Применение современных цифровых технологий в образовательном процессе конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности.
Цифровые технологии это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов и т.д.
Информатизация общества, и как частное проявление информатизация образования, приводят к появлению новых технологий организации образования. Одной из таких технологий, отражающих следствия информатизации, является открытое образование, а одним из эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства есть развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как важнейшей компоненты формирующейся в России системы открытого образования [1].
Реальность такова, что ещё совсем недавно мы обсуждали информационные технологии, говорили о тенденциях их развития в России и в Мире, обдумывая каждый про себя на что он способен, чем из этих технологий может пользоваться в силу своих умений, а также технического обеспéчения. Но оказалось, что тема использования цифровых технологий была так близка к повсеместному внедрению ее в практику, бежала за нами, а потом, кажется совсем внезапно догнала и заставила подчиниться. И вот уже все, даже те, кто и не планировал своего развития в данном направлении, волею судьбы стали постигать новые вершины информационного образования. Каждый педагог в сложившейся ситуации выбрал себе наиболее удобные, понятные и продуктивные технологии. В свою очередь я поделюсь с вами своими фаворитами в этой области.
Неоценимыми помощниками учителя являются программы видеомонтажа и редактирования звука. При помощи таких программ можно создавать учебные видеоролики по разным темам учебной программы. Хочу рассказать вам сегодня какими программами и технологиями пользуюсь я для создания мультимедийного контента. Видеоклипы я монтирую с помощью программы VideoPad Video Editor. Также пользуюсь программой oCam, которая мне нужна для того, чтобы получить скриншот экрана. Далее расскажу о моей любимой технологии.
Скринкасты могут понадобиться в тех случаях, когда у учеников нет возможности присутствовать на уроках онлайн.
Технология экранного видео является очень удачным решением в образовательном процессе: наблюдая за каждым движением и словом, обучающийся сам внедряется в процесс; может неоднократно прокручивать видео, заостряя внимание на наиболее сложных для него моментах, изучать материал в индивидуальном темпе; немедленно применить на практике все увиденное и услышанное [3].
Ещё одна очень интересная технология - видеоскрайбинг (это динамичное рисованное видео, которое состоит из сочетания рисования и увлекательного рассказа, дополнено анимацией и спецэффектами).
Популярность этого явления обуславливается несколькими причинами. Прежде всего, видеоскрайбы привлекают внимание и способны удерживать его на протяжении длительного времени. По своей стилистике они сильно отличаются от видеороликов. Еще одной причиной популярности стало то, что видеоскрайбинг создает эффект присутствия, вовлекая зрителя в происходящее. Сюжет будто разворачивается наяву, прямо на глазах зрителей.
Видеоскрайбы вызывают эмоции. Сам процесс рисования образов действует гипнотически: глядя на создание анимационного изображения, зритель уже хочет узнать, как будет развиваться сюжет ролика и чем все закончится. Именно новизна видеоскрайбинга, его непривычность заставляют останавливать взгляд на видеороликах, созданных по данной технологии [4].
Также существуют технология хромакей и технология создания видеоуроков с видеосопровождением учителя, с которыми я ещё только знакомлюсь.
Технология хромакей - это технология экспресс-вырезания неугодной части контента из ряда кадров путем раскраски ее в заданный, однородный, ключевой цвет с последующим совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Как же работает хромакей? Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Это - основной принцип, а дальше - фантазия режиссера, помноженная на профессионализм художников и монтажеров погружает нас в волшебные, нереальные, но такие реалистичные миры [5].
Создавать видео могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео. Здесь конечно весомую роль играет обеспечение учащихся компьютерами, планшетами и доступ к сети интернет.
Нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять, так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика так, как им управляет живой разум, в данном случае учитель [2].
Но как бы там ни было цифровые технологии уже вошли в нашу жизнь и мы должны научиться ими пользоваться.
Введение в современное образование ФГОС обязывают педагогов использовать в образовательном процессе цифровые ресурсы и электронные образовательные платформы. Это позволяет делать занятия интересными, мобильными, продуманными.
Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ
Предмет: русский язык.
Тема урока: Правописание глаголов – тся и –ться.
Тип урока: открытие новых знаний.
- познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.
писать глаголы с -ться, -тся, объясняя выбор способа действия; выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Этапы урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….
( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)
- С какой частью речи мы работаем последние уроки?
1. Глагол обозначает признак предмета.
2. Глаголы отвечают на вопросы что делает? что будет делать?
3. Глагол изменяется по числам и временам.
4. Глагол прошедшего времени изменяется по родам.
5. Глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа отвечают на вопрос что делает?
6. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- Проверьте свою работу, сверяя со слайдом.
- Оцените свою работу на листе самооценки.
Они вернутся – они верну[ца].
-Что вы можете сказать об этих словах? (Это глаголы)
-Какие вопросы у вас возникли?
(Почему в одних глаголов пишется ь, в других его нет, а произносится во всех словах [ца])
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
(Правописание глаголов с -тся, -ться)
-Какую задачу поставите перед собой?
( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда –тся)
IV. Открытие нового знания.
- Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная.
1) Составим план исследования.
1.Поставить к глаголам вопросы.
2. Распределить глаголы на группы в зависимости от вопросов.
3.Выяснить. что влияет на написание -тся, - ться.
4. Сделать вывод.
2) Работа в парах.
- Обсудите в парах.
Учиться учится Развеселиться развеселится они вернутся
Что делать? что делает?
Что сделать? что сделает?
- К какому выводу пришли?
(Если в глаголах на конце слышится [ца], и глагол отвечает на вопрос что делать?, что сделать?, то пишется –ться, а если отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то пишется -тся.)
- Составим алгоритм написания глаголов с ться и –тся.
1. Нахожу глагол.
2. Ставлю вопрос, определяю форму.
3. Пользуюсь правилом.
4. Обозначаю орфограмму.
- Для чего он нужен? Как вы им будете пользоваться?
- Вы решили поставленную задачу? (Да)
- Оцените свою работу.
V. Физкультминутка.
- Если я произношу глагол 3 лица единственного числа, хлопают девочки, если глагол неопределённой формы – мальчики.
Бояться, боится, соревнуется, соревноваться, хвалится, хвалиться, играется, играться, слышится, торопится, прячется, торопиться, получается, получиться, кататься, пробежаться.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса [9]. Она все больше наполняется цифровыми средствами обучения (интерактивные доски, цифровые камеры, микроскопы, проекторы, компьютеры, лаборатории, виртуальная и дополненная реальность и мн. др.). Перечень инструментов постоянно пополняется более совершенными и технологичными разработками. Здесь наиболее перспективным направлением является создание роботов (робототехнических систем, комплексов – РТК), которые применяются во многих отраслях (здравоохранение, освоение космоса, оборонная промышленность, общественная безопасность, развлекательная индустрия и мн. др.). По статистике, в 2018 году в Южной Корее на 10 тыс. человек приходился 531 робот, в России – всего лишь 3, а в вузовском образовании эта цифра еще ниже. Отставание налицо.
В современном мире робототехника имеет важное значение. Исследователи указывают на необходимость обучения подрастающего поколения в этом направлении, анализируют примеры работы с обучающими конструкторами [6].
Прежде чем роботы как цифровые помощники станут доступными и будут полностью приспособлены к субъектам образовательного процесса, предстоит решить большое количество проблем. Это высокая стоимость роботов; их восприятие людьми разного возраста, состояния здоровья, национальности и вероисповедания; адаптация внешнего вида РТК к образу и подобию человека; голосовое общение с ним – интонации, четкость произношения; психологическая и физическая безопасность, конфиденциальность информации и мн.др.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что обучение школьников возможно лишь в условиях высокотехнологичного образования. Внедрение роботов, РТК и других современных инструментов и средств обучения – одно из перспективных направлений развития, способное существенно повысить уровень образования в школе. Возникла необходимость наличия четкого механизма быстрого продвижения цифровых новшеств в процесс обучения. И этот механизм может быть представлен как: последовательность процессов, совокупность точно заданных действий достижения желаемого результата, педагогические разработки для адаптации актуальных цифровых средств к условиям школьного обучения, конкретизация технических возможностей различных цифровых устройств , выявление основных функций и направлений их использования в учебном процессе в соответствии с техническими возможностями (лабораторное оборудование, ассистент, помощник, теле присутствие) и требованиями ФГОС; – проектирование и моделирование учебного процесса с применением новых средств; – создание алгоритмов адаптации учебных материалов для их применения в новых условиях (в частности, при использовании робота актуальны вопросы объемов учебного материала, его показа в виде презентации, видеоролика, текста и (или) звукового сопровождения – темп речи; стандартных команд для вывода информации на экран и мн. др.); – разработка алгоритмов деятельности РТК в учебном процессе и их верификация; – разработка методики использования новых средств для преподавателя и пользователя на занятии (учебно-методических рекомендаций);
Все это свидетельствует об актуальности выбранной мной темы
Объект исследования –деятельность обучающихся при использование цифровых технологий в курсе информатики и ИКТ.
Предмет исследования – возможности инновационных технологий для деятельности обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ.
Цель исследования – изучение возможностей применения цифровых технологий для работы обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ.
выявление и обобщение возможностей современных интернет технологий в школьном образовании;
обзор и обобщение опыта эффективного использования современных интернет технологий для организации деятельности обучающихся
анализ возможностей цифровых технологий
разработка учебно-методических материалов с использованием интернет-сервисов.
разработка учебно-методических материалов с использованием интернет-сервисов
Практическая значимость: разработанные учебно-методические могут быть использованы в курсе информатики и ИКТ.
Глава 1. Цифровые технологии как средство организации совместной работы обучающихся в школьном курсе информатики и ИКТ
Рассмотрим такие средства обучения как интернет-сервисы (сетевые сервисы, web-сервисы). Веб 2.0 (Web 2.0) – второе поколение сетевых сервисов, действующих во всемирной паутине. Данные сервисы отличает простота, доступность и надежность, в них можно работать как индивидуально, так и коллективно. Сегодня это современное средство обучения, которое дает учителю неограниченные возможности для творчества, повышает мотивацию детей к обучению и делает учебный процесс непрерывным и интерактивным. Работа в сервисах интересна и учителю, и ученикам [1]. Сетевые сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию. Новые сервисы радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента (от англ. content – содержимое). Освоение новых средств ведет не просто к тому, что мы можем решать новые задачи, но и меняется наше мировоззрение, которое позволяет нам видеть мир с новой точки зрения. Таким образом, интернет-сервисы становятся естественной образовательной средой для организации совместной деятельности, целесообразность использования которых в учебных целях очевидна [3].
Приведу примеры сетевых сервисов для организации как совместной, так и индивидуальной работы на уроках информатики и ИКТ.
Calameo – это сервис, предназначенный для создания и совместного редактирования интерактивных публикаций в виде журнала, брошюры или презентации. С помощью этого сервиса можно разместить в сети уже готовую публикацию, подобрав ей необычный дизайн.
Tripadvisor – один из самых оригинальных сервисов для создания мультимедийных слайдшоу. Сервис предлагает актуальные шаблоны, в которых просто необходимо указать место съемки и прикрепить ваши фотографии. В один миг сервис предоставит вам готовое слайдшоу, которое можно использовать в вашей деятельности.
Glogster – незаменимый сервис для создания онлайн плакатов, которые могут включать в себя фото, аудио, видео, анимации и текст. Образовательная версия данного сервиса позволяет преподавателю создавать виртуальные классы, где каждый обучающийся может опубликовать свои актуальные постеры, комментировать их и с лёгкостью обмениваться своим творчеством с остальными ребятами.
Edmodo – сервис для организации учебного процесса и проведения дискуссий на определенную тему, в которой могут участвовать все обучающиеся вашего класса. Очень хорошо подходит для организации совместной деятельности школьников.
Linoit – наиболее удобный онлайн сервис для публикации заметок. С помощью данного сервиса можно оставлять важные заметки на онлайн доске, которые будут доступны другим пользователям. Очень удобно для проведения мозгового штурма в классе. Цвета заметок и фон доски можно изменять. При помощи этого сервиса каждый ученик во время урока сможет оставить своё мнение на общей доске.
Wikiwall – можно использовать для создания тематических или классных газет на любую тему. Каждый, у кого есть ссылка довольно легко сможет редактировать газету, добавлять видео, картинки и текст.
AnyMeeting – сервис, который можно использовать для проведения вебинаров с любым количеством участников в режиме реального времени. Вовремя вебинара у каждого есть возможность совместного использования приложений и совместного использования экрана.
TimeToast – предпочтительный сервис для совместного создания и редактирования временно – событийных линеек. С помощью этого сервиса каждый ученик за считанные минуты может с лёгкостью создать свою дидактическую игру или учебную диаграмму.
Кроме перечисленных выше можно добавить следующие интернетсервисы: – виртуальные доски: Conceptboard – совместное редактирование, виртуальная доска; DabbleBoard – совместное редактирование без регистрации; Scrumlr – виртуальная доска со стикерами; – дидактические материалы для уроков в игровой форме: LearningApps – создание интерактивных учебно – методических пособий по разным предметам; JigZone – создание пазлов
Flashcard Machine – создание онлайн – карточек для проведения викторин, занятий, тренингов; фабрика кроссвордов – генератор кроссворда; – тесты, опросники: 99Polls – создание опросов;
Usaura – создание тестов на основе графических изображений;
Artpad – онлайн рисовалка; Aviary – фоторедактор – редактируем фото; Aviary Phoenix – совместное редактирование рисунков;
BannerSnack – создание баннеров; – презентации, публикации, видеоролики: Prezi – создание и публикация презентаций; Powtoon – создание скрайбинг презентаций; – мультимедиа сервисы: ZooBurst – анимационные 3D публикации; Playcast – создаём мультимедийные открытки;
Blabberize – озвучивание героев, сценок с элементами анимации;
Mp3Cut – обрезка музыки и создание рингтонов онлайн.
Необходимо учитывать эффективность и удобство сервисов в работе. Если пользоваться несколькими сервисами, появляется проблема с запоминанием логинов и паролей при регистрации на каждом из них.
Сервисы Google имеют преимущество перед остальными сервисами, т.к. под одним аккаунтом возможен доступ к любому сервису, входящему в состав Google. Большинство инструментов бесплатны. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества.
Удобный и простой интерфейс, в котором любой школьник сможет создать свой личный сайт, не обращаясь к сложным структурам организации сайта. Редактировать сайт можно совместно, что довольно оптимизирует деятельность учащихся. Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций.
Глава 2. Опыт внедрения и применения цифровых технологий на уроках информатики.
Цифровые технологии позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Дети могут работать совместно, выполняя проект. Учителю интернет сервисы позволяют творчески подойти к обучению. Использование цифровых технологий в учебном процессе – это средства, позволяющие оптимизировать учебный процесс, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы [2]. В современном мире учитель должен быть направлен на организацию совместной деятельности обучающихся.
Предлагаю использовать следующие сервисы Wеb 2.0: Сервисы Google бесплатны для всех пользователей. Так как все данные хранятся в облаке, вы можете не беспокоиться о их сохранности. Открыть документ можно на любом устройстве. Когда обучающиеся работают вместе над каким-либо проектом, например, собирают материалы для презентации, они могут использовать совместный доступ. Обучающийся может предоставить доступ с возможностью редактирования Вами, чтобы дать рекомендации. Для учителя это способ осуществления обратной связи.
Сервис Сасоо простой и удобный онлайн сервис для совместной работы по созданию схем и диаграмм онлайн. Этот сервис имеет много дополнительных модулей для создания даже самых сложных схем и плакатов. Questbase – удобный сервис для создания тестов, опросов, викторин. При создании теста предусмотрены разные типы вопросов. Сервис можно применять для дистанционных викторин, олимпиад, для проверки усвоения.
При изучении базового курса Информатики и ИКТ рассматриваются и осваиваются большое количество программ. Большинство имеют аналоги в виде интернет – сервисов, которые всегда доступны в любом месте, где бы ни находился участник образовательного процесса при наличии доступа к сети Интернет. Рассмотрим интернет-сервисы, которые смогут быть полноценными заменителями программного обеспечения школьного компьютера в кабинете информатики. Практически на любом этапе изучения предмета возможно замещение прикладного ПО интернет сервисами.
Интернет-сервисы для изучения разделов
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели урока: Содержательная – формирование понятийного аппарата по созданию презентации с помощью сервиса Google. Деятельностная: создание условий для совместной работы обучающихся при изучении Google сервиса; развитие навыков работы в сети интернет с сервисом Google.
Задачи урока : – формирование понятийного аппарата по данной теме; –создание условий для совместной работы обучающихся при изучении приложения Google презентации; –активизация познавательных интересов, развитие навыков работы в сети интернет с сервисом Google.
Оборудование: компьютер, проектор, ОС Windows, выход в интернет.
Методы обучения : технология организации совместной деятельности, репродуктивный, эвристический;
Автор: Мян Мирта Кисековна
Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Применение мультимедийных технологий…..……………….…..3
Презентация –викторина 1………….………………………. 5
Презентация-викторина 2……………………………………. 8
Использование мультипликации на уроках в начальной школе.…………………………………….…………………….…….9
Образовательные анимационные видеоролики…………………. 11
Используемые источники……………………………………. 14
Список приложений к методическим разработкам………………15
Предисловие.
В данном сборнике представлены лучшие методические работы, выполненные посредством компьютерных технологий и с помощью онлайн-сервисов (презентации-викторины, квесты, энциклопедии, мультфильмы к урокам и учебные анимационные видеоролики). Сборник состоит из трёх разделов. Первый раздел - это применение мультимедиа технологий на уроках в начальной школе, где представлены презентации, которые можно использовать на разных этапах уроков в начальной школе. Второй раздел - использование мультфильмов на уроках литературного чтения и окружающего мира. Третий раздел - образовательные анимационные видеоролики, созданные посредством онлайн сервисов.
Применение ИК-технологий в образовательной деятельности способствует более успешному усвоению знаний. За счёт более эффективного воздействия на восприятие учащегося, активизирует умственную деятельность, позволяет не только увеличить объём сообщаемой информации, но и разнообразить способы решения учебных задач, способствует формированию положительной мотивации обучения, стимулирует творческую активность. Интерактивные технологии позволяют решать задачи визуализации и предоставляют широкие возможности для организации образовательной деятельности.
В настоящее время для педагогов существует большой выбор курсов повышения квалификации, которые позволяют углублять знания в данной области и расширяют возможности эффективного взаимодействия между учащимся и педагогом. Большую роль в формировании ИКТ-компетенции педагогов играют курсы повышения квалификации, организованные сотрудниками кафедры информационных технологий КГАУ ДПО
Применение мультимедийных технологий
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Мультимедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования. Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото и видео в одном цифровом представлении.
Одной из самых популярных и доступных программ для создания интерактивного мультимедийного контента является MS Power Point. С помощью данной программы можно настраивать появление и движение объектов, воспроизводить встроенные звуки. В презентациях к урокам я использую различные технологические приёмы: триггеры, аудио (рис.1.), гиперссылки и анимацию, элементы программирования на языке VBA и макрос Drag-And-Drop (рис. 2).
Рис.1. Слайд с использованием аудио из презентации
Рис.2. Использование на слайде макросов и элементов
программирования на языке VBA
Подробное описание содержания слайдов и способы управления технологическими приёмами презентаций даны в описаниях к методическим разработкам (Приложения А-Г).
Цель урока: систематизировать и проверить знания по данному разделу.
- закрепить умения различать виды устного народного творчества, приводить примеры произведений фольклора;
- развивать навыки самоконтроля;
- воспитывать интерес к народному фольклору.
Ссылка на презентацию:
Презентация может использоваться в конце первого полугодия на уроке закрепления и обобщения знаний, а так же во внеурочной деятельности.
- развитие познавательной активности учащихся 2-х классов;
- воспитание интереса к предмету Окружающий мир;
- формирование навыков контроля и самоконтроля;
- развитие интереса к ИКТ-технологиям.
Презентация содержит задания в занимательной форме (рис. 5.). Звуковые эффекты, передвижение изображений создают соответствующий эмоциональный настрой, ученик словно находится на плывущем корабле. Это вызывает познавательный интерес у учащихся. Нужно собрать ключи от замка, преодолевая препятствия в виде заданий, которые ожидают их при приближении к замку. Задания направлены оценку и контроль знаний.
Читайте также: