Возрастная психология мухина конспект

Обновлено: 03.07.2024

17. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии// Избр. психол. труды. - М., 1980. - Том 1.

18. Кроник А.А., Головаха Е.И. и др. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога. - М., 1993

19. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988

I.Возрастная психология как наука изучает особенности психического развития, а также феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, юности и в период зрелости. В разные временные промежутки психика человека проходит различные "расстояния" в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Возрастная психология рассматривает те подходы к проблеме психологического развития, которые сложились в отечественной и зарубежной психологии.

Развитие возрастной психологии как науки определяется:

- общими, значимыми для исторического момента идеями;

- установленными и принятыми за основу закономерностями развития психики на разных этапах онтогенеза;

1. Предмет возрастной психологии - это развитие психических процессов, психически свойств личности, изменение психологии человека на протяжении всей жизни.

Цель возрастной психологии как науки - целостное описание психологического развития человека, условий психического развития и бытия человека; акцент на формирование самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности.

2. Предметом возрастной психологии, или психологии возрастного развития, является изучение и представление в воде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой.

Задачи возрастной психологии:

1. Проникновение в глубинные тенденции развития ребенка и подростка (позитивные и негативные).

2. Выявление ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка.

3. Анализ различных видов деятельности, которые влияют на процесс психического развития.

4. Формулировка общих подходов к условиям и предпосылкам развития человека.

Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитии его личности на разных этапах онтогенеза.

Выделяют следующие разделы возрастной психологии:

a) Психология раннего возраста (0 - 3);

b) Психология дошкольника (3 - 7);

c) Психология младшего школьника (7 - 10);

d) Психология подростка (10 - 14);

e) Психология ранней юности (15 - 17);

f) Психология взрослого возраста.

Это приблизительная классификация (среди существующего огромного количества она является средней).


В психологии существуют следующие типы возрастных изменений

Связаны с медленными количе- Являются более глубо- Включают в себя то, что про-

ственными и качественными воз- кими, происходят быстро исходит в психике ребенка

растными преобразованиями. и за короткий срок. под влиянием обучения и

Одной из главных составляющих предмета возрастной психологии является сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается при помощи понятия "возраст".

Психологический возраст - это возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Также свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и др.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии являются движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека.

Движущие силы психического развития - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.

Условияопределяютсобойте внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не являясь движущими силами развития, тем не менее влияют на него, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

II.Возрастная психология заимствовала методики (методы) из общей психологии, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка (изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи).

Из дифференциальной психологии пришли методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей (особое место занимает метод близнецов, при помощи которого исследуются различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами).

Из социальной психологии пришла группа методов, при помощи которых изучаются межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми: (это наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент).

В возрастной психологии используются 4 группы методов:

1. Организационные методы;

б) лонгитюдный (продолжительный или продольный).

Сравнительный (сравниваются группы испытуемых)

Лонгитюдный (длительное изучение одного или нескольких испытуемых).

2. Эмпирические методы:

- констатирующий эксперимент (получение системы фактов);

- формирующий эксперимент (организованное контролируемое воздействие на систему фактов);

- контрольный эксперимент (фиксация изменений в системе изучаемых факторов).

- тест введен в 1905г. Ш. Бине (краткое испытание качества или свойства)

- анкета (вопросы в письменном виде)

- беседа (вопросы в устной форме).

3.Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели; первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного знания о закономерностях психического развития, а второй человек - это ребенок, или др. взрослый человек, который является испытуемым.

Д.Б. Эльконин на одной из своих лекций по детской психологии сказал: "Я стал понастоящему психологом только тогда, когда родился внук".

Наибольший вклад в развитие возрастной психологии внесли: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В. Штерн, Ж. Пиаже, К. Коффка, Э. Клаперед, А. Валлон, Э. Эриксон и др.

В истории становления и развития возрастной и педагогической психологии в XIX - XX ст. видное место занимают труды великого русского педагога и психолога К.Д. Ушинского (1824-1871 г.г.). Ученый установил иерархию наук, определяющих педагогический процесс на каждом возрастном этапе развития личности ребенка. Педагогика, говорил он, может разработать план воспитания целостной личности, опираясь на весь комплекс антропологических наук: анатомию, физиологию, философию, логику и др., но в первую очередь, на психологию.

Огромный вклад в развитие возрастной психологии внесли отечественные ученые П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников, Н.А. Сикорский и др.

Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, а затем А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева создали теорию культурно-исторического развития психики.

В работах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко содержатся основательные исследования проблем возрастной и педагогической психологии, также ставшие достоянием мировой психологии.

Большой вклад в развитие возрастной и педагогической психологии внесли известные ученые-психологи П.Я Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, н.А. Менгинская, Г.С. Костюк и др. Основные направления в исследованиях этих авторов сосредоточивались на определяющей роли социальной среды в формировании психических особенностей ребенка. Среди влияний социальной среды выделялись специально организованные воспитание и обучение. Для того, чтобы они были успешными, их следует строить как развивающие процессы. Начиная с середины Х!Х века, многие зарубежные исследователи в области возрастной психологии утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики т.н. биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т.е. независимо от воспитания (С. Холл, 1844-1924 г.г.).

К. Бюлер, опираясь на закономерности, заимствованные из биологии, сделал попытку создать общую теорию развития психики ребенка и выделил определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект.

Э. Клаперд (1873-1940 г.г.) в своих исследованиях придал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам и потребностям.

В социологизаторских направлениях исследования в зарубежной возрастной психологии конца Х!Х и начала ХХ ст. авторы Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш.Блондель, П.Жане и др. рассматривали развитие психики ребенка как результат прямых воздействий окружающей социальной среды.

П. Жане (1859-1947 г.г.) исследовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом.

4. Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования. Он выделял "стабильные" и "нестабильные" (критические) периоды развития. Определяющее значение придавалось периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. Согласно Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

А.Н. Леонтьев в качестве критерия возрастной периодизации выделял ведущие виды деятельности. "Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности".

Д.Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил ведущие деятельности, определяющие возникновение новообразований на конкретном этапе развития (это также отношения между продуктивной деятельностью и деятельностью общения).

А.В. Петровский в каждом возрастном периоде выделял три фазы вхождения в референтную общность:


- адаптация в них происходит развитие


- индивидуализация и перестройка структуры

Как уже было сказано выше, существует множество периодизаций возрастного развития. Еще одной из них является следующая, которая представляет собой возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах.

- младенчество (от 0 до 12-14 мес.)

- ранний возраст (1-3 года)

- дошкольный возраст (3 до 6-7 лет)

- младший школьный возраст (от6-7 до 10-11 лет)

II Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет)

v Еще одна из периодизаций:

I. Период роста, в котором происходит созидание, а не разрушение (0-20 лет)

II. Период равновесия между созиданием и разрушением (20-40 лет)

III. Период инволюции, нарастающего разрушения (40 и далее).

Итак возрастная психология - это:

- наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека;

- отношения между людьми разного возраста, которые позволяют каждому человеку переживать наличие своего места в системе отношений, т.е. наличие дома для своей души;

- это попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени;

- это проекция личного развития исследователя на понимание им закономерностей изучаемой жизни и т.д.

М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяю­щих развитие личности и ее социальное бытие.

Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педа­гогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле­мы возрастной психологии.

Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ посвящается

Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия состав­ляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью - зна­чит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество.

В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества - истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и ду­ховном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми.

мухина возрастная психология

Описание:
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности.

Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация—обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.

Содержание:

От автора
Введение
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие
1. Условия психического развития и развития личности
1.1. Реальность предметного мира
1.2. Реальность образно-знаковых систем
1.3. Природная реальность
1.4. Реальность социального пространства
1.5. Реальность внутреннего пространства личности
2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность
2.1. Биологические предпосылки
2.2. Взаимодействие биологических и социальных факторов
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности
1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
3. Взаимодействие идентификации и обособления
Глава 3. Индивидуальное развитие личности
1. Внутренняя позиция и развитие личности
2. Социальная единица и уникальная личность
3. Фактор места как условие развития личности
РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО
Глава 4. Младенчество
1. Новорожденные: врожденные особенности и тенденции развития
2. Собственно младенчество
Глава 5. Ранний возраст
1. Особенности общения
2. Умственное развитие
3. Предметная и другие виды деятельности
4. Предпосылки формирования личности
Глава 6. Дошкольный возраст
1. Особенности общения
2. Умственное развитие
3. Игры и другие виды деятельности
4. Детская личность
Глава 7. Младший школьный возраст
1. Особенности общения
2. Умственное развитие
3. Учебная деятельность
4. Личность ребенка младшего школьного возраста
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО
Глава 8. Условия и образ жизни
1. Социальная ситуация в жизни подростка
2. Учебная деятельность и ориентация на труд
Глава 9. Особенности общения
1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции
2. Общение со сверстниками противоположного пола
Глава 10. Умственное развитие
1. Развитие речи
2. Развитие высших психических функций
Глава 11. Личность подростка
1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве
2. Самосознание в отрочестве
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ
Глава 12. Условия и образ жизни
1. Социальная ситуация
2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности
3. Психологические проблемы молодежи как электората
Глава 13. Особенности общения
1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции
2. Общение со сверстниками противоположного пола
3. Раннее материнство и отцовство
Глава 14. Личность в юности
1. Умственное развитие и ценностные ориентации
2. Особенности идентификации — обособления в контексте проблем личности
3. Самосознание в юности
Приложение
Рекомендуемая литература
[ad code=3 align=center]

Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр, 2006. — 608 с.
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация—обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора……………………………..4
Введение…………………………5
РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ…………….8
Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие………………11
§ 1. Условия психического развития и развития личности………………..11
1. Реальность предметного мира………………..12
2. Реальность образно-знаковых систем…………………..24
3. Природная реальность……………..38
4. Реальность социального пространства………………..50
5. Реальность внутреннего пространства личности…………………60
§ 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность……………70
1. Биологические предпосылки……………..70
2. Взаимодействие биологических и социальных факторов…………..81
Глава 2. Механизмы развития и бытия личности……………..93
§ 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности………….95
§ 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности…………100
§ 3. Взаимодействие идентификации и обособления………………105
Глава 3. Индивидуальное развитие личности………………114
§ 1. Внутренняя позиция и развитие личности…………….114
§ 2. Социальная единица и уникальная личность……………..119
§ 3. Фактор места как условие развития личности……………..138
РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО……………..147
Глава 4. Младенчество…………….149
§ 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития………………150
§ 2. Собственно младенчество………………….155
Глава 5. Ранний возраст………………170
§ 1. Особенности общения………………..171
§ 2. Умственное развитие……………….178
§ 3. Предметная и другие виды деятельности…………………193
§ 4. Предпосылки формирования личности………………..207
Глава 6. Дошкольный возраст……………….219
§ 1. Особенности общения……………221
§ 2. Умственное развитие……………..231
§ 3. Игры и другие виды деятельности…………..271
§ 4. Детская личность……………285

Глава 7. Младший школьный возраст…………….309
§ 1. Особенности общения……………311
§ 2. Умственное развитие……………….329
§ 3. Учебная деятельность……………347
§ 4. Личность ребенка младшего школьного возраста……………..372
РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО……………410
Глава 8. Условия и образ жизни……………413
§ 1. Социальная ситуация в жизни подростка……………………413
§ 2. Учебная деятельность и ориентация на труд…………….422
Глава 9. Особенности общения…………………427
§ 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции……………….427
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола………………..438
Глава 10. Умственное развитие……………445
§ 1. Развитие речи…………….445
§ 2. Развитие высших психических функций…………….451
Глава 11. Личность подростка………….464
§ 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве…………464
§ 2. Самосознание в отрочестве…………….475
РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ…………490
Глава 12. Условия и образ жизни……………….492
§ 1. Социальная ситуация………………..492
§ 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности………………496
§ 3. Психологические проблемы молодежи как электората…………504
Глава 13. Особенности общения…………….509
§ 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции…….509
§ 2. Общение со сверстниками противоположного пола………………527
§ 3. Раннее материнство и отцовство…………….539
Глава 14. Личность в юности…………548
§ 1. Умственное развитие и ценностные ориентации……………548
§ 2. Особенности идентификации — обособления в контексте проблем личности………….564
§ 3. Самосознание в юности…………….574
Приложение………………589
Рекомендуемая литература……………..603

Читайте также: