Учимся писать письмо 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1. Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма ; способствовать обогащению словарного запаса детей.
2. Развивающие : совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю, развивать письменную речь учащихся, коммуникативные способности.
3. Воспитательные : формировать интерес к изучению эпистолярного жанра, любовь к родному языку.

Планируемый результат:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, об эпистолярном жанре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.


Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

1 .Оргмомент. Цель: подготовить учащихся к работе.

Прозвенел звонок –
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.

– Как мы будем работать? ( Дружно, терпеливо, уважительно друг к другу)

1) Ребята, отгадайте загадки:

Сбоку — марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень, быстрое, как птица,

Если захочешь — за море умчится.


2) Я домик. Но только совсем без этажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат. (Письмо). Верно, ребята, это письмо. ( слайды 2-4)

– Как появляются письма?
– Приходилось ли вам писать письма?
– Кому вы писали?
– Какие трудности вы испытывали при написании послания?
– А кто из вас получал письма?

– Для чего нужны письма?

– Всегда ли вам было интересно и приятно их читать?

3. Постановка проблемы и выведение темы и цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

– Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?
Главное – грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

Знаете ли вы как правильно писать письма? Дети: нет.
– А хотите ли научиться? (да)

Для этого прочитайте вопросы на листочках. Поставьте !, рядом с теми вопросами, на которые вы знаете ответ и ?, если не знаете ответ, но хотите узнать.

Итак, вы поставили перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя ЦЕЛИ нашего урока. Прочитайте, на какие вопросы вы хотите получить ответ?

Что такое письмо?
Какие бывают виды письма?
Какие существуют правила письма?
Из каких частей состоит письмо?
– Это и будет нашим планом урока.

4. Этап открытия новых знаний.
Цель: апробация способа действий , направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.


Историческая страничка (слайды 6 – 16)
1 ученик: Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали.

3 ученик: Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году. Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

4 ученик: Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна.

– Спасибо, ребята, за интересные рассказы.

А сейчас на карточке прочитайте записи. (Читают). Что вы прочитали? ( письма).
– Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

— Это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Второе письмо.

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

Я скоро заеду к вам.

— Это письмо друзьям: письмо-информация.

Третье письмо.

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

– Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным.

Четвёртое письмо.

Уважаемая Ольга Петровна! Благодарю Вас за отличную учёбу и хорошее воспитание вашего сына. Классный руководитель Ирина Николаевна.

– Это письмо – благодарность. В нём классный руководитель благодарит родителя.

Пятое письмо.

Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо. Дядя Федор.

– Это письмо – просьба. В письме дядя Фёдор просит прислать ружьё.

– Ребята, какой мы можем сделать вывод? ( письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма – благодарности, письмо - просьба).

– Так что такое письмо? ( письмо – это текст, в котором нужно что – либо сообщить, кого – то поздравить, поблагодарить).

5. Физкультминутка.
Цель: снятие утомления через физические упражнения.


– Письмо – это текст. А текст из чего состоит?( Из частей). Вот и письмо имеет части, свою структуру.
Структура письма. (Слайд 17)

Части письма.

Текст письма

1. Начало (зачин) письма:

- начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

3. Концовка письма:

- дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам письмо.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере.

Живём мы весело: купаемся в реке, загораем,

ходим в походы, играем.

У меня много новых друзей.

Как вы живёте? Как ваше здоровье?

Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.

До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю.

20 июня 2015 года,

– А какие обращения ещё можно написать в письме? ( дети предлагают и некоторые предложения записывают в тетрадь.) Дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель! Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Андрей Петрович! (слайд18)

– Начальная фраза о состоянии переписки: Получил ваше письмо. Давно не получала писем. Очень захотелось вам написать. (слайд 19)

– Просьбы. Приветы: Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных. Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям. (слайд 21)

– Какими словами можно в письме попрощаться? До свидания! До скорой встречи! Ну, пока! Обнимаю вас.(слайд 22)

– Какая концовка может быть в письме? (подпись, дата): Целую. Скучаю. Жду приезда. Ваш сын …Ваш внук . Твой надёжный друг . 14 марта 20__ г. (слайд 23)

– Ребята, письмо нужно правильно оформлять. Какие правила оформления вы можете предложить? ( дети предлагают, учитель дополняет ответы).

— письмо пишут четким, разборчивым почерком;

— письмо пишут на аккуратном и чистом листе бумаги;

— письмо можно сопровождать рисунком;

— с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля — сверху и снизу;

— письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).

- письмо пишут грамотно, без ошибок.

- письмо должно быть короткое, но полное.

6. Первичное закрепление.

Цель:организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в микрогруппах.

Задание первой группе: Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, дорогая бабушка! Я соскучилась по тебе и решила написать письмо.

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

Как ты поживаешь? Как у вас дела? Передавай привет дедушке.

До свидания. Твоя внучка Таня.

Задание второй группе: правильно ли написал Толик письмо Паше? Какие он допустил ошибки? Каких частей недостаёт в его письме, перечисли.

Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с друзьями я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Ледниковый период – 2”.

На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок.

Побывали мы и в музеях. Особенно мне запомнилась экскурсия в музей почты имени Решетникова. Было очень интересно. Я узнал много нового об истории почты в нашем городе Екатеринбурге. Твой друг Толик.

Задание третьей группе: Правильно ли Петя написал письмо? Исправьте ошибки и прочитайте его правильно. Какой совет вы дадите Пете?

Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. До свидания.

Задание четвёртой группе: допиши недостающие слова в предложения.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

–И вот вы написали письмо. Что нужно дальше делать? ( запечатать в конверт, конверт подписать, а потом опустить в почтовый ящик или отнести на почту). На конверте нужно написать адрес свой и адрес получателя, написать обязательно индекс, наклеить марки.(слайды 25-28)

7. Самостоятельная работа.

Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.

– Я вам буду читать утверждения, если ты согласен – ставь плюс. А не согласен – минус.

2. В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

4. Письма бывают деловые, официальные, личные.

5. В письмах обычно бывают такие части: присказка, основное содержание, концовка.

6. Письма бывают сказочные, бытовые, о животных.

7. Адресат – это человек, который получает письмо.

8. Письмо можно написать родителям, другу, учителю, даже президенту.

Самопроверка по ключу: - + + + - - + +

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании
Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

– Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

– Я вам предлагаю 2 задания. Вы выберите одно.

1. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, напишите письмо. Адресата выберите сами.

2. Конструирование письма. ( Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке). Текст письма записать. В помощь вам дарю памятку СТРУКТУРА ПИСЬМА.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель : зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. способствовать формированию самооценки своей деятельности.

- Ребята , какую цель мы ставили сегодня на уроке? На какие вопросы хотели найти ответы? Мы выполнили поставленную цель? Ответили на вопросы? ( да). Дайте оценку своей работе на уроке.

СВЕТОФОР : Красный - плохо работал, неактивно.

Жёлтый – работал хорошо, но ошибался, буду стараться.

Зелёный – работал хорошо, у меня всё получилось.

Возьмите письмо нужного вам цвета и прикрепите к почтовому ящику.

10. Подведение итога урока.

Цель: подвести итог урока.

Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.
– Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома? Где могут пригодиться эти знания и умения? Спасибо всем за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ: КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ.

Первое письмо.

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

Второе письмо.

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых.

Я скоро заеду к вам.

Третье письмо.

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Четвёртое письмо.

Уважаемая Ольга Петровна! Благодарю Вас за отличную учёбу и хорошее воспитание вашего сына. Классный руководитель Ирина Николаевна.

Пятое письмо.

Дорогие мама и папа! Получили Ваше письмо. Живем мы хорошо, просто замечательно. Пришлите, пожалуйста, для Шарика фоторужье. Это и охота и зверей убивать не надо. Дядя Федор.

3 ученик: Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году. Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

4 ученик: Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна.

1. Начало (зачин) письма:

  • обращение;
  • начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

3. Концовка письма:

  • вопросы адресату;
  • просьбы;
  • приветы;
  • подпись;
  • дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

Задание первой группе: Прочитайте письмо. Найдите его начало (зачин), основную часть, концовку.

Здравствуй, дорогая бабушка! Я соскучилась по тебе и решила написать письмо.

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

Как ты поживаешь? Как у вас дела? Передавай привет дедушке.

До свидания. Твоя внучка Таня.

Задание второй группе: правильно ли написал Толик письмо Паше? Какие он допустил ошибки? Каких частей недостаёт в его письме, перечисли.

Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с друзьями я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Ледниковый период – 2”.

На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок.

Побывали мы и в музеях. Особенно мне запомнилась экскурсия в музей почты имени Решетникова. Было очень интересно. Я узнал много нового об истории почты в нашем городе Екатеринбурге. Твой друг Толик.

Задание третьей группе: Правильно ли Петя написал письмо? Исправьте ошибки и прочитайте его правильно. Какой совет вы дадите Пете?

Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. До свидания.

Задание четвёртой группе: допиши недостающие слова в предложения.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Домашнее задание:

1. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, напишите письмо. Адресата выберите сами.

2. Конструирование письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке).Текст записать на лист.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ТЕМА: УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 – 4 КЛАССОВ)

Составили: Капросько Светлана Евгеньевна,

учитель начальных классов

Ташбулатова А.А, методист

Образовательные :

- познакомить обучающихся с историей письма, с историей происхождения почтового ящика, конверта;

- познакомить со способами подписания конверта;

- подвести к пониманию правил вежливой формы переписки; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств, обучение написанию письма другу, родным и близким людям.

Развивающие:

- совершенствовать культуру речи детей;

- расширять кругозор младших школьников;

- развивать внимание, способность к самоконтролю, развивать письменную речь учащихся, коммуникативные способности ;

- каждому ребенку возможности творчески проявить себя.
Воспитательные:

- формировать интерес к изучению эпистолярного жанра, любовь к родному (чукотскому) языку, расширять словарный запас ;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим умение слушать, принимать единое решение в групповой работе , чувства любви и заботы к родным и близким.

-воспитание духовной нравственности, интереса к эпистолярному жанру.

Планируемый результат:

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Познавательные УУД : формирование представления о видах письма, о его структуре, об эпистолярном жанре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.
Коммуникативные УУД : умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и навыков написания поздравительной открытки через практическую деятельность, анализ стандартного образца и самостоятельное творчество.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, парная.
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Тип урока: урок "открытия" новых знаний .
Методы и приемы :

- повторение, объяснение, наблюдение, поощрение;

- беседа, художественное слово, рассказ;

- игровой момент показ, вопросы к детям.

Оборудование:

- конверты, открытки, образцы писем, почтовый ящик;

- карточки с образцами писем, карточки с правилами переписки, карточки с заданиями, карточки со словами адрес, конверт, почта, индекс, марка, адресат и адресант;

- оформление доски, толковые словари, конвертики для конструирования письма.

- Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. (авт. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Вводная беседа. Актуализация темы урока.

Мотивация к деятельности.
3. Постановка проблемы и выведение темы и цели урока.

4. Перенос нового знания на расширение содержания.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа
7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

9. Рефлексия учебной деятельности.

10. Подведение итога урока.

Научитесь писать письма домой,
Пусть они улетают, как птицы.
Пусть приносят родным тишину и покой,
Ведь для писем домой, нет границы.
Г. Костюк

Вводная беседа. Актуализация темы урока.

Кто знает, что такое почта, для чего она нужна? (Ответы детей.)

Это почтовый ящик сюда нужно опустить конверт с письмом

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых

Вести от друзей, родных?

С. Я. Маршак так писал о почтальоне:

Честь и слава почтальонам, утомленным, запыленным.

Честь и слава почтальонам с толстой сумкой на ремне!

- Назовите самого известного мультипликационного почтальона (Почтальон Печкин )(слайд 1)

- Просмотр отрывка из мультфильма: “День рождения кота Леопольда”

1) Ребята, отгадайте загадки:

Сбоку — марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень, быстрое, как птица,

Если захочешь — за море умчится.

(Письмо). Верно, ребята, это письмо . (слайд2)

3. Постановка проблемы и выведение темы и цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

– Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?
Главное – грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

Знаете ли вы как правильно писать письма? Дети: нет.
– А хотите ли научиться? (да)

-Молодцы, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с письмом, узнаем историю письма, как пишут письма, кому их пишут, совершим новые открытия, познакомимся с эпистолярным жанром.

- Кто-нибудь слышал о нем? (ответы обучающихся)

Нам необходимо выяснить, что обозначает это красивое слово, узнать об истории возникновения, поработать со словарями и энциклопедиями.

- Для чего нужны письма?

- С помощью писем вы можете установить переписку со своим сверстниками. К письмам можно приложить рисунок и даже поделку. С возрастом круг адресатов расширяется.

- Что вы любите больше писать письма или получать?

- Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?

- А кто у вас писал письма? Кому?

- Письма бывают разные: письма – поздравления, письма – пожелания и письма – информации . (слайд 4)

Адресат – это человек, который получает письмо. Письмо можно написать родителям, другу, учителю, даже президенту.

В годы Великой Отечественной войны были письма-треугольники - конверт снова объединился с письмом. (слайд 5)Сейчас тайна содержимого конверта строго охраняется законом. Почтальон не имеет права ни на секунду оставить сумку, а выемка писем механизирована, чтобы уберечь их содержание от любопытных взглядов. По статистике, ежедневно адресатами отправляется более 3 млн. писем. Письма, договора, каталоги – вся корреспонденция отправляется в почтовых конвертах. Сегодня, мы уже не можем представить себе отсутствие этого атрибута почтовой службы. А между тем, до того, как прийти к нам, он проделал долгий путь через города и страны.

4. Перенос нового знания на расширение содержания.

- Посовещайтесь и подумайте, как нужно правильно писать письма.

- Давайте составим основные правила написания письма.

Вначале письма должно быть приветствие.

Письмо должно содержать мысль.

Мысли должны быть сформулированы четко, ясно.

Писать надо без ошибок.

- Какой должен быть тон обращения? (вежливый)

- Рассмотрим план - схему письма. Мы уже и знаем некоторые особенности структуры письма .(слайд 6)

Заключительные формулы вежливости.

- Схема текста письма

а). Обращение (начальная фраза о состоянии переписки)

Дорогие мама и папа!

Дома всё хорошо. Собрали много ягод и наварили варенья. Дедушка не болеет. Отправляем вам посылку с конфетами и печеньем, испекли вкусные булочки.

в). Вопросы адресату

Благодарность. Просьбы. Приветы.

Спасибо за то, что сшили теплые чижики для внука. Я прошу вас писать мне чаще. Не болейте!

г). Прощание (подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)).

До свидания. Любящая вас Катя. 19 августа 2018 года. Конергино.

Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие)
Текст письма начинается с красной строки и, естественно, с заглавной буквы.
После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата . Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу. Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2009). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2009г. Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. (слайд 7)

И на чукотском языке письмо (слайд 8)

5.Физкультминутка .
Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Мы сидели и писали, мышцы тела все устали, встали.

Спинки дружно все прогнули, потянулись и зевнули.

Повернулись вправо, влево, стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки.

Побежали по дорожке быстро, быстро, топ, топ, топ

и в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки выше поднимаем и в коленочках сгибаем,

Головой все по вращаем и урок наш продолжаем.

6.Практическая работа.

Ознакомление с оформлением конверта
Учитель: А как вы думаете, с чего всё-таки начинается письмо?
Ученики: С оформления конверта.
От кого - фамилия, имя, отчество (можно полностью, можно инициалы).
Откуда - Республика (край, область, район), наименование города,
название улицы, № дома, квартиры.
Кому - фамилия, имя, отчество (можно полностью, можно инициалы).
Куда - Республика (край, область, район), наименование города, название улицы, № дома, квартиры.
Обратите внимание, что между записями ставим запятую и обязательно указываем на специально отведенном месте конверта индекс.
Почтовый конверт - это сорочка письма - столь образное и точное определение дал почтовому конверту в своём Толковом словаре. Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 689224 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте. (Словарь Владимир Даль )(слайд 9)

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад . Рассматривая письма, педагог обращает внимание на отсутствие на конвертах почтовых марок, говорит, что без марки письма не дойдут. Педагог берет марки, рассматривает их вместе с детьми, отмечает особенности внешнего вида : прямоугольная форма, на одной стороне картинка, на другой - клейкая основа и объясняет детям ( слайд 10)

для чего нужны почтовые ящики.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.(С. Маршак)

Раньше на Чукотке возили почту на собачьих упряжках . (слайд 11)

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. В настоящее время этот камень, служивший первым почтовым ящиком, хранится в одном из музеев Кейптауна. В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт- Петербурге. Его образец можно увидеть в Центральном музее связи имени А. С. Попова. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.( слайд 12)
- Молодцы! Вы ведь знаете, что ваши родные, близкие, друзья ждут от вас внимания в новогодний праздник. Постарайтесь написать им поздравления. Найдите для них особые слова, интересные пожелания

7.Самостоятельная работа учащихся.

Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.

Написание письма родителям.

7. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопросы:

- Место жительства. Надпись на конверте или поздравительной открытке, указывающая их место назначение (адрес)

- Учреждение для пересылки писем, посылок, поздравительных открыток, денег, периодических изданий (почта)

- Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен (марка)

- Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма (конверт)

- Дом из жести, а жильцы в нем вести (почтовый ящик)

На сегодняшнем уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова.
Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.
Какие правила составления писем вы узнали на уроке? Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
Кажется, что отправлять письма водной почтой – просто забава. Это не так. Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще неизвестным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

– Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

– Я вам предлагаю задание.

1. Конструирование письма. ( Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке). Текст письма записать. В помощь вам дарю памятку СТРУКТУРА ПИСЬМА.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель : зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. способствовать формированию самооценки своей деятельности.

- Что интересного было на уроке? Что нового внесли в свою копилку? Что хотели изменить? Появилось – ли у вас желание написать письмо своим близким и родным?

10. Подведение итога урока.

Цель: подвести итог урока.

Учитель: Каждая мысль отзовется стихами
Песней зовущей, далекой и звездной
Будто вернулись ушедшие весны,
Будто бы время свой бег изменило
Вот она писем волшебная сила…
- Спасибо, урок окончен.

- Нед авн о м ы чи тал и расс каз , г де гов ори тся о п ис ьме. К т о ав т ор р ас с к а за ? ( А. П .

а д р е с а т у . ( в е р х н и й л е в ы й у г о л - о т к о г о , п р а в ы й н и ж н и й - к у д а , к о м у ,

ф а м и л и ю в н у ж н о й ф о р м е ( я н а д о с к е п р и к р е п л я ю В а н д ы ш е в о й Л . Н . ) ,

( с п р о с и т ь н е с к о л ь к о ) . - А к аку ю о рф ог ра мм у н ад о по ме ня ть ч то бы з ап ис ат ь а дре с? (

н а з в а н и е а д р е с а , у л и ц , и м я , ф а м и л и я - п и ш е м с з а г л а в н о й б у к в ы ) .

- Н а й д е м с т ро к у " от к у д а ". ( н а п и ш е м а д р ес н а ш ей ш к о л ы ) . С н а ча л а что ?

о д и н а к о в ы й а д р ес . ( д е т и н а с в о и х к о н в е р т а х , а я н а б о л ь ш о м к о н в е р т е ) С ра зрешен ия Лю ды ( у чени цы

К а к м о ж н о в е ж л и в о с к а з а т ь о п о д а рк е ? ( . . . М н е б ы х о т е л о с ь . . , я д а в н о

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с жанром письма. Письмо другу. Расскажи о своём родном крае.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г. Шахты Ростовской области

346503 Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Волошина 20, тел./факс (8636) 22-97-56

Методическая разработка урока русского языка

в 4 классе.


Автор: учитель II категории

Домашний адрес: город Шахты

улица Врубовая 19а - 12

- Знакомство с жанром письма.

- Формирование умения писать письмо.

- Воспитание любви к своему родному краю.

- Развитие творческих способностей обучающихся.

- Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности.

- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

Оборудование:

- Схемы – опоры с названием возможных частей текста письма.

- Конверт с образцом подписи.

- Памятки для учащихся с планом анализа текста письма.

- Видеоматериал с зарисовками природы донского края

- Музыкальное сопровождение к видеоматериалу.

Используемая литература:

М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Ход урока.

I. Организационное начало урока.

По теме определите, какова цель урока?

Цель урока: - научиться писать письмо;

- узнаете, из каких частей состоит текст письма;

- как составить его правильно и грамотно;

На сегодняшнем уроке мы напишем письмо другу, в котором расскажем ему о своем родном крае.

III. Рассказ учителя об истории возникновения письма.

Вот так одно и тоже послание могло быть истолковано по – разному.

С появлением письменности у людей появилась возможность общаться друг с другом на расстоянии с помощью писем.

К сожалению, в наше время люди редко пишут друг другу письма, потому что практически каждый человек пользуется сотовой связью. Люди прибегают к услугам электронной почты. Но как приятно увидеть в почтовом ящике конверт, который проделал долгий путь, пока не попал к вам в руки.

IV. Знакомство с требованиями к тексту письма.

Прежде чем знакомиться с требованиями к тексту письма, давайте подумаем, кому пишут письма и для чего?

Первое и самое главное требование – грамотность написания.

- Какими умениями вы должны обладать для грамотного написания письма?

Проведем орфографическую минутку с целью повторения орфографии слов, которые могут нам пригодиться при написании письма.

Здравствуй, до встречи, до свидания, город Шахты, Ростовская область, река Дон, территория, казак, традиция, обычай.

-Правописание каких орфограмм мы повторили?

Следующее требование к тексту письма – аккуратность написания.

- Как вы понимаете это требование?

В письме должен соблюдаться определенный порядок составления текста, поэтому следующее требование – последовательность изложения.

Читайте также: