Конспект урока класс рыбы 7 класс с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

Цель: продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, особенностями их размножения и развития в связи с водной средой обитания; научить объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжить формирование познавательного интереса, умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником.

Тип урока: лабораторно-исследовательский.

Средства обучения: учебник; небольшая живая рыбка в банке с водой; мотыль; фотографии, рисунки, таблицы с изображением рыб; схема строения лучеперых и кистеперых рыб; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные направления эволюции хордовых;

- общую характеристику надкласса Рыбы.

Учащиеся должны уметь:

- определять систематическую принадлежность животных к изучаемому таксону;

- работать с живыми животными и фиксированными препаратами (влажными препаратами);

- объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

- наблюдать за поведением животных в природе.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторную работу под руководством учителя;

- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

- сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении таксона;

- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

- работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

- работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;

- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Личностные результаты:

- развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Сценарий урока:

I стадия. Вызов - побуждение к деятельности.

Цель первой стадии – активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучаемой теме.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.

- А о ком мы сегодня будем говорить, узнаем, отгадав загадку:

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

По каким признакам мы угадали, что это рыба?

- Верно, мы сегодня будем говорить о рыбах. Ну, а чтобы точно определить тему урока давайте восстановим нарушенную последовательность. Изменив слова и поставив их в правильной последовательности сформулируйте тему урока.

Рыбы, вода, надкласс, животные, позвоночник. (Надкласс Рыбы – водные позвоночные животные). Запишите тему урока в тетради. На этом уроке мы начинаем изучение новой темы надкласс Рыбы, в течение нескольких занятий Вы познакомитесь с особенностями внутреннего и внешнего строения, размножения и их систематикой. Сегодня мы познакомимся с общей характеристикой рыб и особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Перед вами таблица, в которой записаны утверждения о рыбах. Ваша задача определить, какие из них верные, а какие нет.

Утверждения о рыбах

До изучения темы

После изучения темы

Тело подразделяется на голову, туловище и хвост.

Парные плавники: грудные, брюшные и хвостовые.

Кожные покровы состоят из двух слоев: наружного эпителиального и внутреннего – соединительнотканного.

Бедны кожными железами.

Скелет представлен позвоночником, черепом, а также скелетом плечевого и тазового поясов, непарных и парных плавников.

Позвоночник разделен на туловищный и хвостовой отделы.

Дыхательная система представлена жабрами.

Кровеносная система замкнутая, образует два круга кровообращения.

Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Плавательный пузырь выполняет, в основном, гидростатическую функцию.

Органы выделения – это туловищные почки.

Головной мозг состоит из пяти отделов.

В конце урока мы проверим, верные ли у вас представления о рыбах было в начале урока.

Стадия – осмысление.

Все время нашей работы слышится шум моря. Почему? А какие свойства воды вы знаете? (Прозрачна, хороший растворитель, большая плотность воды, текучесть, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах, снижение освещенности с глубиной)

- А, как вы думаете, какие приспособления помогают рыбам выжить в воде? Ваши предположения? ( Жабры, форма тела, плавники, чешуя и т.д.)

Учащиеся выполняют лабораторную работу в группах по инструктивной карточке.

Лабораторная работа

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб; определить черты приспособленности рыбы к жизни в воде.

Объекты и оборудование: живые рыбы, помещенные по одной в банки с водой; отдельные чешуи; лупа.

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму тела. С чем связана такая форма?

Рассмотрите голову, туловище, хвост, плавники. Найдите рот, ноздри, глаза. Нужны ли рыбе веки? Какое положение занимает рот на голове рыбы? Как вы думаете, в какой части водоема обитает этот вид рыб? На чем основано ваше предположение?

Изучите окраску тела рыбы. Одинакова ли окраска рыбы на спинной и брюшной стороне тела. Как вы думаете, с чем это связано?

С помощью лупы рассмотрите чешую. Какое значение имеет чешуя в жизни рыбы?

Понаблюдайте за движением жаберных крышек и рта рыбы. Есть ли между этими движениями связь? Какую функцию выполняют жаберные крышки?

Найдите на рыбе грудные, брюшные, спинной и анальный плавники. Какова роль отдельных плавников в передвижении рыб?

Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в водной среде.

Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?

Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?

Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?

Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?

Большая плотность воды Форма тела

Обтекаемая, слизь, черепитчатое расположение чешуи,

Прозрачность Защитная окраска, органы зрения – глаза.

Р астворенные вещества, малое содержание кислорода Жаберное дыхание, обоняние

Текучесть, высокая скорость передачи колебаний. Органы боковой линии.

Высокое давление на глубинах Изменение формы тела от веретенообразной к лентовидной и

Снижение освещенности с глубиной Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб

Рыбы имеют множество приспособлений во внешнем строении, они позволяют им выжить в водной среде, дает преимущества и позволяет процветать им как самой многочисленной группе позвоночных животных.

- Внутреннее строение рыбы также приспособлено к жизни в водному образу жизни. (Демонстрирую учащимся речного рака, беззубку и майского жука.) Выберите животных, у которых имеется скелет. Какой это скелет – наружный или внутренний? Для чего нужен скелет?

- Рыбы, являясь представителем подтипа Черепные, или Позвоночные, обладают хорошо развитым скелетом.

Рассмотрите скелет костистой рыбы. Из каких отделов он состоит?

Рассмотрите позвоночник рыбы. Из скольких отделов он состоит? Чем образованы они? Одинаковое ли строение имеют позвонки разных отделов?

Внимательно рассмотрите позвонки туловищного и хвостового отделов. В чем состоит их сходство и отличия?

Рассмотрите скелет грудных и брюшных плавников рыбы. Одинаково ли их строение?

Рассмотрите скелет хвостового плавника. Какое строение имеет он?

Подпишите части скелета на рисунке.

Сделайте вывод о роли скелета в жизни рыб.

- Со скелетом тесно связана мускулатура рыб, вместе они образуют опорно-двигательную систему этих животных. (Демонстрация соответствующего фрагмента ЦОР). Чем образована мускулатура рыб? Одинакова ли толщина мускулатуры всей поверхности тела? Какова функция мускулатуры в организме рыб?

- Развитие опорно – двигательной системы во многом обусловило развитие ее нервной системы головным мозгом из пяти отделов. Среди которых наиболее развиты отделы. Координирующие движение рыб – мозжечок и средний мозг.

Класс делится на 6 групп. Самостоятельно изучают системы органов: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, половую, плавательный пузырь.

По окончании работы представитель каждой группы презентует свою работу в виде общего кластера.

Стадия – рефлексия

Утверждения о рыбах

До изучения темы

После изучения темы

Тело подразделяется на голову, туловище и хвост.

Парные плавники: грудные, брюшные и хвостовые.

Кожные покровы состоят из двух слоев: наружного эпителиального и внутреннего – соединительнотканного.

Бедны кожными железами.

Скелет представлен позвоночником, черепом, а также скелетом плечевого и тазового поясов, непарных и парных плавников.

Позвоночник разделен на туловищный и хвостовой отделы.

Дыхательная система представлена жабрами.

Кровеносная система замкнутая, образует два круга кровообращения.

Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Плавательный пузырь выполняет, в основном, гидростатическую функцию.

Органы выделения – это туловищные почки.

Головной мозг состоит из пяти отделов.

1. Лещ и подлещик — это рыбы разных видов. (Нет, одного вида, но разного возраста)

2. Все рыбы имеют желудок. (Нет, только хищные)

4. У китовой акулы икринки имеют прямоугольную форму. (Да)

5. У акулы каждые восемь дней отрастают новые зубы. (Да)

6. У тигровой акулы четыре ряда зубов: два — в работе, два — запасные. (Да)

7. Сайру можно ловить на свет опущенной в воду электрической лампы. (Да)

8. Если рыбу белугу из Белого моря поселить в Черном море, то она будет давать черную икру, а если ее выпустить в Красное море, то красную. (Нет)

9. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным ядом. (Нет, эта рыба совершенно безвредна)

10. Рыба-трубка маскируется под курительную трубку. (Нет, она просто отдаленно похожа на старинную глиняную трубку)

11. Мутность воды повышает клев пресноводной рыбы. (Нет, в мутной воде клев падает)

- А как вы себя чувствовали на уроке?

- Что для вас было интересным?

- Какие этапы были сложными для восприятия

2.Если как карась на крючке, или на сковородке- это красная рыбка.

Домашнее задание:

Творческое задание для группы учащихся. Проведите анализ рыбной продукции, продаваемой в магазинах. Определите видовой состав рыбы, систематическое положение, место вылова (какой океан, море, пресный водоем), вид продукции (живая рыба, свежемороженая, сушеная, копченая, консервы, икра и т.д.). Отчет по работе можно представить в виде таблицы.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Предмет, класс: биология, 7 класс.

Тема урока: Надкласс Рыбы – водные позвоночные животные.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, особенностями их размножения и развития в связи с водной средой обитания; научить объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжить формирование познавательного интереса, умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником.

На этом этапе добились следующих результатов: созданы условия для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, созданы условия для формирования ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, созданы условия для формирования способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия позволила выявить не только успехи, но и трудности, которые испытывали ребята во время урока. Это позволит в дальнейшем избежать их.

Заслуживает внимания и эмоциональный фон урока: элементы неожиданности, ассоциации, эмоциональная разрядка, да и просто похвала за правильные ответы, создают ситуацию успеха, дети чувствуют себя комфортно на уроке, проявляют активность. Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Несмотря на объемное содержание, материал урока не является сложным, поэтому школьники не испытывают дискомфорт даже при решении проблемных задач. Выявленные пробелы стараемся устранить во время взаимопроверки и анализа работы. Объем домашнего задания соответствует целям урока, стимулирует учащихся к поисковой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раработка урока с презентацией по теме "Класс Рыбы" по программе В.В. Пасечника 7 класс. Разработка урока состоит из конспекта, презентации, дополнительной литературы, рабочих листов. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение класса Рыб. Учащиеся на уроке работают в парах, самостоятельно в рабочих тетрадях и рабочих листах, а также на уроке проводится мини-лабораторная работа по определению возраста рыбы. В коце урока рефлексия.

Тема урока: Класс Рыбы.

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал: лабораторные работа, карточки с дополнительным материалом, на столе в аквариуме живая рыба.

Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья да не летают; в холоде не зябнут, жары не боятся? (слайд 2) Рыбы- позвоночные животные, живущие только в воде . Появились более 400 млн лет назад в пресных водоемах, а затем освоили и морскую воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, различающихся по форме тела, размерам, массе. (слайд 3)

Рыбы делятся на 2 класса:

Хрящевые (акулы, скаты, химеры) – большинство обитатели морских водоемов, сохранили в строении ряд примитивных признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.

Костные (сельдь, карась, щука, сом, судак, треска) – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях, океанах, в реках, озерах, в постоянных и временных водоемах. Составляют 96% от всех современных рыб на Земле. Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть от 1 см (бычок) и более 20 м (китовая акула), масса варьирует от 1,5 г до 12-14 тонн. (слайд 4, 5)

Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?, р.т. №4, с.49 (слайд 6) Назовите парные и непарные плавники, р.т. №7, с.100

Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника § 21, с. 100

Почему рыба не может поворачивать голову? (слайд 7)

Рыбы имеют внутренний скелет, состоящий из черепа, позво­ночника, скелета плавников. Строение черепа: костная черепная коробка, челюсти, жаберные дуги и жаберные крышки. Позвоноч­ник состоит из туловищных и хвостовых позвонков.

Легко ли удержать рыбу в руках? Почему? Чем еще покрыто тело рыбы? (слайд 9)

На столе у вас лежит

Чудо паспорт рыбы -

Он о многом говорит

Возраст ты определи,

В руки лупу взяв,

И скорее ты скажи

Сколько рыбе лет.

Возраст мы определили, внешность рыбы рассмотрели, а теперь мы с вами вместе изучить должны, как устроена рыба из нутрии.

Выполняем задание №8, с.50 р.т (слайд 10)

На столах у вас задания у каждого свое, вы специалисты главные, должны вы прочитать, ответить на вопросы и сделать вывод нам.

Специалисты с табличкой зеленая рыбка, что вы нам расскажите.

Вывод: Пищеварительная система рыб: рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), анальное отверстие. (слайд 11) А сейчас слово предоставляется главным экспертам по дыхательной системе, под табличкой голубой рыбки. Вывод: Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами. (слайд 12) Пришло время для выступления экспертам под табличкой розовой рыбки. Вывод: Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. (слайд 13) Специалисты под табличкой белая рыбка вам слово. Вывод: Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Обратите внимание на окраску спинной и брюшной стороны тела рыбы. Какое значение это имеет? (слайд 15)

Окраска рыб бывает разнообразной (слайд 16) от чего зависит окраска рыб?

Разнообразна не только окраска, но и форма тела – р.т. №3, с.49

Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии – учебник рис. 177, стр.231 (слайд 18)

Закрепление нового материала

В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1. Обтекаемая форма

А сейчас помогите мне, пожалуйста, мне пришли телеграммы, но водной вместо слов только многоточие, (слайд 20-21) а в другой телеграмме какая-то путаница. (слайд 22)

Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .

Найдите ошибки в тексте

В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и

шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и

продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый,

под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.

Вот урок у нас закончен

Изучили тему рыб,

Если знанья на уроке

Были значимы для вас,

То тогда вы запустите в мой аквариум
Разноцветных своих рыб.

Домашнее задание:

§21, составить загадки, ребусы по теме рыб.

Пищеварительная система .


Пищеварительная система рыбы представлена в основе пищеварительным кана­лом, или кишечником. Захваченная ртом пища попадает сначала в глотку. Отсюда вода выгоняется через жаберные щели, а пища через короткий пищевод попадает в желудок, который обладает способностью сильно растягиваться. Спереди его располагается пе­чень. Этот орган, тесно связан с кишечником: в печени вырабатывается желчь, сначала собирающаяся в желчном пузыре, а затем поступающая через тоненький проток в переднюю, часть кишки, где она способствует перевариванию пищи.

В передней кишке пища переваривается не только под воздействием соков кишеч­ника, желчи печени, но и при участии сока поджелудочной железы. За передней киш­кой начинается средняя кишка. Здесь происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

Дыхательная система.

Жаберные тычинки препятствуют проникновению пищи в околожаберную по­лость, поэтому она остается в глотке.

Основная причина гибели рыб на воздухе состоит в том, что под действием силы тя­жести жаберные пластинки слипаются между собой, их свободная поверхность резко уменьшается. В воде же этого не происходит потому, что там на пластинки действует выталкивающая сила.

Есть рыбы, которые могут использовать дополнительные способы дыхания- ки­слород может поступать в кровь в капиллярах кожи тела, слизистой оболочки рта, ки­шечника и легких.

Плавательный пузырь.


Блестящий, наполненный воздухом плавательный пузырь, который лежит в полости тела ближе к спине и прежде всего, бросается в глаза, когда мы вскрываем рыбу, хотя и не имеет отношения к перевариванию пищи, однако оказывается выростом кишечного кана­ла. У некоторых он остается связанным с ним в течение всей жизни посредством узкой воз­душной трубочки (такой пузырь у щуки, карпа, карася, плотвы); у других эта трубка есть только у зародыша, а потом она зарастает и пузырь отделяется от кишечника (окунь, ерш, судак). Форма пузыря различна у разных рыб.

^ Функции плавательного пузыря.

1. Плавательный пузырь служит для рыбы гидростатическим аппаратом. Он урав­нивает вес тела с весом окружающей воды и позволяет рыбе без усилий держаться на любой глубине. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мелких капиллярных сосудов, ветвящихся в стенках пузыря. Когда выделение газов из крови в пузырь увеличивается, пузырь расширяется, увеличивая и общий объ­ем тела рыбы, объемный вес его уменьшается — и рыба всплывает вверх. Если же, на­оборот, часть газов снова поглощается кровью, объем пузыря и всего тела становится меньше и объемный вес возрастает — рыба опускается глубже.

2. Вторая, еще более важная функция плавательного пузыря, связана с работой кро­веносной системы. Когда рыба поднимается из нижних слоев в верхние, где ее тело ис­пытывает меньшее давление, меняется и насыщаемость крови газами. В этих условиях кровь оказывается пересыщенной газами, и если бы эти газы выделялись в виде свобод­ных пузырьков, то это повело бы к закупорке сосудов и гибели рыбы. Плавательный пу­зырь и является органом, регулирующим содержание газов в крови. На его внутренней поверхности у многих рыб находится так называемое красное тело - сильно разветв­ленная сеть капилляров, через которые и происходит выделение из крови избытка газов или, наоборот, поглощение газов кровью, если их в ней недостаточно.

В строении этого столь простого на первый взгляд органа можно отметить и еще одну интересную деталь: от передней части пузыря отходит пара отростков в направлении к уху — органу равновесия, который таким путем получает сигналы об изменении внешне­го давления на пузырь при перемещении рыбы вниз или вверх.

Есть рыбы, не имеющие плавательного пузыря; среди костистых рыб это будут та­кие виды, которые обыкновенно держатся на дне (например, бычок-подкаменщик, камбалы). Не имеют плавательного пузыря и акулы.

Кровеносная система.

Кровеносная система хордовых рыб замкнутая. Сердце рыбы состоит из двух камер – предсердия и желудочка, которые поочерёдно сокращаются при помощи своих мускульных стенок.

Кровообращение у рыб происходит следующим образом – от сердца рыбы оттекающая кровь идёт по артериям, а поступающая к сердцу по венам. Кровь из предсердия выталкивается в желудочек, а затем в самую большую брюшную аорту, по которой она идёт к жабрам, где обогащается кислородом и там же освобождается от углекислого газа.

Оттекающая от жабр окуня артериальная кровь имеет яркий алый цвет, она богата кислородом. Дальше по артериям кровь поступает в головной отдел и дальше в спинную аорту. По спинной аорте насыщенная кислородом кровь идёт к органам и в мускулатуру туловища и хвоста.

Оттекающая венозная кровь рыбы имеет тёмно- вишнёвый цвет, она уже насыщена углекислым газом. Дальнейший путь крови такой – она собирается в крупные вены и идёт по ним к сердцу и предсердию.

Ритмично сокращающееся сердце рыбы движет кровь по замкнутому кругу кровообращения. Кровеносная система рыб имеет красные клетки – эритроциты, которые содержат гемоглобин, который способен связать в жабрах кислород, а в органах и тканях углекислый газ.

Рыбы имеют не постоянную температуру тела, которая зависит от того, где она обитает , от температуры окружающей воды и поэтому называются холоднокровными.


Класс Рыбы

Класс Рыбы

Многообразие рыб Рыбы – самый многочисленный надкласс позвоночных животных – более 20 тыс.видов Надкласс Рыбы Класс Костные рыбы Класс Хрящевые рыбы

Многообразие рыб

позвоночных животных – более 20 тыс.видов

Надкласс Рыбы

Класс Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Самая большая рыба Китовая акула – более 20 метров

Самая большая рыба

Китовая акула – более 20 метров

Самая маленькая рыбка Карликовая пандака менее 1 см

Самая маленькая рыбка

Отделы тела туловище голова Хвост

Отделы тела

Скелет рыбы

Скелет рыбы

Внешнее строение рыб

Внешнее строение рыб

Биологическая задача У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб?

Биологическая задача

У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб?

Внутреннее строение рыбы

Внутреннее строение рыбы

Пищеварительная система Вывод: Пища, попавшая в организм, проходит через глотку, пищевод, желудок, кишечник, постепенно перевариваясь под действием пищеварительных соков. Пищеварительные соки вырабатываются пищеварительными железами

Пищеварительная система

Пища, попавшая в организм, проходит через глотку, пищевод, желудок, кишечник, постепенно перевариваясь под действием пищеварительных соков. Пищеварительные соки вырабатываются пищеварительными железами

Дыхательная система Вывод: Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами

Дыхательная система

Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами

Кровеносная система Вывод: Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка.

Кровеносная система

Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка.

Плавательный пузырь Вывод: Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Плавательный пузырь

Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Окраска рыб

Окраска рыб

Многообразие окраски у рыб

Многообразие окраски у рыб

Многообразие форм

Многообразие форм

Органы чувств

Органы чувств

Биологическая задача

Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .

Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .

Рыбы – это исключительно водные животные. Надкласс рыбы делится на два класса хрящевые и костные . Тело покрыто чешуёй , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто чешуёй и слизью – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены плавниками , самый мощный из них хвостовой .

Рыбы – это исключительно водные животные. Надкласс рыбы делится на два класса хрящевые и костные . Тело покрыто чешуёй , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто чешуёй и слизью – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены плавниками , самый мощный из них хвостовой .

Найдите ошибки в тексте В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый, под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.

Найдите ошибки в тексте

В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый, под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация рыбы.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Установить, могут ли рыбы жить на суше? 2. Сформировать знания об особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

Рыбы – позвоночные холоднокровные животные, обитающие в воде и передвигающиеся с помощью плавников. 2. Тело состоит из головы туловища хвоста 3. Кожа покрыта чешуей и слизью. 4. Есть боковая линия – особый орган чувств. 5. Орган дыхания – жабры. 6. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения. 7. Известно свыше 20000 видов.

Самая распространенная форма тела у рыб — обтекаемая Форма тела зависит от образа жизни и влияет на скорость плавания. Приспосабливая форму тела к какому-либо особому образу жизни, естественный отбор создал много рыб причудливой формы.

Укороченное и уплощенное с боков тело не позволяет быстро плавать. Вытянутое и сплющенное с боков тело тоже не позволяет плавать быстро.

Тело этих рыб приспособлено для жизни на дне, плавают они медленно.

Окраска у большинства видов рыб — покровительственная, делающая их незаметными в их среде обитания. Но многие рыбы окрашены ярко. Главный принцип покровительственной окраски — темная спина и серебристо-белое брюхо. Светлое брюхо делает рыбу незаметной на фоне серебристой поверхности воды, если смотреть на нее снизу. Темная спина делает рыбу незаметной на фоне толщи воды или дна, если смотреть на нее сверху. У живущих в толще воды рыб спина синевато-серая, а у живущих вблизи дна — цвета дна.

Камбала, донная рыба, воспроизводит на своей коже раскраску того, на чем лежит. Предупреждающая окраска Рыба-зебра с ядовитыми шипами раскрашена ярко Многие рыбы могут произвольно изменять свою окраску, приспосабливая ее к среде.

У самца хромиса один рисунок на боках, когда он спокоен, другой — когда намерен драться, и третий — когда готов удирать Обманная раскраска. Раскраска рыбы-бабочки рассчитана на инстинктивную программу хищника: он бросается на жертву чуть впереди ее головы, в точку встречи с рыбой, которая бросится убегать. У рыбы-бабочки истинный глаз замаскирован, а на хвосте изображен крупный и яркий ложный глаз, вводящий хищника в заблуждение. Некоторые рыбы изменяют окраску, чтобы сигнализировать другим особям своего вида о своем состоянии и намерениях.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЗРЕНИЕ и РАВНОВЕСИЕ В области, попадающей в поле зрения обоих глаз, рыба может точно оценивать расстояние до предмета. Глаза у рыбы могут поворачиваться независимо: одним глазом она может смотреть вперед, а другим — в сторону. Органы равновесия расположены справа и слева в черепе. СЛУХ И ОБОНЯНИЕ ВКУС И ОСЯЗАНИЕ Вкусовые и осязательные клетки разбросаны по всему телу рыбы. Особенно их много на усиках — выростах на губах и подбородке, имеющихся у некоторых рыб, например у сомов. БОКОВАЯ ЛИНИЯ Вдоль бока рыбы проходит линия отверстий, соединенных каналом. С помощью этой боковой линии рыба чувствует колебания воды Пара отверстий — ноздрей — открывается в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния. Органы слуха снаружи не видны, они расположены в костях черепа.

Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни из них проталкивают тело вперед, а другие удерживают его в равновесии и помогают изменять направление движения. Вдоль средней линии тела расположены непарные плавники (спинной, хвостовой и анальный), а по бокам тела — парные (грудной и брюшной). Карп проталкивает тело вперед, двигая хвостовым плавником вправо-влево. Спинной и анальный плавники не позволяют телу заваливаться на бок и рыскать из стороны в сторону. Подвижные парные плавники управляют движением ГЛАВНЫЙ ОРГАН ДВИЖЕНИЯ — ХВОСТ С ХВОСТОВЫМ ПЛАВНИКОМ

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде, так как они имеют: обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде. Поэтому рыбы не могут жить на суше.

Выбранный для просмотра документ разработка урока. Рыбы..doc

Тема урока : Рыбы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ

Задачи урока: сформировать знания об особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать культуру труда.

Основные понятия: хрящевые рыбы, костные рыбы, внутренний скелет, хрящ, кость, голова, туловище, хвост, кожа, чешуя, слизистые железы, плавники, боковая линия, челюсти, ноздри, глаза, внутреннее ухо.

- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?

Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде. Получается схема:

Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1) и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.

Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.

Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
  2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
  3. Под хордой расположена … система в виде трубки.
  4. Для хордовых характерна … симметрия тела.
  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.

Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.

3’ Цель: изучение классификации рыб.

Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Признаки Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
1. Скелет
2. Наличие жаберной крышки
3. Наличие плавательного пузыря нет есть
4. Расположение рта

1’ Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,

Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.

5’ Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля)

Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:
1 вариант – самую быструю рыбу;
2 вариант – самую медленную рыбу.

4. Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

Обтекаемая форма тела – это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.

5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 баллов.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание: Музыка + видеофрагмент, демонстрирующий различную окраску рыб.

Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.

3’ Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка - почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?

3 колонка - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Но, как, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.

5’ Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)

1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?

Чешуя и слизь. Каково их назначение?

Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи – ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца.

Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

5. Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

Плавники и мышцы.

Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой – влево, и рыба движется волнообразно.

8. Вкус и обоняние.

9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)

Киль у лодок и кораблей – спинной плавник. Руль - хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла – парные плавники. Ласты – лучи плавников.

3’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения
4. Плавники Г.Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы – молодец!

Если - 15-18 баллов, очень хорошо!

Если – 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!

А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.

7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Оборудование: ванночки с рыбой.

  1. Прочитайте всю работу.
  2. Рассмотрите (в течение 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).

  1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.
  2. Из каких отделов состоит тело рыбы.
  3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
  4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?
  5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2-го уровня.

  1. Каково значение формы тела?
  2. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.
  3. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3-го уровня.

  1. Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)

Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек проводит опыты и готовит мини-выступление.

Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:

1 – на резкий взмах руки у стекла;
2 – на стук по стеклу;
3 – на опущенный в воду карандаш;
4 – на кормление.

2. Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.
Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения? Какой можно сделать вывод?

1’ Резюме.

Цель: подведение итогов.

Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного – это чистая вода, а от человека зависит лишь одно – не мешать. И тогда в печальном списке Красной книги Архангельской области останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами!

Любит дно песчаное бычок,
Чистую, прозрачную водицу.
Малыша такого ты не жарь,
Пусть себе в песочке порезвится!

А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.

1’ Рефлексия.

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.

Задание: выберите букву и запишите ее.

а) понял хорошо;
б) не все было понятно;
в) ничего не понял.

Название станции Загрузочная Знакомые незнакомцы Полный вперед! Дефиле Это интересно итог Исследовательская
Полученные баллы

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Признаки Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы
1. Скелет
2. Наличие жаберной крышки
3. Наличие плавательного пузыря нет есть
4. Расположение рта (спереди, снизу)

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Задания повышенного уровня сложности:

3. 1 вариант – самая быстрая рыба -
2 вариант – самая медленная -

4. Обтекаемая форма тела у рыб для

5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение -

СК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.

ВК Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).

Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения Приспособления к жизни в воде
1. Чешуя А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
2. Слизь Б. Обеспечивает плавучесть.
3. Обтекаемая форма тела В. Уменьшает силу трения
4. Плавники Г.Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь Д. Придает форму и защищает.

Ответ: 1 , 2 , 3 , 4 , 5

ВК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).

Задания 1-го - базового уровня (обязательные для всех).

  1. Форма тела рыбы -
  2. Отделы тела рыбы:
  3. Расположение рта у рыб
  4. Чешуя на теле рыбы –
  5. Органы, обеспечивающие движение рыб.

Задания 2-го уровня.

  1. Значение формы тела
  2. Рыба относится к классу
  3. Виды плавников у рыбы:

Задания 3-го уровня.

  1. Человек применил при изготовлении этого сооружения следующие особенности строения рыб:

Итоговая оценка за работу -

Рефлексия. Ответ:

Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.

А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;

Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;

Читайте также: