Ссср и внешний мир конспект урока истории 11 класс левандовский

Обновлено: 16.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внешняя политика СССР в 1953—1964 гг.

Цели урока:

Дать характеристику направлениям внешней политики СССР в 1953 -1964 гг.;

Выделить причины противоречивости внешнеполитического курса советского руководства .

План урока:

Новая концепция внешней политики;

Противоречия между государствами.

Реформистский курс внутри страны повлиял и на внешнюю политику.

Новая концепция внешней политики включала 2 принципа:

Мирное сосуществование (необходимость)

1955г. – первые шаги по нормализации отношений с Югославией (Некоторые разногласия между двумя странами существовали и после восстановления отношений, но больших конфликтов после этого больше между двумя странами не возникало.)

В рамках СЭВ велась работа по сотрудничеству в области внешней торговли, энергетики, машиностроения, нефтегазовой промышленности, металлургии, сельского хозяйства.

1959г. – Куба – прошла революция, и Ф. Кастро придя к власти, провозгласил курс на строительство социализма.

ОВД – союз, цель которого проведение совместной оборонной политики. Ведущую роль играл Советский Союз.

суть ОВД сводилась к следующему:

1. Проведение совместных военных учений.

2. Расширение экономического сотрудничества.

3. Отказ от диктата и полной централизации власти Советского Союза над странами Восточной Европы.

4. Сохранение индивидуальных особенностей государств (культурная свобода, особенности трудовой деятельности, социальных установок и т. д.).

Во внешней политике Хрущева важное место занимали отношения с развитыми капиталистическими государствами.

В июле 1955г. в Женеве – состоялась встреча представителей США, СССР, Великобритании, Франции. Спустя 10 лет после Потсдамской конференции лидеры держав собрались вместе – это событие даже без принятых решений имело большое международное значение.

1956г. – возобновлены советско – японские дипломатические отношения.

1959г. – государственный визит Хрущева в США.

1960г. – выступление Хрущева на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных вооруженных сил. Москва объявила мораторий на ядерные испытания.

Отклика у Запада эти инициативы не вызвали – т.к. там не собирались отказываться от антисоветских и антикоммунистических установок.

Противоречия между странами капиталистического и социалистического лагеря

В 1958г. – Хрущев предложил объявить Западный Берлин демилитаризованным военным городом.

Демилитаризация – отказ от подготовки к войне, превращение оружия и боевой техники в гражданские изделия, делающих боевое применение невозможным, запрещение держать на этой территории вооруженные силы.

отказа США, Франции и Великобритании

ГДР согласованно с СССР в 1961г. – возвел бетонную стену, разделив Германию на 2 части (за одну ночь)

Хрущев должен был отреагировать на подобный жест США и, договорившись с правительством Кубы, разместил советские ракеты на Кубе. Таким образом, находясь в непосредственной близости от восточного побережья США, ракеты на Кубе были способны уничтожить ключевые города Штатов быстрее, нежели ядерные боеголовки, запущенные из Турции.

Рассматривая причины Карибского кризиса, нельзя не сказать о попытках США и СССР установить контроль над Кубой. Стороны пытались расширить свое влияние в странах третьего мира, этот процесс и получил название холодная война.

27 октября Кастро пишет Хрущеву письмо, в котором утверждает, что американцы начнут боевые действия на Кубе в течение 1-3 дней. Одновременно с этим советская разведка докладывает об активизации ВВС США в районе Карибского моря, что подтверждает слова коменданта Кубы. Вечером того же дня над теорией Кубы пролетал еще один самолет разведчик США, которого сбивают советские системы ПВО, установленные на Кубе, в результате чего погибает американский летчик. В этот день были повреждены еще два самолета ВВС США. Кеннеди больше не отрицал огромной вероятности объявления войны. Кастро требовал нанести ядерный удар по США и был готов пожертвовать ради этого населением всей Кубы и своей жизнью.

Развязка

Урегулирование ситуации в ходе Карибского кризиса началось ночью 27 октября. Кеннеди был готов снять блокаду и гарантировать Кубе независимость в обмен на вывоз ракет с Кубы.

1. Просчёты советского руководства по некоторым направлениям внешней политики;

2. Укрепление основных позиций и расширение сфер влияния СССР в мире.

- оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- принимать поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- проявлять направленность на успешную учебную деятельность;

- проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;

- уметь анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи.

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни:

- формирование патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

- проявление интереса к истории своего народа, родной страны;

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- ориентация на выполнение моральных норм.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и дидактические материалы урока:

- проявляют направленность на успешную учебную деятельность

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Введение в новый материал

Постановка проблемного вопроса

- принимают поставленную учебную задачу, адекватно реагируют на представленную учителем информацию

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

Организует эвристическую беседу.

- На слайде написан ряд аббревиатур – ОБСЕ, СЭВ, ОВД, НАТО и др. (слайд 1)

- Ребята определите, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений?

План урока: (слайд 3)

  1. Брежневская дипломатия.
  2. Новое мышление в международных делах

Проблемное задание (слайд 4):

- Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Отвечают на вопросы учителя.

- организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, совет экономической взаимопомощи, организация варшавского договора, организация северо-атлантического договора.

- гонка вооружений, биполярность (раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Записывают тему и план урока в тетради.

3. Работа по теме урока

1. Брежневская дипломатия

Анализ исторического документа

2. Новое мышление в международных делах.

Работа в группах

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- уменют давать оценку процессам с позиции историзма;

- владеют умением работать с историческими документами;

-умеют давать оценку процессам с позиции историзма;

- уменют давать оценку процессам с позиции историзма;

- проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;

- умеют давать оценку процессам с позиции историзма;

- проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;

Объясняет особенности начала брежневской дипломатии. (слайд 5).

  • Активное развитие отношений в рамках социалистического содружества.
  • 1971 г. - принятие комплексной программы социально-экономической интеграции (базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР).
  • Нормализация отношений с Китаем, крайне обострившихся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский.
  • Изменение ситуации во Вьетнаме

Организует работу с историческим документом

- Работа с документом учебника с. 309-310 «Из выступления Л.И. Брежнева на съезде Объединённой польской рабочей партии (1968 г.)

Какие события повлияли на её формирование? (слайд 6).

Объясняет особенности периода разрядки международных отношений (слайд 7, 8, 9)

  • СССР добился военно-стратегического паритета с США. Все более широко осознавался факт, что в ядерной войне не может быть победителей.
  • Становилась невозможной и широкомасштабная обычная война из-за неизбежного разрушения атомных реакторов
  • Углублялась взаимная в развитии экономических связей.
  • 1966 г. – визит Президента Франции Шарля де Голля в СССР
  • 1970 г. – подписание Московского договора СССР и ФРГ
  • 1971 г. – четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по западноберлинскому вопросу.
  • СССР добился военно-стратегического паритета с США. Все более широко осознавался факт, что в ядерной войне не может быть победителей.
  • Становилась невозможной и широкомасштабная обычная война из-за неизбежного разрушения атомных реакторов
  • Углублялась взаимная в развитии экономических связей.

- Давайте посмотрим небольшой видеосюжет и сделаем вывод о значении Хельсинских соглашений

1979 г. - ввод советских войск в Афганистан. Вооруженное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами (слайд 11).

- Таким образом к 1980-м гг биполярный мир выглядел так (слайд 12).

  • Отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы, признание его единым и неделимым;
  • Объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов;
  • Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

- СССР и США: начало разоружения (слайд 14)

• Ежегодные встречи на высшем уровне

• Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

• Соглашение об ОСНВ-1

Решение региональных конфликтов (слайд 15, 16, 17)

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. Визит М.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту

Р аспад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Организация работы в группах:

-Посмотрите хронику событий этого периода (приложение 1) и ответьте на вопрос:

- в чём была важность сокращения обычных вооружений в условиях, когда ведущие страны мира имеют ядерное оружие?

Изучите документы социологических исследований (приложение 2)

- Почему мирные инициативы М.С. Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

-Таким образом, итогами нового политического мышления явились (слайд 18):

  • улучшение отношений со странами Запада;
  • прекращение гонки вооружений, сокращение обычных вооружений, частичное уничтожение ядерных ракет;
  • начало интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство;
  • ликвидация ряда региональных конфликтов;
  • ослабление международной напряженности;
  • распад социалистической системы;
  • - ослабление позиций СССР в мире.

- А теперь ответим на проблемное задание (слайд19)

Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Слушают объяснения учителя, делают записи в тетради

Анализируют текст исторического документа

Слушают объяснения учителя

Смотрят видеосюжет делают выводы

Слушают объяснения учителя

Выполняют работу в группах, анализируют документы

Отвечают на проблемный вопрос

5. Итоги урока. Рефлексия.

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- владеют умением оценивать свои достижения;

- владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

- А теперь, закончите пожалуйста предложение.

1. Своей работой на сегодняшнем уроке я:

- Я не доволен, потому что…

2. Что мне сегодняшний урок дал для жизни?

- Мне показалось важным…

- Я почувствовал, что… (слайд 20)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу,

6. Домашнее задание.

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание. (слайд 21)

Воспринимают задание, уточняют.

Отношения между СССР и Западом. Мирные инициативы СССР в 1985-1991 годах

1991, 31 июля — подписание Договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) на 30%; признавалась необходимость взаимных инспекционных проверок. По признанию Президента США, это соглашение впервые с момента изобретения ядерного оружия обратило вспять его непрерывное наращивание и рассеяло недоверие между людьми.

Глазами советских людей

Исследования Института социологии АН СССР в первой половине 1989 года среди населения Москвы, Куйбышева, Оренбурга и Сыктывкара:

Тезис о деидеологизации межгосударственных отношений поддерживают с оговорками от 25 до 40 %.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Мы продолжаем изучать историю СССР после Великой Отечественной войны. Какие сферы общественной жизни СССР послевоенного периода мы изучили? (экономика, политическая жизнь, культура, социальная сфера). Каковы особенности этого периода? (укрепление тоталитарного режима, усиление борьбы с инакомыслием, ухудшение условий жизни…)

Чтобы более полно представлять историю СССР в этот период, каких знаний нам не хватает? (знаний о внешней политике СССР…)

Слайд 1. Тема урока: Внешняя политика СССР после войны

Президент Рузвельт в 1941 году полагал, что великий союз держав-победительниц может продолжать действовать и после второй мировой войны, подчиняясь обоюдоприемлимым нормам поведения, а предотвращение взаимного недоверия между союзниками он считал одной из главной своих задач. Используя имеющиеся знания о международных отношениях СССР до окончания Великой Отечественной войны, на какие вопросы хотелось бы получить ответы?

Сохранились ли союзнические отношения СССР с США и Великобританией?

С какими странами установились отношения дружбы и сотрудничества, были ли враги?

Какие действия предпринимал СССР, чтобы не допустить новой войны?

Слайд 3. Начнем с первого вопроса:

Сохранились ли союзнические отношения СССР с США и Великобританией?

Учитель: Кто-нибудь в классе знает ответ?

Ответ: нет, не сохранились.

Задайте вопрос. (Почему? Кто виноват?)

Слайд 4 . Задание: учебник стр. 254-255 до последнего абзаца : 1 ряд определяет действия СССР, вызывающие недоверие и недовольство США, второй ряд – действия США, 3-й ряд – эксперты.

Слайд 4.1. Причины для недоверия Советскому Союзу:

Советская Армия – крупнейшая и самая мощная в мире.

Рост симпатий к СССР, рост численности компартий в Западной Европе.

Расширение границ СССР за счет Польши.

СССР стремится укрепиться на черноморских проливах, вернуть Карский и Ардаганский округа (от Турции), изменить управление Сирией, Ливаном, установить протекторат над Ливией.

Сильное влияние СССР на компартии во всех частях света.

Слайд 4.2. Причины для недоверия США:

США владели атомным оружием, единственные в мире.

США разрабатывали планы ядерных ударов по СССР (196 бомб для 200 городов).

Западные страны нарушали договоры по Германии (передача оборудования).

Проверка: Почему Советский Союз не доверял США, почему США не доверяли СССР?

Задание: стр. 256 – работа с документом:

В чем смысл тревоги, которой наполнена речь Черчилля?

В чем он обвиняет СССР? Какие меры предлагает?

Учитель: Слайд 6.1. Уже в феврале 1947г. президент США предложил программу мер по спасению Европы от советской экспансии (Расширение сферы влияния государства, организации, общественной группы и т.п., осуществляемое насильственными или какими-либо иными средствами).

Обобщение: 1. Согласны ли вы, что союзнические отношения, сложившиеся во время войны с Германией, не сохранились? 2. Каким термином обозначаются отношения конфронтации между СССР и США и их союзниками? 3. С какими государствами СССР установил союзнические отношения? 4. Какие государства стали союзниками США? Слайд 11.

Слайд 15 . Прочитайте название темы урока . Не следует ли расширить это название?

Слайд 17. На все ли вопросы мы ответили? Какие новые вопросы появились?

Сделайте вывод по теме.

Слайд 18. С помощью смайлика обозначьте уровень усвоения темы.

Слайд 19. Д/з: § 38, р.т. №4(3) или №5.

А. На Западе широкое распространение получила версия о том, что начало “холодной войны” положили действия Советского Союза в 1945 г., направленные на то, чтобы “социализировать” страны Восточной Европы, использовав нахождение в них советских войск, с помощью местных компартий подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия США и других стран Запада, чтобы воспрепятствовать этому, были ответными, вынужденными.

Б. Считается, что с речи Черчилля в Фултоне (март 1946 г.) началась международная политика “холодной войны”. На самом деле первые “выстрелы” в “холодной войне” были сделаны американской стороной сразу после смерти президента США Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 г.

“ Русским, - писал 5 января 1946 г. сменивший Рузвельта на посту президента США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, - нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы”.

В. Все ли было сделано Советским Союзом в самом начале, чтобы не допустить развязывания “холодной войны”, доведения ее подчас до грани “горячей”? Ответ на этот вопрос пытается дать Г.М. Корниенко в статье : “Холодная война”: истоки, причины, последствия”. По его мнению, Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточных усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после Второй мировой войны , не всегда используя в должной мере политические средства, хотя, бесспорно, главная ответственность за развязывание “холодной войны” лежит на США.

Г. Американский историк Дж. Геддис предлагает: “Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала “холодной войны” - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении “холодной войны” совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались “без вины виноватыми”.

Чья точка зрения о происхождении “холодной войны”, на ваш взгляд, является наиболее убедительной?”

Тема: Внешняя политика СССР в 1953 - 1964 гг. Мир н а грани ядерн ой войны.

2) подвести у чеников к самост оятельным в ыводам о характ ере отноше ний

ведущих держав ми ра – США и СССР, о причина х и последствиях кру пнейших

1) учить у мению самостоятельн о подбирать и нформацию в со ответствии с

поставленной з адачей; 2) лог ически выстра ивать аргумента цию собственной

Опережающи е задания: Обр азование ОВД , Берлинский кризис, Карибски й

1. Характеристика ме ждународн ой обстановк и в 50 - х годах 20 века

5. Итоги и прот иворечия вне шнеполитическог о курса Н. С. Хрущева

Учитель: Начавшие ся в стране преобр азования в политической, эконом ической и

политику. Вторая п оловина 50 - х – начало 60 - х отмечены либерализацие й

внешнеполитичес кого курса. На базовом уроке вы п рослушал и лекцию по внешней

политике СССР в 1953 – 1964гг., получили индивидуальные задания, р асширяю щие

текст учебника, тв орческие зад ания по изу чаемой теме. Сегодня, мы через урок –

практику м попытаемся закрепить и расширить ос новные умения и навыки:

1. самостоятельный п одбор инф ормации в со ответствии с пост авленной задачей ;

2. логически выстра ивать аргу ментацию собствен ной позиц ии;

I. Ха рактеристика между народной обстановки в5 0 - х годах Х Х века.

2. Индивиду альное задание. По д ополнительн ой информаци и составить

Читайте также: