Конспект урока по изо орнамент 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Хализова Надежда Ивановна

Организация: ГКОУ ВО Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Населенный пункт: Владимирская область, г. Вязники

Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате

Задачи:

Образовательные: повторить виды орнаментов, особенности построения орнаментов. Закрепить навыки работы с шаблонами, с линейкой, знание геометрических фигур. Совершенствовать умение последовательно выполнять построение геометрического орнамента в квадрате и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармоничные цвета.

Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение, зрительную память, глазомер, пространственное ориентирование в процессе работы над орнаментом. Развивать зрительное восприятие через работу по образцу, корригировать мелкую моторику кистей рук через проведение пальчиковой гимнастики, работу с линейкой

Воспитательные : воспитывать эстетические чувства, положительную мотивацию к изобразительной деятельности, трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы.

Базовые учебные действия:

  1. Соотносить свои действия с заданными образцами.
  2. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
  1. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  2. Выделить основные особенности построения орнамента.
  3. Развивать внимание, наблюдательность.
  1. Формировать умение правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.
  2. Формировать умение слушать и понимать других, вступать в беседу и работать в коллективе.
  1. Воспитывать эстетические чувства, умение видеть достоинства работ своих одноклассников.

Тип урока:

  1. По содержанию: декоративное рисование.
  2. По способу проведения: урок беседа
  3. По цели: урок открытия новых знаний
  4. По структурной единице: простой
  5. По форме организации учебной деятельности: индивидуальный
  6. По познавательной деятельности: творческий

Методы:

  1. Словесные: беседа, объяснение
  2. Наглядные: презентация, предметные картинки
  3. Практическая работа

Ход урока

I. Организационный момент

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У всех хорошее настроение, до конца урока оно таким и останется, ведь у нас урок рисования.

2. Подготовка к восприятию темы урока

- Посмотрите на доску. Что вы здесь видите?

(Предметные картинки с орнаментами)

- Чем украшены все предметы?

- Где можно увидеть орнамент?

(На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках, на игрушках, на мебели, на коврах, на покрывалах и так далее)

- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни.

- Для чего люди наносят орнаменты на предметы?

- Орнаменты радуют глаз в наших домах, украшая предметы быта, игрушки, мебель, посуду, одежду. И это не случайно: они успокаивают и в то же время поднимают настроение. Орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты.

- Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы повторяются по форме и по цвету.)

- Посмотрите на предметы и разделите их по видам орнаментов.

- Какие два вида орнамента мы видим?

а) Растительный - это орнамент, который состоит из растительных элементов: цветы, листочки, завитки, травинки.

б) Геометрический - это орнамент, который состоит из геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Давайте хором произнесем это трудное слово.

- От какого слова образовалась слово геометрический?

(Геометрический образовалось от слова геометрия)

- А кто-нибудь знает, что такое геометрия?

- Ребята, геометрия-это наука, которая изучает линии, фигуры, квадраты, точки.

- Ребята, а как вы думаете, может ли орнамент что- то обозначать?

- Раньше орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие функции: он предохранял от сглаза, от нечистой силы, помогал охотнику не заблудиться в лесу. Также с помощью орнамента можно было узнать много интересного о его владельце: откуда он родом, сколько ему лет, по какому случаю он так одет. Вот какую полезную функцию раньше выполнял орнамент.

- Посмотрите внимательно и скажите, какой орнамент лишний и почему?

(Учащиеся объясняют свой выбор. Остаётся изображение геометрического орнамента).

- Давайте вспомним названия геометрических фигур, которые вам известны.

- Возьмите конверт и положите перед собой его содержимое. Отгадайте загадки и покажите отгадки, то есть покажите нужную геометрическую фигуру.

1. Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его? (Квадрат)

2. Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (Круг)

3. Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы … (овал)

4. Три угла, три стороны.

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам! (Треугольник)

5. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник)

- Ребята, орнамент мы будем рисовать в геометрической фигуре. А какая именно геометрическая фигура будет главным гостем у нас на уроке, попробуйте догадаться.

- У этой фигуры есть углы (Убирают круг).

- У этой фигуры больше трёх углов (Убирают треугольник).

- У этой фигуры все стороны одинаковые (Убирают прямоугольник).

- Поднимите и назовите фигуру, которая осталась? (Квадрат).

- Какая фигура будет главной на уроке?

- Согласитесь, один квадрат на листе бумаги будет выглядеть скучно. Что нужно сделать, чтобы квадрат повеселел? (Его украсить)

- Что будем рисовать? Кто может назвать тему урока?

- Сегодня мы будем рисовать геометрический орнамент в квадрате.

- Какую задачу поставим перед собой?

- Какие цвета будем использовать при раскрашивании орнамента? Почему?

- Как правильно раскрашивать орнамент? (Цвета чередуются в орнаменте)

Физкультминутка

- А теперь давайте отдохнем.

Эй! Попрыгали на месте. (Прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (Движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки. (Наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (Нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (Глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (Дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (Руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (Покружиться)

- Ваша задача: собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются учителем).

Вы должны составить узоры из картонных фигур, чередуя их по форме и цвету.

- У вас на парте в конвертах есть геометрические фигуры, составьте из них узор на одеяле

4. Основная часть. Практическая работа.

1). Объяснение рисования орнамента в квадрате

- Ребята, вспомните, как правильно работать с линейкой? (Измеряем и чертим линии от нуля, когда чертим линию, карандаш прижимаем к линейке)

- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы?

- Делим квадрат на 4 равные части.

- Смотрим на образец и обводим по трафарету четыре квадрата в центре. В углах располагаем трафареты треугольников и обводим их. На центральных осевых линиях располагаем трафареты кругов и обводим их. Орнамент готов. Теперь его нужно раскрасить.

- Пальчики устали, отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

2). Раскрашивание рисунка

- Какие цвета будем использовать в работе? Почему?

- Не забывайте, цвета должны в орнаменте чередоваться. Чаще смотрите на образцы орнаментов.

5. Практическая работа учащихся.

(По мере необходимости оказываю помощь учащимся)

6. Подведение итогов.

- Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре строили орнамент?

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?

- Чему вы сегодня научились?

- Удалось решить поставленную на уроке задачу?

7. Оценивание выполненных работ.

- Ребята, посмотрите, какие у всех получились красивые геометрические орнаменты.

- Чья работа вам особенно нравится? Почему?

- Аккуратно выполнена работа или нет?

- Какие цвета использованы в работе?

- Какую оценку можно поставить за рисунок геометрического орнамента?

- Скажите, а где и для чего можно использовать данный орнамент?

- Я предлагаю собрать все работы в одну композицию . Посмотрим, что у нас получится.

8. Рефлексия.

- Ребята, вам интересно было на уроке? Кому было легко и понятно?

- Кому было трудно? Что было для вас труднее - рисовать или раскрашивать?

- Довольны ли вы своей работой?

- Все вы справились с заданием. Молодцы!

- На партах у каждого лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика, прикрепите его к своему рисунку.

Литература:

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2011.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Изо .doc

Конспект урока изо в 4а классе.

Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.

Примерные результаты:

учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;

имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;

проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;

проявляют творческие способности;

Тип: изучение нового материала

Вид: практическая работа

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, тпо

Название этапов, продолжительность

Взаимодействие учителя и учащихся

Формы организации и методы обучения

Результат взаимодействия

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Фронтальная. Словесный – беседа.

Формулирование темы урока, проблемы.

- Ребята разгадайте ребус

- Что у вас получилось? (орнамент)

- Сформулируйте тему урока

Фронтальная. Словесный – беседа.

Формулируют тему урока.

- Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

Геометрический орнамент, композиция; меандр; мотив; оберег; орнамент; орнаментальная композиция; раппорт; растительный орнамент; ритм; ритмический строй; символ; симметрия; узор.

Термины и понятия

Композиция— составление, расположение, построение целого из частей.

Меандр – бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые углы.

Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.

Орнамент - в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.

Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте. Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Симметрия - точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Для чего нам нужны узоры и орнаменты?

Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

Происхождение орнамента относится к временам глубокой древности, в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики.

Источником для создания узоров стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм: листья различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Различают следующие виды орнаментов:

Геометрический орнамент -состоит из точек, линий: прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся; и фигур: кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.

Растительный орнамент состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Ритм – повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритм организует движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы.

Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

В орнаментах Древнего Египта наибольшее распространение получили растительные мотивы. Среди них особенно часто встречались листья и цветы лотоса. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Самым распространенным орнаментом в Греции был меандр.

Меандр – бордюр, составленный из прямых непрерывных линий, образующих между собой прямые углы. В меандре древние греки видели глубокий магический смысл. Как река течёт бесконечно, так и извилистая линия длится непрерывно, отражая течение человеческой жизни. Меандр – символ вечности.

Индийский орнамент невозможно спутать с орнаментом другой страны. Его отличают изящество рисунка, точность в исполнении и полет фантазии. Популярная тема в орнаменте – это мир природы и животных.

Нигде орнаментальное искусство не достигло такого расцвета и совершенства, как на мусульманском Востоке. Для него характерно сочетание геометрических и растительных мотивов, так как Кораном было запрещено изображение людей и животных. Практически все восточное изобразительное искусство – это орнамент. Восточный орнамент обладает большим разнообразием цвета, форм и глубоким содержанием знаков и символов, составляющих узор.

Арабеска — это орнамент, появившийся в Средние века на территории исламского Востока. В причудливых переплетениях узора гармонично связываются сакральность, математика и искусство. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей, их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу.

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Орнамент на Руси имел обереговую функцию. Также народная одежда могла много рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.

Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности. Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования, важен отбор символов по смыслу, особое место занимает выбор цветовой гаммы.

Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом. Язык символов предков передавал свое отношение к природе. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Орнаменты с давних времён использовались людьми для украшения одежды, посуды, жилищ и храмов. Орнамент окружает нас везде и повсюду. В настоящее время орнамент достаточно популярен в современном искусстве и дизайне. Используется большое разнообразие геометрических, растительных, животных, архитектурных, пейзажных и других мотивов. Придумываются новые узоры, и в то же время не теряют своей актуальности народные мотивы.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Правильный ответ: Орнамент.

Разбор типового контрольного задания:

Выберите изображение с арабеской:




Правильный ответ: А.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
  2. Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
  3. Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
  4. Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.

Примерные результаты:

  1. учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;
  2. имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;
  3. проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;
  4. проявляют творческие способности.

Конспект урока ИЗО в 4 классе.

Тема. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.

Цель: Познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.

Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.

Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал.

Примерные результаты:

учащиеся знают виды орнаментов, его символы и принципы композиционного построения;

имеют представление о самобытности и неповторимости народов мира;

проявляют уважение к историческому и культурному наследию предков;

проявляют творческие способности;

Тип: изучение нового материала

Вид: практическая работа

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал, цветные карандаши, тпо

Название этапов, продолжительность

Взаимодействие учителя и учащихся

Формы организации и методы обучения

Результат взаимодействия

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Фронтальная. Словесный – беседа.

Формулирование темы урока, проблемы.

- Ребята разгадайте ребус

- Что у вас получилось? (орнамент)

- Сформулируйте тему урока

Фронтальная. Словесный – беседа.

Формулируют тему урока.

- Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде называют, из чего он составлен).

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Посмотрите, как красивы варежки на слайдах. Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?

Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы. Виды ритмов бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

Читайте также: