Музыкальные инструменты звучащие картины 3 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
(Дети выполняют)
Видите, от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе! Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняш-него урока с новыми впечатлениями.
2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.
Итак, мы отправляемся в путешествие в мир музыки.
-Скажите, а зачем народ сложил эту сказку?
-Как помогает музыка?
-О каких музыкальных инструментах шла речь в сказке?
-Вы хотите узнать о них подробнее?
Слайд 1.
Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они поя-вились, как устроены и как они звучат. Откройте учебник на странице 96. Откройте тетрадочки, запишите тему урока.
Первый инструмент - флейта.
Слайд 2.
У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. О происхождении флейты сложены легенды. Вот послушайте одну из них.
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она очень боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в отверстие вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
А теперь послушаем, как звучит флейта.
Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби и любви мелодию.
А теперь послушайте и определите, как звучит голос флейты в следующем музыкальном произведении.
Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?
Разделимся на 2 группы.
Задание для 1 группы:
Портрет какого композитора лишний? Зачеркните.
Задание для 2 группы:
Какое произведение лишнее? Зачеркните.
Для следующего задания приглашаются по одному участнику от каждой команды. Он выбирает карточку с фотографией музыкального инструмента. С помощью жестов (пантомимы) будет изображать игру на этом инструменте, какого характера исполняемое произведение, а другой участник должен будет по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте играл его соперник.
5. Рефлексия.
Ребята, перед вами на парте лежит солнышко. Дорисуйте, пожалуйста, у солнышка очертания рта (радость, грусть, безразличие) и глазки, тем самым я увижу ваше настроение от урока.
На этом урок окончен. Домашнее задание будет следующим – нарисовать музыкальный инструмент.
Получение знаний о музыкальном инструменте – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского; знакомство с музыкальными произведениями для скрипки Чайковского, Вивальди, Паганини; введение музыкального понятия “Каприс”.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности; формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения. формирование коммуникативных компетенций.
- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
-формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
-осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;
Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, творческий, словесный.
Оборудование: Компьютер, доска, музыкальный центр, фортепиано.
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки
8 ноября, пятница Учитель начальных классов:
Урок 2 Колотухина Яна Александровна
Время: 08:50-09:30 Студент ЧПК №1:
Кабинет 110 Пяткова Кристина Геннадьевна
- Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно-смычковом инструменте; знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями; знакомство с музыкальными произведениями:
Получение знаний о музыкальном инструменте – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, П. Чайковского; знакомство с музыкальными произведениями для скрипки Чайковского, Вивальди, Паганини; введение музыкального понятия “Каприс”.
Тип урока: изучение нового материала.
- самостоятельное определение темы и целей урока, планирование, контроль и оценивание учебной деятельности; формирование информационной компетенции, связанной с поиском, оценкой и восприятием информации; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, оценки и исполнения музыкального произведения. формирование коммуникативных компетенций.
- понимание эмоциональной силы музыки и формирование умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;
-формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;
-осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;
Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, творческий, словесный.
Оборудование: Компьютер, доска, музыкальный центр, фортепиано.
Содержание урока. Деятельность учителя.
Запись в журнале отсутствующих.
Подготовиться к уроку,
настроиться на работу на уроке.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
- Как называется услышанное нами произведение? Кто его автор? Из какого музыкального произведения этот отрывок?
- Какой инструмент солирует?
- Как звучит голос флейты в этом произведении, какое настроение передаёт флейта?
- Давайте вспомним, а что мы узнали о флейте на прошлом уроке?
- Верно, мы слышим солирующее звучание другого инструмента, и вы правильно определили, что это скрипка. (показ скрипки).
Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.
- повторение ранее изученного материала.
- формирование интереса к музыке;
- формирование умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
Постановка цели урока
- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки.
Учащиеся формулируют тему урока, пытаются определить его цели и задачи.
- самостоятельное выделение темы и целей урока;
- планирование деятельности на уроке.
- умение слушать и размышлять.
- формирование интереса к музыкальным занятиям.
Изучение нового материала
Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.
Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.
Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.
(Звучит запись произведения).
- О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?
- Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты.
- Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?
- Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.
Работают с учебником: описание-рассуждение о репродукции к картине.
Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём рассказывает скрипка.
Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно. ) и
обосновывают выбранное название произведения.
- самостоятельный поиск и выделение информации;
- осознанное построение речевого высказывания;
- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями.
- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения;
- инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.
- формирование интереса к музыке.
Первичное закрепление изученного материала
- Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, и поработаем с нашими словарями эмоциональных терминов.
- Скажите, звучание какого инструмента вы услышали?
- Какая музыка была по характеру?
- Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему?
Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро.
Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть.
Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе?
Так и в музыке- всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность- всё это сочетается в жанре
Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока.
Заранее подготовленные дети, (увлечённые музыкальной деятельностью, с высокой познавательной активностью) рассказывают о творчестве виртуозного итальянского скрипача Н. Паганини и о жизни скрипичного мастера Антонио Страдивари.
Познавательные:
- расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки;
- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.
- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;
- участие в коллективном обсуждении проблем урока.
- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;
Закрепление изученного материала
- Перед вами лежат небольшие тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-).
1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…
2.Родина скрипки – Россия…
3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…
5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…
Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника.
Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа).
Взаимопроверка по коллективно созданному эталону.
Оценивание собственных работ.
- развитие умения осмысливать полученную информацию.
- умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;
- осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;
- оценивание качества усвоения.
- взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.
- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.
1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка)
- Разучивание по фразам.
- Пение трудных мелодических оборотов.
- Работа над текстом.
-Показ игры на воображаемой скрипке в 1 и 3 куплетах.
- Исполнение с движением.
- знакомство с мелодией и словами новой песни.
- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;
- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.
- формирование исполнительских навыков;
- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Индивидуальное: Найдите стихотворения, сказки, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.
Слушают домашнее задание.
- поиск и чтение художественных произведений о скрипках и скрипачах.
Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, а с какой темой мы сегодня с вами познакомились?
- Что узнали нового?
- С каким инструментом вы познакомились?
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
Плоды – информация понятна, полезна. Урок прошел плодотворно.
Цветок – информация понятна. Но есть вопросы.
Ребята, я очень рада, что всем было вес понятно. А наш урок окончен. До свидания! До новых творческих встреч!
Выход под музыку (Adam Szabo ultra (original mix)
Обобщить изученное, ответив на вопросы.
- осмысление своих действий и самооценка.
- умение полно и точно выражать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки на тему "Музыкальные инструменты" для 1 класса
Во вложеных файлах находится презентация к уроку музыки в 1 классе на тему "Музыкальные инструменты". Для прослушивания звучания этих инструментов необходимо обязательно скачать и вставить музыкальные.
Презентация для урока музыки по теме "Музыкальные инструменты в загадках"
Презентация предназначена для проведения уроков музыки и внеклассных занятий в начальных классах.Она знакомит детей с музыкальными инструментами на примере загадок.Презентацию можно использовать на лю.
Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС.
Конспект урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ" Школа России 4 класс
Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находи.
конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)
Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс.
Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.
Конспект урока изо "Картины исторические и бытовые" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанрах бытовых и исторических картинПланируемые результаты:Предметные:Знать: особенности жанра исторической и бытовой картины; известные картины данных.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Музыка.docx
урока музыки в 3 классе
Пешковой Татьяны Валерьевны
Тема: Музыкальные инструменты. Флейта и скрипка
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
2. Оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные
1. Овладеть способностью понимать учебную задачу урока.
2. Выделять из содержания урока известные знания и умения.
3. Использовать полученную информацию на уроках в повседневной жизни.
Коммуникативные
1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.
2. Вступать в речевое общение.
Планируемые результаты:
1) определять изобразительные возможности музыкального произведения.
1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам музыки;
2) осуществлять самоконтроль;
3) давать самооценку результатов успешности своей деятельности;
4) возможность развивать на уроке творческие способности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
– Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.
Дети слушают учителя.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
– Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?
– Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча двумя камнями друг о друга.
– Что у него получилось?
– Да, ребята, он издавал звук, ритм.
– Какие музыкальные инструменты вы знаете?
– Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! ( Слайд 1 )
Дети слушают рассказ учителя.
Ответы детей (Звук, ритм).
III. Решение проблемы. Первичное закрепление
– Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?
Учитель обращает внимание детей на изображение флейты ( Слайд 2 )
– Ребята, ч то исполняет флейта в этой пьесе – мелодию или аккомпанемент?
– Правильно, флейта ведет мелодию.
– Какие качества этой музыки подчеркивает звучание флейты?
– Да, ребята, тембр флейты может передавать различные настроения: весёлую беззаботность и горестное одиночество.
Ответы детей (Духовые, так как в неё дуют).
Дети слушают учителя.
Дети изучают изображение флейты.
Дети внимательно слушают рассказ о происхождении флейты.
Ответы детей (Мелодию).
Дети слушают учителя.
Дети слушают учителя.
IV. Динамическая пауза
– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. Поднимитесь со стулье в, станьте свободно, слушайте внимательно нашего гостя и повторяйте за ним движения.
– Молодцы. Садитесь, пожалуйста.
Дети выполняют физическую разминку под видео-фрагмент.
V . Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону)
– Правильно. Можно, потому что изображены играющие люди .
– Какая музыка звучит с этих картин? Что вы представляете?
– Ребята, обратите внимание на изображение скрипки. К какой группе музыкальных инструментов относится скрипка? ( Слайд 6 )
– Скрипка относится к группе струнно-смычковых, так как играют смычком. Скрипка и флейта относятся к профессиональным или народным музыкальным инструментам?
– Скрипка и флейта относятся к профессиональным инструментам, потому что входят в состав симфонического оркестра.
– Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. На свете много разных музыкальных инструментов, но скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на деревенском празднике, и в цыганском таборе. Композиторы всего мира доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт.
– Ребята, как звучала скрипка? Какие ощущения и эмоции она у вас вызвала?
– Да, ребята, скрипка звучит и нежно, и волнующе, и изящно.
– Менялась ли динамика?
– С каким временем суток можно сравнить эту мелодию? С какой погодой?
– Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Никколо́ Паганини ( Слайд 8 )
– Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству игры на скрипке. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу. О нем ходили легенды, верхом всех придумок были обвинения Паганини в сговоре с Дьяволом. Существует чудесная легенда о Паганини. В ней говорится о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты.
– Ребята, как звучит эта музыка?
– Да, ребята, музыка звучит энергично, изящно, выразительно.
– С каким природным явлением вы её можете сравнить?
– А сейчас я предлагаю вам послушать выступление Ноем. Она исполнит нам произведение на скрипке. Поддержите аплодисментами, пожалуйста.
– Ноем, что ты нам исполнишь?
– Хорошо, прошу, начинай.
Слушание исполнение на скрипке Ноем Тавакалян ( Слайд 9 )
познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке используя ИКТ, здоровьсберегающие технологии.
Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;
Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам; используя русские народные музыкальные инструменты;
Показать взаимосвязь музыки и живописи.
Развивающие:
Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство;
Развивать образное, логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (логоритмическая сказка «Теремок).
Воспитательные:
Через народное музыкальное и изобразительное творчество, формировать интерес к русской музыкальной культуре.
Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей Страны.
Форма урока:
Используемые методы:
частично - поисковый метод,
Педагогическая технология:
Технологии детского музицирования;
Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;
Технологии формирования певческой культуры учащихся;
Технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, свирели, марокасы, бубен, домра, шумовые инструменты придуманные детьми.
Новые понятия:
оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура.
Эмоциональный настрой на работу
-Как живешь?- Вот так! (с движениями)
Введение в тему урока:
Искусство - это сказка и яркая мечта,
А звуки это краски для сердца и ума.
И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
Вступление и объяснение учебного материала:
Учитель: Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала.
Звуки скрипка так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи. А.Толстой
Слайд №2 — Гармонь
Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?
Учитель: представленные репродукции известных произведений живописи погружают нас в атмосферу различных эпох, помогают почувствовать национальный колорит, представить не только внешний вид инструмента, но и услышать его звучание – задумчивое, ласковое, нежное, плавное, свободное и неторопливое.
Учитель: Какой инструмент изобразили художники?
Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?
Учитель: ребята послушайте звучание музыкального инструмента и определите его название?
(читают доклады про балалайку)Учитель: а теперь посмотрите на предметы декоративно – прикладного искусства.
Один из любимых персонажей народных сказок – певец-пастушок. Его изображение мы видим на
репродукциях мастеров лаковой миниатюры из Федоскино. Скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний и обрядов. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми распространёнными музыкальными инструментами среди разудалых парней были гармошка и балалайка. В разные времена балалайку называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название – балалайка.
Мышка: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Педагог: и стала Мышка жить в теремке.
Лиса: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Волк: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Медведь: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Учитель: во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.
Вопрос: А где хранятся они?
Ответы учеников. В музеях
Учитель: Лучшие из них хранятся в музеях. Каждый человек может прийти в музей, чтобы испытать радость от встречи с искусством.
Учитель: музей музыкальных инструментов был открыт в 1900 году бароном К. К.
Штакельбергом в Галерейном флигеле дворца Шереметевых. Род Шереметевых владел дворцом около 150 лет, но после Октябрьской революции С. Д. Шереметев передал здание в государственную собственность. С тех пор там размещались различные институты и организации. В конце 20 века несколько залов дворца выделили под возрожденный Музей музыкальных инструментов. В этом музее представлены все основные группы музыкальных инструментов: ударные, духовые, смычковые, клавишные и щипковые. Древнейшим экспонатом музейного собрания считается продольная костяная флейта, относящаяся приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры, а самые современные образцы относятся к концу 20 века. Велики и географические рамки коллекции: она включает как любительские, так и профессиональные музыкальные инструменты из стран Европы, Азии и Африки. На основе экспонатов музея можно собрать почти любую разновидность оркестра - современный симфонический, барочный, русский народный и даже фольклорный индонезийский. В собственности музея находятся несколько частных собраний. В коллекции есть даже музыкальные инструменты, в свое время принадлежавшие российским императорам, например, флейты Александра I, а также медные духовые и персидские инструменты большого любителя "помузицировать" Александра III.
Уникальными экспонатами являются мемориальные инструменты известных композиторов, среди которых важное место занимает скрипка А. Страдивари. Музей занимается не только сбором новых экспонатов. Работающие в нем специалисты воссоздают старинные, в том числе античные, музыкальные инструменты, а также реставрируют созданные в прошлых столетиях скрипки, клавесины и другой музыкальный антиквариат. Главная же особенность этого музея Петербурга заключается в том, что выставляемые музыкальные инструменты здесь не бездействуют - время от времени на них играет оркестр Шереметьевского дворца "Новая Голландия". Так что для посетителей музея здесь устраиваются не только экскурсии и лекции по истории искусства, но и концерты классической и народной музыки, исполняемой на музейных экспонатах.
Слайд №12 – Русские народный оркестр
Учитель: мы слышим звучание свирели, дудочки, балалайки, рожка, гармошки и др..
Учитель: музыкальные инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.
Минутка здоровья
Предлагаю несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы:
Театр пантомимы
Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения:
Гимнастика Стрельниковой А.Н.
Эта гимнастика восстанавливает голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
-повышает общую сопротивляемость организма
-улучшает нервно- психическое состояние
Рефлексия. Закрепление полученных знаний:
Учитель: ребята, вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки.
Деревяшка, три струны,
Вы узнать ее должны!
Поет очень звонко.
Дети: балалайка
Неприступная на вид,
А внутри-то, посмотри,
У нее вся душа на распашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка
Не индюшка, надувается,
И не птица, а заливается.
Дети: гармошка
Заключительный этап:
Учитель: сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к удивительному, волшебному и многообразному миру искусства: музыки и изобразительному искусству и надеемся, что этот урок не оставил вас равнодушными. Вы пели, смотрели, слушали, играли на музыкальных инструментах. И мы хотим верить, что искусство для вас станет неотъемлемой частью вашей жизни. Есть замечательные слова: любое искусство – это внешнее проявление внутреннего содержания. Так хотелось бы верить, что это внутреннее содержание после сегодняшнего урока стало чуть-чуть богаче, ярче и эмоциональнее.
Дома попробуйте выполнить эскиз понравившихся музыкальных инструментов. За урок ставлю всем пятерки. Наш урок окончен. До новых встреч! Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Читайте также: