Развитие науки в 18 веке конспект урока 8 класс всеобщая история

Обновлено: 25.06.2024

Конспект урока истории в 8 классе СКОУ 8 вида "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века" с презентацией.

ВложениеРазмер
Урок истории в 8 классе СКОУ 8 вида "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века" 403.5 КБ
Презентация по теме "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века" 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

открытого урока по истории в 8 классе

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;

Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций.

обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;

способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках;

продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;

вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.

к концу урока учащиеся должны знать:

- российских изобретателей первой половины 19 века;

- Научные открытия: П.Л. Шиллинг – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога;

- Географические открытия: И.Ф. Крузенштерн - остров Южный Сахалин, Ф.Ф. Беллинсгаузен – Антарктида.

- ориентироваться по карте;

- использовать усвоенный материал при выполнении заданий.

Основные знания: Научные открытия: П.Л. Шиллинг – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия: И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен – остров Южный Сахалин, Антарктида.

Основные термины и понятия: телеграф, телефон, свита, пингвин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Оборудование: компьютер (по возможности), смарт-доска (по возможности), доска, схема, портреты просветителей, учебник, раздаточный материал.

Цель урока: знакомство с просветителями, их идеями и ценностями эпохи Просвещения.

Форма работы: конспект предполагает индивидуальную работу и работу в парах. Возможна групповая форма работы, например, сравнение взглядов просветителей Англии

План изучения нового материала:

Картина мира Нового времени. Рационализм

Теория общественного договора

Теория разделения властей

Организационный момент.

Для работы на уроке у нас имеются учебники, словарик, раздаточный материал (см. Приложение), (Презентация)

Активизация имеющихся знаний

Презентация . В начале урока необходимо вспомнить основные этапы истории Нового времени:

Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности? ( Возрождение )

Как называлось движение за переустройство католической церкви? ( Реформация )

На третьем этапе произошла практически революция в естествознании, в науках о природе. Как он назывался? ( Научные открытия XVII в .)

Эти три этапа предопределили эпоху XVIII в., эпоху Просвещения (Слайд №1).

Целью урока является знакомство с просветителями, их идеями и ценностями эпохи Просвещения.

Главный человек той эпохи – философ-энциклопедист. ( Учитель может надеть черную профессорскую шапочку или положить ее рядом ). Энциклопедия – это книга, в которой собраны сведения о наиболее важных достижениях человечества. Создателем “Энцикопедии” был французский просветитель Дени Дидро (Слайд №2) . На уроке мы попробуем составить свою страничку энциклопедии.

Давайте вернемся на несколько веков назад и вспомним картину мира средневекового человека ( работа со смарт-доской или с раздаточным материалом с изображением картины мира средневекового человека и картиной мира человека Нового времени ) . (Слайд №3).

Определите место бога и человека на первом изображении. Затем люди совершили множество открытий в астрономии, физике, математике. Вспомним, какие открытия кому принадлежат, и сопоставим фамилии ученых и их открытия

По одному человеку из группы делают задание на смарт-доске (Слайд № 4). Астрономия – Коперник, Бруно, Галилей; физика – Ньютон; медицина – Гарвей, математика – Декарт и др.

В результате открытий картина мира меняется ( изображение на смарт или раздаточном материале ) (Слайд №3) . Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек.

Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. ( Схема на смарт или на обычной доске меловой рисунок ). (Слайд № 5) . Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма. Новые понятия, учащиеся фиксируют в своих страничках энциклопедии.

Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Какие права современного человека вы знаете? Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми . По одному человеку выходят к смарт-доске и подчеркивают их, выбрав из общего списка (Слайд № 6) . Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Остальные записывают в страничку энциклопедии.

Чтобы права человека соблюдались, государство и народ заключают договор ( схема на смарт или меловой рисунок на доске ). (Слайд №5 ).

О чем же договаривались государство и люди? Сначала узнаем взгляды английских просветителей Джона Локка и Томаса Гоббса ( рассказ учителя или чтение пункта параграфа ). Что такое общественный договор в понимании Дж. Локка и Т. Гоббса? Работа со схемой ( на смарт или меловой рисунок на доске). (Слайд № 7). Поставьте фамилии философов рядом с той формой правления, которую они считали наилучшей, и запишите в страничку энциклопедии.

О справедливой форме правления размышляли также и французские просветители Жан-Жак Руссо, и Вольтер. ( Рассказ учителя или текст параграфа, или заранее подготовленный документ ). Поставьте фамилии этих просветителей рядом с той формой правления, которую они считали наилучшей, запишите в страничках энциклопедии.

Во Франции жил еще один философ Шарль Монтескье. Он считал, что самым справедливым путем к царству Разума будет конституционная монархия.

Запишем это в страничках.

Но, говорил он, при любой форме правления необходимо разделение власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Для чего? Чтобы не было злоупотребления властью.

Что мы узнали на уроке? Мы познакомились с английскими и французскими просветителями, философами-рационалистами. Разные формы правления могут считаться справедливыми, но какая бы форма правления не была, только знания приведут человека к лучшему. Просвещение – это и есть распространение знаний.

Закрепление.

В каком веке началась эпоха Просвещения? Кто из философов-просветителей вам запомнился? Почему? Что такое рационализм? Кто разрабатывал теорию общественного договора? Какие естественные права человека вы можете назвать? Автором какой теории является Ш. Монтескье? Какие ветви власти он выделил? Для чего? Какая форма правления вам кажется наилучшей и почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть влияние идей капитализма на развитие науки и культуры, отметить вклад отдельных деятелей эпохи в науку и просвещение, пробудить у учащихся стремление к усвоению новых прогрессивных идей, показать взаимосвязь предметов внутри школьного курса.

Тема урока: Развитие науки и культуры в XVII – XVIII вв.

Цель урока: раскрыть влияние идей капитализма на развитие науки и культуры, отметить вклад отдельных деятелей эпохи в науку и просвещение, пробудить у учащихся стремление к усвоению новых прогрессивных идей, показать взаимосвязь предметов внутри школьного курса.

Вводно- мотивационный момент(слайд 2)

Изучение новой темы.

В период зарождения капитализма буржуазия, выступая против феодальных порядков, провозгласила лозунг свободы, равенства и братства. Лучшие умы той эпохи, великие гуманисты своего времени создали культурные ценности, которые не утратили значения и сегодня.

Философы эпохи просвещения.

Френсис Бэкон выступления детей(презентации)

Рене Декарт

Развитие естественных наук, успехи в освоении мира побуждали многих ученых пересмотреть взгляды на возможности человеческого познания. Эпоха Просвещения очень богата на таланты. Среди них такие известные личности как Галилео Галилей, Кеплер, Ньютон, Лейбниц и многие другие. (выступление учителя физики, видео фрагменты)

Живописцы эпохи Просвещения: Антуан Ватто, Фрагонар, Шарден, Хогард. (Выступление учащегося, презентация)

Дух просвещения, постоянного поиска, движения вперед царил и в музыке 18 в. долгое время музыка преимущественно была церковной, во многом она оставалась такой и в век Просвещения. Но в этих ограниченных рамках создавались удивительные по красоте и величественности произведения.(Бах, слайд4-7)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке всеобщей истории для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. знакомство с наукой, которая превращает природу в мастерскую

Задачи – знакомство с наукой, которая превращает природу в мастерскую. Развивать речь и познавательный интерес. Воспитывать воображение, внимание, память, мышление. Развивать умение работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;

развивать умение выступать перед аудиторией;

научить делать обобщения и формулировать выводы.

Конспект урока по всеобщей истории для 8 класса на тему: Наука превращает природу в мастерскую

Цель: знакомство с наукой, которая превращает природу в мастерскую

Задачи – знакомство с наукой, которая превращает природу в мастерскую. Развивать речь и познавательный интерес. Воспитывать воображение, внимание, память, мышление. Развивать умение работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;

развивать умение выступать перед аудиторией;

научить делать обобщения и формулировать выводы.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Но необходимо сказать, что в советской и постсоветской историографии мероприятий правительства Александра III получили название КОНТРРЕФОРМ. Найдите значение термина на стр. 214 учебника (ликвидация реформ предыдущего царствования).

— Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить к концу урока?

1. Были ли продолжены либеральные реформы Александра II?

2. Почему правление Александра III называют периодом контрреформ? Так ли это? (Сверяем с вопросами на экране – СЛАЙД 5).

Чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо

познакомиться с реформаторской деятельностью Александра III.

8 марта 1881 года. Незадолго до гибели Александр II утвердил проект министра внутренних дел Лорис-Меликова о создании в России представительного органа, появление которого поставило бы Россию на путь ограничения монархии. Но придать ему законную силу не успел, так как был убит террористами. На 8 марта было назначено утверждение этого проекта. В том, что он будет утверждён никто не сомневался, т.к. во-первых, большинство сановников присутствующих на совещании являлись сторонниками либеральных реформ Александра II и, во-вторых, большинство присутствующих были уверены, что новый император не пойдёт против воли отца. Но то, что произошло на совещании, изменило вектор российской истории. Настроение собрания изменилось, когда слово взял один из второстепенных сановников, человек с сухим худощавым лицом. С какими словами он обратился к присутствующим мы сейчас услышим.

III. Работа по новой теме.

2. Введение. Слово учителя истории:

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

Краткое содержание презентаций.

1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

2. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.

4. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.

5. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.

4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

IV. Закреплени е

Примерное содержание выводов:

1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.

2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.

3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.

4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.

5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

V. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке. Собирает письменные работы на проверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.в области качеств, отношений друг с другом, ценностей:

Уважительное отношение друг к другу;

Смогут проявить эмоционально-ценностное отношение к научным достижениям и их практическом значение

Оборудование: оформление доски, электронная презентация

Основные понятия для урока:

Радиоактивность - самопроизвольное превращение атомов одного элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.

Микрочастица - частица весьма малой массы; к микрочастицам относят элементарные частицы, а также атомные ядра, атомы, молекулы; движение микрочастиц описывается квантовой механикой.

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

Электрон - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества.

Атом - частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.

1.Организационный этап(3 минуты).

2.Проверка домашнего задания(7 минут)

3. Изучение нового материала(20 минут).

4. Закрепление нового материала(5 минут).

5. Инструктаж к домашнему заданию(2 минуты).

6.Подведение итогов. Рефлексия(3 минуты).

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

Слайд 3(запись в тетради):

1.Уважение индустриального общества к науке и технологии

2.Требование самой жизни в познание законов механики и электричества

3.Технический прогресс позволял создавать необходимые приборы для научных исследований

Всё нам разрешили остановиться на этой станции. На ней нас встречает человек. Он одет в чёрный фрак и с бабочкой на шее. Как вы думает кто это? Это Майкл Фарадей. Что вы о нём знаете?(он открыл электромагнитную индукцию в 1831 году). Это если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, то в ней появляется электрический ток. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя. Можно сказать, что мы ему обязаны во многих технологических средствах современности.

Вслед за ним на станцию выходит ещё один англичанин Джеймс Кларк Максвелл, а рядом с ним немец Генрих Герц. Они что-то обсуждают. Как вы думаете, что общего у этих двух людей? (Максвелл создал электромагнитную теорию света, а человек, который идёт рядом с ним её экспериментально подтвердил).

А вслед за ним, чтобы нас встретить выходят целая группа людей. Их лица нам знакомы. Это Вильгельм Конрад Рентген, английский физик Э.Розерфорд и супруги Кюри. Что вы можете рассказать об этих людях?

Рентген создал Х-лучи, а Э.Резерфорд и Кюри разрабатывали учение о сложном строение атома. Супруги Кюри вместе с Беккерелем даже получили Нобелевскую премию. Именно они доказали, что атом не простая частица, а имеет сложное строение.

Поезд уже хотел отъехать, но вдруг на перрон входит запыхавшийся человек. Это Луи Пастер. Создатель микробиологии. Именно ему мы обязаны созданием прививки от бешенства. Теперь у нас, если нас покусает бешеная собака или лиса есть шанс выжить. Кроме всего прочего это благодаря нему сейчас на прилавках мы видим такое множество консервов. Именно Луи Пастер является создателем пастеризации и стерилизация. Вы знаете, что такое пастеризация?

Записываем в тетради:

Пастеризация – способ уничтожения микробов в жидкостях и пищевых продуктах однократным нагреванием до 80 градусов и последующим быстрым охлаждением.

В отдаление стоит группа из 3-х человек(Дженнер,Роберт Кох, Илья Мечников). Как вы думаете, что их связывает?(они занимались защитой организмов от микробов. Дженнер –вакцина от оспы, Кох-бацилла Коха и меры борьбы против эпидемий туберкулёза и лекарство против него.)А что сделал Мечников?(разработал учение о защите от микробов).

Вот мы с вами говорили о физике, биологии, медицине. А что в это время происходит с образованием? ведь не может быть так, чтобы развитие общества и науки не сказаться на системе образования в Европе и Северной Америке. Какие процессы там происходили?

Создание светского всеобщего обязательного начального образования.

Увеличение численности вузов, библиотек

Знание получают не ради знаний, а ради применения их на практике

Взгляните пожалуйста на схему. Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, что за даты там написаны? С чем они связаны?

(введения обязательного начального образования+ гос.школа в США)


4.Закрепление нового материала(4 минут).

Ребята много ли мы сегодня нового узнали об науке вы XIX веке?

Во время урока вы прослушали информацию об учёных и их достижениях в области науки.

Что вы нового о них узнали? а что знали и до сегодняшнего занятия? как эти открытия используются в наше время?

5.Инструктаж к домашнему заданию

2)таблица(вопрос 2 после параграфа)

Научная область

Год открытия

Содержание и значение открытия

Открыл явление электромагнетизма. Это позволило приступить к созданию электродвигателя

Джеймс К. Максвелл

Разработал электромагнитную теорию света. В природу существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве

Подтвердил существование электромагнитных волн, установил, что они распространяются со скоростью 300 тыс. км/с

Создали первый беспроволочный телеграф

Вильгельм К. Рентген

Открыл невидимые Х-лучи. На основе этого открытия создан рентген-аппарат

Мария Склодовская - Кюри

Открыли радиоактивность. Доказали, что атом не является самой малой частицей и тоже делится

Естествознание

Эволюционная теория происхождения человека. Предки человека – обезьяны

Создал прививки от бешенства и науку микробиологию. Его исследования послужили основой для учения об иммунитете

Создал вакцину против оспы

Сконструировал стетоскоп. Это позволяло выявить туберкулез на ранней стадии развития

Открыл бациллу Коха – возбудитель туберкулеза, создал лекарства

Создал учение о защите организмов от микробов

Доп. Задание сделать презентации по Параграфу 6(Художественная культура 19 века):

2)Всё сводится к деньгам

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое?

Я вам сейчас раздам лучики. Напишите на них своё впечатление о сегодняшнего урока.

Читайте также: