Возникновение городов в средние века 6 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: выяснить, почему и каким образом успехи в хозяйстве привели к возникновению городов — торгово-ремесленных центров.

Задачи урока:

- показать роль крестьян и ремесленников в возникновении общественного разделения труда между городом и деревней;

- продолжить работу с учащимися по выработке умения прослеживать причинно-следственные связи в ходе исторического процесса.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Изучение нового материала:

Мы знаем, что города существовали уже в древности.

Вавилон, Афины, Спарта, Рим.

Ответы детей о жилище, постройках, хозяйстве крестьян, используемых крестьянами орудия труда.

Труд зависимых крестьян был более производительным, чем труд рабов в древности: работая в своем хозяйстве, крестьяне были заинтересованы в результатах своего труда, в улучшении орудий труда.

Сейчас одни люди живут в городе, другие в деревне.

А всегда ли существовали города?

Какие древние города вам известны?

Городов в древности было немного. Города были небольшие по размерам. Даже существовали города- государства(полисы)

Часто по названию города называли всё государство: Афины- Афинское государство, Вавилон- Вавилонское царство.

В странах бывшей Римской империи в раннее средневековье сохранились города. Но многие из них потеряли свое былое значение и не играли роли центров ремесла и торговли.

Чаще всего города были резиденцией королей, крупных феодалов, епископов или просто пограничными крепостями.

Рассмотрим карту в атласе (работа с легендой в атласе)

Мы видим, что к 14 веку на территории европы появляется множество городов.

Выясняем, чем объясняется рост городов во второй период развития средневековья?

Расскажите, как жила простая крестьянская семья в раннее средневековье.

Вспомните, как относились к труду рабы и как зависимые крестьяне.

Почему хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а на земле крестьян.

Успехи в развитии сельского хозяйства

При натуральном хозяйстве, крестьянская семья не могла себе позволить купить железо, не умела сама изготовить такое орудие труда.

Трехполье, лошадь, плуг, ветряная мельница, многократная вспашка земли.

Природные условия Западной Европы благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства: здесь много равнин с плодородными почвами, продолжительное лето с обильными дождями. Крестьяне совместными усилиями общины расчищали земли, заросшие кустарником, вырубали леса и корчевали пни, осушали болота, рыли каналы и пруды.

В результате этого лес отступал, возникали новые поселения, расширялась площадь обрабатываемых земель.

Плуг

Тяжелый колесный плуг был известен в Риме еще в 1 в н.э.

Но как орудие труда в Европе, он появился гораздо позже(11в) С чем это было связано?

С 11 века в Европе стал распространяться тяжелый колесный плуг. Чересло- нож, надрезает почву сверху, а железный лемех подрезал землю снизу. Вспашка земли стала глубокой, а рыхлили землю при помощи бороны с железными зубьями. Землю вспахивали 2-3 раза. Это называлось- многократной вспашкой земли.

Лошадь

Лошадь, для пахоты стали широко использовать с XI в., когда применили железные подковы, сберегающие копыта от повреждений, удобный хомут.

Почву удобряли мало и редко. Скот в летнее время пасли, как правило, в лесах и на болотах, поэтому навоз не использовался на полях. С 14 в. стало вводиться стойловое содержание скота, но и тогда вывозить навоз на поля было трудно из-за недостатка транспортных средств.

Трёхполье

Мельница

В 11 веке вместо ручных зернотерок стали распространяться ветряные мельницы.

Это обеспечило высокий помол муки, т е улучшилось качество муки. В хозяйстве крестьян появляются железные орудия труда. Рразвиваются маслоделие и виноделие.

Вывод: Сравнительно с ранним средневековьем урожаи зерновых культур в Западной Европе возросли в 3-4 раза.

Перечислите все изобретения, новшества в земледелии, которые способствовали повышению урожаев.

Крестьяне стали жить лучше, в их хозяйстве появляются излишки

Урожай: зерно- прокормить семью, оброк, семена,

Что такое излишки?

Успехи в ремесле

У деревенских ремесленников так же накапливался трудовой опыт и они превращались в подлинных умельцев.

Назовите новые виды ремесла. Как развиваются старые ремесла?

Проследить изменения в орудиях труда.

Текст:

Главной ремесленной специальностью в деревне был кузнец. Металла добыва ли тогда мало (учащиеся рассматривают изображение плавильной печи в учебнике) а спрос на кузнечные изделия был велик. Металлические .вещи высоко ценили их бережно хранили, торжественно дарили, передавали по завещаниям. Кузнець умели делать гвозди, стремена, подковы, лемеха, проволоку, замки и ключи, ковалк оружие и воинское снаряжение, отливали кухонные горшки и колокола, производили орудия для собственного труда.

На втором месте среди ремесленных специальностей стояли строители — плотники и каменщики. Для подъема грузов при постройке зданий применяли блоки и рычаги. Дерево обрабатывали с помощью простых токарных станков, то'поров, пил, ножовок, долот, стамесок, рубанков, сверл, а камень — зубилами, кирками, пилами, буравами. Но специальность каменщика была редкой, так как каменное строительство только начинало возрождаться на территории бывшей Римской империи, а в других районах было совсем новым делом.

Распространено было гончарное производство.

Одежда из шерстяных тканей все более вытесняла одежду из полотна и кожи. Ткачеством и пошивом одежды занимались в основном крестьянские семьи. Значительно улучшилось качество отделки и окраски тканей'. Постепенно вертикальный ткацкий станок вытеснялся горизонтальным (учащиеся рассматривают рисунок, читают подпись к нему). Производительность труда благодаря применению таких станков выросла в 3—5 раз.

Сейчас вы мне назвали те изменения, которые произошли в ремесле. Развивалось земледелие и развивалось ремесло.

Раньше крестьяне сами мастерили нужные им вещи.

Ремесло не было отделено от с/х. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде.

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В конспекте урока подробно описан ход урока.Тип урока - объяснение нового материала. Урок проходит в виде беседы учителя с учащимися класса путём постановки вопросов проблемного характера. Беседа сопровождается показом слайдов, а так же работой с аппликациями на доске. Учащиеся работают с картой и с документальными материалами. В конце урока учащиеся выполняют тестовую работу.Доклад содержит описание применения современных интерактивных методов на уроках истории. Приводятся конкретные примеры уроков и конкретные материалы, которые использую на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в парах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущих уроках ребята изучили жизнь и быт основных сословий средневековой Европы (крестьянство, феодалы), познакомились с основными типами поселений в раннее средневековье, следующий этап изучения – средневековый город. Данный урок предполагает получение знаний по теме, и определение зависимости успехов в хозяйстве с возникновением и ростом городов; также причин борьбы городов с сеньорами и формирование облика средневекового города.

1.Причины возникновения и роста средневековых городов

2.Где возникали средневековые города

3.Борьба городов с сеньорами

Основные термины и понятия: античные города, средневековый город, коммуна, сеньор, ратуша, городской совет, мэр, бургомистр

Межпредметные и межкурсовые связи:

История древнего мира.

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности; к быстрому включению детей в работу

Активизация познавательной деятельности учащихся

Не секрет, что сейчас одни люди живут в городах, другие – в сельской местности. Чем же отличается город от деревни?

2.2 Всегда ли существовали города? Были ли города в древности?

2.3 Что случилось с городами Западной Римской империи во время завоевания германцев?

Где уцелели города?

В раннее средневековье на Западе почти все население

жило в деревнях, городов было мало и представляли чаще всего они резиденции королей, крупных феодалов, епископов, пограничные крепости

2.1.Отвечают на вопрос

2.2 Отвечают на вопросы

2.3 Ответы на вопросы

3.Определение темы, цели, задач урока

1.Подвести к пониманию темы урока

2. Продолжить формирование основных умений: работать картой;

устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе;

-аргументировано высказывать собственную точку зрения

3.1. Предлагает рассмотреть карты и сравнить их

3.2. Заслушивает ответы учащихся

3.3 Задание: определите тему урока

1слайд – название темы

2 слайд – цели и задачи урока

3 слайд – план урока

3.5 К 14 веку территория Европы покрылась сетью городов; возрождаются древние города, возникают новые.

Проблемное задание: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?

3.1 Рассматривают карты и сравнивают их

(работают в парах)

3.2 и 3.3Предлагают свои варианты

3.4Записывают в тетрадь тему, план урока

4. Объяснение нового материала

Через выполнение проблемного задания подвести к пониманию причин возникновения и роста средневековых городов

Выяснить, где и почему возникали средневековые города;

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

- вспомнить успехи в сельском хозяйстве и ремесле.

Заслушивает ответы учащихся.

Обращается к слайду 6 презентации

4.2Раздает карточки и просит

сравнить с слайдом 7 презентации.

4.4Предлагает записать в тетрадь логическую цепочку. Учитель кратко объясняет каждое звено цепочки

4.5Предлагает вернуться к проблемному заданию: чем же объясняется рост городов во второй период средневековья?

4.6 Игровой момент

Учитель просит выбрать место, где может возникнуть средневековый город

Заслушивает ответы учащихся

Работа со слайдом 9

4.1 Работают в парах

4.2 Работая в парах, составляют логическую цепочку

4.4 Работают в тетради

4.6 Работа в парах, предлагают свои ответы

Работа в тетради

Продолжить формирование основных умений:

работать с картой;

-аргументировано высказывать собственную точку зрения

4.7. Задание: работая с картой, найдите

и запишите в таблицу свои примеры;

4.8.Сделайте вывод: где же возникали средневековые города

4.8 Работа с презентацией

4.7. Работа с картой и тетрадью

4.8 Ответы учащихся

5. Момент отдыха

( так как плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу более 60 %.Наступает

утомление учащихся и снижается их учебная активность

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Просит учащихся 1 ряда,

затем 2 и 3 пройтись (прогуляться) по кабинету так, как – будто они идут по средневековому городу

6.Объяснение нового материала

Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

6.2 Раздает карточки. Задание: определите причины борьбы городов с сеньорами (2 вариант –задания на слайде презентации)

6.1Работа в парах. Ответы

6.2 Работают с заданиями, дают ответы о причинах городов с сеньорами

6.3 Работа в тетради

7.Объяснение нового материала

Сформировать представление об облике средневековых городов

Активизация познавательной деятельности учащихся Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

Выполнение задания 7.2

8.Закрепление усвоенного материала

Проверить уровень усвоения нового материала

8.1 Предлагает проверить уровень усвоения нового материала с помощью

1. деформированный текст или

8.2 Предлагает самостоятельно проверить правильность выполнения задания

8.1 Самостоятельная работа

8.2 Проверяют ответы самостоятельно, работая в парах, с помощью выведенного на экран слайда

9. Подведе-ние итогов урока, рефлексия

Рефлексия помогает ребенку осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

9.1 Подводит итог урока, предлагает провести рефлексию с помощью продолжения фраз (слайд выведен на экран)

Мне больше всего запомнилось…

После этого урока мне захотелось узнать о…

Сегодня я смог (смогла)…

Сегодня на уроке мне понравилось…

9.2 Учитель выборочно работает с учениками

9.1 Проводят рефлексию, продолжая фразу.

Ученики работают в парах

10. Домашнее задание

Главное назначение домашнего задания:

- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

-формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

10.1Проговаривает домашнее задание (слайд)

П. 14, ТПО, доп. лит-ра (для желающих)

Слайд: Общие рекомендации к самоподготовке ( у учащихся – памятки)

10.2Благодарит учеников за урок, прощается с ними.

Записывают домашнее задание в дневники

План – конспект урока истории в 6 классе

учителя истории МБОУ

многопрофильной гимназии № 4

Возраст учащихся: 6 класс

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: способствовать формированию общего представления о средневековом городе

Выяснить, почему и как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и возникновению городов;

Выяснить, где и почему возникали средневековые города;

Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами;

Показать картину жизни и быта горожан

Развитие внимания и памяти через просмотр презентации

Развитие мышления через проблемные ситуации

Развитие речи через включение в процесс обсуждения

Развитие познавательной активности учащихся

Продолжить формирование основных умений:

работать с текстом учебника, картой

установление причинно-следственных связей в историческом процессе

аргументировано высказывать собственную точку зрения

работать в парах

1.Воспитывать интерес к истории
2. Чувство взаимного уважения, сотрудничества, толерантности

Используемые образовательные технологии:

1. Учебник: Ведюшкин В.А. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений

Содержание учебного материала урока:

В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в парах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущих уроках ребята изучили жизнь и быт основных сословий средневековой Европы (крестьянство, феодалы), познакомились с основными типами поселений в раннее средневековье, следующий этап изучения – средневековый город. Данный урок предполагает получение знаний по теме, и определение зависимости успехов в хозяйстве с возникновением и ростом городов; также причин борьбы городов с сеньорами и формирование облика средневекового города.

1.Причины возникновения и роста средневековых городов

2.Где возникали средневековые города

3.Борьба городов с сеньорами

Основные термины и понятия: античные города, средневековый город, коммуна, сеньор, ратуша, городской совет, мэр, бургомистр


Средневековый город не был похож на те города, к которым привык современный человек. Он подчинялся другим законам и имел другую планировку.

Средневековые европейские города – образование

Ученые выделяют два фактора, которые способствовали их появлению. Первые – это перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Дело в том, что крестьянские хозяйства производили столько продуктов, что с легкостью могли прокормить как феодалов и духовенство, так и других людей, которым не было нужды работать на земле.

Второй фактор – высокий уровень потребности в предметах, которые производили ремесленники, а центрами развития ремесел были именно города.

Таким образом города возникали там, где было удобно не только производить ремесленную продукцию, но и продавать ее. Часто формирование средневековых городов Европы происходило на руинах римских поселений, ведь римляне строили их по строгим правилам. Один из самых ярких примеров этого – французский город Арль.

Арль

Рис. 1. Арль.

Также городские стены начинали возводиться возле реки, вокруг разросшегося феодального имения, на пересечении торговых путей или неподалеку от хорошо укрепленного монастыря.

которые читают вместе с этой


Характерные черты средневекового города

В таком месте всегда находилась работа для столяров, ткачей, булочников, ювелиров, кузнецов и других ремесленников. Конкуренция способствовала быстрому развитию городского ремесла.

Что касается градоустройства, то обычно высокие каменные стены дополнялись рвом с водой – это давало жителям дополнительную защиту. На ночь все городские ворота закрывались и открывались только с восходом солнца, тогда же стражники начинали собирать пошлину со всякого, кто хотел войти или заехать. В городе были главные ворота, а также еще двое-трое, как правило, располагавшиеся по сторонам света. Неподалеку располагалось лобное место – площадь, на которой совершались публичные казни.

Публичная казнь в Средневековье

Рис. 2. Публичная казнь в Средневековье.

Точно ответить на вопрос, из каких частей состоял средневековый город, сложно. Но, как правило, он делился на кварталы в зависимости от того, чем занимались люди, которые там жили: были кварталы ремесленников, торговцев, студентов, бедняков, купцов.

Самоуправление в городах

Жизнь здесь была достаточно демократичной: совет выбирали сами горожане, а тот, в свою очередь, выбирал мэра.

Средневековый девиз: “Город делает свободным!” законно воплощался на практике: человеку достаточно было прожить в нем один год и один день, чтобы стать свободным, даже если раньше он находился в личной зависимости.

Благодаря городам появился такой класс людей, как буржуа. Причиной появления таких людей стал образ мысли горожанина, который кардинально отличался от крестьянского мировосприятия.

Две главные проблемы средневекового города

Первой проблемой были нечистоты, ведь канализации не было очень долгое время, все выбрасывали и выливали просто на улицу, что становилось причиной распространения эпидемий. В ответ на это в городе появились люди, которые чистили туалеты и вывозили их содержимое за пределы городских стен.

А вторая проблема – это пожары. Поскольку дома были деревянными, они легко загорались, а плотность застройки приводила к тому, что из-за одного неосторожного человека выгорали целые кварталы.

Пожар в средневековом городе

Рис. 3. Пожар в средневековом городе.

Готовя доклад о городских пожарах, нельзя не рассказать о том, что политическая борьба за место в городском совете часто сопровождалась поджогами. Чтобы их прекратить, людей, пойманных за поджогом, сжигали живьем.

Что мы узнали?

В статье мы рассмотрели тему средневекового градостроительства 6 класса истории – основные принципы устройства городов, быт и нравы его населения, отличия от крестьян. Получили информацию о том, какие права имели горожане и как они жили во времена Средневековья.

Читайте также: