Второстепенные чл предложения 5 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Основные характеристики урока

Русский язык. 5 класс. Учебник М. А. Разумовская. Русский язык. 5 класс.

Технологии обучения: личностно – ориентированное.

Продолжительность: 1 урок - 40 минут

Автор: Крутова Инна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №77 Ворошиловского района г. Волгограда

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

УУД

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез, классификация, выведение следствий

Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.

В процессе урока обучающиеся должны:

- уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения

- классифицировать и группировать их по видам

- самостоятельно определять цели своего обучения

- структурировать учебный материал

- логически мыслить, аргументировать свой ответ

- обозначать символом синтаксические конструкции

- конструировать предложения по заданной модели

- оценивать свою деятельность на уроке.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование: карточки-схемы.

Структура урока.

1. Оргмомент -1-2 мин.

2. Мотивационно – ориентированный – 3-5 мин.

3. Планирование – 5 мин.

4. Реализация плана – 30 мин.

5. Гимнастика для глаз -1 мин.

6. Рефлексия. - 2- 3 мин.

Описание

Методы обучения, используемые на уроке:

· словесные, наглядные, практические;

· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

· информационные методы – работа с опорной схемой.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Применение наглядного материала на уроке.

На данном уроке применение опорных схем делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс.

Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради.

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.

Используемая на уроке личностно-ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимся практическую потребность в знаниях по предмету.

Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, можно успешнее решать вопросы воспитания учащихся, а также добиваться лучших результатов обучения за более короткое время.

Предложенная в ходе урока рифмовка о второстепенных членах предложения вызовет несомненный интерес учащихся и будет способствовать поддержанию и развитию интереса к изучаемой теме.

Умения и навыки учащихся, необходимые для работы на уроке:

Навыки работы с опорными схемами.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.

Литература:

1. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, С.Г.Айрапетова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Афоризмы и крылатые выражения. Справочник школьника/ О.Д.Ушакова. – СПб.: Литера, 2005.

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Второстепенные члены предложения (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

УУД

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез, классификация, выведение следствий

Коммуникативные: умение слушать, добывать недостающую информацию с помощью вопросов, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.

В процессе урока обучающиеся должны:

- уметь опознавать в тексте второстепенные члены предложения

- классифицировать и группировать их по видам

- самостоятельно определять цели своего обучения

- структурировать учебный материал

- логически мыслить, аргументировать свой ответ

- обозначать символом синтаксические конструкции

- конструировать предложения по заданной модели

- оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование: опорные схемы;

Организационный этап.

1) Актуализация знаний.

2) Постановка учебной задачи.

3) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5) Закрепление изученного материала.

6) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

7) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

У.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я слушаю дежурных…Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Вывод темы (Слайд с лингвистической задачей)

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
  3. из предложения Я шагнула вперёдвозьмите сказуемое
  4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинкувозьмите дополнение

У. Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)

3. Актуализация темы

У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

-Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.

У. Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

4. Цели, задачи для учащихся

У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

Задачи:

  • Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
  • Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
  • Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

(Слайд-цели)3У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.

5. Ознакомление с новым материалом (Работа в группах)

У.: Чтобы реализовать 1 задачу,(организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

У.:У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

Карточка №1

  1. Прочитайте правило на станице 68.
  2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану:
    - Что обозначает?
    - На какие вопросы отвечает?
    - Какой частью речи выражен?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите пример.
  3. Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  4. Выберите выступающего для передачи материала классу.

Карточка №2

  1. Прочитайте правило на станице 71.
  2. Ответьте на вопросы об определении по плану:
    - Что обозначает?
    - На какие вопросы отвечает?
    - Какой частью речи выражен?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите пример.
  3. Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  4. Выберите выступающего для передачи материала классу

Карточка №3

  1. Прочитайте правило на станице 72.
  2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:
    - Что обозначает?
    - На какие вопросы отвечает?
    - Какой частью речи выражен?
    -Как подчёркивается?
    -Приведите пример.
  3. Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  4. Выберите выступающего для передачи материала классу

Выступления групп

У. А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (Слайд-таблица)4. Молодцы.

6. Закрепление материала

У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд- проверочное задание)5

Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно

  • записать предложения, предназначенные для вашей группы,
  • 2 вставить пропущенные буквы,
  • выделить основу предложения,
  • укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
  • сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (

(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

1 группа (Сильная)

Дикие гуси г…товились к отлёту.

Деревья постепенно обл…тают.

В небе в…сят белые облака.

2 группа(Средняя)

Свежий в…терок играет листьями.

Пошёл ре…кий дождь.

Облака плывут на восток.

3 группа (Слабая)

(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко

Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

У. Попробуйте сделать вывод.

Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.

У. А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задачке. (Слайд-лингвистическая задачка) 6 Давайте ёё решим вместе. 3 группа работает с 4 заданием, 2 группа – с 5, а 1 группа – с 6заданием.

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
  3. из предложения Я шагнула вперёдвозьмите сказуемое
  4. из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинкувозьмите дополнение

А. Смотрим, что получилось (Ученик записывает на доску) (Слайд-Предложение) 7

Совершено верно. Молодцы. Хорошо справились с работой.

Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

7. Творческая работа (Деловая игра)

8. Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд- осенняя командировка)9 . Задания группам.Инструкция для работы у вас на листах.

3 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

  1. Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
  2. Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

2 группа

У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

  1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.
  2. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

1 группа

У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

9. Выступления групп. (открыть название газеты)

Выступает 3 группа. (Слайд10)

  1. Прочитайте задание.
    (Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
  2. Прочитайте исходный текст.
  3. Прочитайте получившийся текст.
  4. Вывод: сравните исходный текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Приблизительный вариант

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

(Работу повесить на доску)

Выступает 2 группа. (Слайд11)

  1. Прочитайте задание.
    (Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)
  2. Прочитайте исходный текст текст.
  3. Прочитайте получившийся текст.
  4. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)

Выступает 1 группа. (Слайд12)

  1. Прочитайте задание.
    (Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)
  2. Прочитайте получившийся текст.
  3. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте
    (Работу повесить на доску)

У.: А хотите послушать, что получилось у меня?

Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.

10. Подведение итогов

У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

11. Оценки

У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)

12. Домашнее задание

У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

  1. Упр. 185 (по заданию)
  2. Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.
  3. Попытайтесь написать стихотворение об осени.

У.: А чтобы вы работали без затруднений, я хочу раздать вам таблички-определители второстепенных членов предложения. Вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните.

13. Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком открытия новых знаний учащихся.

Урок русского языка в 5 классе

Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и коллективного взаимодействия.

Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”

Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:

Организационный момент (слайд 1)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок русского языка мне хотелось бы начать стихотворением:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

- Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки.

- А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Будьте не только активны, но и внимательны, т.к. в конце урока вам нужно будет оценить свою работу.

- Перед тем, как писать, вспомним правила письма (произносим хором) (слайд 2)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Дети записывают число и классная работа)

Проверка домашнего задания

Терминологический диктант.

- Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом, без ошибок старательно записывать в тетрадях в строчку через запятую. А потом проверим, как вы справились с этим заданием.

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение? (синтаксис)

- Как называется главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении (подлежащее)

- Как называется предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член? (распространённое)

- Как называется предложение, в котором имеется одна грамматическая основа? (простое)

- Как называется предложение, в котором выражены какие-либо сильные чувства? (восклицательное)

Взаимопроверка (слайд 3)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как вы справились с этим заданием. Ошибки исправьте карандашом.

Выявление темы урока (слайд 4)


цветов


лугов


с


- Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на доске? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/

- Что вы можете сказать о каждом слове?

- На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.

1 гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.

2 гр. Самостоятельные части речи и служебные части речи.

3 гр. Главные члены предложения и второстепенные члены предложения.

- Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?

- Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (слайд 5)

- Сегодня мы узнаем нечто новое о том, что вам уже известно.

Целеполагание: Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет только записи темы для того, чтобы правильно сформулировать цель урока, я предлагаю заполнить таблицу (слайд 6)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о второсте пенных членах предлож ения.

 уметь находить второстепенные члены в предложении и правильно обозначать их графически.

 развивать умение работать с художественным текстом,

 прививать уважение и любовь к русскому языку и литературе на примере худ ожестве нных

- Какое время года в природе? Я предлагаю вам представить картину осеннего леса и понаблюдать

И начнем мы с двух предложений. Прочитайте их внимательно и подумайте, что в них общего и чем

(Одна грамматическая основа, второе предложение – распространенное). (Слайд 2)

- Какое предложение помогает нам представить картину осеннего леса? (Второе .)

- Какие члены предложения дают возможность увидеть лес в богатом наряде осени?

- Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Какова же их роль? (Нужны,

они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают реч ь содержательной,

выразительной, без них предложение часто теряет смысл).

- Конечно, второстепенные члены играют важну ю роль в предложении, без них мы не могли бы

выражать свои мысли. А с помощью определений человек выражает не только мысли, но и чу вства,

эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные обозначают просто

признак предмета, а дру гие п омога ют более ярко и выразительно описывать предмет. Это эпитеты –

- Ребята, вы, конечно, уже много знаете о второстепенных членах, а я предлагаю вам по - др у гому на

них взглянуть. Давайте познакомимся с ве селыми стихами

А.И. Косоговского, которые будут вашими помощниками. Прочитаем их хором.

- А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные члены, чем они различаются, как

гостях у каждого времени года. Помогут нам у видеть красот у и очарование каждого времени года

замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины ру сских х у дожников. Многие

путешественники вели дневник, а мы бу дем записывать свои мысли в таблиц у - памятк у

- Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает красавица Осень в золотых

нарядах. Посмотрите, какими яркими красками раскрасила Ос ень деревья на картине Василия

Какой второстепенный член помогает переда ть настроение осеннего вечера? (Определение.) Что

обозначает определение? (Признак предмета.) На какие вопросы отвечает? (Ка ких? Какая?) Чем оно

выражено в предложении? (Прилагательным.) Как оно подчеркивается? (Волнистой линией.)

Запишите ваши ответы в памятку и проверьте себя. (Слайд 8)

- А теперь мы в гостях у волш е бницы Зимы. Как бережно укутала она белым покрывалом лес на

Найдите в предложении дополнение. (Пруды.) Что обозначает дополнение и на какие вопросы

отвечает? (Предмет, вопросы косвенных падежей.) Чем оно выра жено в предложении?

(Существительным.) Как подчеркивается дополнение? (Пунктирной линией.) Запишите ответы в

- Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями. Ле гкое дыхани е весны

Найдите в предложениях обстоятельства. (С горы, в лесу, быстро.) Что обозначает обстоятельство?

(Место и образ действия.) Что еще оно может обозначать? (Время действия, причину и цель.) На

какие вопросы отвечает обстоятельство? (Где? Когда? Как? Ку да? Откуда? Почему? Зачем?) Чем оно

выражено в предложении? (Существительным с предлогом, наречием.) Как подчеркивается

обстоятельство? (Точкой и тире.) Запишите ответы в памятку и проверьте себя. (Слайд 12)

- Запах душистых трав, ласковое ду новение теплого ветерка – Лето так и манит нас в с вои края.

второстепенные члены и назовем их в этом отрывке. (Слайд 13)

- Наше путешествие подошло к концу, теперь мы сядем у т е плой печки и б у дем вспоминать, что

узнали в далеких краях. А если вы что - то забудете, вам поможет памятка. Вы будете выполнять

имя на первой странице. И вот первое задание. Каждый вариант записыва ет по три отрывка из

стихотворений. Подчеркните в этих предложениях дополнения. Какой частью речи они выражены?

- Мы, опытные путешественники, не можем долго сидеть на одном месте, поэтому давайте немного

предложение – отрывок из стихотворения, если в предложении есть обстоятельство – нужно поднять

руки вверх и потянуться, есть определение – нужно подпрыгн у ть, если есть дополнение – присе сть.

 Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы. С.А.Есенин

 Лес оживился щебетанием , воздух наполнился благоуханием. С.А. Есенин

7 . Творческая работа. Восстановление деформированного текста

- Мы отдохн у ли, а сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. В карточке (з адани е № 2)

получившийся текст. Какой второстепенный член вам понадобился? (Определения.) Подче ркните

определения. Чем они выражены в предложении? (Прилагательными) (Слайд 1 6)

Слова для справок: сонный, пушистый, снежный, золотой, белый.

- Надеюсь, вы почувствовали себя настоящими поэтами! А теперь самое трудное зада ние (№ 3).

Работать вы будете в парах. Пу тешествуя, мы должны акк у ратно и бережно отн ос иться к природе,

заботиться о сохранении ее красоты и разнообразия. Первый ряд состав ляет предложения об осени ,

- Вы сегодня замечательно поработ а ли и показали хорошие знания.

- Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений великих ру сских поэтов, увидели

картины знаменитых ру сских х у дожник ов. О ни воспевали красоту русской природы, которую мы с

вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что бережное и внимательное

отношение к природе, ваша любознательность и обращение к творениям настоящих мастеров

литературы и живописи помогут вам открыть новое и у дивительн ое в каждом времени года. И когда

вы будете идти по ковру из желтых листьев, или по скрипучему снегу, или по тропинке в цвету щем

- Спасибо вам за урок! Желаю вам у спехов в у чебе и в изучении русского языка! Берегите природу и

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресат действия, орудие действия.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С.75-90.

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово может рассматриваться как член предложения только в связи с другими словами, т.е. в составе предложения. Членами предложения могут быть только самостоятельные части речи. Служебные части речи членами предложения не являются.

Основной единицей синтаксиса является предложение. Предложение не может быть построено без грамматической основы – главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного главного члена). И подлежащее, и сказуемое могут быть выражены одним словом или сочетанием слов.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в предложении только один главный член, то такое предложение называется односоставным.

В предложении, кроме главных, могут быть второстепенные члены предложения. В русском языке существуют следующие второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

Каждый член предложения имеет собственное условное обозначение.


Связи между членами предложения мы устанавливаем по вопросам и графически показываем при помощи стрелок от одного члена предложения к другому. Также мы определяем часть речи, которой выражен тот или иной член предложения.


Если в предложении есть хоть один второстепенный член, то такое предложение является распространённым. Если в предложении есть только грамматическая основа, то это предложение – нераспространённое.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Определите, в каком случае правильно определена грамматическая основа предложения.

Каждый должен знать правила дорожного движения.

1) каждый должен;

3) каждый должен знать;

4) правила знать.

Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое – должен знать. Кто должен знать? Каждый. Следовательно, каждый – это подлежащее, а должен знать – сказуемое. Ответ: каждый должен знать.

  1. Выделите зелёным цветом грамматическую основу, жёлтым – дополнение, голубым – обстоятельство, малиновым – определение.

На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.

Разбор задания: В предложении говорится о том, что болтался обрывок, следовательно, это грамматическая основа – выделяем зелёным. Задаём вопрос от сказуемого: болтался (где?) на шее; это обстоятельство места – выделяем голубым. От слова на шее задаём вопрос (кого?) собаки; это дополнение – выделяем жёлтым. Задаём вопрос от подлежащего. Обрывок (чего?) верёвки; это дополнение – выделяем жёлтым. Верёвки (какой?) толстой; это определение – выделяем малиновым.

Читайте также: