Конспект занятия с эхолаликом

Обновлено: 05.07.2024

☝️ При этом, как правило, повторение ребенком речи других людей спонтанное и бессмысленное😵.

✍️ Отмечается, что в некоторых случаях эхолалии сохраняется даже интонация услышанных фраз.🤷‍♀️

🔹 Для начала хочется отметить, что это не самостоятельный как таковой диагноз, а симптом одного или последствие другого.

✍️ Каковы ПРИЧИНЫ:

☝ Так же эхолалия служит средством саморегуляции или является последствием задержки развития речи (ЗРР), сенсорной и/или моторной алалии.

😯И кто бы мог представить! НО, именно эхолалия может быть последствием ЗРР❗🙄

🤷‍♀️Каким образом, как такое возможно?! Именно такие предложения я часто слышу от родителей.

А причина в следующем - мы учим ребенка ПОВТОРЯТЬ🤦‍♀️.

🦸‍♀️Как бороться? Чем помочь своему дитя?

Если ребенок вдруг произносит невпопад "Ой, упала!" — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами "Ой, упала!".

Если ребенок вдруг произносит невпопад "Ой, упала!" — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами "Ой, упала!".

1️⃣ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития? Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно.

✅ Например, он произносит не к месту "Иди спать!". Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая "Иди спать!"

✅ Или ребенок вдруг произносит невпопад "Ой, упала!" — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами "Ой, упала!".

⚠️ Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.

☝️ Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично.

✅И ЭТО РАБОТАЕТ ❗❗❗

🕵️‍♀️ Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, "заставляя" его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет "осекаться", начиная очередную свою фразу-эхолалию.

То есть, он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Что делать, если у ребенка эхолалия?

Рекомендации логопеда для родителей детей с РАС

Эхолалия – это повторение некоторых слов и фраз, услышанных в чужой речи. Слова повторяются либо сразу после того, как были услышаны, либо позже.

Например, если ребенка с эхолалией спросить: "Ты хочешь сока?", он может ответить: "Хочешь сока?".

У очень маленьких детей эхолалия в некоторой степени считается вполне нормальной. Но дети с РАС используют эхолалию гораздо чаще и она может наблюдаться у них в юности и во взрослой жизни.

Причины эхолалии:

1.Ребенку непонятен вопрос и он опирается на услышанные фразы.

2.Тревога. Эхолалию легче использовать во время стресса, она проще, чем спонтанная речь.

3.Эхолалия может проявиться, если ребенок чувствует то же, что чувствовал в прошлый раз, когда было сказано предложение.

4.Когда нужно время подумать. Эхолалия значит, что ребенок услышал вопрос и думает над ответом.

5.Когда ребенок пытается общаться.

Эхолалия может использоваться вне социального взаимодействия:

- чтобы запомнить последовательность.

-чтобы успокоиться. Повторение обнадеживающей фразы помогает детям с аутизмом контролировать свои эмоции, расслабиться.

Заметьте, когда ваш ребенок использует эхолалию. Это поможет распознать ее причину.

-Ребенок, использующий эхолалию перед эмоциональным срывом, вероятно, использует ее из-за сильного стресса или сенсорной перегрузки.

-Ребенок, повторяющий ваш вопрос ("Ты хочешь печенье?", чтобы выразить желание съесть печенье), возможно, не понимает его значения или цели.

-Ребенок, нараспев повторяющий про себя фразу, вероятно, использует эхолалию для концентрации внимания или для своего удовольствия.

1) Разговаривая с ребенком, постарайтесь оставаться спокойным и терпеливым. Если вы примете тот факт, что эхолалия помогает ребенку общаться, а не является способом раздражать людей, возможно, это позволит вам понять точку зрения ребенка.

2) Научите ребенка сценарию "Я не знаю". Ребенка с аутизмом необходимо научить фразе "Я не знаю", чтобы он мог ответить на вопрос, на который не знает ответа. Существуют свидетельства, предполагающие, что если научить ребенка отвечать "Я не знаю" на вопрос, на который он не знает ответа, он также научится использовать эту фразу должным образом.

-Попробуйте задать ребенку несколько вопросов, на которые, как вам известно, он не знает ответа. Например, спросите его: "Где твои друзья?", после чего сразу скажите: "Я не знаю". Затем спросите: "Назови столицу Индии", и снова ответьте "Я не знаю". Вы можете записать вопросы заранее и каждый раз повторять с ребенком этот сценарий.

Научить ребенка сценарию "Я не знаю" можно и другим способом. Для этого понадобится два человека. Один будет задавать вопросы, а другой – отвечать на неизвестные вопросы фразой "Я не знаю".

3) Подскажите ребенку правильный ответ. Дети используют эхолалию, когда не знают, как ответить, или не могут подобрать нужные слова. При наличии сценария они будут знать, что сказать.

Будьте терпеливы. Бывают случаи, когда раздражает слышать, как повторяют концовку твоих же предложений и вопросов. Не забывайте, что благодаря этому ребенок пытается общаться. Он просто не обладает теми же навыками общения, что и вы. Полезно дать ребенку больше времени для ответа, это поможет ему расслабиться и лучше использовать свои навыки общения.

Например, спросите: "Как тебя зовут?" и дайте правильный ответ (имя ребенка). Повторяйте так до тех пор, пока ребенок не научится правильному сценарию. Повторите так со всеми вопросами с одним и тем же ответом.

Такой подход сработает лишь с вопросами, на которые ответ будет неизменным.

4) Обучите ребенка множеству других сценариев. Так ребенок сможет успешно ответить на самые простые вопросы.

5)Научите ребенка сценариям, которые будут направлены на потребности . Если ребенок с РАС не может сказать о своих нуждах, это может сильно его расстроить и огорчить, спровоцировав нежелательное поведение.

Как смоделировать правильный ответ:

1.Используйте именно те слова, которые вы хотите услышать от ребенка. Пример: вы точно знаете, что ребенку не нравится играть с определенной игрушкой, но чтобы научить его выражать это словами, вы можете предложить ему игрушку и сказать "спасибо, но нет" или "не хочу".

-Когда ребенок использует нужную фразу, позаботьтесь о результате. Например, если ребенок скажет: "Пожалуйста, я хочу еще" – дайте ему еще.

Если вы повторите фразу несколько раз, а ребенок никак не отреагирует, выполните нужное действие. Ребенок начнет ассоциировать фразу с этим действием. Попозже попробуйте еще. Со временем ребенок начнет использовать эту фразу.

2.Оставьте пробел в предложении и укажите на ответ . Если вы собираетесь дать ребенку перекусить или ему пора выпить молоко, скажите: "Я хочу выпить____ (укажите на молоко и скажите "молоко")". Или скажите: "Я хочу ____ (укажите на еду и скажите "есть")". Со временем ребенок начнет заполнять пробелы самостоятельно

3.Вместо вопросительных предложений вам необходимо использовать утвердительные. Старайтесь избегать вопросов, вроде "Ты хочешь это?" или "Тебе нужна помощь?", так как ребенок лишь повторит этот вопрос. Вместо этого скажите то, что сказал бы ребенок.

5.Сделайте так, чтобы ваше обучение проходило весело и непринужденно. Обучение не должно отягощать и не должно предполагать войну интересов. Если кто-то из вас начал сильно нервничать, остановитесь и попробуйте позже.

В норме эхолалия может проявляться у детей до трёх лет (пик такого вида речевого общения приходится на 22 месяца). Если родители замечают признаки эхолалии в более позднем возрасте, то необходимо обратиться к психоневрологу с целью выявления психических расстройств или нарушений развития, которым сопутствует явление эхолалии.

ВложениеРазмер
eholaliya.pptx 719.37 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эхолалия Макарова Алла Степановна учитель-логопед ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга

Эхолалия встречается: у детей с нормальным развитием на ранних этапах развития и становления речи; у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (шизофрения, синдром Ретта , синдром Туретта , болезнь Пика, фенилпировиноградная олигофрения); у детей и взрослых с нарушениями аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера ); у людей с поражением лобных долей мозга.

Классификация эхолалии : Немедленная (непосредственная) Отсроченная (отставная) Смягчённая Смешанная Полная (без понимания чужой речи) Частичная (с частичным пониманием)

Медикаментозное лечение Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов. В норме эхолалия может проявляться у детей до трёх лет (пик такого вида речевого общения приходится на 22 месяца). Если родители замечают признаки эхолалии в более позднем возрасте, то необходимо обратиться к психоневрологу с целью выявления психических расстройств или нарушений развития, которым сопутствует явление эхолалии . Для лечения этих расстройств может быть назначено медикаментозное лечение ( психостимуляторы , транквилизаторы, нейролептики).

Педагогическая коррекция Эхолалия может являть собой переходную форму от мутизма к активной речи. Может появиться в следствие использования приёмов по растормаживанию активной речи. Дети могут использовать эхолалические ответы для ускорения понимания вопроса; шаблонного выражения эмоций или отношения к ситуации; обозначения участия в коммуникативном процессе. Если на определенном этапе обучения у ребенка с аутизмом появляются эхолалические ответы, которые соответствуют по смыслу ситуации, то ребенка необходимо поощрить. Это поможет в развитии речевой инициативы, стремления к речевому контакту у ребенка.

Педагогическая коррекция У некоторых детей большое количество эхолалической речи тормозит развитие коммуникативной речи. Об этом можно говорить на этапе, когда ребёнок уже овладел простыми языковыми навыками, но из-за низкой способности усвоения новых слов и словосочетаний различного генеза развитие активной речи замедлено. В этом случае целесообразно применять приёмы, направленные на уменьшение эхолалий . Примером может служить прием, направленный на прекращение явления эхолалии при встрече с незнакомыми утверждениями, разработанный Шрайбманом ( Schreibman ) и Карром ( Carr ).

Условия работы по преодолению эхолалии Не позволять раздражаться и реагировать каким-либо другим негативным способом на эхолаличную речь. Если ребёнок может самостоятельно конструировать высказывания, слушайть его в такие моменты с наибольшим вниманием. Если ребенок говорит, только повторяя чужую речь, научить его говорить простыми словами, чтобы выразить то, что он хочет. Вознаграждать его за это своим особенным вниманием. Полностью игнорировать его повторы, с помощью которых он пытается привлечь внимание. Стараться употреблять как можно меньше слов. Делать паузы, с тем чтобы ребенок имел время подумать и понять смысл сказанного. В случае необходимости использовать карточки с изображением для зрительного подкрепления вопроса. Говоритеь ребёнком в спокойной обстановке: желательно отсутствие фоновых шумов.

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

  • поражение головного мозга;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ЭХОЛАЛИИ

Работа проводится поэтапно:

Читайте также: