Вступительное занятие по литературе конспект

Обновлено: 30.06.2024

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).

Форма урока: беседа

Вид вступительного занятия: Обращение к впечатлениям учащихся (от произведений искусства); обращение к историческим сведениям (к истории создания, комментирование национальных обычаев и традиций).

Пробуждение интереса к изучаемому произведению.

Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.

Развитие устной и письменной речи.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.

Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.

Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.

Воспитание у учащихся интереса к литературе и другим произведениям искусства.

Формирование культуры взаимообщения.

Слово учителя с элементами беседы.

Работа с эпиграфом.

Работа с иллюстрациями.

Работа с фрагментом видеофильма.

Слово учителя элементами беседы.

Вы знакомы с таким приемом? (Да. Это прием литературной маскировки).

В чем его суть? (Повествование ведется от лица выдуманного рассказчика. Рассказ таким образом стилизован под правду). Совершенно верно.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагаю конспект вступительного этапа урока по произведению Л.Н. Толстого "После бала" с использованием эелектронной библиотеки.

Вступительный этап урока по литературе с использованием электронной библиотеки

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированная.

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

III. Аналитическая работа по произведению – 10 мин.

IV. Беседа о главных героях – 20 мин.

V. Подведение итогов урока – 5 мин.

Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа? (слайд 5). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

III. Аналитическая работа по произведению. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?

(Ответы учащихся).

– Прочтите вступление. Какова его роль?

– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа.

– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?

(Сцены бала и экзекуции). (из электронной библиотеки)

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателю понадобилась первая часть?

– Как называется такой прием?

(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый). (текст)

– А какие образы объединяют части рассказа?

(Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа о главных героях. Кто главный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

(Рассказчик, именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший с ним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы его себе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет.

(Ответы учащихся).

– Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Ему там все очень нравится, он буквально ослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный). (текст)

– Почему герою все на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен).

– Какую цветовую гамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

– А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большое черное).

– Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога, предупреждение).

Черные люди – что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека).

– Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цвета присутствуют в эпизоде?

(Красный, белый).

– Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами?

– На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина).

– Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой).

– Вспомните, что полковник при этом говорил?

(По закону военной жизни).

– Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

– Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд).

– В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздник Прощеное воскресенье?

(Надо всех простить, надо покаяться).

– Почему понедельник называют Чистым?

(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог ли полковник при этом поступить иначе?

(Скорее всего в этом случае он сам бы был наказан).

– В чем корень этих противоречий, по мнению Толстого?

(В том социальном и политическом порядке, который был в России в николаевское время).

– В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд 7).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительный урок по поэме Гоголя составлен с требованиями международного исследования по PISA. Технология критического мышления, новые стратегии, привлечение ИКТ - все подчинено одной цели: научить читать, повысить интерес к классике. Сценарий урока включил в себя и обязательные рефлексии.

Сатыбалдина А.С.

Цель урока: пробудить читательский интерес к классическому произведению, развивать функциональную грамотность.

Задачи урока: способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Всё, от начала до конца,-- полно одной неослабной, неустанной, живой жизни, той жизни, которою живёт предмет, перенесенный весь и свободно без малейшей утраты в область искусства; жизнь всюду, в каждой строке, и поэтому медленно надо читать Гоголя; содержание предлагается в каждом слове, каждая глава много, много наполнит человека, и изящное его чувство много, много насладится.

Психологический настрой. Видеофрагмент. Звуки природы. Пианино, шум моря и чайки.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.(Посл.)

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.(Вольтер.)

Каждую книгу нужно уметь читать. (Блез Паскаль.)

-- О чем мы с вами будем сегодня беседовать?

-- О ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о Н.В.Гоголе.

-- А о каком произведении мы будем говорить?

Цель – мотивировать ученика на прочтение книги.

Задание. Попробуйте спрогнозировать содержание первых страниц книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой, остальные его дополняют.




-- Хочется ли вам читать классику? Давайте послушаем ее в образцовом исполнении.

1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу.

2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Раз уж речь зашла об этой странице, следует сказать, что замечательна она и во многих других отношениях. Здесь, в первой же строке, мы знакомимся со знаменитой чичиковской бричкой, которая проезжает потом через всю поэму и в конце первой части подвозит нас к заключительным строкам о птице-тройке, несущейся вперед, мимо всего, что ни есть на земле. Два мира, один, олицетворенный в чичиковской бричке, и другой — в птице-тройке, песней несущейся в будущее, составляют два плана в гоголевской поэме. Бричка, запряженная тройкой сытых коньков, везущая Чичикова и его крепостную собственность — кучера Селифана, лицо в высшей степени поэтическое, и молчаливого лакея Петрушку, открывает поэму. Птица-тройка заключает ее.

Из второй строки мы узнаем, что Чичиков холост и что принадлежит он к господам средней руки, — обстоятельства, которые сопутствуют потом ему на протяжении всей поэмы.

О прочности колеса судят крестьяне-умельцы, понимающие толк в колесах. Разговор этот короткий, потому что профессиональный. Не посвященным в тайны колесного производства он непонятен. Потому-то он и вызывает улыбку. А ведь они правы! Если помните, Чичикову и впрямь понадобилось перед выездом перетягивать шину на колесе и налаживать передок.

Из разговора, кроме того, становится ясным, что если колесо доедет до Москвы, а до Казани уже не доедет, то губернский город NN находится ближе к Москве, чем к Казани, а следовательно, все приключения Чичикова произошли не так уж далеко от столицы.

Разговор этот заключает в себе, наконец, и еще один — иносказательный — смысл: в бричке Чичикова далеко не уедешь. Так говорит народ.

Точно так же и тульская булавка на манишке молодого человека, рассмотренная во всех деталях, становится столь же значительной, как и сам молодой человек. Но тем самым молодой человек низводится до размеров булавки, да еще не простой, а с претензией — с бронзовым пистолетом самого крошечного размера. И в этом пистолете содержится для молодого человека что-то очень обидное. Дальше в тексте поэмы подобные ему молодые люди будут обозваны зубочистками.

Так уже и не сойдет улыбка с лица читателя, покуда речь будет идти о губернском городе, о Чичикове, о светском обществе, об окрестных помещиках, ибо описание всего этого мира будет осмысливаться через комические уподобления, через детали, взятые в увеличении и смещающие привычные представления.

Никогда еще — до Гоголя — светское лицемерие, которому задавал тон оловянный император Николай I, не было так унижено, так позорно обнажено, как в книге Гоголя, где оно предстало в образе Павла Ивановича Чичикова.

На этом широком фоне Гоголь и начинает развивать образ Чичикова уже на первой странице. При этом все, что описано в ней, в этой странице, будет и потом играть свою роль в поэме: не только бричка, но и трактирный слуга, и гостиница, и трактир, куда удалятся в один из вечеров Селифан и Петрушка, и комната, куда вводят Чичикова, и сами Селифан и Петрушка, которые появятся на второй странице, и чемодан из белой кожи, и ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, и даже запах, который притащит с собой Петрушка, — все это получит в поэме свое место и свою роль. Даже комод будет помянут в восьмой главе. Даже тараканы. Каждая деталь значительна, каждая соображена в соответствии с целым. Не случайны поэтому и мужики на первой странице.

Мужики на первой странице поэмы не только напутствуют чичиковскую бричку — они начинают в поэме тему крестьянской Руси. Молодой человек с тульской булавкой начинает тему светского общества, Чичиков со своей бричкой — тему приобретательства и помещичьего благополучия.

Все линии намечены на первой странице. Никаких вступительных фраз. Никаких описаний, предваряющих или настраивающих читателя. Завязка началась в первой строке. Каждая художественная деталь получает значение в дальнейшем ходе повествования. Каждая оказывается необходимой для развития основных идейных мотивов гениальной гоголевской поэмы.

Вот это и есть мастерство!

1.Как, по мнению И.Андроникова, хочется читать Гоголя?

2.О каких своеобразных афоризмах Гоголя сказано в тексте?

3.О чем мы узнаем уже из первых двух строк?

4.В чем секрет мастерства Гоголя, по мнению автора одной страницы?

5. Обратитесь к эпиграфу урока. Совпадают ли мнения И. Андроникова и К.С.Аксакова?

5. Как нужно читать книгу Гоголя? Составьте свою рекомендацию.


Домашнее задание:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока вступительного занятия по литературе

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).

Форма урока: беседа

Вид вступительного занятия: Обращение к впечатлениям учащихся (от произведений искусства); обращение к историческим сведениям (к истории создания, комментирование национальных обычаев и традиций).

образовательные:

Пробуждение интереса к изучаемому произведению.

Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.

Развитие устной и письменной речи.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.

воспитательные:

Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.

Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.

Воспитание у учащихся интереса к литературе и другим произведениям искусства.

Формирование культуры взаимообщения.

Организационный момент.

Слово учителя с элементами беседы.

Работа с эпиграфом.

Работа с иллюстрациями.

Работа с фрагментом видеофильма.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

Организационный момент.

Слово учителя элементами беседы.

Вы знакомы с таким приемом? ( Да. Это прием литературной маскировки ).

В чем его суть? ( Повествование ведется от лица выдуманного рассказчика. Рассказ таким образом стилизован под правду ). Совершенно верно.

Гоголь работал над сборником только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности. Вечер – время таинственного, чудесного. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”.

Работа с эпиграфом.

Эпиграф заранее записан учителем на доске.

«Глубокое проникновение в культуру прошлого

Д. С. Лихачев

Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф, слова которого принадлежат Д. С. Лихачеву.

Запишем эпиграф в тетради.

А как же тогда эти слова известного русского филолога Д. С. Лихачева мы можем соотнести с Н . В . Гоголем ? ( Гоголь родился на Украине и гордился своими корнями , интересовался культурной жизнью прошлого своего народа . Б лагодаря этому он проник глубоко в культуру своего народа , полностью изучил разные её проявления . И написав это произведение, помог нам узнать о культуре украинского народа , о его жизни , сблизить нас с ним, приблизить нас к пониманию и восприятию самим Гоголем этого народа).

Чем же интересна эта ночь перед Рождеством? ( Ночь чудес, гаданий, время, когда оживает нечистая сила… ).

Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования.

В этом нам и поможет повесть Гоголя. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к обману, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, и что очень важно, показаны обычаи и традиции украинского народа.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Как вы думаете, ребята, почему? ( Его детство и юность прошли на Украине ). Да, это так. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно проникнулся глубоким интересом к украинской культуре. Как вы считаете, почему? ( Ему не хватало культуры, традиций своего народа, быта украинской жизни) .

Работа с иллюстрациями

hello_html_m37612bc4.jpg

Что изобразил художник на картине? ( Веселящихся людей, радостных, счастливых, с музыкальными инструментами, на санях; ночь, свет в окнах хат; мороз, снег, звездное небо; нечистая сила пляшет вокруг луны и проч. )

Почему мы можем сказать, что люди веселятся? (Они улыбаются, смеются, изображены в непринужденных позах, играют на музыкальных инструментах.)

Какие краски и с какой целью использовал художник? (Темные тона – от голубого до черного – использованы для передачи таинственности ночи, сама же одежда изображена в ярких праздничных красках – желтый, оттенки красного, оранжевый и т.д. Это работает на контраст и подчеркивает атмосферу праздника.)

Все верно. Немного забегая вперед, скажем, что здесь изображена одна из сцен произведения, но какая, об этом мы скажем на следующем уроке. В ернемся к традициям украинского народа.

Ребята, скажите, нравится ли вам Рождество? Почему (чем)? Действительно, это время духов и чудес. А самое величайшее чудо этого времени в том, что в этот день родился Иисус Христос.

Давайте послушаем выступления ваших одноклассников и узнаем побольше об этих праздниках и обрядах.

Рождество Христово – это один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. До 1917 года отмечался 25 декабря. Сейчас отмечается 7 января.

Учитель: Ребята, запишем определение.

Рождество - Один из христианских праздников в память рождения Иисуса Христа.

Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением (19 января). В Малороссии святки называют Колядою. С 22 января (самый короткий день в году) начинается постепенное “воскресение” солнца. Праздники в честь нарастания силы солнца славяне называли колядой и праздновали в конце декабря – начале января. В эти дни, когда солнце начинает свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с земледелием, естественно было задуматься о том, каким он будет, что принесет с собою. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки.

Учитель: Запишем определение.

Святки - Праздничные дни между Рождеством и Крещением.

Колядование – одно из центральных магических действий, производимых в период Святок. Ряженые ходили из хаты в хату, пели колядки, небольшие песенки, в которых славили Христа, хозяина, хозяйку, желали добра. Того, кто колядует, всегда угощали, клали в мешок сладости, пироги. После принятия христианства древний языческий праздник коляды сливается с христианским праздником Рождества.

Учитель: Запишем еще несколько определений.

Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

Колядки - Песни, исполняемые во время обряда коляды.

Просмотр фрагмента из фильма.

Посмотрим несколько фрагментов из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” ( 19:55 – 21:32; 30:05 – 31:35; 62:10 – 62:40 ). Понаблюдайте за обрядами, гуляниями и традициями в этом фрагменте.

Какие праздничные обряды или народные традиции вы увидели? ( Колядование, песни (колядки), переодевание в праздничные наряды, также мы увидели, что люди с удовольствием участвуют и в самом колядовании: и те, кто поет, и те, кто дарит сладости и т.п.; также люди во время этих праздников обязательно ходят в церковь на службу ).

Как проходят святочные гуляния украинского народа? (На таких гуляниях многолюдно, весело, они проходят с песнями, плясками, играми, катаниями на санях) .

Подведение итогов.

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

Скажите, почему традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании? ( Древние славяне имели много языческих обычаев и поверьев. Пришедшее на смену язычеству христианство, а с ним и почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами славян. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения ).

Можете ли вы привести пример такого обряда, ставшего забавой для украинского народа, но имевшего глубокий смысл? ( Да. Колядование ).

Какой же славянский праздник принес этот обряд? ( Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением ). Верно.

Ребята, создалось ли у нас представление о национальных традициях малороссиян (украинцев)? ( Да, конечно ).

Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами Д. С. Лихачева? (Звучат различные точки зрения).

Домашнее задание:

Проанализировать повесть с точки зрения использованных Н.В. Гоголем изобразительно-выразительных средств, привести примеры, определить их роль в повести.

Тема: Роль книги в жизни человека.

Обучающие: познакомить учащихся с содержанием учебника литературы 5 класса, автора В. Я. Коровиной, познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.

Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению художественных произведений русских и зарубежных авторов.

Тип урока: урок-беседа, урок-экскурс.

Ведущие методы: словесный и наглядный.

Оборудование: записи на доске, проектор, экран, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной.

1.Знакомство с кабинетом литературы, учебником литературы для 5 класса, задачами нового учебного предмета.

2. Беседа о читательских интересах пятиклассников, о прочитанных летом произведениях.

3. Беседа с ребятами о роли книги в жизни человека.

4. Как сделана книга.

Словарная работа: обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац, сноски, оглавление, автор, художники, редактор, корректор, наборщик.

Оборудование урока: Учебник литературы для 5 класса, проектор, записи на доске, литературоведческий словарь, высказывания писателей о роли книги в жизни человека и общества.

(Ученики отвечают, что в кабинет литературы очень интересно заходить, в нём много портретов разных писателей, ребята хотят узнать, кто эти писатели, какие книги написали? Также в кабинете много словарей и справочников, есть небольшая выставка книг, оформлены интересные красочные стенды. В кабинете литературы есть компьютер и проектор).

Учитель: «Ребята, как вы думаете, каковы задачи нового учебного предмета?

- Ребята, любите ли вы читать? Какие книги вы прочли летом, чем они вам понравились, чем интересны? Кто их авторы, о чём в них рассказывается?

(Рассказы учеников о книгах, прочитанных летом, ребята обязательно называют имена авторов любимых книг.)

( Устные ответы-рассуждения учеников).

(Устные ответы учеников, рассуждения о том, почему жизнь современного человека невозможна без чтения, почему чтение – это лучшее учение).

Учитель предлагает учащимся прочитать на экране высказывания великих писателей и поэтов о роли книги в жизни человека, (выведенные через проектор). Необходимо ученикам самим разъяснить смысл данных высказываний и порассуждать об их значении.

Действие человека мгновенно и одно, действие кни-

ги множественно и повсеместно.

Александр Сергеевич Пушкин.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Книга, созданная руками человека, стала такой же категорией вечности, как пространство и время. Смертный человек создал бессмертную ценность.

Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.

Ученики подробно объясняют смысл высказывания великих писателей, рассуждают по поводу сказанного великими людьми.

Занимательная физминутка (2 – 3 минуты). Задание: передайте жестами сказанное мною.

В небе солнышко горит,

Солнце детям говорит:

-Вот ведь я какое уродилось,

Я свечу, смеюсь, играю,

Очень всем я доверяю,

Всех люблю вас, берегу

И успехов всем желаю!

Ребята говорят о том, у кого лучше всего получилось жестами передать смысл весёлого стихотворения.

Слово учителя, обращённое к ученикам, о том, как сделана книга.

(Обращается внимание учеников на записи, выведенные на экране : разворот, фронтиспис, титул, шмуцтитул, заставка, концовка ).

Перед вами книга, новый учебник. Первое, что мы видим, - это обложка. Она бывает разной: мягкой, или твёрдой, сделанной из картона, тогда такую обложку называют переплётом. Уже в старину могли делать удивительные переплёты, их делали из кожи, украшали тиснёным рисунком с золотом. Для знати изготавливались ценные книги, на их переплётах укреплялись металлические застёжки. Иногда у некоторых книг края обрамлялись уголками, которые вырезали из металла. Сейчас мы держим в руках книгу современную, у неё поверх твёрдого переплёта надета ещё одна бумажная обложка – на ней помещён красочный рисунок, написаны имя автора и название книги. Это, так называемая, суперобложка.

Ребята, перевернём ещё страницу, новый разворот, на левой стороне помещён ФРОНТИСПИС, на правой – ТИТУЛ. Для вас, ребята, ещё два незнакомых слова. Кто из вас может объяснить значения этих слов?

ФРОНТИСПИС – это иллюстрация, которая говорит нам о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя – автора книги.

На ТИТУЛЕ напечатаны для вас название книги, фамилия и имя автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. Титульный лист бывает одинарным ( из двух страниц лицо и оборот), бывает двойным ( состоит из четырёх страниц, как правило, первых). Бывает так, что книга состоит из нескольких разделов, тогда перед каждым может быть свой ТИТУЛ – тогда он называется ШМУЦТИТУЛОМ. На нём название или номер главы и рисунок.

Очень часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы – концовкой. < 2 >.

Учитель обращается к ученикам-пятиклассникам: «Ребята, посмотрите внимательно на страницы учебника, полистайте его, вы видите рисунки, иллюстрации? Вы видите интересные заставки, концовки, назовите такие страницы.

Ученики называют номера страниц, произведения, к которым нарисованы заставки и концовки.

Пауль Реннер сказал, что от книги для чтения мы требуем трёх вещей. Во-первых, она должна читаться без усилия; во-вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении, в-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с её транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть занимать как можно меньше места в багаже, а по возможности и в кармане.

Учитель: «В настоящее время появились так называемые ЭЛЕКТРОННЫЕ книги. Что вы можете рассказать о них?

( Это электронная запись на компакт-диске всей информации, которую несёт книга в обычной её форме. Для знакомства с этой информацией запись выводят на экран. Достоинство электронной книги, во-первых, в том, что она намного компактнее обычной книги и может вместить в один диск информацию многотомной энциклопедии; во-вторых, в том, что она при заложенном в неё, запрограммированном соответствующем аппарате способна значительно убыстрить поиск нужного материала, упростить выборочное чтение; в-третьих, в том, что она не требует бумаги и сохраняет ресурсы.)

(Ученики высказывают каждый своё мнение)

Учитель: «Я думаю, что обычные книги, которых великое множество в библиотеках, у каждого дома, которые так любят листать взрослые и дети, будут сопровождать нас ещё долгие годы. Книга останется с нами навсегда, ведь она – произведение книжного искусства!

Так что, электронная книга и традиционная книга-кодекс, скорее всего, будут сосуществовать, радуя и обогащая человечество! И последний вопрос, на который вы сегодня ответите. Как нужно относиться к книге, к учебнику?

(Ученики отвечают, что книги нужно беречь, относиться к ним с любовью, беречь их, потому что в книгу вложен труд многих людей: писателей, поэтов, художников, наборщиков, редакторов, ребята объясняют, кто такие наборщики, редакторы…)

Читайте также: