Конспект надо писать от руки

Обновлено: 06.07.2024

Профессор университета Мичигана Сьюзан Динарски написала колонку для The New York Times, подробно объяснив, почему запрещает своим студентам пользоваться ноутбуками и планшетами на лекциях. Она уверена: в печатном способе конспектирования нового материала гораздо больше минусов, чем плюсов. Записывать лекции, по мнению профессора, нужно исключительно от руки.

Появляется все больше доказательств того, что студенты запоминают меньше, когда пользуются на лекциях компьютерами или планшетами. Также, как правило, они получают худшие оценки.

Доказывая свою точку зрения, Сьюзан Динарски рассказала сразу о нескольких недавних исследованиях, которые доказывают, что электроника вредит не только тем студентам, которые ее используют, но и тем, кто сидит рядом с ними, но пишут от руки.

Во-первых, профессор рассказала о недавнем эксперименте ученых университетов Принстона и Калифорнии. Исследователи в случайном порядке выдали одним студентам ноутбуки, а другим - ручки и блокноты. Затем, после небольшого теста, стало ясно: те, кто писал лекцию от руки, запомнили больше материала. Согласно выводам ученых, когда человек печатает лекции на компьютере, основная часть новой информации остается неосмысленной. Так, электронные тексты после эксперимента больше напоминали стенограмму лекции. Те же, кто писал от руки, сокращал информацию вдумчиво. Да, рукописные лекции были более краткими, но содержали основные тезисы и самые важные вопросы.

Еще одно исследование провели канадские психологи из Йоркского университета и Университета Макмастера. Они разрешили некоторым студентам развлекаться с ноутбуками как угодно. Например, можно было смотреть фильмы или разглядывать сайты, не относящиеся к материалам лекции. Конечно, ученых не удивило, что эти студенты запомнили меньше материала. Однако, как позже выяснилось, подобные развлечения негативно сказались и на успеваемости тех, кто слушал лекцию, но сидел рядом с увлеченными гаджетами испытуемыми. Таким образом, использование компьютеров отвлекает окружающих от учебного процесса.

Еще одно исследование было организовано в Военной академии США в Вест-Пойнте. Там также отметили, что лучше занимались те студенты, у которых не было на занятиях ноутбука или планшета.

Помня о приведенных данных, профессор Сьюзан Динарски предлагает и остальным преподавателям запрещать использование ноутбуков и планшетов во время лекций. Исключение, по ее словам, можно допускать только для студентов с инвалидностью. Им гаджеты действительно помогают лучше учиться.


Мы предлагаем вам воспользоваться советом одного гениального студента, который поделился с нами секретом: как сделать рукописный конспект на компьютере и быстренько распечатать его на принтере.

Пользуемся и наслаждаемся!

Как написать конспект быстро: рукописный конспект на компе

Для этого вам понадобится ваш компьютер и старый добрый Microsoft Word.

Шаг 1

Создайте страницу и задайте ей размеры 165*205 мм. Задайте параметры полей: сверху и снизу – отступ по 5 мм, слева – 25 мм, справа- 8 мм.

Шаг 2



Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Шаг 3


Шаг 4

Задаем шрифт. Самое главное во всей этой работе – уникальная находка: ищем шрифт Escal. Этот шрифт практически ничем (по крайней мере визуально) не отличается от рукописного.


Шаг 5

Копируем нужный текст из Википедии или методической литературы и подгоняем его таким образом, чтобы он был написан, как полагается: с пропуском одной строки, автоматическими переносами и так далее.


Шаг 6

Конечно, никто не застрахован от слишком умного преподавателя (особенно редко на это ведутся молодые специалисты). Однако ученые мужи в годах вряд ли станут разбираться, а даже если и заметят неладное, то едва ли они сообразят, в чем подвох.

А если вам до сих пор лень, то обращайтесь к профессионалам - им никогда не бывает лень!

Профессор университета Мичигана Сьюзан Динарски написала колонку для The New York Times, подробно объяснив, почему запрещает своим студентам пользоваться ноутбуками и планшетами на лекциях. Она уверена - в печатном способе конспектирования нового материала гораздо больше минусов, чем плюсов. Записать лекции, по мнению профессора, нужно исключительно от руки.

Появляется все больше доказательств того, что студенты запоминают меньше, когда пользуются на лекциях компьютерами или планшетами. Также, как правило, они получают худшие оценки.

Доказывая свою точку зрения, Сьюзан Динарски рассказала сразу о нескольких недавних исследований, которые доказывают, что электроника вредит не только тем студентам, которые ее используют, но тем, кто сидят рядом с ними, но пишут от руки.

Во-первых, профессор рассказала о недавнем эксперименте ученых университетов Принстона и Калифорнии. Исследователи в случайном порядке выдали одним студентам ноутбуки, а другим - ручки и блокноты. Затем, после небольшого теста, стало ясно - те, кто писал лекцию от руки, запомнили больше материала. Согласно выводам ученых, когда человек печатает лекции на компьютере, основная часть новой информации остается неосмысленной. Так, электронные тексты после эксперимента больше напоминали стенограмму лекции. Те же, кто писал от руки, сокращал информацию вдумчиво. Да, рукописные лекции были более краткими, но содержали основные тезисы и самые важные вопросы.

Еще одно исследование провели канадские психологи из Йоркского Университета и Университета Макмастера. Они разрешили некоторым студентам развлекаться с ноутбуками как угодно. Например, можно было смотреть фильмы или разглядывать сайты, не относящиеся к материалам лекции. Конечно, ученых не удивило, что эти студенты запомнили меньше материала. Однако, как позже выяснилось, подобные развлечения негативно сказались и на успеваемости тех, кто слушал лекцию, но сидел рядом с увлеченными гаджетами испытуемыми. Таким образом, использование компьютеров отвлекает окружающих от учебного процесса.

Еще одно исследование было организовано в Военной академии США в Вест-Пойнте. Там также отметили, что лучше занимались те студенты, у которых не было на занятиях ноутбука или планшета.

Помня о приведенных данных, профессор Сьюзан Динарски предлагает и остальным преподавателям запрещать использование ноутбуков и планшетов во время лекций. Исключение, по ее словам, можно допускать только для студентов с инвалидностью. Им гаджеты действительно помогают лучше учиться.


Новые навыки и знания позволяют чувствовать себя увереннее, больше зарабатывать и успешнее продвигаться по карьерной лестнице. Если еще пару десятилетий назад считалось правильным получить только одно образование, то с развитием технологий, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, нужно узнавать новое и приобретать дополнительные компетенции постоянно. Такой подход к образованию называют lifelong learning (непрерывное обучение на протяжении всей жизни). Мы нашли пять научно доказанных способов учиться более эффективно.

1. Делать заметки от руки

Вам кажется, что тетради с конспектами лекций должны уйти в прошлое? Не спешите! Несмотря на то что мы живем в век технологий и многие предпочитают вести записи в электронном формате, процесс обучения протекает эффективнее, если делать заметки от руки.

Ученые провели простой и интересный эксперимент. Они разделили студентов на две группы и прочитали им лекцию: первая часть студентов делала конспект от руки, вторая — записывала всю информацию на компьютере. После этого студенты сдавали экзамен по пройденной информации. Оказалось, что обучающиеся, которые пишут конспекты от руки, набирают в среднем в два (!) раза больше баллов на экзамене, чем те, кто использует электронные носители. Эффект виден особенно ярко, когда студентов тестируют не сразу после написания конспекта, а через какое-то время (пара дней, неделя или даже семестр).

Обучающийся, делая заметки от руки, когнитивно вовлекается в происходящее — обобщает и перефразирует для себя факты. При таком подходе человек более глубоко погружается в изучаемый материал и начинает в нем разбираться.

Кроме того, на компьютере (планшете, телефоне) регулярно возникают дополнительные отвлекающие факторы — уведомления, соцсети, реклама, — а это плохо сказывается на процессе обучения.


2. Научиться делать конспекты

Из предыдущего пункта вытекает следующий: нужно не только записывать материал от руки, но и делать это правильно. Есть два типа записей: копирование (переписывание, записывание за лектором слово в слово) и обобщение (перефразирование, записывание информации в виде интеллект-карт и т. д.).

В прошлом веке вопросы когнитивной науки изучали Фергус Крейк и Роберт Локхарт. Исследователи выделили несколько уровней обработки информации, от которых зависит длительность ее хранения. Оказалось, что чем сложнее способ обработки и чем больше времени и сил на него затрачено, тем выше вероятность, что информация запомнится на долгое время. При этом самые эффективные заметки сочетают в себе несколько форматов: текст, зарисовки и графики.

Один из эффективных способов ведения записей — метод Корнелла. Он стимулирует студентов перечитывать конспекты, дополнять их и перерабатывать. По методу Корнелла необходимо разделить лист бумаги на три части: в правом (самом большом) столбце нужно писать краткие заметки, в левом — основные мысли (тезисы) и вопросы, а внизу — резюме всего конспекта. Можно также пользоваться методом Билла Гейтса: разделять лист бумаги на тематические блоки и в каждый вписывать основные тезисы (или вопросы).


3. Использовать метод интервальных повторений

Ведение записей способствует запоминанию материала, но этого, конечно, недостаточно. В конце 1880-х психолог Герман Эббингауз занялся систематическим изучением памяти. В результате этих экспериментов он вывел закономерность, известную сегодня как кривая забывания Эббингауза. Суть в том, что скорость забывания информации обратно пропорциональна времени с момента ее запоминания. Чем больше прошло времени, тем медленнее она забывается. Таким образом, для более эффективного запоминания изученного материала необходимо настроить правильную схему повторений.

В 1980-х годах студент Познаньского политехнического университета Петр Возняк начал изучать вопрос эффективных интервалов для повторения материала. Он проводил исследования, которые в итоге получили воплощение в компьютерном алгоритме, известном как SuperMemo. Его упрощенная версия выглядит так: первое повторение — через 24 часа; второе повторение — через 7 дней; третье повторение — через 16 дней; четвертое повторение — через 35 дней.


4. Искать связи между тем, что учишь, и тем, что знаешь

Чтобы не повторять изученное несколько раз, нужно как следует разобраться в материале. Для этого можно использовать метод ассоциаций — поиск связей между тем, что учишь, и тем, что уже знаешь. Секрет хорошей памяти состоит не в заучивании, а в способности в нужный момент извлечь необходимую информацию.


5. Использовать разные форматы обучения

Одним из эффективных форматов обучения можно считать и участие в различных профессиональных и образовательных проектах и конкурсах. Во время подготовки к соревнованиям, решения кейса, обсуждения с другими участниками, презентации своих идей перед экспертами вы наверняка узнаете что-то новое и глубже поймете уже известные темы, разовьете навыки.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: