Конспект занятия путешествие в осенний лес в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

- развивающие: продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать слуховое и зрительное внимание, связную речь, мышление, воображение, память;

- воспитательные: воспитывать такие нравственные качества как гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю; способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Словарная работа: золотая, ранняя, поздняя, осенний, осенняя, осеннее, листопад, озимь, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Алгоритм проведения

1.Организационный момент.

-Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Собрались ребята в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Мы улыбнёмся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Улыбнулись? Молодцы!

2. Беседа об осени.

- Ребята, посмотрите, что это?

-Это письмо от Лесовичка. Давайте мы его прочитаем.

- Ребята, а на чем можно путешествовать? (на поезде, на машине, на самолете и т.д.)

- Мы сегодня отправимся в путешествие с помощью волшебного зонта. Отправляемся в путь!

-1,2,3 Волшебный зонт нам дорогу покажи!

Звучит музыка осеннего леса.

- Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт. Что это за листья?

- В какое время года падают листья? (Осенью)

- Значит, мы с вами попали в осенний лес нашего родного края.

- Вот и сам Лесовичок нас встречает (слайд)

- Ребята, какая бывает осень? (ранняя, середина осени - золотая, поздняя)

- А сейчас у нас какая осень? (поздняя)

- Верно, сейчас у нас поздняя осень, зима к нам торопится, уже снег лежит, но в лесу у старичка - Лесовичка все еще золотая осень.

- А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Сейчас у нас какой месяц? (октябрь)

3. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, посмотрите, здесь какая-то корзина. Наверное, Лесовичок нам оставил его.

Здесь есть зеркала. Наверное, Лесовичок хочет проверить знаем ли мы упражнения для языка и губ.

4. Работа над чистоговоркой.

- А сейчас повторите за мной чистоговорки:

Ист-ист-ист – вот осенний лист (слайд)

Ес-ес-ес – вот у нас осенний лес (слайд)

Стой-стой – этот лес густой

5. Развитие физиологического дыхания.

Ши-ши-ши – свежим воздухом дыши

Шу-шу-шу – никуда я не спешу

- Ребята, мы справились с заданием Лесовичка, посмотрите, он нам улыбается (слайд)

- Здесь, ребята, какое-то письмо. Ой, да здесь не все понятно. Лесовичок заменил некоторые слова картинками и вам, ребята, придется догадаться, о чем там было написано. У меня есть такой чудесный проектор – я к нему приложу письмо и мы его увидим на большом экране. Что же тут интересно написано.

- Лесовичок доволен тем, что смогли прочитать это письмо (слайд)

7. Составление рассказа по мнемотаблице.

- Ребята, в корзине что-то еще есть. Но что вы узнаете, если отгадаете загадку:

Полежат – почернеют (Листья)

- Верно – это листья и в корзине лежат листья. Наверное, Лесовичок хочет, чтобы мы угадали с какого дерева листок.

-Какой это лист? (березовый, осиновый, дубовый, кленовый, рябиновый).

- Тут, ребята, еще какие-то картины (мнемотаблица). Сейчас я приложу эти картины к проектору, мы их рассмотрим и составим маленький рассказ об осени: Наступила осень. Солнце прячется за тучи. Часто идут дожди. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края.

- Старичок-Лесовичок доволен тем, как мы справились с заданием (слайд)

-А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)

- Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер- полетели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

Все листочки вверх поднял!

и на землю тихо сели…

- Сейчас вы его внимательно прослушайте и подумайте над вопросом:

- О чем это стихотворение?

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

- О чем это стихотворение? (об осени)

- А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала? (грустно, печально)

- А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки. Я буду читать стихотворение, а вы мне поможете подобрать картинки к каждой строчке (совместное составление мнемотаблицы).

- Повторите это слово (хором, по - одному). Молодцы!

- А сейчас я прочитаю стихотворение с опорой на схему.

- Теперь все вместе повторим стихотворение, глядя на картинки.

- Сейчас стихотворение с опорой на картинки расскажет … ( 2 ребенка).

9. Приметы и явления осени.

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Туманы осенью плывут?

-Ну а птицы гнезда вьют?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаем ли сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Ну а что же надо делать-

-Куртки, шапки надевать?

- Вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Он нами доволен (слайд)

10. Игра – рефлексия: коллективное рисование.

- Ребята, мы с вами выполнили все задания Лесовичка. Но ведь с пустыми руками не ходят в гости. Давайте оставим на память Лесовичку красивое осеннее дерево. Если на занятии вы узнали для себя что-то новое, интересное, то сделаем отпечаток листика желтым или оранжевым цветом, если вам было скучно и неинтересно, то коричневым цветом. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

11. Пальчиковая гимнастика.

- Осенью все любят собирать листья. Давайте, мы с вами тоже соберем осенний букет .

1,2,3,4,5 будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

И букет осенний в группу принесем!

12. Выполнение детьми коллективного рисунка.

- Вот какое замечательное дерево у нас получилось! Наш подарок Лесовичку очень понравился, он говорит нам спасибо! Этот рисунок мы с вами отправим по почте, когда выйдем на прогулку.

- Давайте попрощаемся с Лесовичком и вернемся в детский сад. До свидания, Лесовичок!

-1,2,3! Волшебный зонт нас в садик верни!

- Вот и закончилось наше путешествие.

- Какие задания мы выполняли во время путешествия?

-Называли осенние приметы, листья.

-Выполняли пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, физминутку

-Составляли рассказ по мнемотаблице

- Учили стихотворение по мнемотаблице.

- Что нового для себя узнали?

- Какие вы молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали, выполняли задания Лесовичка!

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Тип: интегрированное занятие.

Возрастная группа : подготовительная (6-7 лет)

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: группа/ подгруппа.

• Развитие коммуникативной, эмоциональной и познавательной сфер детей

• Формировать способность общения с детьми и взрослым

Закрепление знаний об эмоциях: радость, грусть

• Закреплять умения участвовать в совместной игре

• Развитие умения действовать соответственно правилам игры

• Формировать представление детей об осени, осенних приметах

• развитие внимания, мышления

• Закреплять знания стихов, потешек

• Закреплять умение отвечать на вопросы, чётко проговаривая слова;

• Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

• Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле

• Разучивание с детьми стихов, потешек

Оборудование и материалы:

• Скамейка/стулья (по количеству детей)

• Предметные картинки с осенними приметами

игрушки: медведь, волк, лиса, заяц, лось, еж, змея, белка, коробка

• карандаши (простые)

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте, ты скажешь человеку.

Здравствуй – улыбнется он в ответ.

И наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет!

2. Появление персонажей: гномиков Смурфиков (Растяпа, Хохмач)

• Скажите, какое время года на них изображено? (осень)

• А какие осенние месяцы вы знаете?

• А какие приметы осени изображены на картинках (листопад, лужи, перелет птиц, желтые и красные листья, теплая одежда, резиновые сапоги, дождь, зонт и т. п.)

Картины убираются, на их место прикрепляются Смурфики.

Посмотрите, ребята, к нам в гости пришли два гномика – Смурфика: Растяпа и Хохмач. Посмотрите, Растяпа какой? Какое у него настроение? (грустный).

Он грустный, потому что кончилось лето и наступила осень : не будет теперь вкусных ягод в лесу, красивых бабочек на полянке, зеленый травки и теплого солнышка. Давайте изобразим, как он грустит.

А вот Хохмач наоборот – не грустит, а что делает? (радуется)

Правильно, он радуется осени и говорит своему другу Растяпе, что не стоит грустить, ведь осенью есть тоже очень много хорошего. Давайте покажем, как он радуется.

Но Растяпа с ним не согласен: «Что же может быть хорошего в осени? Дожди, слякоть, холод, лужи – что же тут хорошего!

Педагог раздает детям карточки-пиктограммы: радость и грусть (на каждого ребенка).

Ребята, давайте докажем Растяпе, что в осени действительно есть много хорошего. Я буду показывать вам картинки с изображением примет осени, а вы будете показывать ту пиктограмму, которая подходит к этой примете по настроению: если от этой приметы становится грустно – покажите грустную пиктограмму, а если радостно – покажите пиктограмму радости.

( необходимо назвать как можно больше положительных примет: последняя примета – желтые и красные листья)

В корзинках лежат листочки: желтые, красные, оранжевые, зеленые (клен, рябина, дуб, береза).

Посмотрите, ребята, сколько листочков. Берите по одному. Рассмотрите свои листочки внимательно.

Сейчас я буду говорить вам название дерева, а вы должны будете поднять тот листочек, который растет на нем.

Педагог называет дерево – дети поднимают листочек с этого дерева.

А теперь найдите себе пару – того у кого листочек такого же цвета и с такого же дерева.

Дети разбиваются на пары

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сейчас мы будем гулять по лесу, на пути нам будут встречаться различные препятствия, по моей команде мы будем совершать разные действия. Старайтесь не расцеплять рук и помогать друг другу преодолевать препятствия. Итак, начали…

Дети в паре изображают действия, которые называет педагог.

• Мы идем по тропинке. Вокруг нас сосновый лес, зеленая трава, ласково светит солнце, поют птицы.

• На нашей тропинке лежит большой камень, надо его обойти справа.

• Опять идем по тропинке, теперь перед нами небольшая канава, прыгаем через нее.

• Идем дальше по тропинке, впереди – поваленное дерево, пролезаем через него и дальше идем.

• Вдруг неожиданно пошел дождь, останавливаемся, достаем зонтик, у вас есть толь один зонтик на двоих, прячемся под зонтик и идем вперед.

• Дождик кончился, закрываем зонтики, перед нами широкая река, у берега стоят лодки, садимся по 2 человека и гребем к другому берегу.

• Приплыли, выходим из лодки на берег, снова идем по дорожке.

Вот мы и в лесу. Давайте сядем на бревнышки (скамейку) и послушаем сказку. Но сначала, давайте отгадаем, о ком будет эта сказка.

Педагог показывает детям картинки с изображением силуэтов диких животных – дети отгадывают животное. После каждого правильного ответа педагог выставляет на стол игрушку-животное.

• Как их можно назвать одним словом? (дикие животные, лесные звери)

Чтение сказки сопровождается показом настольного театра.

Стоял на столе ящик.

Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать. А ящик-то вдруг – раз, два, три – и открылся.

А из ящика-то – раз, два, три – змея выскочила. Испугались звери и разбежались.

Один еж не испугался, кинулся на змею и раз, два, три – прогнал ее.

Нет, опять не так! Я и сам не знаю как!

• Кто знает, как ежи кричат?

• А у ежа есть родственники?

Закончите предложение, и вы узнаете, почему елка, клубок и иголка – родственники ежа.

Елка родственница ежа, потому что…

Клубок – родственник ежа, потому что…

Иголка - родственница ежа, потому что…

Бывает осенью, подует ветер, сорвет листок с ветки, закружит его и положит на землю. Как называется такое явление? (листопад).

Давайте мы с вами изобразим листопад (раздает детям по два листочка).

Педагог читает текст и показывает движения – дети повторяют.

Дети берут в руки по два листочка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. присесть на корточки

Дунул ветер – полетели легкий бег на месте

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели. присесть на корточки

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял. легкий бег на месте с поднятыми руками

Закружились, полетели покружиться вокруг себя

И на землю снова сели. присесть на корточки

Какой замечательный у нас получился листопад. А теперь давайте присядем за столы и продолжим занятие.

В кузовочке пять грибов. показать 5 пальцев правой руки

А второй – лисичка

третий гриб – волнушка,

А четвертый гриб – сморчок,

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело! загибать пальцы на одной руке

7. Корректурная проба (найди и зачеркни все грибы)

А что ежики любят? (грибы). Давайте поможем ежику собрать все грибы. Я засекаю время, а вы должны найти и зачеркнуть все грибы на картинке.

8. Найди всех животных и птиц

На картинке спрятались дикие животные и птицы. Найдите и раскрасьте их.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Дети встают перед педагогом.

• Что мы сегодня делали на занятии?

• Что вам больше всего понравились?

Если вам понравилось наше занятие – похлопайте в ладоши, а если не понравилось – потопайте ножками.

Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!

Цель образовательной деятельности: умение использовать полученные знания об осенних явлениях в игре.

1. Продолжать формировать первичные представления о Земле как общем доме для людей, об особенностях ее природы, об объектах окружающего мира. О свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
2. Продолжать развивать интерес детей, любознательность, воображение и творческую активность.
3. Продолжать воспитывать любовь к малой родине и Отчизне.

1. Продолжать формировать умение владеть речью, как средством общения и культуры.
2. Продолжать развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
3. Продолжать развивать речевое творчество и звуковую интонационную культуру речи.
4. Продолжать воспитывать любовь к книжной культуре и детской литературе.

1. Продолжать формировать систему знаний, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Продолжать формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, к основам безопасного поведения в природе.
3. Продолжать развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

1. Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
2.Продолжать развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы.
3. Продолжать воспитывать любовь к музыке, художественной литературе, фольклору посредством мира природы.

1. Продолжать способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
2. Продолжать развивать координацию движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, повороты в обе стороны).
3. Продолжать развивать ценностность здорового образа жизни и овладение его элементарными нормами и правилами.

Актуальность

Ценность

Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет обогащать и закреплять имеющиеся знания детей, совершенствовать умения. Содержание конспекта НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастные и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Предложенный НОД представлен в виде игры-путешествия, в сценарии есть логические связки, обеспечивающие качественное усвоение детьми программы.

Практическая значимость

Применяя на конкретном занятии информационные технологии, средства ИТК, интернет ресурсов позволило заинтересовать детей, расширить их кругозор, обогатить словарный запас, развить речь, заинтересовать дополнительной научно-популярной и художественной литературой.
Содержание компонентов непосредственной образовательной деятельности соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
В сценарии все взаимосвязано. Это обеспечило интерес, направленность детских мыслей и качественное усвоение детьми программы.

Сценарий интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Программное содержание:

ФЭМП: -Закреплять знания детей о составе числа, количественный и порядковый счет.

- формировать представления о четных и нечетных цифрах,

- продолжать знакомить детей с задачей и ее составляющими,

-развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги. ОЗН.С ОКР: -Закреплять знания детей об осени

- Развивать умение рассуждать,

- составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Образовательная область "Социализация":

- закрепить умение подчиняться правилам в групповой игре;

- формировать желание действовать сообща;

материалы к занятию




Ход НОД:

Дети играют, заходит воспитатель .

Воспитатель: Ребята, моему сыну Егору в школе дали задание собрать осенний букет. Я нашла только один лист. Посмотрите за окно, там снег лежит. Где можно собрать осенний букет?

Воспитатель: Ребята, а давайте отправимся в осенний лес. Чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова.

«Листик, листик, ты лети

(звучит музыка, на экране появляется картина осеннего леса)

Воспитатель: Открывайте глаза. Посмотрите кругом, мы попали с вами в осенний лес. Как красиво кругом! А сколько здесь деревьев.

-Скажите, а в какой лес мы с вами попали? (смешанный)Как вы догодались?

- А какие еще виды леса вы знаете? (лиственный, хвойный)

- Какие подвиды хвойного леса вы знаете? (кедрач, ельник и сосновый бор)

- Какие подвиды лиственного леса вы знаете? (дубрава, березовая роща)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Посмотрите, перед вами лежат разные виды деревьев. Разделите их на хвойные и лиственные.

- Сосчитайте, сколько хвойных, а сколько лиственных деревьев.

- Каких деревьев больше, хвойных или лиственных?

Воспитатель: А теперь положите перед собой деревья так, чтобы в сумме их было 6.

- Сколько всего деревьев было?

- Сколько деревьев вы убрали?

- Скажите, как вы получили 6 деревьев? Сколько хвойных и сколько лиственных деревьев вы положили?

(Дети называют разные варианты состава числа 6)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, нам лес подарил осенний листок. Какой он красивый! А от какого он дерева?(клен)

А теперь нам пора отправляться дальше по лесу и искать еще осенние листики.

(звучит фонограмма звуков птиц. На экране появляются птицы)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите?

Дети: голоса птиц.

Воспитатель:- Скажите, а что происходит с птицами осенью?

- Какие из этих птиц – перелетные?

(появляется следующий слайд: на ветке сидят три воробья к ним летят две ласточки)

Воспитатель: Посмотрите, что вы можете сказать об этой картине?

Дети: Здесь нарисовано дерево, на нем птицы сидят и еще летят.

Воспитатель: А вот как я могу описать эту картину. На дереве сидело 3 воробья, к ним прилетело 2ласточки. Сколько птиц стало?

- Скажите, отличается мой рассказ от вашего?

- Правильно. Я вам задала задачу.

- А чем задача отличается от просто рассказа? (есть вопрос)

- Из чего состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

Воспитатель: Молодцы! Где здесь условие? Вопрос?

Воспитатель: Давайте решение и ответ запишем. У вас на столах есть цифры и знаки. Выложите у себя решение и ответ. Лера, прочитай , что у тебя получилось? (3+2=5) Молодец!

- А теперь попробуйте сами составить задачу. ( дети составляют задачу и выкладывают решение перед собой. )

- Молодцы ребята, а теперь давайте немного поиграем. Превратимся в птичек и полетим.

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

И на место сели.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, превращаемся обратно в детей. Смотрите, осень подарила нам еще один лист. От какого он дерева? ( рябина)

Воспитатель: Тише. Слышите, кто-то шуршит? (фонограмма шума леса, на экране появляются животные).

Воспитатель: Да это же лесные жители пришли нас встретить.

- Как животные готовятся к зиме? (рассказы детей о подготовке животных к зиме)

- Посмотрите, который по счету стоит ежик? Медведь? Белка?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ежик принес нам еще один листик, но отдаст он нам его только тогда, когда мы отгадаем его загадки. Готовы?

Воспитатель: - Назови четвертый лишний месяц: сентябрь, март, октябрь, ноябрь

- В каком месяце дети после летних каникул идут в школу?

- У Пяточка день рождение в декабре, а у Винни-Пуха через два месяца. Когда день рождение у Винни-Пуха?

- У Дюймовочки день рождение в июне, а у Принца на 2 месяца раньше. Когда день рождение у Принца?

- Красная Шапочка провела у бабушки в деревне лето, осень и зиму. А Герда и Кай весь год. Кто из детей провел больше времени у бабушки?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все загадки отгадали и ежик отдает нам свой листик. От какого он дерева? (береза)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

(на экране появляются две тропинки: одна узкая и длинная, а другая – широкая и короткая)

- Посмотрите , перед нами две тропинки. Как вы думаете, по какой нам можно пройти и почему?

Дети: можно пройти по узкой , но по – одному, а можно пройти по длинной, но всем вместе.

Воспитатель: Правильно, какую вы выбираете? Проходим по тропинке. Только осторожно, смотрите: здесь нарисованы цифры. Давайте пройдем только по четным числам. Какие это? (2,4,6,8,10)

Воспитатель: Ой, что это?

(Дети увидели стоит сундук.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите сундучок. Интересно, что в нем?

Воспитатель: Посмотрите, вот мы и оживили наш ключ. Давайте скорее посмотрим, что же в сундучке. Открываем.

(открываем , а там осенние листики)

Воспитатель: Спасибо, ребята. Вы помогли собрать мне осенний букет для сына. Смотрите, какой красивый получился. Молодцы!

- А из каких листьев у нас букет?

- где мы листья искали?

- Какие задания выполняли?

- Что вам понравилось больше всего?

Давайте, теперь вернемся с нашим букетом обратно в детский сад. Скажем волшебные слова:

«Листик , листик, ты лети,

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за помощь. Вы играйте, а я пойду поставлю наш букет, чтобы вечером отдать его.

Читайте также: