Буддизм ислам христианство о труде и трудолюбии конспект урока 5 класс однкнр
Обновлено: 17.06.2024
Интегрированный (бинарный) урок по ОДНКНР и Изобразительному искусству в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры", включающий мастер-класс по созданию магнитов из природного материала.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_v_5_klasse_po_predmetam.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока в 5 классе по предметам
Форма проведения: урок-мастер класс
Цель: развитие творческих способностей обучаемых; отработка умений и навыков работы с теоретическими понятиями, событиями; расширение кругозора.
Познавательные задачи: формирование толерантного подхода к событиям; умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним.
Развивающие задачи: развитие творческого мышления; развитие самостоятельности.
Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма и сопричастности к родной истории; формирование индивидуальной культуры.
Формы орг. деятельности: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока: презентация, краски, кисти, заготовки для мастер-класса (учитель ИЗО)
Учитель ОДНКНР: Сегодня у нас не обычный урок, мы будем работать в двух направлениях, поэтому мне понадобится помощь Сурайё Абдусаматовны. Итак, начнём.
Люди на свет рождаются разными
Непохожими и своеобразными.
Чтобы других ты мог понимать,
Нужно любовь в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своём сердце хранить!
Какая библейская заповедь соответствует содержанию этого стихотворения?
Учитель (У): Сегодня мы продолжаем обсуждать тему религии и говорим о роли религии в развитии культуры.
Тема урока слайд 2.
Слайд 3. Перейдем к проверке домашнего задания. Вы вспомнили в каких прочитанных вами книгах, просмотренных театральных постановках, кинофильмах идёт речь о милосердии, справедливости, терпимости, честности, зависти, предательстве ? Кто готов поделиться?
Ответы детей 10 минут. Желающие выступить высказываются с места. Обсуждаем.
У: Вы хорошо поработали. Скажите, а религия оказывает влияние на наличие этих качеств у человека? С помощью чего? Быть может вы с семьей выбираетесь по выходным в театр и это является для вас небольшой традицией? Что такое традиции?
Ответы детей: Традиции – это правила поведения, передаваемые из поколения в поколение. Есть праздничные традиции.
У: О каких религиозных праздниках вы знаете? Слайд 4.
Д: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха, День Святой Троицы
У: Не все эти праздники относятся к православной традиции. . Есть среди них исконно русский, языческий праздник – Масленица.
Познакомимся с мировыми религиями. Вы их знаете. Это христианство, буддизм и ислам. Сегодня мы познакомимся еще с иудаизмом.
- Что вы знаете о внутреннем убранстве православного и буддийского храмов, мечети, синагоги? Кому известны такие здания?
- На улицах Петербурга можно встретить все эти архитектурные сооружения: православный – Никольский морской собор, буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй, Санкт-Петербургская соборная мечеть и Большая Хоральная Синагога Петербурга. Познакомимся с внутренним убранством сооружения каждой культуры. Далее – слайд 7.
- Когда Русь еще не была православной, князь Владимир отправил гонцов в разные направления, чтобы выбрать религию, которая придет на смену языческой культуре. И когда они вернулись из Византии, принесли такие вести: "Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы. ", - рассказывали послы князя Владимира. Такое пышное богослужение очень понравилось князю и было решено принять православие.
- Слайд 9. Дацан. Чья статуя находится в центре?
У: Перейдем к знакомству с внешним убранством мусульманской мечети. Примером послужит Санкт-Петербургская соборная мечеть. Обратите внимание – майолика.
Слайд 11. А Большая Хоральная Синагога Петербурга является центром духовной жизни евреев Петербурга.
12. Что венчает купола православного храма и мечети?
Ответы детей: крест, золото – церковь, мечеть - полумесяц.
У: Каковы архитектурные особенности буддийского храма?
Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.
Ворота бывают внешние и внутренние, их защищают изображения или статуи животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.
Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.
Вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.
Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан
Один из внешних символов – шестиконечная Звезда Давида.
А более древний символ – семисвечник Менора.
С этими культурами мы будем знакомиться ближе.
На протяжении многих веков традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм и буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых можно назвать любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость . Эти религии всегда были заслоном от зла и противодействием ненависти.
Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.
Она вдохновляла художников, архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.
Если вы посещали Третьяковскую галерею в Москве, то вы сней наверняка знакомы.
Слайд 19. Можно сделать вывод, что религия всегда питала духовную культуру нашей страны.
А теперь Сурайё Абдусаматовна поможет нам обогатить нашу духовную культуру. Передаю слово.
Учитель ИЗО: Разомнём пальчики перед работой с кисточками. Перед вами раздаточный материал. Это древесина. Сегодня мы поработаем с природным материалом, и вы примените свои знания о храмовых сооружениях на практике. В конце урока у вас получится приятный подарок родителям. Выберите, что вы хотите изобразить православный или буддийский храм, мечеть или синагогу. Посмотрите примеры. Слайд 21.
Ребята работают, учителя помогают.
Рефлексия: Дети прикрепляют получившиеся работы на доску и рассказывают, почему выбрали это изображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока.
План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.
На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать.
Конспект урока физики в 10 классе "Роль тепловых двигателей в развитии теплоэнергетики и транспорта. Тепловые двигатели и охрана природы"
В конспекте освещаются ряд научно-технических достижений и проблем связанных с развитием тепловых двигателей, в целях формирования у учащихся умения систематизировать знания, устанавливать связь науч.
Мое село – маленькая часть большой России Конспект урока по ОДНКНР 5 класс
Занятие адресованно для учащихся 5-х классов. Данный материал можно использовать как на уроках ОДНКНР так и на занятиях по краеведению. Учащиеся познакомятся с историей своего села и Параскево-Вознесе.
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Религия древних греков"
Данный урок разработан в соответвствии с ФГОС.
План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Полоса препятствий", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
План-конспект урока для учащихся 1 класса на тему "Полоса препятствий", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
План-конспект урока для учащихся 2а класса на тему "Подвижные игры", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
План-конспект урока для учащихся 2а класса на тему "Подвижные игры", "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
Презентация на тему: " Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Учитель истории и обществознания Фахрутдинова Г. Ш. Апастово,2020 г." — Транскрипт:
1 Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Учитель истории и обществознания Фахрутдинова Г. Ш. Апастово,2020 г.
4 Христианство о труде Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, при этом не даётся предпочтение никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В христианской религии приводятся примеры разных видов труда. В притчах Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля [ Евангелие от Марка, 4. 3–9], слуг и домоправителя [ Евангелия от Луки, – 48], купца и рыбаков [ Евангелия от Матфея, –48], управителя и работников в винограднике [ Евангелия от Матфея –16]
6 Христианство о труде в Христианстве звучит идея о том, что без труда не будет достатка. Кто трудится, тот в достатке живет, а кто ленится, нищим станет.
8 В исламе о труде Ислам как основная религия большинства стран Ближнего Востока, как основная религия в Египте оказывает большое влияние на формирование взглядов и мнений мусульман в этой стране. Тем самым он является основой всего их мировоззрения.
10 В исламе о труде Работа это жизнь человека, без неё нет жизни. Все люди должны работать, трудиться, зарабатывать себе на жизнь. В исламской религии приводятся примеры разных видов труда : сельскохозяйственный, торговый, промышленный и. т. д.
13 В исламе о труде По труду ценен человек, за результаты своей деятельности каждый человек будет либо награжден, либо наказан.
17 Буддизм о труде Буддизм и конфуцианство также дают столь же высокие результаты в развитии массового трудолюбия.
18 Буддизм о труде Подумайте о Вашей собственной работе и спросите себя, как она соотносится с миром. Ведь тут предоставляется очень широкий выбор возможностей : бизнес, право, социальные профессии, инженерное дело, архитектура, мореплавание, пищевая промышленность, транспорт и многое другое, что необходимо в современном мире и может наилучшим образом соответствовать буддийскому пути.
19 Буддизм о труде Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу окружающему миру.
Автор: Иванова Екатерина Сергеевна, педагог-организатор
Место работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр"
Цель: Формирование межконфессиональной и межэтнической толерантности, уважение к существующим религиям;
Развивающие задачи:
Формировать:
-интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;
- расширить и обобщить знания основ мировых религий;
-развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;
-развивать рефлексивное мышление;
Ход урока
Организация занятия. Актуализация.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о религии.
Вопросы учащимся: Что такое религия ? ( выслушиваем мнения учащихся)
(Слайд№2) Религия имеет свое начало. Вначале появляются ее первобытные и первоначальные формы. Потом они постепенно развиваются, меняется наполнение и их содержание.
(Слайд№3) Это солнце, еще за 10.т лет до нашей Эры в истории находится масса примеров о том, что первый Бог, которому поклонялись люди, было солнце. Ребят как вы думаете почему? (Ответы детей)
Педагог: Каждое утро, когда встает Солнце, оно дает тепло, свет, и защищает человека от холода и опасных хищников, которые обитают в их среде. Все цивилизации понимали, что без солнца не вырастет урожай, жизнь на земле исчезнет. Солнце олицетворяло – Божий Свет, Творца, сияние мира, спасителя человечества.
Традиционные религии России
Педагог: Религиозные взгляды людей всегда были очень разнообразны например, Буддизм, Ислам, Иудаизм или Христианство между ними много общего, но и различий тоже не мало, несомненно, одно: все они, отвечают на важные вопросы, о человеческом бытие.
Цель урока: знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя.
Задачи урока:
Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя. Изучить понятия Будда, буддизм, четыре благородных истины.
Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.
Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.
Ход урока
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.
1) Актуализация знаний.
На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.
( - Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.
- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.
- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой)
На какие виды делятся религии?
(На мировые и национальные)
Дайте определение понятию мировая религия.
(Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам)
Что означает национальная религия?
(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране)
(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)
С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках ОРКСЭ?
Распределите слова на группы по религиям.
Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.
Мы распределили данные понятия по изученным религиям, но эти слова можно распределить и по другому принципу.
Иисус Христос Тора Рождество мечеть
Пророк Мухаммед Библия Ураза – байрам синагога
Коран Шавуот церковь
Прочти слова первой группы, что их объединяет?
(Иисус Христос, Мухаммед – основатели религий)
Расскажи кто такой Иисус Христос, чему он учил людей?
Какую религию основал пророк Мухаммед, что вы о нём узнали?
Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, об их жизни и учении. А теперь прочтите слова следующей группы, что их объединяет?
(Тора, Коран, Библия – это священные книги религий мира)
Для чего нужны священные книги, нужно ли их читать?
(Священные книги учат нас тому, как нужно себя вести.
Священные книги помогают определить верный путь в жизни, учат отличать добро от зла.
Священные книги помогают нам стать лучше, добрее)
Что объединяет слова этой группы?
(Рождество, Ураза-байрам, Шавуот – это названия религиозных праздников)
Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию?
Религиозные праздники всегда занимают большое место в жизни народов, внося в неё радость, краски, раскрепощение.
Прочтите слова следующей группы. Что их объединяет?
(Синагога, церковь, мечеть – это священные сооружения)
Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.
Скажите, можем ли мы в одном городе, увидеть памятники различных мировых религий?
Почему так бывает?
(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи)
Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Но все мы должны уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России.
21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.
2) Работа над новым материалом
а) Рассказ об Индии
- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? (подготовленный ученик)
Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.
Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.
Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия. (Китай, Тибет, Корея, Япония)
- Откройте учебник на стр. 120. (чтение)
- На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.
Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.
Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека.
3) Видеоролик о жизни Будды Гаутамы.
- сколько встреч было у принца, после которых полностью изменилась его жизнь? (3)
- сколько лет прожил Будда? (80)
- во сколько лет принц покинул дворец? (29)
- сколько истин сформулировал Будда? (4)
- сколько лет проповедовал Будда? (45)
5) Проверка первичного восприятия. Беседа. Работа с учебником.
Какое предсказание сделали мудрецы?
Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец?
Сколько было встреч у Сиддхартхи ? О чём задумался принц после этих встреч?
На какой поступок решился царевич и почему?
Какой путь выбрал Сиддхартха?
Что он означает?
Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой?
Произнесите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.
Будда сформулировал четыре благородные истины.
Первая истина - в жизни существуют страдания.
Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.
Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.
Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.
Ребята, давайте определим значение слова страдание.
Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.
(Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание)
Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова.
Страдание – физическая, нравственная боль.
Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?
(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того, что стыдно перед классом и родителями.
Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.
Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже испытываешь сильные страдания.
Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец: кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что сильно привязываешься к ним)
Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других?
(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто равнодушно смотрят на эти страдания)
Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел?
Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.
6) Инсценировка притчи.
Один из учеников спросил Будду:
-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.
Готовы ли вы последовать его совету?
Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.
Произнесите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.
7) Обобщение
Чему учит нас религия Буддизма?
(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается, взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)
В конце я хотела бы показать одну восточную притчу:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?
…Всё в твоих руках.
Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.
8. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.
Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения…
На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам вот такие закладки с изображением лотоса, цветком, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.
Читайте также: