Конспект урока сен санс карнавал животных

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: Мультимедийный аппарат, Ноутбук.

Ход урока

Музыкальное приветствие: (темп вальса)

Музыка здравствуй, музыка здравствуй, музыка, музыка-а
Праздник прекрасный, праздник прекрасный
Дарит нам музыка
– Здравствуйте девочки – здравствуйте
– Здравствуйте мальчики – здравствуйте
– Все первоклассники – здравствуйте
Здравствуйте, здравствуйте, все.

Повторение

– Перечислите музыкальные жанры, с которыми мы познакомились в первой четверти

– По какой особенности мы узнаём

  • марш – пульс
  • танец – притопы
  • песню – мелодия

Беседа учителя: Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным жанром – СЮИТА

Пока я могу сказать только то, что это инструментальный жанр, а какие особенности у этого произведения вы сами узнаете к концу урока.

А поможет нам разобраться удивительный французский композитор Камиль Сен-Санс (слайд 1)

Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет)

С 3-х лет занимался музыкой

С 5-ти начал сочинять

С 10-ти дал свой первый концерт

Дирижер, пианист, педагог, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры, коллекционировал бабочек и минералы, любитель путешествий. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым.

Поистине универсально одаренная, необыкновенно деятельная личность!

Им написано огромное количество произведений. Мы сегодня познакомимся с фрагментами его произведения, которое он написал в уединенном местечке в Австрии.

О чем же оно, догадайтесь сами:

В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались? ЖИВОТНЫЕ

А какие произведения мы слушали и пели о животных на уроках?

А что такое карнавал?

Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные – музыкальные.

И так отправляемся на музыкальный карнавал, а открывает его животное, которое вы должны отгадать. Вам помогут звуки, изображающие голос, повадки, манеры этого животного. Так же вам подскажет жанр, который вы должны определить. И так начали…

Вам надо их отгадать Помогут вам средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тембр, лад, динамика. И так слушаем…


Исполняют их следующие инструменты:

  • Флейта (слайд 4)
  • Кларнет (слайд5)
  • Стеклянная гармоника (слайд 6)
  • Ксилофон (слайд 7)
  • Фортепиано (слайд 8)
  • Скрипка (слайд 9)
  • Виолончель (слайд 10)
  • Контрабас (слайд 11)

Дополнение к последующим урокам. И слайды 12 и 13.

Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает?
(петух)

Эти всюду ходят вместе,
Вместе дремлют на насесте,
Вместе раньше всех встают,
Очень долго воду пьют:
После каждого глотка
Долго смотрят в облака
(куры)


Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит.
(черепаха)

Что за чудо? Вот так чудо…
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит, да ноги
(черепаха)


Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Догадались? Это. (слон!)

Очень много силы в нем
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос.
Будто нос лет тысячу рос.
(слон)


Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(аквариум)


Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)

Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел)


Загадки-обманки

Быстрее всех от страха
Несётся . (черепаха – заяц)

Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый. (слон – медведь)

По горной круче проходил
Обросший шерстью . (крокодил – козёл)

В тёплой лужице своей
Громко квакал. (соловей, муравей – лягушонок)

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает. (корова – обезьяна)

Над лесной поляной
Ночью
Долго слышался
Кошмар:
Ухал, ахал,
Выл по-волчьи
И пугал зверей . (комар – сова)

К цветку приставишь ухо,
А в нём жужжит, поёт
Старательная. (муха – пчела)
И собирает мёд.

Марк Шварц

В чаще голову задрав,
Воет с голоду. (жираф – волк)

Клубком свернулся – ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий. (конь – ёжик)

Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку . (ёж – жираф)

Под луною песню петь
Сел на веточку. (медведь – соловей)

-Кто в малине знает толк?
- Косолапый, бурый . (волк – медведь)

На заборе поутру
кукарекал. (кенгуру – петух)

Как в автобусный салон
К маме в сумку прыгнул. (слон – кенгуру)

Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий. (крокодил – бегемот)

Над лесом
Солнца луч потух,
Крадётся
Царь зверей. (петух – лев)

Все преграды одолев,
Бьёт копытом верный. (лев – конь)

Сено хоботом берёт
Толстокожий . (бегемот – слон)

Простой вопрос для малышей:
"Кого боится кот?" . (мышей – собак)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать. (соловей – свинья)

Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем . (ворона – павлин)

По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу. (кабан – дятел)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая . (лисица – белка)

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит . (баран – дятел)

- формирование музыкального мышления школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.

Задачи урока:

- учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание;

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Министерство Науки и Образования республики Казахстан

Зыряновский район г. Зыряновск

по произведениям французского композитора К.Сен-Санса

учителя музыки Марковой О.Г.

Сентябрь 2015 г

по произведениям французского композитора К.Сен-Санса

- Дать представление о музыкальном жанре сюита;

- формирование музыкального мышления школьников на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.

- учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание;

- Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям;
- Расширить представление детей о мире животных;
- Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
- Развивать вокальные навыки при исполнении песен.
- Воспитывать бережное отношение к животным.

- презентация к уроку;

- портрет композитора – К. Сен-Санса;

- кроссворд для детей.

Аудио, видео, музыкальный материал:

1. Орг. момент – приветствие

Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь. Подумайте, как мы назовем наш урок?

В этой сюите – увидите сами,

Ноты живые, с хвостами, усами!

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать!

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и ноты горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто же они, догадались?

Вопросы. - Умеет ли музыка рисовать?

- Как рисует музыка?

- Что или кого может изобразить музыка?

Основная часть урока

Что такое сюита? Учитель:

(Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей) В сюите Сен-Санса каждая часть рисует музыкой образ животного.

Что такое карнавал?

Сегодня мы познакомимся с животными музыкального карнавала. Но сегодняшнее занятие будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо – приглашение. Я его прочитаю, а вы послушайте. (Учитель достаёт из конверта письмо и читает ученикам).

Черепаха, слон и львенок,

Мы поем с утра спросонок,

Каждый друга видеть рад,

Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоопарки. В зоопарке учёные наблюдают за животными. Побывав в зоопарке вы также узнаете много интересного и нового о животных. А для начала разгадаем кроссворд про животных.

• содействовать эстетическому восприятию музыки, эмоциональной отзывчивости на ее характер и настроение, на музыкальный образ.

• развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения.

• Расширять кругозор и музыкальную культуру детей.

• уважительное отношение к иному мнению;

• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач.

• приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкального произведения;

• умение слушать собеседника и вести диалог в процессе размышления о музыке;

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия.

• формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

• умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Методы воспитания: методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение; метод организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение; метод стимулирования: поощрение.

Методы обучения: наглядные: демонстрация фотографий животных, портрета автора; беседа о характере музыки; рассказ о композиторе; самоконтроль: переосмысление собственной активности учащегося на занятии.

Средства обучения и воспитания: ноутбук, проектор, экран, презентация.

Муз рук: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Для нашей беседы вам потребуются только ваши знания и хорошее настроение! Слайд 03

Сегодня мы познакомимся с творчеством Камиля Сен-Санса (9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик.

“Карнавал животных”- программная сюита из 14 номеров.

Сюита (франц. suite - последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.

-Спешу вас обрадовать тем, что сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что такое карнавал? Слайд 05

Ответы: (Карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали).

-Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный.

Слайд 06 Давным-давно родился во Франции, в Париже в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства любил вслушиваться в шумы, звуки природы. И, конечно же, маленький мальчик Камиль, прислушиваясь к звукам природы, повзрослев, смог передать их в своей музыке. Но не только звуки природы удалось композитору передать в своих произведениях. Он очень любил животных – диких, домашних. Наблюдал за ними, заботился о них, любил и защищал. И в итоге исполнилась его давняя мечта - он сочинил очень интересное произведение, в котором очень остроумно, с юмором рассказал о животных. Но рассказал не с помощью слов и музыки, как в песнях, где слова помогают раскрыть суть и характер произведения, а одними только музыкальными звуками. При помощи музыкальных инструментов. Слайд 07

Послушайте как эти инструменты звучат по отдельности: 2- рояля; ксилофон; фисгармония; челеста; контрабас; флейта; кларнет; скрипка; альт; виолончель.

Как водится, любой праздник обычно открывают самые знатные гости. Отгадайте, по загадке, кто первый придёт на карнавал. Слайд 08

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост - с кисточкою длинный хвост

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он –царь зверей В жаркой Африке своей.

Кто же это, ребята?

Ребята, как вы можете охарактеризовать музыку, которую только что мы с вами прослушали?

Муз рук: Ребята, звучание каких инструментов вы узнали?

Ответы: - Фортепиано, виолончель, контрабас.

Муз рук: - Итак, узнаем, кто у нас в гостях, отгадав следующую загадку: Слайд 09

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки

На головке гребешок. Кто же это? Ну, а Петины подружки-

И хохлатки, и пеструшки- Шумно крыльями махали,

Громко клювами стучали: Ко-ко-ко,ко-ко-ко Нам зерно клевать легко.

Ответы: -Петушок! (4 слайд) -Курицы!

Муз. Рук:-Как вы охарактеризуете этот отрывок?

Муз. рук: Какие инструменты услышали здесь?

Ответы: - Фортепиано, две скрипки, альт, кларнет.

Муз рук: - следующая подсказка … Слайд 10

-Очень медленно ползет, Долго, говорят, живет.

Голову втянув от страха, Скрылась в панцирь …

Ответ:-Черепаха! (5 слайд)

-Ребята, опишите музыку, которую мы только что прослушали.

Ответы: Музыка в очень медленном темпе, изображает неповоротливость, медленные движения черепахи. ” (музыкальная ирония над медлительностью);

Муз рук: -Какие инструменты вы услышали в этом отрывке?

Ответы: - Струнные и два фортепиано

Муз. рук: -На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же э- то? Слайд 11

Белеют бивни, словно снег, Животного сильнее нет

Огромный, серый, с добрым нравом Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой Поднять он может нас с тобой.

Он весит, очень много тонн. Друзья, конечно, это

Ответ: -Слон! (слайд 7)

-Как вы можете описать эту часть сюиты?

Ответ: -Слон, точнее, слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку, тяжеловесно закружилась в вальсе. (– ирония над тяжеловесностью);

-Какие инструменты вам удалось услышать?

Ответ: Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент - контрабас. В результате получается не танец, а пародия на него.

- Контрабас и два фортепиано.

К нам на карнавал пришел еще один гость. Кто же это? Слайд 12

-Коричневого цвета На двух ногах не тужит

Ей хвост опорой служит Скачками побежит от льва.

Еда - листочки и трава. На животе в кармане прижались дети к маме

В теплой сумке детвору Носит только….

-Как вы можете описать этот отрывок?

-Какие инструменты вы узнали?

Ответ:- Два фортепиано.

Давайте встречать следующего гостя. Слайд 13

Целый день снуют, толкутся Эти крошки за стеклом

То гурьбою соберутся, То плывут в воде гуськом

Водоросли, как аллея, дно песчаное светло,

Вот одна, других резвее, бьется боком об стекло

Плавнички дрожат, Трепещут, спинка выгнута дугой,

Чешуинки так и блещут у красавицы такой.

Ответ: -Это аквариум

-Опишите музыку.

Какие инструменты встретились нам в этом отрывке?

Ответ -Флейта, фортепиано.

К нам на карнавал решил прийти еще один гость. Слайд 14

Горделивый, белокрылый, Он белее белых лилий

Скользит бесшумно над водой, Шея выгнута дугой

Им любуются всегда, Все на берегу пруда.

Как вы можете описать музыку?

Ответ: Певучая мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фортепиано рябь на ней. (“бархатный” тембр виолончели, пластичность мелодии на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих легкому плеску воды создает образ совершенной красоты);

Какие инструменты вы узнали?

Ответ: Виолончель, два фортепиано

Давайте еще раз прослушаем отрывки, и на этот раз вы попробуете угадать, какое же животное пришло на карнавал. Слайд 15

Дети слушают отрывки, угадывают персонажей

Вот и подходит к концу наша встреча на карнавале животных. Предлагаю в свободное время нарисовать вам любое животное в карнавальном костюме, из тех, которые были сегодня на празднике. До сих пор участники карнавала представлялись перед нами поодиночке. Наконец, они собрались все вместе в Финале. Произведение заканчивается стремительным танцем.

(на фоне танцевальной музыки проносятся знакомые персонажи – темы предыдущих пьес).

Ребята, понравилась вам музыка Сен-Санса карнавал животных?

Ответы:… Слайд 17

А теперь я хочу вас проверить, как хорошо вы запомнили звучание инструментов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата_________ Класс____________________

- во время прослушивания произведений объяснить, при помощи каких инструментов К. Сен-Санс изобразил животных

Планируемые результаты:

-осознание своей этнической принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса.

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, бережного отношения к животным

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству

Метапредметные

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

–– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Портреты композиторов: К. Сен-Санс

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный

Форма урока: урок -игра

Методы : системного анализа и синтеза, обобщения, сравнения, эмоционального воздействия, наглядности, метод создания художественного контраста.

Межпредметные связи: музыка-биология

Видеоматериал:

Оборудование:

1.Интерактивная доска, проектор, компьютер, колонки, фортепиано, ноутбук

1.Организационный этап (1 минута)

2. Приветствие (1 минута)

3. Актуализация знаний (3 минуты)

4. Объяснение нового материала (15 минут)

5. Слушание и анализ–обсуждение музыкальных произведений (5 минут)

6. Работа над песней (10 минут)

7. Рефлексия (1 минута)

8. Обобщение и закрепление пройденного материала (3 минуты)

10. Домашнее задание (1 минута)

1.Организационный этап.

Слайд №1 (Тема урока)

3.Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами отправимся в музыкальный зоопарк.

Кто живет в зоопарке?

Как нужно относиться к животным в зоопарк.

Сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей, мы не увидим, а услышим, потому что расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс . Любой праздник обычно открывают самые знатные гости.

4. Ход урока.

5. Слушание произведений.

Послушайте загадку и отгадайте, кто пришел первым на праздник.

Хищный клык, страшный рык
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник.

Конечно же, это Лев - царь зверей. Именно он открывает праздник. Сейчас мы услышим музыку, которая называется "Королевский марш льва"

Музыка важная, торжественная, грозная (лев словно рычит), четкая, отрывистая.

-Как он движется?

-Какие инструменты исполняют?

- Струнные и фортепиано .

- Какой характер - песенный, танцевальный или маршевый?

Лев не просто идет, он шествует по своим владениям, важно, с достоинством, как и положено королевской особе.

А сейчас мы еще раз послушаем музыку и выполним задание: как только лев в музыке зарычит, вы тоже вместе с ней будете рычать. Будьте очень внимательны.

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)

Музыка искрится и переливается, как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Нежно поют скрипки, блестят и переливаются фортепианные пассажи, звенит челеста: все это рисует чудесную картину подводного волшебного мира. Рыбки плавают бесшумно, собираются парами, кружатся, то поднимаются вверх, то опускаются ко дну и все вокруг наслаждаются их красотой. Музыка словно скользит, искрится. Это же настоящее чудо!

Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это?

-Как вы определили?

-По характеру музыки (тяжелая, неторопливая).

-Какие движения передает музыка?

-Тяжеловесные, неповоротливые, неуклюжие движения танцующей слонихи.

Как вы думаете, какой танец она танцует?

В результате получился не танец, а смешная пародия на него.

-Какие инструменты исполняют?

-Контрабас и фортепиано

Виолончель и два фортепиано : певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а мелодия у фортепиано ― рябь на ней.

А сейчас мы познакомимся с музыкальным произведением ,а узнаете о ком это произведение отгадав загадку.

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(Муравей.)

Сейчас мы послушаем это музыкальное произведение, чтобы в дальнейшем разучить. Сядьте, пожалуйста, правильно, выпрямите спины, приготовьтесь к слушанию.

Определите, что прозвучит, песня, танец или марш?

Нес однажды муравей
Две дощечки для дверей
Вдруг навстречу рыжий кот
Вышел грозно из ворот.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

Закричал коту я "Брысь!
Гав-гав-гав, поберегись!"
И разбойничьи усы
Разом спрятались в кусты.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

В муравьиный дом теперь
Мне всегда открыта дверь.
Только жаль, что для меня
Дверь мала у муравья.
Не обижайте муравья -
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.

Определите, что прозвучит песня, танец или марш?

-Что мы с вами услышали? (Песня)

-Какая она по настроению?

А сейчас мы поиграем в игру "Превращения". Под музыку мы будем превращаться в животных. Будьте внимательны.

Дети слушают фрагменты прослушанных ранее пьес, узнают их и движениями изображают животных.

8. Обобщение и закрепление нового материала

Сколько разных животных прибыло на карнавал, и обо всех нам сегодня рассказала музыка. А написал эту музыку композитор Камиль Сен-Санс. Давайте вместе скажем - Сен-Санс, Сен-Санс - какая необычная красивая фамилия. И музыка у него тоже необыкновенно красивая. В этом мы с вами убедились, побывав сегодня на карнавале животных.

9. Итог урока

Молодцы! Всех животных узнали, а как зовут композитора, написавшего зоологическую фантазию "Карнавал животных"?

Итак, Какую музыку мы слушали и исполняли сегодня на уроке?

-О ком были эти произведения?

-Да. Мы побывали в настоящем зоопарке. Но не в обычном зоопарке, а в музыкальном.

10. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к одной из прослушанных пьес.

Оборудование: Проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Ход занятия:
М.р: Ребята, я вам предлагаю продолжить путешествие инопланетян на планету Земля!!
М.р:Давайте вспомним, с кем впервые увиделись и познакомились гости на планете Земля?
(ответы: со слонами, осликом, кукушкой)
-Правильно.И вот стало инопланетянам скучно в своей галактике. Каждый день одно и тоже, нет такой красоты и разнообразия как на планете Земля. И решили они вновь полететь на эту удивительную планету. Заправили они летающий аппарат и полетели. Подлетая к планете Земля они увидели очень маленький материк и решили сначала остановиться на нём.
-Ребята, вы не догадываетесь, что же это был за материк? (ответы)



М.р: Молодцы, очень точно вы заметили и сыграли ускорение и замедление темпа. Назовите инструменты на которых вы играли? (ребята называют)
М.р: Когда инопланетяне стали спускаться по трапу корабля, они увидели огромное количество удивительных животных. Они словно по команде остановились, навострили длинные уши и стали ими на все 360 градусов вертеть.


М.р: Инопланетяне тоже остановились и стали рассматривать этих животных. И вдруг вся команда кенгуру стала бить сильными ногами об землю, так они предупреждают об опасности. Гости решили не тревожить хозяев своей территории и вошли обратно в корабль. Когда инопланетяне уселись, в окно иллюминатора они увидели табличку. На ней было что-то написано, они сфотографировали и полетели дальше.
Хотите узнать что там было написано? Я эту фотографию отдам воспитателю и она вам обязательно покажет и прочтет.
Фото и интересные факты о кенг уру



М.р: Пролетая через моря, океаны и разные страны, наши герои остановились в самой жаркой и самой большой после Евразии по площади материке Африке. Африка – единственный материк, на котором встречаются места, где ни разу в жизни не вступал человек.На этом континенте живет больше всего редких животных, которые не встречаются больше нигде.В Африке располагается самая большая пустыня в мире Сахара. Ее площадь больше, чем площадь США.



Когда инопланетяне вышли из корабля они увидели вокруг много травы, колючие кустарники, огромные деревья и поняли, что здесь живёт много разных животных и птиц. Просто сейчас их было плохо видно, потому что уже смеркалось.


Пока наши друзья ищут место, чтобы им расположиться, давайте попробуем рассмотреть животных, которые обитают в саванне и попробуем назвать их.

Картинка с животными (антилопы, львы, жираф, зебра, газель, слон и д р.)



М.р: Что вы себе представляли, пока слушали музыкальное произведение?(ответ)
- Какой была музыка - быстрой или медленной? Тревожной,сердитой? Или спокойной и доброжелательной?(ответ)
-Большинство черепах - добродушные и понятливые животные. Если с черепахой ласково разговаривать, она высунет голову из панциря, вытянет шею и станет прислушиваться, а если её ругать, кричать, громко разговаривать она сразу спрячется в панцирь.


М.р: Инопланетяне не стали больше пугать этих пугливых рептилий и пошли дальше изучать красоты саванны.


М.р: Герои добрались до берега реки и решили отдохнуть под сенью огромных баобабов, прилегли и заснули. Стало светать и вдруг.

М.р: Мимо них пронеслось стадо каких-то рогатых животных, обдало ветром и скрылось, герои и не успели глазом моргнуть! Кто же это мог быть? (ответы)
Почему же антилопы так спешили?



Дети: Они спасались от врага.
М.р: Однако антилопы бегают не только ради того, чтобы спастись ото льва или другого хищника. Иногда им приходится пускаться в далёкое путешествие, чтобы разыскать себе корм. Когда в саванне, где они живут, долго нет дождей, травы становится мало; а антилопы, как вы, наверное, знаете, питаются травой. Два раза в год стадо отправляется вслед за дождями - туда, где выросла свежая трава. Но путь им преграждают реки. Хотя антилопы умеют плавать, они боятся рек. Как вы думаете, почему?



Дети: Потому что в африканских реках водятся крокодилы, бегемоты! Они могут напасть на антилопу прямо в воде.



М.р: Дойдя до реки, стадо долго толпится на берегу и не решается переплыть на другой берег. Наконец, самая смелая антилопа прыгает в воду - а за ней и все остальные! Как вы думаете, антилопы в музыке бежали с трудом - или им было легко бежать?
Дети: Быстро и легко.
М.р: Кажется, что они не бежали, а как будто летели над землей, почти не касаясь её копытами, правда? Какие они - маленькие или большие? Тяжёлые или лёгкие?
Дети: Большие, но бегут легко.
М.р: Легкость, грациозность, стремительность передал какой музыкальный инструмент? (ответ)
М.р: Правильно, рояль. Ребята, вы только что прослушали музыку Антилопы. Она отличается от музыки Кенгуру? Чем?
Дети: В ней нет пауз,остановок.
М.р: Правильно, Антилопы бегут стремительно, быстро, без остановки.


Пальчиковая разминка - Игра Кенгуру и Антилопы

М.р: Наши друзья долго наблюдали за грациозными, рогатыми животными. Как вдруг из-за кустов раздался громкий рык. Они понеслись со всех ног вместе с рядом пасущимися зебрами и другими животными.


М.р: Это оказался прайд львов, которые решили прогнать со своей территории незнакомцев. Когда чужаков не стало львы гордо и торжественно стали шествовать по саванне.




М.р: А вы услышали в музыке, как тревожно щебечут птицы при виде шествующего царя зверей, как разбежались во все стороны испуганные звери?!


М.р: А что же случилось с нашими героями вам интересно узнать?!
Они долго бежали и оказались в африканской деревне. Здесь их встретили местные жители.



М.р: Они рассказали им о своем интересном путешествии, кого им довелось увидеть в этой хоть и красивой, гостеприимной, но очень опасной местности.
Ребята, перед вами на столах лежат картинки с изображением животных. После прослушивания вы должны раскрасить изображение того животного, кого изображает музыка. (дети выполняют задание)
Звучат произведения, дети выполняют задание.
М.р: Домашнее вам задание: нарисовать понравившееся животное самим или с помощью родителей. И на следующее занятие принесите свои рисунки.

Читайте также: