Наблюдение за листопадом в старшей группе конспект

Обновлено: 05.07.2024

В солнечный осенний день воспитатель с детьми выходит на прогулку.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (осень)

Воспитатель предлагает сгрести в охапку листья, подбросить вверх и громко проговорить вместе с ним.

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются летят…

Детям воспитатель даёт задание найти по два самых крупных ярких листа для игры.

Воспитатель говорит, что каждый из детей будет тем листочком, который у нег в руках.

Педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Дели стоят кружком, держа в руках

Дунул ветер - полетели.

Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок –

Разбегаются по дорожкам.

Бегают, помахивая листочками.

Садятся на корточки, листочки

держат над головой.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель просит отобрать по одному самому красивому листочку, который нравится ребёнку. С каждым из детей уточняет окраску листика, демонстрирует его всем, восхищается: Какая волшебная осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!

Детям воспитатель предлагает выложить узор из осенних листьев. А что ещё можно выложить из осенних листочков? (бабочку, рыбку, петушка).

Воспитатель: А мы с вами продолжим жизнь листочков, но для этого нам нужно потрудиться. Собираем разные листья – большие и маленькие, яркие и тёмные. Все они найдут своё место в вашей аппликации зимой, стоит только немножко пофантазировать.

Дети вместе с воспитателем собирают листочки в корзину.

Воспитатель: Мы собрали много замечательных осенних листьев! Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вам понравилось сегодня на прогулке? Что можно сделать из осенних листьев?

Последующая работа:

1. Собранные листья подготавливают для хранения.

4. Проведение выставки детских работ.

5. Конкурс детских работ.

1. Кравченко И.В., Долгова Т.П., Прогулки в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Горькова Л.Г, Кочергина А.В., Обучева Л.А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М. ВАКО, 2011.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

( Осенняя прогулка с детьми подготовительной к школе группы).

hello_html_m29cf515d.jpg

Подготовила

воспитатель высшей категории

Юдина Наталья Николаевна

Цель: продолжать формировать представления об осеннем явлении природы – листопад.

• закрепить знание о времени года – осень.

• Продолжать формировать представление о листопаде.

• Закреплять знание о том, какая сегодня погода.

• Побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей.

• Развивать речь ребенка.

• Закрепить физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры.

• Развивать двигательные умения.

• Закреплять название деревьев.

Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение выслушать друг друга, видеть прекрасное, красоту осенней природы.

Материалы и оборудование: листья, картинки с деревьями, обручи.

Ход прогулки:

Дети и воспитатель выходят на прогулку.

Воспитатель обращает внимание детей на состояние погоды и окружающую природу.

• Ребята, какая у нас сегодня погода на улице?

• Какое на улице время года? (осень)

• Сейчас я вам прочитаю стихотворение

По утрам морозы

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

• Ребята, давайте посмотрим на землю.

• Что такое листопад? (осеннее явление природы)

Листья желтые летят

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят…

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками — приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат

Засыпает старый сад.

• Правильно молодцы. Сейчас хозяйничает художница осень. Она не жалеет красок для деревьев, кустарников и раскрашивает их листву. Давайте рассмотрим деревья.

• А какие деревья вы знаете? Посмотрите на деревья и скажите, в какие цвета раскрашены листья на деревьях?

• Молодцы. Началась пора листопада: деревья снимают свой летний убор – листья меняют свою окраску, слабеют на ветках и опадают.

• Листопад случается в сильную ветреную погоду. Почему? (чем сильнее ветер, тем быстрее и больше опадают листья.

• Давайте и мы сделаем ветерок и у нас получится листопад.

Осенние приметы:

Поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме;

Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят нескоро.

Кружатся красивые желтые листочки

Кружатся красивые красные листочки!

Сели! Уселись и замерли

Прилетел легкий ветерок

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны

Листья по ветру летят!

Затих ветерок! И Вновь медленно на землю опускаются то желтые листочки, то красные.

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист липы – липовый

Лист клена – кленовый

Лист тополя – тополиный

Лист осины – осиновый

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям:

• Давайте, ребята, букет соберем

И в группу на память к себе отнесем.

Прогулку мы будем свою вспоминать,

Золотыми красками осень рисовать!

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

В садик осенний букет отнесем.

Индивидуальная и трудовая деятельность:

• Собирать букеты мы будем по-разному. Одна группа будет собирать букет с препятствиями, а другая группа без препятствий самостоятельно.

• Прыжки через обручи на двух ногах и принести листья в корзину. Получится букет.

• Мы соберем все букеты и отнесем в группу.

Цель: создать и поддержать спокойную, дружескую обстановку во время игры, предоставить детям возможность заниматься интересующим их делом; уделить внимание детям замкнутым, застенчивым, помочь им найти свое место в игре; излишне возбужденных детей привлечь к занятиям, которые содействовали бы их успокоению.

Цель: – учить метать в подвижную мишень.

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное (в кругу с мячом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование наблюдения на прогулкие в средене - старшей группе.

Наблюдение за листопадом.

ЦЕЛЬ: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года;

Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы;

Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршат.

Воспитатель обращает внимание детей на изменения, произошедшие с деревьями на участке. Выйдя на прогулку, предложить детям сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени, понаблюдать, как опадают листья.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Листья желтые летят.

Листья желтые летят,

Под ногой они шуршат.

В.:- О каком природном явлении говорится в стихотворении? (Листопад).

В.:- Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла).

В.:- Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывают листву).

В.:- Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев?

В.:- Правильно, расцветка листьев у разных деревьев неодинакова.

В.:- Нравятся ли вам цветные листочки?

В.:- Нравится ли вам их собирать? Почему?

Художественное слово.:

Летом вырастают, а осенью опадают.

Падают с ветки золотые монетки.

(Листья осенью)

Трудовая деятельность: Предложить детям собрать опавшие и отнести их на клумбы. Объяснить, листья будут служить питанием для цветочных растений на следующий год; земля будет рыхлая и питательная. В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.

Самоанализ наблюдения.

На прогулке дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, ветром, листопадом, деревьями и кустарниками. Тематика наблюдений связана с темой недели "Осенние деньки". Активизирую работу различных анализаторов для полного восприятия детьми природы (зрение, слух, обоняние, осязание). Придерживаюсь принципа: слово - вслед за чувственным восприятием, а не наоборот, что способствует формированию у детей полноценного знания. Использую приемы руководства с учетом возраста детей, приемы характеризуются доступностью, конкретностью; коллективные формы организации детей для наблюдения.

Во время наблюдений помогаю детям увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять, так как самостоятельно дети ещё не умеют этого делать. Использую загадки, художественное слово, которые помогают активизировать внимание детей, придают наблюдениям занимательность. Длительность наблюдения -5 минут.

Данное наблюдение в природе во время прогулки, обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе и пробуждает у детей позитивное отношение к наблюдаемым природным явлениям.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем подвижной игры, упражнением на развитие мелкой моторики рук.

Дети хорошо отвечали на вопросы, умеют разгадывать загадки, перечисляют характерные признаки осени как времени года, любознательны и активны. Все задачи были реализованы в процессе беседы, вопросов. Дети занимаясь трудовой деятельностью, закрепляли умения работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями. По моему мнению наблюдение было интересным .



Программные задачи:
1. Формировать умение видеть и замечать изменения в природе
2. Закрепить признаки осени
3. Развивать внимательность
4. Развивать мелкую моторику, координацию движений
5. Воспитывать познавательный интерес




Вот такие яркие подарки дарит нам осень – опавшие, разноцветные, красивые листья. А вы любите осень?
Дети: Да
Воспитатель: А за что вы любите осень?
Дети: За красивую природу, за яркий наряд деревьев и т.д.
Воспитатель: Вы чувствуете, как пахнет осень? Давайте насладимся ее запахом

Дыхательная гимнастика
Медленный вдох и три выдоха рывками. Выполняется три раза.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Запомните, как пахнет осень, ведь она будет недолго. Скажите, а какой сейчас месяц?
Дети: Октябрь
Воспитатель: Правильно. В октябре листья с деревьев окончательно опадают и теперь мы увидим листочки на деревьях только весной. Давайте соберем осенние листья и отнесем их в детский сад, чтобы зимой делать из них разные поделки и аппликации.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, на нем лежат листья. Составьте для осени красивый узор из листьев.
Дети составляютна свое усмотрение.

Воспитатель: Посмотрите, на земле выложена узкая дорожка из камешков, нам нужно пройти по узкой дорожке, не задевая камней.
Дети становятся друг за другом и проходят по выложенной из камней дорожке.

Воспитатель: Молодцы! Вы такие ловкие и умелые. Мне кажется, что вы можете очень много, а вот сможете ли вы поймать листок. Это мы сейчас проверим.

Воспитатель: Ребята, осень – холодное время года. Нам нужно беречь свое здоровье, поэтому, я принесла сегодня один из даров осени – лук. В луке много витаминов. И, для того, чтобы не болеть его нужно есть. Предлагаю отведать его сегодня за обедом, после прогулки.

Читайте также: