Растение живой организм 7 класс план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок биологии разработан для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида.

ВложениеРазмер
urok_rastenie_-_tselostnyy_organizm.doc 89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ;

формирование представлений о целостности растительного организма .

Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их взаимосвязи , создать условия для осознанного применения знаний.

Коррекционно – развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного;

развивать умения применять предложенный учителем способ получения и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные : воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

воспитывать бережное , гуманное отношение к природе.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята , садитесь .

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений , стараний и успехов .

Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

Актуализация знаний . Мотивация .

Скажите ребята, что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что общего у всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

А теперь обратите внимание на кроссворд , разгадаем его . Впишите названия органов растений.

Покажите и назовите органы растения на таблице .

Теперь отгадайте загадку: Один в земле копается ,

Другой в свету купается,

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

Какой орган помогает им дружить , поддерживать их взаимосвязь ?( стебель ).

Можно сказать , что эти органы взаимосвязаны друг с другом ? (да ).

Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды образуют единый организм . Значит организм растения – единое целое.

А так ли это ? Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы в этом убедиться , что мы должны вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

Для этого наш класс превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

Произвольно разделились на группы .

1 .Организация деятельности по группам .

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

Не рыли , не бурили ,

А воду добыли. ( корни )

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Вверх по стене крутой ,

По бетонке литой ,

С собой листья везет . (стебель ).

3 группа : обучающимся предлагается загадка .

Из почек появляются ,

Осенью летят . ( листья ).

4 лаборатория изучает цветы и плоды : предлагается загадка .

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. ( цветок).

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

1 . Используя учебник стр.44- 53 и дополнительный материал, изучите строение и функцию корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?

2. По таблице составьте рассказы по вопросам :

- типы корневых систем;

Типы корневых систем

2 .Всасывает воду и минеральные соли из почвы для всех органов.

3 .Запасает питательные вещества (корнеплод).

Участвует в размножении.

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой .

  1. Используя учебник стр. 71-79 и дополнительный материал , изучите строение стебля и его значение для растения . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?
  1. Используя таблицу составьте рассказы по вопросам :

- строение древесного стебля;

Строение древесного стебля

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

1.Используя учебник стр.54-70 и дополнительный материал , изучите строение и значение листьев для организма растения . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

2. Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам :

- типы жилкования листьев ;

- значение листьев для растения .

1.Используя учебник на стр. 16-18 и дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения . Ответьте на вопрос то такое : Что такое цветок?

2. По таблице составьте рассказ о строении и значении цветка.

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

Проблемные вопросы задаются классу :

Почему растение погибнет , если у него поврежден корень ?

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

Что произойдет , если погибнет цветок ?

Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Позвольте! – вступил в разговор стебель . А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок . Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод . Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

4.Подведение итогов групповой работы .

Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

Зарисуйте в тетрадь схему , подписать название органов , стрелками обозначить движение веществ по растению .

Конспект урока биологии в коррекционной школе VIII вида.

Учитель: Глинская С.С.

Цель: дать понятие воспитанникам о целостности растительного организма

-формировать у воспитанников понятие о взаимосвязи всех органов в растительном организме;

- продолжать формировать понятие о взаимосвязи растений с окружающей средой;

- обобщить знания учащихся об особенностях строения органов цветковых растений;

- корригировать и развивать у воспитанников умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе;

- развивать систему практических умений по улучшению окружающей среды своей местности;

- развивать чувство ответственности.

-преодолевать в характере воспитанников потребительское отношение к природе;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: аудиозаписи, фотографии, интерактивная доска, карточки с правилами, плоды различных растений, букет цветов в вазе.

2. Постановка темы и цели урока.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не простой урок, на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте мы с Вами поздороваемся с ними. А сделаем мы это вот таким образом: мы сейчас все вместе повернемся к ним и поприветствуем наших уважаемых гостей. И они пришли к нам на урок не просто так, а познакомиться с вами, посмотреть на вас и в конце урока подарить каждому из вас сердечко! Так что старайтесь на уроке, отвечайте, не стесняйтесь, ведь сердечки подарят вам не просто так, а за ваше старание!

- Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Вам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.

- Сегодня на уроке мы обобщим все наши знания о растениях.

3. Обобщение знаний по теме.

- Ребята, кто скажет мне, что относится к растениям? (травы, кустарники, деревья). Правильно.

Из каких органов состоит растение?

Ответы: плод (по вертикали, цветок, стебель, корень (по горизонтали) .

- Молодцы ребята. Вы все очень хорошо знаете органы растений.

- Ребята, а как Вы считаете, какой из органов растения самый главный? Докажите свои ответы (ответы детей) .

- Оказывается, не только мы с вами не можем решить, какой же орган важнее, среди них тоже давно идет спор, кто же из них главнее. Не хотите ли вы послушать их спор? Послушайте его внимательно.

- И все-таки, давайте поможем разрешить их спор. Какой же орган для растения самый главный? (Воспитанники называют органы, пытаются доказать). – А может ли растение расти без КОРНЯ? СТЕБЛЯ? ЛИСТЬЕВ? ЦВЕТОВ? Почему?

- И что же получается? Все-таки, конечно же, все органы растения главные, и нет таких органов, которые были бы главнее и важнее, ведь если убрать хоть один орган растения, то растение просто погибнет.

- Посмотрите на этот букет цветов в вазе. Красивый букет? Как Вы думаете, а какого органа нет у этих растений в букете? (корня). Представьте себе, что прошло несколько дней… Какую картину мы увидим? Кто скажет, что произойдет с этим букетом? (ответы детей)

- Через несколько дней он погибнет, так как цветы лишены корней и не могут получать питательные вещества.

- Итак, каждый орган растения выполняет определенную работу. И если какой-либо орган будет поврежден и не сможет выполнять свои функции, то другие органы тоже не смогут существовать.

Отсюда мы можем сделать главный вывод:

Растение – целостный организм (на доске)

- Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье другого органа, а также здоровье всего растительного организма.

Вот, оказывается, какое удивительное создание есть в природе! Растение!

4. Практическая работа:

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. У вас у каждого на столе лежат части растений. Давайте мы их сейчас распределим по группам. У меня на доске написаны эти группы, а каждый из вас свои части растений положит туда, куда считает нужным положить. При этом вы должны обосновать свой выбор.

СТЕБЕЛЬ ЦВЕТОК КОРЕНЬ ПЛОД ЛИСТ СЕМЕНА

(лимон, свекла, цветки разных растений, семена всякие, листья всякие, стебли и корни)

- Я вижу, что вы очень хорошо усвоили части растений. Молодцы! - А теперь мы отдохнем: Физкультминутка

- Ребята, как вы думаете, нужны ли растения в природе? Обоснуйте свои ответы. Конечно же, растения необходимы человеку в жизни. Но, к сожалению, часто люди неуважительно относятся к растениям:

1) лес превратили в свалку, выбрасывают мусор в лесу;

2) вырубают неразумно леса,

3) рвут цветы без надобности,

4) также, интенсивный выпа домашних животных приводит к нарушению растительного покрова лугов;

5) а еще, люди могут стать причиной лесных пожаров…

Это можно назвать даже экологической катастрофой.

(Демонстрация фото экологических катастроф)

- Что делать, чтобы такие катастрофы не происходили? (Бережно относиться к растениям) .

- Каким образом? Приведите примеры.

- Ребята, правительством нашей страны 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. На государственном уровне задумались о том, что природа нуждается в защите. Что это значит? Это значит, в нашей стране все люди должны задуматься о том, что природа в опасности, в том числе и растения, и что каждому человеку нужно внести вклад в охрану природы. Специально даже придумали эмблему года охраны окружающей среды в нашей республике, где основным элементом является росток растения.

- А Что лично вы можете сделать для охраны растений?

(не разводить костры в лесу, бездушно не рвать цветы, участвовать в посадке деревьев … ответы детей).

- Ну, а если все люди так будут поступать, то окружающая нас природа, растения будут только радовать людей, и люди смогут отдыхать среди растений в свободное от работы время. Давайте и мы с вами отдохнем.

(релаксация. Презентация под музыку)

1. Решение экологической задачи.

Ежедневно крупный леспромхоз для изготовления стройматериалов вырубает 100 сосен. Сколько сосен вырубит это предприятие за неделю? За 1 месяц?

2. Решение тестов на интерактивной доске

Учитель: Давайте прочитаем замечательные правила о растениях:

(Предлагает конкретному ученику прочитать правила, ученик читает и убеждается, что высказывания составлены неверно.)

-Ой, а что-то тут не так ведь, кто то перепутал их.

Растения цветы напрасно

НЕ рвите одно из главных богатств Земли

Растения разводить костры в лесу

Не надо надо охранять!

Учитель: Необходимо найти ошибку и составить правильные словосочетания.

(ученики меняют таблички так, чтобы получились верные правила)

- Чтобы сохранить природу от негативного воздействия человека были созданы эти правила поведения. Их необходимо соблюдать. Если мы будем вести себя правильно, то общение с природой доставит много прекрасных моментов. Ежедневно, ежечасно, каждый из нас, должен помнить: все растения, животные, люди – это живые обитатели нашей планеты Земля. Мы должны знать и понимать друг друга, внимательно относиться друг к другу, а значит, беречь все живое и неживое на Земле.

- Ребята, давайте делать добрые дела, начнем с комнатных растений. И поэтому вам будет такое домашнее задание: вам нужно рассказать о комнатных растениях, которые есть у вас дома и как вы за ними ухаживаете.

Итог урока: - Итак, что же самое главное сегодня узнали Вы на уроке? (ответы детей)

- Сегодня все ребята очень активно и хорошо работали на уроке, за это я хочу от себя лично вас всех поблагодарить. А наши гости сейчас вам подарят свои сердечки за вашу хорошую работу на этом уроке! Спасибо!

К концу урока воспитанники должны знать:

- что растение – это целостный организм;

- роль и значение растений в природе и взаимосвязь растений с

К концу урока воспитанники должны уметь:

-различать органы растения;

- устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в природе;

-применять приобретенные знания по охране окружающей среды;

- готовность уметь оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Образовательные:
- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;
- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;
Развивающие:
- Формирование умения работы с тестами;
- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; муляжи овощей и фруктов, магнитная доска, магниты, сырой картофель, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос.

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах пленительная сила

Для всех, умеющих их тайны разгадать!

( Р.Рождественский)

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока? (слайд №3)

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Выполнение заданий 2—4 на с. 40, 41 рабочей тетради.

3. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

3.1. Учитель демонстрирует учащимся образцы различных текстильных тканей и обращается с вопросом:

— Скажите, пожалуйста, что у меня в руках? (Ткани)

Ткани бываю разные:

Шелковые и парчовые,

Красные, синие и лиловые.

Но есть ткани и не совсем обычные —

Растительные, а не фабричные.

Из них состоят все растения,

Нашей природы творения.

— Оказывается, из тканей сшита не только ваша одежда, но и практически все растения состоят из тканей. И сегодня на уроке мы с вами постараемся разобраться, что такое растительные ткани.

3.2. Ознакомление с темой урока и постановка целей.

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемный вопрос:

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

4.2. Деловая игра.

— Сегодня на время урока вам предстоит стать сотрудниками магазина по продаже различных тканей.

На столе учителя лежат стикеры с буквами — OB, ОБ, ПЭ, ПП, ПК. Учитель предлагает учащимся по очереди выбрать стикер, на основании сделанного выбора разделиться на группы и занять свои места.

— Итак, в нашем магазине начинают работать пять отделов по продаже различных видов тканей.

Задание 1. Каждый отдел должен подготовить рекламу определенного вида ткани, объяснить ее достоинства и значение для растения. Для подготовки рекламы следует пользоваться учебным пособием (§ 23).

Отдел № 1 предлагает вашему вниманию …. ткань, ее разновидность …. Эта ткань состоит из клеток, которые . Наша ткань может быть ….. , и тогда она называется …. В ней вы без труда сможете увидеть …… , они образуют. Купите для вашего растения эту ткань, ведь без нее оно будет …., не сможет…….

Задание 2. Из каждой группы учитель приглашает по одному участнику. Вызванные учащиеся будут играть роль покупателей. Они получают заявки и возвращаются, но не в свои группы.

— Представьте, что в наш магазин пришли различные растения. Как специалисты помогите им выбрать и купить необходимые ткани.

Первый покупатель:

Второй покупатель:

Третий покупатель:

Четвертый покупатель:

Пятый покупатель:

Задание 3. Учитель сообщает:

— В наш магазин поступила новая ткань, а этикетка с названием пропала, сохранилось только описание (маркетинговая характеристика). Попробуйте по нему определить, о какой ткани идет речь.

Каждая группа получает описание определенной ткани.

1) Ткань отличается высокой прочностью. Она состоит из мертвых толстостенных клеток, пропитанных суберином. Эту ткань в основном используют многолетние растения для стебля, побегов, корня. Она надежно покрывает и защищает растение. Дыхание осуществляется через чечевички.

2) Прочная ткань, состоит из живых клеток. Эту ткань в основном используют молодые растения для стебля, листа, цветка. Она покрывает и защищает растение, обеспечивает дыхание и газообмен. Может быть покрыта воском или волосками.

3) Ткань отличается высокой прочностью. Она состоит из множества слоев мертвых толстостенных клеток. Эту ткань в основном используют многолетние растения для стебля. Она надежно покрывает и защищает многовековые деревья. Дыхание осуществляется через трещины.

4) Ткань очень нежная, состоит из живых тонкостенных клеток. Эта ткань расположена на верхушке корня, стебля. Она обеспечивает рост растения в длину.

5) Ткань очень нежная, состоит из живых тонкостенных клеток. Эту ткань используют растения для стебля и корня. Она обеспечивает рост растения в толщину.

Читайте также: