Употребление форм имен прилагательных в речи конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: показать роль имен прилагательных в речи.

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока

Учитель: "Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении", - подметил В.В.Виноградов, замечательный русский лингвист, создатель науки о языке художественной литературы.

Вопрос: Что это за часть речи?

Ответ: Имя прилагательное.

Учитель: Несомненно, имена прилагательные помогают представить предмет ярко,

красочно, точно. "Прилагательное - прозрачный плащ, окутывающий существительное, расцвечивающий глазурью", - вот как об этой части речи говорил Шарль Бодлер, французский поэт.

Тема нашего урока: "Употребление имен прилагательных в речи".

3. Работа с учебником

Задание: Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова "Воздух живительный, воздух смолистый :". [1] упр. 238 (с. 107).

Вопросы: Какая картина возникает в вашем воображении?

Какими чувствами переполнен автор, о чем он нам хочет сказать?

Какие слова помогают описать пейзаж, настроение?

Воздух живительный, смолистый

Свет упоительный, чистый

Простор суровый и нежный

Словно в дивном краю

Вопрос: В прямом или переносном значении они употреблены?

Ответ: В переносном.

Вопрос: Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

  • эпитеты (яркое, образное определение предмета, слова с эмоциональной оценкой);
  • сравнения (уподобление одного предмета другому в соответствии с авторской фантазией);
  • прилагательные-антонимы (слова с противоположным значением).

Учитель: Все эти художественные средства придают речи выразительность, образность, яркость.

Задание: Спишите, выполните задания по орфографии.

Сегодня закрепляем правописание безударной гласной корня.

4. Повторение видов эпитетов

Учитель: Давайте вспомним замечательные русские народные сказки (учитель называет существительное, учащиеся должны вспомнить устойчивое сказочное выражение):

что ни девица - красна (красавица)

конь - ретивый, удалой, вороной

степи - вольные, широкие, раздольные

И представляем мы себе: выступает красна девица, словно пава; выезжает добрый молодец на своем удалом коне в степь широкую, а в руке у него меч булатный.

Все эти эпитеты называются постоянными, тянется такой эпитет за существительным, как нитка за иголкой, даже туда, где, казалось, он неуместен.

Есть еще эпитеты авторские, индивидуальные, вызывающие особые смысловые ассоциации:

ветер - мокрогубый (М. Шолохов)

тяжелозмейные волосы (А. Блок)

Учитель: Подумайте, какими вы себе представляете этот ветер, эти волосы?

Ответы: ветер влажный, сырой; волосы густые, длинные, заплетенные в тяжелые косы.

Задание на доске: Подберите синонимы:

Написано на доске Возможные варианты
бархатная ночь (В. Брюсов) темная, безветренная
бархатный снег (И. Бунин) пушистый
бархатный звон (А.Чехов) приятный, мелодичный
бархатный песок (М. Горький) мягкий, теплый
бархатное слово (И. Гончаров) доброе, ласковое

Учитель: Какова же роль прилагательных в нашей речи, в лирический произведениях великих мастеров русского слова? Прилагательные "озаряют" предметы, их называют "живописующей" частью речи. С одной стороны, прилагательные конкретизируют предмет (дом - кирпичный, пятиэтажный, старый), с другой - "расцвечивают" предмет, с третьей - с помощью прилагательных показывается отношение говорящего к предмету.

5. Работа в группах

Класс делится на шесть групп, группы получают задание.

Задание: "Подбери эпитеты. Попробуй "озарить" существительное":

(Учащиеся получают листы бумаги с записанным именем существительным. Они должны за 5 минут вспомнить и написать подходящие по смыслу имена прилагательные. Затем один представитель от каждой группы зачитывает слова, в классе разбираются наиболее интересные, необычные имена прилагательные, способные "озарить" существительное).

Существительное Возможные варианты
1. СЕРДЦЕ человеческое, здоровое, доброе, золотое, каменное, отзывчивое
2. РУКИ умелые, трудолюбивые, дырявые, золотые, грязные, мамины
3. ВЕТЕР холодный, теплый, ласковый, северный, буйный, злой, встречный, крылатый, неугомонный, резвый
4. ПОДРОСТКИ вежливые, трудные, заботливые, упрямые, знающие, умелые, капризные, энергичные, тихие, шумные
5. ЗИМА снежная, белая, вьюжная, метелистая, морозная, сердитая, косматая, пуховая, хрустальная
6. ЛИЦО вежливое, сияющее, царственное, честное, ясное, жалкое, задумчивое, взволнованное, встревоженное, брезгливое, тусклое, нервное, оскорбленное, улыбчивое, радостное, просветленное

6. Закрепление ранее изученного. Работа с учебником

Задание: Прочитайте выразительно стихотворение В.Выркина "Ищу слова" [1] упр. 237 (с.107)

Вопросы: Какова основная мысль стихотворения? Почему в этом стихотворении много прилагательных?

Учитель: "Словарь эпитетов литературного языка" предлагает нам разнообразные эпитеты ко многим существительным, так к слову "море" - 138 прилагательных, к слову "музыка" - 280 прилагательных, больше всего прилагательных, которые помогают описать лицо и глаза человека.

(Класс выполняет задания к упражнению, позволяющие повторить темы "Морфемика" и "Словообразование").

7. Творческая работа "Дополни предложения"

Каждый ученик получает лист с набранным текстом, состоящим из 6 предложений.

Задание: Дополнить предложения подходящими именами прилагательными, которые можно взять из справочного материала.

"Идет дождь. Пасмурно. Небо затянуло тучами. Вдруг сверкнула молния. Загремел гром. Началась гроза".

ДОЖДЬ - бесконечный, затяжной, моросящий, тоскливый, однообразный, унылый:

ТУЧА - нависшая, иссиня-черная, свинцовая, тяжелая, грозная, мрачная:

МОЛНИЯ - багровая, золотистая, ослепительная, яркая:

НЕБО - безбрежное, бесконечное, грозовое, лучезарная, пепельное, свинцовое, сизо-черное, усталое, неохватное:

ГРОМ - отдаленный, раскатистый, веселый, гулкий, далекий, страшный:

ГРОЗА - освежающая, буйная, жуткая, яростная, весенняя:

Учащиеся работают индивидуально, результаты сдают учителю. На уроке можно прочитать и обсудить 1-2 работы.

Результат выполнения творческого задания учащимися 6 класса, по которым состоялось обсуждение на уроке

Идет бесконечный, унылый, моросящий дождь. Пасмурно. Усталое небо затянуло тяжелыми свинцовыми тучами. Вдруг сверкнула ослепительная молния. Загремел раскатистый гром. Началась жуткая гроза.

Идет неторопливый дождь. Пасмурно. Безбрежное небо затянуло нависшими тучами. Вдруг сверкнула золотистая молния. Загремел раскатистый гром. Началась освежающая весенняя гроза.

Вопрос: Какая часть речи помогла сделать текст ярким и выразительным?

8. Подведение итогов урока

Вопрос: Какая же роль имен прилагательных в нашей речи?

Учитель: Имена прилагательные придают речи образность, точность, меткость, выразительность, живописуют слова. Речь становится нарядной, изысканной, неповторимой.

Искусству красивой русской речи учат нас писатели и поэты.

Домашнее задание

Учитель: Упр. 241, 242 (с. 109). При выполнении задания воспользуйтесь толковым словарем для уточнения лексического значения слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вавожская средняя общеобразовательная школа

/Урок русского языка в 6 классе /

Учитель русского языка и литературы: Сулимова Е.Н.

Тип урока: урок изучения нового материала

формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.

Обучающие задачи:

рассмотреть роль прилагательных в речи;

повторить правописание имён прилагательных.

Развивающие задачи:

развивать наблюдательность, умение выразительно читать текст;

формировать умение употреблять имена прилагательные в речи.

Воспитывающая задача:

формировать познавательную активность;

формировать умение работать в паре.

- средства программного обеспечения интерактивной доски: запись текстов.

технология проблемного обучения;

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование:

учебник русского языка для 6 класса (под ред. М.М.Разумовской);

раздаточный материал (листы с заданиями).

Оформление: презентация к уроку в программе Power Point.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Постановка целей и задач урока

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

Учащиеся оформляют записи в тетрадях.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним, что такое прилагательное и его правописание, рассмотрим роль имён прилагательных в речи.

III . Повторение изученного материала

3.1. Тест.

Учитель: Вначале проверим ваши знания. У вас на партах лежат листы розового цвета с тестовыми заданиями. На этих листках вверху посередине напишите свои фамилии.

Вам предложено 5 заданий. К каждому заданию даны 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Букву этого ответа обведите в кружок. На выполнение задания – 1 мин.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно.

1. Прилагательное обозначает:

б) признак предмета;

в) действие предмета.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) когда? как скоро?

3. Сложные имена прилагательные, которые образованы из словосочетаний, пишутся:

4. Укажите, в каком слове пишется одна буква Н:

5. Укажите слово с ошибкой:

Критерии оценивания:

При проверке учащиеся обращаются к слайдам презентации.

- Оцените ответы. Критерии оценивания у вас на листах. Поменяйтесь листами.

-Ребята, кто из вас желает, чтобы оценка за это задание была выставлена в журнал, передайте листы с последней парты на первую.

Учащиеся передают листы.

3.2. Орфографический анализ слов

Выполним еще одно упражнение на правописание прилагательных. Найдите задание № 1 на белых листах. Перед вами текст К.Г.Паустовского.

Выпишите из этого текста слова с пропущенными буквами, графически объясните их написание.

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Дли..ая дорога на озёра шла лесом, потом пошли сухие болота, которые заросли ни..кой берёзкой и красной брусникой. В..личавые сосны росли на песча..ых холмах. На одном из л..систых островов виднелись свежие лоси..ые следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. Огромное тихое солнце спускалось за океаны осе..их ягод.

Учитель: Проверим ваши ответы.

Учащийся, работающий у доски, объясняет орфограммф в словах.

IV . Объяснение нового материала.

4.1. Сравнительный анализ текстов

Учитель: Обратимся к заданию № 2. Перед вами два текста, с одним из которых мы сейчас работали, и этот же текст, но уже без имён прилагательных. Прочитайте тексты про себя и подготовьте выразительное чтение.

Дли..ая дорога на озёра шла лесом, потом пошли сухие болота, которые заросли ни..кой берёзкой и красной брусникой. В..личавые сосны росли на песча..ых холмах. На одном из л..систых островов виднелись свежие лоси..ые следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. Огромное тихое солнце спускалось за океаны осе..их ягод.

(По К.Паустовскому)

Дорога на озёра шла лесом, потом пошли болота, которые заросли берёзкой и брусникой. Сосны росли на холмах. На одном из островов виднелись следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с ягодами. Солнце спускалось за океаны ягод.

Учащиеся читают тексты про себя, готовят выразительное чтение.

Учитель: И так, прочитаем тексты вслух.

Учащиеся читают тексты вслух.

Учитель: Сравнив эти два текста, сделаем вывод: какую роль играют прилагательные в тексте?

Учащиеся: Делают текст ярче, образнее, выразительнее.

4.2. Учитель: Да, что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, дать ему характеристику. И, конечно, без прилагательных нам не обойтись.

Подробно о роли имён прилагательных в речи говорится в учебнике. Откройте учебники на странице 106. Прочитайте тексты под цифрами 3 и 4.

Учащиеся читают тексты упражнения.

Учитель: Давайте ещё раз сделаем вывод: какую же роль играют прилагательные в художественном тексте? (Помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора).

4.3. Посмотрите, как с помощью прилагательных подробно, ярко, выразительно описал дождь Олег Григорьев в своём стихотворении. Читаем текст.

Текст проецируется на экран. Учитель читает текст вслух.

Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
А ещё есть грозовой,
Радужный, полосовой.
Вот так много есть дождей
Для растений и людей.

Правда, необычное стихотворение? Оно состоит почти из одних прилагательных, которые помогают поэту образно представить дождь.

4.4. Физкультурная пауза

4.5. Конструирование предложений

Учитель: Ребята, наша речь станет ярче и красивее, если мы научимся пользоваться прилагательными. И сейчас мы выполним упражнения на употребление прилагательных.

Спишите этот текст, вставляя в предложения слова для справок. Согласуйте эти слова с именами существительными. При выполнении задания вы можете советоваться с соседом по парте, но шёпотом, чтобы другим не мешать. На выполнение задания – 10 минут.

Лес окутан _______ туманом. _______, ________ лучи солнца пробиваются сквозь туман и освещают верхушки ________ деревьев. _______ медведица вышла с тремя ________ медвежатами на прогулку.

Медведица зорко охраняет ________ игры своих медвежат. Никто не нарушает спокойствия этого ________ утра.

Слова для справок: осторожный, лёгкий, косолапый, ранний, золотой, дремучий, глухой, чудесный, яркий, весёлый, огромный.

Учитель: Проверьте свой текст. Если допустили ошибки, исправьте их.

Один ученик читает текст.

Учитель: Посмотрите насколько ярче, образнее и выразительнее получился новый текст благодаря именам прилагательным.

- А какое время года изображено на картине?

- Да, изображено лето. А у нас скоро наступит зима. Запишите в тетрадях имена прилагательные, характеризующие зиму. На выполнение задания – 1 мин.

Учащиеся записывают слова.

Учитель: Посчитайте количество имён прилагательных, которые вы записали.

Ученик, у которого записано больше всего слов, читает их, остальные внимательно слушают и записывают понравившиеся слова.

Учитель: А теперь составьте и запишите 4-5 предложений о зиме. Вы можете использовать данные имена прилагательные. На задание – 5 мин.

Учитель: Проверим вашу работу: прочитайте одно из своих предложений, назовите прилагательные.

Учащиеся читают предложения, называют прилагательные.

Учитель: Вы сейчас послушали предложения, и я думаю, вы увидели, что прилагательные, действительно, делают нашу речь богаче и содержательнее, и мы должны уметь употреблять их в устной и письменной речи.

Дома вы продолжите такую же работу.

III . Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание: составить 4-5 предложений с прилагательными по репродукции № 5 в учебнике. Те, кто пишет стихи, могут сочинить стихотворение о любом времени года, употребляя имена прилагательные.

V. Подведение итогов урока

Учитель: Подведём итоги урока по следующему плану: продолжите данные предложения.

Имя прилагательное отвечает на вопросы … (какой? чей?).

Обозначает . (признак предмета).

В речи связано с . (именем существительным).

Имена прилагательные используется для того, чтобы сделать нашу речь … (красивой, яркой, выразительной).

Приложение 1

Задание №1. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, графически объясните их написание.

Дли..ая дорога на озёра шла лесом, потом пошли сухие болота, которые заросли ни..кой берёзкой и красной брусникой. В..личавые сосны росли на песча..ых холмах. На одном из л..систых островов виднелись свежие лоси..ые следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. Огромное тихое солнце спускалось за океаны осе..их ягод.

(По К.Паустовскому)

Задание №2. Прочитайте тексты про себя и подготовьте выразительное чтение.

Дли..ая дорога на озёра шла лесом, потом пошли сухие болота, которые заросли ни..кой берёзкой и красной брусникой. В..личавые сосны росли на песча..ых холмах. На одном из л..систых островов виднелись свежие лоси..ые следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. Огромное тихое солнце спускалось за океаны осе..их ягод.

(По К.Паустовскому)

Дорога на озёра шла лесом, потом пошли болота, которые заросли берёзкой и брусникой. Сосны росли на холмах. На одном из островов виднелись следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с ягодами. Солнце спускалось за океаны ягод.

Задание №3. Спишите текст, вставляя в предложения слова для справок, согласуя их с именами существительными.

Лес окутан _______ туманом. _______, _______ лучи солнца пробиваются сквозь туман и освещают верхушки ______ деревьев. _______ медведица вышла с тремя ______ медвежатами на прогулку.

Медведица зорко охраняет ______ игры своих медвежат. Никто не нарушает спокойствия этого ______ утра.

Слова для справок: осторожный, лёгкий, косолапый, ранний, золотой, дремучий, глухой, чудесный, яркий, весёлый, огромный.

Цель урока : познакомить с ролью имен прилагательных в речи.

1. учить выявлять признаки имен прилагательных;

2. учить определять лексическое значение имен прилагательных;

3. учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные

Планируемые результаты :

Предметные результаты:

Формирование умения выделять признаки имени прилагательного, как части речи.

Формирование умения распознавать имена прилагательные в тексте и в речи.

Формирование умения искать имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

Изучение нового словарного слова: приветливо.

Регулятивные : рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановке учебной задачи урока; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанного словарного слова и домашнего задания; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях-ловушках; рефлексивно-оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы .

Личностные: развитие действия смыслообразования на этапе постановки учебной задачи, на этапе осознания детьми важности употребления имен прилагательных в русской речи, в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы .

Познавательные: развитие логических действий: анализ (при изучении учебной проблемы, работе с лингвистическими примерами), сравнение (при работе с информацией в учебнике), обобщение (при составлении вывода). Развитие информационных действий в процессе работы с правилом в учебнике, выяснения задания упражнений.

Коммуникативные: обоснование точки зрения по поводу сущности проблемы, объяснение собственных и чужих ошибок при определении имен прилагательных, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока; развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания).

Развитие связной речи в процессе составления предложения с изученными словарными словами.

Воспитательные : воспитывать культуру поведения на уроке; аккуратность при работе на доске и в тетради.

1. Организационный этап

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

– Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Покажите мне! Молодцы.

– Тогда будем внимательно слушать друг друга и дружно работать.

2. Актуализация знаний.

– Начнем урок с чистописания, чтобы приготовиться к правильному и красивому письму в тетрадях.

– Я проверяла ваши работы и заметила ошибки в соединениях букв. Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?

-Верно, старайтесь не допускать такие ошибки. Посмотрите, как правильно писать эти соединения букв (учитель демонстрирует написание буквы с комментированием).

– Давайте вспомним правила посадки при письме. ( дети называют и приготавливаются к письму )

– Пропишем соединения букв до середины строки. ( контроль написанного ) подчеркните те соединения букв, которые получились у вас лучше остальных. Допишите соединения букв до конца строки.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочитайте предложение, которое написано на доске:

– Давайте дадим характеристику этому предложению.

– Простое или сложное? (Простое, так как одна грамматическая основа)

– Какое это предложения по цели высказывания? (Повествовательное).

– Какое это предложения по интонации? (Невосклицательное).

– Распространённое или нераспространённое? (Нераспространённое).

– Слова, какой части речи помогли бы нам сделать предложение распространённыме? (Прилагательные)

– Давайте добавим в это предложение подходящие по смыслу имена прилагательные. Какое предложение получились? (варианты ответа детей)

СВЕТИТ ЯРКОЕ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ.

– Запишите составленное предложение в тетрадь. Разберите по членам.

СВЕТИТ ЯРКОЕ ВЕСЕННЕЕ СОЛНЦЕ . ( Прост., распр., повеств., невоскл.)

СОЛНЦЕ (КАКОЕ?) ВЕСЕННЕЕ

СОЛНЦЕ (КАКОЕ?) ЯРКОЕ

1) Целеполагание

– Ребята, сравните эти два предложения и скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

– Предположите, о чём мы будем работать на уроке? (Ответы детей)

– Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с именем прилагательным и его ролью в речи)

– Какие задачи мы должны сегодня решить на уроке? (учащиеся высказывают предположения, а учитель дополняет).

– Мы должны повторить признаки прилагательного как части речи и выяснить их значение в речи.

– Правильно, а также будем учиться распознавать имена прилагательные.

– Все ваши знания об имени прилагательном мы будем заносить в уже знакомый нам кластер.

Он постепенно будет заполняться вами по ходу урока.

4. Первичное усвоение новых знаний. Работа по учебнику. Выполнение упр.109 на с.64

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Сначала учащиеся самостоятельно читают это стихотворение, затем выразительно читает учитель.

– В какое время года и какой вы представили березу? ( В этом стихотворении С.Есенин описывает березу ранним летним утром , т.к. березка стоит еще сонная , после сна у нее растрепались косы, и роса еще не сошла.)

– Верно. Какое настроение и чувства у вас вызвало это стихотворение?

– Чувство спокойствия, умиротворения, тишины.

– Какими словами все это передано? ( С онные березки, зеленые сережки, шелковые косы, серебряные росы.

– Если мы уберем имена прилагательные из стихотворения, что получится?

– Стихотворение получилось не яркое, не выразительное. Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? (Делают речь более полной, точной, яркой, выразительной.)

– Какими поэт изображает березки? ( Сонными )

– Какое слово помогло определить нам, что это лето? ( Сережки зеленые .)

– Каким словом поэт описывает росу? ( Серебряные )

– Какой вывод можно сделать, что обозначают данные слова? (Данные слова обозначают признаки предметов)

В кластере появляется первый признак имени прилагательных – обозначает признак предмета.

– А вы знаете почему имена прилагательные получили такое название? (Ответы детей) Всё потому что, они к чему-то прилагаются.

– Это какие части речи? ( Это имена существительные.)

– Какой вывод вы можете сделать? ( В предложении имена прилагательные всегда связаны с именами существительными .)

В кластере появляется второй признак имени прилагательных – связано с именем существительным.

– Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

– Как можно установить связь слов друг с другом? ( Нужно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному: березки ( какие?) сонные, косы ( какие?) шелковые, сережки ( какие ?) зеленые, росы ( какие?) серебряные.)

– Хорошо, а только на данные вопросы могут отвечать имена прилагательные? Приведите свои примеры. (Дети приводят примеры. Например: весна (какая?) ранняя, день (какой?) солнечный, ребята (какие?) веселые, солнце (какое?) жаркое.)

В кластере появляется третий признак имени прилагательных – отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

– Имена прилагательные, как и имена существительные, объединяют в разные группы по значению.

Работа в парах. (СЛАЙД 3 и СЛАЙД 4)

– Попробуйте сами объединить данные имена прилагательные в группы:

Большой, синий, старый, горячий, горький, кислый, морозный, маленький, желтый, молодой.

( На каждую парту раздаются данные слова, учащиеся самостоятельно объединяют их в группы)

П роверка на доске:

Размер: большой, маленький.

Цвет: желтый, синий.

Возраст: старый, молодой.

Вкус: кислый, горький.

Температура: горячий, морозный.

Работа над формулировкой определения (СЛАЙД 5)

– Прочитайте определение на с.64 учебника.

– О каких словах идет речь в определении? ( Об именах прилагательных.)

– Что обозначает имя прилагательное? ( Обозначает признак предмета.)

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные. ( Отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и др.)

– С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? ( С именем существительным.)

– Почему имя прилагательное связано в предложении с именем существительным? (От имени существительного мы ставим вопрос к имени прилагательному)

– Давайте составим памятку, как правильно найти в предложении имя прилагательное.

Составление памятки.

1.Находим имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

2.Задаем вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. Подчеркиваем имя прилагательное волнистой линией или подписываем над словом прил.

Закрепить умение определять на слух имена прилагательные.

– Встать, если услышите имя прилагательное. Если слово другой части речи – присесть.

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть, летняя, веселый, веселье, снег, снежный, снеговик, снеговой, рыба, рыбачить, рыбный.

5. Первичная проверка понимания. Работа по учебнику. Выполнение упр.110 на с.64

– Молодцы. А теперь я предлагаю проверить, как вы уяснили тему нашего урока.

– Спишите, вставляя в предложения подходящие по смыслу слова. (3 ученика выполняют у доски с комментированием, остальные в тетради).

– К какой части речи относятся эти слова? ( Это имена прилагательные, т.к. отвечают на вопросы какой? какая? каким? какое? и обозначают признак предмета.)

– Как на письме это обозначим? (Подчеркиваем имя прилагательное волнистой линией или подписываем над словом прил .)

– Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте? ( Помогают более образно, выразительно описать внешний вид дикой утки.)

6. Работа со словом из словаря.

t1615299221af.jpg

– Посмотрите внимательно на доску. Кто изображен на иллюстрации? ( Мальчик.)

– А что делает мальчик? ( Он с кем – то здоровается .)

– Ребята, а как вы думаете, с каким настроением он здоровается, как он здоровается? ( У него веселое настроение. ) – А ещё можно сказать он здоровается приветливо.

– А как вы понимаете значение этого слова? По каким признакам можно понять, что мальчик здоровается приветливо? (Дети высказывают своё мнение, а учитель затем дополняет ответ учеников)

ПРИВЕТЛИВО – радушно, благожелательно относящийся к окружающим.

– Найдите ошибкоопасные места в этом слове. ( РАБОТАТЬ НА ДОСКЕ МАРКЕРОМ ставим ударение и обнаружили безударные гласные буквы, которые нельзя проверить).

– Можем ли мы проверить эти орфограммы? (Дети пробуют проверить орфограммы. Данные орфограммы не проверяются.)

– Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите это слово к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы, проверьте себя.

– Подумайте и скажите, какой частью речи оно является? (Ответы детей)

– Это наречие. Наречие – часть речи, которое обозначает признак действия . Отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Почему? Зачем?

– Образуйте имя прилагательное от наречия приветливо и запишите их в тетрадь. (Приветливый, приветливая, приветливое, приветливые.)

– Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать предмет по признакам? (показать картинки)

Хитрая, пушистая, рыжая, ловкая… (лиса)

Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)

Серый, хищный, жадный ---- (волк)

Полосатый, могучий, свирепый ---- (тигр)

Верная, ласковая, добрая ------- (собака)

– Вы сегодня много работали на уроке. Как вы думаете, мы достигли цели урока: узнали о роли имен прилагательных в нашей речи?

– Зачем нам в речи нужны имена прилагательные и можно ли обойтись без них? ( Имена прилагательные делают нашу речь более полной, точной, яркой, красочной, они описывают предмет всесторонне, помогают уточнить признаки предметов. Представить их в своём воображении.)

– Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям, а помогут вам это сделать сигнальные карточки.

– Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)

– Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (солнышко с тучкой)

– Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А.. Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.

Цели урока:.

  • Знать понятие нормы и виды норм в употреблении прилагательных;
  • Уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с нормами; редактировать текст в соответствии с языковыми нормами и строить собственное речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения.

Задачи:

-обучающие: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению роли имени прилагательного в речи.

-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

Тип урока усвоение новых знаний

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

Структура и ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Введение в тему.
  3. Актуализация новых знаний.
  4. Овладение новыми знаниями.
  • Исследование 1.
  • Исследование 2.
  1. Проверка полученных результатов. Коррекция.
  2. Физкультминутка.
  3. Заключительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексия.

I. Вступительное слово учителя

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока русского языка?

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её – народ.

И я в эту речь ныряю,

В которых поёт весна.

- Ребята, о чём стихотворение Николая Брауна?

- С чем сравнивает поэт русскую речь?

- Какие свойства русской речи вызывают восхищение поэта?

- О каких сокровищах говорит поэт?

Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

- Запишите эти слова в лабораторной карте.

- Стихи пишутся сердцем.

А всегда ли нам удаётся передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья и мимолётный бег мысли?

- Может быть, вы догадались, какая часть речи будет в центре нашего внимания на уроке? Сформулируйте тему урока

У нас в кабинете такой сквозняк! И ветер перемешал листочки с названием темы, помогите, пожалуйста, мне восстановить название темы урока.

Употребление имени прилагательного в речи.

II.Введение в тему

- Правильно. Запишите тему урока.

- Сегодня мы опять поработаем в лингвистической лаборатории. Если вы помните, в прошлый раз мы исследовали имя существительное как часть речи.

- Интересно, какие же секреты откроет нам имя прилагательное?

- Ребята, какие ошибки, к сожалению, ещё встречаются в вашей речи?

- А какие ошибки вы часто замечаете в речи окружающих?

- Когда грамматические нормы языка усвоены плохо, у человека появляются речевые ошибки. Такие ошибки мешают общению с другими людьми.

Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

- Давайте последовательно идти к достижению наших целей. Для этого нужно спланировать наш урок. (На доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

1.Повторение сведений об имени прилагательном.

- орфоэпические нормы имени прилагательного;

- грамматические нормы имени прилагательного.

3. Роль прилагательных в речи.

-Скажите, пожалуйста, как мы оформим основные теоретические сведения о прилагательном? (Можно в виде таблицы, опорной схемы )

III Актуализация знаний учащихся.

- Итак, мы решили, что сначала нам нужно вспомнить всё, что мы уже знаем об имени прилагательном. Прочитайте про себя ещё раз стихотворение С.Есенина и обсудите в парах, какие задания, связанные с именем прилагательным вы можете предложить вашим одноклассникам по этому тексту.

  1. Синтаксический разбор
  2. Морфологический разбор
  3. Морфемный разбор
  4. Фонетический разбор

- Какой цели вы достигли, выполнив это задание?

IV Овладение новыми знаниями.

Исследование 1 (орфоэпическое).

-Скажите, все слова, предложенные в задании, встречаются в весёлой песенке?

- Возникли ли у вас трудности, когда вы ставили ударения в кратких прилагательных?

- Может быть, проведём наше первое исследование?

В виде какой опорной записи можно оформить результаты первого исследования?

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

Исследование 2( грамматическое).

- А вы, ребята, как думаете?

- Согласитесь ли вы с таким написанием?

- Как учитель русского языка обозначит эту ошибку, какую помету он вынесет на полях?

- Какую тему не усвоил ученик на уроке русского языка?

Стр. учебника 242 (теоретич.материал)

Выполнение упражнения №95

-Поставьте себе оценку за это задание.

- Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

- Когда грамматические нормы языка усвоены плохо, у человека появляются речевые ошибки. Такие ошибки мешают общению с другими людьми.

V Физкультминутка.(Создание условий для психоэмоциональной разгрузки)

V Проверка полученных результатов. Коррекция. Пришла весна. Наступили первые по-настоящему солнечные и тёплые дни. Просыпается природа от тяжёлой зимней спячки: набухают почки на деревьях, пробивается молодая травка, расцветают подснежники, птицы поют свои весенние песенки, солнышко ласково улыбается. Недаром русские поэты и писатели так любили весну и прославляли её в своих произведениях. А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак писали о весне с восторгом и искренней радостью. Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, С.А. Аксаков, И.А. Бунин, Шмелёв, М.М. Пришвин, описывали весну в своих произведениях, восхищались и любовались ею.

VII Заключительный этап. Ощущение весны

Самосто­ятельная работа.

весна (волшебная, чарующая, светлая, нежная)

небо (ясное, голубое)

солнце (яркое, тёплое, весеннее)

деревья (нарядные, белоствольные берёзки, тонконогие осинки)

ручьи (быстрые, звонкие)

птицы (первые, перелётныё, хлопотливые)

капель (звонкая, весёлая, серебряная)

Проверка.

- Прощаясь с волшебной, чарующей, обворожительной, светлой, нежной весной послушаем ваши сочинения.

Итог урока.

- Что запомнилось на уроке? О чём хотели бы рассказать дома?

- Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

Что нам в этом помогло?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы узнали?

Кому было трудно и почему?

VIII Домашнее задание

Оценка содержания урока:

  • занимательно
  • интересно
  • познавательно
  • полезно

Оценка деятельности на уроке:

  • запутался
  • задумался
  • удивился
  • убедился
  • осознал
  • принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

  • тревожное
  • приподнятое
  • отличное

Предмет русский язык

Тема Употребление имён прилагательных в речи

Базовый учебник 5 класс Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А.. Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д.

Знать понятие нормы и виды норм в употреблении прилагательных;

Уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с нормами; редактировать текст в соответствии с языковыми нормами и строить собственное речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения.

-обучающие: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению роли имени прилагательного в речи.

-развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству

Тип урока усвоение новых знаний

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска Мiмiо, компьютер с выходом в интернет, проектор, экран

Читайте также: