Значение наречия в предложении и тексте конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
- Каким вы представляете человека, сказавшего так о русском слове?
(Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский народ, а, значит, и свой народ)
- Какое оно, русское слово?
(Замашисто, бойко, метко сказанное)
- Определите, к какой речи относится эти слова?
(Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие)
Объявление целей урока
- Сегодня мы с вами выясним, какова роль наречий в художественном тексте.
Наречие – особенная часть речи, и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол, по словам Пушкина А.С.
-Как вы понимаете слово живописует?
(Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)
- Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественной речи и по возможности научиться ими пользоваться в собственных творческих работах.
-Обратимся к отрывку из произведения Б. Полевого. Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол? Озаглавьте отрывок
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
-Чем необычна нарисованная автором картина леса? (Образная, выразительная, красивая, яркая.)
- Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.)
- Определите способ образования наречий. (От качественных прилагательных с помощью суффикса –о.)
- Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик.
- Почему писатель выбрал именно эти наречия? Как вы их понимаете?
(Звёзды) сверкали остро и холодно, т.е. пронзительно, резко, отчётливо, напряжённо, но в то же время равнодушно, бесстрастно.
(Эти наречия помогают уточнить характеристику действия, выраженного глаголом сверкать.)
- Найдите в тексте наречия одной тематической группы. ( Полнозвучно, звонко)
- Как различаются значение этих слов? ( Звонко – громко, заливчато, издавая чистые звуки, полнозвучно – громко, оглушительно.)
Значит, вовсе не случайно Б.Полевой ставит рядом: полнозвучно- громко, в полную силу – и два других наречия – звонко и тревожно, указывающие на сопутствующие признаки (беспокойно издавая чистые звуки, переливаясь.)
На примере следующего отрывка из рассказа В. Драгунского нам предстоит выяснить ещё одно свойство наречия в тексте.
Случайно я посмотрел направо и увидел конец нашего поезда, он был полукруглый, как хвост. Я тогда посмотрел налево и увидел наш паровоз, он вовсю карабкался вверх, как какой-нибудь жук. И я тогда догадался, что здесь поворот.
А рядом с поездом была тропочка, совсем узкая, и я увидел, как впереди по этой тропочке идёт человек. Издалека мне показалось, что он совсем маленький, но поезд всё-таки шёл быстрее его, и я постепенно увидел, что он большой.
- Найдите наречия. (Направо, налево, вовсю, вверх, тогда, здесь, совсем, впереди, издалека, побыстрее, постепенно.)
- Что они обозначают? (Место и направление движения: здесь, впереди, издалека; направо, налево, вверх; время: тогда; степень проявления признака : вовсю, совсем, побыстрее, постепенно.)
- Действия каких глаголов они описывают?
- Представьте себе, что у нас в языке нет наречий, обозначающих место, время, ориентацию в пространстве, направление, степень. Что бы случилось? ( Наречия придают речи особую точность, детальность. В нашем тексте, например, человек, едущий в поезде, наблюдает из окна за изменяющимся пейзажем; ему хочется рассказать о том, что он видит впереди, позади, направо, налево, указать точное время происходящего.)
- Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи можно назвать? (Местоимения, формы глагола, лексический повтор сказуемого и наречия.)
- Итак, мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений.
: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи:
- повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
- формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
- развивать творческие способности обучаемых;
- расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;
План учебного занятия№
Преподаватель: АбилевМ.К
Предмет: русский язык
Тема урока: Наречие.Значение наречии
Тип занятия, форма проведения урока – интегрированный урок
Цель урока –
: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
образовательная:
повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;
формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая:
развивать творческие способности обучаемых;
расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;
воспитательная:
воспитывать интерес к изучению предмета.
Методы урока – наблюдение над языковыми фактами, блиц-опрос, лингвистическая разминка, выполнение практических упражнений, самостоятельная исследовательская работа в группах, лингвистическая задача, работа с текстом, тестирование.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник.
Ценности: Истина. Помочь студентам развивать умения самоанализа.
Ход и хронометраж урока
Этапы урока
Содержание этапа
Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности).
Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у студентов
а) лингвистическая разминка;
в) практическое упражнение (выявление места и причины затруднения);
г) исследовательская работа (в группах) (построение проекта выхода из затруднения).
Метод изложения нового материала
Самостоятельная работа студентов
Выполнение студентами заранее подготовленных заданий
Закрепление знаний, развитие умений и навыков.
а) практические упражнения (реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи);
б) работа с текстом (в парах);
в) практическая работа (по рядам) (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону);
Подведение итога урока. Рефлексия.
Обобщение, выставление оценок с комментариями
I.Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте! Садитесь. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три облачка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, голубое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас.
Студенты показывают выбранное облачко.
Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.
II. Повторение.
1студент работает с компьютерной программой.
3студента получают карточки с индивидуальным заданием.
Работа с аудиторией 1 студент у доски.
Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.
- Объясните постановку знаков препинания.
- Что такое деепричастный оборот?
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
III. Объяснение нового материала.
- А мы продолжаем урок.
1. Определение темы.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.
На доске записан ряд понятий.
Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…
- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?
- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.
- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.
- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”. (Слайд 2, запись темы).
Презентация
Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).
2. Выступление мальчика в роли наречия. (Слайд 3).
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни.
- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?
- Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?
- Нет, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания. (Отдает задания на карточках в конверте).
Итак, кто хочет включиться в исследовательскую работу?
1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.
Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании. Какой частью речи выражено главное слово?
- К каким частям речи может относиться наречие?
Вывод. (Слайд 5) Правильно. Таким образом, наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).
Следующее задание от господина Наречие.
Карточка № 2. Подчеркните наречие как член предложения. 1 ученик у доски.
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. (Слайд 5)
Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 5).
Карточка № 4. Есть ли у наречия окончание? Что это значит? (Слайд 5).
В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи.
- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).
IV. Закрепление материала.
- А зачем нам нужны наречия?
- Давайте попробуем оживить данный текст.
Творческое задание.
- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.
Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.
- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду 7.
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
Замените фразеологизмы наречиями.
- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.
Цель урока: закрепить и систематизировать знания о наречии.
создать условия для развития у учащихся умения:
- систематизировать знания о наречии;
- отличать наречия от других частей речи;
- правильно определять группы наречий;
- анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
- осуществлять самоконтроль при списывании текстов посредством орфографического чтения.
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к учебному материалу;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять общую цель и пути её достижения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;
- коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).
формировать интерес к изучаемому материалу; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей.
действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы, рабочие листы.
УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. - Русский язык, 7 класс, 2019 .
СЛАЙД Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В. Гоголь
Работа с эпиграфом
-Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове ? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)
- Какое оно, русское слово?
(Замашисто, бойко, метко сказанное.)
-Определите, к какой части речи относятся эти слова. Докажите правильность ваших суждений.
(Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие.)
-Какой может быть тема нашего урока?
МЕТКО – наречие, СКАЗАННОЕ – речь: УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЯ В РЕЧИ
Определение целей и задач урока
- На какие вопрос мы с вами сегодня будем искать ответы?
(Какова функция наречия в предложении? В текстах каких стилей используются наречия? Как изменяют наречия речь?)
Практическая групповая работа
-Я предлагаю вам провести небольшое исследование. Работать будем по рядам. Задание одно и то же для всех, но тексты будут разные. Ваша задача: прочитать текст, определить стиль речи, найти наречия, определить слова, к которым они относятся, определить разряд по значению.
Еще одна пара – индивидуальное задание (Роль наречия как средства связи) ПРИЛОЖЕНИЕ
СЛАЙД ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ
найдено 6 наречий, верно указан их разряд по значению – 3 балла,
найдено 5 наречия, верно указан их разряд по значению – 2 балла,
найдено 4 наречия, верно указан их разряд по значению – 1 балл,
верно определены стиль и тип речи – еще 1 балл.
СЛАЙД Работа с лингвистическим текстом
-Что нового узнали из текста?
СЛАЙД Составление кластера-схемы
-Роль наречий: уточняют, конкретизируют, характеризуют действие – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ, указывают на место, причину, время – ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ.
-Сделайте вывод – какую роль – ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННУЮ ИЛИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНУЮ – играют наречия в проанализированных текстах.
Индивидуальное задание
Наречие может выступать в роли средства связи предложений и частей текста.
СЛАЙД Дополнение кластера-схемы
Роль наречия: СРЕДСТВО СВЯЗИ предложений в тексте
Давайте проверим, как мы поняли этот материал.
СЛАЙД Самостоятельная работа
Определите, какую функцию выполняют наречия в следующих мимни-текстах.
1. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. (И.С.Тургенев)
2. Еще в младших классах наша команда облюбовала Долину для своих детских игр. Теперь , когда мы выросли и уже заканчивали школу, мы по привычке приходили сюда , если надо было о чем-то поговорить.
Да и вообще, это было наше место. Здесь всегда было прохладно и тихо. (Эмили Родда)
3. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы? Никто их не замечает. Зато осенью за каждым забором – рябиновые гроздья. Кисти сирени и рябины никогда не встречаются. Кто думает весною о рябине? Кто вспоминает осенью сирень? (Ю.Коваль)
СЛАЙД ПРОВЕРКА
2 – средство связи,
Без ошибок – 2 балла.
Физкультминутка
Из-за парт все встали дружно – косточки размять вам нужно.
Руки к солнцу потянули, опустили и встряхнули. (2 раза)
Энергично повертелись… Круг рисуем головой….
А теперь за парты сели продолжаем наш урок.
Творческое списывание.
-Перед вами текст, в котором отсутствуют наречия.
Списать текст Б.Полевого, вставляя пропущенные наречия, графически объяснить постановку знаков препинания,
СЛАЙД Звезды св_ркали но небо на восток_ стало св_тлеть. Деревья выступали из тьмы и по в_ршинам их прош_лся такой сильный и свежий ветер что лес ожил зашумел .
СЛАЙД Звезды св_ркали но небо на восток_ стало св_тлеть . Деревья выступали из тьмы и по в_ршинам их прош_лся такой сильный и свежий ветер что лес ожил зашумел .
СЛАЙД Звезды еще сверкали остро и холодно , но небо на востоке стало уже светлеть . Деревья понемногу выступали из тьмы , и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер , что лес сразу ожил , зашумел полнозвучно и звонко , тревожно .
-Какие наречия употребили вы? Сравните с авторским текстом.
- Какую функцию выполняют наречия?
Без ошибок – 3 балла
1 ошибка – 2 балла,
2 ошибки – 1 балл.
- Записать предложение, объяснить постановку знаков препинания, написание наречия.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький)
Согласны ли вы с высказыванием М.Горького, почему? О какой роли наречий мы с вами сегодня еще узнали?
Данный урок отвечает всем требованиям ФГОС. Конспект урока не требует никаких дополнительных работ.
тема: Употребление наречий в речи.
I. Познавательные (образовательные):
1) выявить роль наречий в языке,
2) повторить следующие понятия: стиль текста, тип речи, тема;
3) формировать умение составлять текст научного стиля; анализировать образные средства языка.
II. УДД. предметные и метапредметные:
1) развивать логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;
2) совершенствовать навыки анализа текстов научного и художественного стиля;
3) развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
1) активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор;
2) воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.
Ожидаемый результат: выявлена роль употребления наречий в речи.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
2. Работа по теме урока.
-Подумайте над смыслом этого высказывания и попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
3.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемных вопросов.
- Часто ли вы используете в речи наречия, в каких речевых ситуациях встречаете? Сложная ли это часть речи, на ваш взгляд?
На какие вопросы получим ответ в конце урока?
-В текстах каких стилей используются наречия?
-Как изменяют наречия речь?
4. Лингвистическая разминка.
1. Для того чтобы быстрей влиться в работу, проведём лингвистическую разминку, которая поможет нам вспомнить , что мы знаем о наречии.
насухо, досуха, набело, задолго.
Какой орфограммой объединены эти слова?
1.Утро вечера мудренее.2. Наш спортсмен прибежал более быстрее. 3.На экваторе солнце светит ярче, чем на полюсах.
- Какая языковая норма нарушена во втором предложении? Напомните её.
Зимой в наших краях очень холодно.- Сибиряки гордятся настоящей, суровой зимой.
Утром сад осветили ласковые лучи солнца. – Мы любовались солнечным утром.
Ученики называют правильный вариант ответа; доказывая свою точку зрения,
1. а)Буквы о-а на конце наречий.
б) в слове задолго ударение падает на второй слог.
2.Во втором предложении нарушена грамматическая норма: неправильно образована форма простой сравнительной степени наречия. Правильная форма – быстрее , более быстро.
3. Отвечающий доказывает свой вариант ответа и объясняет, что это явление называется омонимия.
5.Работа с лингвистическим текстом
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какая новая для вас информация содержится в этом тексте?
2. Определите тип и стиль данного текста.
3.Оформите полученную вами информацию схематически. Составление кластера (схемы).
4. Вывод: Для чего нужны наречия Какую роль играют они в предложении?
День мало помалу становит..ся дли(н),(нн)ее. С каждым днём со…нце греет всё более ласково, по весеннему. А в полдень уже сильно сильно. Редко редко увидишь по зимнему белый снег. Он почти поч..рнел и едва сохраняется в тени. Первые ручьи звонко запели. Наверное, совсем скоро наступят по настоящему тёплые дни..
Задание. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста.
1.Объясните написание слов с пропущенными буквами. Графически объясните их написание. Укажите виды орфограмм.
2. Графически объясните постановку знаков препинания. Назовите пунктограммы.
Проведите стилистический анализ текста.
1. Определите тип и стиль речи. Докажите ваши ответы.
2. Проанализируйте изобразительные средства, использованные в этом тексте.
3. Выпишите определительные наречия.
Задание 1. Выпишите из текста наречия, образованные суффиксальным способом и сложением.
2.Найдите наречие, употреблённое в какой-либо степени сравнения.
3. Выпишите обстоятельственные наречия.
3) После самостоятельной работы каждая группа выступает с результатами своей работы.
4)Какие выводы о роли наречий мы сможем сделать после этого?
Первые ручьи звонко запели.(олицетворение) Ласково греет(эпитет)
Вывод: 1) Наречие может использоваться в текстах художественного стиля для придания точности, образности, конкретности.
2) Наречие может быть эпитетом, олицетворением.
Вывод: в художественной речи наречие может быть эпитетом, основой олицетворения
5.Тренировочные задания:
6. Творческое задание: -Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
расскажи о наречии.
Роль наречий в тексте велика и важна.
1) Наречие может использоваться в текстах художественного стиля для придания точности, образности, конкретности.
Читайте также: