Воспитательная деятельность современного педагога конспект

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1121 0

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Новосибирска

Воспитательная деятельность

педагога в современных условиях

подготовила

Воспитательная деятельность педагога в современных условиях

Ученый стремится не столько описать неизменное,

сколько найти неизменяющиеся описания меняющегося.

В современной педагогике широко распространена одна из концепций процесса воспитания, в которой воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающая воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания: социологического, психологического, технологического, социально-психологического.

Цели воспитательной деятельности педагога

Следует отметить, что воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества), воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Процесс воспитания имеет многофакторный характер. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Известно, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний как положительного, так и отрицательного характера соответственной корректировки. Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.

Процесс воспитания – процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь), и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, что поступает от воспитанников. Чем больше такой информации у воспитателей, тем целесообразней воспитательное воздействие.

Таким образом, назначение воспитателя – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

Воспитатель и воспитанник в педагогической технологии

Новые истолкования своего и чужого опыта,

плоды мышления всегда есть проект и

предвидения предстоящей реальности.

Ступени личностного становления и развития

Преддошкольное детство, которое включает в себя овладение своим телом и движениями, появление речи, которая станет средством общения с другими людьми и средством познания мира.

В школе функции воспитательной стратегии, по определению Н.Е.Шурковой, возлагаются на директора и его заместителей, которые разрабатывают содержание, формы, методы и средства воспитательного процесса. Педагог-воспитатель производит индивидуальную аранжировку всей системы воспитательных влияний школы, наблюдая за тем, как протекает индивидуальное развитие учащихся, формируется коллектив.

Современная литература подробно описывает все составные элементы педагогического профессионализма в разнообразных моделях мастерства учителей.

Условия педагогического мастерства учителей

Культурологическая подготовка педагога. Восхождение с ребенком к высотам культуры означает каждый раз воспроизводство и воссоздание достижений человеческой культуры.

Философская подготовка в профессиональной компетентности воспитателя. Способного воспринимать окружающий мир в духе общечеловеческих ценностей и идеалов, олицетворять и одухотворять вещи; владея этим приемом, он сможет научить этому детей.

Овладение педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребенка. Это умение тонко инструментировать воздействие, варьировать его как психологически обоснованный акт, благодаря ему корректировать отношения ребенка к миру, своим влиянием активизировать энергетику воспитанника, а в итоге максимально реализовать воспитательный потенциал планируемого сотрудничества с ребенком и составляет содержание педагогической технологии воспитателя.

Искусство влиять на этот процесс обусловлен еле уловимыми элементами (по времени они порой занимают доли секунды), которые трудно фиксируются, еще труднее выделить самостоятельный отдельный элемент, который, тем не менее, является началом будущего сотрудничества.

Воздействие придает черты искусства отношениям педагога с детьми: здесь играют важную роль мимика и жесты, пластика, лексический строй и интонация, внешний облик и содержание действий темпо-ритм, мелодика голоса. Палитра индивидуальных красок педагогической техники беспредельна и не подвластна методической номенклатуре. Существует некое таинство общения двух субъектов (педагог – дети, педагог – ученик), двух личностных миров. Вероятно, это и позволило К.Д.Ушинскому характеризовать педагогику как искусство.

И не менее важным условием педагогической технологии для коммуникации необходимы терпимость и сдержанность, умение видеть, но далеко не на все реагировать.

По определению М.И.Станжина сильный педагог – улыбающийся педагог.

Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы молодой человек не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком.

Не менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности. Демонстрируйте уважение к учащимся, не реагируйте бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают положительные черты характера. Умение старшего держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания.

Воспитателю не следует забывать азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов закладывается в умении считаться с интересами других людей, вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, в умении относиться к окружающим с тем вниманием, которого сам ждешь от них. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу – правила поведения воспитанного человека.

Отсюда следует, что педагогическая технология – это система профессионально значимых умений, обеспечивающих реализацию научно обоснованных для данного момента развития воспитанника воздействий в контексте организуемого взаимодействия воспитания на воспитанника или группу воспитанников.

Приоритеты воспитательной деятельности педагога

Проблема приоритетов в теории воспитания исследована мало, поэтому так ценны идеи К.Роджерса о том, что личность ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы, что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и будущее, что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания, что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления.

Освоение фасилитаторской деятельности как приоритетной – непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называются приоритетными: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условия адаптации в современном мире.

Ученые отмечают, что подлинным стержнем жизнеспособности человека в гуманизирующем обществе может быть только его способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, духовному самоукреплению на этой основе.

Исходя из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей, педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.

Учитель фасилитатор – это креативная личность, творческий потенциал которого постоянно растет. Психологи, исследовавшие креативность как личностное качество (Я.Понамарев, А.Лук, Д.Симпсон и др.) считают, что креативные (творческие) личности более разносторонни, инициативно включаются в деятельность и преобразуют ее в творческую, даже если деятельность представляется при первом взгляде как не предполагающая творчества. У такого педагога, как правило, есть немало разнообразных умений, более богатый опыт творчества в смежных с профессиональной областях деятельности, содержательные увлечения, что так важно для понимания детского сотворчества, соединения с воспитанниками. С.Братченко пишет, что фасилитативная способность – это сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть самим собой.

Функции воспитательной деятельности педагога

Если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная функция пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя его идеологию, стратегию, тактику;

Если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведения мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

Если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Здесь вместо запретов – помощь; вместо прямого требования – совместный анализ ситуации и поиск самостоятельных решений; вместо недоверия и назидательных монологов – доверие и уважительный диалог; вместо борьбы с недостатками – духовная поддержка детей.

Характеристики воспитательной деятельности

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности, как фактора гуманизации рассматривается эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность, способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия – это чувствование педагога в ребенке без оценки и принятия любого его переживания, независимо от способа выражения. Эмпатичный педагог не стыдит ребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ему свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенка силу, станет источником его невротизации. Эмпатия педагога – это умение выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им.

Принятие(по идеи К.Роджерса) – это твердая уверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности, политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на земле, и никто не имеет право его уничтожить.

Конгруэнтность – полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном. Открытость учителя лежит в основе готовности обсуждать с коллегами и воспитанниками любые проблемы.

Креативность – способность педагога к творчеству.

Суггестивность – способность воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Педагог создает благоприятную для самочувствия и настроения ребенка эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, необходимый для общения. В этих условиях педагог воздействует на детей собой, естественностью поведения, умением радоваться жизни, смеяться, грустить и т.д.

Способность к рефлексии – помощь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности.

Понимаем ли мы наших детей

Детство есть тайна, которая

откроется тому, у кого к этой тайне есть шифры.

Карл Ясперс

В современной научной литературе подчеркивается, что понимание педагогом ребенка обеспечивается при условии, если он располагает особыми способами расшифровки знаков детства – поступков детей и их поведения.

Помощь педагогу в процессе проникновения в мир детства оказывает герменевтика – специальная дисциплина, занимающаяся проблемой понимания. Это древнее, известное со времен толкования и понимания текущих текстов, которые и сегодня интенсивно развивается на основе идеи, высказанное в разное время такими выдающимися мыслителями, как Августин, М.Флациус, Ф.Вольф, В.Дильтей, Г.Фреи, Г.Шпет и др.

В процессе общения с ребенком целью педагога является анализ каждой конкретной ситуации с целью постижения глубинных (бессознательных) смыслов (мотивов) поступков и поведения детей.

Герменевтический подход помогает педагогу преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, объемом работы, стереотипами традиционных представлений о воспитательной деятельности – и в результате демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные решения, обогащение речевой культуры.

Одной из важных задач воспитательной деятельности педагога является создание благоприятной среды для творческого развития, процветания детей, приобщения к творчеству тех, кто до этого не имел склонностей, потребностей творить.

Этот параметр открывает опорный спектр этических норм, снимает ограниченность одного типа морали или идеологии и позволяющий воспринимать эти нормы эволюционно. Это формирует динамический интеллектуальный гомеостаз – внутреннюю готовность педагога к смене парадигм, исключает фанатизм и воспитывает терпеливость к иным вариантам педагогической идеологии и этики.

В процессе исследования внутреннего мира ребенка главным условием успеха является готовность педагога идти навстречу исследуемому человеку. Искусство понимания в данном случае требует от педагога связывания поступков детей со способами их переживания. В этом случае основным методом понимания становится эмпатия, а точнее эмпатическое понимание и эмпатическое слушание – методы, обладающие огромным потенциалом, самые тонкие и сложные способы познания, необходимые в ситуации непосредственного контакта педагога и ребенка.

Выпускник школы как главный результат воспитательной деятельности

Специфичным для воспитательной деятельности является удаленность во времени результатов воспитания: многое из того, что дает школа, проявляется позже на этапе взросления бывших учеников, в процессе переоценки ценностей. С этих позиций в качестве важного результата школьного воспитания может быть рассмотрен выпускник – человек, который выбрал и интегрировал в себя результаты многолетник и разнообразных воспитательных воздействий, влияний, действий и взаимодействий.

Критериями успешной воспитательной деятельности школы является физическое здоровье, психическое равновесие выпускников, их личностная, нравственная и гражданская зрелость, межкультурная коммуникативная и социокультурная компетентность, высокая самооценка, развитое чувство собственного достоинства, ответственность и способность сочувствовать людям.

Параметры воспитанности современных школьников

О результатах воспитания судить не просто: их трудно измерить, они удалены во времени и, что немаловажно, трудно установить, обязательно ли результаты, как положительные, так и отрицательные, берут начало именно в школе. Они могут быть следствием социальной ситуации: бедность-богатство, домашнее благополучие-неблагополучие, национальность, раса, культура, вероисповедание, семейные традиции…

Параметры воспитанности

ориентация воспитанников на общечеловеческие ценности с самого раннего детства,независимо от их национальности, вероисповедания, установок в семье. Педагог должен помнить, что каждый ребенок – житель планеты, выходящей все более осознанно в космическое пространство; он член мирового сообщества, гражданин своей страны, член своей семьи, сам будущий семьянин;

интеллигентность;

креативность;одной из задач педагога является воспитание в детях исполнительности ответственности за порученное дело. Не стоит забывать, что ученики не роботы, не автоматы – они фантазеры, творцы, создатели нового во всем, чем бы ни занимались. Очень важно, чтобы педагог, угадав в ребенке творческое начало, помог ему развить в себе эту способность, ибо именно способность к творчеству поможет ребенку войти в мир будущей профессии или стать жизненным хобби;

адаптивность – умение приспособится к окружающему миру, многообразному и изменчивому, к определенной среде и при этом не потеряться;

чувство собственного достоинства.Среди основных свойств развивающейся личности должны быть независимость, свобода в суждениях, мнениях, свобода в поступках в сочетании с ответственностью за них.

В показатели воспитанности учащихся не включены: национальное самосознание, предприимчивость, гуманизм, лидерство и другие качества, которые востребованы временем и обществом. Ответ парадоксален и интересен, как всякий парадокс: многие свойства, которые могут оказаться необходимыми подрастающему человеку в его будущей жизни, нерационально культивировать с детства. В доказательство ставится несколько вопросов: целесообразно ли с малого возраста развивать предприимчивость? Каждый ли должен быть лидером? Все это спорные вопросы, зато бесспорен главный вывод – главный показатель, который характеризует интеллигентного человека – это гуманизм!

Педагог, который воспитывает детей, опираясь на вышеназванные параметры, должен и сам им следовать. Быть может, на этом непростом пути ему пригодятся строчки Б.Окуджавы:


Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъекты в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир — определяющие главные содержательные направления воспитательной деятельности педагогов.

Ключевые слова: воспитательная, педагогическому, воспитания, школьников, обучения, освоенная, этикета, результат.

Педагогика (от греч. paidagogike детоводство) — это наука, изучающая процесс обучения и воспитания личности. В качестве предмета педагогики традиционно было принято считать обучение и воспитание как подготовку ребенка и молодого человека к жизни. Предметом педагогики выступает разработка методических средств, правил и приемов учебно-воспитательной деятельности.

Теоретический аспект педагогики как действительно научной дисциплины заключается в том, что обучение и воспитание не выступает отдельной автономной деятельностью, а является составной частью системы средств подготовки подрастающего поколения к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств.

Педагогика исследует проблемы изучения сущности и закономерностей развития и формирования мышления и личности человека. Предмет педагогики содержит также определение целей обучения и воспитания и содержание учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях, средней и высшей школе, в процессе организации и проведения последипломного обучения. Таким образом, предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.

Цель воспитания — ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концепции.

Цель и мотив — сущностные элементы человеческой деятельности. Без цели нет деятельности. И без мотива целевая активность остается в рамках элементарного действия.

Целью профессиональной деятельности педагога по организации воспитания является цель воспитания.

Цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога.

Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.

Целеобразование входит в деятельность учителя, вузовского преподавателя как неотъемлемая часть его профессионального труда. Чтобы уяснить его как компонент учительского профессионализма, по мнению профессора И. П. Раченко, студенту надлежит освоить такие истины, как научный смысл проблемы целеполагания, сущность целеобразования, место и значение цели в структуре педагогической деятельности, классификацию целей по различным основаниям.

Человек формируется на протяжении всей своей жизни в зависимости от объективных и субъективных условий его онтогенеза. Но поскольку педагогические системы (дошкольная, школьная, послешкольная) имеют определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качество сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах обученности и воспитанности на этапах. Цель — исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога.

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.

Задача — это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат.

Сохраняя контекст общей цели деятельности, педагог попадает в удивительное поле постоянных преобразований цели в задачи, задачи в цели. Поэтому в педагогической практике бытует недоумение: что именно является целью? что есть задача?

Если сохраняется контекст цели воспитания, то все, что выдвигает и решает педагог, квалифицируется как задача. Как только общий целевой контекст исключен и педагог работает и мыслит в узком контексте одной задачи, то именно эта задача приобретает значение цели и обретает свои необходимые задачи.

Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства.

Осознанная цель задает импульс деятельности. Осознание высокой и благородной цели мобилизует все творческие силы человека. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.

Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями. Путь социально-психологический выявляет три задачи воспитания: оснастить ребенка широкими знаниями о мире, оснастить его умениями взаимодействовать с миром, сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру. Путь индивидуального становления личности ребенка указывает на другой вариант задач: формирование способности жить по социально-культурным нормам, формирование способности выполнять роль человека, формирование способности вступать в социальные отношения, формирование образа достойной жизни, формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни. Если посмотреть на выдвинутую цель воспитания в ракурсе функций современного человека, то другая совокупность задач предстанет перед нами: готовить к труду жизни, готовить к семейной жизни, готовить к свободному досугу, готовить к творческому самовыражению. Понятно, что от ракурса рассмотрения цели зависит процесс определения задач. При условии высокого уровня профессионализма выявление круга воспитательных задач может быть предоставлено педагогическому коллективу отдельного воспитательного учреждения.

«Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятель-ность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательными системами обладают те школы как целостности, которые создают условия социальной защищенности, психологической комфортности воспитанника и педагога, обеспечивают возможность их личностного роста и самореализации, этим они решают главную задачу педагогики — управление развитием ребенка.

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Деятельность есть форма реализации активности человека. Только в деятельности возможно развитие, а, следовательно, воспитание ребенка.

Воспитательная система существует как педагогический феномен и имеет следующую структуру: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъекты в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир — определяющие главные содержательные направления воспитательной деятельности педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная система, задача, деятельность, предмет педагогики, профессиональная деятельность педагога, формирование способности, исходная концепция, педагогический феномен, современный человек, целостная система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-практическая конференция Тема: Инновационные процессы в образовании КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Научно-практическая конференция

Тема: Инновационные процессы в образовании

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Проект: д.п.н. И.В. Демакова

Редактор: к.п.н. Е.М. Свиридова

г. Новый Уренгой Н.В. Шулекина

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Коммунистическая

ориентированная

Коммунистическая

идеология: цели

ориентированная:

А) Задавались из непедагогического пространства (сферы политики, идеологии);

А) Провозглашена гуманизация образования и главная задача педагога – создание условий её реализации;

Б) Ценности деятельности педагога:

– гуманизация пространства детства и юношества;

- уникальность и индивидуальность личности (как фактор гуманизации);

В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы:

В современной сфере образования с позиций принятия ребёнка как ценности, педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы:

Мартин Бубер в своей

Это две ипостаси одного и того же человека, с которыми педагог имеет дело.

неуверенность в себе

является проявления агрессии

Факторы риска,

(ребенка, студента,

являющиеся тормозом развития

чувство вины и стыда, которые

глубоко ранят душу на годы,

убивают ощущение счастья

Приоритетные задачи педагога:

Приоритетные задачи педагога:

  • - гуманизировать образовательное пространство;
  • - способствовать преодолению стрессов;
  • - всеми возможными способами поддерживать веру в себя;
  • - озвучивать достоинство (подростков, детей, юношества), ситуации проявления их человеческих поступков, несущих ценностное осмысление ориентаций (позиционных);
  • - стимулировать факторы развития личности (ребенка, подростка, студента).

В современных условиях воспитание является управлением:

Такое понимание процесса воспитания вносит новые акценты в ценности педагогической деятельности:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

  • обеспечение эмоциональной стабильности в образовательной среде как фактора развития (ребенка, подростка, студента);
  • создание и развитие социокультурной среды, способствующей гармонизации управления процессом развития социализации личности на стадии ее становления;
  • создание развивающей образовательной среды, способствующей активности, саморазвитию, на основе позитивной мотивации к самосовершенствованию в процессе участия в разнообразных видах деятельности, сохранению и развитию соматического, психического и экологического здоровья;
  • организация самоуправления на основе принципов демократии (выборность, отчетность, толерантность, гласность, открытость, согласованность позиций);

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

  • создание условий стремления к потребности проявления самостоятельности и соблюдению нормативной этики;
  • обеспечение условий динамичного развития целей, возможности их коррекции, адекватности содержанию деятельности;
  • обеспечение единства целей содержания и ценностей в процессе реализуемой деятельности;
  • педагог поддерживает: познавательный интерес, атмосферу творчества, сопереживание успеха, коллективную ответственность, разделение успеха;
  • личность важнее любой педагогической проблемы (ценность!);
  • настоящее жизни – важнее прошлого и будущего;

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА:

ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГА (ФАСИЛИТАТОРА):

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

  • конкурентоспособность;
  • самоценность технической подготовленности;
  • толерантность (отношение к религиям);
  • оснащенность новыми ИТ;
  • адаптивность к современному миру;
  • способность к саморазвитию;
  • непрерывное достраивание себя в изменяющихся условиях;
  • духовное самоукрепление на пути преодоления трудностей;

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА – ФАСИЛИТАТОРА

в) помощи и поддержки;

ЭТО НОВАЯ ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагог реализует функции:

рождения внутреннего философского пространства, как основы жизнедеятельности;

Изучение личности

(ребенка, подростка,

ведущее условие

гуманизации.

По М. Буберу Наблюдение Восприятие безустановочное (объективность понимания) Созерцание Прикосновение

Гуманизация социализации – процесс поддержки оптимального состояния развития среды

Гуманизация социализации – процесс поддержки оптимального состояния развития среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной работы. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Переход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматривается в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралистического сопоставления различных точек зрения.

Воспитательные функции учителя в современных условиях образования

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной работы. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Переход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматривается в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралистического сопоставления различных точек зрения.

Эффективное воспитание в процессе обучения достигается осмыслением нравственного значения знаний, их места в системе человеческих ценностей. Познание истины требует от людей мобилизации всех физических и духовных сил; научные поиски, открытия немыслимы без совершения нравственного подвига. Именно эмоциональные переживания и являются выражением внутреннего духовно-нравственного напряжения. Это требует от учителя не бесстрастного изложения тех или иных фактов, законов, а заинтересованного рассказа о том, чего стоило людям добытое знание. Дети постигают нравственный смысл учения как ответственность перед обществом, требующую большого напряжения физических и душевных сил. Нравственное значение знаниям придает также отношение людей к тому, в какой сфере общественной жизни они намерены его использовать.

Наконец, воспитательное значение процесса усвоения знаний состоит в развитии мышления, всех психических процессов. Знания являются материалом для мыслительной деятельности. Обучаясь, ребенок сравнивает, анализирует, обобщает, сопоставляет, создает новые для себя понятия и образные представления. В процессе этой мыслительной деятельности, под ее воздействием у детей формируются нервофизиологические структуры головного мозга, а также формально-логический, диалектический, художественно-образный типы мышления. Таким образом, в процессе обучения учащиеся не просто осваивают определенную сумму знаний, но и воспитываются, формируют духовное ядро своей личности, развивают психические свойства и качества. Трудно переоценить воспитательное значение умений и навыков, приобретаемых учащимися в учебном процессе. Они являются важнейшим средством и условием жизненного проявления, самоутверждения, творчества. Одна часть усвоенных детьми знаний сохраняется в их сознании в виде представлений, понятий, образов, убеждений, другая перерабатывается и материализуется в умения и навыки. Именно они, доведенные до автоматизма, особенно при управлении сложными современными устройствами, машинами и аппаратами, обеспечивают утверждение человека в предметном мире и его безопасность. Их формирование, постепенное умножение делает нервную систему человека все более жизнеспособной, восприимчивой и гибкой. Образовавшиеся умения и навыки по закону переноса применимы в различных областях жизни, способствуют качественному формированию новых навыков в смежных видах деятельности.

Большое воспитательное значение имеет сам процесс выработки и обработки умений и навыков. В целях отработки умений и навыков дети пишут сочинения и стихи; придумывают собственные задачи по математике, физике, химии; делают посильные открытия и новые технические конструкции; предлагают дизайнерские решения; целесообразные формы и приемы трудовых действии; проявляют организаторское творчество. В результате в активное состояние приводятся все духовные и физические силы личности: ее интеллект, чувства, воля, нервная система, мышцы. Воспитательный эффект формирования навыков и умений возрастает, если учитель учитывает настроения, склонности и интересы школьников, если ребенок с помощью приобретенного умения реализует в жизни свою способность, талант, добивается практического успеха в техническом творчестве, в художественной самодеятельности, в производительном труде.

Учителя нашей школы успешно реализуют воспитательные возможности организации учебного процесса, в первую очередь форм и методов обучения. Разнообразие форм (урок, экскурсия, лекция, семинар, лабораторные и индивидуальные занятия) помогает созданию наиболее благоприятных условий для усвоения материала и развития познавательных интересов. Учебная форма представляет собой такую организационную систему отношений, которая наряду с решением главной задачи — усвоения детьми знаний и навыков — позволяет параллельно осуществлять их умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Коллективные и индивидуальные формы учебного процесса способствуют созданию атмосферы продуктивного творческого взаимодействия детей и взрослых. Учащиеся приучаются к коллективным и индивидуальным способам познания и нравственному поведению. У них развивается чувство коллективизма, такие нравственные черты и качества, как ответственность, организованность, целеустремленность. Взаимопомощь ставит перед необходимостью проявления заботы, понимания проблем и трудностей другого человека, внимания к окружающим.

Использование учителем многообразия методов дает возможность формировать у школьников тот или иной тип мышления, развивать механизмы мыслительной активности. Сочетание разнообразных методов в учебной практике, привлечение учащихся в процессе познания к анализу и синтезу, сравнению и сопоставлению, дедуктивным заключениям, к поискам путей преодоления противоречий, к обобщениям с учетом конкретно-исторических условий, к восхождению от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, к созданию оригинальных способов решения различных задач ведут к развитию мыслительной способности детей. Таким путем воспитывается творческое мышление, без которого невозможно участие в научно-техническом прогрессе, в развитии культуры и искусства.

Методы обучения активно способствуют формированию личностных качеств каждого школьника, развитию его способностей. Умственный труд требует прилежания, внимания, фантазии, волевого и эмоционального напряжения, активности, проявления самостоятельности, ответственности и чувства долга. Наряду с общими способностями и личностными качествами формируются специфические, индивидуальные интересы, потребности, способности.

Наконец, воспитательная функция учителя требует от него умелого использования собственно воспитательных методов в учебном процессе. Они в органической связи с методами обучения позволяют осуществлять дополнительное стимулирование ребенка к активной учебной работе, обеспечивать внешний порядок, налаживать рабочую исполнительскую дисциплину. Стимулирующее влияние на учащихся оказывает пример трудолюбия и организованности самого учителя. Воспитанию целеустремленности и оптимизма у детей способствует его умение ставить перед детьми увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Используемая в учебном процессе игра непосредственно увлекает детей, помогает преодолению трудностей и препятствий, создает благоприятные психологические условия для усвоения знаний. В целях организации порядка в учебе и стимулирования активности школьников учителя используют педагогическое требование, реализуемое в форме делового, доброжелательного, настойчивого совета, распоряжения, указания. Оценка знаний учащихся содержит в себе элементы таких методов воспитательного воздействия, как поощрение и наказание. Для детей оценка-отметка не только и не столько объективный показатель уровня их знаний, сколько поощрение или наказание.

Начиная с подросткового возраста, значительную роль в организации отношений ребенка к учебному процессу играют методы самовоспитания. В этот период важно переводить методы педагогического воздействия, внешние стимулы во внутренний мир личности, помогать самоорганизации школьников. Самовоспитание в процессе обучения, постановка личных целей, составление планов их достижения, определение путей практического действия формируют характер и волю, развивают самообладание, умение управлять своими чувствами и побуждениями. Таковы воспитательные функции учителя в учебном процессе.

Читайте также: