Конспект урока о бондарчук слепой домик
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Образовательные: знакомить с новым рассказом, формировать навыки осознанного, беглого чтения;
Коррекционные: обогащать словарный запас, развивать устную речь, мышление;
Воспитательные: воспитывать уважение к старшему поколению, заботливость, отзывчивость, трудолюбие, умение сострадать, сочувствовать, сопереживать, чувство доброты.
1.Организационный момент.
2.Речевая гимнастика.
ДА-ДА-ДА-КАША ЛУЧШАЯ ЕДА
ДЕ-ДЕ-ДЕ – БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ ВЕЗДЕ
ДИ-ДИ-ДИ К НАЬ СНЕГУРКА ПРИХОДИ
АД-АД-АД – Я УЧИТЬСЯ РАД
ОД-ОД-ОД – ЛУЧШИЙ ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД
3.Проверка домашнего задания:
С КАКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА ПРОШЛОМ УРОКЕ? Кто автор?
Пересказ по плану
Где играли два друга?
3. Как они отнеслись к старушке?
4.Кто такой Саша Журавлёв?
5.Какую помощь он предложил бабушке?
В чём Саша упрекнул мальчиков?
Теперь сравните, как мальчики отнеслись к бабушке до и после разговора с Сашей.
Вывод: нужно быть более внимательным, чутким, заботливым, добрым к тем, кто с нами рядом находится, живет снами, к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Иногда бывает достаточно одно ласковое слово, сказанное вами.
4.Физкультминутка.
Встаньте, закройте глаза. Представьте, каково жить в темноте. Откройте глаза. Посмотрите в окно. Что вы видите? Как интереснее жить в темноте или когда всё видно вокруг? Повернитесь лицом друг к другу – улыбнитесь.
Словарная работа
- В рассказе вам встретятся новые слова.
Ставни – дощатая или металлическая створка для прикрытия окон)
Калитка – дверца в заборе, в воротах (например, садовая калитка).
Ёжиться – сутулясь, сжиматься всем телом (обычно при ощущениях холода).
Первичное восприятие текста
Закрепление изученного
(Беседа по содержанию рассказа с обучающимися)
К кому приехал Рома?
Какие дома были рядом?
С чем автор сравнивает окна в домиках?
Почему люди, живущие рядом, не обратили внимания на слепой домик?
Как это их характеризует?
Как Рома познакомился со стариком?
Как выглядел старик?
Как было в избе у старика? Почему?
Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни в доме?
Каким стал домик? (зачитать)
Можно ли сказать, что такая же светлая и зрячая душа у Ромы? Почему?
Вывод: Мы прочитали два рассказа, познакомились с мальчиками Ромой и Сашей. Они ещё не очень большие, но душа у них огромная, светлая, добрая, и вырастут хорошими людьми. Эти рассказы учат нас быть всегда заботливыми, внимательными, чуткими и добрыми людьми.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- О чём говорится в произведении? (В рассказе говорится о домике с закрытыми ставнями, о “слепом” домике, потому что старик, хозяин дома, был болен и не мог открывать ставни. Кроме того в тексте говорится о равнодушии окружающих людей и о добром сердце мальчика Ромы.)
- Чему учит данный текст? (Данное произведение учит тому, что не нужно забывать о людях, окружающих вас, о нуждающихся в помощи, нужно быть добрыми, чуткими, заботливыми, помогать друг другу.)
Вывод: нужно быть более внимательным, чутким, заботливым, добрым к тем, кто с нами рядом находится, живет с нами, к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Иногда бывает достаточно одно ласковое слово, сказанное вами.
- Посмотрите на доску. Что вы видите на доске? (Солнышко)
- Правильно. Солнце огромное, всех греет, всем светит и посылает свои добрые горячие лучи. А у нас, у каждого внутри своя доброта и теплота. Это наши сердечки. Сожмите кулачки, а теперь разожмите, выпустите свою доброту, пусть она коснётся каждого.
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_5_kl.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивать навыки правильного, беглого чтения.
Корригировать логическое мышление на основе упражнения.
Воспитывать чувство доброты, мотивацию к учению.
2 . Речевая гимнастика.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек туесок.
3.Проверка домашнего задания:
А) выразительное чтение по отрывкам;
Б) беседа по вопросам:
- Где играли два друга?
- Что они делали?
Как они отнеслись к старушке?
Какую помощь он предложил бабушке?
- В чём Саша упрекнул мальчиков?
- Теперь сравните, как мальчики отнеслись к бабушке до и после разговора с Сашей.
Найдите в тексте, какой представлялась ребятам ракета до разговора с Сашей и после разговора с ним.
Какие выводы сделали мальчики для себя?
Вывод: нужно быть более внимательным, чутким, заботливым, добрым к тем, кто с нами рядом находится, живет снами, к тем, кто нуждается в нашей помощи и поддержке. Иногда бывает достаточно одно ласковое слово, сказанное вами.
- Чтение учителем рассказа
- Словарная работа: ставни,
2) О ком этот рассказ?
3) Какое настроение вызвал у вас рассказ? Почему?
6.Чтение вслух по отрывкам
- выразительно читают Иванова А., Мухутдинов Н.
- по ролям –Егоров С. и Степанов С.
7. Работа над текстом :
А) Как Рома познакомился со стариком?
Б) Почему люди, живущие рядом, не обратили внимания на слепой домик?
В) Как это их характеризует?
Г) С чем автор сравнивает окна в домиках?
Д) Прямой или переносный смысл заключён в названии рассказа?
Е) Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни в доме?
- 1 ряд: Как выглядел старик?
- 2 ряд: Каким стал домик?
9. Чтение по ролям.
Можно ли сказать, что такая же светлая и зрячая душа у Ромы? Почему?
Какую поговорку можно отнести к ним? (Добрые дела красят человека)
Вывод: Мы прочитали два рассказа, познакомились с мальчиками Ромой и Сашей. Они ещё не очень большие, но душа у них огромная, светлая, добрая, и вырастут хорошими людьми. Эти рассказы учат нас быть всегда заботливыми, внимательными, чуткими и добрыми людьми.
10. Коррекционное задание .
На карточках задание: из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?
1. Добрый человек… добро и сделай.
2. Сначала подумай… добрых людей.
3.Добро желаешь… добру и учит.
4. Мир не без… потом говори.
5.За добро… добром платят.
Данный конспект урока предназначен для учителей чтения общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Разработка содержит последовательный ход урока, а также цель и задачи, которые ставит перед собой учитель. На каждом этапе урока выделена работа для слабоуспевающих обучающихся.
Содержимое публикации
Конспект урока чтения в 5 классе.
создание условий для осмысления рассказа.
Формировать навыки правильного, беглого чтения; развивать умения пересказывать текст, выделять главную мысль произведения.
Корригировать словесно-логическое мышление; способствовать активизации читательской памяти учащихся; развивать связную речь.
Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, милосердия по отношению к пожилым людям через анализ рассказа.
Оборудование:
учебник, конверты с пословицами.
Контроль за готовностью класса к уроку.
Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
Проверка домашнего задания.
Где играли два друга? Что они делали? И для чего?
Где сидела старушка и как они отнеслись к ней?
Кто такой Саша Журавлёв?
Как, по-вашему, какой урок дал Саша Журавлев мальчикам?
III группа – чтение отрывка из рассказа по заданию учителя.
Работа над темой урока.
Чтение рассказа учителем.
Какое настроение вызвал у вас рассказ? Почему?
Назовите главных героев этого рассказа?
Понравились вам герои, если понравились, то объясните чем?
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
Ставни – дощатые створки для прикрытия окна.
Поеживаться – слегка съеживаться от холода.
Чтение рассказа по абзацам, анализ прочитанного по вопросам.
Как проводил всё своё свободное время Рома?
С чем автор сравнивает окна домов?
Кто жил в слепом домике?
Почему Рома решил войти в калитку дома?
Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома всё время закрыты?
Как подействовал рассказ старика на Рому?
Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности, чтение отрывка из рассказа по заданию учителя.
От каких строк рассказ появляется чувство жалости?
Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.
Докажите мне словами из текста, что старик болен и слаб?
Какое чувство вызвало у вас описание старика?
Какие чувства заставляют Рому сказать, что он будет каждый день закрывать и открывать ставни в доме?
Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?
Найдите в тексте и прочитайте, каким стал домик с появлением Ромы?
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
Чтение по ролям (эпизод встречи со стариком).
Какого человека можно назвать добрым?
Вывод: добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Что для этого надо иметь?
Можно ли сказать, что такая же добрая душа и у Ромы? Объясните почему?
III группа – участие в ролевом чтении по мере возможности.
Ребята, является ли для вас Рома примером для подражания?
Какой вывод вы сделали для себя, прочитав этот рассказ?
III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
III группа – чтение отрывка по заданию учителя.
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)
Также вас может заинтересовать
Войти на сайт
Войти через социальную сеть
Свидетельство участника образовательного сообщества
Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.
В урок включены специальные коррекционные упражнения из технологии Худенко Е.Д. Присутствуют активные методы обучения, способствующие мотивации к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные:
в) отрабатывать навык выразительного чтения и умений задавать вопросы.
Коррекционно-развивающие:
коррекция произвольного внимания (концентрации, переключения, устойчивости)
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению,
потребность сочувствовать и помогать пожилым людям.
1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
и для меня уже награда
вниманье ваших умных глаз,
я знаю – каждый в классе лучший,
но без труда не обойтись,
так будь внимателен, активен,
ответ продумай, не ленись.
А сейчас сядет тот, кто назовет мне жанр, название, и если есть – автора изученных в 5 классе произведений (ответы детей с использованием схем-опор).
Мы изучали (жанр) (название) (автор).
Вывод по организационному моменту: вот вы и настроились на хорошую работу на уроке, все у вас получится, все будет хорошо.
2 Актуализация опорных знаний. А сейчас давайте повторим изученный материал и домашнее задание . Будьте внимательны и активны.
Работа с карточками. а). Посмотрите на слайд № 3, прочтите хором разделы, которые мы изучали и сейчас изучаем. Покажите № карточки раздел, который мы сейчас изучаем.
в). Задание на интерактивной доске. Посмотрите на слайд, на картинки, изображающие спортивный инвентарь. Покажите № карточки спортивные принадлежности, которыми пользовался Саша Журавлев (№ 3). Перечислите их (бутсы, футбольный мяч, перчатки). Какой вопрос можно задать к словам бутсы, мяч, перчатки как к части речи? (ответ - что?). Какая это часть речи? Это существительные. Одушевленные или неодушевленные? (ответ – неодушевленные). Соотнесите названия спортсменов и необходимые им спортивные принадлежности (хоккеист, теннисист, футболист).
д). Ответы на вопросы № 1 – 6, с.108. Какова тема рассказа? (помощь старым, пожилым людям). А помогали ли вы когда-нибудь пожилым людям? (ответы детей).
Ребята, давайте прочитаем пословицу о доброте, выделив голосом добрые и красят. Добрые дела красят человека.
е). Итоги по опросу и домашнему заданию, оценивание учащихся.
3. Изучение нового.
Прочитаем хором имя, фамилию и название рассказа.
Речевая разминка
В рассказе мы встретимся с новыми словами. Давайте узнаем, что они означают.
Словарная работа. (Работа со словами ставни, калитка)
Рассказ сегодня начну читать я, а вы будьте внимательны. Если заметите ошибки, подчеркните их. А также приготовьте вопросы мне по прочитанному отрывку. вот эта табличка поможет вам в составлении вопросов). Учащиеся подсчитывают и исправляют ошибки, задают вопросы.
Самостоятельная работа с текстом. Далее ученики сами читают рассказ, выполняя по группам такое задание: 1 группа – 4 ученика (Лена К., Надя К., Дима М., Света И.), найти в тексте и подчеркнуть слова ставни, калитка. Второй группе (всем остальным) подчеркнуть слово ставни. Проверка выполнения задания.
- С какой интонацией нужно читать слова Ромы? (уверенным, добрым голосом).
- Как вы будете читать слова дедушки? Почему? (Ответ - тихим, т.к. дедушка был очень болен).
4.Закрепление.
Задание 1 группе: после чтения рассказа – какое у вас настроение и почему?
Задание 2 группе: как помог Рома дедушке?
Вопросы после прочтения учащимися рассказа.
- На что были похожи ставни домов? (на глаза).
- Закройте глаза руками. ( Ночью их закрывали, а утром открывали. Почему?
- А что напоминал Роме домик, ставни которого никогда не раскрывались? (слепого).
-А почему дедушка летом был тепло одет?
-Какое настроение у вас после прочтения рассказа ? – задание учащимся 1 группы. –работа со словарем настроений).
- Какую помощь оказал Рома старику? (задание для 2 группы, их ответы).
- Какова тема рассказа? (ответы детей).
Рефлексия по произведению. (работа с карточками, составление предложений).
Проблемная ситуация. А как жить дедушке, когда Рома уедет? (ответы учеников).
Учитель: «Помните о том ,что добрым и отзывчивым людям легче жить, общаться друг с другом.
- продолжить формирование навыков осознанного, беглого чтения.
Коррекционные:
- продолжить работу над расширением словарного запаса; развитием речи, мышления.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное, доброе отношение к старшим.
Оборудование: карточки с тестовыми заданиями, пословица, учебники.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок чтения и начнем мы его с настроя на работу.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора!
2. Проверка домашнего задания
Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению нового раздела. Давайте вспомним, как он называется? (Спешите делать добро)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, но сначала мы повторим домашнее задание.
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Сейчас откроем учебник, стр. 105. я вам даю 3 минуты на повторение, читаем в пол голоса, внимательно, проговаривая все буквы.
Для дальнейшей работы мы разобьёмся на 2 группы 1 группа будет выполнять тестовое задание, остальные работают вместе со мной.
Чтобы узнать кто выполняет тест, вам, ребята нужно посмотреть под ваши стулья.
I группа – выполняет тестовое задание
II группа – читает по абзацу.
Ребята, а что значит читать по абзацу? (от красной до красной строки)
Назовите героев этого рассказа
Какое доброе дело совершил Сашка Журавлев?
Как относились мальчики к бабушке до и после разговора с Сашей?
Какие выводы для себя играющие мальчики?
Приведите примеры добрых поступков для бабушек и дедушек?
Физкультминутка.
3. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом, который написал О. Бондарчук, а как он называется мы сейчас узнаем. Для этого вам надо собрать паззл и прочитать название рассказа.
- Слепой домик.
4. Работа над новым материалом
Ставни - дощатая или металлическая створка для прикрытия окна.
а) Первичное восприятие текста.
Чтение рассказа учителем.
б) Чтение учащимися:
Чтение текста учащимися в пол голоса. (3 минуты)
Чтение по цепочке
Чтение по сигналу
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто главные герои рассказа?
- К кому приехал Рома?
- В каком доме жила тетя Ромы?
-А какие домики стояли рядом?
- О каком домике Рома подумал, что там никто не живет?
- Как познакомился Рома со стариком?
- Какую помощь оказал Рома старику?
- Чему учит этот рассказ?
- Работа с пословицей.
- Ребята, у меня есть пословица, которая очень подходит к нашему рассказу. Но она рассыпалась и потерялась. Помогите мне её найти.
- А теперь, давайте её соберём
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Прочитайте её. Объясните смысл пословицы.
6.Задание на дом.
1) Стр. 108 – 109, читать.
2) нарисовать дом, в который вы хотели бы поселить старичка из нашего рассказа.
Читайте также: