Конспект екскурсії до річки
Обновлено: 05.07.2024
Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.
Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.
Время проведения: 21 марта – день леса (12. 50-13.35).
Возраст учащихся: 11-16 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
- Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
- Провести беседу об охране природы.
- Провести беседу о правиле поведения в природе.
- Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
Ход урока
I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными — чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!
II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (снег последний тает, кувшинчик расцветает, пар восходит от земли и зовут друг друга журавли).
III. Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
- Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее)
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)
- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)
Какое небо сегодня?
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)
- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)
Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)
А теперь поговорим о сроках наступления весны:
Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)
Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)
Учитель рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– На нашем лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.
Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.
Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.
Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:
- наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
- гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
- краска без запаха
Размеры скворечника
- доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
- оптимальный внутренний размер:
- квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
- диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
- расстояние от летка до дна 15-20 см,
- высота скворечника 30-35 см,
- верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.
Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.
IV. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что дал вам этот урок для жизни?
- Что вам захотелось после этого урока…?
- Стали ли мы друзьями леса?
V. Заключение
Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…
- Мы с вами на лед выходить не будем, но правила безопасного поведения на льду вы должны знать.
Педагог с детьми подходит к берегу реки
- Ребята, послушайте внимательно загадку и угадайте ее.
Загадка
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло…(Лёд)
На двух противоположных сторонах обозначаются два дома. В одном из домов становятся играющие. Посередине встает водящий — Мороз-Красный нос. Он говорит слова:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После слов дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз их догоняет и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Свободная деятельность детей (игры по желанию)
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма, трудолюбие.
Развивающие: Развивать наблюдательность, воображение, мышление, память.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне отношения к окружающему миру, людям, животным.
Регулятивные УУД:
- осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий.
Коммуникативные УУД:
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Познавательные УУД:
Оборудование: Лопатки, линейки.
Подготовительный этап: Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок.. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об зиме , рассказы о животных и растениях, загадки.
Организационный момент
-Сегодня мы отправляемся разгадывать лесные загадки зимушки –зимы
Предварительное ориентирование на местности
Остановка 1 Первая загадка зимушки зимы
-Ребята, давайте отгадаем загадки зимушки-зимы и определим самые главные её приметы
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось(Снег)
А серебром деревья убирает (Иней)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рождён,
Сам её рождает (Лёд)
С неба звёзды падают
Пусть под ним скроется
Тонких, как стекло;
А земле тепло(Снежинки)
Какие зимнее явления природы вы наблюдете?(Ответы учеников)
(Учитель читает стихотворения о снеге)
Снег летает и сверкает
В золотом сияние дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля ….
Всё в природе замирает:
И поля, и тёмный лес,
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес. С.Державин
Стадия фронтального наблюдения
-Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Как звёздочка, прилетела с неба.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и грани и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложатся снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.
- Кто из вас ребята знает, почему снег хрустит под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звёздочки и лучи снежинок)
Идёт зима , растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда от налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, тона снегу образуется твёрдая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоёв, как часто зимой были снегопады и оттепели.
(Ученики в месте с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая , когда было холодно, а когда стояла оттепель)
(Ученики рассматривают отпечатки лап сороки , серой вороны, следы белки)
Остановка 2 Вторая загадка зимушки –зимы
Покрытые белым пушистым ковром, зелёное царство спит…
Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните , осенью на экскурсии вы собирали листья и по ним определяли , какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет , и определять какое же перед нами дерево , придётся по цвету коры , силуэту, почкам.
- Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Берёза)
-Правильно, других деревьев с белой корой нет . Как называется кора берёзы?(Береста)
-Теперь подойдём к дереву с темной корой. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и у дуба .Как их различить зимой?( Ответы учеников)
Действительно, у дуба ствол мощнее чем у липы. Но если в лесу растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэту , а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьев.
-Прочитайте текст в атласе –определители на с.85и87. А теперь посмотрите вверх. На каком дереве сохранилось сморщенные бурые бурые листья?(На дубе)
-А на каком дереве листьев нет , но есть малюсенькие плодики с крылышком?( На липе)
-Зимой трудно отличить американский клён от ясеня. Некоторые люди различают их по силуэту давайте и мы с вами научимся.
(Ствол клёна изогнут ,будто того и гляди упадёт, а у ясеня ствол прямой)
Физкультминутка
Остановка 3.Третья загадка зимушки-зимы
-А теперь подойдём к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете?
-Как отличить ель от сосны?(ответы учащихся)
Остановка 4. Четвёртая остановка зимушки-зимы
А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте аккуратно раскопаем лопатой снег и посмотрим.
Оказывается, под снегом есть зелёные растения: земляника, осока, пастушья сумка .И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелёными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.
Под снежным покровам продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покровом снега прячутся лесные мыши.
-Кто такие братья наши меньшие и как мы можем им помочь зимой?(ответы учеников )
-Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса…
-Прислушаемся: а так ли тихо в парке? Все ли спят? (Ответы учеников)
-Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, спасём им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпайте в них корм для птиц.
Остановка 5. Прощение с зимним парком
-Поблагодарим лес ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы бы его оценили?
Цель экскурсии: закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.
1. Загадывание загадки о реке.
2. Беседа о реке Кундрючьей.
3.Игра с мячом "Какая бывает вода?"
4.Рассказ воспитателя о том, что река- это сообщество, где все друг другу нужны.
5.Игра "Хорошо- плохо"
6.Итог экскурсии.
Оценить 3118 0
Конспект экскурсии к реке в старшей группе.
Вода и я – друзья.
- углубить и систематизировать знания детей о реке, ее назначении;
- воспитывать положительное отношение, пробуждать эстетические чувства к родной природе;
- формировать умения правильно вести себя;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Ход экскурсии.
1. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, а куда вы должны отгадать.
(любая загадка о реке) Правильно у нас будет экскурсия к реке.
3. Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.
- Да, вода в реке чистая, прозрачная. А можно ли пить воду из реки? Нет. Почему? (Ответы детей) Воспитатель делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки (она не прошла очистку). Далее рассказ воспитателя о том, как очищают воду (сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод).
5. Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. Дети говорят в каких обитателей реки они хотели бы превратиться (показывают мимикой и движениями).
6. Почему вода в реках становится грязной? Как сделать реку чистой?
Хорошо: вода нужна для питья; чтобы умываться, мыть руки; водой можно закаляться, играть с водой, плавать, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду; поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Плохо: если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения водой, они могут погибнуть; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывают наводнения и тогда вода разрушает дома и т.д.
Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник.
Что мы сегодня узнали о воде? (ответы детей)
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:без нее нам не прожить!
Действительно без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Читайте также: