Буква з перспектива конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык/Чтение Буквы Зз, Звуки [з][з`]. 7.12.2016

-Подберите как можно больше слов с буквосочетаниями ус,ил,уж,ёж. Назовите мужские имена, название рыбы, Фамилию ,имя и отчество мамы, название цветка.

-Учитель читает слова( змея, Зина, зонтик, золото)Чем похожи все эти слова?

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Какую цель ставим?

3.Работа по теме урока

- Отгадайте загадку. Запишем слово-отгадку в тетради в линейку и сделаем звуковой анализ слов. Назовите мне первый звук в этом слове. Охарактеризуйте его.

- Отгадайте еще одну загадку. Запишем слово-отгадку в тетради в линейку и сделаем звуковой анализ слов. Назовите мне первый звук в этом слове. Охарактеризуйте его.

-Какой буквой они обозначаются на письме. Прочитаем хором слоги и слова с этой буквой.

-Кто узнал что, изображено на рисунке. Прочитаем слоги вокруг нее. А еще она что то шипит. Можем ли мы прочитать? Почему? Поставьте слоги на свои места и отгадайте слова.

- Работа в тетрадях на печатной основе

- Разгадайте ребус, сделайте звуковой анализ слов. Прописывание элементов строчной буквы з. Прописываем буквы, слоги слова под диктовку, один ребенок работает у доски.

-В какую игру предлагают сыграть нам авторы? Прочитайте ачало предложения, вставьте слова.

-Взгляните на экран и прочитайте слоги. Что вы заметили? З-С парные по глухости и звонкости. Прочитайте пары слов написанные ниже. Что вы заметили? Правильно. На конце слова происходит оглушение согласного звука. А значит, что при написании таких слов можно допустить ошибку. А как избежать ошибки? Нужно, чтобы на конце сомнительного согласного стоял гласный. Пример: Мороз-морозы .

- Работа в тетрадях на печатной основе.

- Составьте звуковую схему слова белка. Сколько слогов? Назовите ударный слог. Раскрасьте рисунок. Прописывание элементов заглавной буквы З. Прописываем буквы, слоги и слова. Прочитайте пары слов .По какому правилу она составлена? Подберите пары к остальным словам. Запишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова.

-Чтение текста Зонтик и Строители по цепочке. Затем дети задают друг другу вопросы по тексту.

-О чем говорили сегодня на уроке? Справились ли с поставленной задачей? Почему З-С являются парными? Как определить, какую букву писать на месте этих звуков?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по программе "Перспектива" для 1 класса.по литературному чтению и русскому языку. Тема : " Звуки [з] и [з׳], буквы З з. Строчная и заглавная буквы З, з.

Литературное чтение. Русский язык

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: Звуки [з] и [з׳], буквы З з. Строчная и заглавная буквы З, з.

Образовательные:

- сформировать у учащихся знания об особенностях звуков [з]-[з’], буквах З з;

- учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой;

- продолжать работу по словообразованию.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, любознательность, положительное отношение к чтению

Этапы урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем

2. Доскажи словечко..

То-то-то – поиграли мы в лото.

Та-та-та – у нас в доме чистота.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ту-ту-ту – молока налью коту.

3 На какие две группы делятся звуки русского языка?

(Гласные и согласные)

- Как распознать гласные и согласные звуки?

-Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

- Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили?

4. Работа в прописи.

Дополнить элементы до букв.

-Подчеркните гласные и согласные звуки соответствующим цветом.

Работа по слоговой таблице.

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришла мудрая сова. Наша мудрая сова не могла прийти с пустыми руками, она принесла нам загадки, постарайтесь их отгадать.

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

- У зайки есть любимое время года, давайте узнаем, какое.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках? (Звук з)

– Давайте сформулируем учебную задачу урока ( Познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой, обозначающей их на письме)

2. Слого-звуковой анализ слов. + звукарик

Зонт, Зина, корзина, заря, коза, корзина, майонез, воз, зёрна, резина.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

III. Развитие умений.

-Чем отличается звук от буквы?

Знакомство с буквой.

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

Работа в тетрадях по чтению.

Загадки слов

Запись буквы З печатной и строчной прописной.

3. Чтение слогов: зы — за — зо — зе — зи.

Запись слогов в Прописи. Обозначить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Чтение слов:

Узоры морозы

Озеро берёзы

Снег сугробы

- Составим с этими словами рассказ.

5. Запись слов в Прописи.

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Раз-два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал. Зайка – прыг – и убежал.

1. Беседа по содержанию сказки.

- Чем отличается на рисунке одна изба от другой? (Одна изба ледяная, другая - деревянная.)

— Изучив новую букву, вы уже можете не только слушать сказку, рассказывать её, но и сами читать. Но прежде найдите слова, которые написаны над текстом сказки. Прочитайте их. (Сказка — сказ — рассказ.) Чем отличается сказка от рассказа, или сказа, как называли его в старину? (В сказке животные действуют, как люди.)

Работа со схемами в прописи показ рисунка ЗУБР.

Подготовка к чтению текста на стр.7 учебника.

- Рассмотрите рисунок. Попробуйте угадать, о ком написано в рассказе? (о девочках)

- Что делают девочки? Какие цветы они ставят в вазу? Как появились у них цветы?

2. Работа в парах.

- Окончательные ответы на эти вопросы поможет дать текст рассказа. Чтобы подготовиться к его чтению, прочи­тайте слова в столбиках. Проверьте чтение друг у друга. Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

4. Анализ содержания по вопросам учителя. Выборочное чтение

- Найдите ответы на вопросы.

- Как зовут девочек в тексте?

Можем ли мы записать их имена?

Запись заглавной буквы и слогов.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

IV.Рефлексия.

-Какие цели мы перед собой сегодня поставили? Что у нас получилось? Оцените свою работу на уроке. Кому нужна помощь учителя?

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Составила: учитель начальных классов МОУ СШ №9 Нищета И.Ю.

Способствовать формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Задачи:
1. Учить различать звуки [з] и [з'] в словах;
2. Совершенствовать умения читать слова с этой буквой;
3. Повторить ранее изученные буквы, установить логические связи с изученным на предыдущих уроках;
4. Совершенствовать умения правильно производить фонетический разбор на элементарном уровне.

5.Обучать осуществлять поиск информации, необходимый для решения учебной задачи из материалов учебника, собственного жизненного опыта.

6.Обучать выстраиванию логических рассуждений.

7.Обучать умению анализировать, синтезировать,

8.Обучать прогнозированию ( планированию) предстоящей работы.

9.Обучать определять и формулировать тему урока.

10.Организовывать контроль, обучать умению оценивать свою работу по критериям.

11.Организовывать деятельность детей в парном взаимодействии.

Планируемые результаты

Предметные
-Выделяют в словах звуки
- Читают слова, предложение с изучаемой буквой
- Составляют схемы слов с изученными буквами.
- Развивать устную речь учащихся, фонематический слух;
Метапредметные

t1604945088aa.jpg

Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З , з ; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений, сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] и буквах З з.

Тип урока : урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Планируемые результаты:

Личностные результаты: Адекватная мотивация: установка на здоровый образ жизни, личная ответственность за свои поступки

Предметные результаты:

Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Образовательные ресурсы:

- вспомогательные: компьютер, проектор, экран.

- вербальные: учебник, часть 1, карточки для звуко-буквенного анализа, тетрадь по чтению.

Методы : наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока : фронтальная, индивидуальная, парная, учебный диалог.

І. Оргмомент

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко – к окошку.

Руку луч тебе протянет –

Ты подставь скорей ладошку.

И скажем всем: (Дети хором)

Людям, травам, домам, птицам.

И веселым, интересным

День твой должен получиться.

ІІ . Актуализация знаний

- К нам в гости пришла одна героиня. Отгадайте загадку:

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка) ( Приложение 1)

-Посмотрите у Золушки конверт. А что в нем? Золушка приготовила задания, которые нужно выполнить. Если справимся, получим пригласительный билет, а куда, узнаем позже.

-И так первое задание.

Фонетическая разминка

Покажите как:
- жужжит жук;
- как шипит змея;
- как рычит лев;
- как пыхтит каша;
- как воет волк;

- комар летел и протяжно звенел
- дети – комарики с мамой летят, тоненьким голосом тоже звенят;

- Что мы произносили? (Звуки) .
- Звуки эти разные –
ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

- Чем они различаются?

- Чем они обозначаются на письме? (буквами);

- Из букв получаются слова;

ІІІ . Самоопределение к деятельности

- Назовите 2 новых звука. (Ответы детей)

- Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться? (Ответы детей)

IV . Работа над новым материалом

1. Знакомство со звуком

А) Слого-звуковой анализ слова

- На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.

(Приложение 2)

– Что изображено на картинках?

– Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок.

– Выделите согласные звуки [з] и [з’].

– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук [з’] мягкий

- Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотворении:

За забором зайка скачет,

В лапках букву З он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни.

2. Знакомство с буквой З .

- На что похожа буква З? (Ответы детей)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

3. Работа в тетрадях по чтению. Запись буквы З з и слогов за зо зи зу зы

- Перед началом нашей работы разомнем пальчики.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем буквы мы писать.

V . Первичное закрепление

1. Чтение по слоговой таблице

-А теперь над чем надо поработать?

- Поучимся читать слоги и слова с буквой З по слоговой таблице. (Приложение 3)

2. Чтение слов

- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)

Зима знакомые зеленел

Произнесите зазвенел звонок

- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(5)

- Все задания мы выполнили. А теперь узнаем куда приглашает нас Золушка.

3. Работа над стихотворением

А) Чтение стихотворения учителем

Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей .

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

4. Работа по содержанию

- О чем это стихотворение (Ответы детей)

- И так Золушка приглашает нас на экскурсию в зоопарк.

5. Знакомство со словом

- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку , давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий , расскажите, как нужно вести себя в зоопарке ? (Ответы детей) .

6. Повторение правил поведения в зоопарке

Правила поведения в зоопарке

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!

7. Экскурсия по зоопарку

- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку . Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 2

-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей) .

-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей) . Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.

- Ребята, а как называется детеныш слонихи – слоненок.

- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Ответы детей) . Слайд 3

- Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы : в одной мамы с детенышами, в другой папы.

- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка . Отгадайте, кто живет в следующей клетке.

Загадка про зебру

- Вы догадались? (Ответы детей) . Слайд 4

- Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.

- Переходим к следующему животному. Кто же это? Слайд 5

- Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей) .

- Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать.

- Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей) . Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники.

- Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов.

- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 6

- Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые : купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.

-А это что за зверь? (Ответы детей) .

- Правильно! Это лев. Слайд 7

- Чем питаются львы? (Ответы детей) . Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

- А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 8

- Ребята, что вы знаете о медведях. (Ответы детей) .

- Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды.

- А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере. Это белый медведь. Слайд 9

- Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть.

-В зоопарке есть аквариум. Слайд 10

-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?

-Завершает нашу экскурсию террариум. Слайд 11

Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.

- Закончилась наша экскурсия по зоопарку .

- А сейчас немного отдохнем.

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть враво-влево)

VI . Закрепление знаний и способов действий.

А) Работа с текстом.

- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)

Чтение текста учителем

Дети читают текст по предложению.

Перечислите о каких животных шла речь? ( Крокодил, тигр, мартышки, носорог). Найдите в тексте слова, в которых говорится, что делали эти животные? ( крокодил спал, тигр играл,носорог бродил)

- А теперь найдите слова, которые отвечают на вопрос как?

( спал мирно, играл ласково)

-О каких характерных признаках можно узнать из текста?

Крокодил ( какой?) зубастый

Тигр (какой?) грозный.

Мартышки (какие?) весёлые, ловкие.

Носорог (какой?) толстый.

-А теперь посмотрите на иллюстрацию в книге и скажите, про какое животное не шла речь в тексте? (Про зебру)

- А каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится?

Б) Работа в паре

- Составьте с другом рассказ. Начните его так:

В субботу наш клас ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился…

(Дети работают в паре. Проверяется 2-3 рассказа)

VII . Итоги урока. Рефлексия

- Понравился вам урок?

-Что понравилось? А что не понравилось?

-Передайте свое настроение урока с помощью смайликов.

-Если вам на уроке понравилось, и было интересно, наклейте в тетради смайлик с улыбкой.

-Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – наклейте смайлик, который качает головой.

-А если вам было совсем грустно на уроке – наклейте смайлик, который плачет.

Читайте также: