Центральные образы слова о полку игореве конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

На этой странице вы найдёте много полезного и интересного материала к изучению "Слова о полку Игореве". Это и тест по произведению, и ауди- и видео-файлы, и иллюстрации к произведению, и исторические комментарии.

Историческая справка о князе Игоре

Отец Игоря Святославича – Святослав Ольгович, мать – дочь новгородского посадника Петрилы. У Игоря было пять сыновей и одна дочь. В Новгород-Северске стал княжить в 1178 году, когда скончался князь Олег Северский.

В 1180 году от рождества Христова князь Игорь вступил в междоусобную борьбу против смоленских князей, взяв приступом город Глебов. На помощь он призвал внука Шарукана.

В 1184 году Киевский князь Святослав предпринял поход против половцев, собрав многих русских князей. Князь Игорь не участвовал в этом походе. По одной версии он не успел прибыть к началу похода, так как была гололедица, и ноги у коней разъезжались. По второй версии, которая кажется более правдоподобной, от похода на половцев отказался старший из рода черниговских князей Ярослав Всеволодович. Игорь, являясь его вассалом, досадовал на старшего князя, но подчинился. Поход Святослава закончился удачей, князья пришли с богатой добычей. Князь Игорь позавидовал Святославу, его славе и богатству, поэтому решил сам в одиночку выступить против половцев. В его походе участвовал его сын Владимир, его брат Курский князь Всеволод и несколько других князей.

С князем Всеволодом Игорь встретился у города Оскол и отправился далее. Первая битва 10 мая у реки Сюурлий недалеко от Азовского моря увенчалась победой, так как русичи встретились с малочисленным отрядом половцев. Победа окрылила их, беспечные, они заснули. Ночью хан Кончак и Гзак привели большое войско. Во второй битве и Игорь, и Всеволод бились как настоящие богатыри, но силы были слишком неравные. Войско Игоря было разбито, а сам князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом был взят в плен.

В плену Игорь был достаточно свободен. К нему были приставлены 20 воинов, которые выполняли его приказания. Игорь не сидел под замком, а мог спокойно ездить на коне.

Бежать из плена Игорю помог половец Лавр.

Историческая справка о хане Кончаке.

Хан Кончак – сын половецкого хана Отрока, внук Шарукана, свояк князя Игоря, так как сын Игоря Владимир женился на дочери Кончака. Хан Кончак принимал активное участие в княжеских междоусобицах Руси. В 1180 году он ввязался в крупную междоусобицу смоленских и черниговских князей , на стороне последних.

Хан Кончак был дружен с Игорем. Они вместе воевали на стороне черниговских князей. После битвы у Долобска они вместе бежали с поля боя в одной ладье

В битве с Игорем у Каял-реки хан Кончак разбил войско своего прежнего соратника, а самого его взял в плен.

После победы над Игорем Кончак пошёл к Переяславлю, обступил город и бился целый день с князем Владимиром Глебовичем. Владимир попросил помощи у Святослава. Тот поплыл по Днепру, и половцы бежали от Переяславля. Потом Кончак осадил город Римов, взял его, набрал множества пленных и пошёл к себе домой.

Вплоть до 1190 года хан Кончак беспокоил и разорял русские земли, сжига города, угонял в плен людей, пока не потерпел сокрушительного поражения от объединённой рати Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславовича.

Историческая справка о князе Святославе Киевском.

Сын Всеволода Ольговича, двоюродный брат Игоря Новгород-Северского и Всеволода Трубчевского и Курского. Отец Святослава – Всеволод Ольгович по летописям и былинам известен как жестокий и коварный князь, не один раз разорявший соседние княжества, приводивший на Русь степняков, затеявший междоусобные войны.

Детство и юность Святослава прошли в Чернигове, где его отец был князем. После того, как отец стал князем в Киеве, ему был передан в удел город Владимир Волынский.

Святослав был женат на дочери полоцкого князя Василька Рогволодовича.

После смерти отца Святослав остался князем-изгоем среди враждебной родни, обозлённой действиями его отца. Молодому княжичу пришлось долгие годы заискивать перед сильными.

Среди других русских князей 12 века Святослав не считался выдающейся личностью. В годы своего княжения на Киевском престоле он тем не менее боролся против междоусобиц и половцев. В 1184 году он возглавил удачный поход против половцев, в котором Игорь не участвовал. Но поход князя Игоря Новгород-Северского в 1185 году перечеркнул все завоевания Святослава.

Историческая справка о Ярославне.

Евфросинья Ярославна – вторая жена князя Игоря. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с Ольгой Юрьевной. Во время походя князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет.

Историческая справка о Всеволоде Трубчевском.

Он участвовал в неудачном походе Игоря, командовал курско-трубчевским полком и проявил необычайное мужество в бою на Каяле. Личное мужество Всеволода вдохновило всех русских дружинников, окружённых половцами после того, как черн7иговские ковуи дрогнули, открыв брешь в обороне русских. Он устремился на помощь брату, но в это время был ранен в руку и схвачен половцами. Вернулся из плена в 1187 году вместе с племянником Владимиром. Всеволод, по свидетельству летописи, более всех Ольговичей был отмечен добродетелью и мужественной доблестью. Он был могучего телосложения и большой физической силы. Это выяснили антропологи, которые исследовали его захоронение.

Князь Игорь выступил из Новгород-Северска. В поход он пригласил своего племянника Святослава Ольговича из Рыльска, сына Владимира из Путивля . У города Оскол он встретился с дружиной своего брата Всеволода Трубчевского, который шёл из Курска.

Утром на другой день встретили полки половецкие. Шесть полков выступили под прикрытием стрельцов. Половцы обратились в бегство, русичи же взяли большую добычу.

На другой день, в субботу, против русских выступили основные силы половцев. Игорь решил пробиваться к Донцу. Они могли уйти на конях, но были чёрные воины, пешие, поэтому Игорь и Всеволод решили сражаться. Битва длилась всю субботу, ночь и утро воскресенья. Игорь был ранен в руку. Все князья спешились, Игорь же сидел на коне, потому что, видя бегство своих коуёв, поскакал за ними, снял шлем, чтобы они князя узнали и вернулись. Но отъехал очень далеко и попал в плен. Попал в плен и сын Игоря, и Всеволод.

Целый год был пленником Игорь. Однажды стражники напились кумыса, а половец Лавр помог Игорю бежать из плена. Всеволод с Владимиром вернулись из плена ещё через год.

Князь Игорь Новгород Северский был не единственным, кто искал личной славы в походах против половцев. С большим или меньшим успехом в походы против половцев ходили многие князья. Так, 1111 году Владимир Мономах организовал грандиозный поход против половцев, который получил название крестового. 27 марта 1111 года на реке Сольнице, притоке Днепра, половцы были разбиты, и лишь небольшая их часть с ханом Шаруканом смогла уйти в степь.

Святослав Киевский в 1184 году на берегах Орели разбил хана Кончака, несмотря на то, что он имел самострельные луки и греческий огонь.

Вообще же отношения с половцами были очень разнообразны в тот период. Русские князья нередко обращались за помощью к половецким ханам. Дед князя Игоря, Олег Святославович, ещё в 1073 году привёл на русскую землю половцев для борьбы с Всеволодом Ярославичем, занявшим черниговский престол.

К 13 веку отношения со степняками ещё более осложнились. Здесь было обычным и дружба, и родство, и предательство, и вражда.

Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.

В конце изучения "Слова о полку Игореве" рекомендую провести урок-диспут на тему "Можно ли оправдать князя Игоря". Учащиеся произвольно делятся на две группы - "за" и "против". Дома они собирают аргументы, отвечая на вопросы листа "Задания для учащихся". Ниже вы найдёте как вопросы для учащихся, так и примерный конспект урока.

Небольшой тест, который я провожу в конце изучения "Слова о полку Игореве"

Познакомьтесь также с внеклассным мероприятием "Суд истории над князем Игорем Новгород-Северским"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : литература

Класс: 9 Дата:

Тип урока : урок открытия нового знания.

Цели: формирование у обуч-ся деятельностных способностей, способностей к конструированию и систематизации изучаемого.

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, выразительное, комментированное чтение, работа с учебником, беседа.

Планируемые результаты :

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные : формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о литературе; формирование нравственных качеств личности; воспитание уважения к Родине, её истории, древнерусской литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа .

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сценарий урока

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Готовятся к восприятию учебного материала.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

3) Письменный ответ на вопрос (по выбору уч-ся):

Выполняют предложенные задания.

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

= Прокомментируйте слова Чивилихина. Соотнесите их с темой урока .

- Что такое патриотизм? В чем он проявляется?

Обдумывают ответы на вопросы

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Слово учителя (фронтальная работа).

Физкультминутка

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями, отве­чают на вопросы. Делают необходимые записи.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных способов при­менения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру­ющих природу изучаемого явления.

1. Практическая работа: аналитическая работа с текстом ( коллективная работа):

= Выразительно прочитайте фрагменты части первой (по выбору учителя).

= Составьте лексические и историко-культурные комментарии: буй тур; кличет Див; Сурож, Корсунь, болван тмутороканский; яруги; червлёный стяг с хоругвью белой; гзак, Кончак; Стрибожьи внуки; шишаки земель аварских; внук Даждь-бога; недостало русичам вина; Карна, Желя; дань берут по белке со двора; поганый Кобяк; кащеево седло .

- Как изображён князь Игорь? Охарактеризуйте авторское отношение к нему.

- Какова роль солнечной символики в раскрытии его образа?

- Почему он потерпел поражение?

- Какие князья были главными в походе Игоря?

- Какими изображены русские князья?

- Почему Всеволод назван Буй-туром? О чём это свидетельствует и как его образ связан с народной поэзией?

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями, отве­чают на вопросы.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Этап самостоятельной работы

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Р.р. Аналитическая работа: чтение и анализ фрагментов поэмы (парная/ груп. работа с последующим обсуждением):

Группа 1. Часть вторая. Сон Святослава. Золотое слово Святослава.

= Выразительно прочитайте фрагменты части второй (по выбору учителя ).

= Составьте лексические и историко-культурные комментарии: опутали в путины; Тмуторокань; девы готские, время Бусово, месть Шаруканья; татраны, топчаки, ольберы и ревуги; под самым Римовым; по ногате, по резани на круг; дверь Дуная заперев на ключ; бремена; салтаны; хинова; деремела, ятвяги; князь Ингварь, ляшская сталь; с Дудуток до Немиги; Хорсу бег пересягнуть.

- *Какие образы-символы есть в сне Святослава?

- Какую характеристику автор даёт Святославу и князьям?

- Какие метафоры использованы для изображения русских князей?

Группа 2. Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря из плена.

= Прочитайте выразительно фрагменты части третьей (по выбору учителя ).

= Составьте лексические и историко-культурные комментарии: Овлур; гоголь; Стугна; мы его опутаем девицей; по Боричеву, к Пирогощей Богородице.

- Какие черты Ярославны присущи образу древнерусской женщины?

- Почему она обращается за помощью к силам природы?

Группа 3. Образ Русской земли.

- Природа сочувствует людскому горю во время войны или мешает воинам?

- В чём различие образов Русской земли и Половецкой степи?

- Чем мысль автора о единении русских земель созвучна нашему времени?

Выполняют задание, презентуют самостоятельную работу.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по плану.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

2. Обобщающая беседа (коллективная работа):

- Как образ Ярославны отражает отношение к женщине в Древней Руси?

К .: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

- Чем сходны и чем различны образы Игоря и Всеволода?

2)З адает д/з: письменно ответить на один из итоговых вопросов (по выбору учащихся).

3) Выставление отметок (с комментированием)

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.

Краткое описание документа:

Технологическая карта соответствует ФГОС.

Тип урока: урокоткрытия нового знания.

Цели: формирование у обуч-сядеятельностных способностей, способностей к конструированию и систематизации изучаемого.

Задачи:

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, выразительное, комментированное чтение,работа с учебником, беседа.

Планируемые результаты:

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, осознанное построениеречевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействиеразвитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные:формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о литературе; формирование нравственных качеств личности; воспитание уважения к Родине, её истории, древнерусской литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Регулятивные:целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оценить 1152 0

Конспект урока. Урок 2.

Учебный предмет: литература

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа

Место урока в системе уроков по теме: 2

Цель: проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря, проанализировать образы князей, автора, их значение в произведении.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи, управление своей деятельностью, развитие навыков работы с художественным текстом, мышления учащихся, развитие способности пользоваться различными источниками для получения информации, контроль и оценивание достигнутых результатов.

Метапредметные: история, музыка, живопись, развитие ИКТ-компетенции и умения записывать основные положения лекции учителя, создавать схемы для решения учебных задач.

I.Начало урока. Организационный момент.

Слово учителя.

-Как вы понимаете слова Владимира Чивилихина? О чём и ком будет разговор на уроке?(целеполагание).

Предлагаем подумать, с какой целью на их столах разложены кью-коды, что это такое, что можно узнать с помощью их, где применяются, можно ли их применить на уроке литературы.

-Подумайте, что лежит у вас на столах? Знаете ли о нём что-нибудь?Что можно узнать с помощью их, где применяются, можно ли их применить на уроке литературы?

-Попытаемся ответить на вопрос, являются ли герои произведения патриотами земли русской? Познакомимся с ними поближе.

- Как сформулируем тему урока?

Каждая группа с помощью программы считывания кью-кодов узнаёт, по какому образу будет работать. Можно задать несколько коротеньких вопросов или один вопрос о герое:

- Каким вы видите этого героя? (каждую группу) (узнаём личное мнение о герое обучающихся).

- А теперь выбираем материал о своём герое (лишний материал убираем на край стола в файлах). Можно использовать распечатанный материал, чтобы побольше узнать о герое, можно посмотреть по ссылкам в интернете, распределите вопросы, кто будет отвечать, работать должны все, назначьте руководителя в группе, который будет распределять обязанности, помогать при работе над ответами, анализировать вашу работу. Я пришлю Вам ссылки, которые помогут Вам найти нужный материал.

Можно заранее взять у одного из группы информацию по ватцапу и прислать ссылку ответственному во время работы для ускорения процесса нахождения нужной информации.

Материал для учащихся из ссылок можно распечатать и для учителя (во время ответа можно сформулировать дополнительный вопрос по содержанию материала).

Через 5-10 минут завершаем поиск информации. Завершают все группы, чтобы послушать друг друга.

II.Анализ произведения.

1 группа рассказывает о князе Игоре. Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о князе Игоре (5-6 минут на ответ группе).

Задание 1 группе.

2.Какими художественными средствами рисует автор образ князя? Как это его характеризует?

3.Что об Игоре говорят исследователи данного произведения?

Учитель может показать в презентации образ Игоря. Спросить, кто из русских художников изображал князя? А кто из композиторов посвятил Игорю своё произведение?

2 группа рассказывает о князе Всеволоде.

Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о князе Всеволоде (5-6 минут на ответ группе).

Задание 2 группе.

2.Какими художественными средствами рисует автор образ князя? Как это его характеризует?

3 группа рассказывает о князе Святославе.

Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о князе Всеволоде (5-6 минут на ответ группе).

Задание 3 группе.

2.Какими художественными средствами рисует автор образ князя? Как это его характеризует?

И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

«О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги?

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

Диво ль старцу — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовом кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, —

Перевод Н. Заболоцкого.)

4 группа рассказывает об авторе и Бояне.

Обучающиеся отвечают на вопросы и рассказывают, что нового узнали о Бояне и авторе (5-6 минут на ответ группе).

Какую роль в произведении занимает Боян?

5. К чему призывает автор? Что осуждает?

- Заполняем таблицу (5-6 минут).

Таблица распечатана, лежит на столе у каждой группы. После заполнения дети оценивают её по образцу на экране (дают самооценку), затем отдают другой группе оценить, потом оценивает учитель.

На столе лежит листок для оценивания групповой работы, в нём список обучающихся группы, они ставят самооценку, ответственный ставит всем оценки за работу, затем учитель всем и ответственному в группе. Учитывается полнота, развёрнутость ответа, оформление ответа (богатство речи, выразительность речи, синтаксических конструкций), грамотность ответа (нет речевых ошибок, повторов, нарушения стиля). За выразительное чтение индивидуальная оценка.

Родство с Игорем.

К кому обращается?

Есть ли ответ, реакция?

Предположения об авторе.

III. Рефлексия.

• Что же узнали мы сегодня на уроке?

• Что показалось наиболее интересным?

• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?

• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?

Итоги урока. Вывод: князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости. Автор показывает битву как бы изнутри, но потом, в разгар битвы, он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах.Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров. Автор и Святослав призывают князей объединиться против общего врага. Это и есть настоящий патриотизм.

Цели и задачи: обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе. (Слайд №2)

Оборудование:

Форма: урок-семинар с элементами комментированного чтения (Слайд №4).

Виды деятельности: комментированное чтение, выявление фольклорных мотивов, выразительное чтение наизусть, составление таблицы-схемы (Слайд №5).

План урока:

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация.

Разрешите начать нашу дискуссию с высказывания Д.С. Лихачева А. Афанасьева (чтение эпиграфов, Слайды №№6-7).

III. Проверка домашнего задания (Слайд №8). Выслушивание докладов.

1-я группа: Образ Игоря, позиция автора. (Слайд №9)

Вопросы к 1-й группе:

Три завета спасения Руси (Слайд № 10)

1-й завет

2-й завет

3-й завет

Вера в Светлые небесные силы

Светлое преображение души

Объединение князей и подчинение князю Киевскому

Недаром названа поэма полком Игоря, а не именами других князей. Звучит Ария Игоря из оперы Бородина. Задание: Какой персонаж из поэмы исполняет эту Арию? Что вам помогло узнать? Какое сочинение написали под эту арию? Какой вам представляется Игорь в этой опере? (Учащиеся читают отрывки из сочинений).

Фольклорные мотивы в поэме: (иллюстрации к образу Игоря: слайды №№10-12)

Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог Игоря с Донцом, это и помощь природы в бегстве из плена героя: указ пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы доносили Игорю о половцах.

Герб Игорю (Рисунки учащихся – слайды №№13-14).

Игорь уподобляется соколу, так как автор постоянно сравнивает его с этой птицей. Сокол это молодость, зоркость, быстрота, смелость. В рыцарской эмблеме можно добавить меч и копьё.

Но перед этим звучит отрывок из оперы (ария Всеволода). Задание: узнайте персонажа. Прочитайте сочинение про него.

Вопросы для 2-й группы:

Обратимся к словарю Даля и рассмотрим значение слов буйла, буйный, тур.

БУЙЛА, буйло, буйвол м. буйволица ж. турецкий, азиятский бык и корова, Bosbubalus, черный, малошерстый, плоскорогий. | Сиб. тибетский бык, горбатый, с конским хвостом, китайский буйла, як, кутас. | Буйло ниж. и др. лось, сохатый, изредка попадающийся, как захожий, загнанный туда; название ошибочное. Буйловый, буйволовый или буйволиный, к нему относящийся. Буйволина, буйволятина ж. буйловая говядина. Буйволенок м. буйволята мн. буйловое теля, теленок.

БУЙНЫЙ, сокращ. буй, смелый, храбрый, дерзкий; самонадеянный, кичливый, шумливый; бушующий, беспокойный, забиячливый, бурливый; могучий, одолевающий; склонный к самоуправству, насилию, обидам. Буйный ум, кичливый, возносящийся выше пределов своих. Буйный народ, самовольный; буй воевода, храбрый; буен во хмелю, буянит, шумит. Буйная голова, беспокойная; в сказках и песнях горькая, горемычная, бесприютная. Некуда приклонить буйной головушки. Расчесали буйну голову, заплели русу косу, о невесте. Честное слово и буйну голову смиряет. В древнем: буйтур, храбрый и ярый, будто соединены названия двух видов быка: буйлы и тура.

Знаменитое место в монологе Всеволода похвала курянам отважным воинам.

В XII веке Курс был пограничным городом. Опасность нападения врагов возникала внезапно. Как показывают археологические раскопки, там некогда располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу. Метафорическая похвала Всеволода нисколько не гиперболизировала боевые свойства курян.

В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода это символ мира.

Фольклорные мотивы:

Рыцарская эмблема: бык, обладающий сказочной силой (слайд №16).

Вопросы к 3-й группе:

Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья.

Рыцарская эмблема: серебряные седины – аллегория мудрости Святослава Киевского.

Вопросы к 4-й группе (слайд №19).

Автор вложил в уста Ярославны обращения – заклинания к ветру, реке и солнцу.

У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру Ярославна обращается почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.

Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была живым существом, и надо было найти нужное слово. Христианство потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские обряды: ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть сразу, жившая столетиями.

Это не просто монолог, монодрама, произведение с одним действующим лицом. Сразу после того, как Ярославна произносит все заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

Вопросы к 5-й группе:

Осмомысл Галицкий – отец Ярославны. Никто из князей не удостоился такой парадной, пышной, торжественной характеристики, как могущественный властитель богатого Галицкого княжества, находившего в Прикарпатье.

Фёдор Буслаев сопоставляет Всеслава с образом старинных сказок – Китоврасом, который днём царствует над людьми, а ночью обращается зверьём Китоврасом и царствует над зверьми. Его оборотничество стало вечным достоянием фольклора. Обвинительный приговор ему объявляется не за чародейство – ведь и рождён он был чародеем - от судьбы не уйти невозможно. Кара постигает хитрого за то, что участвует в княжеских распрях.

Автор не скрывает отрицательного отношения к деду Святослава Киевского, Олегу Святославичу, который именуется Гориставичем. Он был виновником многих междоусобиц и своё прозвище - кличку вполне заслужил.

Другие половцы в поэме действуют не как экзотические герои. Они враждебны русским воинам, они язычники, поганые, но они люди.

Фольклорные мотивы:

Вопросы 6-й группе:

IV. Подведение итога:

V. Домашнее задание:

Читайте также: