История русского театра конспект

Обновлено: 05.07.2024

Большая история русского театра изложена в многочисленных трудах искусствоведов и мемуарах театральных деятелей. Вам предлагается краткая летопись, чтобы освежить память любителям этого универсального искусства.

С чего началась история русского театра

Самыми древними театральными представлениями на Руси можно считать уличные спектакли профессиональных странствующих комиков (Скоморохи). В 16 веке церковь разработала священные сцены из Ветхого Завета.

В 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I, был открыт первый светский театр в России. На подмостках представляли пьесы на библейские темы. В 1702 году, по указу Петра Первого, на Красной площади в Москве был построен первый публичный театр. Зал вмещал несколько сотен зрителей. Там играла немецкая труппа. Петр I превратил театр из придворного в национальное учреждение. Петр I желал, чтобы играли по-русски, и был недоволен современным репертуаром. Царь требовал пьес не слишком грустных, не слишком серьезных, не слишком смешных.

Первый театр был построен в Санкт-Петербурге в 1752 году. Здесь играл актерский ансамбль мирян из Ярославля, существовавший с 1750 года. Руководителем был актер Федор Волков (1729 — 1763); он считается основателем русского театра.

С 1757 года женские роли в общественных театрах впервые были представлены женщинами. Долгое время богатые русские люди содержали свои домашние театры.

Становление театра в России

В конце 18 века в Москве насчитывалось около 15 частных театров с оркестрами, оперными ансамблями и даже балетными труппами, где артисты были крепостными. Частные театры существовали и в провинции. К примеру, театр в усадьбе, в селе Баловнево Данковского уезда.

В 19 веке театральная жизнь в России изменилась. В 1806 году был основан Императорский театр. Театры уже содержались на государственном попечении.

В первый период истории русского театра сформировалась особая школа с общностью художественных средств, звука и стиля игры. В тоже время русским театрам была более присуща французская школа, она преобладала почти 100 лет. Красота внешних художественных приемов, была присуща французской театральной школе. Кроме того, на стиль включал тщательную проработку деталей. Все это внесло глубокое уважение к искусству лучших русских актеров и уважение в среде их западных коллег.

В истории русского театра были эпохи, которые были беспрецедентными по количеству великих талантов, которые сияли на сцене одновременно.

Русские театры конца XIX — начала XX века характеризовались большой творческой активностью и поиском собственного стиля. Когда Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали МХАТ в 1898 году, это было выдающееся событие в истории не только русского, но и мирового театра.

Развитие русского театра

В советский период (после революции.) полтора-два десятилетия были отмечены небывалым подъемом театрального движения. В основе – творческий поиск в новой культуре. Так родилась великая Советская театральная школа, которая и сейчас считается апогеем мирового театрального искусства.

Работа таких режиссеров, как Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров и Евгений Вахтангов, относится к этому периоду. Кроме того, в провинции страны народные театры много внесли в массовое увлечение театральным искусством. Самодеятельные коллективы вносят свою лепту и сейчас.

Несмотря на все противоречия, советский период был особенно плодотворным для театральной индустрии. В то время было много отличных режиссеров и актеров. Такова краткая история русского театра, который был и остается главным источником вдохновения в творческой сфере.

Материал рекомендуется, тем кто создает сценарий событий по теме: День театра в России.

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Внеклассное занятие.docx

Внеклассное занятие

Учитель начальных классов:

Юрина Елена Владимировна

ГБОУ СОШ с. Константиновка

– обучающая: познакомить учащихся с историей возникновения театра;
– развивающая: развивать кругозор, коммуникативные умения, воображение, внимание, память, эстетическое чувство, артистические способности; научить учащихся видеть прекрасное, пользоваться театральной лексикой;

– воспитательная: воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу, способствовать развитию классного коллектива.

Класс заранее делится на 2 команды.

Ребята, посмотрите на доску и попробуйте отгадать, о чем мы будем сегодня с вами разговаривать.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке.

А что же было раньше? Хотите узнать, давайте отправимся в путешествие в далекое прошлое.

Посмотрите на ленту времени. Русский театр зародился в глубокой древности и проявился в народном творчестве.

Итак, на раннем отрезке времени – до нашей эры, жители племён участвовали в охотничьих обрядах.

На Руси чаще всего одевались в медвежью шкуру с головой зверя, на которого выходили с рогатиной. Человек изображал уже не себя — он лицедействовал. Он как бы превращался в добычу.

Вернемся к ленте времени. Мы вели разговор о языческой Руси.

Язычество не позволяло объединить все княжества. Князь Владимир, победив своих братьев в междоусобной войне, принял решение – крестить Русь, что позволило объединить все земли.

С принятием на Руси христианстваиз языческих обрядов постепенно уходит магическое и преобладает игровое театрализованное начало.

Из трудовых и календарных обрядов родился русский хоровод. Во время хороводов происходило не только общение и веселье. Парни выбирали здесь будущих невест, а девушки присматривали мужей. Хоровод подталкивал население к созданию рукотворных нарядов и украшений. На подобные игрища собирались молодые люди в лучших одеждах. Девушки облачались в красочные головные уборы, украшали себя цветастыми платками, ожерельями и лентами, даже если на покупку подобных аксессуаров приходилось потратить немалые деньги.

Из охотничьих обрядов – медвежья потеха. В прежние времена медвежья потеха носила более глубокий смысл, связанный с верой во всеведение медведя. Так в Калужской и Тульской губерниях в начале прошлого столетия считали, что тот двор чистый, у которого медведь сам остановится, а куда он не идет, упирается – тот несчастливый дом.

Самым театрализованным обрядом на Руси была свадьба. Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — оберег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

Скоморохи чаще всего высмеивали в своих выступлениях боярина, помещика.

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете.

Петрушка был куклой на пальцах. Такими куклами и теперь играют во многих театрах мира. Актер с куклой на пальцах стоит за ширмой, подняв руку. Кукла видна над ширмой.

Смешное в этом герое было то, что когда он выходил на "сцену", он тут же начинал бить всех палкой, а в конце представления выходила смерть и уводила Петрушку со сцены за его длинный нос.

С наступлением XX века "Комедия о Петрушке" начинает быстро разрушаться. Блюстителей порядка раздражали содержание некоторых сцен, грубость и циничность выражений, аморальность поведения героя. Положение Петрушки еще более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей.

История Петрушки на этом закончилась.

В дореволюционной России существовал домашний театр.Первые спектакли ставил священник Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы.

Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.

Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора.

Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра.

Самарский академический театр драмы имени М. Горького – это его современное название. В разные годы он также именовался Самарским городским театром, Самарским театр драмы, драматическим театром Средне-Волжского края и Куйбышевским академическим театром драмы им. М. Горького.

Театр в Самаре ведет отсчет своей истории с 1851 года.

Пришло время узнать, представители какой из команд были наиболее сосредоточенными и смогут ответить на следующие вопросы. Каждой из команд по очереди задается вопрос. Стоимость каждого вопроса – 1 балл. Если одна команда не знает ответа, то ход передается другой команде.

Тема нашего урока? (история русского театра)

Проявление народном творчества произошло… ( в глубокой древности)

Самый театрализованный обряд на Руси (свадьба)

Кого из артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем, Матреной Ивановной (медведя)

Петрушка – это (кукла на пальцах)

Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России положено приказом (императрицы Елизаветы Петровны)

Театр в Самаре ведет отсчет своей истории ( с 1851 года)

Народный драматический коллектив сельского дома культуры с. Контантиновка называется (Наш театр)

Зарождение, становление и развитие русского театра


Театральное искусство издревле привлекало людей на Руси. Скоморохи, бродячие музыканты веселили их на ярмарках, во время народных гуляний.

Впервые придворные театры появились при Михаиле Романове. Их инициатором стал боярин Матвеев А. Он стоял во главе Посольского приказа, часто бывал за границей, где и увидел выступление актёров. Именно по поручению Матвеева была организована первая труппа и даже построено специальное помещение. Первой пьесой стала библейская легенда об Артаксерксе. Произошло это в 1672 г.

А первым режиссёром в России был немец – Иоганн Грегори.

По примеру этого театра стали создаваться придворные театры во многих домах бояр и дворян. Очень полюбились ими представления. Актёрами были в основном крепостные крестьяне, хотя и свободные талантливые люди тоже приглашались.

Одновременно в 17 веке создавались школьные театры. Первый такой театр был открыт при Славяно-греко-латинской академии.

18 век - это период расцвета русского театра. Сначала при Петре I на Красной площади построил первый публичный театр. Сюда приглашались даже зарубежные труппы. Спектакли ставились как российских авторов, так и иностранных.

При Анне Иоанновне театр построили в Санкт-Петербурге. Талант знаменитого Александра Сумарокова расцвёл именно в это время необыкновенно. Его пьесы ставились во многих театрах страны.

Первые государственные театры, содержащиеся за счёт казны, появились при Елизавете Петровне. В 1750 году в Ярославле Фёдор Волков создал первый постоянный профессиональный театр. В 1756 году его приглашают в Санкт-Петербург. На Васильевском острове был воздвигнут Императорский театр, первым его директором был А.Сумароков.

Одним из первых профессиональных актёров стал Иван Дмитриевский, игравший в труппе Волкова. Позже он стал ведущим актёром Императорского театра.

Известные композиторы 18 в: Соколовский, Пашкевич, Бортнянский

Такое впечатление, что рождение русского театра Создатель оттягивал как мог. В Древней Греции уже блистали имена величайших драматургов — Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Римская империя гордилась именами Теренция, Плавта, Сенеки, и сам император Нерон в качестве актера выходил на просцениум. В Древней Индии полу-святыми почитались Бхаса, Калидаса и Шудрака — а на территории Руси еще только завершалось великое переселение народов, и многочисленные племена — весь, чудь, меря, кривичи, смоляне, древляне — насмерть боролись за леса и охотничьи угодья, что, надо сказать, очень задерживало развитие русского национального театра.

petrushka

При сыне Алексея Михайловича, Петре Первом, в Россию стало приезжать много иностранных гастролеров. Необходимость создания национального театра стала понятна и дураку. Но Петр Первый был не дурак и театром не интересовался, а строил корабли и стриг бороды боярам. Крестным отцом русского театра можно смело считать прусского короля Фридриха Вильгельма, который в 1659 году основал первый в мире кадетский корпус. Отсюда все пошло. Прусские кадетские корпуса к театру, впрочем, отношения не имели, зато имели российские. В Россию идею создания кадетских корпусов почти сто лет спустя привез русский посланник в Пруссии, кабинет- секретарь царицы Анны — П. И. Ягужинский, очевидно, знакомый с Фридрихом, но почему-то задержавшийся с приездом. И едва он её привез, как сразу и повелось при кадетских корпусах создавать актерские труппы, а дворян кадетов обучать актерскому делу.

В связи с этим и Ягужинского, и царицу Анну можно с полным правом отнести к тем, кто стоял у истоков русского профессионального театра. А поскольку Первый кадетский корпус — он же Шляхетный — разместился в 1731 году в бывшем дворце Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове, то не грех будет и Александра Даниловича причислить к отцам русской сцены, хотя он к тому времени умер, и к сцене, говорят, никакого отношения не имел. Но если от торговца пирожками до подручного царя — один шаг, то Александр Данилович вполне мог сделать еще пол-шага и до отца русского театра. Как видим, он его сделал, хотя и после смерти. Труппа Шляхетного корпуса, однако, не стала первым русским театром, потому что спустя 25 лет первый Российский театр решила основать императрица Елизавета Петровна. Она выписала из Ярославля труппу купца Федора Волкова, но на всякий случай и ее направила в тот же Шляхетный корпус.

С тех пор, во- первых, ярославские купцы стали толпами приезжать в Петербург и открывать тут свое дело, а во-вторых, в Шляхетном почти перестали учить на кадетов, а корпус превратился, по сути, в театральную школу, из стен которой потом вышел весь первый русский театр в полном составе, а также прославленные драматурги А. П. Сумароков и В. А. Озеров, причем Сумароков сразу перешел в штатские, а Озеров так и умер генерал-майором — но позже.

Читайте также: