Конспект урока по изо орнамент 4 класс
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Хализова Надежда Ивановна
Организация: ГКОУ ВО Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Населенный пункт: Владимирская область, г. Вязники
Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате
Задачи:
Образовательные: повторить виды орнаментов, особенности построения орнаментов. Закрепить навыки работы с шаблонами, с линейкой, знание геометрических фигур. Совершенствовать умение последовательно выполнять построение геометрического орнамента в квадрате и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармоничные цвета.
Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение, зрительную память, глазомер, пространственное ориентирование в процессе работы над орнаментом. Развивать зрительное восприятие через работу по образцу, корригировать мелкую моторику кистей рук через проведение пальчиковой гимнастики, работу с линейкой
Воспитательные : воспитывать эстетические чувства, положительную мотивацию к изобразительной деятельности, трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы.
Базовые учебные действия:
- Соотносить свои действия с заданными образцами.
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Выделить основные особенности построения орнамента.
- Развивать внимание, наблюдательность.
- Формировать умение правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.
- Формировать умение слушать и понимать других, вступать в беседу и работать в коллективе.
- Воспитывать эстетические чувства, умение видеть достоинства работ своих одноклассников.
Тип урока:
- По содержанию: декоративное рисование.
- По способу проведения: урок беседа
- По цели: урок открытия новых знаний
- По структурной единице: простой
- По форме организации учебной деятельности: индивидуальный
- По познавательной деятельности: творческий
Методы:
- Словесные: беседа, объяснение
- Наглядные: презентация, предметные картинки
- Практическая работа
Ход урока
I. Организационный момент
- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У всех хорошее настроение, до конца урока оно таким и останется, ведь у нас урок рисования.
2. Подготовка к восприятию темы урока
- Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?
(Предметные картинки с орнаментами)
- Чем украшены все предметы?
- Где можно увидеть орнамент?
(На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках, на игрушках, на мебели, на коврах, на покрывалах и так далее)
- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни.
- Для чего люди наносят орнаменты на предметы?
- Орнаменты радуют глаз в наших домах, украшая предметы быта, игрушки, мебель, посуду, одежду. И это не случайно: они успокаивают и в то же время поднимают настроение. Орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.
- Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты.
- Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы повторяются по форме и по цвету.)
- Посмотрите на предметы и разделите их по видам орнаментов.
- Какие два вида орнамента мы видим?
а) Растительный - это орнамент, который состоит из растительных элементов: цветы, листочки, завитки, травинки.
б) Геометрический - это орнамент, который состоит из геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Давайте хором произнесем это трудное слово.
- От какого слова образовалась слово геометрический?
(Геометрический образовалось от слова геометрия)
- А кто-нибудь знает, что такое геометрия?
- Ребята, геометрия-это наука, которая изучает линии, фигуры, квадраты, точки.
- Ребята, а как вы думаете, может ли орнамент что- то обозначать?
- Раньше орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие функции: он предохранял от сглаза, от нечистой силы, помогал охотнику не заблудиться в лесу. Также с помощью орнамента можно было узнать много интересного о его владельце: откуда он родом, сколько ему лет, по какому случаю он так одет. Вот какую полезную функцию раньше выполнял орнамент.
- Посмотрите внимательно и скажите, какой орнамент лишний и почему?
(Учащиеся объясняют свой выбор. Остаётся изображение геометрического орнамента).
- Давайте вспомним названия геометрических фигур, которые вам известны.
- Возьмите конверт и положите перед собой его содержимое. Отгадайте загадки и покажите отгадки, то есть покажите нужную геометрическую фигуру.
1. Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Вам его представить рад,
А зовут его? (Квадрат)
2. Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (Круг)
3. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы … (овал)
4. Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (Треугольник)
5. Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)
- Ребята, орнамент мы будем рисовать в геометрической фигуре. А какая именно геометрическая фигура будет главным гостем у нас на уроке, попробуйте догадаться.
- У этой фигуры есть углы (Убирают круг).
- У этой фигуры больше трёх углов (Убирают треугольник).
- У этой фигуры все стороны одинаковые (Убирают прямоугольник).
- Поднимите и назовите фигуру, которая осталась? (Квадрат).
- Какая фигура будет главной на уроке?
- Согласитесь, один квадрат на листе бумаги будет выглядеть скучно. Что нужно сделать, чтобы квадрат повеселел? (Его украсить)
- Что будем рисовать? Кто может назвать тему урока?
- Сегодня мы будем рисовать геометрический орнамент в квадрате.
- Какую задачу поставим перед собой?
- Какие цвета будем использовать при раскрашивании орнамента? Почему?
- Как правильно раскрашивать орнамент? (Цвета чередуются в орнаменте)
Физкультминутка
- А теперь давайте отдохнем.
Эй! Попрыгали на месте. (Прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (Движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки. (Наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (Нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (Глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (Дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (Руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (Покружиться)
- Ваша задача: собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются учителем).
Вы должны составить узоры из картонных фигур, чередуя их по форме и цвету.
- У вас на парте в конвертах есть геометрические фигуры, составьте из них узор на одеяле
4. Основная часть. Практическая работа.
1). Объяснение рисования орнамента в квадрате
- Ребята, вспомните, как правильно работать с линейкой? (Измеряем и чертим линии от нуля, когда чертим линию, карандаш прижимаем к линейке)
- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы?
- Делим квадрат на 4 равные части.
- Смотрим на образец и обводим по трафарету четыре квадрата в центре. В углах располагаем трафареты треугольников и обводим их. На центральных осевых линиях располагаем трафареты кругов и обводим их. Орнамент готов. Теперь его нужно раскрасить.
- Пальчики устали, отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
2). Раскрашивание рисунка
- Какие цвета будем использовать в работе? Почему?
- Не забывайте, цвета должны в орнаменте чередоваться. Чаще смотрите на образцы орнаментов.
5. Практическая работа учащихся.
(По мере необходимости оказываю помощь учащимся)
6. Подведение итогов.
- Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре строили орнамент?
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?
- Чему вы сегодня научились?
- Удалось решить поставленную на уроке задачу?
7. Оценивание выполненных работ.
- Ребята, посмотрите, какие у всех получились красивые геометрические орнаменты.
- Чья работа вам особенно нравится? Почему?
- Аккуратно выполнена работа или нет?
- Какие цвета использованы в работе?
- Какую оценку можно поставить за рисунок геометрического орнамента?
- Скажите, а где и для чего можно использовать данный орнамент?
- Я предлагаю собрать все работы в одну композицию . Посмотрим, что у нас получится.
8. Рефлексия.
- Ребята, вам интересно было на уроке? Кому было легко и понятно?
- Кому было трудно? Что было для вас труднее - рисовать или раскрашивать?
- Довольны ли вы своей работой?
- Все вы справились с заданием. Молодцы!
- На партах у каждого лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика, прикрепите его к своему рисунку.
Литература:
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2011.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Изо .doc
Конспект урока изо в 4а классе.
Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.
Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.
Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.
Примерные результаты:
учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;
имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;
проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;
проявляют творческие способности;
Тип: изучение нового материала
Вид: практическая работа
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, тпо
Название этапов, продолжительность
Взаимодействие учителя и учащихся
Формы организации и методы обучения
Результат взаимодействия
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Фронтальная. Словесный – беседа.
Формулирование темы урока, проблемы.
- Ребята разгадайте ребус
- Что у вас получилось? (орнамент)
- Сформулируйте тему урока
Фронтальная. Словесный – беседа.
Формулируют тему урока.
- Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.
(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)
Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
История развития орнамента.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?
Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.
Геометрический орнамент, композиция; меандр; мотив; оберег; орнамент; орнаментальная композиция; раппорт; растительный орнамент; ритм; ритмический строй; символ; симметрия; узор.
Термины и понятия
Композиция— составление, расположение, построение целого из частей.
Меандр – бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые углы.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнамент - в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.
Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.
Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.
Симметрия - точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.
Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Для чего нам нужны узоры и орнаменты?
Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
Происхождение орнамента относится к временам глубокой древности, в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики.
Источником для создания узоров стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм: листья различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
Различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент -состоит из точек, линий: прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся; и фигур: кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.
Растительный орнамент состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Ритм – повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритм организует движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы.
Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.
В орнаментах Древнего Египта наибольшее распространение получили растительные мотивы. Среди них особенно часто встречались листья и цветы лотоса. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.
Самым распространенным орнаментом в Греции был меандр.
Меандр – бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые углы. В меандре древние греки видели глубокий магический смысл. Как река течёт бесконечно, так и извилистая линия длится непрерывно, отражая течение человеческой жизни. Меандр – символ вечности.
Индийский орнамент невозможно спутать с орнаментом другой страны. Его отличают изящество рисунка, точность в исполнении и полет фантазии. Популярная тема в орнаменте – это мир природы и животных.
Нигде орнаментальное искусство не достигло такого расцвета и совершенства, как на мусульманском Востоке. Для него характерно сочетание геометрических и растительных мотивов, так как Кораном было запрещено изображение людей и животных. Практически все восточное изобразительное искусство – это орнамент. Восточный орнамент обладает большим разнообразием цвета, форм и глубоким содержанием знаков и символов, составляющих узор.
Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу.
В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Орнамент на Руси имел обереговую функцию. Также народная одежда могла много рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.
Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности. Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования, важен отбор символов по смыслу, особое место занимает выбор цветовой гаммы.
Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом. Язык символов предков передавал свое отношение к природе. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Орнаменты с давних времён использовались людьми для украшения одежды, посуды, жилищ и храмов. Орнамент окружает нас везде и повсюду. В настоящее время орнамент достаточно популярен в современном искусстве и дизайне. Используется большое разнообразие геометрических, растительных, животных, архитектурных, пейзажных и других мотивов. Придумываются новые узоры, и в то же время не теряют своей актуальности народные мотивы.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового тренировочного задания:
Правильный ответ: Орнамент.
Разбор типового контрольного задания:
Выберите изображение с арабеской:
Правильный ответ: А.
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:
Обязательная литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.
Дополнительная литература:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.
Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
- Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
- Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
- Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.
Примерные результаты:
- учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;
- имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;
- проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;
- проявляют творческие способности.
Конспект урока ИЗО в 4 классе.
Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.
Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.
Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.
Примерные результаты:
учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;
имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;
проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;
проявляют творческие способности;
Тип: изучение нового материала
Вид: практическая работа
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, тпо
Название этапов, продолжительность
Взаимодействие учителя и учащихся
Формы организации и методы обучения
Результат взаимодействия
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Фронтальная. Словесный – беседа.
Формулирование темы урока, проблемы.
- Ребята разгадайте ребус
- Что у вас получилось? (орнамент)
- Сформулируйте тему урока
Фронтальная. Словесный – беседа.
Формулируют тему урока.
- Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.
(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)
Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
История развития орнамента.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.
Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?
Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.
Читайте также: