Конспект урока прошлое настоящее и будущее в пьесе вишневый сад

Обновлено: 05.07.2024

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

ВложениеРазмер
Рассмотрени истории создания пьесы, определени особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанр 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

План урока

История создания

Отчий дом А.П.Чехова

Положив в основу сюжета обыкновенный жизненный факт – продажу запущенной дворянской усадьбы, Чехов осветил в своей пьесе судьбу трех общественных групп: дворянства, буржуазии и передовой интеллигенции

Сюжет и конфликт

Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Разногласия героев (прежде всего Раневской и Гаева с Лопахиным) по поводу сада не находят здесь открытого выражения.

Кульминацией внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как-нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.

Образная система. Главные герои

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений.Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.

Мы видим последних владельцев вишневого сада. Это Любовь Андреевна Раневская и ее брат Гаев Вишневый сад дорог им как воспоминание о детстве, о молодости, о легкой и изящной жизни

Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор.

Второстепенные и внесценические герои.

Второстепенные и внесценические герои

Зрительные эффекты создаются при помощи пейзажа (белые цветы сада, восход и заход солнца).

Не менее важную роль имеют слуховые эффекты: замирающий звук лопнувший струны, тихая музыка, стук топора.

Внесценический персонаж — персонаж, который не внесен в список действующих лиц пьесы и не появляется на сцене, но о нём упоминается в пьесе в высказываниях героев или в авторских ремарках.

Художественная деталь — элемент художественного образа, несущий важную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.

Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героев, их жестов, мимики и т. п.

Список литературы

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

2. Чехов А. П. Вишнёвый сад. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Т. 13. М.: Наука, 1984. С. 195-254

2. Меркулова М. Новая драма. Миргород. SUPLEMENT 1 (2016). Словарь современной драматургии. C. 51–56

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М. Высш. шк., 1972. С. 404-427.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В настоящем есть событие, которое требует немедленного решения. Но никто, кажется, не обращает на это внимания.

Вишнёвый сад выставлен на аукцион. Купец Лопахин остро осознаёт необходимость незамедлительного принятия решения. И уже в первом действии предлагает выход из создавшейся ситуации: разбить территорию на участки и отдавать в аренду. Но никто не воспринимает это всерьёз.

Поместье для героини не только пространство беззаботного детства, но и место горестных утрат. В определенный момент ей грезится покойная мама, как она вся в белом идёт по саду. Позже Раневская вспоминает о сыне Грише, который шесть лет назад утонул. Незадолго до этого умер её муж.

В начале пьесы Гаев перечисляет три варианта спасения имения: заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк; думает, что Любовь Андреевна может поговорить с Лопахиным и этот разговор каким-то образом спасёт ситуацию; надеется, что Варя съездит в Ярославль к бабушке-графине и попросит у богатой родственницы помощи. Ни один из предложенных вариантов так и не будет реализован. Спасительный монолог Гаева останется только словами, которые оторваны от реального хода событий.

За одной нелепой ситуацией следует другая. Петя Трофимов, обидевшись на Раневскую, уходит из гостиной — и вдруг сваливается с лестницы. Варя, рассердившись на Пищика, хватает палку и хочет ударить его, но в это время после торгов и покупки вишнёвого сада заходит Лопахин, и удар достаётся ему.

Финал — результат бездействия бывших хозяев поместья, героев, которые слишком погружены в себя, в свои мысли, переживания, но лишены умения влиять на происходящие события.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Ребус-соответствие.

Соотнесите характеристику с героем, которому принадлежит эта характеристика:

Восстановление последовательности элементов – вертикальное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока литературы преподавателя ГБОУ НПО Профессионального лицея №25 Санкт-Петербург

Цели урока: 1) рассмотреть тему прошлого, настоящего и будущего на примере образцов героев пьесы, выяснить в чем заключается новаторство Чехова-драматурга;

2) развивать учебно-познавательную компетентность учащихся – умение анализировать художественный текст;

3) воспитывать общечеловеческие ценностные ориентации, формировать общекультурные компетенции и личностное определение учащихся.

Тип урока: Урок-диалог.

Оборудование: 1) таблицы, опорные схемы-конспекты по теме

2) иллюстрации к пьесе (рисунки учащихся)

3) портрет А.П. Чехова

4) презентация, проектор, компьютер

Словарная работа: лексическое значение слов драматизм, порядочность, интеллигентность

Вступительное слово учителя

Беседа по вопросам, основанная на работе с текстом, работе с таблицами, ОСК (опорная схема-конспект)

1.Вступительное слово учителя

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Учитель читает письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

2.Беседа по вопросам

Узнай героя. Кто это?

Что мы знаем о прошлом Раневской?

Ответ: Когда-то она была богата, ездила на лошадях в
Париж, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Какие положительные и отрицательные черты характера вы видите в образе Раневской?

Ответ: Образ Раневской очень сложный, его нужно рассматривать в двух

планах: внешняя линия

На первый взгляд, она простая, непосредственная, добрая.

В ней много положительных черт: обаятельная, изящная, непосредственная и искренняя, эмоциональная, восторженная.

А) Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет

Б) В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав у нее 15 тысяч, которые ей прислала ярославская бабушка

В) Забывает преданного слугу Фирса (он остается в заколоченном доме)

Раневская легкомысленна, ей свойственны такие черты, как безделье, непрактичность, мотовство, неспособность защитить дорогое ей имение.

Как Раневскую характеризует ее отношение к Ане, Варе, Фирсу и ее отказ от предложения Лопахина?

В отношении к Ане, Варе, Фирсу она поступает эгоистично, она их всех предает.

Раневская отказывается от проекта спасения вишневого сада, который делает Лопахин, т.к. для нее сад – это самое дорогое, что у нее есть, это ее детство, ее счастье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Раскрыть образы молодого поколения в произведении, показать устремленность писателя в будущее, способствовать выработке у учащихся оптимистического взгляда на мир.

Развивать внимание, речь.

Воспитывать вдумчивого читателя.

1. Организационный момент.

2.А.М.Д. Вывешивается изображение железной дороги, паровоза.

– Как проявляется мотив железной дороги в произведении? Что олицетворяет, символизирует?


3. Формулирование учащимися темы, цели.

–Выскажите свое суждение по поводу этой рецензии и ответа на нее.

Петя Трофимов.


ПЕТЯ ТРОФИМОВ-----------------1._______________

2._______________

3. _______________

4. _______________

5.________________

6. _______________

7.________________

8.________________

На самом деле

*ниче*ничего не делает,

, *мн *много говорит, поучает,

*самоуверен, нет чуткости к окружающим

Подведение итога№1.

ОБРАЗ Пети Трофимова (на основе ассоциации)

Аня Раневская.

–Может, образ Ани понятнее и натуральнее? Попробуем разобраться.

–Что можете сказать об этой героине?

Подведение итога№2.

ОБРАЗ Ани (на основе ассоциации)


Варя Раневская. –С какой целью А.П.Чехов создает этот образ?

Подведение итога№3 (самостоятельно).

ОБРАЗ Вари (на основе ассоциации).



Прошлое время в драме писатель представил тремя героями, самый старый из которых Фирс.Именно его устами говорится, что было в прошлом, Он рассказывает о слугах, господах, о том, как плохо стало после того, как отменили крепостное право. Он служил в семье Раневской с Гаевым, был им предан.

(Раневская Любовь Андреевна)

Для аристократки Раневской и ее брата прошлая эпоха было хороша тем, что думать о деньгах и многих проблемах не приходилось. Они просто наслаждались существованием, К новому укладу представители прошлого никак не могут приспособиться, принять решение, касающееся сада. Поддавшись течению, Гаев с сестрой просто плывут по жизни, отказываясь думать и не пытаются спасти старый сад. Раневская, получив от тетки деньги, которые та прислала Ане, едет в Париж, Гаев находит работу в банке. А Фирс в конце пьесы умирает. Это как бы символизирует закат аристократии.

(Лопахин Ермолай Алексеевич)

Лопахину отведена роль настоящего. Этот персонаж мыслит по-новому, умеет зарабатывать, пользуясь своим умом и чутьем. Петя даже как-то сравнил его с хищником, который обладает артистичным нравом. Эта черта доставляет ему немало душевных переживаний. Лопахин отлично видит, насколько красив старый сад, который вырубят. Но по-другому поступить не может. Дед Лопахина был крепостным, отец стал владельцем лавки, а сам персонаж сколотил достаточно большой капитал. Чехов сделал особый акцент на этом герое пьесы, ведь этот человек не был купцом, который терпел пренебрежение других. Он сам проложил себе дорогу трудом и стремлением жить лучше предков в смысле образования и финансового положения.

В лице Ермолая Чехов изображает настоящее время, неумолимо пришедшее прошлому на смену.


(Петя Трофимов и Аня Раневская)

Рядом с Лопахиным представителями нового современного мира выписаны автором Аня и Петя. Пете 27 лет, он никак не может закончить университет, потому как его несколько раз выгоняют оттуда. Он особенно остро чувствует несправедливость, потому критикует дворянство, приветствует буржуазию. Трофимов считает, что все должны работать, чтобы обеспечивать себя. Но среди героев пьесы только Анечка его поддерживает.

Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии кардинальных перемен. Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное. Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе.

В пьесе Чехов выразил свои надежды на будущее. Поэтому лейтмотивом здесь проходит мысль о столкновении мечты и реальности, о разладе между ними. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим непонимание происходящих вокруг событий. Читатель часто слышит от персонажей реплики невпопад, чувствует отрешенные взгляды. Они не слышат друг друга, находятся каждый в своем мире, мечтают и страдают в одиночку. Показателен финал пьесы, когда старого слугу просто забывают, закрывают его в имении и оставляют, быть может, на голодную смерть…

Так и прошлое в пьесе – откинуто, забыто и не осмыслено.

К старшему поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс. К настоящему – Лопахин, а представителями будущего являются Петя Трофимов и Аня.

Раневская живет только воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет или не может… Читателю кажется смешным ее пессимизм. Мы понимаем, что к прошлому возврата нет, да и надо ли туда возвращаться? Но Любовь Андреевна и её брат этого понять не хотят. Их мечты так и останутся мечтами… И поэтому Чехов осуждает их.

Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности этих самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Они мечтают, но ничего не делают для исполнения мечты, так как не чувствуют этот мир.

Похожие статьи:

Читайте также: