Конспект растворы из сухих смесей

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: закрепление знаний о штукатурных растворах и умений при приготовлении цементного раствора.

Тип урока: закрепление знаний, выработка умений и навыков.

Межпредметные связи: математика, ОБЖ, технология.

Задачи:

  1. Выявить степень усвоения полученных знаний и умений.
  2. Развивать речь, логическое мышление, память, умение действовать самостоятельно и работать в группе.
  3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам и интерес к профессии.

Материалы и инструменты: песок, цемент, сито, вода, емкости, халаты, ложки.

Методическое обеспечение урока: ТСО, презентация, карточки – задания, новое слово, полоски, бейджики.

Ход урока

Организационный момент

- Урок мы проведем в форме конференции. А как вы думаете, что такое конференция?
- Давайте уточним. Зачитайте определение.
- Конференция - это собрание, совещание представителей каких – либо организаций, групп, отдельных лиц для обсуждения определенных вопросов.

- Сегодня на нашей конференции собрались представители двух фирм: "Наш дом" и "Строй с нами".
- Проведут ее специалисты-эксперты: Таранова Е.В. и Селиванова И.П.

Постановка темы и цели урока

- Тема конференции разбита на теоретическую и практическую части.
- Назовите теоретическую часть темы. Практическую?

- Для того чтобы наша встреча была каждому из вас полезной, предлагаю определить для чего мы все тут собрались, используйте для этого данные вам выражения.

  • Я считаю, что …
  • По моему мнению, мы собрались …
  • Мне кажется …
  • Возможно …

Цель конференции – закрепление знаний о штукатурных растворах и умений при приготовлении цементного раствора.
Мотивация: Сегодня представители фирмы "Строй с нами" покажут мастер – класс по приготовлению цементного раствора менее опытным коллегам. Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся вам в будущей жизни.

- Так как мы будем сегодня много работать, давайте выполним геометрический диктант.
- Найдите фиолетовый круг, красный прямоугольник, соедините прямоугольник с красным квадратом. Найдите все треугольники. Сколько их?
- Зажмурьте сильно глаза, откройте и сосредоточьте взгляд на зеленом круге.

Повторение пройденного материала

- Нашу конференцию хотелось бы начать с вопроса.
- Что такое штукатурный раствор? (Штукатурный раствор – это смесь вяжущего, заполнителя и воды)

- По карточке расшифруйте слова. (Желтая)
- Какие у вас получились слова? (Цементный, глиняный, известковый, цементно – известковый, известково – гипсовый)
- Что они обозначают? (Названия растворов)

- Все названия растворов записаны на карточку. (глиняный, цементный, известковый, цементно – известковый, известково – гипсовый)
- На какие две группы они делятся? (Простые и смешанные)
- Правильно.

- Специалисты фирмы "Наш дом" обсудите и выберите из списка простые растворы, а фирма "Строй с нами" - смешанные.
- Обоснуйте свой ответ. Посмотрите.
- А где же применяются штукатурные растворы? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите карточки (голубого цвета) и решите их. Зачитайте.

Название раствора

Назначение

Оштукатуривание поверхностей в сухих условиях.

Оштукатуривание наружных и внутренних поверхностей.

Оштукатуривание поверхностей, подвергающихся воздействию воды.

Найти слова

  1. Терка - 2вниз, 1 вправо, 2 вверх …
  2. Вода – 3 вниз, 2 влево …
  3. Флейц – 2 влево, 3 вниз, 2 влево …
  4. Краска – 3 вправо, 2вверх …
  5. Лак – 1 вниз, 3 влево, 3вверх …
  6. Песок – 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх …

Подчеркнуть штукатурные материалы.

Песок – это продукт разрушения твердых пород под действием солнца, тепла, ветра. Он бывает речной, карьерный, искусственный. Без него не обойтись в наше время, так как он в жизни человека играет не маловажную роль. Его используют зачастую в строительстве, для изготовления стекла, при плавлении металла, а также используют в фильтрах для очищения поступающей воды.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Было замечено, что песок нейтрализует негативную энергетику.

- Может кто-то хочет задать вопрос выступающему?
- Вопрос: Где в строительстве применяется песок? (Для приготовления растворов, укладки тротуарной плитки)

Представитель от фирмы "Строй с нами" зачитает о цементе:

Цемент - это искусственное вяжущее вещество. Один из основных строительных материалов. При взаимодействии с водой и другими жидкостями образует пластичную массу, которая затем затвердевает и превращается в камневидное тело. Если цемент затвердел, то в первоначальное состояние он не вернется никогда. В основном используется для изготовления бетона и строительных растворов.

Полезные советы

  • Храните цемент в сухом месте.
  • Не покупайте цемент впрок, так как каждый месяц он теряет 10% качества.

Вопрос: Какого цвета бывает цемент? (Он бывает разноцветный: красный, синий, белый)
- А какого цвета цемент применяется в строительстве? (серый)

- Что нужно сделать с материалами, чтобы раствор получился качественный? Подготовить материалы. А как подготовить? Просеять.
- Пожайлуста, специалисты фирмы "Наш дом" приступите к подготовке материалов.

Физминутка для рук (На рабочем месте)

Математика повсюду,
Глазом только поведешь.
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

- На доске формулы готового раствора. Подумайте. Исключите лишнюю. Обоснуйте свой ответ.

  1. Вяжущие + Заполнитель = Раствор
  2. Вяжущие + Заполнитель + Добавка = Раствор (Ответы детей)

- А теперь задание на внимание. Я называю вяжущий материал - вы встаете, заполнитель – поднимаете руку, добавка – поднимаете две руки.
- С заданием все справились, молодцы, мы можем продолжить работу.
- Если (Вяж. мат. - ЦЕМЕНТ) + (Заполнитель - ПЕСОК) + (Добавка - ВОДА) = ? (Цементный раствор)

- Какой получится раствор?
- Почему? (Раствор называется цементным, потому что название дается по вяжущему, а в формуле вяжущее – цемент)
- Сегодня вы будете приготавливать цементный раствор 1:3.Что обозначает это выражение? (это соотношение материалов в растворе, где 1ч – цемента и 3ч – песка)

- Прежде чем мы приступим к приготовлению цементного раствора нужно составить инструкцию. Полоски. ( Проверка на месте по карточке)
- К нам присоединились специалисты фирмы "Наш дом" и мы продолжаем нашу конференцию.

Везде и всюду правила -
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Безопасности труда.

Практическая работа

  1. В емкость насыпать 3 части песка.
  2. Добавить 1 часть цемента.
  3. Перемешать в сухом виде.
  4. Затворить смесь водой.
  5. Все тщательно перемешать.
  6. Отчет о выполненной работе.
  7. Уборка рабочего места.

Специалисты фирмы "Строй с нами" - приготавливают цементный раствор самостоятельно. Наблюдают и приготавливают цементный раствор (по желанию) с помощью специалистов фирмы.

Приготовление цементного раствора

Приготовление цементного раствора

Закрепление

- О чем мы сегодня говорили на конференции?
- Что делали?

Подведение итогов

- Важно быть хорошим специалистом и добросовестно выполнять свою работу.

- А чтобы стать хорошим специалистом нужно много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учиться.

- В заключении нашей конференции мы предлагаем вам оценить свое состояние с помощью лестницы успеха. Поставьте себя на понравившуюся вам ступеньку. (Работа на месте)
- Хотелось бы поблагодарить присутствующих на конференции и пожелать успехов в любом деле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛЕКЦИЯ № 6. СУХИЕ РАСТВОРНЫЕ СМЕСИ. МАСТИКИ И КЛЕИ

Цель: рассмотреть виды сухие растворные смеси, мастики и клеи.


6.1. Сухие растворные смеси.

Сухие смеси различаются по методике применения и бывают таких видов:

Выравнивающие – применяются для выравнивания потолков, стен и пола;

Клеевые – предназначены для приклеивания облицовочных материалов (теплоизоляционного материала, керамической плитки);

Санационные – нужны для восстановления повреждений на поверхности разных построек;

Шпаклевочные – используют с целью заделки дефектов, что размещаются на черновой поверхности стен, и для их подготовки к совершению чистовой отделки;

Универсальные – применяют для широкого спектра работ;

Наружные – нужны для наружной декоративной отделки стен и фасадов зданий.

Все сухие смеси предназначены для укладки керамической плитки на бетонные, кирпичные, цементно-песчаные или цементно-известковые прочные и недеформированные поверхности снаружи и внутри здания, во влажных и сухих помещениях. Сухие смеси позволяют крепить керамические изделия на горизонтальные или вертикальные поверхности. Они подходят и для укладки крупноформатной плитки, и для монтажа мозаики.

Некоторые растворные смеси эффективны при выполнении облицовки резервуаров и бассейнов, оснований, которые подвергаются постоянным атмосферным воздействиям (террасы, цоколи, эксплуатируемые кровли, балконы), поверхности пола с интенсивной нагрузкой. В продаже представлены смеси, что обладают повышенной устойчивостью к механическим нагрузкам, к примеру, для укладки плитки на лестницах.

В настоящее время, пожалуй, самым распространенным способом укладки керамической плитки выступает монтаж с использованием сухих смесей, изготовленных на цементной основе. Также существует следующая классификация сухих смесей для керамической плитки: для обычных работ, влажных помещений и сложных участков. На нашем рынке эти смеси представлены такими продуктами:

Стандартные смеси для проведения классических внутренних работ с напольной и настенной плиткой;

Универсальные составы для кладки кафеля в сложных условиях (более высокая температура, повышенная влажность) - в душевых кабинах, саунах и на улице;

Безусадочные смеси для применения для отделки поверхностей небольшой мозаикой и плиткой;

Специальные смеси для облицовки каминов и печей.

Сухие смеси для керамики различных производителей отличаются рецептурой, эксплуатационными свойствами, используемыми элементами, но всем им присущи общие универсальные характеристики. Давайте их рассмотрим:

Простота и удобство работы. При изготовлении такого состава достигается высокий уровень однородности готовой массы и не образуются комки, которые зачастую возникают при создании классической смеси из цемента и песка. К тому же состав при кладке не стекает! А высокие фиксирующие способности клеевой смеси позволяют обойтись без прокладок между керамическими плитками для обеспечения швов одинаковой ширины.

Отсутствие необходимости использования специального оборудования. Чтобы приготовить раствор из сухой смеси для керамической плитки, нет потребности применения специального оборудования, достаточно лишь взять электрическую дрель и специальную насадку. Перемешивая состав с помощью этих инструментов, вы можете легко получить раствор для керамики нужной консистенции.

Стабильность состава смеси. Любое количество клеящего вещества сохраняет в полном объеме необходимые свойства, что возможно благодаря точному дозированию и тщательной подготовке всех составляющих компонентов смеси.

Отличные технические характеристики. Готовому раствору присущи хорошие показатели звуко- и теплоизоляции, а также высокая степень пластичности, позволяющая его наносить на любые поверхности и не сползать при вертикальной укладке. Стоит отметить также водоудерживающие свойства смеси, что состоят в защите готового состава от образования трещин и преждевременного высыхания.

Высокие адгезивные свойства. Клеящий состав, что замешивается из готовых сухих смесей, обладает повышенными сцепляющими характеристиками с обрабатываемым основанием, благодаря чему керамическая плитка держится хорошо на любой поверхности и менее подвергается механическим повреждениям.

Значительный срок хранения. Сухие смеси для керамической плитки можно хранить в сухом виде длительное время, при этом их рабочие характеристики не будут меняться. Сухие смеси можно перевозить и содержать при низкой температуре.

Экономичность. Использование сухих смесей для керамической плитки позволяет достичь значительной экономии времени и вложенных денежных средств при отделке помещения. Благодаря возможности готовый раствор наносить более тонким слоем, материал расходуется оптимально, поэтому цена смесей для керамической плитки уходит на второй план

Мастикой называют пластичную смесь из вяжущего, молотого наполнителя и различных добавок. Наименование мастике дают по виду вяжущего — поливинил ацетатная, канифольная, перхлорвиниловая, битумная и т.д. Мастики на синтетических связующих обеспечивают прочное и надежное сцепление с основанием, водо- и морозостойкость. Они не содержат токсических веществ.

В состав поливинилацетатной мастики (ПЦ) входят (мас.ч.): поливинилацетатная дисперсия — 1, вода — 2, цементно-песчаная смесь марки 100 — до требуемой консистенции. Готовят мастику на объекте в смесителях небольшой емкости.

В смеситель загружают необходимое количество дисперсии ПВА и разбавляют водой. Перемешивают и засыпают сухую цементно-песчаную смесь до получения раствора сметанообразной консистенции. Перемешивают еще 5-6 мин, после чего мастика готова к употреблению.

Если нет готовой сухой смеси, мастику ПЦ готовят из отдельных компонентов. Просеивают песок и перемешивают в смесителе с портландцементом марки 400 в соотношении 1:5 (цемент — песок). Разбавляют водой поливинилацетатную дисперсию в соотношении 1:2 и заливают ее в смеситель, 5-6 мин перемешивают до получения однородной массы.

Поливинилацетатная мастика для крепления керамических изделий должна иметь подвижность 7-8 см. Густую мастику разбавляют 7-8%-ным раствором поливинилацетатной дисперсии. Разбавлять мастику водой не допускается. Срок годности приготовленной мастики 4 ч.

Мастика считается удобоукладываемой, если слой мастики толщиной 2-3 мм, нанесенный на тыльную сторону керамической плитки, не стекает, а плитка, притертая к стене, не сползает.

Прочность сцепления мастики КЦП с основанием несколько ниже мастики ПЦ.

Синтетическая мастика «Синтлакс* (% по массе): бутадиен-стирольный латекс — 51, мел — 41,5, 10%-ный водный раствор карбокси-метилцеллюлозы — 7,5. Эту мастику готовят централизованно в заготовительных мастерских. В барабан смесителя заливают бутадиенстирольный латекс и 10%-ный раствор карбоксиметилцеллюлозы. Смесь перемешивают 15.-20 мин, после чего, продолжая перемешивание, засыпают молотый мел. Все перемешивают еще 20 мин. Полученный продукт пропускают через краскотерку или мешалку. Готовую мастику упаковывают в полиэтиленовые мешки и доставляют на объект. Срок хранения этой мастики не более 1 мес. При укладке керамической плитки мастику наносят слоем толщиной 2-3 мм.

Канифольная мастика (% по массе): канифоль — 17, денатурированный спирт или скипидар — 11, олифа оксоль — 7, известняковая мука или белый портландцемент — 65. Готовят мастику в металлической емкости: заливают растворитель (денатурированный спирт, скипидар или технический этиловый спирт, разведенный до крепости денатурированного спирта), затем засыпают измельченную канифоль и, периодически помешивая, выдерживают смесь до 2 ч до полного растворения канифоли. При подогреве раствора до 50-65Х растворение канифоли ускоряется. Растворив канифоль, добавляют пластификатор (олифу оксоль) и перемешивают до приобретения массы однотонного цвета. Смесь заливают в барабан растворосмесителя, засыпают, помешивая, сухой наполнитель (известняковую муку или белый портландцемент) и перемешивают до получения однородного состава.

Мастику фасуют в герметически закрытую тару. Срок хранения в открытой таре до 2 дней, в закрытой — до 30.

Сравнительно медленное твердение и небольшая прочность приклеивания ограничивают область применения канифольной мастики. Ее используют для облицовки поверхностей полистирольными плитками.

Глинобитумная мастика состоит из битума БН-90/10, жирной глины и воды в равных частях по массе. Мастика используется при укладке стеклянной плитки. Для приготовления мастики размельченную глину замачивают в воде, и полученное тесто нагревают до 80-90°С. Отдельно разогревают битум до 100-200°С и в другой емкости кипятят воду. В нагретое глиняное тесто небольшими порциями добавляют при непрерывном перемешивании битум и воду до получения однородной массы.

Карбинолъная мастика (мае. ч.): карбинольный сироп — 1, пероксид бензола’— 0,02, портландцемент марки 400 — 10. Готовят карби-нольную мастику при температуре 10-25°С. Высушенный пероксид бензола растирают в ступке до пылевидного состояния, порошок в течение 20-25 мин перемешивают с карбинольным сиропом до получения однородной массы. Смесь отстаивают 1-2 ч и смешивают с цементом до получения однородной пластичной смеси.
Приготовленная мастика удобоукладываема, если слой толщиной 1-1,5 мм, нанесенный на тыльную сторону стеклянной плитки, не стекает, а плитки, притертые к стене, не сползают. Срок годности мастики 6-8 ч.

Битумо-скипидарная мастика представляет собой раствор битума в скипидаре с наполнителями и добавками. Эту мастику применяют для наклеивания поливинилхлоридных плиток и линолеума на тканевой подоснове. Мастику поставляют на объект в готовом виде в плотно закрытых металлических бидонах. Перед употреблением ее тщательно перемешивают, загустевшую мастику вместе с тарой подогревают в ванне с горячей водой до 30~40°С.

Клеящие каучуковые мастики КН-2 и КН-3 применяются для наклеивания поливинилхлоридных линолеумов, релина, крупноразмерных древесноволокнистых плит. Мастики поставляют на объект в герметически закрытой металлической таре, готовой к употреблению. Срок годности этих мастик до 2 мес.

ПЛИТОНИТ-А
Клей для керамической плитки для работ внутри помещений
Предназначен для приклеивания керамических плиток на поверхности из бетона, газобетона, кирпича, цементных штукатурок в сухих и влажных помещениях.
Клей удобен в применении, обладает высокой пластичностью, в процессе производства работ плитка не сползает с вертикальных оснований. Смесь может применяться для облицовки плиткой полов с подогревом.
Особенности:
- высокая пластичность, легко наносится и разравнивается - удобство в работе, экономия времени;
- плитка не сползает с вертикальной поверхности - возможность облицовки в любых направлениях;
- подходит для облицовки полов с подогревом

ПЛИТОНИТ-B
Клей для керамической плитки и напольной керамогранитной плитки для внутренних и наружных работ.
Предназначен для приклеивания настенных и напольных керамических плиток внутри и снаружи помещений, а также напольных керамогранитных и клинкерных плиток внутри помещений на поверхности из бетона, газобетона, кирпича, известково-цементных штукатурок и гипсокартона .
Клей удобен в применении, обладает высокой пластичностью, в процессе производства работ плитка не сползает с вертикальных оснований. Смесь может применяться для облицовки полов с подогревом и небольших бассейнов.
Особенности:
- обладает высокой пластичностью - удобство в работе, экономия времени;
- морозостоек - возможность использования при наружной облицовке;
- плитка не сползает с вертикальной поверхности - возможность облицовки в любых направлениях;
- подходит для облицовки полов с подогревом и небольших бассейнов, а также для приклеивания как обыкновенной керамики, так и для керамогранита - широкая область применения.

ПЛИТОНИТ-B+
Клей для всех основных видов плитки и теплоизоляционных плит для внутренних и наружных работ
Предназначен для приклеивания облицовочной керамической, керамогранитной и клинкерной плитки, плитки из натурального и искусственного камня, а также теплоизоляционных пенополистирольных плит и минеральных матов на поверхности из бетона, газобетона, кирпича, гипсокартона, цементных штукатурок при проведении внутренних и наружных работ. Может применяться для облицовки полов с подогревом и бассейнов.
Клей обладает широкой сферой применения, высокой пластичностью, морозостоек, удобен в использовании. В процессе производства работ плитка не сползает с вертикальных оснований, что позволяет производить облицовку в любом направлении, в том числе сверху вниз .
Особенности:
- для укладки всех основных видов плиток, тепло-, звукоизоляционных материалов - универсальность применения, нет необходимости приобретать различные виды клея;
- для облицовки полов с подогревом, гипсокартона, бассейнов - широкая область применения;
- высокая пластичность - ускоряет темпы работ;
- плитка не сползает с вертикальной поверхности - возможность облицовки в любых направлениях.

Строительные растворы — это смеси из вяжущего вещества, воды и мелкого заполнителя, приобретающие в результате процесса твердения однородную камнеподобную структуру. До затвердевания их называют растворными смесями и используют для каменной кладки стен, фундаментов и оштукатуривания поверхностей различных конструкций. По виду вяжущих веществ и добавок различают растворы цементные, известковые, цементно-известковые, цементно-глиняные и некоторые другие комбинации

Свойства строительных растворов

Удобоукладываемость – это свойство растворной смеси легко укладываться плотным и тонким слоем на пористое основание и не расслаиваться при хранении, перевозке и перекачивании растворонасосами. Она зависит от подвижности и способности смеси.

Подвижность смесей характеризуется глубиной погружения металлического конуса (массой 300 г) стандартного прибора. Подвижность назначают в зависимости от вида и отсасывающей способности основания. Для кирпичной кладки подвижность раствора составляет 9-13 см, для заполнения швов между панелями и другими сборными элементами – 4-6 см, а для вибрирования бутовой кладки – 1-3 см.


Водоудерживающая способность – это свойство растворной смеси сохранять воду при укладке на пористое основание, что необходимо для сохранения подвижности смеси, предотвращения расслоения и хорошего сцепления раствора с пористым основанием. Водоудерживающую способность увеличивают путем введения в растворную смесь неорганических дисперсных (состоящих из мелких частиц) добавок и органических пластификаторов. Смесь с этими добавками отдает воду пористому основанию постепенно, при этом он становится плотнее, хорошо сцепляется с кирпичом, отчего кладка становится прочнее. Удобоукладываемую растворную смесь получают, если правильно назначен зерновой состав ее твердых составляющих, определяемой соотношением песка, вяжущего и дисперсной добавки. Тесто вяжущего заполняет пустоты между зернами песка и равномерно покрывает песчинки тонким слоем, уменьшая внутреннее трение. С удобоукладываемой растворной смесью удобно работать, в результате повышается производительность труда. От удобоукладываемости растворной сети зависит качество каменной кладки. Правильно подобранная растворная смесь заполняет неровности, трещины, углубления в кирпиче или камне, поэтому получается большая площадь контакта между раствором кирпичом (камнем), в результате прочность и монолитность кладки возрастает. Увеличивается долговечность стен.

Основным свойством строительных растворов являются: прочность (марка) к заданному сроку твердения, сцепление с основанием, морозостойкость и Деформативные характеристики: усадка в процессе твердения, влияющая на трещиностойкости, модуль упругости, коэффициент Пуассона.

Прочность при сжатии определяют испытанием образцов-кубиков с длиной ребра 7,07 см в возрасте, установленном в стандарте или технический условиях на данный вид раствора. Изготовление образцов из растворной смеси подвижностью менее 5 см производят в обычных формах с поддоном, а из смеси с подвижностью 5 см и более – в формах без поддона, установленных на основании-кирпиче (покрытой смоченной водой газетной бумагой).

На основании Закономерностей, управляющих прочностью растворов, составлены таблицы рекомендованных составов разных марок, которыми широко пользуются на практике.

Понижение температуры замедляет рост прочности растворов.

Следовательно при низких положительных температурах прочность раствора в возрасте 28 сут составляет 55-72% от марки.

Поэтому в зимнее время широко применяют растворы с химическими добавками (поташа, нитрата натрия) понижающим температуру замерзания раствора и ускоряющими набор его прочности. Зимой марку раствора для каменной кладки (без тепляков) и монтажа крупнопанельных стен обычно повышают на одну ступень против марки при летних работах (например, 75 вместо 50).

Морозостойкость раствора характеризуется числом циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое выдерживают насыщения водой стандартные образцы-кубики размером 7,07х7,07х7,07 см (допускается снижение прочности образцов не более 25% и потеря массы не свыше 5%).


Строительные растворы для каменной кладки наружных стен и наружной штукатурки имеют марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, причем марка повышается для влажных условий эксплуатации. В таких условиях растворы удовлетворяют и более высоким требованиям по морозостойкости: F 100, F 150, F 200, F 300. Морозостойкость растворов зависит от вида вяжущего вещества, водоцементного отношения, введенных добавок и условий твердения.

Классификация строительных растворов

По плотности в сухом состоянии растворы делят: на тяжелые сплотностью 1500 кг/м 3 и более, для их изготовления применяют тяжелые кварцевые или другие пески; легкие растворы, имеющие плотность менее 1500 кг/м 3 , заполнителями в них являются легкие пористые пески из пемзы, туфов, шлаков, керамзита и других легких мелких заполнителей.

По виду вяжущего строительные растворы бывают: цемент­ные, приготовленные на портландцементе или его разновиднос­тях; известковые — на воздушной или гидравлической извести, гипсовые — на основе гипсовых вяжущих веществ — гипсового вяжущего, ангидритовых вяжущих; смешанные — на цементно-известковом вяжущем. Выбор вида вяжущего производят в зависимости от назначения раствора, предъявляемых к нему требований, температурно-влажностного режима твердения и условий эксплуатации здания или сооружения.

По назначению строительные растворы делят: на кладочные для каменных кладок и кладки стен из крупных элементов; отделочные для штукатурки, изготовления архитектурных деталей, нанесение декоративных слоев на стеновые блоки и панели; специальные, обладающие некоторыми ярко выраженными или особыми свойствами (акустические, рентгенозащитные, тампонажные и т.д.). Специальные растворы имеют узкое применение.

По физико-механическим свойствам растворы классифицируют по двум важнейшим показателям: прочности и морозостойкости, характеризующим долговечность раствора. По величине прочности при сжатии строительные растворы подразделяют на восемь марок: 4, 10, 25, 50, 75, 100, 150 и 200. Растворы М4 и 10 изготовляют на местных вяжущих (воздушной и гидравлической извести и др.). По степени морозостойкости в циклах замораживания растворы имеют девять марок морозостойкости: от F10 до F300.

Состав раствора обозначают количеством (по массе или объему) материалов на 1 м 3 раствора или относительным соотношением (также по массе или объему) исходных сухих материалов. При этом расход вяжущего принимают за 1. Для простых растворов, состоящих из вяжущего и не содержащих минеральных добавок (цементных или известковых растворов) состав будет обозначен, например, 1:6, т. е. на 1 ч. вяжущего приходится 6 ч. песка. Состав смешанных растворов, состоящих из двух вяжущих или содержащих минеральные добавки, обозначают тремя цифрами, например 1:0,4:5 (цемент:известь:песок). Однако следует учитывать, что в цементных смешанных растворах за вяжущее принимают цемент совместно с известью.

В качестве мелкого заполнителя применяют: для тяжелых растворов — кварцевые и полевошпатовые природные пески, а также пески, полученные дроблением плотных горных пород; для легких растворов — пемзовые, туфовые, ракушечные, шлаковые пески. Для обычной кладки кирпича, камней правильной формы, в том числе и блоков, наибольший размер зерен песка не должен превышать 2,5 мм; для бутовой кладки, а также замоноличивания стыков сборных железобетонных конструкций и для песчаного бетона — не более 5 мм; для отделочного слоя штукатурки— не более 1,2 мм.

Минеральные и органические добавки применяют для получения удобоукладываемой растворной смеси при использовани портландцементов. В качестве эффективных минеральных добавок в цементные растворы вводят известь в виде теста. Добавка извести в цементных растворах повышает водоудерживающую способность, улучшает удобоукладываемость и дает экономию цемента. В качестве неорганических дисперсных добавок применяют активные минеральные добавки — диатомит, трепел, молотые шлаки и т. д.


Требования к качеству вяжущих, заполнителей, добавок и воды такие же, как и к материалам, применяемым для приготовления бетонов.

Применение строительных растворов

  • Цементные растворы нередко используются в каменной и кирпичной кладке в случаях, когда конструкция расположена ниже уровня подпочвенных вод, а также для оштукатуривания цоколей, наружных стен, карнизов, заливания стяжек пола. Для помещений с влажностью выше 60% это оптимальный тип строительного раствора.
  • Глиняные смеси обычно используют как кладочные — для труб, очагов и печей, а также для наземной части строений, не подверженной воздействию влаги. Пластичность материала обуславливает малую степень усадки, однако и твердеет такой состав относительно медленно.
  • Сложные растворы — в состав которых входит несколько типов вяжущих веществ — наиболее популярны благодаря тому, что они обладают достоинствами смесей на основе различных компонентов. Они также обладают более высокой прочностью по сравнению с простыми растворами и широко используются для кладочных и штукатурных работ. Наиболее часто в данной категории находят применение цементно-известковые смеси.

Специальные строительные растворы

  • Для заполнения швов в сборных железобетонных конструкциях используют составы на основе цемента и кварцевого песка без применения добавок, провоцирующих развитие коррозии (СНиП 2.03.11-85), подвижность их составляет 7–8 см. Маркировка применяемого раствора должна соответствовать маркировке бетона, из которого изготовлены соединяемые элементы.
  • Инъекционные растворы содержат в своем составе цемент и песок и применяются для заполнения каналов предварительно напряженной конструкции. Их прочность соответствует маркам М300 и выше. Также материал отличается водоудерживающей способностью и морозостойкостью. Для уменьшения вязкости строительной смеси данного типа могут использоваться мылонафт или присадки СДБ.
  • В состав гидроизоляционных растворов входят цемент марок М400 и выше и кварцевый или искусственный тяжелый песок. Если изготовленные из такого материала конструкции будут подвержены воздействию агрессивной среды, в них также добавляют сульфатостойкий портландцемент — обычный или пуццолановый. Для обеспечения водонепроницаемости швов и стыков раствор замешивают на воднепроницаемом расширяющемся цементе.
  • Тампонажные растворы необходимы для тампонирования скважин. Все типы данной категории составов быстро схватываются и обладают высокой водоотдачей. Заполняя пустоты и трещины в горной породе, они способны противостоять напору подземных вод и проявлять устойчивость к воздействию агрессивной среды. В зависимости от условий, в которых будет использоваться раствор, он может быть изготовлен на основе пуццоланового, сульфатостойкого портландцемента или шлакопортландцемента — для агрессивных сред — или на основе тампонажного портландцемента — если воды напорные.
  • Акустические растворы обладают звукопоглощающими свойствами и используются для оштукатуривания стен. В качестве вяжущих в них добавляют гипс, портландцемент, известь или их смесь, а также каустический магнезит. В роли наполнителя выступает легкий песок фракцией 3–5 мм из шлака, пемзы, керамзита и других веществ.
  • Рентгенозащитные растворы также применяются для штукатурных работ — в рентген-кабинетах. Вяжущие в них — цемент и портландцемент, а наполнители — измельченный барит и другие тяжелые горные породы. Также в состав материала включают литий, водород и кадмий.

Песок и глина в строительных растворах


Пески-заполнители бывают природные (тяжелые) — кварцевые, полевошпатные — либо искусственные. Крупность песков должна соответствовать толщине шва и характеру кладки. Так, для бутовой кладки применяют песок с зернами не крупнее 5 мм, а для кирпичной — не крупнее 3 мм. Зернистость песка приблизительно определяют на ощупь. Размеры зерен крупного песка более 2,5 мм, среднего — от 2 до 2,5 мм, мелкого — менее 1,5 мм. В строительных растворах заполнители обычно занимают 60-65% объема. Для растворов марок 25 и 50 допускаемая загрязненность песков глиной и пылью не более 10 %, для раствора марки 10 — до 15 %. При необходимости песок промывают. В качестве легких заполнителей применяют пески ракушечные, шлаки котельные и доменные гранулированные, керамзитовый песок. В зависимости от плотности искусственный песок подразделяют на марки по насыпной плотности от 250 до 1100 (цифры означают насыпную плотность песка, кг/м3). Глина вводится в известковые и цементные растворы в виде добавки в количествах по объему к цементу 1:1. Добавка глины улучшает зерновой состав, повышает водоудерживающую способность, улучшает удобоукладываемость, увеличивает плотность раствора. Глина состоит из различных минералов, поэтому бывает разного цвета. Различают тощие, средние и жирные глины. Тощие обычно применяют в чистом виде, средние и жирные добавляют в раствор в меньшем количестве.

Приготовление кладочных строительных растворов

Кладочный раствор можно готовить в бетономешалке емкостью 0,15 м3 либо вручную. Цементный раствор готовят практически аналогично бетону. В металлический либо деревянный ящик из досок толщиной 25–30 мм с обитым кровельным железом днищем размерами 1×0,5 м или 1,5×0,7 м и высотой 0,2–0,25 м сначала засыпают ровным слоем необходимое количество ведер песка, сверху — полное ведро цемента. Далее смесь перелопачивают до однородной по цвету массы, поливают из лейки отмеренным количеством воды и продолжают перелопачивать до получения однородного состава. . Приготовленный раствор должен быть израсходован в течение 1,5 часов, чтобы он не потерял прочности.

Песок для приготовления раствора необходимо предварительно просеять через сито с ячейками 10×10 мм (для каменной кладки). О соотношении песка и цемента для растворов и штукатурки читайте — Здесь. Раствор из известкового теста готовят сразу, перемешивая его с песком и водой до однородного состава. Цементно-известковый раствор готовят из цемента, известкового теста и песка. Известковое тесто разводят водой до густоты молока и процеживают на сите с ячейками 10×10 мм. Из цемента и песка готовят сухую смесь, затворяют известковым молоком до требуемой густоты (консистенции теста). Цементно-глиняный раствор готовят аналогично цементно известковому.

Отделочные растворы.

Различают отделочные растворы — обычные и декоративные.

· Отделочные растворы приготовляют на цементах, цементно-известковых, известковых, известково-гипсовых вяжущих. В зависимости от области применения отделочные растворы делят на растворы для наружных и внутренних штукатурок. Составы отделочных растворов устанавливают с учетом их назначения и условий эксплуатации. Эти растворы должны обладать необх­одимой степенью подвижности, иметь хорошее сцепление с основанием и мало изменяться в объеме при твердении, чтобы не вызывать образования трещин штукатурки.

Цель урока: совершенствование умений и навыков выполнения приёмов.

  • уточнить и закрепить знания учащихся о растворах;
  • отработать приёмы приготовления простых растворов;
  • развитие и коррекция: памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;
  • развитие общей и мелкой моторики кистей рук при выполнении практической работы.

3) воспитательные: воспитание мотивации к учению, трудолюбия.

Материально-техническое оснащение занятия: ящики для раствора, вёсла, вёдра, сита, штукатурные лопатки, штукатурные ковши, песок, цемент, известковое тесто. Операционные карты, планшет “Компоненты простых растворов”, карточки с заданиями, плакат с зашифрованным словом. Образцы вяжущих материалов (цемент, гипс, известь, глина), образцы заполнителей (песок, опилки, соломенная сечка). Инструкции по ТБ. Перчатки х/б, перчатки резиновые, очки защитные.

Словарь: компоненты, вяжущие материалы, заполнители, известковое тесто, цементный раствор, глиняный раствор, перемешивание, однородный, пластичный, дозирование.

  • приветствие, рапорт дежурного,
  • проверка готовности учащихся (спецодежда, головные уборы, состояние рабочих мест, инструмента и инвентаря),
  • расшифровка закодированного слова и формирование темы урока на основе этого слова совместно с учащимися

Учащимся предлагается расшифровать представленное на плакате слово, которое будет относиться к теме занятия.

Цель: Развитие и коррекция внимания на основе упражнения на его концентрацию и устойчивость.


II. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: повторить и актуализировать имеющиеся знания; коррекция памяти на основе упражнений в припоминании и воспроизведении.

Беседа по вопросам:

Учитель. Что такое раствор?

Учащиеся. Раствор - это смесь вяжущего материала, заполнителя и воды.

Учитель. Для чего применяют раствор?

Учащиеся. Раствор применяют для оштукатуривания поверхностей.

Учитель. Какие материалы необходимы для приготовления раствора?

Учащиеся. Для приготовления раствора необходимы вяжущие материалы, заполнитель и вода.

Работа с дидактическими карточками. (Приложение 1)

Учитель. Вам предлагаются карточки с заданиями, где вы должны определить, какие материалы относятся к вяжущим материалам, а какие - к заполнителям.

Учащиеся. Выполняют задания (задания дифференцированы по степени сложности. Беседа.)

Учитель. Для чего служит в растворе вяжущий материал?

Учащиеся. Вяжущий материал в растворе служит для связывания частичек заполнителя между собой и придания раствору прочности.

Учитель. Для чего в растворе нужен заполнитель?

Учащиеся. Заполнитель в растворе создаёт скелет и уменьшает расход дорогостоящих вяжущих материалов.

Учитель. Сегодня один килограмм цемента стоит в магазине 10 рублей. Подсчитайте, сколько стоит мешок цемента (в мешке - 50 кг).

Учащиеся. Мешок цемента стоит 500 рублей.

Это, ребята, очень дорого, так как для приготовления раствора при оштукатуривании или ремонте помещения используется много килограммов цемента.

Упражнение. Распознавание материалов, необходимых для приготовления цементного и известкового растворов по внешнему виду (работа в микрогруппах).

Цель: Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в узнавании и различении материалов через зрительный и тактильный анализаторы.

Развитие коммуникативных навыков общения

У каждой микрогруппы набор баночек с вяжущими материалами и заполнителями. На крышках баночек наклеены разноцветные кружки с цифрами.

Задание для 1-й микрогруппы: выбрать все материалы для приготовления цементного раствора.

Задание для 2-й микрогруппы: выбрать все материалы для приготовления известкового раствора.

Учащиеся рассматривают представленные образцы материалов, помешивают их палочкой, определяют на ощупь.

Выбрав нужные материалы - выступают с отчётом.

Учащиеся. 1-я микрогруппа. Для приготовления цементного раствора выбирают баночку № 1 с вяжущим материалом - цементом и баночку №4 с заполнителем - песком.

Учитель. Давайте сверим, правильно ли вы выбрали нужные материалы.

Учащиеся. Сверяют свои ответы с правильным ответом на вывешенных кружках на доске (цифры записаны на обратной стороне).

Учащиеся. 2-я микрогруппа. Выбирают баночку №2 с вяжущим материалом - известью и баночку №3 с заполнителем - песком.

(Сверяют свои ответы с правильным ответом).

Учитель. По каким признакам вы распознали материалы?

Учащиеся. По внешнему виду (по цвету, сыпучести, порошкообразному виду).

Учитель. Подумайте и скажите, какой раствор прочнее: известковый или цементный?

Учащиеся. Прочнее - цементный раствор.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданиями. Знание вяжущих материалов и заполнителей пригодится вам при приготовлении растворов.

Для приготовления растворов используют одно или два вяжущих материала. Как называются растворы, приготовленные с применением одного вяжущего материала?

Учащиеся. Такие растворы называются простыми.

Учитель. Назовите виды простых растворов.

Учащиеся. К простым относятся растворы: цементный, известковый, глиняный, гипсовый.

Учитель. А как обозначаются простые растворы?

Учащиеся. Простые растворы обозначаются двумя цифрами.

Учитель. Расшифруйте состав цементного раствора – 1:3.

Учащиеся. В состав цементного раствора входят: 1 часть цемента и З части песка.

Работа по выбору нужного компонента раствора.

Цель: коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Учитель. Следующее задание определит, кто лучше всех знает компоненты, входящие в разные виды растворов.

(Вывешивает на доске планшет с написанными соотношениями растворов, в которых не хватает некоторых компонентов).

Учащиеся. Выходят по очереди к доске, находят нужный компонент на табличке и вставляют его на место.

Компоненты простых растворов

…. + ПЕСОК + ВОДА = ГЛИНЯНЫЙ РАСТВОР

ИЗВЕСТЬ + ПЕСОК + ВОДА = ….

ЦЕМЕНТ + ПЕСОК + …. = ЦЕМЕНТНЫЙ РАСТВОР

Учитель. Мы выяснили, что название раствора определяется видом вяжущего материала. Давайте все вместе повторим их названия.

Учащиеся. Хором повторяют названия простых растворов: глиняный раствор, гипсовый раствор, известковый раствор, цементный раствор.

Учитель. Все необходимые сведения о простых растворах мы с вами повторили. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Эти знания будут нужны вам для правильного приготовления растворов при оштукатуривании поверхностей.

Учитель. Комментированная оценка деятельности учащихся с учётом их интеллектуальных возможностей.

III. Практическая работа

Цель: отработка приёмов приготовления простых растворов.

Учитель. Раствор должен быть хорошо перемешанным, однородным, пластичным, не содержать крупных частиц песка. Готовый раствор нужно просеять через сито.

2) Правила приготовления раствора.

Учитель. Все материалы для приготовления раствора сначала надо просеивать и отмерять в нужном количестве.

Учитель. Чем можно отмерять нужное количество песка, цемента?

Чем можно наливать воду?

Учащиеся. Нужное количество песка и цемента можно отмерять совком, ковшом. Наливать воду – ковшом.

Учитель. Чем будем перемешивать сухую смесь песка и цемента, и чем перемешивать раствор?

Учащиеся. Перемешивать сухую смесь будем штукатурной лопаткой, а раствор – веслом.

3) Повторение правил безопасности при приготовлении растворов.

Учитель. Какие правила безопасности нужно соблюдать при подготовке материалов для приготовления растворов?

Учащиеся. При просеивании песка, цемента, насыпания их в ящик, нужно обязательно надевать очки.

Учитель. Особую осторожность нужно соблюдать при работе с известью. Необходимо надевать резиновые перчатки и очки. Все эти правила записаны в инструкциях, которые есть у нас в мастерской. Не забывайте использовать их.

4) Повторение алгоритма приготовления раствора.

Цель: развитие и коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе; установлении последовательности работы.

Учитель. Элементарные приёмы просеивания песка и цемента, дозирования материалов, их перемешивания, затворения смеси водой, перемешивания раствора вы освоили на предыдущих уроках. Сейчас необходимо вспомнить операции, которые необходимо выполнить при приготовлении раствора.

Учитель. Раздаёт учащимся разрезанные операционные карты приготовления раствора, которые нужно собрать в правильной последовательности.

Учащиеся. Наклеивают разрезанные операции на пронуммерованный лист в нужной последовательности работы. Сверяют свои ответы с операционной картой, вывешенной на доске.

Учитель. Теперь приступим к выполнению практической работы.

Выдаёт задания (уч-ся со средним уровнем – приготовление известкового раствора;

уч-ся со сниженным уровнем – приготовление цементного раствора).

5). Самостоятельная работа учащихся (под контролем и с помощью учителя) с опорой на операционную карту. (Приложение 2)

  1. Применение знаний, практических умений и навыков.
  2. Развитие навыков контроля и самоконтроля.

Учащиеся. Приготавливают раствор. Определяют его готовность.

IV. Уборка рабочих мест, приведение в порядок инструментов, инвентаря, спецодежды

    достижение цели урока;
  • общая оценка овладения учащимися приёмов приготовления раствора;
  • отчёт учащихся о проделанной работе (Приложение 3);
  • разбор допущенных ошибок и способов их устранения;
  • совместная оценка выполненных работ.

VI. Домашнее задание

Составить схемы приготовления растворов (известкового – учащимся со средним уровнем интеллектуальных возможностей, цементного – со сниженным уровнем интеллектуальных возможностей).

Читайте также: