Восьмеричная система счисления конспект урока 8 класс

Обновлено: 03.07.2024

Для реализации занятия используется презентация, интерактивная доска, Интернет подключение, планшеты, с целью повышения быстрой восприимчивости информации учащимися, привлечения внимания и оперативной подачи материала учителем.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Актуализация (13 мин);
  3. Мотивация. Открытие нового материала (8 мин);
  4. Физкультминутка (1 мин);
  5. Первичное закрепление нового материала (10 мин);
  6. Закрепление нового материала (7 мин);
  7. Итог урока и рефлексия (3 мин).
  8. Домашнее задание (2 мин)

ХОД УРОКА

Цели и задачи урока :

  • расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;
  • сформировать навыки перевода целых десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
  • сформировать навыки перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную;
  • развивать умение анализировать полученные результаты.

Планируемые результаты обучения:

  • предметные – способствовать формированию навыков перевода десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
  • метапредметные – способствовать формированию умения анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую;
  • личностные – формировать понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи: информатика, математика

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска.

Материалы и оборудование для учащихся: раздаточные материалы, планшеты

I. Оргмомент (1 мин)

II. Актуализация (13 мин)

Проверка теоретического материала:

  • Что такое система счисления?
  • Какие виды систем счисления можно выделить по способу образования чисел?
  • Что называют цифрой?
  • Что такое алфавит системы счисления?
  • Что называют основанием системы счисления?
  • Проведите примеры позиционных систем счисления
  • Назовите основание и алфавит десятичной системы счисления
  • Назовите основание и алфавит двоичной системы счисления
  • Какая форма записи числа называется свернутой и развернутой?

Самостоятельная работа ( приложение 1 )

Переведите целые числа из десятичной СС в двоичную, из двоичной в десятичную.

Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий

III. Мотивация. Открытие нового материала. (8 мин)

Изложение нового материала сопровождается презентацией.

Проблема: Как можно перевести десятичное число в восьмеричную систему счисления? В шестнадцатеричную систему счисления? (Учащиеся предлагают ответы).

Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? ( Ответы учащихся )

В тетрадях обучающиеся записывают следующие:

Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.

1. При переводе числа из восьмеричной, шестнадцатеричной системы в десятичную надо это число представить в виде суммы степеней основания его системы счисления.

Числа 703 8 , 23FA1 16 перевести в десятичную систему счисления.

703 8 =7*8 2 +0*8 1 +3*8 0 =448+3=447 10

23FA1 16 =2*16 4 +3*16 3 +15*16 2 +10*16 1 +1*16 0 =131072+12288+3840+160+1=147361

2. Правило перевода из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

Пример. Перевести числа из десятичной системы счисления

IV .Физминутка (1 мин)

Попытайтесь вслед за ней

(Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.)

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

V . Первичное закрепление нового материала (10 мин)

Обучающиеся выполняют задания у доски.

  1. Переведите число 742 в восьмеричную систему счисления

Ответ: 743 10 = 1346 8

  1. Переведите число 15FC из шестнадцатеричной системы счисления в

Ответ: 15FC 16 = 5628 10

  1. Переведите число 345 10 в восьмеричную систему счисления.

Последовательно делим число 345 на 8 получим:

  • 345 ÷ 8 = 43 и 1 в остатке
  • 43 ÷ 8 = 5 и 3 в остатке
  • 5 ÷ 8 = 0 и 5 в остатке

Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 531 8 = 345 10

  1. Переведите число 345 10 в шестнадцатеричную систему счисления.

Последовательно делим число 345 на 16 получим:

  • 345 ÷ 16 = 21 и 9 в остатке
  • 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
  • 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке

Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 159 16 = 345 10

  1. Переведите число 350 10 в шестнадцатеричную систему счисления.

Последовательно делим число 350 на 16 получим:

  • 350 ÷ 16 = 21 и 14 (Е) в остатке
  • 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
  • 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке

Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15Е 16 = 345 10

VI. Закрепление нового материала (7 мин)

Учащимся предлагаются следующие вопросы за отведенное время на выбор ответа (приложение 2):

1. Продолжите предложение: "В алфавите восьмеричной системы счисления отображаются цифры . " (30 с)

2. Переведите число 45 из восьмеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ. (60 с)

3. В алфавите шестнадцатеричной системы счисления отображаются цифры . (30 с)

  1. Переведите число F5 из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ . (60 с)

5. Переведите десятичное число 321 в восьмеричную. (60 с)

VII. Итог урока, рефлексия (3мин)

Итак, мы с вами ознакомились с восьмеричной и шестнадцатеричной системой счисления. Восьмеричная система часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Ранее широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательные – показать связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления; сформировать знания и умения перевода небольших десятичных и двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

развивающие – умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему;

воспитательные – понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

1) рассмотрение восьмеричной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления

3) рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы;

4) рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;

5) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления;

6) характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

развёрнутая форма записи числа;

двоичная система счисления;

восьмеричная система счисления;

шестнадцатеричная система счисления.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

I Организационный момент (2 мин)

II Повторение. Введение в тему (8 мин)

Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими 10 ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.

Когда, пыля 10 ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С 1 хвостом, зато 100-ногий.
И 10 темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймешь ты мой рассказ.

А. Н. Стариков

В чем необычность девочки, по словам автора? В чем загадка стихотворения?

В какой системе счисления автор указал количество. ( В двоичной )

Где используется эта система счисления? ( В компьютерной технике )

Постановка проблемного вопроса

Какую систему счисления используем мы – люди? (Десятичную) Как вы думаете, с чем это связано? (Это обусловлено нашей физиологией.)

Сегодня мы рассмотрим еще две системы счисления, которые, как и двоичная, часто используются в информатике.

Как вы думаете, о каких системах счисления идет речь?

– Это восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

III Изучение нового материала. (15 мин)

Восьмеричная система счисления

В тетрадях обучающиеся записывают следующие определения:

Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления воспользуемся способом последовательного деления на 8.

Пример. Переведем число 12 из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления. Получим

12 10 = 14 8 . Задание выполнено правильно.

Правило перевода десятичных чисел в восьмеричную систему счисления: для перевода из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в виде суммы степеней восьми и найти ее десятичное значение.

Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления воспользуемся способом последовательного деления на 16.

Правило перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Для перевода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.

Физкультминутка

А теперь, я предлагаю немного отдохнуть!

Под музыку выполняют предложенное упражнение.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево - вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук) )

IV Закрепление. Практическая работа. (10 мин)

Работа в группах по 2 человека.

Выполните задания. Зачеркните в таблицах те столбики, где стоят числа, которые вы получили выполняя задания, и прочитайте текст.

… Первый портативный электронный калькулятор был выпущен американским филиалом японской фирмы в году. Он весил около килограмма и “знал” только четыре действия арифметики. (“Шарп”, 1969)

VI Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Компьютерные системы счисления.

Цель урока: формирование знаний о восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления, формирование навыков перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и наоборот.

Задачи урока:

Образовательные:

закрепить знания о позиционных системах счисления;

закрепить навыки записи развернутой и свернутой записи чисел;

сформировать знания о восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления;

сформировать навыки перевода из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и наоборот.

Развивающие:

научить составлять логическую цепочку рассуждений;

научить наблюдать, делать выводы;

научить преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

воспитать положительного отношения к знаниям, усидчивости, трудолюбия;

привить интереса к Информатике;

сформировать навыки самоорганизации и самоконтроля;

воспитать информационную культуру.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Основные понятия: система счисления, позиционная система счисления, развернутая форма записи числа, свернута форма записи числа, восьмеричная система, шестнадцатеричная система.

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих учащихся на уроке.

II. Актуализация знаний.

Что такое система счисления? Цифры? Алфавит?

Какие вы знаете виды систем счисления?

Что такое представляет собой каждая из них?

Что называется развернутой и свернутой формой записи числа?

Проверка домашнего задания

III. Постановка проблемы

Давайте определим цель нашего урока. Для этого скажите, на какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы?

IV. Повторение полученных знаний

Учитель показывает на примере правило перевода чисел:

V. Закрепление полученных знаний

Ученики решают задания (один работает у доски, остальные – в тетрадях)


Тема: Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления.

Цель: формирование навыков перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; развивать умения и навыки определять переводить системы счисления и проверять при помощи проверки, самостоятельность, внимание, память, логическое мышление; воспитывать ИКТ-компетентность, культуру информационного общения.

Тип урока: комбинированный.

Форма: индивидуальная письменная, фронтальная устная.

Образовательные ресурсы: ПО ЭВМ, медиапроектор, дидактический материал, наглядный материал (презентация)

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Планируемые образовательные результаты:

- метапредметные: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, строить логическое рассуждение и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность.

- личные: развитие чувства личной ответственности способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Читайте также: