Знакомство в гостях конспект
Обновлено: 06.07.2024
Беседа о правилах поведения в гостях для учащихся начальной школы
Цель: познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях.
Ход классного часа
I. Организация. Постановка целей.
Учитель. Каждому человеку приходится в своей жизни принимать гостей или, наоборот, самим ходить в гости. Иногда возникают ситуации, в которых нужно знать и соблюдать правила этикета. В противном случае возникает какая-нибудь неловкость, досадная оплошность.
II. Основная часть.
Итак, правило первое:
• О визите желательно предупреждать заранее.
Какие же еще правила нужно знать, собираясь в гости? Попробуем разобраться в предложенных ситуациях.
Ситуация 1.
Вы постучали в дверь (о вашем визите хозяева квартиры предупреждены заранее), но вам не открывают. Что делать?
Ситуация 2.
Ситуация 3.
В гостях вас пригласили к столу. Но вы совсем не голодны (или у вас нет аппетита по причине недомогания). Как быть?
• В гостях некрасиво отказываться от угощения, нужно принимать блюдо без колебаний. Хорошо похвалить хотя бы одно из блюд. Обращение с просьбой дать рецепт приготовления данного блюда — своего рода комплимент хозяйке; но если она не слишком охотно им делится, не следует настаивать: блюдо может быть ее кулинарной тайной. Если же вы чувствуете недомогание, лучше отказаться от нанесения визитов. Нездоровый гость требует особого внимания со стороны хозяев - это создает неудобство для всех.
Ситуация 4.
Когда вы находились в гостях, вам срочно потребовалось быть в другом месте. Праздник в полном разгаре. Как правильно уйти?
Ситуация 5.
В гости к Ивановым пришел Сергей Иванович. Поздоровавшись, снял пальто, прошел в комнату. Он обратил внимание, что телевизор выключен. Он включил телевизор, но по техническим причинам отличное изображение было нарушено. Гость начал крутить ручки, критиковать четкость изображения, предъявлял претензии, что певица безвкусно одета, а репортаж неинтересный.
Вопросы:
- Правильно ли себя ведет гость?
- Приведите примеры, иллюстрирующие бескультурное поведение человека в гостях.
Бывает несколько категорий гостей-чудаков:
а) Хозяева голодны, но гость ни в какую не принимает приглашение сесть за стол. В результате хозяева также не могут приняться за ужин (обед), так как будут чувствовать себя неловко.
в) Попадаются гости, которые рвутся сами приготовить ужин. И другие: они всегда приводят незнакомых людей.
г) Бывают гости, не знающие чувства меры относительно времени. У хозяев завтра будет трудный день, сегодня - не выполнено много работы. А гость не слышит ни намеков, ни нечаянных вздохов, и продолжает пребывать в обществе уставших от него друзей.
Ситуация 6.
Гости сидят за столом. Человек напротив вас постоянно протягивает под столом свои ноги, в результате чего ваша обувь выглядит уже весьма затоптанной. Присмотревшись к поведению сотрапезника повнимательней, вы решаете, что ему не мешало бы дать несколько советов.
- Какие же правила следует помнить людям, сидящим за столом в обществе других людей?
Правила:
• Сидя за столом, нельзя опираться на локти.
• Не следует расставлять локти и низко наклоняться над тарелкой.
• Не следует скатывать хлебные шарики, играть ложками, вилками, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.
• Есть и пить нужно беззвучно. Недопустимо за столом чавкать, причмокивать, прихлебывать.
• Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.
III. Подведение итогов.
Учитель. Пришло время подвести итоги нашего разговора. Мне хочется пожелать вам прослыть гостеприимными людьми, у которых хочется бывать гостями и которых приятно принимать у себя дома.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Назидание о застольном невежестве
Тот, разумеется, глупец
И тот ведет себя прескверно,
Кто дует столь немилосердно
На кашу, будто он губами
Решил тушить пожара пламя.
Неряхи оставляют пятна
На скатерти; кой-кто обратно
На блюдо общее положит
То, что сам уплесть не может.
Бывает и наоборот:
Едок-лентяй - покуда в рот
Доставит ложку он зевая
И зев захлопнуть забывая,
Все, что держал зевака в ложке,
Опять в тарелке, миске, плошке.
Бывает, что обжора рот
Едой набьет невпроворот,
Жует, жует, сопя и тужась.
Рот вытирать не любят – сала
С полпальца на стекле бокала.
Пьют, громко чмокая, с особым,
Воспитанными я б не счел
И тех, которые, на стол
Поставив локти, стол качают,
Что неудобством не считают.
Приложение 2. Как накрыть стол к обеду
Во время обеда нужны три тарелки: для салата, для первого и второго блюда. Сначала поставьте тарелки для салата. Справа положите суповую ложку и нож, слева - вилку. Перед тарелкой поставьте стакан с компотом, рядом с ним положите ложку. Она понадобится, чтобы достать фрукты. Хлеб, солонку и вазу с салфетками поставьте в центр стола.
Цель: формировать знания и навыки по правилам этикета, сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.
- развивать речь, наблюдательность, мышление.
- научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями;
- закрепить умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;
- воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, сотрудничества.
- картинки с изображением героев из сказок;
- карточки с заданиями;
- Заучивание стихотворения про волшебные слова;
- Разыгрывание сценок про этикет.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, садитесь! Дети сели ровненько, прямо, ручки сложили. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня я приглашаю вас в гости. Ребята, а вы любите ходить в гости?
На наше воспитательное занятие пришли гости. Что делают воспитанные люди, когда к ним приходят гости?
Правильно, здороваются. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Когда вас пригласили в гости, нужно соблюдать правила этикета. Сейчас мы поверим, на сколько хорошо вы знаете правила поведения в гостях. Давайте поиграем.
Воспитатель: Каждому из вас я раздала листочки, на которых написаны правила поведения в гостях. Мы все по очереди будем их читать. Ребята, если вы согласны с таким правилом поведения в гостях, тогда хлопаем. Если не согласны, тогда топаем.
- Есть и пить надо аккуратно;
- На столе во время еды, должны лежать локти;
- Приходить в гости нужно в хорошем настроении;
- Гости должны опаздывать;
- Необходимо заранее предупреждать хозяев о своём приходе;
- Руки нужно вытирать об скатерть;
- Нельзя качаться на стуле во время еды за столом;
- Красиво чавкать за столом;
- Нужно поздороваться с хозяевами и ждать, когда вам укажут место за столом;
- Если вы нечаянно уронили на пол вилку или нож, нужно извиниться и попросить подать другой прибор;
- В гостях долго не засиживаются, это не прилично, утомляет гостей;
- Когда вы уходите домой, нужно обязательно сказать спасибо (пригласить к себе в гости).
3. Прослушивание стихотворения про волшебные слова
Воспитатель: Ребята давайте послушаем стихотворение. (выходит ребёнок к доске)
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Есть еще таблица –
Помните, как азбуку,
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Воспитатель: Эти слова добрые, волшебные. Их обязательно нужно знать, ведь направляясь в гости без них не обойтись. Сейчас мы с вами немного разомнёмся, а заодно и поиграем.
Дети становятся в круг.
1. Ребята возьмитесь за руки;
2. Будьте любезны, поверните голову вниз, вверх, налево, направо;
3. Дети улыбнитесь друг другу;
4. Пожалуйста поднимите руки и помашите;
5. Ребята, будьте добры, пошагайте на месте поворачиваясь вокруг себя;
6. Посмотрите в окно;
7. Будьте любезны, похлопайте в ладоши
8. Пожалуйста, погладьте соседа с права по голове;
9. Закройте глаза;
10. Попрыгайте пожалуйста сначало на правой ноге, а потом на левой;
11. Поменяйтесь пожалуйста местами те, у кого на одежде есть чёрный цвет;
12. Спасибо, вы молодцы, пожалуйста садитесь на свои места.
5. Просмотр видеоролика про гостеприимство
Воспитатель: И правда, немаловажно уметь правильно встретить гостей. Давайте разберём несколько ситуаций и обсудим их.
- Правильно ли поступила Надя? Что она сделала неправильно? (Раньше времени приходить неприлично. Что нужно сделать, чтобы не обидеть гостей. Но, если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы, телевизор, послушать музыку). Как же Надя должна была встретить гостей ребята?
Давайте ребята попробуем встретить гостей, так как вы посоветовали Нади и посмотрим. Что у нас получится.
(Ну а сейчас Надя поступила правильно)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на доску. Кого вы видите на картинках? Эти персонажи от куда к нам пришли? Правильно, из сказок и мультфильмов, которые мы с вами раньше смотрели. Давайте попробуем разобраться, кто из них соблюдал правила этикета, а кто не совсем, заодно проверим, на сколько хорошо вы усвоили знания, приобретённые на нашем занятии.
Воспитатель: Ребята, кто желает пойти?
Ребёнок берёт любую понравившуюся картинку и обсуждает её.
4. Маша и Медведь
6. Бобик в гостях у Барбоса
7. Лиса и Журавль
Ребята наше занятие подошло к концу и я хочу спросить вас о чем мы сегодня говорили на нашем занятии, может что-то новое вы узнали для себя? Я хочу ещё раз услышать от вас. Что же такое этикет?
Что вам было сложно? Что вам удавалось легче всего?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята научившись правильно вести себя в гостях и не доставлять хозяевам неудобств, вы всегда будете желанными гостями, куда бы ни пришли.
Каждый ученик получает памятку. Если вдруг соберетесь в гости, не забудьте повторить эти правила, чтобы показать себя только с самой хорошей стороны.
Спасибо за внимание!
- Вспомните, с каких слов чаще всего начинают приглашение?
Я приглашаю вас:
Будьте добры: и др. )
- Когда мы приглашаем кого-нибудь, часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Причины приглашения могут быть разные.
- Для чего мы можем пригласить гостей?
(Приходите (приглашаю) в гости, на чашку чая, поиграть в шахматы, поиграть в новую игру, на день рождения, на Новый год, посмотреть новый фильм и т.д.)
- Ребята, что вы скажете нашим гостям- Малышу и Карлсону, приглашая их войти?
- О каком человеке говорят: "гостеприимный хозяин"?
а) ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД
Ответы: а) "Доброму гостю хозяин рад"; читаем справа налево;
Так предлагает поступить Карлсон: "За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь звонить друзьям, приглашая их в гости".
Так предлагает поступить Малыш: "За несколько дней до дня рождения ты извещаешь своих знакомых, что хочешь их видеть у себя такого-то числа в такое-то время по такому-то радостному поводу. Всех гостей ты приглашаешь одновременно".
Так предлагает поступить Малыш: "Звенит звонок в дверь- пришел первый гость. Последний взгляд в зеркало. Кажется, все в порядке. Одежда нарядная, но в то же время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открываешь дверь".
Так предлагает поступить Карлсон: "Звенит звонок- пришел первый гость. На тебе- мятая рубашка и замызганные брюки. "Сойдет!"- думаешь ты и, шаркая спадающими с ног шлепанцами, направляешься к двери".
Так предлагает поступить Карлсон: "За столом сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белой скатерти, которую только что постелили. "Растяпа!- недовольно ворчишь ты, стряхивая со своих брюк чайные брызги,- Мог бы и поаккуратней!"
Так предлагает поступить Малыш: "Твой друг передавал кусок торта соседке и уронил его тебе прямо на колени. Бедняга готов провалиться сквозь землю. "Хорошо хоть не весь торт,- шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг. Ведь ты помнишь правило: "подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать ошибок других или превращать их в шутку".
- Теперь вместе с Карлсоном и Малышом поиграем в игру. Проверим, усвоили ли вы правила этикета. Если вы согласны с высказыванием, говорите "да", не согласны- "нет".
Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да)
Вошедший здоровается первым. (Да)
За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями. (Нет)
Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да)
Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставлять в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет)
Одежда должна быть чистой и опрятной. (Да)
Подарки, сделанные своими руками, дарить неприлично. (Нет)
Приходить в гости следует в точно назначенное время. (Да)
Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да)
- Малыш и Карлсон покидают нас. Давайте с ними попрощаемся. Что вы скажете нашим гостям при расставании?
Обучающие задачи: познакомить детей с основными правилами поведения в гостях.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей культуру поведения.
Развивающие задачи: развитие нравственных норм общения.
Оборудование и материал : игрушка зайца: треугольные небольшие листы цветной бумаги желтого цвета по числу детей; простые карандаши по числу детей; конфеты в вазочке накрытые салфеткой; набор игрушечного чайного сервиза, скатерть, салфеточницы.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Повернитесь друг к другу и подарите улыбку. (Дети выполняют). А теперь посмотрите на меня, я рада вновь видеть ваши улыбки и желаю вам сохранить хорошее настроение на весь день.
Педагог. Дети, ответьте мне на вопрос. Любите ли вы принимать гостей или ходить в гости? (Ответы детей)
Педагог. А почему вам нравиться ходить в гости? (Ответы детей)
Педагог. Да, я не сомневалась, что в гости любят ходить все: и девочки, и мальчики. В самом деле, что может быть лучше, чем встретиться с друзьями, поиграть, посмотреть вместе мультфильмы, поделиться радостью друг с другом. В гостях можно приобрести новых друзей. Скажите, когда следует навещать своих друзей, подруг, знакомых? (Только в случае, если вас пригласили.)
Почему нельзя приходить к знакомым без приглашения? (У каждого человека могут быть свои дела.)
Педагог. Сегодня к нам в гости спешит гость. А кто он, вы узнаете, если угадаете загадку:
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)
Педагог. Правильно, а вот и наш зайчик пришел к нам в гости (педагог достает игрушку зайца. Заяц приветствует детей, здоровается лапкой с каждым ребенком).
Педагог. Зайчик рассказал мне, что его пригласил в гости на день рождения его друг мышонок. Но зайчик наш не знает как вести себя в гостях. Поможем зайчонку расскажем как себя вести в гостях? (Ответы детей).
Педагог. Что нужно сделать, если вас пригласили в гости?
(Поблагодарить и начать готовиться к визиту: готовить подарок и продумывать свой наряд)
Педагог. Давайте и мы свами приготовим подарок для мышонка.
Скажите, что любит мышонок?
Педагог. Изготовим сыр для мышонка. Возьмите со стола желтую бумагу и нарисуйте на ней простым карандашом кружочки. (Дети рисуют)
Педагог. У нас получились кусочки сыра для нашего мышонка. Осталось его красиво упаковать. Положим наш сыр в красивую коробочку.
Педагог. Подарок у нас с вами готов. И мы можем отправляться в гости.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас в гости мы придем, а потом уж отдохнем.
Вот мы и пришли в гости
Педагог. Что нужно сделать, когда пришли в гости?
Дети. Поздороваться и поздравить именинника с днем рождения, подарить подарок.
Давайте покажем, как правильно это сделать. У меня есть игрушка мышка, представьте себе, что это подружка зайчика и у нее сегодня день рождения Мы будем по очереди поздравлять ее с днем рождения. (Дети по очереди передают друг другу мышку говоря ей поздравления).
Педагог. А иногда в гостях вас могут, попросили помочь, что нужно сделать? (Ответы детей).
Педагог. Раз мы пришли в гости то конечно нужно помочь имениннику.
Давайте поможем мышке накрыть на стол.
Дети по двое трое встают и помогают накрыть на стол из предметов находящихся на дополнительном столике. Расстилают скатерть на столе, расставляют чайный сервиз, салфетницу, вазочки.
Педагог. А каждому имениннику мы поем каравай.
Как на Белкины именины испекли мы каравай,
вот такой вышины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!
Я люблю, конечно, всех, но вот этого лучше всех!
Игрушка мышка во время физкультминутки сидит на стульчике в середине хоровода.
Игра идёт по кругу. Угощения не повторяются.
Педагог. Дети, смотрите, у нас на столе тарелка с конфетами? Как вы думаете, по сколько нужно взять конфет, чтобы хватило всем? (По одной.)
Педагог раздает детям по одной конфете-раскраске.
Педагог обращается к зайчику.
Педагог. Вот мы и рассказали тебе зайчик как нужно вести себя в гостях. А теперь пора прощаться.
Читайте также: