Значение наречия в предложении и тексте конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- Каким вы представляете человека, сказавшего так о русском слове?

(Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский народ, а, значит, и свой народ)

- Какое оно, русское слово?

(Замашисто, бойко, метко сказанное)

- Определите, к какой речи относится эти слова?

(Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие)

Объявление целей урока

- Сегодня мы с вами выясним, какова роль наречий в художественном тексте.

Наречие – особенная часть речи, и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол, по словам Пушкина А.С.

-Как вы понимаете слово живописует?

(Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)

- Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественной речи и по возможности научиться ими пользоваться в собственных творческих работах.

-Обратимся к отрывку из произведения Б. Полевого. Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол? Озаглавьте отрывок

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

-Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, красивая, яркая.)

- Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.)

- Определите способ образования наречий. (От качественных прилагательных с помощью суффикса –о.)

- Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик.

- Почему писатель выбрал именно эти наречия? Как вы их понимаете?

(Звёзды) сверкали остро и холодно, т.е. пронзительно, резко, отчётливо, напряжённо, но в то же время равнодушно, бесстрастно.

(Эти наречия помогают уточнить характеристику действия, выраженного глаголом сверкать.)

- Найдите в тексте наречия одной тематической группы. ( Полнозвучно, звонко)

- Как различаются значение этих слов? ( Звонко – громко, заливчато, издавая чистые звуки, полнозвучно – громко, оглушительно.)

Значит, вовсе не случайно Б.Полевой ставит рядом: полнозвучно- громко, в полную силу – и два других наречия – звонко и тревожно, указывающие на сопутствующие признаки (беспокойно издавая чистые звуки, переливаясь.)

На примере следующего отрывка из рассказа В. Драгунского нам предстоит выяснить ещё одно свойство наречия в тексте.

Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот.

А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идёт человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд всё-таки шёл быстрее его, и я постепенно увидел, что он большой.

- Найдите наречия. (Направо, налево, вовсю, вверх, тогда, здесь, совсем, впереди, издалека, побыстрее, постепенно.)

- Что они обозначают? (Место и направление движения: здесь, впереди, издалека; направо, налево, вверх; время: тогда; степень проявления признака : вовсю, совсем, побыстрее, постепенно.)

- Действия каких глаголов они описывают?

- Представьте себе, что у нас в языке нет наречий, обозначающих место, время, ориентацию в пространстве, направление, степень. Что бы случилось? ( Наречия придают речи особую точность, детальность. В нашем тексте, например, человек, едущий в поезде, наблюдает из окна за изменяющимся пейзажем; ему хочется рассказать о том, что он видит впереди, позади, направо, налево, указать точное время происходящего.)

- Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи можно назвать? (Местоимения, формы глагола, лексический повтор сказуемого и наречия.)

- Итак, мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

  • повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
  • формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
  • развивать творческие способности обучаемых;
  • расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;

План учебного занятия№

Преподаватель: АбилевМ.К

Предмет: русский язык

Тема урока: Наречие.Значение наречии

Тип занятия, форма проведения урока – интегрированный урок

Цель урока –

: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

образовательная:

повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;

формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая:

развивать творческие способности обучаемых;

расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;

воспитательная:

воспитывать интерес к изучению предмета.

Методы урока – наблюдение над языковыми фактами, блиц-опрос, лингвистическая разминка, выполнение практических упражнений, самостоятельная исследовательская работа в группах, лингвистическая задача, работа с текстом, тестирование.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник.

Ценности: Истина. Помочь студентам развивать умения самоанализа.

Ход и хронометраж урока

Этапы урока

Содержание этапа

Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности).

Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у студентов

а) лингвистическая разминка;

в) практическое упражнение (выявление места и причины затруднения);

г) исследовательская работа (в группах) (построение проекта выхода из затруднения).

Метод изложения нового материала

Самостоятельная работа студентов

Выполнение студентами заранее подготовленных заданий

Закрепление знаний, развитие умений и навыков.

а) практические упражнения (реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи);

б) работа с текстом (в парах);

в) практическая работа (по рядам) (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону);

Подведение итога урока. Рефлексия.

Обобщение, выставление оценок с комментариями

I.Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте! Садитесь. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три облачка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.

Студенты показывают выбранное облачко.

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Повторение.

1студент работает с компьютерной программой.

3студента получают карточки с индивидуальным заданием.

Работа с аудиторией 1 студент у доски.

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

III. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

1. Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.



На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы).

Презентация

Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).

2. Выступление мальчика в роли наречия. (Слайд 3).

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?

- Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте).

Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?

1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.

Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?

- К каким частям речи может относиться наречие?

Вывод. (Слайд 5) Правильно. Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).

Следующее задание от господина Наречие.

Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. (Слайд 5)

Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 5).

Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? (Слайд 5).

В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.

- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).

IV. Закрепление материала.

- А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

Творческое задание.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду 7.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Цель урока: закрепить и систематизировать знания о наречии.

создать условия для развития у учащихся умения:

- систематизировать знания о наречии;

- отличать наречия от других частей речи;

- правильно определять группы наречий;

- анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

- осуществлять самоконтроль при списывании текстов посредством орфографического чтения.

создать условия для развития у учащихся:

- интереса к учебному материалу;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- определять общую цель и пути её достижения;

- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

- коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).

формировать интерес к изучаемому материалу; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей.

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы, рабочие листы.

УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. - Русский язык, 7 класс, 2019 .

СЛАЙД Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В. Гоголь

Работа с эпиграфом

-Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове ? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)

- Какое оно, русское слово?

(Замашисто, бойко, метко сказанное.)

-Определите, к какой части речи относятся эти слова. Докажите правильность ваших суждений.

(Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие.)

-Какой может быть тема нашего урока?

МЕТКО – наречие, СКАЗАННОЕ – речь: УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЯ В РЕЧИ

Определение целей и задач урока

- На какие вопрос мы с вами сегодня будем искать ответы?

(Какова функция наречия в предложении? В текстах каких стилей используются наречия? Как изменяют наречия речь?)

Практическая групповая работа

-Я предлагаю вам провести небольшое исследование. Работать будем по рядам. Задание одно и то же для всех, но тексты будут разные. Ваша задача: прочитать текст, определить стиль речи, найти наречия, определить слова, к которым они относятся, определить разряд по значению.

Еще одна пара – индивидуальное задание (Роль наречия как средства связи) ПРИЛОЖЕНИЕ

СЛАЙД ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ

найдено 6 наречий, верно указан их разряд по значению – 3 балла,

найдено 5 наречия, верно указан их разряд по значению – 2 балла,

найдено 4 наречия, верно указан их разряд по значению – 1 балл,

верно определены стиль и тип речи – еще 1 балл.

СЛАЙД Работа с лингвистическим текстом

-Что нового узнали из текста?

СЛАЙД Составление кластера-схемы

-Роль наречий: уточняют, конкретизируют, характеризуют действие – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ, указывают на место, причину, время – ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ.

-Сделайте вывод – какую роль – ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННУЮ ИЛИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНУЮ – играют наречия в проанализированных текстах.

Индивидуальное задание

Наречие может выступать в роли средства связи предложений и частей текста.

СЛАЙД Дополнение кластера-схемы

Роль наречия: СРЕДСТВО СВЯЗИ предложений в тексте

Давайте проверим, как мы поняли этот материал.

СЛАЙД Самостоятельная работа

Определите, какую функцию выполняют наречия в следующих мимни-текстах.

1. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. (И.С.Тургенев)

2. Еще в младших классах наша команда облюбовала Долину для своих детских игр. Теперь , когда мы выросли и уже заканчивали школу, мы по привычке приходили сюда , если надо было о чем-то поговорить.

Да и вообще, это было наше место. Здесь всегда было прохладно и тихо. (Эмили Родда)

3. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы? Никто их не замечает. Зато осенью за каждым забором – рябиновые гроздья. Кисти сирени и рябины никогда не встречаются. Кто думает весною о рябине? Кто вспоминает осенью сирень? (Ю.Коваль)

СЛАЙД ПРОВЕРКА

2 – средство связи,

Без ошибок – 2 балла.

Физкультминутка

Из-за парт все встали дружно – косточки размять вам нужно.

Руки к солнцу потянули, опустили и встряхнули. (2 раза)

Энергично повертелись… Круг рисуем головой….

А теперь за парты сели продолжаем наш урок.

Творческое списывание.

-Перед вами текст, в котором отсутствуют наречия.

Списать текст Б.Полевого, вставляя пропущенные наречия, графически объяснить постановку знаков препинания,

СЛАЙД Звезды св_ркали но небо на восток_ стало св_тлеть. Деревья выступали из тьмы и по в_ршинам их прош_лся такой сильный и свежий ветер что лес ожил зашумел .

СЛАЙД Звезды св_ркали но небо на восток_ стало св_тлеть . Деревья выступали из тьмы и по в_ршинам их прош_лся такой сильный и свежий ветер что лес ожил зашумел .

СЛАЙД Звезды еще сверкали остро и холодно , но небо на востоке стало уже светлеть . Деревья понемногу выступали из тьмы , и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер , что лес сразу ожил , зашумел полнозвучно и звонко , тревожно .

-Какие наречия употребили вы? Сравните с авторским текстом.

- Какую функцию выполняют наречия?

Без ошибок – 3 балла

1 ошибка – 2 балла,

2 ошибки – 1 балл.

- Записать предложение, объяснить постановку знаков препинания, написание наречия.

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький)

Согласны ли вы с высказыванием М.Горького, почему? О какой роли наречий мы с вами сегодня еще узнали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок отвечает всем требованиям ФГОС. Конспект урока не требует никаких дополнительных работ.

тема: Употребление наречий в речи.

I. Познавательные (образовательные):

1) выявить роль наречий в языке,

2) повторить следующие понятия: стиль текста, тип речи, тема;

3) формировать умение составлять текст научного стиля; анализировать образные средства языка.

II. УДД. предметные и метапредметные:

1) развивать логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;

2) совершенствовать навыки анализа текстов научного и художественного стиля;

3) развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

1) активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор;

2) воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.

Ожидаемый результат: выявлена роль употребления наречий в речи.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

2. Работа по теме урока.

-Подумайте над смыслом этого высказывания и попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

3.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемных вопросов.

- Часто ли вы используете в речи наречия, в каких речевых ситуациях встречаете? Сложная ли это часть речи, на ваш взгляд?

На какие вопросы получим ответ в конце урока?

-В текстах каких стилей используются наречия?

-Как изменяют наречия речь?

4. Лингвистическая разминка.

1. Для того чтобы быстрей влиться в работу, проведём лингвистическую разминку, которая поможет нам вспомнить , что мы знаем о наречии.

насухо, досуха, набело, задолго.

Какой орфограммой объединены эти слова?

1.Утро вечера мудренее.2. Наш спортсмен прибежал более быстрее. 3.На экваторе солнце светит ярче, чем на полюсах.

- Какая языковая норма нарушена во втором предложении? Напомните её.

Зимой в наших краях очень холодно.- Сибиряки гордятся настоящей, суровой зимой.

Утром сад осветили ласковые лучи солнца. – Мы любовались солнечным утром.

Ученики называют правильный вариант ответа; доказывая свою точку зрения,

1. а)Буквы о-а на конце наречий.

б) в слове задолго ударение падает на второй слог.

2.Во втором предложении нарушена грамматическая норма: неправильно образована форма простой сравнительной степени наречия. Правильная форма – быстрее , более быстро.

3. Отвечающий доказывает свой вариант ответа и объясняет, что это явление называется омонимия.

5.Работа с лингвистическим текстом

1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какая новая для вас информация содержится в этом тексте?

2. Определите тип и стиль данного текста.

3.Оформите полученную вами информацию схематически. Составление кластера (схемы).

4. Вывод: Для чего нужны наречия Какую роль играют они в предложении?

День мало помалу становит..ся дли(н),(нн)ее. С каждым днём со…нце греет всё более ласково, по весеннему. А в полдень уже сильно сильно. Редко редко увидишь по зимнему белый снег. Он почти поч..рнел и едва сохраняется в тени. Первые ручьи звонко запели. Наверное, совсем скоро наступят по настоящему тёплые дни..

Задание. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста.

1.Объясните написание слов с пропущенными буквами. Графически объясните их написание. Укажите виды орфограмм.

2. Графически объясните постановку знаков препинания. Назовите пунктограммы.

Проведите стилистический анализ текста.

1. Определите тип и стиль речи. Докажите ваши ответы.

2. Проанализируйте изобразительные средства, использованные в этом тексте.

3. Выпишите определительные наречия.

Задание 1. Выпишите из текста наречия, образованные суффиксальным способом и сложением.

2.Найдите наречие, употреблённое в какой-либо степени сравнения.

3. Выпишите обстоятельственные наречия.

3) После самостоятельной работы каждая группа выступает с результатами своей работы.

4)Какие выводы о роли наречий мы сможем сделать после этого?

Первые ручьи звонко запели.(олицетворение) Ласково греет(эпитет)

Вывод: 1) Наречие может использоваться в текстах художественного стиля для придания точности, образности, конкретности.

2) Наречие может быть эпитетом, олицетворением.

Вывод: в художественной речи наречие может быть эпитетом, основой олицетворения

5.Тренировочные задания:

6. Творческое задание: -Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

расскажи о наречии.

Роль наречий в тексте велика и важна.

1) Наречие может использоваться в текстах художественного стиля для придания точности, образности, конкретности.

Читайте также: