Конспект урока собор василия блаженного

Обновлено: 02.07.2024

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в художественном стиле речи с элементами научного; способствовать формированию интереса и уважения к русской культуре.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: иллюстрации, фотографии, ксерокопии изображения храма Василия Блаженного; словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

1) Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих слов-понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать.

2) Индивидуальные задания: подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного; подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Класс: 8 класс
Автор: Антонова Ирина Васильевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 228.00 Kb

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в художественном стиле речи с элементами научного; способствовать формированию интереса и уважения к русской культуре.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: иллюстрации, фотографии, ксерокопии изображения храма Василия Блаженного; словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

1) Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих слов-понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать.

2) Индивидуальные задания: подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного; подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения. Ход урока.

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

• Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных,

• Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (Храм Василия Блаженного расположен в Москве на Красной площади.)

• Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)

• Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? Что же вам мешает описать храм, изображение которого - перед вашими глазами? (не хватает слов. Для того чтобы описать его, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)

Сбор фактического материала к сочинению.

Рассказ ученика, выступающего в качестве историка на уроке:

белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в 17 в. он был раскрашен так причудливо.

- Есть ли у вас вопросы к нашему уважаемому историку? (В докладе было сказано, что храм назывался Покровским, а мы его больше знаем под другим названием. Почему?)

Иван Грозный был на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствии своем погубил. В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому — блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя. Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел хоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка.

Вскоре название собор Покрова, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ — храм Василия Блаженного.

• Итак, теперь мы знаем, когда, как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать храм? Каких знаний нам не хватает? (Необходимо представление об основных архитектурных особенностях храма.)

• В этом нам помогут иллюстрации с изображением храма, а также план собора.

• Есть ли вопросы к «архитектору? Что непонятно в плане собора? (Что за жирная черная линия вокруг храма?)

Черная линия, окаймляющая собор — это гульбище, или галерея.

• Рассмотрите иллюстрации словаря, а затем найдите восьмерики и четверики на фотографии собора.

• Найдите в словаре, а затем на фотографии собора гульбище, или галерею. • Обратите внимание на слово гульбище. Какие слова вы назвали бы в

качестве однокоренных к данному? (Гулять, прогулка, гулянье.)

• Рассмотрите иллюстрации, данные к архитектурным терминам в словарике.

Найдите эти элементы на фотографии храма. (Учащиеся в течение нескольких минут работают со словарями и фотографиями собора, сопоставляя рисунки и детали собора.)

Уточните значения следующих слов:

Зодчие - строители, архитекторы

Храм - собор, церковь

Возводить (здание) - сооружать, воздвигать, строить

• Давайте еще раз посмотрим на собор Василия Блаженного. Если бы вас попросили подобрать слова, характеризующие этот храм, его облик, какие слова вы назвали бы в первую очередь? (Оригинальный, непохожий на другие; прекрасный, удивительный; уникальный, своеобразный; величественный, сказочный. )

Как вы считаете, возможно ли употребление таких слов в сочинении? (Да, возможно, так как эти слова не только характеризуют храм, но и помогают передать чувства людей, видящих эту красоту.) Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно, и они пригодятся вам в работе.

•Наша задача описать храм в художественном стиле, используя элементы научного стиля.

Собирание рабочих материалов

• Что напоминает ее форма? (Ее форма напоминает шатер.)

• Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)

Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)

• Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками.

Как вы думаете, почему они так названы? (Эти украшения называются кокошниками, так как они по форме напоминают женский головной убор — кокошник.)

• В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (Ярус — это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) Найдите ярусы башни на фотографии собора.

• А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)

• Как назывались на Руси такие окна? (Окна назывались бойницами.)

• Почему эти окна так назывались?

(Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом.) Верно.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

ВложениеРазмер
конспект урока 717.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка и МХК в 7 классе

подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры;

активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры;

совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи;

способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

Е.В. Оргмомент. Целеполагание. РЯ

– Приходилось ли вам бывать на Красной площади?
– Какие здания привлекли внимание и запомнились?

– Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

  1. получить информацию о храме,
    2) узнать новые слова – архитектурные термины
    3) составить план сочинения и
    4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным.

Г.Е. Виртуальная экскурсия.

А теперь представьте, что мы на Красной площади и экскурсовод знакомит нас с храмом Василия Блаженного . ( ролик-экскурсовод)

Итак ребята мы с вами побывали на красной площади, где главным архитектурным памятником, является храм Василия Блаженного.

Для того, чтобы описать собор, необходимы знания архитектурных элементов, деталей собора.

Давайте ещё раз детально рассмотрим этот храм.

Г.Е. Народ назвал храм в честь юродивого Василия. Сейчас нам ребята расскажут о нем.

Г.Е. -Кто же строил этот храм? И как они расположили эти церкви?

Г.Е. – Наша работа со знакомством храма не закончена – нам надо описать храм. Для этого понадобятся специальные слова – термины . Приложение 1.Давайте с ними познакомимся


Е.В. Словарно-стилистическая работа

- Зодчие – строители, архитекторы.

Храм – собор, церковь.

Возводить (здание) – сооружать, строить,

Увенчать – завершить, закончить.

Е.В. Попробуем устно описать храм, используя усвоенные термины.

(У вас на столах есть карточки с предложениями с пропусками на месте слов-терминов, которые вы должны вставить, используя справочные таблицы).

Приложение 2 после чего заслушаем ответы.

Е.В. Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. У вас на столах есть листы, (Приложение 3) в котором отмечены три части любого сочинения:

вступление, основная часть и заключение.

Используя рабочие материалы (Приложение 4) продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении ? Вспомните, с каких слов началась экскурсия.
(Собор Василия Блаженного – жемчужина русского зодчества)
– Можно ли так начать сочинение? (Да)
– Так и запишем.
– Какие ещё прилагательные подойдут для описания собора? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.

– О чем основная часть ?

1) История создания храма.

– Вспомним рассказ нашего экскурсовода. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)
– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание храма и, значит, тип речи будет … (описание)
То есть мы будем сочетать разные типы текста.

2) Описание собора

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)
б) купола (их окраска, рисунок)
в) порталы(сколько их, как украшены)
г) галерея

– И, наконец, заключение . Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
– Моё впечатление
– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный собор мы любуемся необыкновенным мастерством создателей храма, буквально ощущаем то чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.

Г.Е. Заключительное слово учителя

Итак, мы рассмотрели храм, узнали термины, с помощью которых можно его описать, составили план сочинения. Теперь вам предстоит самостоятельно описать его.

– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, справочные таблицы, предложения, с которыми работали на уроке) слайд37

Арка – дугообразное перекрытие между двумя опорами, колоннами, столбами

Барабан – опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть

Бойницы – узкие, щелевидные окна, предназначенные для ведения боя.

Вперебежку – украшения собора, расположенные в шахматном порядке

Глава, главка – наружное декоративное завершение церкви в виде шатра или луковицы.

Кокошники – особые украшения, напоминающие женский головной убор

Портал – главный дверной проем, вход в здание, обычно нарядно оформленный

Свод – несколько арок, поставленных вплотную друг за другом, образующих две стенки и свод.

Шатер – четырех-, шести-, восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нескучные уроки

Предмет: русский язык

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в художественном стиле речи с элементами научного; способствовать формированию интереса и уважения к русской культуре.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: иллюстрации, фотографии, ксерокопии изображения храма Василия Блаженного; словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

1) Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих слов-понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать.

2 ) Индивидуальные задания: подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного; подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения. Ход урока.

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

• Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных,

Антонова И.В., учитель русского языка

Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (Храм Василия Блаженного расположен в Москве на Красной площади.)

Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)

Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? Что же вам мешает описать храм, изображение которого - перед вашими глазами? (не хватает слов. Для того чтобы описать его, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)

Сбор фактического материала к сочинению.

Рассказ ученика, выступающего в качестве историка на уроке:

белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в 17 в. он был раскрашен так причудливо.

- Есть ли у вас вопросы к нашему уважаемому историку? (В докладе было сказано, что храм назывался Покровским, а мы его больше знаем под другим названием. Почему?)

Иван Грозный был на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствии своем погубил. В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому — блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя. Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел хоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка.

Вскоре название собор Покрова, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ — храм Василия Блаженного.

Итак, теперь мы знаем, когда, как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать храм? Каких знаний нам не хватает? (Необходимо представление об основных архитектурных особенностях храма.)

• В этом нам помогут иллюстрации с изображением храма, а также план собора.

Есть ли вопросы к «архитектору? Что непонятно в плане собора? (Что за жирная черная линия вокруг храма?)

Черная линия, окаймляющая собор — это гульбище, или галерея.

Словарно-стилистическая работа .

Рассмотрите иллюстрации словаря, а затем найдите восьмерики и четверики на фотографии собора.

Найдите в словаре, а затем на фотографии собора гульбище, или галерею.Обратите внимание на слово гульбище. Какие слова вы назвали бы в

6666666666

качестве однокоренных к данному? (Гулять, прогулка, гулянье.)

Рассмотрите иллюстрации, данные к архитектурным терминам в словарике.

Найдите эти элементы на фотографии храма. (Учащиеся в течение нескольких минут работают со словарями и фотографиями собора, сопоставляя рисунки и детали собора.)

Уточните значения следующих слов:

Зодчие - строители, архитекторы

Храм - собор, церковь

Возводить (здание) - сооружать, воздвигать, строить

Давайте еще раз посмотрим на собор Василия Блаженного. Если бы вас попросили подобрать слова, характеризующие этот храм, его облик, какие слова вы назвали бы в первую очередь? (Оригинальный, непохожий на другие; прекрасный, удивительный; уникальный, своеобразный; величественный, сказочный. )

Как вы считаете, возможно ли употребление таких слов в сочинении? (Да, возможно, так как эти слова не только характеризуют храм, но и помогают передать чувства людей, видящих эту красоту.) Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно, и они пригодятся вам в работе.

• Наша задача описать храм в художественном стиле, используя элементы научного стиля.

Собирание рабочих материалов

Что напоминает ее форма? (Ее форма напоминает шатер.)

Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)

Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)

• Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками.

Как вы думаете, почему они так названы? (Эти украшения называются кокошниками, так как они по форме напоминают женский головной убор — кокошник.)

В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (Ярус — это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) Найдите ярусы башни на фотографии собора.

А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)

Как назывались на Руси такие окна? (Окна назывались бойницами.)

Почему эти окна так назывались?

Какие элементы использовались для их украшения? (Различной формы кокошники, бойницы, украшенные треугольными стрелами.)

• Итак, мы с вами, во-первых, рассмотре-ли ряд слов терминологического характера, которые необходимы, чтобы описать памятник древнерусского зодчества; во-вторых, определили, что сочинение мы будем писать в художественном стиле с элементами научного, где употребление этих слов традиционно; в-третьих, выяснили, что при написании сочинения можно пользоваться «высокими словами, необходимыми для описания памятника древнерусской архитектуры; в сочинении будут уместны также эпитеты, сравнения, другие средства художественной выразительности.

Подведение итогов урока

1. Учитель предлагает восьмиклассникам самостоятельно составить сложный план сочинения.

Возможный вариант плана:

1. Храм Василия Блаженного — часть русской истории.

2. Чудо русской архитектуры:

а) композиция храма;

б) центральная башня;

в) башни по сторонам света и диагональные башни;

г) галерея и порталы храма.

2. Составить синквейн по теме урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о назначении Собора Василия Блаженного и его устройстве.

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством Собора Василия Блаженного

Формировать представление о его ценности для православных людей.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

I.Актуализация знаний учащихся

- Приходилось ли вам бывать в храме?

Кто впервые привёл вас в храм?

Какие чувства вы испытывали в храме?

Что вам запомнилось больше всего в храме?

II.Беседа с учащимися по пройденному материалу.

Учитель: Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение?

Дети: Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.

Учитель: А как вы думаете, на что похож храм? (

Дети: Храм похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.

Учитель: Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды. Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.

Основные части храма.

Учитель: Ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

Ответы учеников: купола, кресты, колокольня.

Учитель: Об этом нам расскажет Петров Иван

Учитель: Давайте стоя послушаем праздничный колокольный звон

(Звучит запись колокольного звона)

Внутреннее строение храма

Учитель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить внутреннее строение храма.

Дети: Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма.

Учитель: В центре иконостаса – двери . Как они называются?

Дети: Царские врата.

Учитель: Каково их назначение?

Дети: Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе.

Учитель: Какие иконы расположены справа и слева от Царских Врат?

Дети: Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.

Учитель: Что расположено за иконостасом?

Подготовленный ученик: За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Павлов Сергей.

Ученик: Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.

Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?

Дети: Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших.

Учитель: А помогают нам в этом лики святых, которые смотрят на нас с икон. Своей информацией, что такое икона, с нами поделится.

Учитель: Что такое икона?

Дети: Икона – это изображение лика святого, нарисованное на доске.

Учитель: А вспомнить тех, кого уже нет сейчас с нами в этой жизни нам помогают свечи, которые ставят в храме в определенное место. Как оно называется ?

Дети: Канун — панихидный столик, на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Учитель: В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда

,Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

В храме не кричите,

мобильные телефоны отключите,

ничего не жевать.

Нельзя бегать и играть.

Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.

Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: ее огонек стремится вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.

III.Открытие новых знаний. (Слайд 1)

Учитель: Наша работа будет построена согласно плану. ( Слайд 2)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из самых величественных, красивых и всемирно известных соборов - Покровском соборе. Найдите его среди других соборов. (Слайд 3)

Есть другое его название - храм Василия Блаженного. (Слайд 4)

Дети: Храм Василия Блаженного расположен в Москве на Красной площади.

Учитель: Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм?

Дети говорят о том, кто и когда видел храм.

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

Учитель: У каждого из вас на столе лежит фотография храма.


Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного.

Учитель: Слово предоставляется одному из лучших историков нашего класса.

Началом сооружения был 1555 г., а окончилось строительство в 1562 г. (Слайд6)

Царь Иван 4, по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они нигде не смогли больше построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: "Могу!" - и разгневал царя. "Ты лжешь!" - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. (Слайд 7)

По замыслу творцов храма, собор воплощал величие Ивана Грозного, победу русского воинства на Волге. Церквам, окружавшим центральную Покровскую церковь, были даны названия святых праздников, которые пришлись на период похода на Казань. Когда работа над проектом была завершена, митрополит Макарий сказал царю, что есть нарушения церковных правил: церкви должны заканчиваться куполами, а тут шатры. (Слайд 8)

Барма произнес речь, что храм ставится в память русского воинства, в память великих жертв, понесенных русскими людьми. А это означает, что его архитектура должна быть самобытной. Размеры помещений внутри храма были невелики. Однако объяснялось это тем, что изначально храм не предназначался для моления, а задумывался как памятник. Строили собор из красного кирпича, пуская пояски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно и празднично, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так что поначалу храм был красно-белый, и лишь в 17 в. он был раскрашен так причудливо.

Иван Грозный был на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствии своем погубил. В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому — блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубище, не боялся царя. Сын Ивана Грозного Федор тяжело переживал злодеяния своего отца. После смерти Василия Блаженного Федор велел хоронить его в храме. Над его могилой выросла небольшая десятая главка.

Вскоре название собор Покрова, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ — храм Василия Блаженного.(Слайд 9)

Итак, теперь мы знаем, когда, как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать храм? Каких знаний нам не хватает?

Дети: Необходимо представление об основных архитектурных особенностях храма.

Учитель: В этом нам поможет план собора. (Слайд 10)

Учитель: Центральная башня собора — Покровская. Что ее отличает от остальных башен? (Слайд 11)

Дети: Она не только самая большая, но и самая высокая.

Учитель: Что напоминает ее форма?

Ученики: Ее форма напоминает шатер.

Учитель: Чем увенчана церковь?

Ученики: Церковь увенчана куполом.

Учитель: Какова форма купола, что она напоминает?

Ученики: Форма купола напоминает луковицу.

Учитель: Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками. Как вы думаете, почему они так названы?

Ученики: Эти украшения называются кокошниками, так как они по форме напоминают женский головной убор — кокошник.

Учитель: В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус?

Подготовленный ученик: Ярус — это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Учитель: Найдите ярусы башни на фотографии собора.

Учитель: А что представляют собой окна? (Слайд 12)

Ученики: Окна узкие, щелевидные.

•Учитель: Как назывались на Руси такие окна?

Ученики: Окна назывались бойницами.

Учитель: Почему эти окна так назывались?

Подготовленный ученик: Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом. Но в храмах эти узкие вытянутые окна выполняли еще одну важную функцию - они служили для украшения собора.

В соборе множество коридоров, которые ведут в центральную церковь. Имеются и те, через которые можно попасть и в другие церкви. (Слайд 13)

Узоры написаны маслом руками художников того времени. Они множество раз реставрировались. Узоры изображены и на стенах, и на потолках и даже на полу храма. (Слайд 14)

Учитель: Храм сохранился по особому Промыслу Божиему: не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. (Слайд 15)

Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. "А если бы его - р-раз. " - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: "Лазарь! Поставь на место. "

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. (Слайд 16)

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей.

Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою работу по опорным словам:

V. Домашнее задание.

Нарисовать Собор Василия Блаженного

Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль: «Основы православной культуры

Форма урока: Урок – экскурсия

Оборудование: фото и видео камеры, электронные планшеты, планшеты с прикреплёнными листами бумаги А4, простые карандаши, технологическая карта (бланки с заданиями).

Московский институт открытого образования

Творческая работа

слушателя курсов ВСЕ – 68

учителя начальных классов Тищенко С.Н.

ГБОУ гимназия № 1576 Спш 212

Аннотация к уроку.

Модуль: «Основы православной культуры

Форма урока: Урок – экскурсия

Оборудование: фото и видео камеры, электронные планшеты, планшеты с прикреплёнными листами бумаги А4, простые карандаши, технологическая карта (бланки с заданиями).

Цели урока: осмысление духовного содержания и уникальности христианского искусства, его роли в культурной и политической жизни России.

1) ознакомление с историей возникновения Храма Василия Блаженного;

2) развитие познавательной активности и расширение кругозора учащихся

3) способствовать воспитанию духовно- ценностного отношения к архитектурному и культурному наследию России.

I. Основной этап

Россия всегда отмечала важные события постройкой храмов. По какому же случаю построен этот храм?

1 сентября 1552 года в день праздника Покрова Богородицы русские войска штурмом взяли Казань и присоединили её к территории России.

Случилось это при царе Иване IV. Он стал царём в 7 лет, оставшись круглым сиротой. Его многие обижали. Рос он злобным и жестоким мальчиком. А когда вырос, стал мстить своим обидчикам, казня их. За что и прозван был Грозным. Но во время правления им страной было и немало светлых страниц в истории.

Пока он был маленький и не мог сам управлять Русью, татары, населявшие Казанское и Астраханское государства, совершали постоянные набеги на Русскую землю. Захватывали русские города, грабили, разоряли храмы, уводили в плен рабочий люд. Казань закрывала Волгу, делая её непроходимой для нижегородских, тверских и московских судов.

Когда Иван вырос, решил он наказать татар и подчинить их ханства. Пошёл он на Казань – главный город Казанского ханства, образованного после распада Золотой Орды. После долгих боёв пала татарская крепость. Московское войско совершило для всей Руси дело – освободило страну от опасности казанских набегов, открыло волжскую дорогу на Восток.

В честь этого важного события, обратившее на себя внимание во всём мире, Иван Грозный приказал двум псковским мастерам построить храм с восемью куполами, ибо восемь побед одержали русские войска над Казанью. Но мастера ослушались царя и поставили с девятью луковичными куполами. Первоначально этот храм носил другое название – собор Покрова на Рву. Почему Покрова? Этот храм, как мы уже говорили, построен в честь казанской победы, был посвящён Покрову Богородицы, православному празднику, символизирующему защиту. По преданию , Богородица когда-то спасла Константинополь, укрыв его своим покрывалом.

Тогда, спросите вы, почему собор Покрова на Рву известен более под другим названием – Храм Василия Блаженного?

Слушайте эту удивительную историю. По народным преданиям , жил в Москве нищий скиталец, юродивый (безумный, святой) Василий, просил подаяние и всем, даже царю, говорил правду в глаза. Царь был рад избавиться от него, да боялся людской молвы: в народе Василий почитался Блаженным – счастливым Божьим угодником, предсказателем.

Итак, родился Василий в подмосковном селе Елохове ( район сегодняшней Елоховской улицы в Москве) и в детстве учился на сапожника. Однако в 10 лет его жизнь коренным образом изменилась, и он стал жить, юродствуя, на московских улицах и площадях вместе с калеками и нищими. Нередко сам Иван Грозный приглашал Василия в свои палаты, где слушал его предсказания, многие из которых действительно сбывались.

Василий жил при соборе Покрова на Рву. И когда он умер, обрадовался царь, но виду не подал и был в числе тех, кто несли гроб с телом Василия. Василий был погребён в северо-восточной части Покровского собора на Красной площади. Там виднеется маленькая главка храма – синяя с узорами. Главка эта в острых крупных шипах, как палица русского богатыря Ильи Муромца. Истинно народный любимец, острый на язык, Василий Блаженный был человек честный смелый; как умел, словом, воевал с произволом царя и его подчинёнными. И уже через шесть лет после смерти Василий Блаженный был причислен к лику святых.

Кстати, над чтимой москвичами могилой был сооружён придел – небольшой храм Святого Василия, воспринятый народом как построенный в честь Василия Блаженного. С тех пор всё это удивительное сооружение стали называть его именем.

Храм этот – оригинальнейшей композиции: между четырьмя столбообразными церквами расположены четыре другие, меньшие по высоте, а над ними вознёсся шатёр девятой, центральной церкви. С ним контрастирует мощные купола боковых храмов. Все девять церквей объединены общим основанием и галереей-гульбищем ( в XVII веке к собору были пристроены шатровая колокольня и два наружных крыльца.)

Средневековое искусство было всегда символично. Восемь церквей составляющий храмовый ансамбль, посвящены святым, дни празднования которых совпали с самыми упорными восьмью сутками штурма Казани.

Увенчанная шатром башня-церковь в середине объединяет расположенные вокруг – в виде равносторонней звезды девять церквей, напоминающих разнообразием форм и окраской о том, как пространно, ослепительно многоцветно и могущественно многонациональное государство, вместившее в себя части Европы и Азии.

Поражает дерзость решения художников, сочетавших в оформлении православных святилищ традиции Руси и мусульманского Востока.

Можно сказать и о том, что Москва обрела свой законченный общерусский облик с появлением этого здания - исполина.

За пять лет безвестные строители создали шедевр, на века отмеченный печатью исключительности. Храм этот справедливо считают одним из лучших произведений древнерусского зодчества, памятником архитектуры мирового значения.

II. Рефлексия

Учитель: При каком царе был построен храм Василия Блаженного?

Дети: Случилось это при царе Иване IV – Грозном.

Учитель: В честь какого события был воздвигнут собор на Красной площади?

Дети: Взятие Казани 1 сентября 1552

Учитель: Какое первоначальное название было у этого храма?

собор Покрова на Рву.

Учитель: Почему его так назвали?

Дети: Храм построен в честь казанской победы, был посвящён Покрову Богородицы, православному празднику, символизирующему защиту.

Читайте также: