Конспект урока о бондарчук слепой домик

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные: знакомить с новым рассказом, формировать навыки осознанного, беглого чтения;

Коррекционные: обогащать словарный запас, развивать устную речь, мышление;

Воспитательные: воспитывать уважение к старшему поколению, заботливость, отзывчивость, трудолюбие, умение сострадать, сочувствовать, сопереживать, чувство доброты.

1.Организационный момент.

2.Речевая гимнастика.

ДА-ДА-ДА-КАША ЛУЧШАЯ ЕДА

ДЕ-ДЕ-ДЕ – БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ ВЕЗДЕ

ДИ-ДИ-ДИ К НАЬ СНЕГУРКА ПРИХОДИ

АД-АД-АД – Я УЧИТЬСЯ РАД

ОД-ОД-ОД – ЛУЧШИЙ ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД

3.Проверка домашнего задания:

С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ? Кто автор?

Пересказ по плану

Где играли два друга?

3. Как они отнеслись к старушке?

4.Кто такой Саша Журавлёв?

5.Какую помощь он предложил бабушке?

В чём Саша упрекнул мальчиков?

Теперь сравните, как мальчики отнеслись к бабушке до и после разговора с Сашей.

Вывод: нужно быть более внимательным, чутким, заботливым, добрым к тем, кто с нами рядом находится, живет снами, к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Иногда бывает достаточно одно ласковое слово, сказанное вами.

4.Физкультминутка.

Встаньте, закройте глаза. Представьте, каково жить в темноте. Откройте глаза. Посмотрите в окно. Что вы видите? Как интереснее жить в темноте или когда всё видно вокруг? Повернитесь лицом друг к другу – улыбнитесь.

Словарная работа

- В рассказе вам встретятся новые слова.

Ставни – дощатая или металлическая створка для прикрытия окон)

Калитка – дверца в заборе, в воротах (например, садовая калитка).
Ёжиться – сутулясь, сжиматься всем телом (обычно при ощущениях холода).

Первичное восприятие текста

Закрепление изученного

(Беседа по содержанию рассказа с обучающимися)

К кому приехал Рома?

Какие дома были рядом?

С чем автор сравнивает окна в домиках?

Почему люди, живущие рядом, не обратили внимания на слепой домик?

Как это их характеризует?

Как Рома познакомился со стариком?

Как выглядел старик?

Как было в избе у старика? Почему?

Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни в доме?

Каким стал домик? (зачитать)

Можно ли сказать, что такая же светлая и зрячая душа у Ромы? Почему?

Вывод: Мы прочитали два рассказа, познакомились с мальчиками Ромой и Сашей. Они ещё не очень большие, но душа у них огромная, светлая, добрая, и вырастут хорошими людьми. Эти рассказы учат нас быть всегда заботливыми, внимательными, чуткими и добрыми людьми.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- О чём говорится в произведении? (В рассказе говорится о домике с закрытыми ставнями, о “слепом” домике, потому что старик, хозяин дома, был болен и не мог открывать ставни. Кроме того в тексте говорится о равнодушии окружающих людей и о добром сердце мальчика Ромы.)
- Чему учит данный текст? (Данное произведение учит тому, что не нужно забывать о людях, окружающих вас, о нуждающихся в помощи, нужно быть добрыми, чуткими, заботливыми, помогать друг другу.)

Вывод: нужно быть более внимательным, чутким, заботливым, добрым к тем, кто с нами рядом находится, живет с нами, к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Иногда бывает достаточно одно ласковое слово, сказанное вами.

- Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (Солнышко)

- Правильно. Солнце огромное, всех греет, всем светит и посылает свои добрые горячие лучи. А у нас, у каждого внутри своя доброта и теплота. Это наши сердечки. Сожмите кулачки, а теперь разожмите, выпустите свою доброту, пусть она коснётся каждого.

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_chteniyu_5_kl.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивать навыки правильного, беглого чтения.

Корригировать логическое мышление на основе упражнения.

Воспитывать чувство доброты, мотивацию к учению.

2 . Речевая гимнастика.

У Степана есть сметана,

Простокваша да творог,

Семь копеек туесок.

3.Проверка домашнего задания:

А) выразительное чтение по отрывкам;

Б) беседа по вопросам:

  1. Где играли два друга?
  2. Что они делали?

Как они отнеслись к старушке?

Какую помощь он предложил бабушке?

  1. В чём Саша упрекнул мальчиков?
  2. Теперь сравните, как мальчики отнеслись к бабушке до и после разговора с Сашей.

Найдите в тексте, какой представлялась ребятам ракета до разговора с Сашей и после разговора с ним.

Какие выводы сделали мальчики для себя?

Вывод: нужно быть более внимательным, чутким, заботливым, добрым к тем, кто с нами рядом находится, живет снами, к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Иногда бывает достаточно одно ласковое слово, сказанное вами.

  1. Чтение учителем рассказа
  2. Словарная работа: ставни,

2) О ком этот рассказ?

3) Какое настроение вызвал у вас рассказ? Почему?

6.Чтение вслух по отрывкам

- выразительно читают Иванова А., Мухутдинов Н.

- по ролям –Егоров С. и Степанов С.

7. Работа над текстом :

А) Как Рома познакомился со стариком?

Б) Почему люди, живущие рядом, не обратили внимания на слепой домик?

В) Как это их характеризует?

Г) С чем автор сравнивает окна в домиках?

Д) Прямой или переносный смысл заключён в названии рассказа?

Е) Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни в доме?

  1. 1 ряд: Как выглядел старик?
  2. 2 ряд: Каким стал домик?

9. Чтение по ролям.

Можно ли сказать, что такая же светлая и зрячая душа у Ромы? Почему?

Какую поговорку можно отнести к ним? (Добрые дела красят человека)

Вывод: Мы прочитали два рассказа, познакомились с мальчиками Ромой и Сашей. Они ещё не очень большие, но душа у них огромная, светлая, добрая, и вырастут хорошими людьми. Эти рассказы учат нас быть всегда заботливыми, внимательными, чуткими и добрыми людьми.

10. Коррекционное задание .

На карточках задание: из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?

1. Добрый человек… добро и сделай.

2. Сначала подумай… добрых людей.

3.Добро желаешь… добру и учит.

4. Мир не без… потом говори.

5.За добро… добром платят.

Данный конспект урока предназначен для учителей чтения общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Разработка содержит последовательный ход урока, а также цель и задачи, которые ставит перед собой учитель. На каждом этапе урока выделена работа для слабоуспевающих обучающихся.

Содержимое публикации

Конспект урока чтения в 5 классе.

создание условий для осмысления рассказа.

Формировать навыки правильного, беглого чтения; развивать умения пересказывать текст, выделять главную мысль произведения.

Корригировать словесно-логическое мышление; способствовать активизации читательской памяти учащихся; развивать связную речь.

Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, милосердия по отношению к пожилым людям через анализ рассказа.

Оборудование:

учебник, конверты с пословицами.

Контроль за готовностью класса к уроку.

Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.

Проверка домашнего задания.

Где играли два друга? Что они делали? И для чего?

Где сидела старушка и как они отнеслись к ней?

Кто такой Саша Журавлёв?

Как, по-вашему, какой урок дал Саша Журавлев мальчикам?

III группа – чтение отрывка из рассказа по заданию учителя.

Работа над темой урока.

Чтение рассказа учителем.

Какое настроение вызвал у вас рассказ? Почему?

Назовите главных героев этого рассказа?

Понравились вам герои, если понравились, то объясните чем?

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

Ставни – дощатые створки для прикрытия окна.

Поеживаться – слегка съеживаться от холода.

Чтение рассказа по абзацам, анализ прочитанного по вопросам.

Как проводил всё своё свободное время Рома?

С чем автор сравнивает окна домов?

Кто жил в слепом домике?

Почему Рома решил войти в калитку дома?

Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома всё время закрыты?

Как подействовал рассказ старика на Рому?

Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности, чтение отрывка из рассказа по заданию учителя.

От каких строк рассказ появляется чувство жалости?

Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.

Докажите мне словами из текста, что старик болен и слаб?

Какое чувство вызвало у вас описание старика?

Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день закрывать и открывать ставни в доме?

Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?

Найдите в тексте и прочитайте, каким стал домик с появлением Ромы?

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

Чтение по ролям (эпизод встречи со стариком).

Какого человека можно назвать добрым?

Вывод: добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

Что для этого надо иметь?

Можно ли сказать, что такая же добрая душа и у Ромы? Объясните почему?

III группа – участие в ролевом чтении по мере возможности.

Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания?

Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

III группа – чтение отрывка по заданию учителя.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В урок включены специальные коррекционные упражнения из технологии Худенко Е.Д. Присутствуют активные методы обучения, способствующие мотивации к чтению.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные:

в) отрабатывать навык выразительного чтения и умений задавать вопросы.

Коррекционно-развивающие:

коррекция произвольного внимания (концентрации, переключения, устойчивости)

Воспитательные:

воспитывать интерес к чтению,

потребность сочувствовать и помогать пожилым людям.

1.Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

Я очень рада войти в приветливый ваш класс,

и для меня уже награда

вниманье ваших умных глаз,

я знаю – каждый в классе лучший,

но без труда не обойтись,

так будь внимателен, активен,

ответ продумай, не ленись.

А сейчас сядет тот, кто назовет мне жанр, название, и если есть – автора изученных в 5 классе произведений (ответы детей с использованием схем-опор).

Мы изучали (жанр) (название) (автор).

Вывод по организационному моменту: вот вы и настроились на хорошую работу на уроке, все у вас получится, все будет хорошо.

2 Актуализация опорных знаний. А сейчас давайте повторим изученный материал и домашнее задание . Будьте внимательны и активны.

Работа с карточками. а). Посмотрите на слайд № 3, прочтите хором разделы, которые мы изучали и сейчас изучаем. Покажите № карточки раздел, который мы сейчас изучаем.

в). Задание на интерактивной доске. Посмотрите на слайд, на картинки, изображающие спортивный инвентарь. Покажите № карточки спортивные принадлежности, которыми пользовался Саша Журавлев (№ 3). Перечислите их (бутсы, футбольный мяч, перчатки). Какой вопрос можно задать к словам бутсы, мяч, перчатки как к части речи? (ответ - что?). Какая это часть речи? Это существительные. Одушевленные или неодушевленные? (ответ – неодушевленные). Соотнесите названия спортсменов и необходимые им спортивные принадлежности (хоккеист, теннисист, футболист).

д). Ответы на вопросы № 1 – 6, с.108. Какова тема рассказа? (помощь старым, пожилым людям). А помогали ли вы когда-нибудь пожилым людям? (ответы детей).

Ребята, давайте прочитаем пословицу о доброте, выделив голосом добрые и красят. Добрые дела красят человека.

е). Итоги по опросу и домашнему заданию, оценивание учащихся.

3. Изучение нового.

Прочитаем хором имя, фамилию и название рассказа.

Речевая разминка

В рассказе мы встретимся с новыми словами. Давайте узнаем, что они означают.

Словарная работа. (Работа со словами ставни, калитка)

Рассказ сегодня начну читать я, а вы будьте внимательны. Если заметите ошибки, подчеркните их. А также приготовьте вопросы мне по прочитанному отрывку. вот эта табличка поможет вам в составлении вопросов). Учащиеся подсчитывают и исправляют ошибки, задают вопросы.

Самостоятельная работа с текстом. Далее ученики сами читают рассказ, выполняя по группам такое задание: 1 группа – 4 ученика (Лена К., Надя К., Дима М., Света И.), найти в тексте и подчеркнуть слова ставни, калитка. Второй группе (всем остальным) подчеркнуть слово ставни. Проверка выполнения задания.

- С какой интонацией нужно читать слова Ромы? (уверенным, добрым голосом).

- Как вы будете читать слова дедушки? Почему? (Ответ - тихим, т.к. дедушка был очень болен).

4.Закрепление.

Задание 1 группе: после чтения рассказа – какое у вас настроение и почему?

Задание 2 группе: как помог Рома дедушке?

Вопросы после прочтения учащимися рассказа.

- На что были похожи ставни домов? (на глаза).

- Закройте глаза руками. ( Ночью их закрывали, а утром открывали. Почему?

- А что напоминал Роме домик, ставни которого никогда не раскрывались? (слепого).

-А почему дедушка летом был тепло одет?

-Какое настроение у вас после прочтения рассказа ? – задание учащимся 1 группы. –работа со словарем настроений).

- Какую помощь оказал Рома старику? (задание для 2 группы, их ответы).

- Какова тема рассказа? (ответы детей).

Рефлексия по произведению. (работа с карточками, составление предложений).

Проблемная ситуация. А как жить дедушке, когда Рома уедет? (ответы учеников).

Учитель: «Помните о том ,что добрым и отзывчивым людям легче жить, общаться друг с другом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- продолжить формирование навыков осознанного, беглого чтения.

Коррекционные:

- продолжить работу над расширением словарного запаса; развитием речи, мышления.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное, доброе отношение к старшим.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, пословица, учебники.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок чтения и начнем мы его с настроя на работу.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра

Ведь урок начинать нам пора!

2. Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению нового раздела. Давайте вспомним, как он называется? (Спешите делать добро)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, но сначала мы повторим домашнее задание.

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Сейчас откроем учебник, стр. 105. я вам даю 3 минуты на повторение, читаем в пол голоса, внимательно, проговаривая все буквы.

Для дальнейшей работы мы разобьёмся на 2 группы 1 группа будет выполнять тестовое задание, остальные работают вместе со мной.

Чтобы узнать кто выполняет тест, вам, ребята нужно посмотреть под ваши стулья.

I группа – выполняет тестовое задание

II группа – читает по абзацу.

Ребята, а что значит читать по абзацу? (от красной до красной строки)

Назовите героев этого рассказа

Какое доброе дело совершил Сашка Журавлев?

Как относились мальчики к бабушке до и после разговора с Сашей?

Какие выводы для себя играющие мальчики?

Приведите примеры добрых поступков для бабушек и дедушек?

Физкультминутка.

3. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом, который написал О. Бондарчук, а как он называется мы сейчас узнаем. Для этого вам надо собрать паззл и прочитать название рассказа.

- Слепой домик.

4. Работа над новым материалом

Ставни - дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.

а) Первичное восприятие текста.

Чтение рассказа учителем.

б) Чтение учащимися:

Чтение текста учащимися в пол голоса. (3 минуты)

Чтение по цепочке

Чтение по сигналу

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто главные герои рассказа?

- К кому приехал Рома?

- В каком доме жила тетя Ромы?

-А какие домики стояли рядом?

- О каком домике Рома подумал, что там никто не живет?

- Как познакомился Рома со стариком?

- Какую помощь оказал Рома старику?

- Чему учит этот рассказ?

- Работа с пословицей.

- Ребята, у меня есть пословица, которая очень подходит к нашему рассказу. Но она рассыпалась и потерялась. Помогите мне её найти.

- А теперь, давайте её соберём

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Прочитайте её. Объясните смысл пословицы.

6.Задание на дом.

1) Стр. 108 – 109, читать.

2) нарисовать дом, в который вы хотели бы поселить старичка из нашего рассказа.

Читайте также: