Конспект екскурсії до річки

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.

Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.

Время проведения: 21 марта – день леса (12. 50-13.35).

Возраст учащихся: 11-16 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
  • Провести беседу об охране природы.
  • Провести беседу о правиле поведения в природе.
  • Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

Ход урока

I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными — чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!

II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (снег последний тает, кувшинчик расцветает, пар восходит от земли и зовут друг друга журавли).

III. Основная часть

Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее)

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)

- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Какое небо сегодня?

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

А теперь поговорим о сроках наступления весны:

Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)

Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)

Учитель рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.

Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.

Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.

Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:

  • наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
  • гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
  • краска без запаха

Размеры скворечника

  • доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
  • оптимальный внутренний размер:
    - квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
    - диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
    - расстояние от летка до дна 15-20 см,
    - высота скворечника 30-35 см,
    - верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.

Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.

IV. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что дал вам этот урок для жизни?

- Что вам захотелось после этого урока…?

- Стали ли мы друзьями леса?

V. Заключение

Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…

- Мы с вами на лед выходить не будем, но правила безопасного поведения на льду вы должны знать.


Педагог с детьми подходит к берегу реки
- Ребята, послушайте внимательно загадку и угадайте ее.

Загадка
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло…(Лёд)

На двух противоположных сторонах обозначаются два дома. В одном из домов становятся играющие. Посередине встает водящий — Мороз-Красный нос. Он говорит слова:

Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.

После слов дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз их догоняет и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Свободная деятельность детей (игры по желанию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма, трудолюбие.

Развивающие: Развивать наблюдательность, воображение, мышление, память.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне отношения к окружающему миру, людям, животным.

Регулятивные УУД:

- осознание обучающимися содержания, последовательности и основания действий.

Коммуникативные УУД:

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).

Познавательные УУД:

Оборудование: Лопатки, линейки.

Подготовительный этап: Экскурсия проводится в теплый солнечный день. Подготовительный этап включает в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок.. До начала экскурсии проводится беседа по технике безопасности. Дети заранее готовят стихи об зиме , рассказы о животных и растениях, загадки.

Организационный момент

-Сегодня мы отправляемся разгадывать лесные загадки зимушки –зимы

Предварительное ориентирование на местности

Остановка 1 Первая загадка зимушки зимы

-Ребята, давайте отгадаем загадки зимушки-зимы и определим самые главные её приметы

Одеяло белое не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось(Снег)

А серебром деревья убирает (Иней)

Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рождён,

Сам её рождает (Лёд)

С неба звёзды падают

Пусть под ним скроется

Тонких, как стекло;

А земле тепло(Снежинки)

Какие зимнее явления природы вы наблюдете?(Ответы учеников)

(Учитель читает стихотворения о снеге)

Снег летает и сверкает

В золотом сияние дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля ….

Всё в природе замирает:

И поля, и тёмный лес,

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес. С.Державин

Стадия фронтального наблюдения

-Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Как звёздочка, прилетела с неба.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и грани и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложатся снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.

- Кто из вас ребята знает, почему снег хрустит под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звёздочки и лучи снежинок)

Идёт зима , растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут ещё пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда от налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, тона снегу образуется твёрдая корочка. Это наст. Давайте раскопаем большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и тогда мы узнаем по чередованию плотных и рыхлых слоёв, как часто зимой были снегопады и оттепели.

(Ученики в месте с учителем рассматривают вертикальный срез снега, отмечая , когда было холодно, а когда стояла оттепель)

(Ученики рассматривают отпечатки лап сороки , серой вороны, следы белки)

Остановка 2 Вторая загадка зимушки –зимы

Покрытые белым пушистым ковром, зелёное царство спит…

Какие уже знакомые нам деревья играют с нами в прятки? Вспомните , осенью на экскурсии вы собирали листья и по ним определяли , какое дерево перед нами. Сейчас листьев нет , и определять какое же перед нами дерево , придётся по цвету коры , силуэту, почкам.

- Вот перед нами дерево с белой корой. Какое это дерево? (Берёза)

-Правильно, других деревьев с белой корой нет . Как называется кора берёзы?(Береста)

-Теперь подойдём к дереву с темной корой. Такая чёрная, вся в глубоких трещинах кора у липы и у дуба .Как их различить зимой?( Ответы учеников)

Действительно, у дуба ствол мощнее чем у липы. Но если в лесу растут рядом с дубами слишком близко друг от друга, то стволы их очень похожи. Поэтому отличают их не по силуэту , а по тому, что сохранилось с осени на этих деревьев.

-Прочитайте текст в атласе –определители на с.85и87. А теперь посмотрите вверх. На каком дереве сохранилось сморщенные бурые бурые листья?(На дубе)

-А на каком дереве листьев нет , но есть малюсенькие плодики с крылышком?( На липе)

-Зимой трудно отличить американский клён от ясеня. Некоторые люди различают их по силуэту давайте и мы с вами научимся.

(Ствол клёна изогнут ,будто того и гляди упадёт, а у ясеня ствол прямой)

Физкультминутка

Остановка 3.Третья загадка зимушки-зимы

-А теперь подойдём к хвойным деревьям и подышим их запахом. Это очень полезно. Какие хвойные деревья вы знаете?

-Как отличить ель от сосны?(ответы учащихся)

Остановка 4. Четвёртая остановка зимушки-зимы

А все ли растения спят под белым снежным одеялом? Давайте аккуратно раскопаем лопатой снег и посмотрим.

Оказывается, под снегом есть зелёные растения: земляника, осока, пастушья сумка .И это далеко не полный список травянистых растений нашей полосы, которые зимуют под снегом зелёными. К группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

Под снежным покровам продолжается и жизнь некоторых животных. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покровом снега прячутся лесные мыши.

-Кто такие братья наши меньшие и как мы можем им помочь зимой?(ответы учеников )

-Сейчас как раз самое время послушать звуки зимнего леса…

-Прислушаемся: а так ли тихо в парке? Все ли спят? (Ответы учеников)

-Многие зимующие птицы не доживают до весны из-за голода. Ребята, если мы будем подкармливать их зимой, спасём им жизнь. Развесьте кормушки, которые вы сделали дома, и насыпайте в них корм для птиц.

Остановка 5. Прощение с зимним парком

-Поблагодарим лес ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы бы его оценили?

Цель экскурсии: закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.

1. Загадывание загадки о реке.
2. Беседа о реке Кундрючьей.
3.Игра с мячом "Какая бывает вода?"
4.Рассказ воспитателя о том, что река- это сообщество, где все друг другу нужны.
5.Игра "Хорошо- плохо"
6.Итог экскурсии.

Оценить 3118 0

Конспект экскурсии к реке в старшей группе.

Вода и я – друзья.

- углубить и систематизировать знания детей о реке, ее назначении;

- воспитывать положительное отношение, пробуждать эстетические чувства к родной природе;

- формировать умения правильно вести себя;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Ход экскурсии.

1. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, а куда вы должны отгадать.

(любая загадка о реке) Правильно у нас будет экскурсия к реке.

3. Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.

- Да, вода в реке чистая, прозрачная. А можно ли пить воду из реки? Нет. Почему? (Ответы детей) Воспитатель делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки (она не прошла очистку). Далее рассказ воспитателя о том, как очищают воду (сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод).

5. Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. Дети говорят в каких обитателей реки они хотели бы превратиться (показывают мимикой и движениями).

6. Почему вода в реках становится грязной? Как сделать реку чистой?

Хорошо: вода нужна для питья; чтобы умываться, мыть руки; водой можно закаляться, играть с водой, плавать, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду; поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Плохо: если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения водой, они могут погибнуть; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывают наводнения и тогда вода разрушает дома и т.д.

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник.

Что мы сегодня узнали о воде? (ответы детей)

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:без нее нам не прожить!

Действительно без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

Читайте также: