Конспект уроку природні зони україни

Обновлено: 06.07.2024

Если путешествовать сушей от Северного полюса на юг, то можно наблюдать, что большие участки земной поверхности с одинаковой природой сменяют друг друга. Такие участки Земли называют природными зонами

В природной зоне одинакова погода в течение года, подобные почвы, растения и животные

В северном полушарии с севера на юг расположены такие природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, лесостепь, степь, пустыню

В горах природные зоны изменяются от подножия до вершин

Территория Украины лежит в зонах смешанных лесов, лесостепей и степей. Украинские Карпаты и Крымские горы считают отдельными природными (физико-географическими) странами

Смешанные леса

Зона смешанных лесов занимает северную часть Украины. ее поверхность равнинная. Зону смешанных лесов называют украинским Полесьем. На территории этой природной зоны много рек. Это - край озер и болот. Там создана большая искусственный водоем - Киевское водохранилище

В зоне смешанных лесов весна прохладная. Лето теплое, влажное. Летом солнечные лучи хорошо нагревают землю, ведь солнце высоко поднимается на небосклоне. Осень дождливая. Зима снежная, не очень холодная, с оттепелями

Благодаря значительному количеству осадков реки Полесья полноводные. Весной, во время таяния снегов на них бывают длительные наводнения. Дождевая и талая вода медленно просачивается в почву, поэтому и образуются болота. Подземные воды выходят на поверхность многочисленными ручьями. Они питают реки, озера, болота

В лесах растения растут ярусами . Верхний ярус образуют деревья. Средний который называют подлеском, - кусты. Нижний - травянистые растения и грибы

В северной части зоны смешанных лесов преобладает хвойное дерево сосна обыкновенная и лиственное - дуб обыкновенный. Южнее, кроме дуба, вместе с сосной растут граб, береза, липа, осина, клен, ольха. Подлесок образуют кусты ежевики, шиповника, барбариса, орешника, малины. На заболоченных местах распространены брусника и черника.

Ранней весной в лесу первыми зацветают подснежники, пролески, хохлатка, ветреница. Позже - ландыш, фиалки, кочки, сон-трава. Летом между деревьями остаются лишь влаголюбивое, тиневитривала растения - папоротники, мхи, копытень. Другие травянистые растения растут на полянах и опушках. Среди них: зверобой, тысячелистник, валериана, ромашка, иван-чай. В смешанных лесах много грибов

Осенью из лиственных деревьев и кустов опадают листья. Большинство травянистых растений отмирает. Опавшие листья и отмершие растения образуют лесную подстилку, которая задерживает влагу в почве. Постепенно перегнивая, она превращается в питательные вещества для растений

В зоне смешанных лесов и животный мир. Здесь водятся травоядные звери: зубр, лось, олень благородный, косуля, заяц, мыши. Хищные - волк, лиса, рысь, хорек черный, куница лесная. Есть также и всеядны - дикая свинья, барсук, белка, еж

У лесных водоемов селятся бобры, выдры, ондатры. В лесу и на опушках живут змеи и ящерицы. С водой связана жизнь ужей, лягушек, тритонов. Реки и озера богаты рыбой

В лесной подстилке, под корой деревьев, на растениях живет много насекомых. Они являются кормом для птиц. Большинство птиц прилетает весной из теплых краев. Это соловьи, кукушки, скворцы, мухоловки, иволги. На лесных озерах и болотах появляются аист белый, журавль серый, кулики, лебеди. Постоянными жителями зоны смешанных лесов рябчик, глухарь, тетерев, сова серая, дятел большой

Чтобы сохранить и приумножить природу зоны смешанных лесов, создан Полесский, Ровенский и другие заповедники

Лесостепь

Чем дальше к югу от зоны смешанных лесов, тем больше появляется безлесных участков - участков степи. Территория, на которой чередуются участки леса и степи, называется лесостепной зоной

В лесостепной зоне теплое лето и умеренно холодная зима. Осадков выпадает меньше, чем в зоне смешанных лесов, но больше, как в степях. На степных участках преобладает черноземный грунт. Природные условия благоприятны для роста и развития дикорастущих и многих культурных растений. В этой зоне преимущественно встречаются участки лиственных лесов. Там обитают животные, большинство которых распространены и в зоне смешанных лесов

К югу от лесостепи до Черного и Азовского морей раскинулась безлесная территория - степная зона Украины. Поверхность степей равнинная, с холмами, оврагами и балками.

В зоне степей солнце находится выше на небосклоне, чем в зоне смешанных лесов. Поэтому солнечные лучи падают на степную зону прямее и сильнее нагревают земную поверхность

В степях лето длинное, солнечное, жаркое. Осадков выпадает мало. Осень теплая. Во второй половине осени идут дожди. Зима короткая, холодная, малоснежная. Весна наступает рано. Так как температура воздуха резко повышается, влага из почвы быстро испаряется

Весной и летом горячие суховеи часто предопределяют засухи. Зимой холодные ветры вызывают метели и черные бури. Они разрушают плодородный слой почвы

Степной зоны к морям текут большие реки Украины. В дельте Дуная много пресных озер, а на побережье Черного моря - соленых озер-лиманов. На Днепре построен каскад искусственных водоемов - водохранилищ

В степной зоне растут травянистые растения. Деревья и кусты встречаются на берегах водоемов и в балках. Только там им хватает влаги.

Яркий и разноцветный степь ранней весной. Когда в почве еще достаточно влаги, появляются раннецветущие растения: ирисы, гиацинты, крокусы, горицвет, тюльпаны, пионы, маки. До наступления жары растения отцветают и дают семена. их наземная часть отмирает. В почве остаются клубни, луковицы, корневища, где накапливаются питательные вещества. Благодаря этим веществам растения вырастут и расцветут следующей весной.

Раннецветущие меняются растениями, которые приспособились к жаре и нехватке влаги.

Летом в степи появляются полынь, типчак, ковыль. Одни растения имеют длинные корни, которым из глубины достают воду. В других - жесткие или узкие опушенные листья. Через них испаряется очень мало воды.

В середине лета от жары начинают высыхать все растения. Ветер подхватывает их и катит клубами по степи, вытряхивая созревшее семена. В эту пору степь серый и неприветливый

В степной зоне беднее животный мир, чем в лесу. Почти все животные получили желто-серой окраски, которое делает их менее заметными среди пожелтевшей травы

Большинство животных живет в норах. Это грызуны: сурки, суслики, хомяки, мыши, тушканчики. Хорошо развитыми передними зубами они грызут растения. Роют норы лисы, хорьки, барсуки. Для зверей норы является убежищем во время опасности и неблагоприятной погоды, местом рождения малышей. А для некоторых из них - местом зимнего сна или спячки, накопление запаса кормов. В норах мелких зверей селятся пресмыкающиеся, в частности гадюка степная, черепаха степная, ящерица прыткая

Благодаря умению быстро бегать от врагов спасаются редкие степные птицы - дрофа, стрепет. С ранней весны в степях слышать пение жаворонка степного. Подает голос и перепелка. Расхаживает редкая птица - журавль степной. Высоко в небе летают хищные птицы: орел степной, кобчик, лунь степной, пустельга. Они охотятся на грызунов и мелких птиц

В степях множество насекомых: бабочек, жуков, саранчу, кузнечиков. Кормом для них различные части растений. Насекомые, в свою очередь, являются кормом для птиц, пресмыкающихся и земноводных.

Для сохранения природы в степной зоне созданы заповедники, среди которых: Аскания-Нова, Луганский, Украинский степной

Карпатские горы

Карпатские горы, которые находятся в Украине, называют украинский Карпатами

Украинские Карпаты - горы, средние по высоте. Они образованы несколькими горными хребтами. Между ними раскинулись живописные долины

Карпатские горы - это место в Украине, где выпадает больше осадков: дождей - весной и летом, снега - зимой. Весной снег долго лежит на округлых вершинах гор, но со временем тает под лучами солнца. После дождей и таяния снега вода потоками сбегает с гор в долины и часто вызывает наводнения

С гор течет множество ручьев и рек. Там берут начало Днестр, Прут и их крупнейшие притоки. В Карпатах встречаются небольшие, но достаточно глубокие озера с кристально чистой холодной водой.

У подножия, на склонах гор, растет лиственный лес. Его образуют дуб, граб, липа, клен, бук. Выше - холоднее, поэтому появляются хвойные деревья - пихта и ель европейская, которую называют елью. Из лиственных преобладает бук. Лес становится смешанным. Подлесок лиственного и смешанного лесов образуют кусты малины, лещины, ежевики, шиповника. На опушках и полянах растут травянистые растения, большинство из них лекарственные. Под деревьями много грибов: белых, подберезовиков, подосиновики, маслят, опят

Чем выше подниматься в горы, тем лиственных деревьев все меньше. Лес становится хвойным. Кроме ели и пихты, в нем растет лиственница. Хвойные деревья холодостийкиши, чем лиственные. Хвойный лес темный, влажный. Почва между деревьями покрытый мхом. На полянах растут низенькие кустики брусники и черники.

На вершинах Карпат хвойные леса сменяются кустарниками из сосны горной и можжевельника. За ними раскинулись горные луга - полонины. Они покрыты разноцветно цветущими травянистыми растениями

В Карпатских горах водятся такие же животные, что и в природных зонах на равнинах. Это звери: олень благородный, заяц, лисица, волк, куница, выдра, дикая свинья, барсук, белка. Птицы - тетерев, рябчик, дятел пестрый, синица черная и синица хохлатая, много певчих перелетных птиц

Но есть животные, которые чаще встречаются именно в Карпатах. Среди зверей - медведь бурый, кот лесной, рысь, из птиц - аист черный, орел, беркут, Шишкарев еловый, дятел черный, змееяд. Только в карпатских лесах встречаются: белка карпатская, полевка снежная, глухарь карпатский. Пресмыкающихся и земноводных в горах не много видов. Это - саламандра пятнистая, тритон карпатский, полоз лесной, ящерица живородящая, лягушка прыткая и квакш. В быстрых горных реках водится рыба форель. В лесной подстилке, на деревьях, кустах и травянистых растениях живут насекомые и их личинки.

Чтобы сохранить природу Карпат, созданы заповедники: Карпатский и Горганы

Крымские горы

Крымские горы граничат с зоной степей и Черным морем. От моря их отделяет равнинная полоса побережья разной ширины. К степи спускаются пологие склоны гор, а до моря - крутые скалы

В горах встречаются странные столбы, пирамиды, причудливой формы скалы. Много также пещер и глубоких колодцев, в которых не тает толстый слой льда. Все это - результат работы солнца, ветра и воды.

Крымские горы влажным островом в сухом Крыму. Зимой в горах выпадает много снега, нередки метели. Весной идут дожди, летом - грозовые ливни. Осень в горах сухая и теплая

Горные реки текут глубокими узкими ущельями. Во время таяния снега и дождей они бурные. В жару маленькие речки пересыхают

В Крымских горах, как и в Карпатах, растительный мир меняется от подножия до вершины. Низкое на склонах гор раскинулся лес из дуба пушистого и можжевельника высокого. Среди них встречается земляничное дерево, фисташка. В подлеске растет - можжевельник колючий, шиповник, волчьи ягоды, кизил, плющ. Третий ярус в этом лесу образуют различные травянистые растения. Весной цветут подснежники, крокусы, гиацинты. Летом - крапива глухая, лютик раздельный, борщевик пушистый, бубенчиками крымская, которые занесены в Красную книгу

Выше в горном лесу появляется дуб скальный и сосна крымская, а в подлеске - жасмин, терн колючий. Еще выше - в горах - в лесу господствуют граб и бук вместе с сосной крымской

На плоских вершинах Крымских гор раскинулись горные луга - яйлы. На яйлах НЕТ тени, мало влаги. Ведь часть дождевой и талой воды быстро сбегает по склонам, а часть - испаряется. На яйлах растут травянистые растения, которые приспособились к засушливым условиям. Это ковыль, типчак, шалфей, овсяница, костер, осока, чабрец, эспарцет

В Крымских горах водятся животные разных групп, поскольку есть все необходимые условия для их жизни

На пологих склонах в лиственных лесах водятся олень благородный, косуля, а на крутых склонах - горный баран - муфлон. Также встречаются заяц-русак, куница крымская, лиса крымская горная, пожалуйста, барсук, дикая свинья, еж, летучие мыши

В горных лесах живет много птиц. Среди них: сойка крымская, дятел пестрый, синица черная, Шишкарев еловый. В горах гнездятся хищные птицы: сип белоголовый, гриф черный, орлан-белохвост

Рептилий и земноводных там не много видов, но большинство из них - редкие. Это - полоз леопардовый, ящерица скальная, геккон крымский, жаба зеленая, черепаха болотная

Крымские горы населяют разные насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, шмели, цикады. Редки - богомол, турун крымский, усач альпийский

Для сохранения природы Крымских гор создан Крымский и Ялтинский заповедники

Как область Крымских гор выделяют Южный берег Крыма-полосу суши шириной от 1 до 12 км между Крымскими горами и Черным морем.

Солнечные лучи почти отвесно падают на Южный берег Крыма. Они приносят много света и тепла. Например, в городе Ялте в год бывает около 210 солнечных дней

Весна начинается рано. Лето почти бездождевых, длинное и жаркое. Осадки выпадают осенью и зимой. Зима очень теплая, поэтому снег сразу тает

На погоду также влияют Крымские горы и Черное море. Горы во все времена года защищают Южный берег Крыма от холодных северных ветров. Летом море прохладнее, чем суша. Его прохлада уменьшает жару. За лето вода в море хорошо нагревается. Зимой она постепенно отдает тепло, согревая воздух над побережьем

Природные условия Южного берега Крыма способствуют росту и развитию растений. Здесь встречаются заросли можжевельника древовидного, дуба пушистого, скипидарного дерева. Растут растения, которые на зиму не сбрасывают листья. Так они приспособились к засушливым летом и теплой зимой. Это земляничное дерево, иглица, плющ древовидный

Завораживающие своей красотой вечнозеленые растения. Среди них: стройный кипарис, роскошные пальмы, магнолия с большими душистыми цветами, могучий кедр ливанский и лавр. Эти растения растут в парках, украшают города и поселки. их в эти края давно завезли из многих уголков Земли

Разнообразен животный мир Южного берега Крыма. Здесь живет много насекомых: бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы, шмели. Среди них есть редкие: бабочка-бражник мертвая голова, жуки - турун крымский и усач альпийский. Они занесены в Красную книгу Украины. Насекомые являются кормом для земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей - летучих мышей.

Каждую весну в роще и парки прилетают птицы: корольки, мухоловки, соловьи, дрозды. На берегу селятся чайки, бакланы и утки, которые питаются рыбой

Охотиться на мелких грызунов, зайцев, белок прилетают с гор хищные птицы: орлы, ястребы, соколы сапсаны

В этих местах водятся лягушки, ящерицы, в частности безногая ящерица - желтопузик, змеи

Для сохранения и охраны природы Южного берега Крыма созданы заповедники: Карадагский и мыс Мартьян

Солнце нагревает поверхность Земли. От нее нагревается воздух. Теплый воздух из легких. Оно поднимается вверх, где постепенно охлаждается. Чем выше подниматься вверх, тем холоднее. Это можно почувствовать в горах. Летом у подножия и в долинах жарко, а на высоких вершинах лежит снег и лед



ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ УКРАИНЫ. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР



НАСЕЛЕНИЕ УКРАИНЫ. ЗЕМЛИ И ОБЛАСТИ



ХОЗЯЙСТВО УКРАИНЫ



Физическая карта Украины (контурная карта)



Административно-территориальное деление Украины (контурная карта)



Смешанный лес



Смешанный лес



Зубр - самое крупное животное Украины



Бурый медведь



Дикая свинья


Тип урока : обобщение знаний; нетрадиционный : заседание пресс-клуба.

Подготовительная работа 1)проведение конкурса на лучший кроссворд по изучаемой тематике; 2)учащиеся по желанию распределяют роли и получают определённые задания и готовятся к ним.

Ход урока: Сегодня мы проведём заседание пресс -клуба. На котором обобщим и систематизируем знания о природных зонах Украины.

Какой вид деятельности преобладает в зоне степей и лесостепей ?

А) промышленная Б) сельское хозяйство В) туризм

Какая зима в зоне степей?

А) холодная, малоснежная Б) мягкая, снежная В) тёплая, дождливая

Какие из данных растений произрастают в степях?

А) подснежник, хохлатка Б) ромашка, зверобой В) горицвет, ковыль

Какой заповедник находится в степной зоне ?

А) Медоборы Б) Аскания – Нова В) Горганы

Какая из степных птиц занесена в Красную Книгу Украины?

А) дрофа Б) жаворонок степной В) перепёлка

Почему животные степной зоны имеют желто-серую окраску?

А) это их отличает от животных из других зон Б) это делает их менее заметными для хищников на фоне пожелтевшей травы В) этот цвет им больше нравится

Когда была создана Красная Книга Украины? (в 1980 году )

Сколько в Украине открыто крупных заповедников?(около 19 )

Назовите старейший в стране заповедник и в какой области он находится? (Аскания – Нова, 1875 год, в Херсонской обл.)

Назовите самый молодой заповедник Украины. (Медоборы, 1990 год, Тернопольская обл. )

Какие заповедники находятся на территории Донецкой области? (Хомутовская степь, Каменные Могилы, Великоанадольский лес )

Какие растения, занесенные в Красную Книгу, вы знаете ? (ландыши, первоцветы, венерин башмачок и др)

Каких животных, занесённых в Красную Книгу, вы знаете?(дрофа, стрепет, зубры и др. )

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

План – конспект

нетрадиционного урока

Предмет : Природоведение. (4 класс)

Тема . Итоговый урок. Природные зоны .

- способствовать повышению интереса к охране природы;

- развивать любознательность и интерес к данному предмету ; связную речь , внимание, память , мышление; умение работать самостоятельно и в парах ;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока : обобщение знаний ; нетрадиционный : заседание пресс-клуба .

Подготовительная работа : 1) проведение конкурса на лучший кроссворд по изучаемой тематике ; 2) учащиеся по желанию распределяют роли и получают определённые задания и готовятся к нему .

Ход урока

І . Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

( Тихо звучит плавная мелодия на фоне

Мы проникаем в тайники природы ,

Явлений устанавливаем связь ,

Ничуть не меньше , чем в былые годы ,

Цветку весны и соловью дивясь !

Н. Рыленкова

Да, действительно, когда мы попадаем в природу нам приятно слышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.

И сегодня мы ещё раз поговорим о красоте и разнообразии природы Украины и о том, как всё это сберечь.

Сегодня наш урок пройдёт в нетрадиционной форме. Мы проведём заседание пресс - клуба. На котором обобщим и систематизируем знания о природных зонах Украины.

Как и в каждом журнале у нас есть главные редакторы — это те, кто отвечает за работу всей группы и принимающее окончательные решения. В функции пресс-секретаря входит предоставление объективных данных. Корреспонденты — это сотрудники, которые сообщают в редакцию информацию.

А так — же мы пригласили независимых экспертов. Которые будут наблюдать за нашей работой и делать соответствующие выводы.

- Главная наша цель повторить и обобщить знания о природных зонах . Проверить домашнее задание. Ваши выступления.

IV . Основная часть урока .

Итак, что такое природная зона?

- Это большие участки земной поверхности, с одинаковой природой: климатом, почвой, растительным и животным миром.

Есть ли чёткие границы между природными зонами или плавный переход?

Какие природные зоны Украины вы знаете? 5

Спасибо за ваши ответы.

Главный редактор :

Пресс-секретарь :

Бакланова Валерия - Смешанные леса – это леса с хвойными и лиственымными деревьями . Полесье занимает 1/5 часть всей территории Украины . Это край болот, больших и красивых озёр, огромных лесов. (показывает иллюстрации с изображением различных ландшафтов) . Любой лес похож на многоэтажный дом .



предложено задание : рассказать о растениях

смешанных лесов по ярусам .

1 ярус – очень высокие деревья : ель , сосна обыкновенная , дуб. 2 ярус – деревья средней высоты : граб , клён , берёза , липа . 3 ярус – низкие деревья : рябина , осина , ольха . 4 ярус – кусты 6 шиповник , орешник, ежевика, малина . 5 ярус – травянистые растения : ландыш, фиалка , зверобой, ромашка , папоротники и мхи .)

Есть ещё одно д/з цепи питания в смешанном лесу.

- Кто из вас готов?

1 группа – это хищные животные . 2 группа – всеядные.

Помним , что в самом начале цепи стоит самое слабое звено .

(Например : дуб - короед - дятел - ласка

Ель - белка - куница - рысь .)

Подведём итоги о природе зоны смешанных лесов.

Какую площадь занимает?

Что мы можем сказать о растительном и животном мире?

Да, действительно разнообразен этому благоприятствуют климатические условия и состав почвы.

Глав.редактор :

Соловьёв Михаил - Чем дальше на юг от зоны смешанных лесов, тем больше появляется безлесых участков – степей. Территория, на которой чередуются участки леса и степи называется лесостепной зоной . (демонстрация на карте) Природные условия благоприятны для роста и развития многих растений . В основном в этой зоне встречаются лиственные леса . Их населяют животные, большинство из которых живёт и в зоне смешанных лесов.

Пресс – секретарь :

Малая Елена - На юг от зоны лесостепи к Чёрному и Азовскому морям раскинулась безлесая территория – степная зона , которая занимает большую территорию Украины : 40 % . ( демонстрация на карте) Здесь растут в основном травянистые растения : ковыль, полынь, горицвет , мак , овсяница . Деревья и кусты встречаются на берегах водоёмов и в балках . Только там им хватает влаги. Животный мир в степной зоне скудный . Почти все животные имеют желто-серую окраску , большинство из них живёт в норах : суслики , хомяки , степные тушканчики .

Спец. Корреспондент : Серёгин Никита

В степной зоне обитает большое количество насекомых : бабочек , жуков , кузнечиков . Степь – это дом для самой крупной птицы Украины – дрофы . (демонстрация рисунков)

1. Какой вид деятельности преобладает в зоне степей и лесостепей ?

Б) сельское хозяйство .

2. Какая зима в зоне степей ?

А) холодная , малоснежная .

Б) мягкая , снежная .

В) тёплая , дождливая .

3. Какие из данных растений произрастают в степях ?

А) подснежник , хохлатка .

Б) ромашка , зверобой .

В) горицвет , ковыль .

4. Какой заповедник находится в степной зоне ?

Б) Аскания – Нова

5. Какая из степных птиц занесена в Красную Книгу Украины ?

Б) жаворонок степной

6. Почему животные степной зоны имеют желто-серую окраску ?

А) это их отличает их от животных из других зон .

Б) это делает их менее заметными для хищников

на фоне пожелтевшей травы .

В) этот цвет им больше нравится .

Подведём итоги о природе зоны лесостепи

Проверим тесты.

- Объявляется перерыв в заседании . .

Мы немножко отдохнём : встанем , глубоко вдохнём .

Руки в стороны , вперёд, отправляемся в поход . /шагают/

А теперь все дружно станем, отдохнём мы на привале .

Вправо , влево повернись, лесу низко поклонись.

Вверх на солнце посмотрели, всех лучи его согрели.

Теперь друг другу улыбнитесь и за парты все садитесь .

- Мы продолжаем заседание пресс – клуба .

Главный редактор :

Рыбалко Владислав - Украинские Карпаты – горы средние по высоте. ( демонстрация на карте) Их образовали несколько горных хребтов. Между ними раскинулись живописные долины, покрытые цветущими травянистыми растениями. Многие из них являются лекарственными .

Пресс – секретарь :

Маркина Виктория Карпатские горы – это место в Украине , где выпадает больше всего осадков. С гор течёт множество ручьёв и рек . У подножия и на склонах гор растёт лиственный лес. Чем выше подниматься в горы , тем чаще встречаются хвойные деревья .

Фотокорреспондент :

Сеньков Артур - В Карпатских горах живут различные птицы и звери .

какая экологическая проблема последние годы происходит в Карпатах?

Неправильное ведение лесного хозяйства, несанкционированная добыча гравия и песка со дна рек.

Проверка на доске .

Что в итоге мы можем сказать о зоне Карпатских гор.

Природа богата, но человеку следует серьёзно задуматься над своими действиями.

Главный редактор :

Михайлов Валентин - Южный берег Крыма – это живописный уголок страны. Целебный морской воздух , тёплая морская вода, минеральные источники , экзотическая растительность – всё это создаёт прекрасные условия для отдыха людей.

Пресс – секретарь :

Бурлака Яна - Крымские горы являются влажным островом в сухом Крыму . В горах встречаются скалы фантастических форм, есть также загадочные пещеры и глубокие колодцы . А растительность , как и в Карпатах, меняется от подножия к вершине . В Крымских горах можно полакомится фисташками и кизилом , полюбоваться крокусами и гиацинтами, встретиться с разнообразными животными .

Интервью.

Корреспондент : Почему климат Южного берега Крыма сильно отличается от климатических условий других природных зон Украины ?

1 работник : Здесь солнечные лучи падают прямо и прогревают не только сушу , но и море. Чёрное море долго остывает, согревая теплом побережье всю осень и зиму . А с северной стороны Крымские горы защищают от холодных ветров со стороны материка . Поэтому климат у нас субтропический !

Корреспондент : У вас выращивают вечнозелёные растения, которые привезены из тёплых стран . Что это за растения ?

1 работник : Особенности наших климатических условий позволяют выращивать такие растения , как кипарисы , магнолии , инжир , миндаль . ( демонстрирует иллюстрации)

Корреспондент : А какое , на ваш взгляд, самое интересное растение из коренных жителей Крыма ?

2 работник : ( демонстрирует фотографию) Привлекает внимание земляничное дерево . Его красивый кораллово – красный ствол сразу бросается в глаза . Кора дерева совершенно гладкая , без всяких трещин . Наружный слой коры тонкий, как бумага , ежегодно сбрасывается . После этого ствол становится светлым , зеленоватым , а со временем он снова приобретает красную окраску . И это единственное вечнозелёное лиственное дерево в природе Крыма .

Корреспондент : А почему его назвали земляничным деревом ?

2 работник : Его плоды внешне напоминают землянику . Ягоды сочные и сладковатые .

Корреспондент : Спасибо за интересную беседу .

Подведём итоги. Какой климат в Крымских горах?

В Крымских горах природа богата и разнообразна - водятся животные разных групп, поскольку есть все необходимые условия для их жизни

Вот мы и побеседовали обо всех природных зонах Украины. Нам осталось поговорить о взаимодействии человека и природы . Поскольку деятельность людей очень часто имеет губительные для природы последствия .

Стихотворения Александра Яшина :

1 ученик : Мы безмерно богаты, в наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых – просто диву даёшься !

Но спросите иного , что он знает о птицах ,

Пусть ответит толково – и , гляди , удивится :

2 ученик : Как же , фауна , дескать ,

Как же , наше богатство –

На полях , в перелесках

Так сказать , птичье царство …

1 ученик : Птичье царство , и только .

ученик : Ну , дрозды , ну , синички …

Где запомнить все клички ,

Просто птички – и только .

3 ученик : А цветы разве знаем на лугах ? Разве ценим ?

Всё травой называем , а подкошены – сеном .

4 ученик : И с деревьями то же : роща в общем и целом …

Ель от пихты не можем отличить грешным делом .

5 ученик : И , конечно , тревожно , что порой мы безбожно

Не храним , что имеем , не щадим , не жалеем .

6 ученик : Ни за что не в ответе , словно самую малость

7 ученик : Не хозяева вроде, так добро своё губим .

А гордимся природой и отечество любим !

Сможем ли мы жить без чистого воздуха, родниковой воды, животных , растений ?

Уничтожить природу легко , а сберечь – тяжело .

Откройте учебник стр. 140. Выборочные вопросы и ответы.

Что наносит большой вред окружающей среде?

Какой непоправимый вред был нанесён всей природе Украины?

Какие природоохранные мероприятия необходимо проводить?

3 ) блиц – опрос .

1. Когда была создана Красная Книга Украины ?

( в 1980 году )

2. Сколько в Украине открыто крупных заповедников ?

3. Назовите старейший в стране заповедник и в какой области он находится ?

( Аскания – Нова , 1875 год , В Херсонской обл.)

4. Назовите самый молодой заповедник Украины.

( Медоборы , 1990 год , Тернопольская обл. )

5. Какие заповедники находятся на территории Донецкой области ?

( Хомутовская степь , Каменные Могилы , Великоанадольский лес )

6. Какие растения, занесенные в Красную Книгу , вы знаете ?

( ландыши , первоцветы , венерин башмачок и др.)

7. Каких животных , занесённых в Красную Книгу , вы знаете ?

( дрофа , стрепет , зубры и др. )

Как дети могут помочь сохранить природу ?

V . Домашнее задание

Итог урока .

- Что интересного было сегодня на уроке?

Какие задания вам показались наиболее интересными ?

- Слово предоставляем нашим независимым экспертам.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект окружающий мир 4 класс

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ УКРАИНЫ. КАРТА ПРИРОДНЫХ ЗОН

Цель: раскрыть причину разнообразия природы Украины; сформировать понятие о природных зонах; развивать наблюдательность, мышление; воспитывать бережное отношение к природе Украины.

I. Организационный МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

2. Тематическое оценивание

И уровень-каждое задание оценивается в 1 балл.

II уровень-каждое задание оценивается в 2 балла.

III уровень-каждое задание оценивается в 3 балла.

Максимальное количество баллов-24.

Для оценивания нужно поделить сумму набранных учеником баллов на два.

Дайте правильный ответ.

1. В каком полушарии находится на карте наша Родина?

2. На каком материке мы живем?

3. Какая страна граничит с Украиной на севере?

4. С каким государством Украина граничит на востоке?

5. Какая самая большая река Украины?

6. Азовское море больше, чем Черное.

7. В Украине нет болот.

8. Крым богат на соленые озера.

Азовское, Аравийское, Черное.

10. Подчеркните названия рек Украины.

Ялпуг, Днестр, Свитязь, Дунай, Днепр, Южный Буг.

11. Почему родниковая вода чистая?

а) ибо она проходит через слои земли и очищается;

б) потому что в ней нет рыбы.

12. Дополните утверждение.

Большие и глубокие, с крутыми склонами углубления называют.

Овраги с пологими и заросшими растительными склонами называют.

13. Подчеркните, что входит в строения холма.

Вершина, склон, балка, подножие, полонина.

14. Подумайте. Запишите свое рассуждение.

К каким горам относятся Крымские горы?

15. Найдите ошибки. Запишите каждое предложение правильно.

В Карпатских горах большинство озер большие, но мелкие.

Основными формами земной поверхности являются низменности и возвышенности.

Низменности обозначаются на карте желтым цветом, а возвышенности — зеленым.

Дайте правильный ответ.

1. Как называется столица Украины?

2. Какими морями омывается Украина?

а) черным и красным;

б) черным и Азовским;

в) Азовским и Балтийским.

3. Какие горы простираются на западе Украины?

4. По площади Украина в Европе:

5. Со сколькими государствами граничит Украина?

6. Исток — это место, где река заканчивается.

7. В Черное море впадают все реки Украины.

8. Каждая река имеет левый и правый берега.

Днестр, Волга, Днепр, Южный Буг.

10. Подчеркните названия озер Украины.

Ялпуг, Днестр, Свитязь, Дунай, Сиваш, Днепр, Южный Буг.

б) самостоятельное водное пространство;

в) часть океана, которая вдается в сушу.

12. Дополните утверждение.

Большие пространства суши с почти ровной поверхностью-это .

Повышение на равнине-это .

13. Подчеркните, что входит в строении горы.

Вершина, склон, балка, подножие, полонина.

14. Подумайте. Запишите свое рассуждение.

Сравните озеро и море. Чем они отличаются?

15. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Самая высокая вершина Карпат-Роман-Кош.

Углубление, по которому течет река, называется приток.

Азовское и Черное моря — это моря Тихого океана.

— Любите ли вы путешествовать?

- Однородна ли природа Украины?

— Сегодня на уроке вы узнаете о разнообразии природы Украины.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя с элементами беседы

- Если странствовать по суше с севера на юг, то можно наблюдать, что обширные участки земной поверхности с одинаковой природой сменяют друг друга. Такие участки Земли называют природными зонами.

Природная зона — это местность со своеобразным климатом, почвами, растительным и животным миром.

Украина занимает выгодное географическое положение для жизни населения и хозяйственной деятельности человека. Природа Украины богата и разнообразна.

Ее территория находится в пределах географического пояса, в котором выделяют природные зоны смешанных лесов, степи.

Взгляните на карту природных зон и поразмышляйте, почему на ней изображены разного цвета полосы. (Рассуждения учеников.)

- На карте изображены разного цвета полосы. Так условно обозначают природные зоны. Небольшой участок Украины относится к зоне субтропиков. Также на территории Украины есть два горных района — Карпаты и Крымские горы.

Каждая природная зона постепенно переходит друг в друга, имеет свои климатические условия, природные ресурсы, почвы, растительный и животный мир. Лишь перечислив природные зоны, можно сделать вывод о разнообразии природы Украины.

2. Работа по учебнику (с. 131-134)

Ученики отвечают на вопросы на с. 131.

- Что называют природными зонами?

- Как меняются природные зоны на земном шаре?

— Ученики работают по заданиям учебника на с. 132-133.

- Прочитайте и запомните выводы на с. 134.

— Какими словами вы обогатили на уроке свой словарь?

V. обобщение и систематизация полученных знаний

1. Работа в группах

— Рассмотрите физическую карту Украины и карту природных зон Украины.

- Как обозначаются природные зоны на карте?

— Сравните физическую карту и карту природных зон. Чем они различаются?

Местность со своеобразными временами года, погодой, почвами, формами земной поверхности, растениями и животными называют.

- Как природные зоны обозначаются на карте Украины?

- Определите, какие природные зоны есть на территории Украины. (Смешанные леса, лесостепь, степь, горы — Карпаты, Крымские горы)

2. Работа в парах

- Отметьте правильный ответ.

1. Почему природа Земли разнообразна?

а) ибо на ее поверхность попадает неодинаковое количество солнечного света и тепла;

б) потому что есть разные формы земной поверхности;

в) Потому что на Земле меняются времена года.

2. Природные зоны — это:

а) тепловые пояса Земли;

б) участки земной поверхности со своеобразным климатом, природой.

3. Какие природные зоны выделяют в северном полушарии?

а) арктические пустыни, тундра, тайга, степи;

б) арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степи, пустыни.

4. Какие природные зоны есть в Украине?

а) Арктика, тундра, тайга, степи, пустыни;

б) смешанные леса, лесостепь, степь, сухие субтропики, горы Карпаты, Крымские горы;

в) лесная зона, степная, Крымские горы, горы Карпаты, зона пустынь.

5. Пронумеруйте, в какой последовательности расположены природные зоны Украины с севера на юг.

Южный берег Крыма; зона степи;

зона лесостепи; зона смешанных лесов.

6. В какой природной зоне находится твой областной центр?

а) смешанных лесов;

7. В какой природной зоне находится Киев — столица нашего государства?

а) смешанных лесов;

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

- Что такое природная зона?

- Что является одинаковым в природной зоне?

- Чем определяется погода естественной зоны?

Связи между неживой и живой природой существуют в природной зоне?

- Какая географическая карта поможет вам изучать природные зоны Украины?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник (с. 131-134).

— Поэты воспевают Украину, ее сказочную природу в своих стихах. Подберите стихи, в которых упоминаются природные зоны Украины.

Бывает, часом сліпну від краси.

Остановлюсь, не пойму, что оно за чудо,—

Эти степи, это небо, эти леса,

Все так красиво, чисто, незрадливо,

Все как есть-дорогая, яворы,

Все мое-все зовется Украина.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 219 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.12.2021 84
  • DOCX 18.8 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фильчанова Алла Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование : карта природных зон Украины.

Тип урока : комбинированный

Ход урока

1.Организация класса

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

1.2.Минутка наблюдения Слайд № 1

  • За живой природой; Слайд № 2
  • Какие изменения произошли с растительным миром зимой?
  • Какие изменения произошли с животным миром?
  • Какие виды хозяйственной деятельности людей вы наблюдаете?
  • За неживой природой; Слайд № 3
  • Какое состояние неба?
  • Какая длительность дня(ночи) зимой?
  • Какая температура воздуха?
  • Какая температура почвы (водоёмов) зимой?
  • Были ли осадки сегодня?
  • Какое направление ветра?
  • Народные приметы, пословицы, загадки.
  • Зима морозная – лето жаркое.
  • Зима со снегом – лето с дождём.
  • Иней на деревьях – к морозу, туман – на оттепель.
  • Январь – года начало, зиме – средина.
  • Январь наступает – мороз людей обнимает.
  • Снег на полях – зерно в закромах.
  • Белая зима и чёрное сено съест.
  • Зима не длинная, да у неё рот велик.

2.Проверка домашнего задания

Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке? Слайд № 4

Тестовое задание.

1. Природная зона арктических пустынь расположена.

с) на островах Тихого океана

т) на островах Индийского океана

у) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Зона тундры расположена .

и) севернее арктических пустынь

к) южнее арктических пустынь.

3.К тундровым растениям относятся.

п) верблюжья колючка, саксаул, кактус

р) карликовая ива, мох-ягель, черника

с) кедр, осина, пальма.

4.В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы

б) дубы, сосны, ели

в) берёзы, липы, лиственницы.

5.Характерный признак зоны степей — это .

и) сплошной травянистый растительный покров

к) обилие хвойных деревьев

л) обилие мхов, лишайников, кустарников.

6.Какое растение встречается в пустыне?

7.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

3.Подготовка учащихся к активному осознанному усвоению знаний

Ребята, прочитайте внимательно тему урока и подумайте, что вы ожидаете от этого урока? Слайд № 7

─ Какие задачи поставите перед собой?

─ Что нового хотели бы узнать?

  • Понять причину разнообразия природы на нашей планете, особенно на Украине;
  • Рассмотреть как изменяются природные зоны с севера на юг Украины;
  • Больше узнать о такой природной зоне Украины как смешанные леса.
  • Я надеюсь, что на все эти вопросы вы получите ответы в течении нашего урока.

4.Усвоение новых знаний

Рассмотрите карту природных зон Украины. Каким цветом обозначаются природные зоны на карте? (Разным цветом).

Украина занимает выгодное географическое положение для жизни населения и сельскохозяйственной деятельности человека. Природа Украины богата и разнообразна.

Каждая естественная зона постепенно переходит одна в другую, имеет свои климатические условия, природные ресурсы, почвы, растительный и животный мир. Лишь пересчитав природные зоны, можно сделать вывод о разнообразии природы Украины.

4.3.Зона смешанных лесов

Одним из заданий нашего урока подробнее узнать о природной зоне Украины – смешанных лесов. Слайд № 9

Затем представитель группы представят нам свой материал. После того, как представители каждой группы ознакомят нас с материалом, остальные члены групп подготовят и зададут вопросы по своему материалу. Будьте внимательны!

4.4.Самостоятельная работа с дополнительным материалом по группам.

Зона смешанных лесов расположена на северной части Украины. Она занимает 20% территории. Протяженность с севера на юг на 150-200 км. Эта природная зона самая равнинная территория Украины, преобладают равнины. В неё входят Волынская, Ровенская, Житомирская, Киевская, Черниговская область и небольшие части Львовской, Хмельницкой и Сумской.Зону смешанных лесов называют Украинским Полесьем. Это край болот, больших и красивых озёр, огромных лесов.

Климат Украинского Полесья умеренно-континентальный, с тёплым, влажным летом и мягкой зимой. Средняя температура января -4°С— 8°С, средняя температура июля +17°С—+19°С. Средняя длительность безморозного периода 160-180 дней. Эта природная зона самая влажная и равнинная территория Украины. За год здесь выпадает 600-700 мм осадков, большая часть которых выпадает летом.

Переход от одного времени года к другому проходит постепенно. Весна длительная, с частой сменой холодной и тёплой погоды. Снег тает долго. Лето тёплое, но не жаркое, дождливое. Переход от лета к осени постепенный, с частым возвращением тёплой погоды.

Зима мягкая, пасмурная, с частыми оттепелями. Высота снегового покрова в феврале доходит до 20-30 см. В целом климатические условия зоны смешанных лесов благоприятны для сельскохозяйственной деятельности. Почвы серые и бурые лесные, болотистые. Для них характерно большое количество перегноя и избыточное увлажнение. 30 % территории занимают леса, остальное – сельскохозяйственные угодья и болота.

Самостоятельная работа с текстом учебника (с.120-121)

В зоне смешанных лесов растения растут ярусами. Верхний ярус образуют деревья. Средний, который называют подлеском, - кусты. Нижний – травянистые растения и грибы.

В северной части зоны смешанных лесов преобладает хвойное дерево – сосна обыкновенная и лиственное – дуб обыкновенный. Южнее, кроме дуба, рядом с сосной растут граб, берёза, липа, осина, клён, ольха. Подлесок образуют кусты ежевики, шиповника, барбариса, орешника, малины. На заболоченных местах распространены брусника и черника.

Полесский заповедник (Слайд 20)

развивающие: развитие познавательного интереса у дошкольников к окружающему миру; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях животного мира; стимулировать активность и любознательность ребенка;

развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, дослушивать до конца, поднимать руку, если готов ответ на вопрос.

ВложениеРазмер
puteshestvie_po_prirodnym_zrnam_zemli_otkrytoe_zanyatiea.docx 283.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (ОДО)

по познавательному развитию

"Путешествие по природным зонам Земли"

Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах

обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях животного мира;

развивающие: развитие познавательного интереса у дошкольников к окружающему миру; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях животного мира; стимулировать активность и любознательность ребенка;

развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей;

воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, дослушивать до конца, поднимать руку, если готов ответ на вопрос.

Ход: Дети заходят в группу, здороваются.

1, 2, 3, 4, 5- не будем отвлекаться.

1, 2, 3, 4, 5- начинаем заниматься.

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!"

- Ребята ! Угадайте загадку.

На столе передо мной.
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю …

-Правильно это глобус!

- Ребята, а что же такое глобус? Глобус – это модель нашей земли.

-Послушайте тогда еще одну загадку: "

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

- А что такое карта? Это тот же глобус, только в развернутом виде.

- Ребята, а как вы думаете, на земном шаре везде одинаковый климат? Нет, это зависит от попадания солнечных лучей на землю (картинка)

- Что такое климат? Климат – это погодные условия. И в разных точках земного шара климат разный, где-то жара, где-то холод.

Воспитатель: Посмотрите пожалуйста, какие цвета вы видите на карте?

Дети: На карте мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.

Воспитатель: Что же означает все эти цвета?

Дети: Зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни ; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег.

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели карту, вспомнили, что означают разные цвета на ней, а сейчас мы отправимся в кругосветное путешествие по природным зонам Земли.

А то такое природные зоны Земли? часть земли с определенным климатом, растениями и животными. Правильно.

-А какими должны быть путешественники. Смелыми, отважными, умными, дружными. Нам предстоит выяснить, какие существуют природные зоны, узнать их климатические особенности, и побывать в роли путешественников. Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, зарисовывать все вот в таких листах, чтобы навсегда запомнить наше путешествие. Каждый из вас получает листы-путеводители .

А отправимся мы в путешествие на корабле. Прошу занимайте места. ( дети садятся в импровизированный корабль) Раздается гудок.

- Начинаем наше путешествие! Берем бинокли. Плывем на корабле.

Смотрим, где мы находимся? Ответы детей (в Арктике)

- А как ещё называют эту природную зону? Ответы детей (царство льда и снега).

- Почему она получила такое название? много снега, льда, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние.

-Какие животные живут в Арктике? (расставляем на карте животных)

- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

А как же толстый слой жира спасает животных . Давайте проведем опыт

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).

– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.

– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).вытирайте ручки влажной салфеткой.

- Зарисовываем в наших листах - путеводителях первую картинку нужно соединить все точки. ( получился медведь)

– Итак, наше “путешествие” продолжается. (берем бинокль, гудок парохода)

–Что это за природная зона? Ответы детей (тундра ).

- Что указывает на то, что это – тундра?

Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет землю, много болот).

А какие животные живут в тундре? олени, волк, куропатки.

- Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?

У животных густой мех .

- В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.

Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости (можно использовать цветочные горшки), наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно).

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.

- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю.) Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

Проделываем то же самое со вторым горшком.

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть - стекло.

Воспитатель: В тундре, конечно, не стекло мешает воде. За длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля, поэтому тундру называют "вечной мерзлотой". Любая ямка канава, впадина в тундре быстро наполняется водой. Поэтому-то и образуются болота.

Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку нужно соединить все точки. ( получился олень)

Ну а теперь пришла пора немного отдохнуть.

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Отправляемся путешествовать дальше. (берем бинокль, гудок парохода)

- Кто догадался, где мы находимся? В зоне лесов

- Какое значение для человека и животных имеет лес? Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; источник ягод, грибов.

А какие животные здесь живут? Бурый медведь, лиса, волк, белка….

Дети расставляют животных на карте.

Зарисовываем в наших листах - путеводителях картинку , нужно соединить все точки.

Продолжаем наше путешествие (гудок) . Давайте возьмем бинокли.

"Очень жаркая она.

Солнце, лето круглый год

Море, пальмы и песок.

Тут пустыни жаркие,

Звезды ночью яркие."

Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона? Пустыня.

-А какие животные здесь живут? Верблюд, скорпион, тушканчик, варан.

-Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?

Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т.д

Где скрываются животные от жары? Ответы детей (в норах, в тени камней).

- Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).

Но есть место в пустыне , которое называется Оазис – это место с пышной

растительностью в пустыне. ( картинка)

Давайте расставим животных на нашей карте.

Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку (получился у нас верблюд)

Продолжаем наше путешествие . Давайте возьмем бинокли. (гудок парохода)

Что за природную зону мы видим? Саванна

На Земле нет такого места больше нигде, как в саванне, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных.

А какие животные обитают в саванне? Жираф, слон, бегемот.

Давайте расставим этих животных на карте.

– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать?

Но нам пора возвращаться домой (гудок парохода) картинка Санкт-Петербурга) Спускаемся с корабля на Землю, становимся в кружок.

1.Что такое природная зона? часть земли с определенным климатом, растениями и животными;

2. Что понравилось больше всего в путешествии?

3 Что вам запомнилось?

4. Вы хотели бы стать путешественником?

5 Что такое климат? Климат- это погодные условия.

6 Кто может долго обходиться без воды? верблюд

7 В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

8 Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

9 Назови природную зону, где много болот? Тундра

10 Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)

11 В какой природной зоне живет слон? Саванна

12 А как еще называют Арктику? Царство льда и снега

растительностью в пустыне

14 В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

15 Белый медведь ест малину? (НЕТ)

Спасибо! Наше занятие окончено!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Этот вид деятельности направлен на развитие у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;- развитию умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями.


Проект "Природные зоны земли"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Проблема экологического образования – одна из са.


презентация к проекту "Природные зоны земли"

Описание реализации проекта.


"Природные зоны Земли".

Творческо-информационный проект для родителей.


Проект "Природные зоны Земли"

Содержание работы включает этапы реализации проекта, итоги работы.


Природные зоны земли

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. формирующее представления о природно - климатических зонах, животном и растительном мире, климате.


"Природные зоны земли"

Развитие познавательной активности детей разновозрастной группы через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на планете Земля.

Читайте также: