к чему мы должны будем стремиться, что нам нужно обязательно узнать на уроке?

Ученик: Нам нужно узнать, какие виды предложений по цели высказывания бывают.

Научиться различать эти предложения.

Научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений. Давайте начнем

Запись предложений на доске.

Я видела багряные листья рябины.

А вы видели багровое солнце?

Нарисуй багряный закат.

- Чем похожи эти предложения?

- Чем они различаются? (целью высказывания)

А теперь попытаемся определить их вид по цели высказывания. Какие это предложения? Употребляйте прилагательные.

1-е Повествовательное (если определить не могут, обращаемся к учебнику)

3-е Побудительное (если определить не могут, обращаемся к учебнику)

- первое предложение сообщает о чем-либо.

- второе – содержит вопрос.

- третье – выражает просьбу.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Хорошо, т.к. возникли некоторые трудности, откроем параграф 29, прочитаем его и создадим опорные сигналы, касающиеся темы урока.

(создание и представление опорных сигналов)

Учитель: Какие прекрасные и познавательные получились у нас подсказки. Молодцы!

Физкультминутка. А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Ребята! Мне передали телеграмму, с которой мы должны будем поработать на уроке. Но я никак не могу разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

5. Актуализация и фиксация знаний в пробном действии.

Не в…дал ли где на свете ты царевны м…лодой

Не кручинься, Бог с тобой

Села ждать его одна

Учитель: Что представлено на слайде?

Ученик: На слайде представлены предложения.

Учитель: Докажите, что это предложения.

Ученик: Это предложения, потому что они содержат высказывания о ком-либо или о чём-либо.

Учитель: Верно. А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?

Учитель: Давайте вставим пропущенные буквы и устно объясним их написание.

(Ученики выходят к доске и записывают предложения, восстанавливая их)

Учитель: На какую орфограмму были пропущены буквы?

Учитель: Верно. Попробуем определить цель высказывания предложений, с которыми мы работали. Употребляйте глаголы.

Снова вернёмся к предложениям из сказки Пушкина. Определи виды 2 и 3 предложения по цели высказывания. И докажем, что первое – вопросительное.

Побудительное, потому что содержит в себе просьбу.

Повествовательное, потому что сообщает нам о чём – либо.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Поработаем с учебником. Прочитаем первое задание к упр.148.

Читаем предложения. Что между ними общего?

Ученик: Общее между этими предложениями то, что все они по цели высказывания вопросительные.

Ученик: Эти предложения вопросительные, потому что в них задаётся вопрос, и в конце этих предложений стоит вопросительный знак.

Прочитайте предложения, определите вид по цели высказывания.

Суди о человеке по его труду.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как называются вышеперечисленные предложения?

Чему учат нас с вами эти предложения?

1-е Повествовательное НЕТ

2-е Вопросительное НЕТ

3-е Побудительное ДА

4-е Повествовательное ДА

5-е Вопросительное ДА

6-е Побудительное НЕТ

8 этап. Творческое задание. Работа в группах.

Учитель: завершающим заданием у нас с вами будет создание посланий для учащихся начальной школы. Эти послания должны быть обязательно поучительного характера.

Итак, объединитесь в группы по 4 человека.

На столах у вас имеется некоторый материал, с помощью которого вы создадите послания.

Обязательно используйте разные по цели высказывания предложения.

(учащиеся работают над созданием посланий)

Посмотрим, что же у вас получилось.

(представление посланий)

Учитель: Очень интересные и поучительные получились у нас с вами послания. Обязательно передадим их в начальную школу.

9 этап. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

Параграф 29, упражнение 147 для всех.

Задание на выбор:

написать письмо другу, в котором вы расскажете о том, как нужно вести себя музее.

10 этап. Рефлексия.

Что ж урок наш подходит к концу. И ещё об одном попрошу вас. Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде


-75%

Читайте также: