Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста

Обновлено: 07.07.2024

Грамматическая тема: Указательные слова и слова, обозначающие действие.

Цель: Учить ребёнка соотносить звук с его звукоподражательным обозначением.

  1. Активизация словаря по лексической теме.
  2. Обучение пониманию указательных слов.
  3. Формирование зрительно-пространственных представлений.
  4. Стимуляция речевой активности.
  5. Развитие умения интонировать.
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Развитие умения соотносить ритмическую структуру слова с движениями.
  8. Развитие слухового восприятия.
  9. Обучение ребёнка отвечать на вопрос словом – я.

Оборудование: Игрушки животных и птиц, макет травы из бумаги, разрезные картинки.

Технологии: Игровая, личностно-ориентированная.

Речевой материал: звукоподражания – иго-го, бе, му, ав, мяу, кря.

1. Организационый момент.

- Здравствуйте дети!
- Сегодня к нам в гости пришли звери и птицы.

Динамическая пауза
Логопед произносит текст и показывает движения:
Это котик –мяу, мяу.

Моет ротик – мяу, мяу.

Моет ушки – мяу, мяу.
Моет хвостик –мяу, мяу.

Стимуляция речевой активности.
-Как говорит котик?
Формирование зрительно-пространственных представлений.
- Собери картинку.
-Кто это?
Разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез.

Динамическая пауза.
-Поиграем. Давайте бодаться как коровки

Формирование зрительно-пространственных представлений.
- Собери картинку.
-Кто это?
Разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез.

Формирование зрительно-пространственных представлений.
- Собери картинку.
-Кто это?
Разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез.

Динамическая пауза
Развитие мелкой моторики.
Логопед произносит текст и показывает движения:
Овечка овца
По полю гуляет
Травку щипает.

Формирование зрительно-пространственных представлений.
- Собери картинку.
-Кто это?
Разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез.

Развитие умения соотносить ритмическую структуру слова с движениями.
Логопед произносит текст и ударят по коленям на каждый слог:
Едем мы вперёд-вперёд
Обгоняем мы народ.

Формирование зрительно-пространственных представлений.
- Собери картинку.
-Кто это?
Разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез.

Стимуляция речевой активности. Развитие мелкой моторики.
Чтение стихотворения:
У меня учёный пёс-
Пёс по имени Барбос.
Если в чём-то я не прав,
Громко лает он: ав-ав!

Указательный жест на себя и произнесение звукоподражания: мяу-мяу.
Имитация облизывания лапы, ушек, хвоста.

Бегают, пальчиками показывают рога и бодаются ими.

Смотрят и повторяют – кря.

Смотрят и повторяют – бе-е.

Повторяют за логопедом: отщипывают пальцами кусочки бумаги, разрезанной на полосочки.

Смотрят и повторяют – иго-го.

Повторяют за логопедом.

Повторяют за логопедом: ав-ав.

Дети изображают рукой лающую собаку. (Ладонь повёрнута к себе.Большой палец смотрит вверх, три пальца сомкнуты, а мизинец двигается вверх-вниз.)
В конце текста дети громко говорят: ав-ав.

3. Закрепление изученного материала.

Показывают игрушку, которая прозвучала.

Отгадывают -кого нет и произносят нужное звукоподражание.

Обучение ребёнка отвечать на вопрос словом – я.
-Кто сегодня молодец?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: занятие проходит в музыкальном заме. Красочная картинка "Паровозика". На одной из полянок стоит маленький столик, на нем расположен теремок, бумажный кукольный театр: лиса, мишка, волк, мышка, лягушка, кошка Большая игрушка медведя. На другой полянке дом, в доме живет бабушка Арина, у нее большое подворье: корова, собака, кошка.

Занятие в группе раннего возраста

"Веселое путешествие на паровозике".

Конспект занятия

Участники занятия:

Ведущий - воспитатель группы раннего возраста.

Хозяйка "Теремка" - учитель - логопед.

Бабушка Арина - педагог - психолог.

Тема: "Животные. Кто как голос подает".

Цель: Стимуляция и развитие понимания речи, введение в речь двухсловного предложения.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Формирование общей и мелкой моторики.

Развитие речевого дыхания.

Знакомство детей с глаголами: квакает, воет, пищит, тявкает, рычит, мычит, лает, мяукает. Обучение звукоподражанию: "ква - ква", "тяв -тяв", "пи - пи", "му - му", "гав -гав".

Развитие понимания речи окружающих

Создание эмоционально - положительного психологического климата.

Вызвать потребность в вербальном высказывании.

Профилактика речевых нарушений.

Оборудование: занятие проходит в музыкальном заме. Красочная картинка "Паровозика". На одной из полянок стоит маленький столик, на нем расположен теремок, бумажный кукольный театр: лиса, мишка, волк, мышка, лягушка, кошка Большая игрушка медведя. На другой полянке дом, в доме живет бабушка Арина, у нее большое подворье: корова, собака, кошка.

Ход занятия

Оргмомент: Дети вошли в музыкальный зал, поздоровались с гостями. Далее воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: "Ладушки".

Воспитатель: "Дети, а где у вас ладошки?"

Ладушки - ладошки.
Звонкие хлопошки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. Да.
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук, тук, тук, тук.

Кашку варили.
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали. Да.
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля - ля - ля, ля- ля- ля.

Деток забавляли. Да.
А теперь ладушки поехали к бабушке.
Бабушка Арина тесто месила.
Тесто месила,
Внучат зазывала
Калачами угощала.
Поехали к бабушке!
В паровозик сели,
(Воспитатель показывает детям картинку с изображением паровоза)
Громко загудели: "УУУУУУУ"

I часть: Воспитатель: "Мы поедем к бабушке Арине. Бабушка Арина вас очень ждет, нужно ей помочь из теста испечь калачи, А поедем мы на паровозике. Дорога очень долгая и длинная, с разными остановками".

Дети читают стихотворение:

Паровоз кричит: "Ду - ду!
Я иду, иду, иду!"
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Тик-так, тик-так,
Тик - так, тик - так.

II часть. А вот и первая остановка: "Сказка". На этой остановке живет хозяйка лесных зверей, (Детей встречает логопед (хозяйка "Теремка").

Логопед: "Здравствуйте, дети!

Пальчиковая гимнастика.

Перед вами дом стоит.
Ну а к дому путь закрыт,
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

Логопед: Я хозяйка теремка. Угадайте, кто живет в теремке? Дети, кто квакает?". Дети отвечают: "Лягушка" (выставляет игрушку - лягушку) Логопед: "Как лягушка голос подает?". Дети: "Ква - ква".

Логопед: "Лягушка квакает. Что делает лягушка?" Дети: "Квакает". Логопед: "Кто рычит?". Дети: "Мишка" (достает медведя). Логопед: "Как медведь голос подает?". Дети: "ЫЫЫ". Логопед: "PPP Медведь рычит. Что делает медведь?". Дети: "Рычит".

Далее логопед спрашивает: "Кто тявкает?" Дети отвечают: "Лиса" (достает из теремка лису). Как лиса тявкает?" Дети: "тяв -тяв" Логопед: "Лиса что делает?". Дети: "Лиса тявкает". Логопед: "Кто воет?" Дети: "Волк"

Логопед: "Как волк воет?" Дети: "УУУ".

Логопед достает мышку.

Логопед: "Кто пищит?"

Дети: "Мышка" (достает мышку).

Логопед: "Как мышка пищит?"

Дети: "Пи- пи- пи".

Логопед: "Мышка что делает?"

Дети: "Пищит".

Логопед закрепляет с детьми глаголы.

Логопед спрашивает детей: "Волк квакает?" Дети исправляют и говорят: "Нет, волк воет", "Лягушка тявкает?". Дети: "Нет, квакает" и т. д.

Логопед: "Догадайтесь, из какой они сказки?" Дети: "Теремок"

Логопед: "Вам понравились звери?". Дети: "Да".

Логопед: "А куда вы едете?" Дети: "К бабушке Арине!"

Логопед: "Научите зверей делать зарядку, и потом вы поедете дальше".

Физминутка: Аэробика для зверей (под музыку) - проводит логопед и воспитатель.

Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!

Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.

А за мышкой шел медведь
Да как начал он реветь "ЫЫЫЫ"
И вразвалочку иди".

Шел по лесу серый волк
Серый волк зубами щелк!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!

Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок, скок.
Под мосток и молчок.

До свидания, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Покружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.

Воспитатель: "А теперь снова отправляемся в путь! Занимайте места в вагончиках!".

Паровоз кричит: "Ду - ду!
Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Тик - так, тик - так,
Тик - так, тик - так.

III часть. Воспитатель: "Вот и следующая остановка: "Поиграй-ка!".

Посмотрите, кто к нам пришел?". Дети: "Мишка" (кукла игрушка).

Воспитатель: "Он хочет с вами поиграть".

Игра: "Пчелка".

Воспитатель держит игрушку - медведя, а дети изображают "пчел". Они бегают по залу, размахивают руками - "крыльями", жужжат. Появляется медведь (воспитатель держит игрушку - мишку):

Мишка - медведь идет,
Мед у пчел унесет.
Пчелки, домой!
Медведь идет туда. "Пчелки" говорят:
Это улей - домик наш,
Уходи медведь от нас! ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ!
"Пчелки" прогоняют медведя.

IV часть. Воспитатель: "А теперь снова отправляемся в путь. Занимайте места в вагонах".

Паровоз кричит: "Ду - ду !
Я иду, иду, иду!"
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Тик - так, тик - так,
Тик - так, тик - так.

V часть. Дети подходят к домику. Воспитатель: "А вот и дом бабушки Арины! Позовите бабушку Арину!" Дети: "Бабушка Арина!"

Воспитатель: "Стучите в дверь". Из домика выходит бабушка Арина (психолог): "Здравствуйте, дети! Как я вам рада! Поздоровайтесь со мной!" Дети: "Здравствуй, бабушка Арина!"

Бабушка Арина: "Давно у меня в гостях не были! Посмотрите, кто у меня есть - (дети говорят: коровка, кошка, собака). Наверное, забыли, как корова мычит?". Дети: "My".

Бабушка Арина: "Как коровка голос подаёт?" Дети: "Мычит".

Бабушка Арина: "Как собачка голос подает?" Дети: "гав, гав!"

Бабушка Арина: "А кто мяукает?" (Дети: "Кошка"). "Кто гавкает?". (Дети: "Собачка"). "Кто мычит?". (Дети: "Корова").

Бабушка Арина: "Я вас так ждала, замесила тесто, помогите мне налепить калачи к чаю"

Пальчиковая гимнастика:

Лепим мы калачики (Ладони кладутся крест накрест толевой, то правом рукой сверху).

Круглые как мячики. (Ребенок обводит обеими руками овал своего лица)

Получи из печи (сначала раскрывает левую руку ладонью вверх, затем правую)

Вкусные калачики, (кладем сверху "горкой" свою руку сначала на левую, затем на правую).

Тестопластика: Дети совместно со взрослыми лепят калачи. Поставили калачи в русскую печь.

Пальчиковая гимнастика.

Мы катали, мы катали,
Наши ладушки устали,
Мы немножко отдохнем,
И руками потрясем.

Сюрпризный момент: Вынимают из печи калачи - настоящие. Бабушка Арина хвалит детей: "Потрудились на славу, какие красивые калачи получились. А вам они нравятся?". Воспитатель обращается к детям: "Скажем бабушке Арине "Спасибо" и "До свидания!" А теперь нам пора отправляться домой". Бабушка Арина прощается с детьми. Дети "садятся" в паровозик и уезжают в группу.

Использованная литература.

Журнал "Дошкольное воспитание" № 5 - 6 1992 г, стр. 9 - 13.

Фурмина Л.С., Шибицкая А.Е. Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М. Просвещение", 1975г., с. 243.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: книга для воспитателя детского сада. 2-еизд., испр. - М.: Просвещение, 1988, с.159.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Файлы из библиотеки

В данном пособии автор делится своим практическим опытом, который изложен в форме конспектов логопедических занятий. Их всего - 86, и конечно они не претендуют на окончательный вариант.

Мы надеемся, что эти материалы могут стать отправной точкой в творческой работе логопеда в доме ребенка, в поликлинике, в детском саду. Они призваны лишь сориентировать специалиста в одном из возможных направлений работы с малышами, страдающим онр и зпр.

15.05.2019 | Анна Новик 19 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Comments

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Читайте также: