Опора и движение организмов 9 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека".
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obob.uroka_.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра по теме:
Называть части опорно-двигательной системы, основные отделы и кости скелета.
Раскрывать роль двигательной активности в сохранении здоровья человека, меры, предупреждающие нарушению осанки и развитию плоскостопия.
Продолжить формирование навыков работы в группе.
Развивать умение сравнивать и оценивать.
Уметь оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах. Воспитывать коммуникабельность и толерантность в общении со сверстниками.
Тип урока: обобщающий урок-игра
Формы работы: групповая, индивидуальная
1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (компьютерная презентация).
Работаем соревнуясь. Ваши ответы оценивает жюри. Желаю всем удачи.
Я разделила Вас на две команды. Команды заранее придумывают оригинальные название своей команде исходя из темы урока и девиз. За каждый правильный ответ участники игры получают 1 балл, конкурс приветствие оценивается в 5 баллов. Назначается жюри, которое будет подводить итоги игры.
- Пожалуйста, представьте свои команды. (Учащиеся говорят название своей команды и девиз).
1-я команда. 1. Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет туловища, скелет туловища, пояса, конечностей). 2. Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик).
3. Каково число крестцовых позвонков (4-5).
4. Каково число грудных позвонков (12) 5.Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки).
6. Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой). 7. Назовите три трубчатые кости (плечевая, лучевая, локтевая…). 8. Каково количество свободных рёбер? (2 пары).
9. Назовите органическое вещество кости. (Оссеин). 10. Какая кость у человека самая большая? (Бедренная).
2-я команда. 1. Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские).
2. Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12пар рёбер, 12грудных позвонков).
3. Сколько рёбер у человека? (12пар).
4. Каково число шейных позвонков? (7). 5. Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости, сост. Из подвздошных, седалищных и лобковых). 6. Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная клетка). 7. Назовите 3 губчатые кости (ключица, кости запястья, позвонки…).
8. Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар). 9. Назовите структурную единицу кости. (Остеон). 10. Какие кости человека самые маленькие? (слуховые).
Задание: указать лишнее в перечнях костей и объяснить свой ответ.
1. Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
2. Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая.
1. Тазовые, лопатка, рёбра, плечевая.
2. Затылочная, теменные, лапотка, рёбра.
Конкурс №3 Юные художники
Задание: нарисовать на доске и подписать 1-я команда - …части сустава. 2-я команда - …части трубчатой кости.
Конкурс №4 Конкурс капитанов
Команды должны ответить на вопросы.
1. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет.) 2. Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.) 3. Почему первый шейный позвонок получил название атлант ? ( Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека.)
4. В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную).
5. Названия, каких частей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка).
Конкурс №5 Определить кость
Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Побудьте и Вы несколько минут Везалием.
Задание: с завязанными глазами на ощупь определить кости скелета человека: ключицу, лопатку, плечевую и тазовые кости.
При повреждении и растяжении связок в суставе происходит … (1) костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … (2) или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4) кости. Происходит такая патология в случае …(5) действия нагрузки и изменения распределения на … (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При … (9) переломе происходит повреждение не только … (10), но и … (11) и … (12).
Задание: оказать первую доврачебную помощь при травмах.
1.В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава? а) доставить пострадавшего к врачу; б) обездвижить конечность; в) наложить холод на повреждённое место; г) плотно забинтовать повреждённый сустав. Ответ: б,в,г,а. 2. Вывих локтевого сустава. Расскажите и покажите, как оказать первую помощь.
На уроке ученики раскрывают основные понятия темы, работают с презентацией, дополнительными источниками информации такими, как энциклопедия, справочники. В конце урока обучающимся предложено творческое домашнее задание.
Описание разработки
Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
3. Химический состав кости.
4. Микроскопическое строение кости.
5. Макроскопическое строение кости.
7. Соединение костей.
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
Формулировка цели урока. (слайд 1) . Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока) .
Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей. (Слайд 2)
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
Учитель. Сколько у человека костей?
Ученики. (из дополнительных источников) Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 - 306. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 - 210.
Учитель. Ребята, что такое опора?
Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?
Ученики. Тело человека.
Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция - проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Сформулируйте вывод о значении костно-мышечной системы.
Ученики. Скелет определяет форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции, участвует в обмене веществ. (слайд 3)
Учитель. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям (слайды 4, 5, 6) .
Найдите в тексте учебника эту информацию.
Ученики. Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны) . Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов) . Внутри тела кости имеется полость.
Широкие кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина) . Их ширина значительно преобладает над толщиной.
Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
3. Химический состав кости.
4. Микроскопическое строение кости.
5. Макроскопическое строение кости.
7. Соединение костей.
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
Формулировка цели урока. (слайд 1). Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока).
Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей. (Слайд 2)
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
Учитель. Сколько у человека костей?
Ученики. (из дополнительных источников) Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 - 306. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 - 210.
Учитель. Ребята, что такое опора?
Ученики. Поддержка.
Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?
Ученики. Тело человека.
Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция - проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Сформулируйте вывод о значении костно-мышечной системы.
Ученики. Скелет определяет форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции, участвует в обмене веществ. (слайд 3)
2. Форма костей.
Учитель. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям (слайды 4, 5, 6).
Найдите в тексте учебника эту информацию.
Ученики. Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны). Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов). Внутри тела кости имеется полость.
Широкие кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина). Их ширина значительно преобладает над толщиной.
Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.
3. Химический состав кости.
Опорно-двигательная система (опорно-двигательный аппарат или костно-мышечная система)— комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Система образована скелетом и мышцами.
Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция.
Скелет человека включает шесть отделов:
- череп,
- позвоночник (осевой скелет),
- пояс верхних конечностей,
- пояс нижних конечностей,
- верхние конечности,
- нижние конечности.
Состав и строение костей.
В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Живые кости человека содержат 22 % воды, 5 °% белка, 21,8 °% неорганических веществ и 15,7 °% жира. Органические вещества, входящие в состав костей (главным образом, оссеин и оссеомукоид), обеспечивают кости гибкость и упругость, а минеральные вещества (преимущественно карбонат и фосфат кальция) — твёрдость и прочность. С возрастом соотношение органических и минеральных веществ в кости меняется. Так, у детей в кости больше органических веществ, поэтому их скелет эластичен; кости пожилых людей, содержащие больше минеральных веществ, более твёрдые, но хрупкие, что повышает вероятность переломов в этом возрасте.
Снаружи кость сращена с надкостницей (обеспечивает рост кости в толщину), состоящей из плотной соединительной ткани и пронизанной большим количеством кровеносных, лимфатических сосудов и нервов. Она обеспечивает питание кости, а также рост кости в толщину. Кость содержит два вида костного вещества: снаружи — плотное компактное, а внутри — губчатое. Структурной единицей компактной костной ткани является остеон. Каждый остеон состоит из 5—20 цилиндрических костных пластинок, вставлённых одна в другую. В центре остеона проходит центральный (Гаверсов) канал, содержащий кровеносные, лимфатические сосуды и нервы. Губчатое вещество кости состоит из сети тонких взаимно перекрещивающихся костных перекладин, между которыми находятся мелкие полости, заполненные красным костным мозгом. Расположение перекладин отражает направление наибольшего растяжения и сжатия кости. Распределение компактного и губчатого веществ в разных костях зависит от функции, которую эти кости выполняют в организме.
Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости. Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.
Типы соединения костей
Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.
Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа).
Скелет человека
В скелете человека различают следующие отделы: осевой скелет и скелет конечностей (верхних и нижних). Осевой скелет, в свою очередь, подразделяется на скелет головы (череп) и скелет туловища (позвоночник и грудная клетка).
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Кости черепа (за исключением нижней челюсти) неподвижно сочленены между собой. У новорождённых детей пространство между костями заполнено соединительной тканью (роднички), благодаря чему череп очень эластичен. Формирование швов между костями завершается к 3—5 годам.
Позвоночник (позвоночный столб) — опора туловища, он состоит из 33—34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (срастающихся в единый крестец) и 4—5 копчиковых. Позвонок состоит из тела, дуги, замыкающей позвоночное отверстие, и семи отростков: остистого, двух поперечных, двух верхних суставных и двух нижних суставных.
Скелет грудной клетки образован грудиной, 12 парами рёбер и грудными позвонками. Рёбра — плоские, дугообразно изогнутые кости, спереди переходящие в хрящ. Сзади они сочленены с грудными позвонками. Спереди 7 пар верхних рёбер (истинные рёбра) непосредственно соединены грудиной — плоской костью, лежащей по средней линии груди. Три следующие пары (ложные рёбра) своими хрящами присоединяются к хрящам вышерасположенных рёбер. Две последние пары (колеблющиеся рёбра) не имеют хрящей и свободно располагаются в мышечной стенке туловища. Приподнимаясь и опускаясь, рёбра обеспечивают изменения объёма грудной клетки при дыхании.
Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук). В состав плечевого пояса входят две парные кости — лопатка и ключица. Лопатка — плоская кость треугольной формы, прилегающая к задней поверхности грудной клетки и сочленяющаяся с плечевой костью и ключицей. Ключица (тонкая изогнутая кость) одним концом соединена с грудиной, другим — с лопаткой. Скелет свободной верхней конечности состоит из плеча, предплечья и кисти. Плечевая кость, образующая плечо, соединена с лопаткой (плечевой сустав) и костями предплечья (локтевой сустав). Предплечье состоит из двух костей — локтевой и лучевой. В состав кисти входят 8 коротких костей запястья, 5 длинных костей пясти и фаланги пальцев (большой палец имеет две фаланги, все остальные — по три). Нижний конец лучевой кости с тремя верхними костями запястья образуют лучезапястный сустав.
Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади неподвижно сочленены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью полусустава (лобковый симфиз). Каждая тазовая кость образована тремя сросшимися костями (подвздошной, седалищной и лобковой). По бокам тазовых костей расположены круглые впадины для сочленения с головками бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедра, голени и стопы. Бедро образует крупная массивная бедренная кость, головка которой с тазовой костью образует тазобедренный сустав. В состав голени входят большеберцовая и малоберцовая кости. Большеберцовая кость сочленяется с бедренной, образуя коленный сустав. Спереди от коленного сустава, в толще сухожилий, расположен небольшой треугольный надколенник (коленная чашечка). Кости голени образуют с таранной костью предплюсны голеностопный сустав. Стопа состоит из 7 коротких костей предплюсны, 5 длинных костей плюсны и фаланг пяти пальцев (первый палец имеет две фаланги, остальные — по три). Стопа имеет вид свода.
Предлагаю конспект урока и презентации учащихся, выполненные как опережающее домашнее задание. Урок разработан по УМК "Сфера жизни", концентрический курс. В приложениях даны самостоятельная работа, рефлексивная самооценка для учащихся, лабораторная работа как домашнее задание. Урок соответствует ФГОС.
Тырчёнкова Наталья Николаевна
Место работы: МОУ ООШ с.Крутец Колышлейского района Пензенской области
Должность: учитель биологии
Технология построения урока
Технология деятельностного метода
Движение организмов.
Цель: создать условия для формирования представления о движении как одном из важнейших свойств живого организма
Продолжить развитие у школьников посредством биологических знаний познавательных интересов.
Формировать у детей навыки самостоятельно организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, уметь выделять причинно- следственные связи.
Помочь детям в формировании ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.
Понятийный аппарат
Движение, типы движения, способы движения
Планируемый результат
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
-называть и характеризовать способы
движения животных, приводить примеры;
-объяснять роль движения в жизни
-сравнивать способы движения между собой;
-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма;
-приводить доказательства наличия двигательной активности
Личностные УУД:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие самостоятельности;
-формирование осознанной мотивации к выполнению задания;
-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Регулятивные УУД:
- самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений;
- определение целей и задач;
- оценка достигнутых результатов;
-преобразование практических задач в познавательные;
-рефлексия своих действий по цели.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение;
-структурирование знаний из личного опыта;
-выбор основания для сравнения способов движения;
-построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная, парная
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Дрофа, 2015.
Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы.-М.: Мнемозина, 2000
Карточки для этапов урока- 7 (приложение 1), 9 (приложение 2), 10(приложение 3)
ТСО: ПК, экран, презентации учащихся (опережающее домашнее задание).
деятельности
включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Организация начала занятия.
Блоха (размеры которой 1-2 мм) может прыгать на 33 см за один прыжок. Если бы люди имели такую же прыгучесть, человек мог бы совершать прыжки на 213 метров!
Падая камнем с высоты, сокол- сапсан набирает скорость, равную трёмстам пятидесяти километрам в час.
Зависая над цветком, колибри делает 50-80 взмахов крыльями за секунду.
Чемпион по скорости - американский клещ. Скорость измерена относительно длины его тела. Оказалось, что он способен за секунду передвигаться на расстояние, равное трёмстам двадцати двум длинам его тела. Для сравнения – если бы мы так перемещались, то смогли бы преодолевать расстояния на скорости около двух тысяч километров в час.
Предложить учащимся выделить из данных примеров и аргументировать характерное свойство живых организмов: -О каком же свойстве живых организмов вы услышали в этих примерах?
Предложить учащимся определить и записать тему занятия, задач занятия: -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (записать на доске) -Что мы должны ЗНАТЬ…-УМЕТЬ?
Организация собственного рабочего пространства: готовность к уроку, осмысление информации.
Систематизация информации в соответствии с поставленной задачей действия.
Аргументация своих мыслей
Определение темы занятия, задач занятия.
Личностные УУД:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками,
формирование интеллектуальных умений
Регулятивные УУД:
- определять тему занятия
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов,
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
-Движение организмов основано на работе опорно-двигательного аппарата организмов. Для лучшего понимания новой темы повторим основные моменты пройденного материала: 1)Приведите примеры организмов с различными типами скелета.
2)Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?
3)В чём сходство и в чём различие между скелетами простейших и моллюсков?
4)Какие неудобства со стороны скелета испытывают членистоногие и как они к этому приспособились?
5)Как объяснить тот факт, что кости в скелете могут соединяться и подвижно, и неподвижно?
6)Каким образом в организме растений клетки механической ткани выполняют опорную функцию?
-Итак, скелет вместе с мышцами образует опорно- двигательную систему. Давайте назовём функции этой системы. (Опора, защита, движение)
Предложить учащимся определить значение такого свойства, как движение. (Подвести к пониманию факта, что движение- приспособление к среде обитания. Например, локомоция играет важную роль в жизни животных: они могут передвигаться для поиска пищи или для спасения от хищников.)
Запись на доске: движение- приспособление к среде обитания
Предложить учащимся определить проблему урока (например, как организмы приспосабливаются к среде с помощью движения)
Систематизация информации в соответствии с поставленной задачей действия.
Читайте также: