Конспект по географии 7 класс параграф 15 тихий океан индийский океан

Обновлено: 06.07.2024

учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, схемами, таблицами, статистическим материалом; совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнения, извлекать знания из различных источников географической информации.
развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. ;

планируемые образовательные результаты:

личностные: воспитание бережного отношения к природе, интересу к изучаемому предмету, ответственность безопасного поведения на воде, знать и оценивать вклад ученых в изучение Мирового океана.

метапредметные: развивать умение сравнивать, делать вывод, работать с картами атласа, контурной картой, учебником, дополнительной литературой, сравнивать карты атласа и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров, устанавливать причинно-следственные связи между процессами.

предметные: изучение особенностей расположения Тихого океана, сформировать представление о геологическом строении и рельефе дна, знать основные виды движения воды и причины их возникновения, воздействие на природу и использование человеком в хозяйственной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: карты (физическая карта полушарий, карта строения земной коры, карта океанов), рисунки, контурные карты, географический атлас, презентация.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Как то один из поэтов сказал:

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

Готовность к уроку.

личностные : соблюдение норм и правил поведения на уроке.

2.Мотивация учебной и познавательной деятельности

Погружение в тему.

Вступительное слово учителя

Океан - это необъятная стихия, которую изучают всем миром.

- Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанолог, океанология)

сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого

-Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

Отвечают на проблемный вопрос.

личностные: Осознание целостности природы

предметные: умение работать с разными источниками географической информации

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, способность к сотрудничеству и коммуникации

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —

А буйный, глубокий и самый великий!

С какими строками стихотворения вы согласны?

А с какими не согласны?

-Какие океаны мы сегодня будем изучать?

Открыли тетради, записываем число и тему урока.

Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

1. Площадь, млн км2

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан

Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет

3. В каких климатических поясах расположен океан

Во всех, кроме арктического

С тропического до антарктического

4. Наибольшие моря и заливы

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена,

Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский

Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский

Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский

6. Особенности океанических течений

Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское

Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров

Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное

Холодные: Сомалийское, Западных Ветров

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия

Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские,
Гавайские, Тасмания

Австралия, Антарктида, Евразия, Африка

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м

10. Температура воды в поверхностном слое, °С

11. Солёность воды, ‰

12. Представители растительного и животного мира

  1. Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.

Инди́йский океа́н — самый молодой и третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Его площадь составляет— 76,17 млн. кв. км. Природе Индийского океана в большей мере, чем другим океанам, присуща тропическая экзотика. Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади находится в южном полушарии. Он не имеет непосредственной связи с Северным Ледовитым океаном.

Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. Площадь которой составляет – 178,6 млн. кв. км.

  • Индийский океан расположен преимущественно в Южном полушарии между берегами Африки, Азии, Австралии и Антарктиды. На юго-западе и юго-востоке, где Индийский океан широкими проходами соединен с Атлантическим и Тихим океанами
  • На северо-западе и западе Тихий океан ограничен берегами Евразии и Австралии, на северо-востоке и востоке — берегами Северной и Южной Америки.

Рельеф дна океанов. Тихий океан имеет самую большую среднюю глубину… (около 4300 м) и самые большие абсолютные глубины… (до 10 863 м). . Для Тихого океана характерно расположение наибольших глубин … (по его окраинам). Особенно много больших глубин в … (западной половине ) океана. Почти все впадины Тихого океана имеют вид … (сильно вытянутых ложбин), направление которых в общем совпадает с направлением горных цепей близлежащих островов.

Индийский океан отличается также значительной средней глубиной… (3900 м), около 50% его площади имеет 4500—5000 м глубины. Для него характерны два поднятия дна, из которых одно является как бы южным … (продолжением Индостана), а второе— северным … (продолжением Антарктиды). Эти поднятия делят Индийский океан на две части: западную и восточную — с глубинами от 4 до 6 тыс. м. Наиболее глубокие впадины, имеющие вид…( вытянутых ложбин) , лежат в восточной части. Самая глубокая из них …(у Зондских островов) от 5 до 7 тыс. м.

Этот океан является океаном нагретых вод. Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера;

  • его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт;
  • в южной части сказывается влияние холодной Антарктиды, встречаются айсберги;
  • характерны муссонные ветры и муссонные течения.

Для Индийского океана характерна максимальная температура поверхностных вод. В северной части океана их средняя температура составляет около +30° С, а в Персидском заливе достигает +34° С . Однако из-за мощного притока холодных вод из антарктических широт средняя температура океанской воды составляет +17° С. При средней солености вод ниже, чем в Атлантике, в Индийском океане отмечаются акватории с повышенной соленостью. Так, в персидском заливе соленость вод достигает 39 % , а в Красном море – 41 % .

В Тихом океане соленость воды в области субтропических максимумов значительно меньше, чем в других океанах. Средняя широтная величина солености у 20-25° ю.ш. составляет 35,70‰, а у 25 - 30° с.ш. - только 34,95‰. Поэтому в Тихом океане наблюдаются отрицательные аномалии солености воды, получающие особенно широкое распространение в северном полушарии, где они достигают - 1‰.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по географии по теме

Класс: 7 класс

Образовательная : обеспечить формирование знаний обучающихся о географическом положении, об изрезанности береговой линии, рельефе, течениях, климате, природных ресурсах и экологических проблемах океана.

Развивающая: развивать у обучающихся умения постановки познавательной задачи, оценивания результата труда.

Воспитательная: развивать экологическую, картографическую культуру обучающихся.

(образовательная программа общего среднего образования)

Организация учащихся на урок

Подготовка рабочего места к уроку. Рефлексия. Положительные установки на начало учебной деятельности.

Добрый день, друзья!

Этой встрече рады: и он, и вы, и я.

Сегодня нас ждёт (наверно, не зря)

Великий Тихий океан,

Всем океанам голова.

8 июня – Всемирный День океанов. (ООН)

Актуализация знаний к новой теме

Я называю числа, а вам нужно вспомнить, что же связано с этим числом.

- 1521-1524- первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магелана

-2 t - при такой температуре замерзает океаническая вода

- 11022м – глубина Марианского желоба

- 35 ‰ средняя соленость мирового океана

2.Исключите лишнее слово .

Индийский, Атлантический, Берингов, Тихий, Северный ледовитый

1. Музыкальная композиция

Ребята сейчас прозвучит музыкальная композиция. Она поможет вам окунуться в грозный и прекрасный мир водной стихии.

Океан - это необъятная стихия, которую изучают всем миром

- Какие слова возникли в русском языке от слова океан? (океанология)

2) работа с атласом и картами

- с амый большой по площади ; 178,6 млн кв.км.

- с амый глубокий (11022 м) ;

- самый богатый разнообразием органического мира.

Только великий океан имеет привилегию иметь столько особенностей и это не с лучайно. Сейчас мы это докажем.

-- Раздать тесты для синхронной работы.

3. Рассказ учителя :

Из истории исследования. Первым из европейцев Тихий океан в 1513 году увидел испанский конкистадор В.Бальбоа, который пересек Панамский перешеек.

2 . Раьота с картами

Для географической науки сведения об океане были накоплены в результате плаваний Ф. Магеллана, Дж.Кука и др. мореплавателей. Широко начали изучать в 19 в. первой русской кругосветной экспедицией И.В. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского.

3 . Работа с глобусом, картами.

- географическое положение : С севера Тихий океан органичен входом в Беренгов пролив. На западе его граница проходит по берегам Азии до Малакского пролива, в самом узком месте пересекает его и идет вдоль юго-западного берега Суматры, южного побережья Явы, Тимора, Новой Гвинеи через Торресов пролив, далее вдоль восточного побережья Австралии и Тасмании, затем по воде от южной оконечности этого острова до мыса Олден на Земле Уилкса в Антарктиде. Южной границей служит побережье Антарктиды. Восточной границей Тихого океана служат берега обеих Америк, западный вход в пролив Дрейка и далее по воде от этого пролива до мыса Штернек на Антарктическом полуострове в Антарктиде.

Площадь Тихого океана – 178,6 млн. кв. км., объем – 710 млн куб км., средняя глубина 3980 м, наибольшая глубина 11022 м. Наибольшая глубина Тихого океана – это максимальная глубина Мирового океана. Тихий океан составляет 49% площади Мирового океана.

1 . Проблемный вопрос. Какова береговая линия?

- береговая линия : Побережье Тихого океана представлено различными типами берегов. Матерековые берега западной части океана характеризуются большим разнообразием абразионных и аккумулятивных форм. В морях Беренговом, Охотском и Японском они формируются под воздействием сильного ветрового волнения, волн цунами, высокой тектонической активности.

Южнее берегообразование происходит в более спокойных условиях. Так, материковый берег Австралии развивается при умеренном и слаьом волнении. Вместе с тем в этой зоне существенное влияние на формирование берега оказывают мангровые заросли и особенно коралловые постройки. Последние образуют в этой части экваториально-тропического пояса Тихого океана многочисленные острова и рифы. Особенно значителен Боьшой Барьерный риф к северо-востоку и от Австралии, протянувшийся на 2300 км. Коралловыми рифами окружены архипелаги Каролинских, Маршалловых островов, Лайн, Фиджи, Тонго и мн.др.

Восточное побережье Северной, Центральной и Южной Америки относительно слабо расчленено, вблизи его лежат высокие горные хребты Кордильер и Анд.

Антарктический материк имеет ледяные берега. Во многих местах с материка в море спускаются ледники, части которых откладываются и падают в воду, образуя айсберги. Для этого материка характерны крупные шельфовые ледники, простирающиеся на многие километры от берега в море.

2 . Работа с картами

- рельеф дна: Дно Тихого океана отличается сложным строением, тектонической активностью, пересечением рельефом и преимущественно неширокой шельфовой зоной.

Шельф наиболее развит в морях, примыкающих к Азиатско- Австралийскому побережью. Лишь в Беренговом море значительная часть обширного (шириной до 800 км) шельфа приурочена к берегу Северной Америки. В морях Желтом, Восточно-Китайском и других шельф занимает большие площади и расчленен сложной сетью затопленных речных долин. Шельф Северной и Южной Америки занимает малую площадь.

Материковый склон довольно разнообразен. В Беренговом море он имеет ширину 100-120 км, Большой Австралийский риф почти отвесной стеной переходит в материковый склон. Для материкового склона Северной Америки характерны большая (до 6000 – 7000м) глубина опускания, изрезанность многочисленными подводными каньонами.

Ложе занимает более65% площади дна океана. Для него характерен сложный расчлененный волнистый рельеф.

Срединно – океанические хребты (СОХ) расположены в восточной части океана и образуют единую структуру, в которую входят Восточно – Тихоокеанские и Южно – Тихоокеанское поднятия и их боковые ветви – Галапогосская и Чилийская. Отличительная черта тихоокеанской системы СОХ – их большая ширина (до 1000км и более). Наибольшая высота СОХ – 1-2,5 км.

Крупные горные цепи несрединного характера распространены в западной части океана, часто выступающие над водой в виде островов ( Гавайские, Самоа и др.). высота Гавайских островов над ложем океана 10500м.

В Тихом океане открытв 29 желобов. Самые глубокие из них - Марианский, Тонга, Филиппинский, Идзу – Бонинский, Курило- Камчатский, Кермадекский, Санта – Крус.

- климат ; (работа с книгой)Обширные пространства Тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных, поэтому климаты океана разнообразны. Над его пространствами образуется несколько областей низкого и высокого давления, что создает условия для образования ветров.

В его умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны отмечены на севере и юге океана. Ураганы поднимают в нем водяные горы до 30 м высотой.

В субтропиках и тропических широтах океана господствуют пассаты. В экваториальной области весь год в основном штилевая погода. На севере-западе океана развиты муссоны. Зимой с азиатского материка дует холодный и сухой муссон, оказывающий большое влияние на климат океана – часть морей здесь покрывается льдом. Нерелко над западной частью океана в тропическом поясе проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны.

- течения;( работа с картами- атласами) – самостоятельная работа.

ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН

По величине это третий океан на Земле. Площадь – 76,2 млн кв.км, средняя глубина 3711м, наибольшая глубина – 7729 м( Зондский желоб).

Природа его имеет общие черты с природой Тихого океана. Особенно много сходства в свойствах водных масс и в органическом мире.

История исследования океана . Берега Индийского океана – один из районов древней цивилизаций. Освоение океана началась с севера индийскими, египетскими и финикийскими мореплавателями, которые за 3 тыс.лет до н.э. совершали плавания по Аравийскому и Красному морям, по Персидскому заливу. Первые описания маршрутов плаваний по Индийскому океану составили арабы. Для европейской географической науки сведения об океане начали накапливаться со времени плавания Васко де Гамы (1497 – 1499). В конце 18 в. Первые промеры глубин провел здесь Дж.Кук.

Рельеф дна сложный. Выделяют 4 срединно – океанических хребта, расчлененных разломами. Они делят ложе на части. На западе протянулся хребет, который южнее Африки соединяется со Срединно – Атлантическим хребтом. В центре хребта расположены глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма. Они продолжаются в Красном море и потом выходят на сушу.

Климат и воды . Особенность климата составляют сезонные ветры – муссоны. Они действуют в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе. Муссоны определяют погодные условия в этой части океана.

На юге океан испытывает охлаждающее влияние Антарктиды, здесь находятся наиболее суровые районы океана.

Соленость поверхностных вод Индийского океана в целом выше средней солености Мирового океана. В Красном море она особенно высока (ДО 42%), а вот в Бенгальском заливе снижается до 30-34%.

На образование течений в северной части океана влияет сезонная смена ветров.Муссоны меняют направление движения вод, вызывают их вертикальное перемещение, перестраивают систему течений. В южной части океана течения являются составной частью общей схемы течений Мирового океана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями, рельефом дна, взаимодействием Тихого океана с атмосферой, сушей; познакомить с гидрологическими условиями, антропо­генным воздействием, хозяйственным использованием Тихого океана; учить работать самостоятельно с текстами , анализировать карты

Оборудование: Мультимедиа, учебник, атлас, контурные карты, карточки с план – заданиями, физическая карта мира. раздаточный материал с географическими объектами

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово :

- С сегодняшнего урока , ребята, мы отправляемся с вами в большое путешествие - по материкам и океанам нашей планеты. Наше путешествие мы начнем с океанов. Какой океан будет первым , вы с должны будете сказать, после того как я зачитаю небольшую характеристику.

--- Путешествуя по странам и материкам, вы должны будете пополнить свой запас знаний о природе Земли.

Итак , отправляемся мы с вами в путешествие по самому большому океану планеты - Тихому океану.

А какой он еще - этот океан? На этот вопрос вы должны будете ответить в конце урока, продолжив этот список:

С2 Тихий океан - самый большой по площади ;

С3 Изучать океан мы будем по плану:

1.Общая характеристика и исторические исследование океана ( рассказ учителя)

2. Географическое положение океана.

3. Особенности природы.

4. Виды хозяйственной деятельности.

5. Рельеф дна океана. (Практическая работа)

С4 Площадь Тихого океана (учащиеся записывают в тетрадях) - 178,6 млн. км2, средняя глубина - 3980 м, наибольшая глубина - 11 022 м. Наибольшая глубина Тихого океана - это максимальная глубина Мирового океана. Тихий океан занимает 49% пло­щади Мирового океана.

Тихий океан с древних времен осваивался народами, которые населяли тихоокеанские берега и острова. Но активное освоение и исследование океана совпало с эпохой Великих географических открытий . Кто же это те отважные мореплаватели?

С5 Фернан Магеллан (1521-1524гг-первое кругосветное путешествие)-несколько месяцев, корабли этого отважного мореплавателя бороздили воды океана;

Джеймс Кук -Много сведений о природе океана было получено за время его плаваний;

С6 Большой вклад в исследование океана внесли российские мореплаватели :Лазарев, Беллинсгаузен, Крузенштерн, Лисянский. До сих пор исследование изучение океана продолжается. Для этого создана специальная международная организация .

2) Самостоятельная работа .

А теперь ребята вам предстоит также познакомиться с Тихим океаном .

Работать будете следующим образом : Необходимо выполнить план -задания.

Познакомьтесь с текстом учебника стр. 79-80 Географическое положение океана и следующим текстом:

С севера Тихий океан ограничен южным входом в Берингов пролив. На западе его граница проходит по берегам Азии , далее идет вдоль юго-западного берега о.Су­матры, южного побережья островов Явы, Тимора, Новой Гвинеи, далее вдоль восточного побережье Австралии и Тасмании . Южной границей океана служит побережье Антарктиды. Восточной границей Тихого океана служат берега обеих Америк Северной и Южной западный вход в пролив Дрейка.

Нанесите на контурные карты географические объекты, выделенные в тексте(используя карту атласа, (стр34-35)

Познакомьтесь с текстом учебника стр. 81-82 и дайте характеристику климата Тихого океана, ответив на вопросы:

В каких климатических поясах расположен: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое количество осадков выпадает: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие воздушные массы господствуют :

В центральных частях дуют _______________________________________________.

В западной части развиты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часто проносятся -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В умеренных широтах бушуют- ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенностями климата определяются свойства водных масс: ___________________________________________________________________

Работая с текстом учебника стр. 83. найди ответ на вопросы:

Чем объясняется богатство и разнообразие видов растений и животных Тихого океана? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где особенно богата жизнь в океане? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите, какие рыбы и животные обитают в Тихом океане?

3). Проверка выполнения самостоятельной работы.

1. Географическое положение океана.С7

2. Особенности природы – климат и свойства вод Тихого океана. С8

3. Особенности природы – органический мир Тихого океана.

Физкультминутка. Все встали . Руки вверх . Начинаем раскачиваться и говорить слова : --Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три . Ты океан поскорей назови!.

Ход выполнения практической работы :

Рельеф дна океанов.

Шельф наиболее развит в морях, примыкающих к Азиатско-Австралийскому побережью

Материковый склон довольно разнообразен. В Беринговом море он имеет ширину 100-120 км.

Ложе занимает более 65% площади дна океана. Для него характерен сложный расчлененный, волнистый рельеф.

Средиино-океанические хребты (СОХ) расположены в восточной части океана Отличительная черта тихоокеанской системы СОХ - их большая ширина (до 1000 км и более). Наибольшая высота СОХ - 1-2,5 км.

Тихом океане открыто 29 желобов. Самые глубокие из них - Мариан­ский,

Дно Тихого океана отличается сложным строением, тектонической ак­тивностью, пересеченным рельефом и преимущественно неширокой шельфовой зоной.

Шельф наиболее развит в морях, примыкающих к Азиатско-Австралийскому побережью. Лишь в Беринговом море значительная часть обширного (шириной до 800 км) шельфа приурочена к берегу Северной Америки. В морях Желтом, Восточно-Китайском и других шельф занимает большие площади и расчленен сложной сетью затопленных речных долин. Шельф Северной и Южной Америки занимает малую площадь.

Материковый склон довольно разнообразен. В Беринговом море он имеет ширину 100-120 км, большой Австралийский риф почти отвесной стеной переходит в материковый склон. Для материкового склона Север­ной Америки характерны большая (до 6000-7000 м) глубина опускания, изрезанность многочисленными подводными каньонами.

Ложе занимает более 65% площади дна океана. Для него характерен сложный расчлененный, волнистый рельеф.

Средиино-океанические хребты (СОХ) расположены в восточной части океана и образуют единую структуру, в которую входят Восточно-Тихо­океанское и Южно-Тихоокеанское поднятия и их боковые ветви - Галаппагосская и Чилийская. Отличительная черта тихоокеанской системы СОХ - их большая ширина (до 1000 км и более). Наибольшая высота СОХ - 1-2,5 км.

Крупные горные цепи не срединного характера распространены в запад­ной части океана, часто выступающие над водой "в виде островов (Гавай­ские, Самоа и др.). Высота Гавайских островов над ложем океана 10 500 м.

В Тихом океане открыто 29 желобов. Самые глубокие из них - Мариан­ский, Тонга, Филиппинский, Идзу-Бонинский, Курило-Камчатский, Кермадекский, Санта-Крус.

Ребята достаточно, практическую работу продолжим на следующем уроке .

§17, стр. 84-85. Виды хозяйственной деятельности в океане.

На контурных картах показать крупные острова, проливы, заливы, по­луострова Тихого океана.

Учитель раздает список географических объектов.

Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское,

Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Беллинсгаузена.

Заливы: Аляска, Калифорнийский.

Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галапагос, Гавайские.

Полуострова: Камчатка, Корея. Малакка.

Проливы: Магелланов,. Дрейка, Берингов.

Поднятия: Восточно-Тихоокеанское, Южно-Тихоокеанское.

Котловины: Южная, Северо-восточная.

Течения: Северное Пассатное, Южное Пассатное, Межпассатное проти­вотечение, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перу­анское, Западных Ветров.

Дополнительное задание (по желанию): задание 4 по уч. К.: с. 85

А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу урока. . Перед вами был поставлен

Вопрос: Какой же он еще – этот Тихий океан?

Продолжим этот список:

Тихий океан - самый большой по площади ;

Подведение итогов и выставление оценок.

-Ребята , что вам понравилось на уроке?

VI. Хозяйственное использование и полезные ископаемые

С основными видами хозяйственной деятельности учащиеся знакомятся по учебнику (Д.: с. 207-2-08; К.: с. 91-92).

- Насколько различны природные условия Тихого океана, настолько богаты и разнообразны его ресурсы:

Использование морской воды: применение морской воды для охлаждения ТЭЦ, АЭС, химических и машиностроительных заводов. В связи с этим в одной только Японии промышленное потребление морской воды выросло с 13% до 31% (с 1970 по 1985 г.) и продолжа­ет расти.

Морская вода стала находить применение и в сельском хозяйстве.

Морскую воду опресняют. Самая большая опреснительная установка стоит в Калифорнии, есть небольшие по мощности установки в латиноамериканских странах, проектируется построить опреснитель­ную установку и в Японии.

Из морской воды добывают поваренную соль. Таким образом соль получают в заливе Сан-Франциско, в Центральной и Южной Америке, морская вода служит основным источником получения поварен­ной соли в Перу и Чили. В Азии почти во всех прибрежных странах

из морской воды получают поваренную соль. В Японии 50% соли получают таким способом.

Из морской воды Япония и Китай получают калийные удобрения.

Кроме того, в США, Японии получают магний, бром, йод, уран.

В Китае, Японии, России стоят энергетические станции, использую­щие энергию приливов и отливов.

В Тихом океане добывается около 50 млн. т. водных животных и растений в год. Это примерно 60% улова в Мировом океане. Основной промысловый район океана - его северо-западная часть, которая дает около половины улова. Здесь добываются различные виды рыбы (минтай, иваси, треска, морской окунь, ценные лососевые, тихо­океанская сельдь и др.), моллюски (мидии, трепанги, кальмары), ра­кообразные (крабы, креветки), морские млекопитающие (тюлени, котики), различные водоросли. Промысел в этом районе ведут Япо­ния, Россия, Китай, КНДР, Республика Корея и другие страны. Юго-восточная часть океана - уникальный район мирового промыс­ла, в основном здесь вылавливается перуанский анчоус. Кроме него промысловыми видами являются скумбрия, сардинелла, тунец, став­рида, кальмары. Этот промысловый район второй по значимости в Тихом океане.

Центрально-западная часть Тихого океана характеризуется очень большим видовым разнообразием промысловых животных и расте­ний. В нем вылавливаются в основном мелкие тунцы, марлины, скумбрия, кальмары.

Южная часть океана начала осваиваться сравнительно недавно. Здесь добывается в основном рачок-криль и некоторые виды антарк­тический рыб. Многие страны не только вылавливают морские орга­низмы, но и сами их выращивают. Так, Япония производит лососе­вых, тунец, кижут, водоросли, креветки и т. д.

8) В разных районах океана добывают полезные ископаемые: на вос­точном побережье Австралии сосредоточены запасы рутила, цирко­на; на побережье Юго-Восточной Азии распространены запасы оло­вянной руды, Япония ведет разработку месторождений магния и ти­тана, США - золота и платины в заливе Аляска. Фосфориты добы­ваются воль берегов Японии, Филиппин, Австралии, Новой Зелан­дии, Мексики, Перу. В недрах Тихого океана залегают нефть, газ и каменный уголь. Сейчас разработки этих полезных ископаемых ве­дутся или намечаются в США (Калифорния), Эквадоре, России (Охотское море), вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии. Уголь добывается Австралией, Китаем, Японией.

Дополнительный материал к уроку

В тропических и экваториальных водах волнение слабее. Средние высо­ты волн - до 1 м. При штормовых ветрах, которые здесь часты, развивают­ся волны высотой 5-6 м и в редких случаях до 7-9 м. При прохождении тайфунов волны могут иметь высоту лишь 10-15 м, так как при очень боль­ших скоростях ветра он имеет малую длину разгона и краткое время дейст­вия. Летом преобладают ветры с меньшими скоростями, чем зимой, поэто­му и волнение слабее. В умеренных и субполярных широтах нередко наблюдаются штормы, при которых образуются волны высотой 10—15 м. В пассатной зоне регулярные и равномерные по скорости ветры развивают волны высотой 2-3 м.

Величина приливов изменяется в широком диапазоне. На значительной части океана величины приливов 1-2 м, местами они достигают 3 м. В от­дельных бухтах и шхерах залива Аляска они равны 5-7 м, в вершине залива Кука - до 12 м, в Пенжинской губе Охотского моря - до 13 м, в открытых районах - менее 1 м.

Льды в Тихом океане встречаются на его северных окраинах, в его мо­рях и в приантарктической части. Распределение льдов очень неравномер­ное. Они в основном существуют круглогодично в антарктической области и в значительно меньшей степени распространены на севере океана, где встречаются только в осенне-зимнее время.

В северных районах льдообразование начинается в среднем в конце сентября - в октябре в прибрежных районах Анадырского залива, Беринго­вом проливе, заливе Нортон. Затем льды распространяются на юг и юго-восток, причем вдоль побережья быстрее, чем на открытых пространствах. К концу ноября лед можно встретить и вдали от берегов. Средняя граница распространения льдов проходит примерно над материковым склоном. Самая южная граница распространения льдов в северо-западной части океана отмечалось у Приморского берега (Россия) и возле острова Хоккайдо, не южнее 40° с. ш., а у восточного берега залива Аляска - примерно на 50° с. ш. припай у северотихоокеанских берегов развит слабо. Он образует­ся в основном в устьях рек и небольших бухтах, имеет толщину в среднем 20-30 см и сравнительно небольшую ширину, так как постоянно взламыва­ется ветрами и течениями и уносится от берега.

Основную массу ледяного покрова образуют дрейфующие льды. Под воздействием ветров они дрейфуют на юг. Наибольшую площадь льды за­нимают в марте.

В начале марта льды начинают таять. К июлю северная часть океана ос­вобождается ото льда. Лишь в районе Шантарских островов (Охотское мо­ре) льды могут встречаться в августе.

В антарктических водах льды встречаются в течение всего года. В от­дельные годы граница распространения плавучего льда проходит возле 56-57° ю. ш.; толщина дрейфующего льда к концу зимы достигает 1,5 мет­ров. Характерная особенность антарктических вод - большое количество айсбергов. Обычно они выносятся к северу и тают в теплых водах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Океаны".Очень интересный урок с использованием нескольких методов обучения.К уроку специально разработан рабочий план лист.

Тема: Индийский океан. Тихий океан.

Цель: Изучение особенностей природы Тихого и Индийского океанов.

Задачи: 1.учебные: сформировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана на примере Тихого (крупнейшего океана Земли) и Индийского (теплого) океанов в форме комплексной характеристики; закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов по алгоритму; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, информацией из компьютера, схемами, таблицами, статистическим материалом; . Познакомить учащихся с исследованиями, природой, хозяйственным использованием, экологическими проблемами Тихого океана.

развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения двух океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах; Учить работать с картой, дополнительным материалом.

воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность, бережное отношение к водным ресурсам, формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом. воспитывать у учащихся экологическую культуру, мышление, развивать умение ориентироваться в современной обстановке.

Оборудование: карта океанов, мультимедийный проектор, презентация, дополнительная литература.

Средства обучения: книжная выставка, интерактивная доска, проектор, физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа

Методы и приемы:

словесный (беседа, опережающее задание, приемы ? Мозговой штурм?, ?Верные и неверные утверждения?, интерактивное упражнение ?Снежный ком?);

наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой

практический (работа с картами, таблицей, информацией из компьютера)

Межпредметные связи: история, литература, информатика, психология.

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок.

(Ученики мимикой показывают свое настроение.)

2.Отметка отсутствующих

3 . Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о самых интересных океанах. Отвечая на вопросы вы узнаете о каких океанах пойдет речь.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ

Количество граммов веществ, растворимых в одном литре воды. (Соленость).

Какие массы низших растений и животных в толще воды не опускаются на дно в живом состоянии и пассивно переносятся течением воды? (Планктон).

Как называется водная оболочка Земли?

Как называется плавающая ледяная гора?

Как называется огромный поток воды в океане, текущий в одном направлении?

Как называется самый большой по площади океан на Земле?

Давайте посмотрим, чему вы научились и что знаете из предыдущих уроков.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

􀃞 Кто из вас летом бывал на море?

􀃞 Кто был на озере?

􀃞 Кто любит прогулки в дождь?

􀃞 Кто любит гулять во время снегопада?

􀃞 Кто пил когда-нибудь воду из источника?

􀃞 Кто любит минеральную воду?

􀃞 И, наконец, кто любит лимонад?

􀃞 Какого понятия касаются все вопросы? (Вода)

Именно вода была героиней наших уроков последнее время. А точнее — вода океанов!

III.ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ

сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого оз-

2. Сколько океанов на Земле?

Показ на карте океанов и ответ учащихся.

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —

А буйный, глубокий и самый великий!

* Атлантический океан – 2,4,7, 10

* Северный Ледовитый – 1, 3, 5, 6, 8,9

Имеет только южные берега.

Океан, имеющий эс-образную форму.

Изучение океана затруднено суровыми климатическими условиями.

Самый транспортабельный океан.

Самый маленький по площади, малоизученный,

Холодный, названный поморами студеным морем.

Течения проходят в меридиональном направлении.

Наиболее опресненный океан.

Океан, который не имеет связи с Индийским океаном

Расположен во всех климатических поясах

На нашей Земле океанов — четыре:

Индийский — самый соленый в мире,

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий —

А буйный, глубокий и самый великий!

Какие океаны еще не изучены нами?

С какими строками стихотворения вы согласны?

А с какими не согласны?

Разъяснение учителем темы и цели урока, его задач

Сегодня мы будем работать по концептуальной таблице, записываем число и тему урока.

Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. А поможет нам в этом следующая таблица:

Читайте также: