Конспект урока 5 класс бунин

Обновлено: 05.07.2024

Идея – главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

Лексический повтор – повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Тема литературного произведения – круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307

Дополнительная литература:

1. Карасева И. В. Литература 5 класс: Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёвой, В. И. Коровина: – Волгоград: Учитель, 2016, стр. 279

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ты прости-прощай, любезный друг,

И, родимая, ах да прощай, сторонушка!

Песня, звучащая в унисон с природой, показывает душевную боль косцов.

Иван Алексеевич не случайно упоминает в рассказе дорогу. Во-первых, он очень много путешествовал, во-вторых, образ дороги – это возвращение в прошлое, связь с историей.

Теоретический материал для углублённого изучения

Дополнительный материал

Познакомимся с биографией и творчеством Ивана Алексеевича Бунина: писателя, поэта, переводчика, первого лауреата Нобелевской премии по литературе.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Большое влияние оказал на Алексея его старший брат Юлий. Именно он занимался дальнейшим обучением Ивана.

В 1906 году Бунин знакомится со своей будущей женой Верой Николаевной Муромцевой, которая станет ему верной спутницей до конца жизни. С 1907 года Бунины уезжают в путешествие по странам Востока – Сирия, Египет, Палестина. В 1910 году Иван Алексеевич отправляется в новое путешествие по Европе. Он побывал в городах и странах Европы по несколько раз: Италия, Сицилия, Румыния, Греция, Капри. Он не только созерцает увиденное, но интересуется культурой, философией человечества. Его занимают вопросы религии, истории, нравственности.

В годы Второй мировой войны Бунин продолжал жить во Франции, тоскуя о России. Было огромное желание после войны вернуться на Родину, но, зная о травле поэтов и писателей того времени, он решает остаться во Франции. Лауреат Нобелевской премии последние годы жизни провёл в нищете. Ушёл из жизни в ноябре 1953 года. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите правильный ответ

В какой газете работал И. А. Бунин?

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Предвечернее время июньского дня

Далёкие и невозвратные дни

Описание труда косцов

После того, как обучающийся познакомиться с ответами, ему необходимо переставить ответы так, чтобы они отражали последовательность происходящих событий. Верный ответ:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, физкультминутка, закрепление, обобщение, словарная работа, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Иван Алексеевич Бунин.

Цель – познакомить с биографией Бунина, его стихотворениями о природе; дать понятие об анализе стихотворного произведения.

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с биографией Бунина, его стихотворениями о природе; дать понятие об анализе стихотворного произведения.

Развивающая: развивать навыки определения роли художественных средств в лирическом произведении; умение видеть в произведении автора.

Воспитывающая: воспитать эстетический вкус учащихся и интерес к русской классической литературе.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- отчёт дежурного;

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Актуализация знаний

Слово учителя: (слайды 1, 2).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с творчеством одного из известнейших русских поэтов и прозаиков, Ивана Алексеевича Бунина, а более подробно об этом авторе и его творчестве вы узнаете, когда будете учиться в старших классах. Также мы будем учиться анализировать стихотворное произведение. Это умение потребуется вам при дальнейшем изучении литературы. Ребята, вы уже знаете, что для того чтобы лучше понять произведения писателя, надо знать, из какой он семьи, какие события случились в его жизни, каким он был человеком.
3. Изучение нового

Аналитические вопросы по стихотворению:

4.Закрепление

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

План анализа стихотворения:

  • Дата написания.
  • Смысл стихотворения (тема, основная мысль, чувства, которые хотел выразить автор).
  • Основные образы. Образ лирического героя (через мысли, чувства автора).
  • Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, стихотворный размер и т.д.

Словарная работа: анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы:

Ещё рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Ещё синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!

И.А. Бунин (слайд 7).

6.Итог урока

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку (Приложение 1).

1. Слово учителя: (слайды 1, 2).

  • Дата написания.
  • Смысл стихотворения (тема, основная мысль, чувства, которые хотел выразить автор).
  • Основные образы. Образ лирического героя (через мысли, чувства автора).
  • Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, стихотворный размер и т.д.

8. Словарная работа: анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы:

Ещё рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Ещё синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с фактами биографии И.А.Бунина, оказавшими влияние на становление личности поэта и прозаика, с поэтическими и прозаическими произведениями И.А.Бунина; способствовать развитию аналитических навыков;

Воспитательные: способствовать формированию воспитания интереса к личности и творчеству И.А.Бунина.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление интереса к личности и произведениям И.А.Бунина; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к литературе.

умение анализировать поэтические тексты (сравнивать, обобщать);

умение строить гипотезы, предположения;

умение выразительно читать поэтические и прозаические тексты.

Метапредметные:

умение самостоятельно организовывать работу в парах;

умение самостоятельно формулировать цели урока;

умение оценивать свою работу на уроке;

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: открытие новых знаний.

1.Рассматриваем слайд № 1.

- Вам знаком этот цветок?

- А что вы о нём знаете?

- Я просила вас придумать стихотворение о подснежнике.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

(Прослушиваем стихотворения учащихся).

2.Рассматриваем другие слайды № 2, 3, 4, 5 с изображением подснежников.

Посмотрите, они бывают и жёлтые, и белые, и синие.

2.Как вы думаете, какова тема нашего урока? С чем она связана?

3.А что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

- Читать рассказ о подснежнике.

Слайд № 6 – портрет Бунина

2. Стадия осмысления. Чтение с остановками.

А я свою задачу, как учитель, вижу в следующем. Я постараюсь помочь вам разобраться, в чем смысл такого названия рассказа.

Обратимся к тексту.

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

- Ожидали ли вы такое начало рассказа?

- Что именно оказалось неожиданным?

Оказывается, подснежник – это Саша гимназистик, так его называла тётя Варя.

События происходят на масленичной неделе.

- Что вы знаете о празднике масленицы?

Слайд № 7 – портрет художника Кустодиева.

1.Картина написана в 1916 году. Мы видим заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. Внизу вращаются разноцветные карусели. Слышен веселый гомон ярмарки. Мчатся расписные сани. Происходит шумное катание с горок. Повсюду веселое гуляние.

2.На очередной картине, написанной в 1919 году еще один такой праздничный день. Мы видим массовое гуляние жителей. Здесь в центре лихая тройка лошадей. Всюду беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви. Цвета яркие, все нарядно, пёстро, весело.

3.Вот еще одна картина, написанная в 1920 году. Дети весело катаются на санках. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане. Снова видим катание на лошадях. Яркая, праздничная обстановка.

Мы увидели, что праздник этот яркий, шумный, веселый.

- Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?

Слайды № 11, 12 – словарная работа с устаревшими словами по ходу чтения текста

По ходу чтения обращайте внимание на доску, здесь разъясняются значения некоторых устаревших слов, которые вам встретятся при прослушивании текста.

Итак, я продолжаю чтение.

Отец приехал из глухой, занесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец - человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире.

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными веточками над козырьком: он ещё во всём, во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его доверчивого, внимательного взгляда!

Живет Саша "на хлебах", в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

- Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?

(Будут общаться, ведь они долго не виделись, пойдут на гуляния, покатаются с горки и т.д.)

Слушайте дальше. Сейчас всё узнаем.

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедает целый калач и опять шаркает ножкой:

- Мерси, папочка!

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, - завтракать. И, одевшись, они выходят. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире "чистая" половина во втором этаже. И уже на лестнице слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, - селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, - требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках.

- Как вы думаете, нравится ли Саше такой день?

Нет, наверно, он рассчитывал провести этот день только с отцом, а не в толпе пьяных мужиков.

А, может быть, нравится, потому что рядом отец, и мальчик счастлив.

- Что о его настроении дальше расскажет Бунин?

Наверно, у него испортится настроение.

Мальчик убежит на улицу, на горки? Потихоньку уйдет из трактира посмотреть на праздничный город.

Давайте продолжим и послушаем дальше.

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами. И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

- Почему же сын счастлив?

- Что произойдёт дальше?

Ничего не произойдёт интересного, может быть, отец и забудет о сыне.

А может, все-таки пойдет с сыном на горки, на гуляния. Или Саша всё же сам уйдёт на улицу?

А вдруг заберет сына домой?

Снова продолжаю чтение, слушайте.

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

- Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

- Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам.

А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, - боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! Еще минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

- До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

- Каким вам показался рассказ по настроению?

Здесь больше грусти, жалко мальчика, который очень рад встрече с отцом, но никакого праздника, веселья нет. Правда, мы видим тёплые отношения отца и сына и удивляемся, что Саша счастлив уже только потому, что рядом с ним – отец, которого он редко видит.

А сейчас вы перечитаете некоторые отрывки из текста, поработаете над текстом в группах.

Внимательно прочитайте задания и выполните их.

Задания для 4-х групп лежат на столах заранее. Здесь же листы для оценок обучающимся за работу в группе.

Задания есть на слайдах, чтобы другие группы видели, над чем работали их одноклассники.

Прослушиваются ответы учащихся от каждой группы.

Слайд № 14 – на слайде задания для 1 группы

Обобщение после выступления 1 группы.

Отец Саши большой и сильный, ходит в теплом и вонючем полушубке, а Саша чистенький, нежный, нарядный в новой шинели, а глаза у него небесно-голубые, ясные, а взгляд доверчивый и внимательный.

Автор противопоставляет отца и сына, чтобы мы увидели, какой Саша особенный, юный, чистый рядом с моложавым, но седеющим уже мужчиной.

Слайд № 15 – на слайде задания для 2 группы

Обобщение после выступления 2 группы.

Слайд № 16 – на слайде задания для 3 группы

Обобщение после выступления 3 группы.

Слайд № 17 – на слайде задания для 4 группы

Обобщение после выступления 4 группы.

Слайд № 18 – на слайде этот вопрос

Слайд № 19 (текст ниже)

Слайд № 20 (текст ниже)

- Ребята, в своих ответах вы постоянно отмечали, что в рассказе присутствует противопоставление. Противопоставлены отец и сын, обстановка в трактире и на свежем воздухе, противопоставлен Сашенька этому душному миру, его ощущения при встрече с отцом и во время отъезда отца в деревню.

- А если говорить о рассказе в целом, какие понятия здесь противопоставляются?

Читайте также: