Конспект нод цветы в подготовительной группе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Михеева Анна Сергеевна

Организация: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №408

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Программное содержание.

1. Расширять знания детей о цветах, научить различать садовые цветы от полевых, лесных цветов.

2. Углублять знания и представления детей о цветах нашего края, их внешнем виде, местах произрастания.

3. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

5. Формировать у детей желание сохранять природу, уметь предвидеть последствия своих действий по отношению к природе и окружающей среде.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Беседа по теме:

Презентация цветов на экране.

Воспитатель: Что общего между всеми ними?

Дети: Это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок

( Просим детей назвать эти части цветка. )

Воспитатель : Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?

Дети : Он засохнет, потому что он пьет воду из земли с помощью корня, который находится глубоко под землей.

Воспитатель: А зачем цветку стебли? Листья? Семена?

Дети: С помощью стебля цветок растет и тянется к солнцу. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста. Семена нужны, чтобы вырастали новые цветы.

Воспитатель: Чем цветы отличаются от деревьев? От кустарников?

Дети: Они ниже ростом.

Воспитатель : А чем эти цветы отличаются друг от друга?

Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки?

Дети: по размеру, форме, расположению, окраске.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны цветы?

Дети: Для красоты, любоваться.

Воспитатель: Где растут садовые цветы?

Дети: Там, где их посадил человек, в клумбах.

Воспитатель: Назовите садовые цветы.

( на экране картинки-подсказки садовых цветов)

Дети: Лилия, нарцисс, ирис, ромашка, бархатцы и т.д.

Воспитатель : А где растут цветы полевые, лесные?

Д ети: В поле, в лесу.

Воспитатель: Назовите полевые, лесные цветы?

Дети: Одуванчик, тысячелистник, ландыш, мать-и мачеха и т.д.

Воспитатель: Кто ухаживает за цветами в саду?

Дети: Мама. Бабушка. Родители. Садовник.

Воспитатель: Чем садовые цветы отличаются от луговых и полевых?

Дети: Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.

Воспитатель: Какую пользу приносят цветы?

Дети: Некоторые цветы лечат, из них делают лекарства. Цветами украшают люди свое жилище, дарят их друг другу на праздники. Некоторые животные питаются ими, например, корова или коза.

Воспитатель: А у нас в группе растут садовые или полевые цветы?

Дети: В группе растут комнатные цветы.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Комнатные цветы это цветы, которые растут в помещении.

Воспитатель: Как вы ухаживаете за комнатными цветами?

Дети: Мы помогаем маме и воспитателям поливать цветы, вытирать пыль с листочков, обрывать засохшие листья.

Воспитатель: Молодцы! Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется “Забывчивый покупатель”

3. Игра "Забывчивый покупатель"

Воспитатель: Правила этой игры просты. Покупателю нужно купить цветок, но он забыл его название. Он описывает этот цветок, а тот, кто продавец должен догадаться по описанию и отгадать этот цветок. Все вместе проверяем.

Дети: Я хочу купить цветок, но забыл его название. Он растёт в саду, на стебле есть шипы, бывает красной, белой, жёлтой. (Роза)

В вашем магазине я хочу купить один цветок, но забыл его название. Это полевой цветок голубого цвета, его форма похожа на колокол. (Колокольчик). И т.д.

Воспитатель берёт в руки мяч и предлагает детям выйти на ковёр и встать в круг.

Воспитатель: Цветки бывают большие, а бывают……маленькие.

Воспитатель: Цветы можно рвать, а можно….. сажать.

Воспитатель: Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть..…короткие.

Воспитатель:. Цветы можно уничтожать, а можно…… беречь.

Вместе по лугу идём, Ходьба на месте.

спешим, не отстаём. Потягивание-руки в стороны.

Вот выходим мы на луг Наклониться и коснуться левой

ступни правой рукой,

Тысяча цветов вокруг! потом наоборот - правой ступни

Вот ромашка, василёк, левой рукой.

направо и налево. Повороты вправо-влево.

Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоны вперед: сначала к правой

до носочков. ноге, затем к левой.

Раз – цветок, два – цветок.

потом сплети венок. Руки поднять над головой, а затем

Опустить до уровня головы –

Ходьба на месте.

мы идём по лесу. Потягивания – руки в стороны.

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора, дружок,

присядем на пенёк. Дети садятся на места.

6. Дидактическая игра "Четвертый лишний"

7. Знакомство с “Красной книгой”

Воспитатель: Ребята, но многие знакомые вам цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга?

Дети: Красная книга это книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.

Воспитатель: Почему она именно красного цвета?

Дети: Красный цвет это символ запрета!

Воспитатель: Давайте назовём эти цветы.

( На экране презентация цветов, которые занесены в Красную книгу.)

Воспитатель: Что нужно делать людям, чтобы редкие цветы и растения не исчезали с нашей Земли?

Дети: Не рвать, уничтожать цветы, а бережно относиться к природе.

8. Итог занятия:

Воспитатель: Конечно же, полевые и луговые цветы нужно беречь. Вы уже знаете, что многие полевые цветы занесены в Красную книгу. Лучше любоваться полевыми цветами, рисовать их или фотографировать их, потому что сорванный цветок живёт недолго. Пусть он растёт, чтобы им могли любоваться все!

Цель: закрепить представлений детей о цветах, названии цветов, местах произрастания, лекарственных свойствах.

- закрепить представление о строении цветка; о размножении цветов; о местах их произрастания;

- вспомнить лекарственные цветы.

- развивать познавательный интерес.

- закреплять умение изображать цветы простым карандашом, а после раскрашивать цветными карандашами, или фломастерами.

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: ответы на вопросы, игры с дидактическим материалом, отгадывание загадок; рисование.

Оборудование и средства: конверт; фотография куклы (ее силуэт); кукла; обруч украшенный искусственными цветами; изображение мест произрастания цветов; карточки с цветами; альбомный лист А4, простые, цветные карандаши, фломастеры.

Методические приё мы: создание игровой ситуации, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, ребята! А вы любите цветы?

(Стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с коробкой в руках)

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам группу пришла посылка. Вам интересно, что находиться в этом коробке?

Ответы детей: Да, очень интересно.

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Открывает коробку, достает плоское изображение куклы и письмо) Какая красавица! Что бы это могло значить? Тут письмо, прочитаем?

Дети: Конечно, да. Читайте.

Воспитатель: (прикрепляя изображение куклы на доску) Тогда слушайте.

- Вот такое письмо… Ну, что, ребята, поможем Наташеньке?

Ответы детей: Да, ей надо помочь.

Воспитатель: Конечно, топтать, срывать цветы и другие растения это очень плохо! Но, я думаю, что помочь кукле надо. Посмотрите, видно что Наташа уже наказана за свои поступки и поняла, что губить природу вокруг себя нельзя. (заглядывает в коробку достает еще один лист бумаги, показывает его детям и читает)

Воспитатель: Ребята, вы готовы спасти Наташу и выполнить задания?

Ответы детей: Да, конечно.

Воспитатель: Хорошо, тогда начнем. И нас ждет с вами дорога в цветочный город. Давайте закроем глаза, и покружимся вокруг себя три раза. А теперь открываем глаза. Что тут у нас, вот смотрите тут цветочные ворота, они помогут нам попасть в этот цветочный город. И так вперед!

(Дети проходят парами сквозь обруч большой, опутанный искусственными цветами)

Воспитатель: И так задание первое.

1. Давайте посмотрим на картинки и вспомним названия этих цветов. (На доске висят фотографии с изображением цветов. Дети с места по порядку называют изображенные на ней цветы).

Воспитатель: Молодцы. А теперь второе задание – самое трудное, нам его приготовил волшебник цветочного города.

2. Что вы знаете о цветах.

1. Найди среди этих цветов колокольчик? Слайд 1.

2. Какой из этих цветов имеет на стебле острые шипы? Слайд 2. (Роза)

3. Что из этого не может быть частью цветка? Слайд 3. (Ствол)

4. Какой цветок всё время пoворачивается к солнцу? Слайд 4.(Подсолнух).

5. Какой цветок помогает при ангине? Слайд 5. (Ромашка)

6. Какой из этих цветков не относиться к садовым? Слайд 6 (Клевер)

7. Какой цветок распускается жёлтым, а потом белеет? Слайд 7. (Одуванчик)

8. Какой из этих цветков лечит кашель? Слайд 8 (Мать-и-мачеха)

9. Какой из этих цветков опасен для здоровья? Слайд 9 (Лютик)

10. Какой из этих цветков занесён в Красную книгу? Слайд 10 (Ландыш)

11. Назови части растения? Слайд 11 (корни, стебель, цветок, листья)

12. Какие насекомые опыляют цветы? Слайд 12 (пчёлы, бабочки,осы)

13. Как распространяются семена цветов? Слайд 12 (С помощью ветра)

15. Какой секрет у этих цветов? Слайд 15 (Они закрывают лепестки с заходом солнца, а с восходом раскрывают; ложатся спать вместе с солнышком).

Воспитатель: Поздравляю, и тут вы справились с заданием! А теперь,третье задание!

На магнитной доске прикреплены картинки с изображением луга, озера, сада, в конвертах находятся изображения цветов. Дети по одному достают из конверта картинку, называют цветок, крепят с помощью магнитов его к той картинке, где он растёт.

Воспитатель: Итак, ещё одно задание выполнено.

Ребята, вы любите загадки?

Ответы детей :Да

Воспитатель: Послушайте и попробуйте отгадать загадки о цветах.

На проталинках лесных

Видим цветики весны :

Первые. (подснежники).

В палисадниках растут разноцветные,

Летом были бы они незаметными,

А весною так желанны

Нам нарциссы и. (тюльпаны).

Под забором, у калитки,

Вот, смотри и не дыши:

Как горошины на нитке

Беленькие. (ландыши).

Он спешит весне навстречу,

Я везде его замечу:

Носит. (одуванчик).

Их укроет от мороза

В своих веточках…

Он — Цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали! И так у нас осталось ещё одно задание. А его чтобы выполнить, нужно бы нам немного подзарядиться. Поэтому давайте немного поиграем.

(Дети встают в круг вокруг воспитателя)

Жу-жу-жу – жужжит пчела, -

Я лечу из далека.

(Дети расставляют руки в стороны, ритмично помахивают руками.)

Зу-зу-зу – комар пищит,

Укусить скорей спешит.

(Указательные пальцы выставляют вперёд, остальные поджимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперёд.)

Уф-уф-уф, как паровоз,

Шмель пыхтит, пыльцу повёз.

(Ритмично притопывают ногами.)

Жук гудит :гу-жу,гу-жу.

Я любого разбужу.

(Делают ритмичные хлопки)

Воспитатель: Отдохнули? Сил набрались? А теперь ещё одно задание.

5. Задача: Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Воспитатель: Ребята, сколько цветов в букете?

Ответ детей: 7 цветов.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, мои друзья, я приглашаю Вас занять свои места за столами!

(На столах перед ними альбомный лист простые, цветные карандаши,фломастеры (на выбор)

(Пока дети садятся, воспитатель незаметно для детей выносит настоящую большую куклу).

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Какая стала Наташа. Значит, мы смогли снять с нее заклинание! Вы все такие замечательные, умные, любознательные! Здорово и легко справлялись со всеми заданиями! А давайте нашей кукле нарисуем и подарим цветы, те которые вам больше всего нравятся.

Дети рисуют цветы.

Воспитатель: Я смотрю, вы уже закончили свою работу. Вывешивайте их на доску.

(Анализ выполненного задания).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

Ответы детей: Да, очень.

Воспитатель: А что вам больше запомнилось?

Ответы детей: Выполнять задание, кукла Наташа, цветочный город и т. д.

Воспитатель: Вы сегодня меня очень порадовали своими знаниями! Вы все такие молодцы, спасибо вам большое за занятие. Давайте друг другу улыбнёмся и похлопаем!

Программное содержание.

1. Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов.

2. Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания.

3. Продолжать учить детей работать в парах, малых подгруппах.

4. Продолжать учить детей внимательно дослушивать задание до конца, отвечать на вопрос, давая полный ответ.

5. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

6. Развивать внимание, память, логическое мышление.

1. Организационный момент

В. Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки;
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом опять пойдём.

2. Беседа по теме

В. На полянку вышли, сели. Слышите, какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Я загадываю детям загадку.

Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают. (Цветы)

В. Ребята, для чего нужны цветы?

Д. Для красоты, любоваться.

В. Где растут садовые цветы?

Д. В саду, на клумбах.

В. Назовите садовые цветы.

Д. Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.

В. Где растут полевые, лесные цветы?

Д. В поле, в лесу.

В. Назовите полевые, лесные цветы.

Д. Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.

В. Кто ухаживает за цветами в саду?

В. Чем садовые цветы отличаются от полевых?

Д. Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.

В. Какую пользу приносят цветы?

Д. Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.

В. Какие вы знаете первоцветы, которые “торопятся” расцвести ранней весной?

Д. Подснежник, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка.

В. Почему они появляются первыми?

Д. Потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья не покрылись листвой.

В. А какой полевой цветок любит расти в хлебном поле?

В. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы?

Д. В группе растут комнатные цветы.

В. Почему они так называются?

Д. Комнатные цветы это цветы, которые растут в помещении.

В. Как вы ухаживаете за комнатными цветами?

Д. Поливаем, рыхлим землю, вытираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.

В. Молодцы. А сейчас поиграем в игру, которая называется “Назови части цветка”

3. Игра “Назови части цветка”

В. Самая главная часть цветка?

Д. Корень. Он добывает из почвы воду и минеральные вещества.

Выкладываю прозрачную плёнку с частями цветка.

В. Что следует после корня?

Д. Стебель. По стеблю вещества поднимаются вверх к листьям.

В. После стебля идут…?

Д. Листья. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста.

В. После листьев идет…?

Д. Бутон. Бутон это нераскрывшийся цветок.

В. Какой цветок изображён?

В. Это садовый или полевой цветок?

Д. Садовый и полевой.

В. Молодцы. Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется “Забывчивый покупатель”

4. Игра “Забывчивый покупатель”

В. Напоминаю вам правила игры. Покупателю необходимо купить цветок, но он забыл его название. Он описывает этот цветок, а продавец должен догадаться по описанию и показать картинку. Все вместе проверяем.

Д. Я хочу купить цветок, но забыл его название. Он растёт в саду, на стебле есть шипы, бывает красной, белой, жёлтой. (Роза)

В вашем магазине я хочу купить один цветок, но забыл его название. Это полевой цветок голубого цвета, его форма похожа на колокол. (Колокольчик). И т.д.

5. Игра “Посади цветы”

В. Ребята, кто-нибудь из вас высаживал цветы?

Делю детей на две подгруппы.

1 команда сажает садовые цветы в клумбу;

2 команда сажает полевые цветы на полянку.

Проверяем, правильно ли команды справились с заданием.

6. Игра “Отгадай поговорку”

Делю детей на две команды.

В. Из разрезных карточек вам надо собрать одну поговорку, прочитать её и объяснить, почему так говорят.

Проверяем, правильно ли команды справились с заданием.

7. Презентация “Красная книга”

В. Ребята, но многие знакомые вам цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга?

Д. Красная книга это книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.

В. Почему она именно красного цвета?

Д. Красный цвет это символ запрета!

В. Давайте назовём эти цветы.

Подвожу детей к монитору и показываю на компьютере цветы, которые занесены в Красную книгу.

В. Что нужно делать людям, чтобы редкие цветы и растения не исчезали с нашей Земли?

Д. Не рвать, уничтожать цветы, а бережно относиться к природе. В лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от втаптывания.

Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям, а так же родителям по экологическому воспитанию


Цель: показать красоту и значимость полевых цветов
Задачи:
познакомить детей с полевыми цветами
развивать интерес к полевым цветам
развивать любознательность, внимание, память
воспитывать бережное отношение к растительному миру



Полевые цветы, которые сама природа собрала в причудливые и прекрасные букеты.




Милая простота и, в тоже время, изысканность, нежность. Естественная и неповторимая и неподражаемая красота. Вероятно, именно это вызывает восхищение у настоящих ценителей красоты. А ведь многие из них, кроме того, что они красивые еще и имеют интересные факты и легенды, а главное обладают лечебными свойствами.



Польза, применение
Ромашка аптечная — идеальное растение для оформления цветника с полевыми цветами.
С древних времен лекари использовали ее в различных целях. Вымытые в отваре ромашки волосы приобретают золотистый оттенок, становятся здоровыми и блестящи¬ми. Для лекарственных целей используют цветочные корзинки ромашки аптечной. Цветки срываются или срезаются с растения. Чтобы не ошибиться и собрать соцветия именно ромашки аптечной, цветок разрезают и рассматривают, как оно выглядит внутри. У лечебной ромашки под трубчатыми желтыми цветками соцветие полое, тогда как у всех остальных видов заполненное тканью.
Водный настой травы принимают внутрь при простудных заболеваниях, гриппе, болях в мышцах, кашле и как наружное средство в виде припарок при заболеваниях кожи.
Как косметическое средство аптечная ромашка входит в состав лосьонов, шампуней.

КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ


Это интересно
Клевер не может существовать без шмелей. Есть легенда о том, как некое божество разгневалось на клевер и запретило пчелам опылять его. Плохо пришлось бы клеверу, не будь отважных шмелей. Шмели не испугались угроз и по-прежнему прилетали к клеверу за нектаром, а заодно и опыляли его. Пчелам стало обидно, и они рискнули нарушить запрет. Но божество было упрямо, и старания пчел, ни к чему не приводили. Посещаемый пчелами клевер семян не давал. Теперь мы знаем, почему это происходило. Первые цветки клевера имеют очень глубокие чашечки, а у пчел недостаточно длинный хоботок. Вторые — мельче, пчелы их посещают и даже опыляют при этом. Но вторые не успевают дать семена. У шмелей хоботки длинные. Эти насекомые прекрасно обслуживают первые цветки клевера. Таким образом, без шмелей клевер не даст семена.

ВАСИЛЕК


Польза, применение
Василек — лекарственное растение. В народной медицине применяют отвар цветков василька (иногда в смеси с другими целебными растениями) при различных заболеваниях глаз и даже просто для снятия усталости. Примочки из отвара василька используют при кожных заболеваниях. Отвары и настои внутрь применяют с осторожностью, поскольку цветки синего василька слабо ядовиты. Василек прекрасный медонос. Его мед зеленовато-желтого цвета, с приятным миндальным запахом и горьковатым привкусом. Васильки одни из самых красивых растений, украшающих цветники весь теплый сезон.

КОЛОКОЛЬЧИК


МАТЬ-И-МАЧЕХА


Польза, применение
Мать-и-мачеха — старое лекарственное растение, известное с незапамятных времён. Еще древнегреческие врачи с успехом использовали цветки и листья растения для лечения многих заболеваний. Мать-и-мачеха прекрасно помогает при лечении сильного кашля. Сок свежих листьев полезен как витаминное средство весной, он помогает при насморке. Отвар улучшает аппетит, а кашицей из листьев лечат мозоли и раны. Прикладыванием листьев к деснам излечивают болезненную опухоль после удаления зуба. При головных болях свежие листья прикладывают к голове гладкой стороной. Используется это растение и для приготовления кремов и лосьонов для особо чувствительной кожи. Добавляют его в лечебные средства от морщин. Мать-и-мачеха благоприятно действует на волосы, замедляя процесс их выпадения, применяется в шампунях и бальзамах для волос. Молодые листья используют в пищу, как шпинат, в отваренном виде. Впрок маринуют и едят с простоквашей. Сушеные листья добавляют в чайные смеси. Корни мать-и-мачехи тоже съедобны.

МАК


Польза, применение
Нежный однолетний мак чудесно смотрится в тех уголках сада, которым хочется придать больше естественности и непринужденности. После окончания цветения на месте роскошного цветка остается сухая коробочка, в которой ждут своего часа тысячи крохотных семян. Ценность их не только в будущих великолепных цветках, но и в удивительных лечебных свойствах, которые издревле использовали для приготовления успокоительных, снотворных препаратов. Кроме того, семена мака широко используются в кулинарии в качестве начинок для пирогов и рулетов. Семена обладают приятным вкусом и запахом.

НЕЗАБУДКА


Польза, применение
Незабудку с древних времен использовали в народной медицине. Настой травы незабудки полевой и других видов незабудок применяют при заболеваниях легких. Крепкий отвар употребляют для ванн при заболеваниях кожи. Незабудки незаменимы для оформления цветников и балконов ранней весной. Незабудка болотная может сильно разрастаться и укореняться во влажной почве мелко¬водья. Незабудка альпийская высаживается в цветниках, где происходит цветение разных сортов в течение сезона. Незабудка в сочетании с тюльпанами, нарциссами — самые распространенные весенние цветники во многих странах Европы. Растение хорошо смотрится в бордюрах, на клумбе, в горшке или балконном ящике. Красивее всего их нежные цветки выглядят, когда их много. Незабудку используют и для букетов, при этом не срезают отдельные цветочки, а выкапывают весь кустик. Для такого букета нужно лишь отмыть корни от земли. Поставленный в воду, в красивую керамическую (или другую непрозрачную) вазу, кустик незабудки будет украшать ваш дом почти две недели.

Читайте также: