Знакомство с глаголом 2 класс конспект урока

Обновлено: 14.06.2024

Тип урока: урок освоения новых знаний.

УМК: Школа России.

Цель урока: Овладение понятием "глагол" и умением находить его отличительные признаки. Формирование представления о функции глагола.

Форма работы: групповая, индивидуальная и фронтальная.

Задачи:

  • Сформировать представление о глаголе, уметь находить и определять глагол в тексте, овладеть умением ставить вопросы к глаголам.
  • Развивать творческую деятельность и коммуникативные качества, формировать понимание о значении глагола в речи, создать доброжелательную атмосферу на уроке.
  • Осуществлять самоанализ, то есть проводить рефлексию; продолжать формировать умение слышать и слушать.
  • Понимать предоставленную информацию, фиксировать ее разными способами и уметь соотносить ее с уже имеющимися знаниями.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть сегодня! На этом уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Ее название вы сформулируете сами, но для этого каждому из вас нужно быть предельно внимательным. Но для начала давайте улыбнемся друг другу и подарим отличное настроение!

Актуализация знаний

Минутка чистописания
- Предлагаю вам поиграть в игру. Мальчикам нужно будет написать заглавную и прописную букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук, а девочкам нужно будет сделать то же самое, но только написать те буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук. Затем вам нужно будет поменять тетрадями друг с другом и проверить, правильно ли ваш сосед выполнил мое задание.

- Молодцы, ребята! Ни у кого это задание не вызвало затруднений, я очень рада этому!

Словарная работа
- Ребята, посмотрите все на доску. Перепишите все слова, вставляя пропущенные буквы.
Изм..ениться, св..стеть, уд..вить, обл..гчить, укр..еплять, с..лить, в..лна

- Теперь объясните, по какому принципу вы вставляли пропущенные букву? Назовите проверочные слова. Правильно!

- Как вы думаете, ребята, какое слово было лишним? Почему?
- Расскажите друг другу все, что вы знаете об имени существительном. (взаимопроверка)

- Нужно будет охарактеризовать каждое слово, то есть сказать к какой части речи оно относится , что обозначает и на какие вопросы отвечает.

Выявление места и причины затруднения

- У нас остались еще пара слов. Вы можете назвать часть речи к которой они относятся? Почему?
- А вам хотелось бы узнать про эту часть речи?

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно будет составить слово из первых букв данных на доске букв:

Говорить
Ладить
Авторизовать
Гадать
Обучать
Лаять

Запишите в тетрадь слово, которое у вас получилось. Сегодня на уроке мы узнаем что же такое глагол, что он обозначает, и на какие вопросы отвечает.

Этап открытия нового знания

- Давайте обратимся к толковому словарю В. Даля, чтобы узнать какое определение нам дается.
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык.

- У каждого из вас на паре лежит отрывок из текста "Удивительные глаголы". Давайте вместе прочитаем его.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, "глаголит" о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имен существительных.

Что такое глагол

Что такое глагол

Физминутка

Мы немного отдохнем
И глаголы назовем:
Прыгать, бегать и скакать,
Гладить, красить и молчать,
Крутиться, вертеться,

Улыбаться, смотреть,
Ходить и подмигивать,
Шагать и петь.
Кушать, решать…
Будем урок мы продолжать!

Конкретизация и уточнение первоначальных понятий

- Ребята, откройте учебник на странице 68.Давайте попробуем сравнить наши предположения с правилом, который нам дан в учебнике и выполним упражнение 116.
- Сейчас мы с вами будем наблюдать над словами, которые могут обозначать действие предмета. Сейчас я буду называть вам слова, а вы запишите их в тетрадь образовав от них глаголы.

Ход, блеск, стон, свет, покупка, лень, обед, работа.

- Молодцы! А что обозначают все эти глаголы?
- Даже глагол "лениться" будет обозначать действие, потому что обозначает на вопрос "что делает?"
- Ребята, а может ли быть одно слово относиться и к существительному и к глаголу? Вообще может ли одно слово относится к нескольким частям речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос вам предстоит выполнить одно задание. Я буду диктовать слова, а вам нужно будет записать их распределяя их в два столбика. В первый столбик нужно будет записать существительные, а во второй глаголы. Я буду вызывать вас по одному к доске.

Нож, светит, компьютер, кнопка, резать, течет, отчет, гладить, ездить, плавать, ехать.

- Трудно ли вам было при выполнении этого задания?
- Докажите, что слово "пила" это существительное. Ребята, что необходимо сделать, чтобы доказать это?
- Давайте попробуем составить два предложения с этим словом.

Например: У папы в гараже лежит (что?) пила. Этим вечером она (что делала?) пила только виноградный сок.
Таким образом, можно сделать вывод, что одно и то же слово может быть разной частью речи.

Подведение итогов урока

- Ребята, было ли вам интересно на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении какого-нибудь задания?
- А что вам понравилось больше всего?

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,

они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).

Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)

Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..

- С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя существительное)
- Что вы о ней знаете?
- Распределите слова и картинки в две группы: слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк; картинки: водопад, конь, горы, зубр, беркут.



- Приведите примеры имен существительных!
- По какому признаку распределили слова? (Одушевленные и неодушевленные)

- А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды (таблица на “заколдованных” листочках).

Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р

Работа в парах.

- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная). (Речь).

Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.

Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

3. Усвоение новых знаний.

- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)

Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)

- Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!

Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!

Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!

(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):

Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.

- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)

4. Закрепление новых знаний.

На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.

Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)

Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!


Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока русского языка

для учащихся 2 класса

Автор : Полякова Анна Ардалионовна,

учитель первой квалификационной категории

г. Новоуральска Свердловской области

Пояснительная записка.

Представленный урок первый в этой теме.

Урок проведён во 2 классе. В классе 22 человека: 15 мальчиков и 7 девочек. Полных семей – 14, 5 многодетных семьей, в 7 семьях воспитывает детей отчим; воспитывает одна мама – 8 семей. Семьи среднеобеспеченные и малообеспеченные. Родители в основном со средне - специальным или техническим образованием, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активностью. Многие родители положительно воздействуют на детей. В классе есть дети, имеющие высокий уровень учебной мотивации, они легко и с удовольствием учатся. Однако, выделяется группа детей, испытывающих трудности в обучении. Причиной является отставание умственного развития. 5 человек в первом классе были представлены на ПМПК. Один ученик имеет диагноз: умственная отсталость лёгкой степени, один – c ЗПР; они обучаются по адаптированным программам. Психологический климат в классе благоприятный: дети доброжелательны, умеют сопереживать другим, взаимоотношения между одноклассниками дружеские. Все учащиеся вовлечены во внеурочную деятельность, посещают кружки, секции с учётом своих интересов. Ученики принимают участие в школьных и городских мероприятиях.

На уроке используются разные формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, что способствует устойчивости внимания и мотивации на протяжении всего урока, развивает коммуникативные качества детей, формирует активную позицию, самостоятельность в принятии решений.

На уроке использованы методы:

по источнику передачи и восприятию учебной информации – словесные (беседа, учебный диалог), наглядные (демонстрация слайдов, иллюстраций учебника, предметных картинок, действий с предметами), практические (учебные задачи);

по уровню познавательной деятельности (по степени самостоятельности мышления) – продуктивные, проблемные, проблемно-поисковые, индуктивные, прогнозирование, анализ, сравнение, самооценка;

по характеру управления учебной работой – самостоятельная работа, творческая работа, работа с книгой-учебником;

по дидактическим функциям – осознание, обобщение, применение.

1.Дети познакомились с новой частью речи.

2.Учащиеся включились в поисково-исследовательскую деятельность и сделали

открытие, узнали новую часть речи.

3.Оценили свою деятельность на уроке (формируется адекватная самооценка) .

4.Учились сотрудничать в парах, группах (развивались коммуникативные УУД).

5.У учащихся появилось желание и интерес для поиска дополнительной информа-

ции по теме урока.

На уроке прослеживается формирование личности ученика, метапредметных универсальных учебных действий, показано получение нового знания, его преобразование, применение и освоение опыта деятельности, специфической для данной предметной области (предметные результаты).

Таким образом, перечисленные выше педагогические технологии, методы, приёмы, формы организации учебной деятельности учащихся на уроке способствуют получению нового качества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока было дать представление о глаголе,как о части речи. Активизировать умение использовать глаголы в связной речи.

Конспект урока русского языка.

Тема: Глагол.

Цели деятельности учителя: Дать представление о глаголе как о части речи, о роли глаголов в речи; активизировать умение использовать глаголы в связной речи.

Планируемые результаты:

Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю.

Предметные: научатся находить глагол в предложении по вопросу и знания действия; употреблять глаголы в предложениях в разных формах времени и числа, изменять глаголы по числам и временам; умение применять орфографические правила; умение проверять написанное; умение находить часть речи, член предложения; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

Русский язык. ПЕРСПЕКТИВА. 2 класс. В 2 частях. Часть 2, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.;

Содержание урока. Деятельность учителя.



Организационный момент

Практ.: определение темы урока.

Мотивационный

Словес.: словарно-орфографическая работа; вопросы учителя.

Практ.: повторение старого материала

Слов.: вопросы по пройденному материалу.

Практ.: выбирать правильные слова.

Слов.: читать сказку, задавать вопросы по сказке.

Он пройдёт ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Свои знанья показать.
Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Анастасия Дмитриевна.

Словарно-орфографическая работа.

- На какие группы разделены слова? (слайд) (Слова с безударной гласной в корне проверяемый ударением и слова с парной согласной в корне.)

Цветущий, улыбка, дарить, звонок, соседка, прямой, указка, пирог.

- Откройте раб.четради, напишите число, классная работа.

-Запишите эти слова в два столбика. Кто желает сделать это у доски?

- Проверьте свою работу с доской. Заметили вы ошибки?

- Найдите и подчеркните имена существительные.

- Как подчёркиваются имена существительные? – Докажите. Что вы знаете о имени существительном? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает признак предмета)

(Улыбка, звонок, соседка, указка, пирог.)

- Назовите одушевлённые имена существительные (Соседка.)

- Какие имена существительные состоит из 3х слогов? (Улыбка, соседка, указка.)

- Угадайте, о каком слове я говорю.

В этом слове 3 слога, оно обозначает признак предмета. (Цветущий.)

Это слово обозначает действие предмета, в нём букв больше, чем звуков. (Дарить.)

Это слово обозначает признак предмета, его антоним – косой, кривой. (Прямой.)

- Послушайте грамматическую сказку.

- Скажите, что стала делать машина в этой стране? (Ездить, сигналить, перевозить и т.д.)

- Вы догадались, какая тема нашего урока? (Глаголы.)
- А какая цель урока? (Ц: узнать, что такое глагол; на какие вопросы они отвечает; какие общие свойства имеют глаголы.)

Беседа с учителем.

Записывать число и кл.раб. в тетрадь

Выполнять упражнение в тетради.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать грамматическую сказку.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, стро­ят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал.

Р: проверять выполненную работу по эталону.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы.

Р: формулировать тему и цели урока





Постановка учебной задачи и её решение

Практ.: выбор глаголов, запись.

Слов.: устная проверка.

Практ.: работа с упраждением; выполнение упражнения

Слов.: устная проверка.

Слов.: ответы на вопросы.

Решение частный задач.

Слов.: отгадывание загадок.

Практ.: подчёркивание глаголов; проверка по эталону.

Практ.: запись глаголов в тетрадь.

Слов.: проверка с доской.

- Откройте учебник на стр. 91. Посмотрите на первый рисунок.

- По рисунку расскажите, что делает мальчик.

-Устно составьте предложения. (Мальчик делает скворечник. Мальчик забивает гвоздь. Мальчик строит скворечник. Мальчик мастерит. и т.д.).

- Проговорите слова по этой картинке, обозначающие действие предмета

- Запишите одно из этих слово. (…).

- Посмотрите на второй рисунок. Что делает девочка?

- Устно составьте предложения. (Девочка скачет. Девочка прыгает. Девочка считает. Девочка играет. и т.д.)

- Проговорите слова по этой картинке, обозначающие действие предмета

- Запишите одно из этих слово. (…).

- И так, какие слова мы записали?
- Как они называются?

- Что они обозначают?

- Хорошо. Переходим к упражнению 124.

- Прочитайте слова, поставьте к ним вопросы.

- Спешите эти слова. Поставьте в них знак ударения, выделите зелёной ручкой буквы безударных гласных, подчеркните сам глагол и подберите проверочные слова.

- Я начну, а вы продолжите. Держать – ударение падает на второй слог; безударная гласная Е, проверочное слово – дЕржит; Обратите внимание, что глаголы подчёркиваются двумя чертами по линейке - держать.
- Будем работать у доски по цепочки.

- Молодцы ребята. Теперь давайте попробуем сами сформулировать правило.

- Хорошо. Как мы теперь всегда будем называть слова, обозначающие действие предметов? (Глаголами)
- На какие вопросы они могут отвечать? (Что делать? Что сделать?)

- А теперь давайте проведём физ.минутку.

- Кто желает её провести?

- Спасибо. Садитесь.
- А теперь отгадайте загадки?

Всю зиму пролежал,

Весною в речку убежал (Снег.)

- Что вам помогло понять, что это снег? Какие слова или словосочетания?

По какой дороге полгода ездят, а полгода ходят

- Что вам помогло понять, что это река? Какие слова?

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

- Как вы поняли, что это рыба? По каким ключевым словам или словосочетаниям?

- А теперь откройте страницу 92 упражнение 125.

- Прочитайте все глаголы из 1ой загадки. Из 2ой. 3ей. Подчеркните аккуратно карандашом по линейке все глаголы в этом упражнение. У вас на это 1 минута.
- Поменяйтесь учебниками с соседом по парте, проверьте все ли он выделил глаголы. ( слайд) (Пролежал, убежал, ездят, ходят, плаваю, виляю, не хожу, не говорю, не мигаю, не летаю.)

* - А сейчас приготовьте свои ручки и тетрадки (тоненькие). Я вам буду диктовать предложения, а ваша задача выписать только глаголы.

- К откидной доске мне нужен один человек.

Таракан живёт за печкой –

То-то тёплое местечко.

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щёки.

Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осёл.

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил он долотом.

Работать с учебником.

Составлять предложения покартинками; записывать слова, обозначающие действие предмета.

Разбирать и выполнять упражнение.

Слушать задание: подчёркивать глаголы, ставить ударение, подбирать проверочные слова.

Читайте также: