Конспект урока порядок слов в спокойной монологической речи

Обновлено: 06.07.2024

1. Формирование умения определять нужный порядок слов в спокойной монологической речи.

2. Формирование умения использовать в тексте нечленимые предложения.

I. Проверка домашнего задания.

II. Лингвистическая разминка.

Восстановите порядок предложений.

1) Новым было то, что огромный молот действовал непрерывно, ни на мгновение не теряя ритма, не_замедляя хода.

2) Идя зa бригадиром, Женька старался принять независимый вид.

4) Ему поручили рычагом делать заготовку по наковальне.

1) объяснить запятую в предложениях 2 и 3;

2) вставить пропущенные буквы (они подчеркнуты); раскрыть скобки.

III. Актуализация знаний.

1. Наблюдения над текстовым материалом.

Упр. 466 карандашом, затем 467 как вывод.

Задание: вставить нужное:

• В описании предмета сначала называется . затем его . (предмет (1), признак (2));

• В описании места - сначала . затем. (предмет (2), место (1));

• В описании состояния - сначала . затем. (объект (1), состояние (2));

• В повествовании - сначала . затем. (лицо (1), действие (2)):

3. Упр. 469 устно.

4. Упр. 464 самостоятельно: озаглавить, записать, раскрыв скобки, поставив пропущенные буквы, после каждого текста написать тин речи (1 — повествование, 2 — описание).

IV. Изучение теоретического материала.

1. Чтение и анализ информации на с. 222-223.

2. Упр. 470: выразительное чтение. Тип речи - описание состояния природы (1, 2, 3, 4), человека (3, 4).

V. Домашнее задание: упр. 471 (записать измененный вариант), упр. 472 (5-6 вопросов).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.

1.Закрепление.

На доске эпиграф:

Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)

Как передает писатель свое восхищение русским языком? Что его волнует?

С помощью чего достигается эмоциональность, выразительность этого высказывания?

А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)

Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.

Что такое данное и новое? (Д – это известное, а Н – служит развитию мысли)

На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).

2.Объяснение нового материала.

-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом. Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов (так называемая грамматика Поль-Рояля)

Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.

- И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:

- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )

Чтение теоретического материала на стр. 169

Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)

2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)

- Какое произведение Тургенева перед вами ?

- Каково общее настроение стихотворений в прозе ?

- В каком отрывке показано оно ярче?

- Какой из отрывков подлинный? Почему?

- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию

3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)

4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?

- А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )

- Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей

5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительной функции.

Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.

Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н

9. Рассмотреть таблицу .

- Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .

-Определить порядок слов внутри Д и Н. Придается ли выразительность?

11. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотри, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?

12.Итоги урока: - Что узнали?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что для себя выделили?

2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.

Цель: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка.

Задачи:

  • образовательная: показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
  • развивающая: развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на вопросы;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Повторение изученного.

а) Фронтальный опрос.

– Что такое предложение?

– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны?

– Какие виды предложений по составу грамматической основы и по наличию второстепенных членов вы знаете?

– Какие главные и второстепенные члены предложения вы знаете? Расскажите о них.

– Для чего нужны второстепенные члены предложения?

б) Практическая работа.

– Прослушайте текст, определите стиль и тип речи.

Осень. Холодает с каждым днем. Ветер срывает с деревьев пожелтевшие листья и уносит их хороводом. Несколько листочков кружатся в прозрачном воздухе, медленно опускаясь на землю. Птицы, собравшиеся в стаи, улетают на юг. Скоро зима.

– Запишите текст, выделите грамматическую основу каждого предложения и охарактеризуйте их.

4) Изучение нового материала.

а) Знакомство с новыми понятиями.

– Запишите предложение Мать любит дочь. Определите роль существительных в нем.

Переставьте местами существительные, запишите полученное предложение (Дочь любит мать). Как изменилась роль существительных в новом предложении?

– Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.

– Порядок слов имеет и другое значение. Запишите предложение Вчера было холодно.

Поменяйте местами слова в нем и запишите все полученные варианты. Изменился ли смысл высказывания?

– А что изменилось?

– Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.

– В предложениях, в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Запишите предложение На заседании было тридцать человек. Выделите подлежащее в этом предложении. Измените порядок слов в подлежащем и запишите новый вариант предложения, выделив подлежащее (На заседании было человек тридцать).

– Как изменился смысл предложения?

– Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности.

– Таким образом, перестановка слов в предложении усиливает или ослабляет смысловое значение членов предложения. Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов. А как в художественной речи называют обратный порядок слов? Правильно, его называют инверсией.

– Рассмотрите таблицу и вспомните прямой и обратный порядок расположения членов предложения.

Прямой порядок слов

Обратный порядок слов

1) Подлежащее – сказуемое

1) Сказуемое – подлежащее

2) Согласованное определение – определяемое слово

Летнее солнце светит.

2) Определяемое слово – согласованное определение

Солнце летнее светит.

3) Определяемое слово – несогласованное определение

Лучи солнца слепят.

3) Несогласованное определение – определяемое слово

Солнца лучи слепят.

4) Сказуемое-дополнение

Я любуюсь солнцем.

4) Дополнение-сказуемое

Я солнцем любуюсь.

в) Работа с учебником.

– Прочитайте о порядке слов и логическом ударении в учебнике на с.41-43.

5) Закрепление нового материала.

а) Упражнение в перестановке слов в предложении.

– Запишите предложения и выполните перестановку слов, поменяв местами первое и последнее слова в предложениях. Выделите в предложениях грамматическую основу и второстепенные члены, указав, на какое слово приходится логическое ударение.

Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра ко мне в гости приходи.

Дети украсили класс листьями. – Листьями украсили класс дети.

Исследователи работали на болотах. – На болотах работали исследователи.

Ветер завывает в трубе. – В трубе завывает ветер.

Маша хорошо подготовилась к уроку. – К уроку хорошо подготовилась Маша.

б) Упражнение в нахождении инверсии в художественном тексте.

Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш мудрейший царь Матвей?

6) Подведение итогов.

– О чем новом вы узнали на уроке?

– Что такое инверсия и каково ее значение в художественном тексте?

в) Самостоятельная работа.

– Выполните задание на карточках.

Отметьте предложения, в которых есть инверсия.

а) Что день грядущий нам готовит?

б) Голубые облака бежали по небу.

в) Березы лист уж пожелтел.

г) Перелетные птицы собираются на юг.

д) Белеет парус одинокий…

а) Солнце отражается в голубых водах озера.

б) Лес точно терем расписной…

в) Бежит река в горах Кавказа.

г) Досадно было, боя ждали.

д) Прозрачный лист упал с дуба.

7) Домашнее задание.

Выписать 5 примеров предложений, содержащих инверсию, из стихотворений поэтов 19-го века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Говорят, будто парусам рЭквиЭм спет,
Черный бриг за пиратство в музей заточен,
Бросил якорь в историю стройный корвет,
Многотрубные увальни вышли в почет.

Но весь род моряков — сколько есть — до седьмого колена
Будет помнить о тех, кто ходил на накале страстей.

- И мы сегодня тоже вспомним 2-х славных моряков, великих сыновей нашего Отечества.

- Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть вновь.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся(Л)

Нравственно-этическое оценивание (Л)

Постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности обучающихся)

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Вы узнали этих путешественников, изображенных на слайде? Да, это Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, мореплаватели, первооткрыватели.

- На нашем уроке мы совершим экспедицию по их следам, цели у нас будут другие, но такие же славные и почетные, как у Крузенштерна и Лисянского.

Дети выбирают капитанов

- У каждого из вас есть судовой журнал, в котором он оценивает свою работу после выполнения задания. Работать вы будете индивидуально, в экипажах (группах) и в шлюпках (микрогруппах). У каждого есть листы с заданиями, работу нужно на этих листах.

- Перед началом экспедиции я хочу дать вам напутственные слова:

- Как эти слова соотносятся с темой нашего урока?

- Можно ли служить Отчизне за школьной партой?

- Итак, разминка перед плаванием. Обратите внимание на 2-ой эпиграф. Задание для всех – нужно построить схему предложения.

Но перед началом работы давайте вспомним алгоритм действий

- Дети проговаривают, учитель обобщает

- Итак, вот перед нами алгоритм построения схемы предложения. Приступаем к заданию

Дети составляют схему П

- Давайте проверим. У кого получилась такая схема?

Подхожу, проверяю, помогаю заполнить судовой журнал.

- Хорошо, молодцы. А теперь скажите, какие цели стоят перед нашей экспедицией?

Дети говорят, учитель обобщает СЛАЙД 7

- умение применять знания в измененной ситуации, развивать навыки общения, самостоятельной и групповой работы;

- развивать всесторонне развитую личность, формировать духовно-нравственные ценности

Работа в группе

Знакомство с судовым журналом

Проговаривание алгоритма действий

Составление алгоритма построения схемы предложения

Индивидуальная работа над составлением схемы П

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Ученические цели урока:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Ценностно-смысловая ориентация учащихся (Р)

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Рефлексия способов и условий действия

Выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

Целеполагание, прогнозирование (Р)

Актуализация знаний.

- повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной и групповой деятельности обучающихся

Описание географического и лингвистического маршрута.

- Второе задание в экипажах, связано с биографиями мореплавателей. В каждом тексте по 3 абзаца. Нужно прочитать текст о мореплавателях и сжать каждый абзац до 1 предложения, сохранив основную информацию.

- Какие 3 способа компрессии есть? (обобщение, упрощение, исключение)

Дети отвечают, учитель обобщает

Дети заполняют судовые журналы

Устный ответ, составление схемы компрессии

Чтение, анализ, сжатие текста в группе

Выбор представителя от группы

Самопроверка - сопоставление своего сжатого текста с текстом учителя на слайде

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Нравственно-этическое оценивание (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Рефлексия способов и условий действия (П)

Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Обобщение и систематизация знаний (подготовка обучающихся к совместной деятельности)

- мотивировать детей на совместную деятельность

- Давайте ознакомимся с картой нашей экспедиции. Наш пункт выхода и конечный путь - это город Кронштадт, первая бухта – Бразилия, вторая - остров Нукагива. Побываем в бухте Японии и вернемся с почетом в город Кронштадт. И в каждой бухте нас ждут задания по русскому языку

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей (П)

Обобщение и систематизация знаний (применение знаний и умений в новой ситуации)

-обобщить и систематизировать знания, умения, навыки, полученные в 6-7 классе

- 18 декабря 1803 года. Мы подошли к берегам Бразилии. Как экзотична и красива эта страна!

Читаю текст СЛАЙД 13

- Здесь нас ждет задание в шлюпках.

Внимательно прочитать текст Н. Чуковского

и выполнить задания:

1 шлюпка – выписать из текста причастный(-ые) оборот(-ы) с определяемым(-ми) словом(-ами), составить схему;

2 шлюпка - выписать из текста деепричастный(-ые) оборот(-ы) с определяемым(-ми) словом(-ами), составить схему;

3 шлюпка – выписать из текста слова с частицами НЕ- и НИ- (с разными частями речи), объяснить написание;

4 шлюпка – выписать их текста слова с -Н-, -НН- в суффиксах разных частей речи, объяснить написание

- Итак проверяем, как справилась с заданием 1-ая шлюпка - СЛАЙД 14

- Вторая шлюпка – СЛАД 15

- Третья шлюпка - СЛАЙД 16

- Четвертая шлюпка - СЛАЙД 17

Дети заполняют судовые журналы

- Теперь давайте отдохнем. Закроем глаза.

Расслабьтесь и представьте, что вы находитесь на берегу моря. Воздух чистый и свежий. Вы слышите шум волн. чувствуете запах соленой воды. Легкий ветерок окутывает все ваше тело. Вы наслаждаетесь своим пребыванием на берегу моря. Смотрите на море и видите, как чайки порхают высоко над ним. Вокруг вас царит полное спокойствие. Вы вдыхаете чистый воздух, и с каждым выдохом вы оставляете все свое напряжение и беспокойство. Ваш организм наполняется новой энергией и спокойствием.

- теперь вернемся на урок.

- 7 мая 1804 года перед нами остров Нукагива. Наше 4 задание возвращает нас к 1-ому эпиграфу урока.

Но перед этим давайте вспомним, из каких частей состоит рассуждение

Дети говорят, учитель обобщает

- На составление рассуждения дается 7 минут. Удачи!

После составления рассуждения 1ученик из экипажей зачитывает его.

Дети заполняют судовые журналы

- В конце сентября 1804 года мы приблизились к берегам недружественной Японии. Здесь нас ожидает новое задание в экипажах кораблей.

- Перед вами перепутанный текст. Ваша задача - расставить все предложения по порядку, то есть восстановить текст. Это задание на скорость, но не забывайте про качество!

1. У японцев нет никакой мебели, и дом внутри был совершенно пуст. 2. Но японцы, разгадав их намерения, решили отделить свою страну от всего остального мира. 3. Одному Крузенштерну разрешили приехать осмотреть будущее жилище посла, никогда прежде не бывал он в японских домах и поэтому очень удивился.4. Япония была закрытой страной. 5. Португальцы, испанцы и голландцы издавна делали попытки завладеть Японией. 6. Комнаты отделялись друг от друга большими ширмами из плотной бумаги, которые свободно передвигались.

- Учитель читает восстановленный текст, дети проверяют

-Дети сравнивают свои тексты с восстановленным текстом на слайде

1.(4) Япония была закрытой страной. Португальцы, испанцы и голландцы издавна делали попытки завладеть Японией. Но японцы, разгадав их намерения, решили отделить свою страну от всего остального мира. Одному Крузенштерну разрешили приехать осмотреть будущее жилище посла, никогда прежде не бывал он в японских домах и поэтому очень удивился. У японцев нет никакой мебели, и дом внутри был совершенно пуст. Комнаты отделялись друг от друга большими ширмами из плотной бумаги, которые свободно передвигались.

Дети заполняют судовые журналы

Работа в микрогруппах

Самопроверка - сопоставление своего выполненного задания с ответом на слайде

Релаксация. Дети закрывают глаза, представляют картины, проговариваемые учителем, расслабляются

Нравственно-этическое оценивание (Р)

Поиск и выделение информации; Анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Волевая саморегуляция (Р)

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Нравственно-этическое оценивание (Р)

Построение логической цепи рассуждения. Умение составлять текст публицистического жанр(П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П)

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- выделить и осознать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- осознать качество и уровень усвоения

- Книга Николая Чуковского заканчивается такими словами:

- В этом тексте 2 предложения. С помощью какого средства связывается 2-е предложение с 1-ым Личное мест. ОНО)

- Вот и закончилась наша экспедиция по обобщению и закреплению знаний, умений и навыков, полученных в 5-6 классах. Мы путешествовали сегодня по следам экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. А насколько успешной она была, покажут ваши судовые журналы. Внимательно изучите свою работу на каждом этапе и поставьте себе итоговую оценку за урок. Вложите их в конверты. Ваши конверты потом вы получите назад.

Читайте также: